Взаимодействие родителей с детьми в доу. Формы взаимодействия доу с родителями

Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во всех детских садах традиционно играют воспитатели. Они – главный источник информации о ребёнке, о деятельности учреждения, от них родители получают психолого-педагогическую информацию.

Таким образом, именно на них лежит основная ответственность. Педагоги детского сада находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное триединство “ребёнок – родитель – педагог”, понимая, что домашняя среда имеет основное воспитание и формирующее значение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные формы взаимодействия

воспитателя с родителями.

Задача дошкольного учреждения – раскрыть перед родителями важные стороны психолого-педагогического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во всех детских садах традиционно играют воспитатели. Они – главный источник информации о ребёнке, о деятельности учреждения, от них родители получают психолого-педагогическую информацию.

Таким образом, именно на них лежит основная ответственность. Педагоги детского сада находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное триединство “ребёнок – родитель – педагог”, понимая, что домашняя среда имеет основное воспитание и формирующее значение.

В условиях сотрудничества с семьей, предполагающего взаимное уважение, понимание, доверие, достигаются желаемые результаты в процессе становления личности ребёнка. Основной целью взаимодействия является создание единого пространства “Семья – детский сад”, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определённая дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности этнических стереотипов, чувство обиды – всё это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка.

Самыми распространёнными методами работы с родителями являются:

  • Наглядная информация для родителей
  • Беседы с родителями
  • Родительские собрания

Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация , где родители получают консультации высококвалифицированных специалистов: логопеда и педагога – психолога медицинских работников, инструктора по физической культуре, музыкальных руководителей. С большим удовольствием родители рассматривают на выставке работы детей: рисунки, аппликации и т.д., а также фотографии из жизни детей в детском саду и различные подтверждения успехов детей (наклейки, картинки, звёздочки, пятёрки)

Существуют общие " Правила построения эффективного общения».

Самые универсальные – это:

  • Улыбка,
  • Имя собеседника
  • Комплимент.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

В общении наиболее применим косвенный комплимент : мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Основные требования к проведению беседы:

Подготовка к беседе:

  1. Определить цель беседы.

Иначе беседа – бесплодный разговор. Истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику.

  1. Определить целевые вопросы, которые вы будете задавать.

Распределите вопросы в порядке их значимости. Составьте план беседы исходя из конкретной ситуации.

  1. Определить вопросы, поддерживающие беседу.

Исходя из потребностей, интересов собеседника.

Вступление в контакт с собеседником.

  1. Вопросы, поддерживающие беседу

Ставьте вопросы, интересующие собеседника, чтобы заинтересовать его

  1. Не начинать с вопросов, вызывающих у собеседника негативные переживания

Если вы увидите пассивность собеседника: вы начали с неудачного вопроса, у него нет настроения, взяли не тот тон, угодили в больное место – постарайтесь сразу исправить ошибку – будьте активно-внимательными.

Как правильно вести беседу.

  1. Как лучше ставить вопросы

Не ставьте вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме). Вопросы должны быть краткими, понятными собеседнику

  1. Слушать внимательно и доверительно

Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимальное количество информации

  1. Дать возможность собеседнику высказаться

Не торопите его. Одобряйте точность высказанных мыслей. Задавайте встречные вопросы с целью помощи высказаться или одобрения точности высказанных мыслей.

  1. Не прерывать высказывания собеседника

Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах. Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна.

Основные моменты:

  • Дайте собеседнику возможность выговориться
  • Выражайте вашу заинтересованность при помощи поддерживающих выражений (« Я правильно поняла?», «Я ничего не перепутала?», «Вы считаете, что…» и т. д.)
  • Резюмируйте наиболее важные высказывания
  • Не прерывайте собеседника
  • Не противоречьте
  • Задавайте вопросы

Методические приемы, которые позволят повысить эффективность проведения родительского собрания:

Создание ситуации открытого общения между педагогом и родителями, что, в свою очередь, приводит к снижению напряженности родителей и педагога,

Вовлечение родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов,

Все методические приемы сгруппированы для использования на определенном этапе родительского собрания (мотивационном, диагностическом, основном – при изучении теоретической информации и отработке практических навыков, а также заключительном - рефлексивном). В основе описываемых приемов лежат активные методы работы с родителями, которые позволяют превратить их из пассивных слушателей в активных участников происходящего .

  • Использование метафор (мотивационный этап родительского собрания ).

В начале собрания необходимо замотивировать родителей на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их. Для этого педагог может с успехом применять метафору.

Метафора, как известно, это косвенное сообщение информации в виде поучительной истории или образного выражения. Этот прием позволяет не напрямую «в лоб», а избегая защитных механизмов, достучаться до сознания человека. Метафора лежит в основе мудрых изречений философов и писателей, древних и современных притч, сказок.

Одним из вариантов использования метафоры является методический прием обсуждения рисунков – метафор , предложенный педагогом-психологом Цветковой С. в статье «Вопросы воспитания в картинках». В основе описываемого приема лежит обсуждение рисунка, на первый взгляд, не связанного с темой родительского собрания. Однако, в ходе рассуждений, к родителям, отвечающим на наводящие вопросы педагога, постепенно приходит понимание, что предмет (или явление) на рисунке, как ни что другое, олицетворяет затрагиваемую на собрании тему, проблему.

