Игровая среда: как ее создают? Развивающая игровая среда

О проблемах организации игротек (комнат для игры) и оформления игровых уголков мы беседуем с Сергеем ГРИГОРЬЕВЫМ, руководителем Центра празднично-игровой культуры и социокультурного развития Московского городского дворца детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах.
Это вторая беседа из цикла, посвященного юбилею игротек в нашей стране.

Игровая среда: как ее создают?

Продолжение. Начало см. в № /2009

Проведем эксперимент: разбудим воспитателя детского сада среди ночи и спросим: «Что такое игра?». Он тут же, не задумываясь, выдаст: «Игра - ведущая деятельность дошкольника». Эта фраза со студенческих лет стала для воспитателей чем-то вроде древнего заклинания, смысл которого утерян в глубине веков.
И если мы начнем выяснять: что такое игра? Всегда ли ребенок с игрушкой в руках - «играющий» ребенок? Любая игрушка - предмет для игры или нет? Сколько нужно игрушек, чтобы ребенок играл? А может, дело не в количестве, а в качестве? Или вообще не в этом дело? И какое отношение взрослый имеет к игре ребенка? - тут, даже среди бела дня, мы рискуем не получить ответы на свои вопросы.
Не только потому, что воспитатели не всегда над этим задумываются. Но и потому, что эти вопросы очень сложны даже для ученых.
Тезис «Игра - ведущая деятельность дошкольника» принадлежит одному из «праотцов» отечественной психологии Даниилу Борисовичу Эльконину, который создал свою концепцию детской игры в рамках ведущего и единственного направления советской психологии - теории деятельности.
Сегодня многие утверждения и представления, казавшиеся незыблемыми в то время, нуждаются в уточнениях, в развитии, а порой - и в опровержении.
Так, к примеру, произошло с представлениями о творчестве, с представлениями о внутреннем мире человека - мире переживаний.
Игра, безусловно, является видом творчества для ребенка. И игра связана с миром его переживаний. А значит, не может быть сведена исключительно к деятельности.
Но деятельностная сторона игры - это то, что нам явлено. То, с чем мы - педагоги и родители, как правило, имеем дело.
Поэтому, заводя речь об игре, мы непременно выходим на проблему организации игровой среды. Что зависит от нас, взрослых, чтобы ребенок, желающий играть, играл?

- Сергей! Обсуждая проблемы организации детской игры, мы выстроили педагогический треугольник: ребенок, игровая среда, педагог. Три обязательные составляющие для возникновения игры в детском саду. Какая из сторон является определяющей?

Вопрос, скорее, заключается в том, как эти составляющие взаимосвязаны. Как они влияют друг на друга? Во-первых, сразу оговоримся: главная составляющая для любого педагогического процесса - ребенок. Ребенок - тот субъект, ради которого мы стараемся. Причем не абстрактный ребенок, а вполне конкретный - Вася, Петя, Маша. Эти самые Вася, Петя и Маша - удивительные существа. Они в силу природных обстоятельств обречены на развитие: ведь они растут. Меняются их возможности, интересы и мотивы деятельности. Это закон природы: маленький ребенок должен взрослеть. И на уровне дошкольного возраста его рост всегда особенно заметен: вот он плохо говорил, а сейчас - гораздо лучше. Двигался неумело, а сейчас и на одной ножке скачет, и мяч кидает. И делает он это либо благодаря среде, либо вопреки ей. Обедненная среда, к примеру, будет этому препятствовать, а обогащенная, та, которую мы называем развивающей, будет этому способствовать. Это значит, что детское развитие может идти разными темпами и с разной эффективностью, «запасая» проблемы на будущее или избавляясь от них. Конечно, в интересах взрослых сделать так, чтобы среда помогала развитию. И игрушкам здесь отводится не последняя роль.

- Что такое «обогащенная среда» с точки зрения количества игрушек? Игрушек должно быть много? Они должны быть разнообразными?

Я бы постарался избежать слова «много». Я бы сказал, игрушек должно быть оптимальное количество. Но это не значит, что мы можем определить этот оптимум в количественных показателях раз и навсегда и составить жесткий перечень игровых предметов, которые обеспечивают оптимальность.

- Но вообще-то в детских садах действуют «по инструкции». Как правило, та или иная образовательная программа для детского сада рекомендует организовывать в группе игровые уголки по определенной теме, иметь те или иные игры и игрушки в определенном количестве. Например, обязательно нужен уголок для так называемых «игр-драматизаций». Или уголок спортивного инвентаря. Нужен кукольный уголок. В детских садах устраивают конкурсы на оформление конкретных уголков. Все группы представляют уголки по одной и той же тематике.

В общем виде рекомендации могут выглядеть достаточно разумными: ведь их обычно разрабатывают психологи с учетом представлений о возрастных особенностях детей. Но эти представления всегда обобщенные. И конкретная игровая среда, чтобы быть действительно развивающей, должна «настраиваться» на конкретную группу детей. Иными словами, сколько игрушек и какие уголки должны быть в группе, нужно каждый раз решать заново.

Вот простой пример. В группе гораздо больше мальчиков, чем девочек. Значит, мальчикам нужно для игры больше места. Возможно, требуется пожертвовать парикмахерской и отвести дополнительное место для строительных игр. Возможно, требуется сократить количество кукол, но увеличить количество машин.

А бывает, что в детском коллективе есть гиперактивные дети. Они с трудом включаются в коллективные игры вроде игр в семью. Под них тоже нужно подбирать специальные игрушки, позволяющие смягчить их агрессию.

- Например, можно заменить обычные мячи на мягкие, вязаные.

Это может быть одним из решений.

