Форм сотрудничества доу с семьей. Формы и виды сотрудничества семьи и дошкольного учреждения

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Задачи и формы организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий образовательных учреждений и семьи.

Основные направления организации работы дошкольного учреждения с семьей :

Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.);

Организация диагностической работы по изучению семей;

Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей;

Организация психолого-педагогического просвещения родителей;

Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников);

Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;

Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;

Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в предупреждении негативных проявлений у детей;

Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами;

Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса;

Активное включение в работу с семьей психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, воспитателей;

Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений;

Разработка тематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и др.);

Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

В системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через:

Приобщение родителей к педагогическому процессу;

Неограниченное (по времени) пребывание родителей в дошкольном образовательном учреждении в период адаптации ребенка;

Информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дошкольного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;

Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

Разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

Систему социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.);

Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Работу с родителями в детском саду можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей : родительские университеты; конференции; индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания; лекции; тренинги.

Одной из главных и наиболее распространенных форм работы со всеми родителями являются родительские собрания , которые бывают:

Установочные или инструктивные, на которых родителей знакомят с изменениями в учебном процессе;

Знакомящие с аналитическими материалами из жизни учебного заведения (об успеваемости, медосмотре и др.) без упоминания фамилий учащихся и родителей;

Консультативные, здесь обсуждаются те или иные мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей;

Собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации;

Совместные с детьми и родителями;

Отчетные;

Связанные с организацией помощи отдельным семьям и детям;

Информационно-просветительские, посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением.

Общение с родителями в ходе занятий педагогического всеобуча лучше строить в форме лекций-бесед, диалога , по ходу изложения вопроса приводить примеры из практики, в завершении занятия решать педагогические задачи, позволяющие активизировать полученные знания, закрепить их.

Назначение родительских университетов в учебном учреждении - психолого-педагогическое просвещение родителей. Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги.

Конференция - форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Конференции требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям готовятся фотовыставки, книжный киоск по теме конференции, выставки работ учащихся и т.д. Различные службы учебного заведения разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей.

Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей или по рекомендации педагогов, если родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению.

Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении педагога-психолога. Тренинговые занятия для детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей.

Родительский ринг - это возможность обсудить различные ситуации в воспитании детей, изучить опыт преодоления проблем и конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. В анализе ситуации изучаются различные точки зрения родителей на проблему, обсуждается выход из создавшегося положения. Играет огромную роль и просвещение родителей группы, так как предлагается практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.

Строя сотрудничество детского сада с родителями, специалисты и практические работники опираются на «Концепцию дошкольного воспитания» (1989), в которой говорится о том, что детский сад и семья в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Задачи сотрудничества педагога дошкольного учреждения с родителями – установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, взаимодействия: эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм обучения и воспитания. В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Основные формы сотрудничества.

1. Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой – это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Переступив порог дома, педагог улавливает атмосферу семьи: как и кто из членов семьи встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопросы. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.

2. День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Он проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

3. Консультации. Консультации проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.



4. Родительские собрания. Общие собрания (для родителей всего учреждения) организуются 2–3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, Групповые собрания проводятся раз в 2–3 месяца. На обсуждение выносят 2–3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Предусматриваются выступления родителей.

5. Дискуссионные встречи являются активными формами общения в целях активизации воспитательных возможностей родителей. Это, например, «круглый стол», «вечер вопросов и ответов»; практикумы и тренинги, помогающие родителям осуществлять коррекцию собственных взглядов на воспитание и способов общения с ребенком. Успешному взаимодействию с родителями способствуют также эмоционально насыщенные формы общения с ними: совместный досуг взрослых и детей, фольклорные семейные вечера, познавательно-игровые викторины и т. п.

Воспитателю важно продумывать способы вовлечения родителей в воспитательный процесс. Так, он предоставляет им право свободно по своему усмотрению знакомиться с жизнью ребенка в детском саду, его общением со сверстниками. Родителям важно видеть ребенка в разных видах деятельности: игре, труде, за компьютером, во время еды и на прогулке, в бассейне и спортивном зале. Такие наблюдения – источник новых, подчас неожиданных знаний о сыне или дочери. Их количество в течение учебного года может определяться как просьбами родителей об интересующей их информации о жизни детей в детском саду, так и дефицитом имеющихся у родителей сведений или понимания значимости той или иной детской деятельности в развитии ребенка, выявленным в ходе бесед, наблюдений, опросов, тестирования родителей и пр.

