Физическое развитие детей 6 7 лет. Физическая культура детей дошкольного возраста (Вильчковский)

Страница 2 из 15

Возрастные особенности детей 3-7 лет

Дошкольный возраст - очень важный этап в жизни человека. В этот период проис-ходит функциональное совершенствование головного моз-га, нервной системы, основных органов и систем орга-низма.

Знание возрастных особенностей развития ребенка по-может родителям и воспитателям детских садов правильно осуществлять физическое воспитание дошкольников: сле-дить за их физическим и психическим развитием, подби-рать упражнения, закаливающие процедуры. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» 1 .

Организм детей непрерывно развивается. Уровень и темпы его роста в разные периоды жизни неодинаковы. На протяжении первых семи лет жизни у ребенка не толь-ко интенсивно увеличиваются все внутренние органы (лег-кие, сердце, печень, почки), но и совершенствуются их функции. Укрепляется опорно-двигательный аппарат: хря-щевая ткань постепенно заменяется костной, значительно возрастают масса и сила мышц. Формирование костной и мышечной систем создает все предпосылки для успешного усвоения разнообразных движений.

Ушинский К. Д. Сочинения, т. 8. М., Изд-во АПН РСФСР, 1950, с. 23.

Основными показателями физического развития ребен-ка являются его рост, масса тела и окружность грудной клетки. Родителей всегда интересует, а не отстает ли их сын или дочь в возрасте и массе от своих сверстников. Об этом можно узнать, сравнивая данные физического развития своего ребенка со средними показателями (стандартами) детей соответствующего возраста, которые определялись в результате массовых антропометрических обследований дошкольников.

Физическое развитие детей дошкольного возраста про-веряют не менее двух раз в год (в январе и июле). Взвеши-вают их на медицинских весах с точностью до 100 г. Ребе-нок в это время должен спокойно стоять посредине пло-щадки весов в трусах, без обуви.

Рост (в домашних условиях) измеряют возле стены или какой-нибудь другой вертикальной поверхности. Ребе-нок стоит, касаясь ее пятками, ягодицами, спиной и затыл-ком. Голову при этом следует держать ровно, ноги выпрям-лены, пятки сведены вместе, подбородок немного опущен. Приложив к поверхности головы карандаш, намечают ли-нию, а затем от нее до пола сантиметровой лентой измеря-ют расстояние с точностью до 0,5 см.

Окружность грудной клетки измеряют сантиметровой лентой. Для этого ее прикладывают к нижнему углу лопа-ток, а на груди — под сосками. Ребенок должен стоять непринужденно, не напрягаясь, руки и плечи свободно опущены вдоль туловища. Измерение производится во вре-мя дыхательной паузы с точностью до 0,5 см.

Большое значение для физического развития ребенка имеет опорно-двигательный аппарат. Он состоит из костей, связок и мышц. От правильного и своевременного его развития зависит успешное овладение разнообразными движениями.

Костная система. Скелет человека выполняет опорную функцию, защищает внутренние органы от различных со-трясений и ударов. Эту же функцию выполняет череп отно-сительно мозга. В костной ткани ребенка содержится зна-чительное количество воды и только 13% минеральных солей. Это придает костям эластичность и предохраняет их от переломов при частых падениях и ушибах.

Позвоночный столб дошкольника состоит в основном из хрящевой ткани. Поэтому он очень податлив и может легко подвергаться искривлениям, например при непра-вильном положении тела во время сидения за столом, если мебель не соответствует росту ребенка и т. д. Родители должны учитывать это, чтобы обеспечить нормальное фи-зическое развитие детей.

Костная система детей до семи лет, в отличие от взрос-лых, характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса. Поэтому необходимо тщательно обере-гать развитие костного скелета, предупреждая возникнове-ние деформаций позвоночника, грудной клетки, костей та-за и конечностей.

Чрезмерная физическая нагрузка отрицательно сказы-вается на развитии скелета, задерживает рост костей и вызывает их искривления. Умеренные по нагрузке и до-ступные для данного возраста физические упражнения, наоборот, стимулируют рост костей, способствуют их ук-реплению. Особенно полезны упражнения в лазаний, беге, прыжках и различные подвижные игры.