- Вообще-то мальчикам всегда нужно больше места. И если с этой точки зрения анализировать дизайн группового помещения, он всегда обустраивается в ущерб мужской части воспитанников. Хотя бы потому, что воспитатели оформляют группу, исходя из своих, женских, представлений о красоте и уюте. И им гораздо легче представить, как и во что будут играть девочки, чем поставить себя на место мальчиков. Так что гендерное неравенство, ограничивающее мальчиковые игры, в детсадовской среде присутствует изначально.

Но ведь можно этого избежать. Замечательный психолог, признанный авторитет в области изучения игры, Новоселова не раз отмечала: самое главное в игровой деятельности - инициатива самого ребенка. Задача педагога - подметить эту инициативу и ее поддержать. Возможно, оформление среды должно рождаться из наблюдений за детьми. Надо выяснить, что в данный момент им интересно, и помочь игровыми материалами.

- То есть игровая среда не может быть задана раз и навсегда? Даже для конкретного возраста? Даже если педагог попытался изначально оформить группу с учетом количества мальчиков и девочек?

В идеале, конечно, нет. Игровая среда должна постоянно меняться, постоянно обновляться. Ведь интересы детей меняются. Раз и навсегда оформленная среда перестает быть развивающей.

- Но каждый день ее тоже нельзя менять?

Каждый день не требуется. Но тут, к сожалению, нельзя сказать: требуется обновлять или изменять среду раз в неделю или раз в полгода. Среда должна быть гибкой и реагировать на изменения, связанные с детьми.

- Это очень трудно.

Для кого трудно? В первую очередь для проверяющего, для того, кто управляет детским садом. Конечно, проще поставить галочки: месячник по оформлению уголков для игры в театр провели. А нужны ли сейчас детям эти игрушки, как быстро они пресытились ими - это второй вопрос.

- Для воспитателей тоже сложно постоянно менять среду.

Конечно, сложно. Вообще воспитывать сложно. Но можно этот процесс рационализировать. Во-первых, можно часть игрушек убирать, а потом через какое-то время доставать. Во-вторых, можно иметь в группе достаточный запас «неспецифических» предметов, которые можно задействовать в самых разных играх.

- То, что может служить предметами-заместителями?

Да. Но самое главное - не это. Самое главное в том, что эта идея - о необходимости постоянного изменения среды, ее подстраивания под ребенка - должна поселиться в голове воспитателя. Потому что - и сейчас мы переходим к еще одной составляющей нашего педагогического треугольника - развивающая среда в детском саду не может существовать помимо педагога. Уточню: развивающая игровая среда. Мы ведь об игре ведем речь и с этой точки зрения оцениваем среду. Так вот: главное условие, при котором среда становится развивающей, связано с наличием играющего воспитателя.

- «Игра - ведущая деятельность педагога-дошкольника!»

- Игра должна оказаться в центре внимания педагога-дошкольника. Раньше дети росли в больших семьях, много гуляли во дворе, где всегда существовало разновозрастное сообщество. Они приобщались к игровой культуре через других, более старших детей. Теперь все изменилось. Мы живем иначе, и носителем игровой культуры для маленького ребенка оказывается взрослый. Взрослый учит ребенка играть. И воспитатель с этой точки зрения - первый профессиональный носитель игровой культуры.

- Что это значит?

Это значит, что он по крайней мере осознает себя человеком, участвующим в игровом развитии ребенка. Не тем, кто дает занятия. Не тем, кто выносит горшки и вытирает носы. А «педагогом играющим».

- Но носы, горшки и занятия при этом не отменяются?

Нет. Просто выстраивается другая иерархия ценностей. Тогда утверждение «игра - ведущая деятельность» перестает быть голословным. Тогда мы можем говорить о развитии игровой культуры воспитателя.

- Игровой компетентности, как сейчас модно говорить. Можно обозначить конкретные признаки такой компетентности? Например, для того, чтобы они учитывались при аттестации.

Ну, во-первых, дети всегда скажут: «Наша воспитательница с нами играет!»

И родители скажут: «Воспитательница играет с нашими детьми».

- Как правило, именно таких воспитателей дети любят больше всего. Даже строгость им за это прощают.

Кроме учета «общественного мнения», можно ввести и формальные показатели. Например, воспитатель должен знать определенное количество подвижных игр, уметь их организовать. Должен знать хороводные игры. Должен быть способен загадать сколько-то загадок, рассказать несколько скороговорок. Иными словами, в арсенале воспитателя должен быть некоторый набор игр, которым он при необходимости сможет воспользоваться. Такой воспитатель может своими умениями компенсировать даже недостатки бедной с точки зрения наличия игрушек среды. Потому что среда выстраивается вокруг такого педагога, изменяется его присутствием. И мы вернемся к тому, с чего начали: предметно-игровая среда - это не обстановка в комнате. Как развивающая она работает только тогда, когда у нее есть душа. Игровая душа. А рождается эта душа из союза взрослого и ребенка - играющего взрослого и играющего ребенка.

Фото из архива детского сада № 306 г. Красноярска

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Содержание
    • Введение
    • Глава 1. Теоретические основы использования предметно-развивающей среды как условия развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
      • 1.1 Современные подходы к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
      • 1.2 Сущностные характеристики предметно-развивающей среды
    • Глава 2. Экспериментальное изучение предметно-развивающей среды как условие развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
    • Заключение
    • Литература
    • Введение
    • Познавательная активность дошкольников имеет разные проблемы развития - важная детской психологии, непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности является активность её самостоятельности и инициативности.

На современном этапе надо давать детям возможность познать действительность, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, что и было в обычной системе умственного воспитания.