Вот, один из примеров использования на родительском собрании рисунка – метафоры, взятый из вышеупомянутой статьи:

Рисунок – метафора «Губка» (затрагиваемая проблема - воспитание ребенка)



Данный рисунок можно предложить для обсуждения на родительском собрании, посвященном основным принципам воспитания, а в данном случае – принципу воспитания на основе личного примера взрослого.

Ниже представлены вопросы педагога и примерные ответы родителей (те, к которым желательно подвести их рассуждения):

Что изображено на картинке?

Губка (родители ).

Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?

Она хорошо впитывает жидкость (родители ).

Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?

Губка станет синего цвета (родители ).

А если мы вольем в губку красную жидкость?

Губка станет красной (родители ).

А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?

Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители ).

В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?

Родители высказывают собственные предположения.

Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.

Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?

Родители высказываются.

Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.

Примеры других рисунков – метафор: (см. Приложение 1 )

Рисунки - метафоры «Замок» и «Ключи»

Рисунок - метафора «Яйцо»

Рисунки - метафоры «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей» (затрагиваемая проблема - отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).

Рисунок - метафора «Рюкзак» (затрагиваемая проблема - подготовка ребенка к школе).

Другим возможным вариантом применения метафоры является обсуждение с родителями древней или современной притчи , подобранной педагогом в соответствии с замыслом встречи.

Так, например, обсуждая с родителями вопрос о последствиях грубого, непедагогичного обращения с ребенком, я использую текст известной восточной притчи «Все оставляет свой след»:

«Жил-был один вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды ему отец дал мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев. И с каждым днем число забиваемых гвоздей стало уменьшаться.
Юноша понял, легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец, пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу. И тот сказал, что на сей раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать по одному гвоздю.

Шло время, и пришел тот день, когда он смог сообщить отцу, что в столбе не осталось, ни одного гвоздя.

Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: «Ты неплохо справился. Но ты видишь, сколько в столбе дыр. Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда человеку говоришь что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз ты после этого извинился, шрамы останутся».

Мудрые изречения философов, цитаты писателей можно применять для оформления тематического стенда или памятки к родительскому собранию – как главную мысль всей представленной информации.

  • Анкета в работе с родителями (диагностический этап родительского собрания ).

Ведя разговор с родителями о той или иной проблеме (детской агрессивности, тревожности, психологической готовности к школе и т.д.), хочется, чтобы разговор этот был предметным, чтобы родители, хотя бы ориентировочно, представляли себе, имеются ли описываемые трудности у их ребенка. Ведь, не все родители критичны сами к себе и своему чаду, не всегда способны увидеть имеющуюся у них проблему в семье, в процессе построения взаимоотношений с ребенком. У других родителей просто может не хватать специальных знаний для объективной оценки ситуации.

В связи с чем появляется необходимость использования на родительских собраниях экспресс - анкет. Понятно, что подобные анкеты не могут дать глубокого анализа имеющихся трудностей, однако, позволяют произвести первую общую оценку имеющейся ситуации.

Предлагаемые анкеты должны быть простыми для восприятия и обработки самими родителями на собрании. Среди подобных анкет можно выделить следующие: анкеты «Признаки агрессивности», «Признаки импульсивности», «Признаки тревожности», «Готовность ребенка к школе», «Стили воспитания в семье» и др.

Для того, чтобы родители были искренни в ответах на вопросы анкеты, перед проведением анкетирования им необходимо дать установку о том, что полученные в ходе диагностики данные будут известны только им, и озвучивать их для всей аудитории нет необходимости.

Получив конкретную информацию о себе и своем ребенке по итогам анкетирования, родители, скорее всего, быстрее прислушаются к словам педагога и с большим желанием примут во внимание его рекомендации.

  • Как интересно подать теоретическую информацию (основной этап родительского собрания – изучение теоретической информации ).

Изучение любой темы предполагает обращение к теоретическим знаниям. Без раскрытия основных теоретических положений по той или иной проблеме невозможно ее правильное понимание. На родительском собрании педагогу необходимо знакомить родителей с основными понятиями, раскрывающими затрагиваемую проблему. Чтобы знакомство родителей с теорией не было скучным и неинтересным, педагогу необходимо подойти к вопросу творчески.

Существует ряд приемов нестандартной подачи теоретической информации.

Подобным методическим приемом является упражнение «Ассоциации» (заимствованное из технологии обучения школьников критическому мышлению, в оригинале этот прием называется «Кластер»).

Педагог представляет вниманию родителей ключевое понятие темы и предлагает им называть как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. Все высказывания фиксируются на доске. Когда поток родительских ассоциаций иссякнет, педагог обобщает знания родителей и дает новую, неизвестную слушателям теоретическую информацию по проблеме.

Предлагаю вам высказать свои ассоциации к понятию «трудный родитель»

·Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».

·Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».

Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями.

Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (отставание по программе, плохое поведение).

На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».

Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с вами.

  • Обсуждение проблемных ситуаций (основной этап родительского собрания – отработка практических навыков ).

Очень часто у работающего с родителями педагога возникает вопрос, как правильно дать им рекомендации, чтобы к ним прислушались, приняли во внимание, а также реализовали на практике?

Опыт показывает, простое перечисление педагогом рекомендаций по взаимодействию с детьми (пусть даже самых содержательных и эффективных) не оставит и следа в сознании взрослых. Это знание не будет их личным, пока не будет прочувствовано на собственном опыте. Только вовлекшись в непосредственное обсуждение, «примерив» воспитательную ситуацию на себя, родитель понять положительные и отрицательные моменты тех или иных педагогических воздействий.