Мышечная система. У детей дошкольного возраста мышечная система развита еще очень слабо. Прежде всего у них развиваются и начинают функционировать крупные мышечные группы. Причем мышцы-сгибатели развиты несколько больше, чем разгибатели. Поэтому дети 3—4 лет довольно часто принимают неправильные позы — го-лова опущена, плечи сведены вперед, спина сутулая.

К пяти годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса (особенно нижних конечностей), возрас-тают сила и работоспособность мышц. Однако дети еще не способны к значительному мышечному напряжению и длительной физической работе.

Работа с попеременным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет ребенка по сравнению с той, кото-рая требует статических усилий (удержание тела или отдельных его частей в определенном фиксированном по-ложении). Поэтому длительное стояние или сидение всегда утомляет ребенка.

Динамическая работа способствует активному притоку крови не только к мышцам, но и костям, что обеспечивает их интенсивный рост. Дети, которые достаточно двигаются, как правило, лучше физически развиты по сравнению с малоподвижными.

Нормальное физическое развитие организма невозмож-но без всестороннего развития мускулатуры. Однако наря-ду с систематической тренировкой мышечного аппарата ребенка следует ограничивать для него мышечные напря-жения, связанные с длительным сохранением неподвижно-го положения туловища. Учитывая быструю утомляемость мышц у дошкольников, нужно избегать чрезмерных физи-ческих усилий при выполнении упражнений и во время подвижных игр.

Дыхательная система. Отличительной особенностью детей в этом возрасте является преобладание поверхност-ного дыхания. К седьмому году жизни в основном закан-чивается процесс формирования тканей легких и дыхатель-ных путей.

Однако развитие легких в этом возрасте еще полностью не закончено: носовые ходы, трахеи и бронхи сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие, грудная клетка ребенка как бы приподнята, и ребра не могут опускаться на выдохе так низко, как у взрослого. Поэтому дети не в состоянии делать глубоких вдохов. Вот почему частота их дыхания значительно превышает частоту дыха-ния взрослых.

Частота дыхания за минуту
(количество раз)

У дошкольников через легкие протекает значительно большее количество крови, чем у взрослых. Это позволяет удовлетворить потребность детского организма в кислоро-де, вызываемую интенсивным обменом веществ. Повышен-ная потребность детского организма в кислороде при физи-ческой нагрузке удовлетворяется в основном за счет часто-ты дыхания и в меньшей мере — изменения его глубины.

С трехлетнего возраста ребенка следует приучать ды-шать через нос. При таком дыхании воздух, прежде чем попасть в легкие, проходит через узкие носовые ходы, где очищается от пыли, микробов, а также согревается и ув-лажняется. Этого не происходит при дыхании через рот.

Учитывая особенности дыхательной системы дошколь-ников, необходимо, чтобы они как можно больше находи-лись на свежем. воздухе. Полезны также упражнения, способствующие развитию дыхательного аппарата: ходь-ба, бег, прыжки, передвижение на лыжах и коньках, пла-вание и др.

Сердечно-сосудистая система. Сердечно-сосудистая система у дошкольников хорошо приспособлена к требова-ниям растущего организма. Сосуды у ребенка шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет значительно быстрее. Детское сердце обладает большей жизнеспособностью, потому что оно еще не перенесло различных болезней и лучше питается, благодаря широкому просвету сосудов.

В младшем дошкольном возрасте частота сердечных сокращений колеблется в пределах 85—105 уд. в 1 мин. Пульс изменяется в зависимости от физиологического состояния организма: во время сна уменьшается, а в пери-од бодрствования (особенно при эмоциональном возбуж-дении) учащается. В старшем дошкольном возрасте (6—7 лет) пульс становится более устойчивым и достигает 78-99 уд. в 1 мин. Причем у девочек на 5—7 ударов боль-ше, чем у мальчиков.

С целью контроля за физической нагрузкой во время гимнастических упражнений, подвижных игр, упражнений спортивного характера необходимо периодически фикси-ровать частоту сердечных сокращений сразу же после вы-полнения двигательных действий. Для этого на лучевую артерию (верхняя часть кисти) накладывают пальцы и по колебаниям ее стенки подсчитывают пульс в течение 10 с (время фиксируется по секундной стрелке часов). Затем полученную цифру умножают на 6 и узнают количество сокращений сердца за 1 мин.

Нагрузка считается оптимальной, если частота пульса не превышает 150—180% по сравнению с исходными дан-ными. В том случае, когда показатели пульса выше указан-ной нормы, физическую нагрузку следует снизить (умень-шить количество повторений упражнений, продолжитель-ность подвижных игр и т. п.).