Развивающая игровая среда детства должна быть построена по принципам обогащенности и наукоемкости, иметь в своем арсенале природные и социальные средства с возможностью разнообразить деятельности ребенка. Она помогает ребенку брать из нее информацию, нужную для постановки и решения задач различной деятельности и моменты для творческого духовного развития.

Для дошкольника "игра - единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком". Для взрослого - "единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым".

Родители покупают игрушки, поощряют их самостоятельные игры, знают, что дети любят играть. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Многие думают, что игра необходима для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения ребенка от шалостей, капризов. Игра, по их мнению, заполняет его свободное время, чтобы был при деле. Постоянно играя с детьми, родители наблюдают за игрой, они ценят её, как одно из значимых средств воспитания.

Актуальность исследования . В отечественной педагогике и психологии в настоящее время накоплен достаточно большой опыт воспитания и обучения дошкольников основываясь созданием развивающей среды в детском саду. Особенностью всех этих исследований является усиливающееся внимание к построению предметно-развивающей среды, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых. Большое значение в настоящее время придается игровой деятельности детей дошкольного возраста. Игра является ведущим видом их деятельности. Хорошо построенная игровая деятельность детей дошкольного возраста важна для развития психики, физического развития и овладения социальным опытом.

Возможна организация такой среды, направленной на "гармонизацию всех ее компонентов, которая будет влиять на развитие личности дошкольника. При этом окружающая среда, должна быть с правильной организацией и умело включать ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром. Такое условие эффективности педагогического процесса, что среда, в которой существует ребенок, может быть разной: поддерживающей, развивающей, насыщенной, комфортной или в некоторых случаях враждебной. Окружающий ребенка старшего дошкольного возраста мир предметов должен заинтересовать, дать желание преобразовывать и усовершенствовать. Особо важны условия для развития личности, творчества и самостоятельности. Необходимо дать каждому ребенку возможность заниматься любимым делом. При организации предметной среды в групповом помещении необходимо учитывать всё для становления основных характеристик личности малыша, способствовать развитию его навыков и интересов. Предметно-развивающая среда, не следует забывать, должна меняться в зависимости от возраста воспитанников, сроков обучения и использованной программы.

На практике выявляется однообразие предметно-развивающей среды и недостаточность её содержания. Отсутствие средств позволяющих детям самосовершенствоваться наблюдается, в освоении познавательно-игровой деятельности, мало объектов, заинтересовать дошкольников (занимательный интеллектуальный материал материалы для игр-экспериментирования, и т.п.).

Всё это тормозит развитие мотиваций для взаимодействия дошкольников и не дает возможности реализовать всю суть предметно-развивающей среды как основного фактора развития познавательных интересов.

Отмечается противоречие от недостаточного использования в предметно-развивающей среде в дошкольном учреждении и насущной необходимостью развития игровой деятельности дошкольников при изучении психолого-педагогической литературы.

Цель данной работы выявить - теоретически и путем эксперимента выявить насколько эффективна игровая деятельность как средства развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.

Объек т исследования : игровая деятельность дошкольников и их особенности.

Предметом исследования выступает игра, как индивидуальное средство развития дошкольников.

З адачи :

· Определить показатели предметно-развивающей среды;

· Определить уровень игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста;

· Использовать условия предметно-развивающей среды как стиль игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста и установить их эффективность.

Гипотеза: Предметно-развивающая среда будет способствовать эффективному формированию игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:

Расширение через ее содержание эмоционально-чувственного опыта ребенка формирование содержательного общения ребенка со взрослым;

Стимулирование к игровой деятельности с учетом их интересов детей.

Глава 1. Теоретические основы использования предметно-развивающей среды как условия развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

1.1 Современные подходы к проблеме игровой деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

Игра - вид деятельности человека. Она сложное и интересное явление. Многие психологи, педагоги, философы, этнографы, искусствоведы, генетики, писатели и т.д. издавна обращают на неё внимание.

Игры для детей, особенно младшего и дошкольного возраста - это не просто развлечение и времяпрепровождение. В первую очередь, игры позволяют овладеть новыми моторными и сенсорными навыками, расширить кругозор ребенка, дают необходимые познания и развивают воображение. Для того чтобы извлечь из таких занятий максимум пользы, необходимо учитывать то, что игра должна выбираться самим ребенком и нравиться ему.

Для дошкольников игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Дети в возрасте 2-4 лет не умеют играть самостоятельно.

Не стоит говорить и о совместной игре. Обычно без особой задачи возят машину, не находя ей большего применения, быстро ее бросают, требуют новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, когда в процессе общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Это происходит от участия, организации жизни детей в игре. Именно от этого возникает самостоятельность. Ждать, пока они сами начнут играть самостоятельно - значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Подбор игрушек по возрасту важное педагогическое условие, благодаря ему проявляется начало развития игры детей. Игрушка - материальная опора, центр игры. Она подталкивает к теме игры, заводит новые связи, побуждает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но не всегда оказывают воспитательное значение для детей игрушки, которые нравятся взрослым,.

Они очень рады минутам, подаренным им родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для детей. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких им людей, тем больше игре как особому виду детской деятельности в современном дошкольном образовании придается большое значение. Л.С. Выготский отмечал ее своеобразие. Оно заключается в возникновении особого отношения между ребенком и ситуацией, которое характеризуется двойственностью детских переживаний. Например, играя "в больницу", ребенок одновременно плачет как пациент и радуется как играющий. Используя предметы-заместители, ребенок обращается с ними и в логике реальных объектов, и в логике тех объектов, которые они замещают: стульчик в игре может выступать и как предмет мебели, и как автомобиль одновременно. Эта необычность игры, ее одновременная обращенность и к миру ребенка и к миру взрослых не только удивляет, но и заставляет осмыслить ее место в жизни дошкольника. Д.Б. Эльконин разработал теорию культурно-исторического происхождения игры как периода, в ходе которого дошкольники обращаются к освоению социальных отношений. В его исследованиях показано, что игра выступает как своеобразная "зона ближайшего развития" ребенка: то, что ребенку трудно выполнить на основе прямого указания взрослого, оказывается достижимым в игровой деятельности .