Стандартным упражнением для выработки и обсуждения оптимальной педагогической стратегии взаимодействия с ребенком является упражнение « Обсуждение проблемных ситуаций». При обсуждении типичных и нетипичных педагогических ситуаций ненавязчиво педагог дает понять родителям, как необходимо поступать в той или иной ситуации. Каждому педагогу необходимо накапливать «копилку» подобных воспитательных задач для родителей, которые он в дальнейшем будет применять на собраниях.

  • Ребенком непомерно и постоянно восхищаются по любому поводу и без повода все члены семьи. Игнорируются и не принимаются во внимание любые просчеты и проступки ребенка. Любые его желания оказываются в центре внимания и сиюминутно удовлетворяются.

О каком стиле воспитания идёт речь? К чему это может привести? Как вести себя воспитателю с таким ребёнком?

  • В группу пришёл новый мальчик. Он необщительный, всё делает медленнее остальных детей, иногда плачет. Воспитатель, пытаясь его расшевелить, высмеивает его перед всеми детьми.

Правильно ли ведёт себя воспитатель? Как можно поступить по-другому?

  • Ребёнок отказывается от предложений воспитателя, не занимается вместе с детьми ни организованной, ни совместной деятельностью.

Как поступить воспитателю?

  • Подведение итогов (рефлексивный этап родительского собрания ).

В конце родительского собрания необходимо подвести итог встречи. Делая обобщение затронутых во время беседы вопросов, педагог вновь может обратиться к метафоре – прочитать притчу или произнести цитату, философское высказывание.

Родительское собрание также можно завершить сообщением о вывешивании в раздевалке памяток родителям , в которых отражены главные теоретические аспекты, а также отдельные практические рекомендации.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все. Дети

дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным. Родители, благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1.Лобанок С., Агеева Л. Нетрадиционные формы взаимодействия детского сада и семьи. – М., 1998.

МДОУ.

2 . Давыдова О.И., Богославец Л.Г. Работа с родителями в ДОУ. – М., Творческий центр, 2005

3.Евдокимова С.Е. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. –М., Творческий центр, 2005

4. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции. – М. ЛИНКА- ПРЕСС, 2007

5. Гладкова Ю. Педагог и семья // Ж. Дошкольное воспитание №4, 2008

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЮ.

«Правила построения эффективного общения».

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

  • Улыбка,
  • Имя собеседника
  • Комплимент.

Приемы установления хорошего контакта с собеседником:

  • Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
  • Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
  • Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
  • Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
  • Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
  • Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Приёмы, разрушающие общение:

  • Игнорирование партнёра:

Отсутствие интереса к высказываниям партнёра.

  • Негативные оценки:

Например, замечания: «Это же глупости…»

  • Неаргументированное выспрашивание:

Задавая вопросы, нельзя злоупотреблять их количеством.

Задавая вопрос, поясните, почему это вас интересует.

  • Проявление эгоцентризма:

Говорить только о том, что волнует вас и не брать в расчёт то, что волнует партнёра.

  • Делать «вставки» в монолог партнёра:

Например: «А не пора ли нам поговорить о деле?»

Или «Давайте вернёмся к цели нашего разговора».

Приложение 1.

Рисунки – метафоры

  1. Рисунки «Замок» и «Ключи» (затрагиваемая проблема - необходимость в индивидуальном подходе к ребенку, в знаниях психологических закономерностей детского развития; методы воспитания).

Сопроводительный текст:

Посмотрите на предложенный рисунок (демонстрируется замок ) и скажите, что на нем изображено.

Замок (родители ).

Правильно, замок. Какой это замок?

Замок - как замок. Самый обычный. Железный. Закрытый и т.д. (родители ).

Но только замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок?

Ключ (родители ).

Хорошо. Вот и связка ключей (демонстрируется второй рисунок). Любым ли ключом можно открыть предложенный замок?

Нет (родители ).

Возможно, даже в этой связке нет нужного нам ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок. Для чего же я все это говорю? С чем же можно сравнить замок и ключи, обсуждая сегодняшнюю тему родительского собрания.

Замок – это ребенок, а ключи – методы воздействия на ребенка, методы воспитания, формы и приемы взаимодействия с ним (родители ).

Для того чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т.е. метод взаимодействия с ним. Об этом и пойдет речь на сегодняшнем родительском собрании. Возможно ли замок открыть другим способом, не применяя ключи?

Да, возможно (родители ).

Конечно же, возможно. Например, с помощью, ножовки, лома, топора, хитроумной отмычки. Эти методы можно отнести к варварским, т.к. их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применятся неправильные, варварские методы воспитания и воздействия.

  1. Рисунок «Яйцо» (затрагиваемая проблема – возрастной кризис, например кризис 3-х лет).

Сопроводительный текст:

Для того, чтобы лучше понять, почему же наступает кризис 3-х лет я предлагаю представить цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как вы думаете, как он чувствует себя в скорлупе? Безопасно ли ему? Хватает ли ему питательных веществ?

Скорее, да (родители ).

Но, не смотря на это, в определенный момент цыпленок разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Почему, как вы думаете?