Артериальное давление у детей до 7 лет почти не изме-няется: в 3—4 года оно составляет 96/58 мм рт. ст. в 5—6 лет — 98/60 мм рт. ст.

Сердце у дошкольников очень возбудимо. С одной сто-роны, оно обладает способностью быстро приспосабливать-ся к физической нагрузке и восстанавливать свою работо-способность, с другой — деятельность его неустойчива. Под влиянием многих незначительных причин ритм сердечных сокращений может нарушаться (резкие колебания пульса, понижение кровяного давления). Под влиянием различных эмоций (положительных и отрицательных) изменяются тонус сосудов, артериальное давление, частота и сила сердечных сокращений. Все это объясняется несовершенст-вом регуляторного аппарата, несформированным механиз-мом условнорефлекторных влияний на сердечно-сосудис-тую систему.

Продолжительные физические и психические напряже-ния могут отрицательно сказаться на деятельности сердца и привести к нарушению сердечной деятельности. Поэтому необходимо соблюдать большую осторожность при дозировании физической нагрузки на организм ребенка. Систе-матические занятия физическими упражнениями, правиль-но организованные и проведенные подвижные игры, по-сильная физическая нагрузка способствуют тренировке сердечно-сосудистой системы и укрепляют её.

Нервная система. Все процессы в организме направля-ются и контролируются центральной нервной системой. Головной мозг—высший отдел центральной нервной си-стемы — руководит работой всех органов и систем организ-ма человека, благодаря чему осуществляется связь с внешней средой.

Основная дифференцировка нервных клеток происхо-дит до 3 лет и к концу дошкольного возраста почти закан-чивается. В соответствии с физиологическим учением И. П.Павлова процесс сложного приспособления организ-ма к внешней среде осуществляется корой головного моз-га, прежде всего через условнорефлекторную деятельность.

Основной формой проявления деятельности высшей нервной системы является рефлекс — ответная реакция на раздражитель. Первую группу рефлекторных реакций составляют безусловные (врожденные) рефлексы. У детей это прежде всего пищевой, защитный и ориентировочный. Они обеспечивают ребенку примитивное приспособление к окружающей среде.

На основе безусловных рефлексов формируются более совершенные реакции — так называемые условные рефлек-сы. В процессе взаимодействия с внешней средой у ребенка вырабатываются умения и навыки, которые являются звеньями условных рефлексов. «Возможно, наше воспита-ние, учение, дисциплинирование, всякого рода разнообраз-ные привычки и есть длинные ряды условных рефлек-сов» 1 ,— писал академик И. П. Павлов. Поэтому формиро-вание у детей новых двигательных навыков рассматривает-ся как создание более сложных условных рефлексов на основе уже имеющихся.

1 Павлов И. П. Полн. собр. соч, т. 3, кн. 1. Изд-во АН СССР, 1952, с. 220

Важно учитывать также еще одну существенную осо-бенность центральной нервной системы ребенка — способ-ность сохранять следы тех процессов, которые в ней проис-ходили. Отсюда становится понятным способность детей к быстрому и легкому запоминанию показанных им движе-ний. Однако для закрепления и совершенствования усвоен-ного необходимы многократные повторения. Об этом не следует забывать при формировании у дошкольников но-вых двигательных навыков.

Большая возбудимость, реактивность, а также высокая пластичность нервной системы у детей способствует лучше-му, а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных двигательных навыков — ходьбы на лыжах, фигурного катания на коньках, плавания и др. Причем правильное формирование двигательных навыков у дошкольников с самого начала имеет большое значение, так как исправлять их очень трудно.

Физические упражнения тонизируют организм ребенка. Благодаря им усиливается кровообращение, улучшается деятельность органов дыхания и обмен веществ. «Движе-ние,— писал еще в XVIII веке известный французский врач Тиссо,— как таковое может по своему действию заме-нить любое лекарство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения».

Правильное физическое воспитание дошкольников тре-бует обязательного учета их психологических особенностей.

В этом возрасте высокой степени развития достигает не-произвольное внимание. Одновременно начинает формиро-ваться и произвольное (преднамеренное) внимание, кото-рое возникает в процессе биологического развития ребенка и под влиянием воспитательной работы с ним. Устойчи-вость внимания у детей непродолжительна. Они часто отвлекаются, поскольку не могут преднамеренно поддер-живать внимание в течение длительного времени.