Не случайно А.Н. Леонтьев рассматривал игру как ведущую деятельность дошкольника, порождающую детское сознание. Дошкольник воспринимает социальное окружение через игру, которая раскрывает ребенку смыслы человеческого взаимодействия в различных ситуациях. Модели социальных отношений воспроизводятся ребенком в сюжетно-ролевой игре - особой форме познания социальной действительности. Она возникает в силу того, что ребенок оказывается способным представлять действия взрослых и стремится к их выполнению. Однако в силу ограниченности возможностей его желание подражать взрослым еще не может быть реализовано. Возникает сюжетно-ролевая игра как форма разрешения данного противоречия. Ребенок, осваивая различные социальные роли, оказывается врачом, военным и т.д. Параллельно дошкольник приобретает опыт партнерских отношений с участниками игры. В игре развивается детская личность и осуществляется подготовка к переходу на следующий период развития. А.В. Запорожец подчеркивал, что будет большой ошибкой стремиться сократить период игры в жизни детей дошкольного возраста и ускорить переход от игры к учебной деятельности.

С игрой как специфическим пространством детской активности связаны определенные сложности, вызванные дистанцированием взрослых от игр детей. Поскольку главная особенность игры заключается в условном, символическом понимании реальности. Собственную инициативу ребенку разрешается проявлять только в пределах игры. Она не рассматривается взрослым как серьезная попытка проникновения в суть социальных отношений.

Вместе с тем, именно в игре дошкольник выступает как субъект социального действия. Взрослому же, как правило, трудно находиться в игровом пространстве по двум причинам. Во-первых, он должен поддерживать детскую инициативу, а не быть лидером детских игровых объединений. Для этого он должен все время удерживать отмеченную выше двойственность, условность игрового пространства. Во-вторых, игра - это развивающаяся субстанция. В этом отношении ребенок все время находится на границе игры. Он должен постоянно искать новые возможности движения.

В противном случае игра перестает быть интересной ребенку. Именно этим, умением видеть возможности, и определяется одна из главных характеристик игровой деятельности ребенка, которая отмечается как отечественными, так и зарубежными авторами, ее спонтанность. Она же является и основой развития ребенка как творческой личности. Д.А. Медведев в Послании Федеральному собранию подчеркнул: "Детство и юность - это тот период в жизни человека, когда определяется его будущее, то самое время, когда каждый впервые пробует, что-то открывает для себя, экспериментирует и ничего не боится". Для детей дошкольного возраста таким пространством экспериментирования выступает прежде всего игра.

В силу особенностей своего мышления, все дети любят играть с движущимися или изменяющимися предметами. Для совсем маленьких детей это могут быть погремушки, мячики, куклы или плюшевые игрушки. Для детей чуть старше представляют интерес гимнастические снаряды и музыкальные шкатулки. Вообще, все маленькие дети любят возиться с игрушечными музыкальными инструментами.

Детям нравится возиться с музыкальными инструментами

Дети в возрасте двух-четырех лет любят подвижные игры, дети до шести лет предпочитают, чтобы игровой процесс подразумевал использование их навыков силы и ловкости.

Дошкольники, как правило, именно в игре начинают познавать законы природы и физики. Например, они понимают, что чем сильнее ударить мяч, тем выше он отскочит, занимаясь постройкой домиков из кубиков, ребенок чувствует, что кубики нужно уравновешивать, чтобы конструкция не развалилась.

Главное, чтобы игра оставалась игрой и не была перегружена математическими задачками или чтением слов.

Таблица 1 - Игры и игрушки для старших дошкольников.

Экспериментирование

Занятия с водой, песком, гипсом и другим природным материалом.

Конструирование

Строительный материал типа конструкторов "Лего", "Архитектор" и пр.

Логическое мышление

Ситуационные задачки, Головоломки, задачки со скрытым смыслом, задачки "Что перепутал художник?" и т.п.

Продуктивная деятельность

Наборы для аппликации, лепки, рисования, вышивания, вязальные машины, ткацкие станочки, для девочек наборы с бусинками и леской, "Фантазер" - набор для изготовления картин из цветного песка и т.п.

Игры с правилами

Настольные игры "Лото", "Домино", "Бродилки" с игральным кубиком и др.

Сюжетно-ролевые игры со сказочными, бытовыми и школьными сюжетами

Игры в "Школу" (учеников, учительницу, маму отличника или двоечника), "Профессии" (дети придумывают сюжеты и берут на себя роли взрослых людей) и т.п.

Очень важный момент в детских играх - позволять и поощрять игры в коллективе. Когда ребенок подрастает, он начинает играть в игры, в которых установлены правила и есть конечная цель. В таких играх участвуют несколько детей. Он начинает понимать, что необходимо соблюдать правила, соблюдать очередность, также учится достойно принимать как поражение, так и победу.

1.2 Сущностные характеристики предметно-развивающей среды

За четверть века тема предметно-развивающей среды ДОУ стала традиционной для дошкольного образования и дошкольной педагогики. На гребне инновационной волны 90-х она перенеслась в практическую плоскость. Возможность создания "средового" многообразия совпала для российского дошкольного образования с потерей госфинансирования по статьям, за счет которых этой возможностью можно было бы воспользоваться. Но сады искали выходы, часто собственноручно. А предложение росло. Мы не располагаем точной статистикой, но очевидно, что можно говорить о десятках, сотнях моделей построения предметно-игровой, ландшафтной, архитектурной и др. среды в ДОУ, которые были предложены за это время.