Иначе он просто задохнулся бы под ней. Закончились питательные вещества, он растет и т.д. (родители ).

Правильно! Постоянная опека родителей для ребенка – это такая же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно под ней. До определенного момента она ему необходима. Но ребенок растет, меняясь изнутри, и приходит день, когда он сознает, что скорлупа начинает мешать его росту. Поэтому ребенок начинает оказывать противодействие прежним условиям, начинает разрушать эту скорлупу, чтобы продолжить свое дальнейшее развитие. Что и проявляется в кризисе 3-х лет.

  1. Рисунки «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей»

    Сопроводительный текст:

    Говоря о методах воспитания детей, мне хочется, чтобы вы сегодня определили для себя один из главнейших принципов воспитания. Для этого посмотрите на предложенные изображения и сравните их. Что происходит на каждой из картин?

    На первой картине изображен сюжет басни С. Крылова «Лебедь, рак и щука», в которой каждый запряженный тянет в свою сторону. Каждый из них старается, «вылезая из кожи вон», но воз так и не сдвинется с места. На второй же картине изображена тройка лошадей в одной упряжке. Их движения слажены, как у единого целого. Тройка стремительно летит, преодолевая все препятствия (родители ).

    С какими двумя типами семей можно сравнить эти два рисунка?

    Первая картина напоминает семью, в которой каждый занимается воспитанием ребенка, исходя из собственных принципов, собственного желания. В подобной ситуации все члены семьи предъявляют ребенку часто противоречивые между собой требования, а также проявляют непоследовательность в воспитании: сегодня требуют от ребенка одно, завтра – другого, после завтра – третье. В такой семье ребенок учится манипулировать родными, становится нервозным.

    Вторая картина напоминает семью, действующую в процессе воспитания слажено, сообща, двигаясь к одной цели – гармоничному развитию ребенка. В этой семье соблюдается главный принцип воспитания – согласованное последовательное предъявление требований к своему малышу. В такой семье ребенок чувствует себя комфортно, уверен в себе, не тревожится по пустякам, т.к. всегда знает, как поступят его родители. родители ).

    Что обычно кладут в рюкзак, собираясь в поход?

    Разное. Много всего. Все то, что может понадобиться в походе (родители ).

    Согласитесь ли вы с тем, что от того, как мы соберем рюкзак, может зависеть успех нашего мероприятия (похода), а в отдельных случаях - и наша жизнь в походе?

    Да (родители ).

    Каждый человек к сборке рюкзака подходит индивидуально: один положит только все необходимое, и оно действительно пригодится в походе; другой отнесется к сборке рюкзака несерьезно – упустит что-то, понадеявшись на случай; третий – перегрузит свой рюкзак, и его ноша будет только мешать в походе.

    У кого-то из вас возникнет вопрос, а зачем мы обсуждаем процесс сборки рюкзака? Как это связано с сегодняшним родительским собранием?

    Родители высказывают свои предположения.

    Рюкзак в нашем случае – это ребенок. А поход – предстоящее ребенку обучение в школе. Вы, я думаю, согласитесь с тем, что как мы подготовим ребенка к школе, насколько серьезно подойдем к этому процессу, будет зависеть его дальнейшая жизнь в школе – особенно в первый год обучения. Если мы несерьезно отнесемся к процессу сборки «рюкзака» (т.е. к подготовке малыша к учебе), упустим что-то, или вообще не будем готовить его, в школьной жизни обязательно возникнут трудности. Так, например, отсутствие элементарных знаний у ребенка об окружающем его мире, недостаточное развитие памяти, внимания, воображения отрицательно повлияют на процесс усвоения новых знаний, а как следствие – пострадает успеваемость.

    Противоположная ситуация, когда родители стараются как можно больше «запихнуть» в ребенка при подготовке к школе всевозможных знаний и умений, также нежелательна. В этом случае перегружается его нервная система, становится нервным, кроме этого, ребенок теряет интерес к процессу обучения (зачем ему учиться, ведь, он и так умеет писать и читать).


Эффективные формы взаимодействия
воспитателя с родителями.

Фарафонова Н.Н.

ТОО «УроМед» детский сад «Белоснежка»

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» .
В.А. Сухомлинский

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла» , поддержку.

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», Законе «Об образовании», «Устав детского сада», «ГОСО - 2012» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 49 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны создавать детям здоровые и безопасные условия для жизни и учебы, обеспечивать развитие их интеллектуальных и физических сил, нравственное становление».

Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества – воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, социологами. Практика и проведенные научные исследования, показывают, что родители испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются целым рядом причин:

    ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического) ;

    социально-экономическими проблемами общества, ведущим к увеличению процента социально-незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи, трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;

    личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях) отсутствия понимания;

    глобальными проблемами, определяющими развитие взрослых и детей экологическими проблемами, локальными войнами и т.д.).

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Задача дошкольного учреждения – раскрыть перед родителями важные стороны психолого-педагогического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея недостаточности традиционных форм работы с родителями и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами.

Перед нами стоит проблема - как организовать взаимодействие семьи и детского сада, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в жизни ребёнка в детском саду? Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом, с удовольствием посещали родительские собрания; как сделать, чтобы им в детском саду было интересно, чтобы их посещения приносили пользу и для детского сада, и для детей? Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных» - это вечная «головная боль» педагогов.