Приглашая родителей в детский сад, следует создавать ситуации для взаимодействия детей и взрослых. Например, предложить родителям вместе с ребенком лепить, клеить, рисовать, играть, выполнять спортивные, танцевальные движения, задавать друг другу вопросы, загадывать загадки и пр. Взаимодействуя с ребенком, родители начинают лучше его понимать и чувствовать, замечают изменения в его развитии, радуются и сопереживают успехам и удачам сына или дочери.

Воспитатель продумывает содержание общения с родителями, принимая во внимание социальные факторы семейного воспитания: жилищные условия семьи, возраст, образование родителей, супружеский и родительский опыт; типы семей, указывающие на своеобразие социальной ситуации развития единственного в семье ребенка; имеющего старшего или младшего брата (сестру); проживающего с бабушкой, дедушкой; в неполной семье; при повторном браке родителя; с опекунами и др. Анализ семей воспитанников помогает педагогу лучше ориентироваться в педагогических потребностях родителей и осуществлять дифференцированное общение с ними, объединяя их в подгруппы по сходным условиям и трудностям воспитания (например, имеющих только сына или дочь; испытывающих затруднения в налаживании отношений между двумя, тремя разнополыми или однополыми детьми; интересующихся спецификой воспитания младшего ребенка в семье и др.).

Содержанием общения с родителями детей одного – трех лет могут стать: организация здорового образа жизни семьи; создание условий для безопасности жизни ребенка в доме; вопросы гигиены; значение эмоциональной связи матери и ребенка в развитии малыша, культуры эмоционального общения с ребенком и ценности игрового общения с ним в семье; особенности социального развития и преодоление кризиса трех лет. Важно обучать родителей умениям обогащать сенсорный, речевой опыт малыша в разных видах деятельности, обеспечивать двигательную активность ребенка, его орудийно-предметную деятельность, знакомить их с программой развития и воспитания детей в детском саду.

При общении с родителями детей трех – пяти лет воспитатель продолжает знакомить их со способами общения с ребенком и адекватными методами педагогического воздействия в семье; обучает способам развития речи и речевой коммуникации, показывает возможности семьи для развития у ребенка любознательности, воображения и др. Размышляет вместе с родителями о проявлениях индивидуальности ребенка, особенностях его поведения, привычках и предпочтениях.

С родителями детей пяти – семи лет воспитатель обсуждает вопросы психофизиологической зрелости ребенка и готовности его к школе; обращает внимание родителей на важность формирования морально значимых мотивов и произвольных форм поведения ребенка, формирования уважительного отношения к взрослым своей семьи и обогащения его чувственного опыта.

Во время дискуссий воспитателю лучше направлять диалог, а не лидировать в нем, предоставлять каждому участнику возможность свободно высказаться, выслушать других, сформировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Дискуссионный вопрос или обсуждение нескольких точек зрения на проблему настроит родителей на размышление. Например: «В чем, по вашему мнению, заключается главный залог благополучия ребенка – в незаурядной силе воли, крепком здоровье или в ярких умственных способностях?»

Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает у них чувство педагогического такта. Например, родителям предлагается задача: «Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так?» Или: «Ребенок, сидя за столом, разлил молоко. Как вы обычно относитесь к таким проступкам ребенка?» Как вам нравится такое обращение взрослого к ребенку: «Как! Ты разрешаешь не руке, а стакану быть хозяином? Тебе надо поговорить со своей рукой. Давай возьмем губку и все вытрем».

Тренинговые упражнения и ролевое проигрывание семейных ситуаций позволяет обогащать арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Например, задание родителям в игровом тренинге: «Проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, обидевшим сверстника...» и др. Это могут быть также задания родителям дать оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения с ним, увидеть между ними разницу, выбрать более удачные формы, заменить нежелательные на более конструктивные. Например: «Я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя» вместо «Почему ты опять не убрал свои игрушки?»; «Как мне приятно видеть, что ты уже умеешь о себе заботиться. С грязными руками неприлично садиться за стол!» вместо «Что это за манера вечно садиться за стол с грязными руками?»

Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков ребенка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных потребностей. Предлагая родителям высказать мнение по поводу действий ребенка в конкретной ситуации, педагог может сформулировать перед родителями вопрос: «А как бы поступил ваш ребенок в подобной ситуации?»