Естественно, сама по себе среда "развить", "сформировать" ничего не может. Такой миф, правда, живет в сознании некоторых взрослых - родителей, педагогов, производителей. Даже на доброй почве, в оптимальной среде, цветок не приживется без хорошего садовника. А в детском саду и ребенок, и взрослый вполне могли бы сказать о себе словами Осипа Мандельштама: "Я же и садовник, я же и цветок…" Как и все живущие в человеческом мире.

Это значит, что предметная среда является лишь посредником - инструментом и условием организации "малого творческого сообщества" детей и взрослых, которое должно возникнуть в детском саду. Только тогда она будет развивающей. Тогда и "заработают" все те характеристики, которые являются создателями разнообразных сред: вариативность, многофункциональность, изменчивость, открытость к достраиванию, диалогизм. А до этого они лишь - в возможности.

И самое главное - предметная среда должна стать зеркалом тех изменений, которые происходят внутри маленьких и больших людей, "погруженных" в среду и одновременно создающих ее в виде элементов, модулей или целиком.

Предметно-развивающая среда представляет собой систему натуральных элементов деятельности малыша, единство социума и вещественных средств обеспечения разнообразной детской деятельности.

Многообразие игрушек не является главным условием развития детей. Для успешной предметно-пространственной среды в детском саду необходима работа педагогов ДОУ.

Надо уделять внимание развивающему характеру среды, создавая "среду обитания" для воспитанников. Мир многообразия предметов должен способствовать удовлетворению потребности воспитанника в активном и разноплановом действии.

Благодаря предметно-развивающей среде возможно включить в активную познавательную деятельность всех детей группы необходимо расширить опыт эмоционально-практического взаимодействия воспитанника со сверстниками и педагогом. Благодаря среде дети воплощают свои способности, дается стимул развития самостоятельности, проявления инициативы.

Предметно-игровая среда имеет в своем составе:

· игровое поле больших размеров организующее;

· оборудование для игры;

· широкий ассортимент игрушек;

· разноплановая игровая атрибутика;

Материалы для игры.

Весь набор игровых средств расположен обычно не в закрытом абстрактном игровом пространстве. Он находится в группе, зале для игр, на веранде озелененного участка детского сада.

При создании развивающей среды группы, необходимо, чтобы вокруг ребенка была комфортная и эстетичная обстановка. Надо придавать значение эстетике уголка - красота формирует малыша. Хорошо и красиво оформленный уголок должен быть привлекательным для детей и побуждать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо воспитывать бережное отношение к игрушкам, пытаться учить детей поддерживать порядок в уголке.

Игрушка занимает важное место в предметной среде ребенка. Она может быть соучастником, партнером, другом в игровой деятельности. Борьбу с неуверенностью, стеснительностью, создать эмоциональную устойчивость и саморегуляцию позволяет провести куклотерапия.

Общие и неразделимые понятия - Игра и игрушка. Игрушка побуждает к развитию игру, а игра, расширяясь, требует многообразия игрушек. Игрушка выступает для воспитанника своеобразным обобщенным эталоном окружающей среды в познавательном отношении. Игрушки все должны отвечать определенным педагогическим требованиям, хотя по сути они могут быть самыми разнообразными по теме и художественному содержанию. Игрушка должна соответствовать разным видам игр. Главное правило соответствовать возрасту. Ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки в зависимости от возраста: технические, сюжетные, игрушки-забавы игрушки-орудия труда, театральные, спортивные, музыкальные. Игрушки, которые позволяют ярко выделить специфические функции настоящих предметов, необходимы для развития активности и самостоятельности. Размер игрушек должен соответствовать размерам руки ребенка (скажем ложка, утюг, тарелка, молоток, телефон и т.п.), соответствовать его росту (кукольная мебель, машины, домики, коляски и т.п.), игрушки-партнеры (в виде зверей, птиц, куклы, мишки и т.д.).

Создание для каждого воспитанника разностороннюю развивающую среду - важная задача воспитателя с целью дать ему повод проявить себя.

В групповой комнате, в помещении прямоугольной формы, где располагаются детские столики для занятий, настольных игр, приема пищи. Игровые уголки могут располагаться на ковре, предназначенном для свободной деятельности детей, или на стеллажах.

Мебель и оборудование в каждой группе расположены так, что каждый воспитанник может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния в данное время. Это либо в достаточном удалении от детей и взрослых или, наоборот, для ощущения тесного контакта с ними, или же располагающего в равной мере контакт и свободу. дошкольник игровой умственный воспитание

Все групповое пространство поделено на центры. Они в доступности для детей: игрушки, дидактический материал, игры. Где находится бумага, природный материал, краски, карандаши, костюмы и принадлежности для игр-инсценировок дети должны знать.

Можно организовать в группе центр уединения - за ширмой, здесь воспитанник может просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива или полистать любимую книжку. Этим простым способом ребенок получает создание "своего" личного пространства.

Игровой уголок в группах необходим специальный, оборудованный по согласно принципа подбора игр по отдельным зонам: "Больница", "кинотеатр", "автобус", "Столовая", "Спальня", "вокзал", "Почта". Строительный материал расположен в отдельных нижних ящиках, которым дети во время игры с удовольствием пользуются.

В игровых центрах находятся все атрибуты по данной теме. Например, для уголка "Почта" - штемпели, бланки, ручки, печати, посылки, письма, квитанции, почтовый ящик.

В уголке по художественной деятельности - книжный уголок - книжки, литературные игры-викторины, сюжетные картинки, портреты писателей и поэтов.

Уголок настольных и дидактических игр должен быть в каждой группе. Игровое оборудование и материал для творческой деятельности в основном должен быть сделан руками воспитателей.