Утомление — главный враг внимания. Особенно быстро утомляет детей однообразная работа. По этому поводу К. Д. Ушинский писал: «Заставьте ребёнка идти — он уста-нет очень скоро, прыгать — тоже, сидеть — он также уста-нет, но он перемешивает все эти деятельности различных органов и резвится целый день, не уставая» 1 . К концу до-школьного возраста ребенок приобретает некоторый опыт в управлении вниманием, что является одним из показате-лей его готовности к обучению.

Характерной особенностью мышления дошкольников является конкретность (образность). Поэтому при обуче-нии детей движениям словесные указания следует подкреплять наглядным показом. У детей 3—5 лет наглядное обучение усваивается лучше, чем словесное. В старшем дошкольном возрасте (6—7 лет) значительно повышается роль слова в регулировании действий ребенка. Поэтому словесные указания для детей этой возрастной группы на-чинают определять не только близкие и понятные им зада-чи, но также и способы их осуществления.

Детям прежде всего присуща большая потребность в активной деятельности, в движениях. Они могут длитель-ное время, не утомляясь, бегать, прыгать, играть. Однако эту активность следует строго контролировать, помогая ребенку преодолевать импульсивность и неустойчивость поведения. Именно под влиянием воспитания, в частности физического, формируется выдержка и сознательное поведение. Таким образом можно и необходимо приучить до-школьника соблюдать соответствующий режим, правила поведения, выполнять требования взрослых.

1 Ушинский К. Д. Сочинения, т. 8. М.. Изд-во АПН РСФСР, 1950, с. 88.

Стремление ребенка принять активное участие в дея-тельности окружающих его людей ограничено из-за не-достаточности развития физических сил и жизненного опы-та. Вследствие этого приобщение к практической деятель-ности, особенно в младшем дошкольном возрасте, реализу-ется в форме игры, которая приобретает важное значение не только для физического, но и для умственного, нравст-венного и эстетического воспитания. Не случайно П. Ф. Лесгафт, основатель отечественной системы физичес-кого воспитания, писал, что игра относится к упражнени-ям, которые подготавливают ребенка к жизни. Они, по его словам, наиболее полезное для детей занятие, которое к тому же вызывает у них «повышенное чувство удовлетво-рения».

Таким образом, важнейшими особенностями психичес-кого развития детей дошкольного возраста являются пре-обладание возбуждения над торможением, неустойчивость внимания, импульсивность в поведении, большая эмоцио-нальность, конкретность восприятия и мышления. Основ-ным видом деятельности детей этого возраста является игра, в процессе которой они овладевают различными движениями, элементарными действиями, приучаются к определенным отношениям в коллективе. В первые семь лет жизни под влиянием воспитания формируются основ-ные черты личности. Вот почему так важно именно в этом возрасте обеспечить правильное развитие ребенка.

Физическое развитие ребенка 7 лет подразумевает достаточный уровень выносливости. Выносливость необходима ребенку в школе, так как при больших учебных нагрузках на ребенка, возрастает и физическая нагрузка. Родителям стоит обращать внимание на осанку ребенка в этом возрасте, ведь если малыш горбится либо сутулится, то исправлять данный дефект нужно именно сейчас, пока полностью не окостенел скелет. Упустив этот момент сейчас, в будущем у ребенка может развиться искривление позвоночника.

Физическое развитие ребенка 7 лет таково, что у ребенка отлично развита координация движений. Это позволяет ему легко балансировать на узком бревне или ловко попадать мячом в баскетбольное кольцо. Обращая внимание на физическое развитие ребенка в этом возрасте, родители, в первую очередь, должны уделить внимание мелким мышцам кистей ребенка. Существуют специальная пальчиковая гимнастика для развития мышц кисти, упражняться в которой будет совсем не лишним. Кроме того, нужно контролировать, чтобы ребенок правильно держал шариковую ручку, ведь в противном случае, при занятии письмом, его кисть будет слишком быстро уставать.

Семилетний возраст, как раз то время, когда стоит определиться, в какую спортивную секцию стоит отдать своего ребенка. Ели ребенок еще не посещает какую-либо секцию, то стоит поговорить с ним и выбрать вид спорта, который по душе вашему чаду. Выбирать вид спорта стоит без нажима на ребенка, обязательно учитывая его интересы и предпочтения. В этом выборе родители должны доверять малышу, так как развитие будет происходить лишь тогда, когда ребенок будет стремиться посещать секцию и заниматься любимым видом спорта.