В связи с этим перед нами стоит важная задача - сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Только в тесном контакте может возникнуть формула: ДЕТСКИЙ САД + СЕМЬЯ + ДЕТИ = СОТРУДНИЧЕСТВО

Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

Для этого сначала необходимо выявить особенности семей воспитанников, уровень их педагогических знаний. С этой целью можно провести анкетирование родителей, беседы. Анализ результатов дает представление о том, что интересно родителям, как они представляют себе процесс воспитания, в каких консультациях нуждаются.

По результатам предварительной работы составляется перспективный план, в котором прописываются задачи по нескольким направлениям: интеллектуальному и физическому, социально-нравственному, экологическому, здоровьесберегающему. Работа с родителями строится на основе диалога. За основу берется принцип партнерства: "Родители не ученики, а партнеры по общению".

В соответствии с этим принципом, как показывает исследование Н.В. Самоукиной, работа проводится в разных формах, в том числе и нетрадиционных: круглые столы; мастер-классы; семинары-практикумы; психологические и деловые игры; конкурсы семейного творчества, творчества с детьми; театрализованные представления, которые вызывают живой отклик и интерес со стороны родителей. Проводятся родительские собрания в форме деловой игры, например на тему "Познай себя как родителя", с просмотром видеозаписей совместных занятий, праздников, где родители взаимодействуют с детьми в различных ситуациях. Видеозаписи позволяют проанализировать, скорректировать и совместными усилиями найти верное решение проблемы детско-взрослого взаимодействия и общения .

Очень часто в нашем детском саду организуются совместные мероприятия и праздники: конкурс "Вместе - дружная семья", «Спортивные состязания», «Дары осени», «Выставка-ярмарка «Что нам осень принесла»», совместное интегрированное физкультурное занятие "На лесной полянке", "Морское путешествие", в которых принимают участие дети, родители и педагоги.

Совместные мероприятия с родителями превращаются в праздник. Ребенок своего родителя видит в необычной роли или ситуации и испытывает настоящую гордость. Родителям такие мероприятия позволяют войти в мир детства, увидеть запросы ребенка, его интересы и на мгновение самому стать ребенком.

Такая работа с семьей, осуществляемая в единстве духовной жизни родителей, воспитанников и воспитателей, по мнению И.В. Дубровиной, позволяет научить родителей понимать и чувствовать душу ребенка, принимать и любить его таким, какой он есть, воспитывать собственным положительным примером, так как ребенок - зеркало семьи и выносит в жизнь как хорошее, так и плохое - все, что заложено в семье .

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Рассмотрим некоторые из них:

    Презентация дошкольного учреждения.

Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом) .

    Открытые занятия с детьми в ДУ для родителей.

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДУ. Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов) .

    Педагогический совет с участием родителей.

Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей .

    Анкетирование родителей. Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме .

    Интервью с родителями. Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью .

    Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон .

    Телефон доверия. В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме .

    Посещение семьи. Каждое посещение имеет свою цель.

Цель первого посещения семьи - выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например, проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т. д. .

Есть другая форма посещения семьи - обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т. д. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи.

    Педагогические беседы с родителями. Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам .

    Тематические консультации. Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми. Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3-4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30-40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям .

    Групповые собрания родителей. На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня групповых родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры, музыкального работника; сообщения кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов. В течение учебного года рекомендуется проводить 3-4 групповых собрания, готовят их, как правило, оба воспитателя поочередно. Продолжительность - 1, 5 часа. По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии .

    "Круглый стол" с родителями. Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами .

    Конференция с родителями. На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами .

    Общие собрания родителей. На собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения. На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей), ведется протокол, выносится решение; обязательна личная регистрация присутствующих. Планирует и проводит общее родительское собрание директор детского сада совместно с родительским комитетом и воспитателями. Собраний должно быть не менее трех в году .

    Наглядная пропаганда. В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств - привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду. Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется также при организации дней открытых дверей, которые проводятся 3-4 раза в год в назначенные числа. В эти дни родители могут без предварительной договоренности побывать в детском саду, в той или иной возрастной группе. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями .

С целью побывать в дошкольном учреждении не только в специально отведенные для этого дни проводятся дежурства. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений.

Количество дежурств в течение недели, месяца, года может устанавливаться по усмотрению руководства детского сада и родительского комитета, а также в зависимости от возможностей самих родителей.

В организации работы с родителями необходимо также использование современных методов общения (ролевое проигрывание проблемных ситуаций семейного воспитания, игровое взаимодействие родителей и детей в различной детской деятельности, моделирование способов родительского поведения, обмен опытом семейного воспитания и др.). Они применяются, чтобы дать родителям возможность стать активными в воспитании ребенка.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены: коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными .

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

В основе принципов, по которым строится общение педагогов и родителей лежит диалог, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.

Познавательные формы организации общения педагогов и родителей способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в семье.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Сегодня речь не идет просто об обмене информацией между родителями и педагогами, об успехах и трудностях дошкольника. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И здесь удачной находкой оказывается метод проектов. Как показывает исследование Д.А. Иванова, на сегодняшний день он получает все более широкое распространение в педагогической практике ДОУ .

Метод проекта - это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей - через совместную деятельность. В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном, индивидуальном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей.

Для метода проектов характерна групповая деятельность, и вот здесь необходимо отметить, что именно с помощью этого метода можно успешно включить родителей в жизнь их детей в детском саду. Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой, что особенно важно для социализации ребенка.