Каждый ребенок должен иметь возможность заниматься любимым делом. Именно с такой целью должна быть организована предметно-игровая среда групп детского сада.

Необходимо в предметно-пространственную среду каждой группы включать естественные, природные объекты. Это центры природы в группах, где воспитанники ухаживают за растениями. В группах для проведения элементарных опытов, экспериментов необходимо оборудовать центры экспериментирования.

Ведение календаря погоды дает детям возможность обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы.

Выводы : Особая роль в развитии детей принадлежит игре.

Игра является ведущей деятельностью дошкольников, имеет чрезвычайно важное значение для развития и формирования личности ребенка вообще, и для подготовки к школе в частности. Это главный метод педагогической коррекции.

Она занимает огромное место в мире физического, эстетического, нравственного, трудового воспитания дошкольников.

Созданная предметно-развивающая среда побуждает детей к чувству радости, эмоционально положительному отношению к детскому саду, желание посещать его, увеличивает новыми впечатлениями и знаниями, способствует активной творческой деятельности, положительно влияет на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

Глава 2. Экспериментальное изучение предметно-развивающей среды как условие развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 40 человек.

Эксперимент состоял из трех этапов:

Предварительный. Провели первичную диагностику уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах.

Основной этап . На этом этапе проводились занятия, в форме познавательно-развивающей игры для детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе.

Контрольный этап. Повторное тестирование уровня познавательной активности воспитанников в экспериментальной и контрольной группах, провели анализ полученных результатов.

Задача контрольного этапа эксперимента состояла в определении уровня познавательной активности дошкольников в обеих группах.

Определение уровня познавательной активности дошкольников шло по следующим критериям и показателям:

Присутствие познавательных вопросов, эмоциональная сторона участия ребенка в деятельности - когнитивный .

Наличие целенаправленности действий, создание моментов успеха и радости, завершенность процесса игры - мотивационный .

Положительные эмоции возникающие во время игрового процесса; длительность и целенаправленность интереса к решению познавательных задач эмоционально-волевой .

Инициативные моменты в познании; активация уровня познавательной деятельности, степень участия ребенка - действенно-практический .

Полагаясь на описанные критерии, для анализа полученных результатов были взяты три уровня познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.

Для выявления уровня познавательной активности взяты такие методики:

1. Ориентировка в окружающем: ребенок должен внимательно рассмотреть картинки с большим количеством искажений реальности и найти все "ошибки".

2. расположение набора сюжетных картинок в нужной последовательности способность к установлению логической связи событий

3. оперирование в плане образов дети должны выделить форму предметного изображения и соотнести ее с формой эталона.

4. самостоятельный рассказ ребенка с опорой на выстроенную им последовательность событий отражает наличие развития связной речи, так и владение просто жизненной логикой.

Результаты диагностики на контрольном этапе посчитали в баллах. Дети обеих групп до эксперимента находились примерно на одном уровне развития познавательной активности.

В ывод : в ходе эксперимента показатели выше в экспериментальной группе у большинства испытуемых по сравнению с контрольной где низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости ее развития. Эксперимент дал положительный результат.

Наша гипотеза

С помощью обогащения эмоционально-чувственного опыта ребенка через ее содержание; организацию содержательного общения ребенка со взрослым; стимулируя к игровой деятельности детей с учетом их интересов предметно-развивающая среда будет способствовать эффективному формированию игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста и показала положительный результат.

Заключение

Основным видом деятельности ребенка является игра, и её влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в ДОУ должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды.

Рассмотрев особенности игровой деятельности детей можно сделать вывод, что целенаправленное обучение детей игре, обеспечивает активизацию психической и двигательной сферы, развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Созданная предметно-развивающая среда побуждает детей к чувству радости, эмоционально положительному отношению к детскому саду, желание посещать его, увеличивает новыми впечатлениями и знаниями, способствует активной творческой деятельности, положительно влияет на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде.

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности развиваются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к последующему учению, развиваются способности к познанию. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Педагогам надо помнить, что относиться к игре надо очень внимательно. Игра ребенка - это часть его жизни.

В заключении можно сделать вывод о том, что в дошкольном возрасте игра является важнейшей самостоятельной деятельностью детей и имеет большое значение для их физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

Воспитатель, формируя предметно-игровую среду, должен руководить игрой, делая ее все более содержательной и организованной, знакомя детей с жизнью и деятельностью взрослых, помогая им организовать игры. Тем самым создается более благоприятная среда для всестороннего развития ребенка. .

В процессе эксперимента доказано, что предметно-развивающая среда будет способствовать эффективному формированию игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, и покажет положительный результат.

Видим необходимость дальнейшего познания для лучшего использования предметно-развивающей среды в игровой деятельности дошкольника.

Литература

1. Антонова Т.В. Особенности социального поведения детей в игре // Руководство играми в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой. - М.: Педагогика, 2006. - 250 с.

2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 128 с.

3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 128 с.

4. Грашин А.А. Дизайн детской развивающей предметной среды: Учеб. пособие. М.: Архитектура, 2008.

5. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. СПб: Детство-пресс, 2010.

6. Руте В.Ф. Эргономика и оборудование интерьера: Учеб. пособие. М: Архитектура-С, 2005.

7. Торопова Л., Марина 3. Интерьер и дизайн современной квартиры. М.: Эксмо, 2006.

8. Чешнова Н.Ю. Как обустроить детский сад? Ростов н/Д: Феникс, 2007.

9. "Воспитателю о детской игре". Д.В. Менджерицкая. Москва "Просвещение" 1982г.

10. Избранные философские произведения Москва 1958г. Т V.