Особой деликатности от педагога требуют вопросы, касающиеся психолого-педагогической помощи родителям в преодолении трудностей семейного воспитания, например эмоционального неблагополучия ребенка в связи с разводом, семейным конфликтом, повторным браком родителя и др. В этих случаях воспитатель работает вместе с практическим психологом, социальным педагогом, другими специалистами дошкольного учреждения. Так, совместно с психологом или социальным педагогом целесообразно познакомить родителей с причинами возникновения различных форм аффективного поведения детей (тревожности, гиперактивности, неуверенности, агрессивности и др.). Полезно рассказывать родителям о важности создания в семье условий для психологического комфорта, безопасного психического развития ребенка. Хорошо дать родителям, особенно матерям, навыки психологической защиты ребенка в связи с нарушениями семейных взаимоотношений, кризисными ситуациями в семье, так как для дошкольника именно мать в условиях нестабильных семейных отношений является главной, а подчас и единственной эмоциональной опорой ребенка. Регулярные индивидуальные беседы о психическом здоровье детей будут повышать психологическую культуру родителей, способствовать постепенному пониманию и осознанию ими причин возникающих психологических проблем с ребенком.

Важно создать в помещениях дошкольного учреждения условия для комфортного конфиденциального общения родителей со специалистами: педагогами дополнительного образования, психологом, медицинскими работниками и др. Если позволяют условия дошкольного учреждения, может быть оборудована консультативная комната для родителей, напоминающая домашний интерьер, где целесообразно иметь библиотеку для семейного чтения.

ДЕТСКИЙ САД И ШКОЛА

  1. Введение. Актуальность проблемы.
  2. Теоретическое обоснование проблемы взаимодействия детского сада и семьи.
  3. Пути и формы решения современных проблем взаимодействия дошкольного учреждения с родителями.
  4. Выводы.
  5. Рекомендации
  6. Использованная литература.

1. В настоящее время заметно возрос интерес педагогов и руководителей дошкольных учреждений к работе с семьей.

Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей.

Трудно растить детей в сложном современном мире. Сегодняшнее общество очень сложное. Оно насыщено экономическими и политическими кризисами. На семью извне давит множество социальных, материальных и других проблем. Под этим натиском очень трудно сохранить благоприятный климат, который так необходим для полноценного развития личности ребенка, а особенно в дошкольном детстве, ведь детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.

Коллективу нашего дошкольного учреждения в последнее время все чаще приходится сталкиваться с рядом негативных тенденций: молодые родители не стремятся зарегистрировать свои отношения, браки через короткое время распадаются и дети растут в неполной семье.

Все чаще коллектив сталкивается с проблемой низкого образовательного уровня родителей (25% имеют среднее и неполное среднее образование).

Достаточно частыми становятся случаи запущенности ребенка в семье. В 2004-05 уч. году в ДОУ №46 7 детей находится на постоянном учете у общественного инспектора по охране прав детства.

Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Анализируя проблемы, с которыми я как руководитель сталкиваюсь в работе родителями следует, что все затруднения проистекают от одного общего – отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и родителями, а также недостаточной их педагогической компетентностью.

Столкнувшись с этой проблемой, и попытавшись вскрыть причины приведшие учреждение к такой ситуации, выяснилось, что не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству, не проявляют интереса к объединению усилий по воспитанию своих детей. Почти половина воспитателей ждет от взаимодействия с родителями гораздо большего. Это позволяет предположить, что воспитатели практически полностью соответствуют ожиданиям со стороны родителей, в то время как родители ожиданиям воспитателей соответствуют в значительно меньшей степени, т.е. взаимодействие родителей и воспитателей в определенной мере носят односторонний характер.

Проанализировав трудности которые педагогический коллектив испытывал в общении с родителями в предыдущие годы, я не раз задумывалась как направить деятельность родителей и педагогов в интересах их детей, как сделать ее успешной.

Приступая к работе в новом учебном году, коллектив счёл целесообразным принять следующие принципы взаимодействия с родителями:

Только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку; необходимо с уважением и вниманием относиться к родителям.

Всегда следует помнить о том, что ребенок уникальная личность. Недопустимо сравнивать его с другими детьми, мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. В педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.

Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы.

Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участи в жизни группы.

Рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении.

Восхищаться вместе родителями инициативности и самостоятельности ребенка, способствуя формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях и вызывая у родителей чувство уважения к себе, как воспитателю свих детей.

Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.

Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

Приняв к работе данные принципы, и родителям и педагогам пришлось исключить авторитарные методы воспитания, внедряя, заинтересованный подход к взаимодействию друг с другом. Но оказалась, что это не так просто. Обе стороны оказались не достаточно подготовленными к такому переходу. Родители из-за отсутствия психолого-педагогической культуры, а воспитатели из-за недостаточного владения знаниями о специфике тех или иных форм общения с родителями и несоблюдением основных требований к их организации.

Обращаясь к психологу ДОУ, родители очень часто подчеркивают, что им не хватает времени на выполнение всего того, что необходимо ребенку. Действительно, нельзя не согласиться с тем, что у современных родителей нет избытка времени. Однако наблюдения показывают, что увеличение того количества времени, которое родители проводят со своими детьми, само по себе не приводит к повышению эффективности воспитания. Не время, как правило, ограничивает родительскую любовь, и проблема не только в количестве времени, сколько в его содержании.

Задача педагогов дошкольного учреждения помочь родителям осознать собственную педагогическую неосведомленность и помочь ему в преодолении барьеров в воспитании ребенка в семье. Научить маму и папу принимать ребенка таким, какой он есть, ценить его уникальность.

Искусство воспитания имеет одну особенность: всем оно кажется делом знакомым, понятным и легким. И чем менее человек знаком с теорией и практикой воспитания, тем легче оно ему кажется. Эти слова написаны К.Д. Ушинским более 130 лет назад. К сожалению, до сих пор в подходе к воспитанию у родителей преобладает подобное мнение. Вопрос как привлечь внимание родителей к ценным советам, которые они получают от воспитателей, как предотвратить отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов от семьи, семьи от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

2. Выдающиеся педагоги прошлого убеждены были, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Но для того, чтобы они правильно воспитывали своего ребенка, педагоги должны предоставить в их распоряжение специальные пособия и дидактический материал.

Я.А. Коменкский в помощь матерям создал первую в мире детскую энциклопедию, И.Г. Песталоцци – руководство для матерей.

К. Д. Ушинский считал, что родители постоянно должны читать педагогическую литературу, а также приобретать знания в общении с учителями. Он подчеркивал роль матери, которая ближе всех к ребенку, заботится о нем с самого рождения, тонко и глубоко понимает его индивидуальные особенности.

Д.И. Писарев утверждал, что забота об эстетическом развитии ребенка должна начинаться в семье и как можно раньше. Поэтому для матерей им была разработана специальная программа с четко сформулированными задачами для каждого возрастного периода и практическими советами, которые не утратили своей значимости и сегодня. К ним относятся рекомендации по созданию домашней обстановки, развивающей среды “для радостного созерцания прекрасного”, а также методы и приемы, которые позволяли бы матерям в процессе тактичного и деликатного общения “не учить детей искусству, а побуждать наслаждаться изящным”.

Особое значение Д.И. Писарев, как и Н.И. Новиков придавал содержанию произведений искусства. И тот и другой полагали, что не следует демонстрировать детям сцены насилия и агрессии и что необходимо охранять их от всяких впечатлений, внушающих страх и ужас.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если школа будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Именно Сухомлинским был выделен и обоснован принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.

С развитием системы общественного дошкольного воспитания вопросы работы с семьей органично вписались в орбиту деятельности педагогов детского сада и были представлены самостоятельным разделом в “Руководстве для воспитателей детского сада” 1938-1945 гг. Благодаря усилиям ученых и практиков (Н.Ф. Виноградова, Л.В. Загик, Т.А. Маркова и др.) были разработаны содержание, формы и методы работы детского сада с семьей. Программы занятий в народных университетах педагогических знаний для родителей.

Опубликованная в 1989 году “Концепция дошкольного воспитания” В.В. Давыдов и В.А. Петровский и др. положила начало реформе дошкольного образования. В ней было зафиксировано, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного делового контакта между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

3. Что такое взаимодействие педагога с родителями. Чтобы точно ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

Решений вопроса взаимодействия семьи с образовательным учреждением может быть множество.

С этого учебного года наше дошкольное учреждение пошло по пути структурно-функциональной модели взаимодействия с семьей.

Данную модель мы условно разделили на три блока. Информационно-аналитический, практический и контрольно-оценочный.

В информационно-аналитический блок я включила сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Для сбора необходимой информации я разработала анкету для родителей с цельюузнать их мнение по поводу работы педагогов группы и для воспитателей групп с целью выявления актуальных проблем взаимодействия с родителями.