Таким образом, на сегодняшний день взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДУ носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогам ДУ.

Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.

Литература

1. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н.Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: Линка-пресс, 2001.-224с.

2. Иванов Д.А. Компетентность и компетентностный подход в современном образовании / Д.А.Иванов. – М.: Чистые пруды, 2007. -32с.

3. Самоукина Н.В. Психологический тренинг для учителя. – 2-е изд. / Н.В. Самоукина. – М.: Психотерапия, 2006. – 192с.

4. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ [Текст]/ О. В. Солодянкина. - М.:Аркти, 2005. - 77 с.

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Современные формы взаимодействия с родителями воспитанников в ДОУ Липагина Наталья Викторовна Воспитатель детского сада - яслей №3 «Юля» группы №5

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО- взаимодействие социальных субъектов, предполагающее достижение целей и реализацию интересов партнерами через сближение их позиций

Закон «Об Образовании» Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: 1)выбирать образование с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения.. 2)дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. …….. 3)знакомиться с уставом организации, …. свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и др.документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности; 4)знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, ……; 5)защищать права и законные интересы обучающихся; 6)получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся; 7)принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации; 8)присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: 1) обеспечить получение детьми общего образования; 2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений; 3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. 5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии). 6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

ФГОС ДО 1.1 . Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования. 1.4. Основные принципы дошкольного образования: 5) сотрудничество Организации с семьей; 1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач: 9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 1.7. Стандарт является основой для: 6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. 2.11.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей. В содержательном разделе Программы должны быть представлены: в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; 3.1. Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. 6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. 3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ЗА ВОСПИТАНИЕ СВОИХ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПЕДАГОГОВ ДОО И РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ Формировать у родителей восприятие феномена воспитания в семье и ДОУ как социального, психологического и педагогического явления. Содействовать выработке у родителей представлений о единстве и целостности воспитательного процесса в семье и ДОУ. Содействовать формированию у родителей представлений об этапах развития личности ребенка, помочь родителям научиться понимать внутренние законы этого развития, применять полученные знания в процессе воспитания детей в семье. На основе понимания закономерностей процесса формирования и развития личностных качеств ребенка, содействовать освоению родителей навыками анализа детских поступков, понимания их мотивации. Изучить специфическую особенность семейного воспитания. Определить роль и значение родительского воспитания в формировании личности ребенка. Выявить характер и принципы взаимодействия между родителями и детьми, родителями и педагогами, педагогами и детьми и общие закономерности развития ребенка в процессе такового взаимодействия.

НАПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ 1.Изучение семей детей: изучение интересов, мнений и образовательных запросов родителей и семьи в целом; 2.Создание особой сотворческой атмосферы для взаимодействия взрослых; 3.Обеспечение оптимальных условий для освоения социальной роли: родитель; 4.Привлечение родителей и семьи в целом к активному участию в деятельности ДОУ; 5.Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей; 6.Расширение средств и способов работы с родителями и семьи в целом; 7.Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии; 8.Использование опыта деятельности других ДОУ для построения модели взаимодействия с родителями.

ФОРМЫ И СПОСОБЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ ДОО И РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ: Презентация концептуальных позиций. Оформление наглядности в уголке для родителей. Беседы и консультации по темам. Мастер-класс по обучению родителей технологии выполнения заданий. Круглый стол по обсуждению выполнению заданий. Выставки, конкурсы детских работ. Открытые занятия. Досуговые формы по представлению детских театров, развлечения, праздники в соответствие с темами. Интернет сайт по работе как презентация достижений детей и поощрение совместной деятельности родителей с детьми. Выполнение заданий в совместной деятельности педагогов и детей. Оформление среды в соответствие с темой образовательной деятельности. Планирование педагогом образовательной работы в соответствие с темами.






Задачи: - Повышение уровня компетентности родителей и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей. - Обеспечение информационно – просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку. - Создание условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности. - Индивидуальная работа с семьями воспитанников, дифференцированный подход к семьям разного типа.


Принципы Взаимодополнение воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей Взаимодополнение воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи Организации совместной деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении и в семье, подход к родителям как к активным субъектам образовательного процесса Организации совместной деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении и в семье, подход к родителям как к активным субъектам образовательного процесса


Взаимодействие Взаимодействие педагога с родителями через приобщение к педагогическому процессу расширение сферы участия родителей в организации жизни ДОУ информационно – педагогические материалы, выставки детских работ объединение усилий в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка


Традиционные мероприятия взаимодействие с родителями Коллективные – общие и групповые родительские собрания, консультации, лекции, школа молодых родителей, педагогические кружки. Индивидуальные – консультации эпизодические и систематические, по запросам родителей, индивидуальные беседы. Наглядные – памятки, тематические выставки, папки- передвижки, ширмы, информационные стенды.