11. "Дошкольная педагогика". Часть вторая. Под редакцией В.И. Лошковой и П.Г. Саморуковой. Москва "Просвещение" 1988г.

12. "Программа воспитания и обучения в детском саду" Москва

"Просвещение" 1982г.

13. "Воспитание детей в игре". Составители А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. Москва "Просвещение" 1983г.

14. "Первые сюжетные игры малышей" Е.В. Зворыгина. 1988г.

15. "Дидактические игры в детском саду" А.И. Сорокина. Москва "Просвещение" 1982г.

16. "Психология и педагогика игры дошкольника" Богуславская З.М. Москва 1966г.

17. Игра дошкольника/ Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой.- М.: Просвещение, 1989. - 286 с.

18. "Роль игры в воспитании детей" А.В. Запорожец, Москва 1976г.

19. "Руководство игр детей в дошкольном учреждении" Е.Н. Тверитина, А.С. Базарнова. Под редакцией М.А. Васильевой Москва 1985г.

20. "Психология игры" Эльконин Д.Б. Москва 1978г.

21. "Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста" Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Москва 1991г.

22. " Дидактические игры в детском саду " Бондаренко А.К. Москва 1990г.

23. "Проблема развивающего обучения" Давыдов В.В. Москва 1986г.

24. "Человеческая индивидуальность, наследственность и среда" Левонтин перевод с англ. Москва 1993г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды; исследование ее эффективности и экспериментальное выявление уровня сформированности познавательных интересов у дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 28.04.2012

    Исследование влияния предметно-игровой среды на развитие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста. Изучение психолого-педагогических условий организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении. Основные способы построения игры.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2014

    Специфика организации и оформления предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста. Особенности игровой деятельности детей. Принципы организации воспитания ребенка раннего возраста, формирование их совместной предметной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    Теоретические аспекты создания предметно-развивающей среды в детском саду для речевого развития детей дошкольного возраста. Методика совершенствования работы по речевому развитию с дошкольниками 5-6 лет. Примеры диагностических заданий для детей.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2013

    Сущность игровой предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении, основные принципы ее организации и роль в воспитании ребенка раннего дошкольного возраста. Эстетика оформления групповых помещений: интерьер, зонирование, динамичность предметной среды.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2015

    Психолого-педагогические особенности экологического образования детей среднего дошкольного возраста. Предметно-развивающая среда как средство развития детей дошкольного возраста. Развитие эстетических чувств. Оборудование зоны природы в детских садах.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2014

    Рассмотрение понятия и сущности условия как среды, в которой протекают те или иные педагогические процессы. Изучение этапов формирования умений исследовательского поиска у старших дошкольников. Влияние предметно-развивающей среды на развитие ребёнка.

    реферат , добавлен 27.03.2014

    Исследование влияния предметно-пространственной развивающей среды на развитие детей дошкольного возраста. Научно-методические подходы и требования к проектированию предметно-пространственной развивающей среды дошкольной организации на современном этапе.

    дипломная работа , добавлен 19.12.2014

    Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте. Организация эмпирического исследования особенностей игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2013

    Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей. Разработка проблемы игровой деятельности у детей дошкольного возраста, современных подход к ней в отношении умственно отсталых детей. Работа с детьми старшего дошкольного возраста.

Предметно-игровая среда для детей дошкольного возраста

—Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность и т.д.

Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей

—При проектировании предметно-игровой среды в группе, прежде всего, ориентируемся на цели развития и воспитания детей, исходя из сущности требований современной педагогики, активной роли ребенка и взрослого в этом процессе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предметно-игровая среда Выполнила: Медведева Светлана.

Предметно-игровая среда для детей дошкольного возраста Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность и т.д.

Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей При проектировании предметно-игровой среды в группе, прежде всего, ориентируемся на цели развития и воспитания детей, исходя из сущности требований современной педагогики, активной роли ребенка и взрослого в этом процессе.

Для построения развивающей среды в ДОУ выделяют следующие принципы: принцип открытости; гибкого зонирования; стабильности- динамичност развивающей среды; полифункциональности

Принцип открытости обществу и открытости своего "Я" предполагает персонализацию среды каждой группы. Для этого в группах оформлены выставки фотографий "Вот мы какие", семейные альбомы.

Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки. устраивать игры-драматизации.

Принцип стабильности-динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в "семью", "больницу", "магазин".

Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками) способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.

Предметно игровая среда в: Младшей группе Средней группе Старшей группе подготовительной

младшая группа “Маленький ребенок – это великое чудо, это вечная загадка, это хрупкий мост в наше будущее и прошлое одновременно”. В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек)

«Предметы оперирования » - это игрушки, имитирующие реальные предметы, - орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.д.) « Игрушки – персонажи » - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника и т.п. « Маркеры (знаки) игрового пространства – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.) С трёх лет дети становятся более требовательными к «похожести» игрушек на реальные вещи.

Организация развивающей среды в средней группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. средняя группа

Игровая зона должна находится в удобной стороне группы. Это позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.

Старшая группа В старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются интеллектуальная, нравственно-волевая и эмоциональная сферы личности ребенка. Дети начинают ощущать себя старшими среди других воспитанников, и задача воспитателя – помочь им понять это новое состояние. Учитывая характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей взрослыми, воспитатель должен создать условия для развития у них самостоятельности, инициативы и творчества.

Предметно-развивающая среда в старшей группе должна отвечать принципам активности, самостоятельности, творчества, а также динамичности В группе также выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье". освободить значительную площадь и перенести часть игрового оборудования в спальную комнату. Тем самым решается проблема ограниченного пространства группы.