Необходимость физического развития ребенка 7 лет не пустые слова. По статистике, если к 6 годам более 25% детей имеют отставание в физическом развитии, то к 7 годам этот показатель возрастает до 35%. И с годами, такое положение не только сохраняется, но и усугубляется. Родители должны понимать, насколько физическое развитие в этом возрасте важно для формирования здоровой, гармонично развитой, подготовленной к посещению школы, личности.

Здоровье- одно из важнейших ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Основы здоровья закладываются в детстве, любое отклонение в развитие организма, любая более или менее серьёзная болезнь в детском, подростковом возрасте сказывается на состояния здоровья взрослого человека. Проблема физического развития детей является одним из показателей здоровья и индикатором экологической обстановки.

Физическое развитие осуществляется по объективным законам: единства организма и условий жизни, условий наследственности и изменчивости, взаимной связи функциональных и морфологических характеристик, по законам возрастной смены фаз и периодов развития. В первую очередь оно оценивается с использованием антропометрии по состоянию опорно-двигательной системы. Антропометрические исследования включают измерения длины тела (роста), массы, окружности грудной клетки и определение антропометрических показателей физического развития. Это позволяет дать оценку индивидуального здоровья и коллектива учащихся, их соответствия возрастным нормам.

Правила выполнения антропометрических измерений

1. Измерения желательно проводить в утренние часы в одни и те же месяцы года. Учащиеся работают в парах. Исследуемый находится без верхней одежды и обуви.

2. При измерении роста обследуемый должен стоять на платформе, ростомера, выпрямившись и касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Голова должна располагаться так, чтобы нижний край глазницы и верхний край козелки уха находились на одной вертикальной линии.

3. Окружность грудной клетки измеряется в состоянии покоя с помощью сантиметровой ленты. Лента накладывается сзади по нижним углам опаток при отведенных в сторону руках. Обследуемый опускает руки, и лента ложится под углы лопаток. Спереди она проходит по средне грудинной точке. Лента должна плотно прилегать к телу.

4. Масса тела определяется с помощью медицинских весов, можно воспользоваться напольными весами.

Необходимо уточнить, что входит в само понятие "здоровье". Согласно уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) это не только отсутствие болезни и повреждений, но и полное физическое и социальное благополучие. Такое определение имеет явные преимущества перед бытующим мнением, что здоровье - это отсутствие болезни. Вместе с тем определение здоровья ВОЗ недостаточно для характеристики растущего организма, так как оно направленно на оценку статической сиюминутной ситуации и не учитывает динамики развития. Кроме того, данное определение не описывает конкретных признаков здоровья, не позволяет правильно вычленить отклонения в его состоянии, выработать тактику последующих действий, направленных на их преодоление.

В современном научном понимании здоровье школьников включает комплекс признаков:

1) Соответствующий возрасту уровень жизнеобеспечивающих систем (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной);

2) Гармоничное физическое развитие (рост, масса тела, окружность груди, жизненная емкость легких, сила кисти) среднего или выше среднего уровня;

3) Быстрое приспособление организма (адаптация) к новым условиям (занятия в школе, отдых в туристическом походе и т. д.);

4) Высокая умственная и физическая работоспособность (без напряжения заниматься в школе);

5) Отсутствие болезней в течение года либо кратковременная болезнь (не более 5-7 дней) с полным выздоровлением.

Таков современный эталон здоровья школьника.

Характеристика возрастной динамики здоровья учащихся свидетельствует о том, что оно ухудшается с возрастом. Так, комплексная оценка здоровья (распределение детей по группам здоровья) показывает, что здоровых детей (I группа) среди выпускников школ в 3-5 раз меньше, чем среди первоклассников, и наоборот, число старшеклассников, имеющих хронические заболевания (III группа), в 2-3 раза больше, чем среди учеников начальных классов.

В младших классах (1-4 классы) часто встречается несовпадение биологического и метрического возраста учащихся. Незрелые и условно зрелые дети составляют 25-30 %, задержка моторного развития наблюдается у 40-50 %, затруднения при адаптации к школе у 15- 20 %.

Особенности физического развития детей 6-7 лет.