Направления по вовлечению родителей в совместную деятельность Информационно - аналитическое – (анкетирование, тестирование, опрос, «почтовый ящик» Познавательное – (родительские гостиные, нетрадиционные собрания, экскурсии) Наглядно – информационное – (через родительские уголки, папки – передвижки, мини – библиотека, выпуск газеты) Досуговое – (праздники, акции)


Формы взаимодействия с родителями Традиционные формы Нетрадиционные формы Родительские собрания Консультации Анкетирование Утренники Дни открытых дверей Оформление информационных стендов Посещение семьи ребенка Информация о группе, детском саде на сайте в Интернете Вовлечение в спортивные и творческие конкурсы Презентация группы Концерты Тематические досуги Оформление стенгазет и буклетов Групповые встречи – практикумы, мастер – классы, круглые столы, дискуссии, видео презентации Почта доверия Театрализованные представления для детей с участием родителей Нетрадиционные собрания и др.





Фразы для начала беседы с родителями Нежелательные Замена их на желательные Я бы хотела… Вероятно, Вы об этом ещё не слышали… Мне представляется интересным то, что… Я пришла к выводу, что… Хоть Вам это и неизвестно… Вы, конечно, об этом ещё не знаете… Вы хотите… Вы, наверно, уже об этом слышали… Вам будет интересно узнать…. Думается, Ваша проблема заключается в том, что… Конечно, Вам уже известно... Как Вы знаете…


Советы, которые помогут активизировать участие родителей - Проявляйте взаимное уважение друг к другу. - Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей, помогайте им. - Привлекайте родителей к занимательным мероприятиям детского сада. - Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду. - Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется. - Говорите семьям о надеждах, возлагаемых воспитателями на родителей. - Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки. - Поддерживайте тесные контакты. - Высказывайте свою признательность им. - Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию. - Постарайтесь заинтересовать и привлечь всю семью. - Поощряйте посещаемость родительских собраний. - Сохраняйте конфиденциальность любой информации. - Обучайте навыкам сотрудничества. - Создавайте совместные развивающие занятия с родителями и детьми для укрепления их взаимопонимания.


Рекомендуемая литература: 1. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. //Управление ДОУ 2002 г – 66 с. 2. Романова И. Развитие коммуникативно – речевых умений будущих педагогов. // Дошкольное воспитание г. - 6 – с. 82 – Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозайка – Синтез, 2007 – 167 с. 4. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М.: «Гном и Д», Роговин А. Хочу сделать сам. М.: Педагогика, Руденко И., Тумакова О., Курынова С. Портфолио дошкольника //Обруч. М.: 2000 г Свирская Л. Шпаргалки для родителей//Детский сад со всех сторон г. – 147 с. 8. Фесюкова Л. Искусство быть родителями. Х., Фолио, Хабибуллина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями. // Дошкольная педагогика 2007 г., с.

Воспитывает всё: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А.С.Макаренко.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.

Основным структурным элементом в детском саду является группа. Организатором деятельности в группе, координатором воспитательных воздействий остается педагог, именно он непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями.

Педагог, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка. В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами. Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.



В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.




создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.



активизация и обогащение воспитательных умений родителей;




3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.




- тематические выставки;

- консультации специалистов;


- конкурс семейных талантов;
- день открытых дверей;




- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Первоначально взаимодействие с родителями в ДОУ в котором я работаю носило формальный характер: я обращались к ним с какой-либо просьбой, либо с заданием, и много времени уходило на то, чтобы убедить большую часть родителей это задание выполнить.

Передо мной возникла проблема: что можно изменить в нашем взаимодействии с родителями, чтобы не тратить время на их убеждение.

Изучая литературу по работе с родителями, я обратили внимание, что эффективность работы с родителями резко повышается, если взаимодействие с родителями строится на основе сотрудничества и доверительных отношений. Я стали искать приемы, чтобы расположить к себе родителей и завоевать их доверие:

Родительские собрания.

Во-первы, я слала чаще посещать родительские собрания.

В связи с небольшой посещаемостью родительских собраний мы с педагогами заменили традиционное объявление о предстоящем мероприятии на индивидуальные приглашения, которые мы делаем вместе с детьми. Какой родитель откажется прийти, если его приглашает его собственный ребенок?

Чтобы собрание стало интересным, мы стали менять приемы проведения: родителям трудно себя проявить в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет педагог. Собрание с родителями начинаем с психологической игры на снятие излишнего эмоционального напряжения.

Форма проведения нашей встречи выбирается после обработки анкет - это может быть и деловая игра, и семинар и вечер «Вопросов и ответов». В конце собрания проводим обсуждение – что понравилось, какие наши советы применимы на практике, какие бы вопросы родители хотели еще обсудить.

В таких встречах примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый высказывает дельные советы и делится интересными наблюдениями. К собраниям мы совместно с детьми готовим фотогазету, где используем фотографии из жизни группы

Применив на практике новую модель взаимоотношений, мы увидела результаты своей работы: родители стали охотнее идти на контакт, видя нашу искреннею заинтересованность в них.

Известно, что хорошо налаженный контакт родителей и воспитателей помогает более эффективно доносить до ребенка новую информацию. И у меня появилось желание вовлечь более активно родителей в образовательную деятельность.

Следующий этап.

Оказалось, что проводя различные праздники, дети не имеют о них представление, да и некоторые родители впервые услышали название некоторых праздников. Тог да я предложила родителям включиться в совместную образовательную деятельность над проектом «День космонавтики».

На начальном этапе я провела входной мониторинг осведомленности детей по данной теме в соответствии с задачами проекта. Далее распределила задания для родителей. При распределении заданий я использовали дифференцированный подход, исходя из возможностей семей:

Одни родители совместно с ребенком собирали материал для мини-докладов и рисовали рисунки, составляли кроссворды,

Другие родители помогли организовать книжную выставку и подобрать различные стихотворения, пальчиковые и подвижные игры.