Выявленные данные и определили формы и методы дальнейшей работы педагогов. Ими стали: опросы, анкетирование, патронаж, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые психологом.

Также данный блок включил работу с родителями по двум взаимосвязанным направлениям:

I - просвещение родителей, передачу информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, листы-памятки);

II – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями и чувствами.

С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что “вынуждает” взрослых вступить с ребенком в общение. Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела: рисунок, поделка, подготовка к празднику, походу. (См. приложение №2)

Для решения данной задачи выбираются соответствующие формы взаимодействия: праздники, выставки, театральные пятницы, клуб выходного дня, дни открытых дверей, встречи родительской общественности с администрацией детского сада.

Второй блок условно был назван “практическим”. В рамках блока собрана информация направленная на решение конкретных задач, которая связана в основном со здоровьем детей и их развитием. К этой работе были привлечены медицинские работники, специалисты, педагоги и психологи. Их работа была построена на информации, полученной при анализе ситуации в рамках первого блока.

Одной из острых сфер взаимодействия для родителей, как следует из полученных результатов, является отсутствие психологических консультаций по проблемам развития и обучения детей, их подготовки к школе, а также возрастных особенностей. Мы установили, что эта проблема может быть решена на уровне дошкольного учреждения в целом.

Для того чтобы родители поняли необходимость обращения к специалисту, знали к кому конкретно идти, если им необходима консультация, в начале учебного года для родителей был проведен ряд встреч, на которых они имели возможность познакомиться и получить первичную информацию.

Одной из выявленных нами причин трудностей во взаимодействии является менее высокая оценка работниками детского сада важности семьи в воспитании и обучении детей, чем оценка семьей собственной важности. Отчасти именно это и привело родителей к чувству собственной ненужности дошкольному учреждению. Поэтому, с целью осознания педагогами понимания роли семьи в воспитании и обучении ребенка проводятся различные формы методической работы, на которых рассматриваются вопросы работы с семьей по всем вопросам развития ребенка.

Поскольку наиболее проблемной сферой для воспитателей являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь дошкольного учреждения, то наиболее часто проводятся мероприятия, побуждающие родителей включиться в жизнь дошкольного учреждения.

К сожалению, в результате работы отмечаются и негативные моменты. Работа с семьей оценивается педагогами, как правило, по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, а так же насколько они были эффективны и помогли родителям и детям.

С целью устранения этих негативных моментов был введен третий блок – контрольно-оценочный. В него мы включили анализ эффективности (количественной и качественной) мероприятий которые проводятся специалистами детского сада.

Для осуществления контроля качества проведения того или иного мероприятия родителям предлагаются оценочные листы, в которых они могут отразить свои отзывы.

Также мной разработана и внедрена экспресс-карта анализа состояния работы с родителями в группах детского сада.

Кроме этого проводится групповое обсуждение родителями и педагогами участия родителей в организационных мероприятиях в разных формах.

Ни одна даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективна, если в этой системе нет места семье. Ребенок не может существовать вне семьи. Если дошкольное учреждение и семья “закрыты” друг для друга, ребенок оказывается между двух несообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание неуверенность. Мы считаем, что эти две значимые для ребенка системы должны стать открытыми. Это не означает, что дома должны быть созданы условия как в детском саду, а детский сад будет решать проблемы семьи. Главной должна стать атмосфера добра, доверия, и взаимопонимания между педагогами и родителями. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребенка. Для того чтобы это стало осуществимым, мы используем следующие формы взаимодействия с семьей:

  1. Занятия, целью которых является повышение родительской компетентности в области:
    1. Индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
    2. Сфере предлагаемых программой предметов.
  2. Программа психологических тренингов.
  3. Встречи родителей со специалистами ДОУ “Круглый стол”
  4. Совместные праздники, игры (совместное планирование и проведение досугов);
  5. Дни открытых дверей
  6. Встречи родительской общественности с администрацией детского сада и школы, врачами-специалистами РЦМиР, специалистами городского отдела охраны прав детства.
  7. Участие родителей в образовательном процессе, проведение открытых занятий, бесед, диспутов, дискуссий по проблемам воспитания детей.
  8. Привлечение родителей к оформлению групповых комнат, кабинетов, семейных поделок.
  9. Работа “Горячей линии интересующих вопросов”, оформление информационных стендов для родителей.
  10. Расширение сферы дополнительных образовательных услуг.