Современные дошкольники анатомически и функционально стали как бы старше своих предшественников. Например,и различие в росте трехлетнего и семилетнего составило по данным 1968 г около 27см. , воколо 27 см. вило по данным 1968 г. го и семи как бы старши своих предшествеников. то время как за 40 лет до этого в 1921 г. оно не превышало 22см.

Общую картину развития дошкольника можно обрисовать сразу с двух точек зрения. Во- первых, сравнительно с первыми тремя годами жизни темп роста замедляется, мальчики не так быстро прибавляют в росте и весе. Во–вторых, показатели деятельности все большего числа органов и систем организма приближаются к показателям взрослых. Но при этом следует иметь в виду, что анатомические особенности и функциональные возможности организма дошкольника в огромной степени сохраняет черты « детскости», переоценка их привела бы к пагубным последствиям. Что касается детских особенностей организма 6-7 лет, то ещё раз стоит обратить внимание на то, что костная система сохраняется ещё в отдельных местах хрящевое строения. И поэтому стоит напомнить о том, как важно следить за правильной осанкой малыша, за правильным положением его тела во время сна. Отмечая достижения физического развития, скажем, что масса и объем сердца увеличивается, а главное при увеличение сердечных сокращений количество крови, выбрасываемой сердцем за один удар, заметно растёт. Ёмкость лёгких также увеличивается в три раза, поэтому при сокращение частоты дыхания минутный объём дыхания увеличивается в 2 раза. Таким образом энергетическое обеспеченье организма заметно возрастает. Сила мышц туловища возрастает в два раза, а сила мышц рук в 2-3 раза. Физическая работоспособность в 7 лет выше, чем в три года, в 1,5 раз у мальчиков и почти в 2 раза у девочек. Итак, функциональные возможности организма дошкольника достаточно велики.

Мониторинг физического развития учащихся первых классов средней школы № 1 г. Гусиноозерска.

Для оценки физического развития известен ряд методов. В последние годы широко используется вентильный метод, метод нахождения индекса Кетле (весоростового показателя) и индекса гармоничности морфологического развития – ИГМР (4)

Для определения весоростового показателя, который характеризует соотношение веса и роста, необходимо вес (в кг) разделить на квадрат роста (в м).

Должная величина индекса Кетле составляет: для детей 6-8 лет обоего пола–16 (9-10лет-17)

Например, мальчик Алеша, 9 лет (от 8 лет 6 мес. до 9 лет 5 мес. 29 дней), рост 135 см, масса 31 кг. Индекс Кетле = 3 1: 1,8= 17. Таким образом, обследуемый мальчик развит гармонично, масса его тела соответствует росту. Верхняя граница нормы, т. е. величина, с которой вес считается избыточным, определяется путем прибавления к должной величине 2-х единиц, что составляет примерно 10% от приведенных возрастно-половых норм. Так, избыток массы тела для 6-летних детей начинается с 18 (16 + 2), для 9-10-летних - с 19 (17 + 2) и т. д. Снижение индекса на 2 единицы свидетельствует о дефиците массы тела.

Метод ИГМР - индекса гармоничности морфологического развития позволяет определить конституцию ребенка. Конституция - совокупность индивидуальных, относительно устойчивых морфологических и функциональных (в том числе и психических особенностей человека). Конституция в значительной мере определяется наследственными свойствами (генотипом), но в ее формировании заметную роль играют и внешние факторы. При отсутствии надлежащих условий происходит задержка в росте и развитии (ретардация), если же существующие условия стимулируют реализацию всех возможностей организма, развитие идет ускоренно (акселерация). Систематические антропометрические измерения позволяют своевременно выявить нарушения физического развития (отставания в росте, отсутствие прибавки в весе), которые являются ранними признаками заболеваний или свидетельствуют о нарушении режима жизни. Каждому человеку соответствует его индивидуальный тип конституции.

ИГМР рассчитывают по формуле: ИГМР=(L-P)*L\K*2T, где L - длина тела (рост), в см, Р - масса (вес) тела, в кг, Т-окружность грудной клетки,

К - коэффициент развития, который находится по таблице №1

Для оценки и характеристики физического развития учащихся первых классов средней школы №1 измерили и сгруппировали показатели роста, массы тела, окружности грудной клетки с указанием количества наблюдаемых мальчиков и девочек, указали возраст учащихся, месяц и год обследования.