Совместно с детьми мы сделали коллаж «Я космонавт», самой значимой работой стало изготовление стен газеты «День космонавтики» - родители искали сведения, о первых знаменитых людях и животных побывавших в космосе, делали иллюстрации и оформляли ее.

На сегодняшний день у меня сложилась определенная система работы с родителями. Использование разнообразных форм взаимодействия дало определенные результаты:

Родители с удовольствием стали посещать мой занятия и стали чаще приходить на различные мероприятия мною подготовленные;

Многие родители дружат семьями;

Предлагают свою помощь воспитателям в решении любых проблем;

В ДОУ создана атмосфера доверия и взаимоуважения.

Таким образом, можно сказать, что главная цель всех взаимодействий с родителями (установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать) решена









- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников в условиях реализации ФГООС ДО.

Воспитывает всё: люди, вещи, явления,

Но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А.С.Макаренко.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.

Основным структурным элементом в детском саду является группа. Организатором деятельности в группе, координатором воспитательных воздействий остается педагог, именно он непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями.

Педагог, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка. В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами. Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.

Педагоги и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребёнка те психологические новообразования. И первой инстанцией на пути ребёнка в жизнь является СЕМЬЯ.
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
объединение усилий для развития и воспитания детей;
создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:
- "Круглый стол" по любой теме;
- тематические выставки;
- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- семейные спортивные встречи;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- конкурс семейных талантов;
- день открытых дверей;

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы;
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
- Это учет индивидуальности ребенка.
- Это укрепление внутрисемейных связей,
- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Первоначально взаимодействие с родителями в ДОУ в котором я работаю носило формальный характер: я обращались к ним с какой-либо просьбой, либо с заданием, и много времени уходило на то, чтобы убедить большую часть родителей это задание выполнить.

Передо мной возникла проблема: что можно изменить в нашем взаимодействии с родителями, чтобы не тратить время на их убеждение.

Изучая литературу по работе с родителями, я обратили внимание, что эффективность работы с родителями резко повышается, если взаимодействие с родителями строится на основе сотрудничества и доверительных отношений. Я стали искать приемы, чтобы расположить к себе родителей и завоевать их доверие:

Родительские собрания.

Во-первы, я слала чаще посещать родительские собрания.

В связи с небольшой посещаемостью родительских собраний мы с педагогами заменили традиционное объявление о предстоящем мероприятии на индивидуальные приглашения, которые мы делаем вместе с детьми. Какой родитель откажется прийти, если его приглашает его собственный ребенок?

Чтобы собрание стало интересным, мы стали менять приемы проведения: родителям трудно себя проявить в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет педагог. Собрание с родителями начинаем с психологической игры на снятие излишнего эмоционального напряжения.

Форма проведения нашей встречи выбирается после обработки анкет - это может быть и деловая игра, и семинар и вечер «Вопросов и ответов». В конце собрания проводим обсуждение – что понравилось, какие наши советы применимы на практике, какие бы вопросы родители хотели еще обсудить.

В таких встречах примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый высказывает дельные советы и делится интересными наблюдениями. К собраниям мы совместно с детьми готовим фотогазету, где используем фотографии из жизни группы

Применив на практике новую модель взаимоотношений, мы увидела результаты своей работы: родители стали охотнее идти на контакт, видя нашу искреннею заинтересованность в них.

Известно, что хорошо налаженный контакт родителей и воспитателей помогает более эффективно доносить до ребенка новую информацию. И у меня появилось желание вовлечь более активно родителей в образовательную деятельность.

Следующий этап.

Оказалось, что проводя различные праздники, дети не имеют о них представление, да и некоторые родители впервые услышали название некоторых праздников. Тог да я предложила родителям включиться в совместную образовательную деятельность над проектом «День космонавтики».

На начальном этапе я провела входной мониторинг осведомленности детей по данной теме в соответствии с задачами проекта. Далее распределила задания для родителей. При распределении заданий я использовали дифференцированный подход, исходя из возможностей семей:

Одни родители совместно с ребенком собирали материал для мини-докладов и рисовали рисунки, составляли кроссворды,

Другие родители помогли организовать книжную выставку и подобрать различные стихотворения, пальчиковые и подвижные игры.

Совместно с детьми мы сделали коллаж «Я космонавт», самой значимой работой стало изготовление стен газеты «День космонавтики» - родители искали сведения, о первых знаменитых людях и животных побывавших в космосе, делали иллюстрации и оформляли ее.

На сегодняшний день у меня сложилась определенная система работы с родителями. Использование разнообразных форм взаимодействия дало определенные результаты:

Родители с удовольствием стали посещать мой занятия и стали чаще приходить на различные мероприятия мною подготовленные;

Многие родители дружат семьями;

Предлагают свою помощь воспитателям в решении любых проблем;

В ДОУ создана атмосфера доверия и взаимоуважения.

Таким образом, можно сказать, что главная цель всех взаимодействий с родителями (установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать) решена

Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная.
- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
- Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.
- Педагоги стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.
- Пока еще инициатива больше исходит от меня, но уже видно, что родителям интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах ДОУ и семьи.
- При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.
- Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает.
- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.