Подготовительная группа Все групповое пространство должно быть распределено на ЦЕНТРЫ, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры В ЦЕНТРЕ уединения – за ширмой, они могут полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки могут служить и как стены для индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание "своего" личного пространства.

Кроме того, организация предметно-игровой среды должна отвечать следующим требованиям учитывать закономерности развития игровой деятельности, соответствовать педагогическим задачам воспитания детей различных возрастов, носить развивающий характер, соответствовать потребностям и уровню развития когнитивной сферы ребенка, т. е. быть неисчерпаемой, информативной, удовлетворять потребностям в новизне и преобразовании.

Предметно-игровая среда в группах детского сада должна быть организована таким образом, что бы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.

Литература Р.А. Кирьянова В книге даны рекомендации по организации среды развития с учетом возрастных особенностей, периода обучения и индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. Раскрываются принципы построения среды развития, представлен фотоматериал. Книга предназначена педагогам, логопедам, старшим воспитателям, а также родителям.

Спасибо за внимание


Создание развивающей игровой среды - значимый путь оказания содействия в развитии детской игровой деятельности в семье.

Важно, чтобы развивающая среда способствовала разностороннему развитию ребёнка, укреплению его здоровья, обеспечивала психологический и эмоциональный комфорт, содействовала формированию личности в целом.

Сотрудничая с семьёй, педагоги (при необходимости) могут помочь родителям позаботиться о системе благоприятных условий для своевременного возникновения, обогащения, развития разных видов деятельности ребёнка. Элементы развивающей среды должны быть максимально доступны и содержать побуждающие к деятельности импульсы, которые будут стимулировать разностороннее развитие малыша, помогут реализовать его естественную потребность в познании, активности, самостоятельности и т.д.

Важно учесть как возрастные особенности детей, так и индивидуальные различия. Безусловно, семьи живут в различных квартирных условиях и поэтому имеют различные возможности для организации детского уголка. Педагогам необходимо помочь родителям в определении качественных характеристик игр и игрушек, их количестве с точки зрения целесообразности, функциональной значимости.

Наличие образных игрушек, конструкторов, дидактических игр и др. разнообразит игровую деятельность ребёнка в домашних условиях, окажет воздействие на разные сферы его развития. Качественные, как с точки зрения безопасности, эстетичности, так и с точки зрения познавательности и эмоционально позитивного комфорта, игры и игрушки нужны сегодня нашим детям. Игры и игрушки, созданные самими детьми (особенно старшими дошкольниками) совместно с родителями, имеют огромное положительное влияние не только на развитие самой игры, но и на внутрисемейные отношения, отношения в диаде «ребёнок-родитель».

Формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в развитии игровой деятельности детей и компетентности родителей: индивидуальные; коллективные; информационно-наглядные.

В разных советах и консультациях нуждаются семьи, где растёт один ребёнок, два, многодетная семья, родители детей разного возраста, пола, темперамента. Эти аспекты педагог учитывает при организации индивидуальных форм взаимодействия с родителями.

В ходе организации коллективных форм взаимодействия (собрания, семинары-практикумы, родительские конференции, тренинги, деловые игры) могут рассматриваться вопросы роли игры в воспитании ребёнка, значение разных видов игр и игрушек в развитии всех сфер личности дошкольников разных возрастных групп, оказываться помощь родителям в овладении навыками изготовления игрушек из различных материалов и их использование в совместных с ребёнком играх, осуществляться презентация семейного опыта по организации игровой развивающей среды, развитию игровой деятельности детей в условиях семейного воспитания и т.п. Это не только повышает компетентность родителей в вопросах игровой деятельности, но и сближает семьи воспитанников, создаёт благоприятные условия для формирования родительского сообщества. Вечерние игротеки, факультатив «А мы играли так…», в процессе которых родители, бабушки и дедушки вовлекаются в игры с детьми или знакомят их со своими любимыми играми, как показывает практика, эффективны как в расширении опыта детей, так и в обогащении позитивного психологического климата в дошкольном учреждении и семье.

Включение родителей в совместную с педагогами и детьми деятельность по изготовлению атрибутов, костюмов и декораций для театральной деятельности, их активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, спектаклей и др., где используются игры, очень важно в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи по вопросам развития игровой деятельности дошкольников, осознанности родительской позиции.

Использование информационно-наглядных форм (информационных бюллетеней, газет, «семейных» газет, выставок методической литературы, помощь в создании домашних игротек и др.) при грамотном руководстве педагога-профессионала также может явиться действенным средством в налаживании партнёрских отношений между воспитателями и родителями в активизации игровой деятельности дошкольников как определяющего фактора развития их личности.

Педагогу при этом необходимо учитывать тот факт, что родители не являются гомогенной группой. Он должен уметь взаимодействовать с каждым из них во всех вопросах, в том числе и в вопросах игровой деятельности детей, на том уровне, который принимает тот или иной родитель, и профессионально корректно оптимизировать этот уровень. Только в таком случае постепенно родители всё глубже смогут осознавать, что игра объединяет мир взрослых и детей, создаёт условия для психического развития и «взросления», подготовки ребёнка к следующей возрастной ступени. Игровые взаимоотношения помогают установить контакт, сближают, открывают взрослым (родителям и педагогам) доступ к самым глубинным тайнам детской души, делают процесс воспитания и обучения ребёнка увлекательным и развивающим.

Таким образом, игра может и должна стать важнейшим содержательным компонентом взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Стратегия будет заключаться в соединении профессиональной компетентности педагога и осознанности родительской позиции, которые направлены на развитие ребёнка с позиции не декларированного, а действующего личностно-ориентированного подхода. Равноправное партнёрство родителей и педагогов позволит им глубже осознать самоценность личности ребёнка и использовать игру в её разностороннем развитии.