Таким образом, у 10 учащихся показатель ИГМР снизился,т. к. произошло увеличение массы тела и окружности грудной клетки. У 6 учащихся показатель ИГМР увеличился в связи с увеличением длины тела.

Заключение.

Проделав исследовательскую работу выяснили, что в причинах физических развитий детей проявляется действие таких факторов, которые зависят от здоровья родителей, социальных условий, а так же экологического состояния окружающей среды. Об этом свидетельствуют результаты исследований, только лишь 10% (в 2002г) , 33% (2005г) и 11% (2007г)первоклассников развиты гармонично, т. е. масса его тела соответствует росту. У большей части детей индекс Кетли ниже должной величины, что свидетельствует о дефиците массы тела. Причинами этого могут быть:

1) прежде всего социальное положение семьи, так как почти все обследуемые дети в 2002 г не страдают серьезными хроническими заболеваниями,

2) в 2005 г и в 2007 г среди учащихся с низким индексом Кетли 54% имеют различные заболевания: ДУЩЖ, нарушение осанки, кариес.

Здоровье- одно из важнейших ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Следует обратить внимание на то, что основы здоровья закладываются в детстве любое отклонение в развитие организма, любая более или менее серьёзная болезнь в детском, подростковом возрасте сказывается на состоянии здоровья взрослого человека.

Улучшения состоянии здоровья можно добиться путем закаливания, занятием физическими упражнениями, рациональной организацией их учебной деятельности, правильным дозированием умственной и физической нагрузки. Систематические антропометрические измерения позволят своевременно выявить нарушения физического развития(отставания в росте, отсутствие прибавки в весе), которые являются ранними признаками заболеваний или свидетельствуют о нарушении режима жизни.

Каким должно быть физическое развитие ребенка в возрасте 6-7 лет? на что обращать внимание и как понять, что ребенок достаточно развит и подготовлен к занятиям в школе?

Возможности физического развития

К концу шестого года жизни

  • Пробежать ребенок уже может и двести, и триста метров, причем довольно быстро. Появляется большая ловкость, сноровка, причем бегать он может уже не только по ровной поверхности, но и ловко обегая холмики и перескакивая через ямки и канавки
  • Движения становятся более уверенными и скоординированными. В этом смысле ребенок уже почти не отличается от взрослого. Он с закрытыми глазами легко может прикоснуться к своему уху, носу. Ловко ловит мяч и так же ловко может бросить его в цель
  • Заметно лучше становится чувство равновесия: ребенок спокойно проходит по узкой скамейке, бревну, доске
  • Дети этого возраста становятся увереннее в прыжках. На лестнице могут перепрыгивать через ступеньку, а на ровной площадке даже через несколько предметов. Начинают постигать «науку» использования скакалки, что очень важно, так как это развивает систему согласованных действий всего тела. Дети могут прыгать на одной ноге. Девочки в этом возрасте начинают играть в «классики»
  • По шведской стенке ребенок может лазать часами и не устанет при этом от этого занятия. Ребенок способен немного подняться по канату, что указывает на то, что руки его становятся сильнее. Но отжаться от пола малыш еще не сможет

К концу седьмого года жизни

  • Ребенок уже хорошо может выполнять различные виды ходьбы и бега, может пользоваться ими в различных ситуациях, он довольно вынослив, может долгое время бежать, что называется, «сломя голову», немного передохнуть и вновь продолжить неугомонный бег
  • Ребенок становится еще более ловким и метким, может играть в различные игры с мячом, ловко с ним управляясь, может попасть мячом в цель с 4-5 метров, метать в движущуюся цель, действовать левой и правой рукой
  • Дети могут сохранять правильную осанку
  • К семи годам ребенок может играть в такие спортивные игры, как бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис
  • Ребенок может плавать и ходить на лыжах на длительные расстояния

Физическое развитие ребенка неуклонно совершенствуется. Дети становятся все более выносливыми, ловкими, сильными. Они могут играть в различные командные игры, осваивать различные виды спорта. Все это говорит о том, что ребенок готовится к школьному обучению и физически в том числе, он становится способным сидеть за партой и управлять собственным телом в соответствии с ситуацией, в которой находится на данный момент.

P.S. В этом возрасте дети все еще любят играть. На сайте http://online-gamez.ru/detskie-onlajn-igry/ вы найдете различные компьютерные игры, которые помогут малышу расслабиться после тяжелого учебного дня.