При приеме детей в детский сад семья знакомится с структурой детского сада, режиме дня, об условиях содержания детей, медицинские работники знакомят с медицинскими требованиями и программой оздоровления детей; педагоги и воспитатели - с особенностями воспитательного и образовательного процессов, с авторскими программами. Родители могут пройти в группы, просмотреть видеозаписи жизнедеятельности детей и проведения праздников.

При поступлении ребенка в детский сад с родителями проводится собеседование, на него приглашаются мама и папа. Наблюдения показывают, часто именно папы очень точно, развернуто и интересно рассказывают о своем ребенке. Как заинтересованное лицо на собеседование приглашаются и бабушки. Родителям я задаю вопросы, которые позволяют выяснить психофизические особенности ребенка (сформированность умений и навыков, привычки, вкусы), прояснить отношение к детям в семье и их место в жизни родителей.

При зачислении с родителями заключается договор, в котором оговариваются: соблюдение этических норм со всеми участниками образовательного процесса (детьми педагогами, родителями), обязательные занятия с ребенком дома по совету педагога, посещение занятий для родителей. По согласованию с педагогом родители могут присутствовать на занятиях группы, которую посещает их ребенок.

Родители обязательно ставят в известность воспитателя или психолога о нежелании ребенка идти в детский сад или на какое-либо занятие, чтобы совместно решить проблему.

Таким образом, вся работа дошкольного учреждения нацелена на решение следующих задач:

  • Вызвать интерес родителей к познанию самих себя;
  • Дать возможность родителям через знакомство и овладение некоторыми психолого-педагогическими основами понять, что воспитание детей сложный и многогранный процесс, требующий ежедневных усилий со стороны не только педагогов, но и семьи.
  • эффективно организовать общение с ребенком в семье;
  • повысить самоценность родителей в глазах самих же родителей.

Вся вышеуказанная работа побуждает к творческому сотрудничеству родителей и детей, родителей и воспитателей; устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы.

Использованная литература:

  1. Детский сад и семья, под редакцией Т.А. Марковой. М. 1981
  2. Островская Л.Ф.Педагогические знания – родителям. М. 1983
  3. О воспитании дошкольников в семье. Сост. Т.А. Марковой, Л.Ф. Островская М. 1983
  4. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества с семьей дошкольника М.,1994
  5. Т.Н. Доронова, А.Е. Жичкина Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. М.,2003 г.
  6. А. Спиваковская Психотерапия: игра, детство, семья. М.2000 г.
  7. Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков Семейный диагноз и семейная психотерапия. С-П. 2003
  8. “Как мы работаем с родителями”, И. Григорьева, Л.Козлова ж. Дошкольное воспитание №9, 1998
  9. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей” Т. Данилина ж. Дошкольное воспитание №1, №2 2000
  10. “Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями” Т. Доронова ж. Дошкольное воспитание №1, 2004

> Теоретические аспекты проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

> Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Педагог-гуманист И. Г. Песталоцци: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление .

В противоположность им, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих лет, словом и делом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка.

После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Детские сады и ясли создавались по всей стране с целью воспитания членов социалистического общества - общества нового типа. Если до революции основной целью дошкольного воспитания было гармоничное развитие ребенка, то после нее его целью стало формирование, прежде всего, гражданина советского государства. Показательно в связи с этим отношение руководителей дошкольного воспитания к концепции «свободного воспитания», согласно которой воспитание должно поощрять естественное, не навязываемое извне стихийное развитие ребенка, в котором главная роль принадлежит семье. Например, Д.А. Лазуркина призывала к борьбе со «свободным воспитанием», а воспитание в дошкольных учреждениях начали рассматривать, как средство компенсировать недостатки семейного воспитания, а часто даже и как средство разрушения существовавшего ранее института семьи, средство борьбы со «старой семьей», которая рассматривалась как помеха или даже враг правильного, т. е. общественного воспитания.

Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А.С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей». Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а также влияния на родителей. При этом семейное воспитание должно было играть подчиненную роль, зависеть от «заказа общества» .

В различных лабораториях НИИ АПН СССР рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание и изучению вопросов семейного воспитания детей дошкольного возраста. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей. Хотя у этих социальных институтов единые цели и задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей специфичны в каждом из них.

Приведем схему, разработанную Е.П. Арнаутовой и В.М. Ивановой, где рассматриваются недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания.

Таблица 1. Недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания

Недостатки и преимущества

преимущества

Общение с детьми одного возраста.

Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. Подвижный режим дня. Возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов.

Наличие и использование программы воспитания

и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий. Целенаправленный характер воспитания и обучения детей. Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей. Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе. Возможность играть и общаться с широким кругом сверстников.

Сравнительно «мягкие» отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений. Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка.

недостатки

Деловая форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность. Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком. Сравнительная жесткость режима дня.

Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случайной педагогической литературы. Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания. Стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка. Непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания. Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье. Недостаток общения с детьми в игре. Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания.

На основе приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со стороны ее членов, опеку, заботу ребенок, не вступая в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды и т.д. Следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников. Приведенный анализ подтверждает необходимость сотрудничества детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.

Как система пропаганды педагогических знаний, в 70-80-е годы существовал педагогический всеобуч для родителей. Он представлял собой целостную систему форм пропаганды педагогических знаний с учетом различных категорий родителей. Целью педагогического всеобуча было повышение педагогической культуры родителей .

Исследуя проблему педагогического всеобуча, О. Л. Зверева выявила, что он проводился далеко не во всех детских садах из-за недостаточной подготовленности педагогов к работе с родителями. Практическими работниками использовались разнообразные ее формы: групповые и общие родительские собрания, оформление стендов для родителей, папок-передвижек и т.д. Воспитатели отмечали тот факт, что родителям хочется получить, прежде всего, конкретные знания именно о своем ребенке.

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О.Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е.П. Арнаутовой, В.П. Дубровой, В.М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего, от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей. Часто поиск путей совершенствования работы с родителями ограничивался нахождением новых форм, и гораздо меньше внимания уделялось ее содержанию и методам.

В ряде работ педагогов (Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова, В.П. Дуброва) говорится о специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух лицах - официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником. Его задача - преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон. Авторы выявляют причины трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями. К ним относятся низкий уровень социально-психологической культуры участников воспитательного процесса; непонимание родителями само ценности периода дошкольного детства и его значения; несформированности у них «педагогической рефлексии», игнорирование ими того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольные учреждения, а именно они выступают социальными заказчиками; недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей - об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка. Педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания. По мнению авторов, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду. Со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Если родители наблюдают детей в новой обстановке, они и воспринимают их «другими глазами».

Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В.А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества .

Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель.

В 90-х годах, в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (1989) начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада (Л.М. Кларина). Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Л.М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи (дети, родители, профессионалы), например, создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада, открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье, организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам и др.

Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи с первых дней пребывания ребенка в дошкольной организации до его выпуска из начальной школы, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи. Дошкольная образовательная организация на сегодняшний день является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников, и имеющее возможность оказывать определенное влияние на семью. Именно здесь начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависят уровень педагогической культуры родителей, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Современная семья значительно отличается от своей исторической предшественницы. По данным статистических исследований, в Российской Федерации много неполных семей. Социальная нестабильность, возрастающий темп жизни, проблемы материального обеспечения - вот немногие из причин, ведущие к утрате родительской ответственности за судьбу ребенка. К сожалению, немаловажное значение имеет и недостаточно высокий уровень педагогического потенциала родителей.

От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы ДОУ, в частности педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. А чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и специалистов, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

Целью взаимодействия образовательной организации с семьей является установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Целесообразно организованное взаимодействие педагогов и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей повышение уровня компетентности родителей и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей. Обеспечение информационно - просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку. Создание условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечение непрерывности подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение). Индивидуальная работа с семьями воспитанников, дифференцированный подход к семьям разного типа.

Важным аспектом работы с родительской общественностью является информационное сопровождение и просвещение. В связи с этим особое внимание необходимо уделить закреплению роли родительской общественности в жизни детского сада. В основу понимания сущности и назначения социально - педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения положено представление о нём, как об открытой и развивающей системе.

Основным результатом жизнедеятельности открытой системы будет успешное взаимодействие с социумом, осваивая который, дошкольное образовательное учреждение само становится мощным средством социализации личности. Семья является важным социальным институтом общества, микрогруппой, которая определяет развитие ребёнка и, в конечном счёте, развитие общества, важнейшей первичной сферой жизнедеятельности и социализации личности ребёнка. Опыт взаимоотношений, который ребёнок получает в семье, является его первым опытом взаимоотношений с окружающим миром. Этот опыт влияет, а иногда оказывает решающее воздействие, на формирование модели поведения с другими людьми.

Уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребёнка свободно ориентироваться там, где он живёт, где находятся его детский сад, школа, свободно находить контакт со сверстниками, воспитать любовь к малой родине, бережно относиться к окружающей природе. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе.

Работе с родителями в детском учреждении уделяется особое внимание. Здесь семья выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование личности ребёнка, его образовательных потребностей, во-вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов.

Новые задачи, встающие перед дошкольной организацией, предполагают её открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой -- педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство -- взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства « .

Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи работы:

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

Объединить усилия для развития и воспитания детей;

Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний не принесет положительных результатов. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями, необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования придает сотрудничеству ДОУ с родительской общественностью принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

Именно поэтому ДОУ переходят от трехкомпонентной структуры государственного образовательного стандарта (федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент, компонент образовательного учреждения) к новой структуре ФГОС: обязательная часть и часть формируемая, участниками образовательного процесса, под которыми мы понимаем обучающихся, педагогических работников дошкольной организации и родителей (законных представителей) обучающихся « .

В связи с этим особое внимание необходимо уделить нормативному закреплению роли родительской общественности в жизни ДОУ. Во-первых, это заключение договора между самой дошкольной образовательной организацией и родителями (законными представителями) воспитанников. Во-вторых, это локальные акты образовательной организации, обеспечивающие государственно-общественный характер управления ДОУ. И, в-третьих, договоры, соглашения, необходимые для жизнедеятельности организации (например, соглашение с родителями (законными представителями) воспитанников о персональных данных).

Еще одним важным аспектом работы с родительской общественностью является информационное сопровождение и просвещение. Значимую роль в информационном сопровождении родителей, кроме традиционных форм взаимодействия, играет и Интернет-сайт детского сада. В структуре сайта создан специальный раздел, который включает и информационные рубрики для родителей:

Материалы для обсуждения;

Материалы для родителей.

Самым актуальным направлением работы ДОУ с родителями (законными представителями) сегодня является проектирование и реализация основной образовательной программы образовательной организации в части, формируемой участниками образовательного процесса.

Интеграция родителей непосредственно в процесс реализации основной образовательной программы образовательной организации является самой большой проблемой. Существует необходимость более активного вовлечения родительской общественности и других социальных партнеров в жизнедеятельность образовательного учреждения и актуальности качественных изменений в характере этих партнерских отношений.

Таким образом, деятельность детского сада в целом и каждого сотрудника в отдельности направлена на реализацию социального заказа родителей, интересов детей. Сотрудничество и взаимодействие двух социальных институтов - родительской общественности и детского сада играют огромную роль в успешной социализации ребёнка в современном мире.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Роль дошкольных учреждений в развитии ребенка. Важность семейного воспитания в процессе развития детей. Права и обязанности родителей и детей. Воспитание детей дошкольного возраста. Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения развития детей.

    контрольная работа , добавлен 20.06.2012

    Организация совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями. Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребенка. Нетрадиционные формы общения. Ролевые и деловые игры.

    реферат , добавлен 18.03.2015

    Семья и её педагогические функции. Формы приобщения родителей к жизни детей в детском саду. Роль дошкольного учреждения в деле повышения педагогической культуры родителей. Организация работы логопеда в ДОУ. Работа детского сада с неблагополучными семьями.

    реферат , добавлен 02.11.2014

    Особенности физического воспитания дошкольников в условиях традиционного семейного воспитания. Разработка и экспериментальная проверка эффективности совместной деятельности педагогов и родителей в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 12.11.2014

    Занятия как основная форма организации экологического воспитания в детском образовательном учреждении. Взаимодействие родителей и педагогов, методика работы с семьёй. Изучение опыта взаимодействия ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2012

    Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи - важное условие в воспитании, развитии и подготовке ребенка к учебной деятельности. Активное включение родителей в микросоциум детского сада. Сложности, которые часто возникают в сотрудничестве ДОУ и семьи.

    статья , добавлен 01.05.2013

    Анализ проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Деловое сотрудничество педагогов и родителей как условие их успешного взаимодействия. Основные условия эффективного взаимодействия педагогов с родителями старшеклассников.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2016