Формирование музыкально-ритмических навыков на занятиях хореографии у детей дошкольного возраста. Особенности музыкально-ритмического воспитания дошкольников на занятиях ритмикой

Система музыкально-ритмического воспитания разработана Н. Г. Александровой, М. А. Румер, Е. В. Коноровой В. А. Гринер и др. Применительно к дошкольному возрасту спе­циальные исследования проведены Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман и их учениками М. Л. Палавандишвили, А. Н. Зиминой В разработке содержания ритмики участвовали М. А. Румер Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Двоскина. Несколько позд­нее в работе приняли участие А. Н. Заколпская, С. Г. Товбина Е. Н. Соковнина, В. В. Цивкина, Е. П. Иова, И. В. Лифиц и др. Некоторые предложения по совершенствованию этой системы внесли С. Д. Руднева, Л. С. Генералова. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают опре­деленные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произве­дение, которое в свою очередь придает ему особую выразитель­ность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положе­ние, движения же становятся своеобразным средством выражения художественных образов. Музыкально-ритмические движения можно рассматривать как волевые проявления, так как ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи.

Занятия ритмикой являются воспитывающим процессом и помо­гают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально-эстети­ческой, эмоциональной, волевой и познавательной.

Для систематических, планомерных занятий ритмикой с детьми дошкольного возраста в программе предусмотрены различные сред­ства: игры (сюжетные, несюжетные, хороводные, инсценировки), пляски (с зафиксированным порядком движения, импровизационные, смешанные, бальные, характерные), упражнения (для обучения музы­кально-ритмическим навыкам и навыкам выразительного движения).

6.Методика обучения музыкально – ритмическим движениям в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования.

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям характе­ризуется следующим:

В ходе освоения репертуара детей постоянно упражняют, развивая навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движе­нием;

Разучивая игры, хороводы, пляски, последовательно усложняют задания с учетом особенностей репертуара;

Неоднократно повторяют выученный материал, закрепляя зна­ния, которые дети смогут применять в самостоятельной деятельности;

Постоянно стимулируют творческую самостоятельность ребят, используют разнообразные варианты игр, плясок, хороводов;

Предлагают детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способ­ностей.

Ранний возраст. К концу года дети первой группы раннего возраста должны проявлять отзывчивость на музыку плясового и спокойного харак­тера, реагируя на музыку плясового характера, прихлопывать в ладоши, махать рукой, приплясывать, эмоционально откликаться на игровые действия воспитателя.

Дети второй группы раннего возраста должны уметь ходить под музыку, играть в музыкальные прятки, догонялки, выполнять простые движения с флажками, погремушками, в плясках передавать веселый характер музыки хлопками, притопыванием ногой, поворотами кистей рук, приплясыванием (слегка пружинить колени).

Младший дошкольный возраст. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей трех-, четырехлетнего возраста строится в основном на показе педа­гога, хорошо двигающихся детей, на эмоционально-образных поясне­ниях и указаниях.

Средний дошк возраст . Методические приемы видоизменяются в зависи­мости от сложности заданий, степени усвоения на­выков, времени разучивания материала. Главным и обязательным остается одни - выразительное исполнение музыки педагогом. Это наполняет детей радостными переживаниями, рож­дает желание активно, самостоятельно двигаться. В этом возрасте ребята еще очень нуждаются в правильном показе, ясных, кратких пояснениях. На занятиях важно создавать игровую ситуацию. Если разучиваются пляска, упражнения, в которых движения последовательно зафиксированы, то можно предложить такую мето­дику: сначала проигрывается музыка, отмечается ее характер, а затем показываются движения, объясняется их построение.

Старший дошк взр . Методика разучивания игр, плясок, упражнений характеризуется тем, что исполнение музыки ру­ководителем всегда должно быть выразительным и точным. Нельзя забывать, что ритмика - средство музыкального воспитания. Общим требованием является точный, выразительный, правильный показ движений и лаконичные, образные пояснения. Особое внимание обращается на развитие самостоятельности де­тей, их творческих проявлений. В игровой форме разучиваются различные хлопки, притопывания, взмахи, вращения кистями рук и т. п. Затем можно предло­жить детям придумать, как надо двигаться под эту музыку, обсу­дить эти варианты (используя детский показ) и в заключение по­казать построение, которое ребятам следует выучить. Такая мето­дика помогает усвоению навыков при активном восприятии музы­ки, развитию самостоятельных действий, творческих способностей. Танцы разучиваются так же, как и игры, но часто требуют до­полнительных упражнений в усвоении и совершенствовании незна­комых детям танцевальных элементов, перестроений.

Елена Рымык
Музыкально–ритмические и танцевальные движения как средство формирования основ музыкальной культуры дошкольников 4–7 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 комбинированного вида» с. Айкино

Опыт работы

Музыкально – ритмические и танцевальные движения как средство формирования основ музыкальной культуры дошкольников 4 -7 лет .

Составила : Музыкальный руководитель

Рымык Елена Владимировна

Актуальность.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА - это многоуровневая система, включающая различные виды и жанры музыкального искусства , композиторское и исполнительское творчество, концертные, театральные и музыкально - образовательные учреждения, музыкальные общества , клубы, кружки, домашнее музицирование.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКА

Музыкальное искусство и музыкальная культура обогащают духовный мир человека, раскрывают понятия красоты, гармонии, смысла жизни и ее нравственные ориентиры. В современном обществе ребенок находится под влиянием музыкального информационного потока , и границы его положительного и негативного воздействия не всегда определены.

Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально -образовательной деятельности, музыкально -игровой деятельности, с опорой на развитие эстетических эмоций, интереса, вкуса, представлений о красоте.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой . Именно в детстве формируются эталоны красоты , накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия народной музыки и шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем успешнее достигается его развитие, духовное становление.

Музыкальные шедевры формируют у ребенка представления о красоте, эталоны красоты, основы эстетического вкуса .

В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации : способность ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Одним из видов музыкальной деятельности , который в большей степени способствует развитию детского творчества являются . Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие, помогает раскрыть музыкально -двигательные способности, развить слух, научить воспринимать язык музыкальных образов . Доказано, что двигательные упражнения под музыку тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов . В то же время движение под музыку для ребёнка является возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию. Осуществляя задачи по музыкальному развитию на занятиях, праздниках, развлечениях и других видах деятельности, я обратила внимание на то, что дети охотно, с удовольствием включаются в разучивание и исполнение танцевальных постановок , в которых не только можно освоить элементарные ритмические движения , но и изобразить конкретных персонажей, выразительно передать их действия. Это навело меня на мысль – уделять больше внимания музыкально – ритмической деятельности .

Большой вклад в развитие теории о связи музыки и движений внесли советские психологи Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон. Они считают, что чувства, которые испытывает человек, проявляются в непроизвольных мимических движениях .

Психолог Б. М. Теплов определяет музыкально – ритмическое чувство как «способность активно переживать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения » Методы музыкального движения были разработаны в России отечественными педагогами музыкантами С . Д. Рудневой, Л. С. Генераловой, Э. М. фиш на основе системы Э . Жака – Далькроза. Музыка и движения помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.

В процессе занятий укрепляется организм ребенка; развиваются музыкальный слух , память, внимание; воспитываются морально-волевые качества, ловкость, точность, быстрота, целеустремленность, вырабатываются такие свойства движения , как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; улучшается осанка детей. Музыкальный ритм способствует упорядочению движения и облегчает овладение им. В основе музыкально – ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении .

Музыкально – ритмические построения , национальные пляски, инсценировки, хороводные игры с пением, построенные на лучших образцах народной, русской, классической и современной музыки , формируют нравственный облик ребенка, развивают музыкальность и художественный вкус, воспитывают любовь к Родине.

Значение в жизни ребенка заключается в том, что они :

обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности ;

развивают познавательные способности;

воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;

способствуют физическому совершенствованию организма.

Формирование основ музыкальной культуры дошкольников при обучении музыкально – ритмическим движениям .

2. Задачи проекта.

1. Развитие музыкальности :

развивать способности воспринимать музыку , то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

развивать музыкальный слух (мелодический, гармонический, тембровый, чувства ритма ;

развивать музыкальный кругозор и познавательного интереса к искусству звуков;

развитие музыкальной памяти ;

развитие двигательных качеств и умений;

развитие ловкости, точности, координации движений ;

развитие гибкости и пластичности;

формирование правильной осанки , красивой походки;

развитие умения ориентироваться в пространстве;

обогащения двигательного опыта, разнообразными видами движений .

2. Развития творческого воображения и фантазии :

развитие способности к импровизации : в движении , в изобразительной деятельности и слове;

развитие психических процессов;

развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике;

развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

3. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности :

воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

воспитания умения вести себя в группе во время движения , формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

5. Предполагаемый результат.

Развивать двигательные качества и умения, развивать координацию движения , развивать моторику, формировать правильную осанку , красивую походку.

Обогащать двигательный опыт детей разнообразными видами движений .

Развивать творческие способности, потребности в самовыражении в движении под музыку

Развивается эмоциональная образность восприятия музыки , чувство ритма , мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы , музыкальная память .

Научаться работать в коллективе и подгруппами, договариваться между собой.

Дети будут владеть музыкальными терминами , которые будут использовать в своей речи.

6. Предмет исследования.

Педагогические условия и методические приемы, необходимые для развития музыкально – ритмических и танцевальных движений у детей 4-7 лет .

7. Гипотеза.

Систематические занятия музыкально - ритмическими движениями будут способствовать формированию основ музыкальной культуры дошкольников .

10. Этапы реализации проекта.

Проект реализуется в течение трех лет в совместной деятельности педагога с детьми на занятиях.

Подготовительный этап :

Подбор и изучение методической литературы;

Составление перспективного плана на 3 года обучения;

Подготовка наглядного и практического материала;

Работа с родителями (выступление на родительском собрании на тему «Музыкальные занятия в детском саду» ; консультации на тему «Музыка в жизни ребенка » ; «Музыкально – ритмические движения в детском саду на занятиях» совместное участие родителей и детей на музыкальных праздниках , конкурсах на уровне МБДОУ, района, республики);

Подбор различных форм , методов и приемов работы с детьми по обучению музыкально – ритмических движений ;

Рассказы, беседы.

Основной этап :

Составление конспектов ООД;

Проведение ООД;

Групповая, подгрупповая, индивидуальная работа с детьми;

Выступление детей и родителей на праздниках;

Участие детей в конкурсах, фестивалях;

Совместное выступление детей с родителями в танцах , спектаклях на праздниках.

Заключительный этап :

Проверка достижения целей, задач, гипотезы;

Проведение мониторинга;

Участие в районном фестивале – конкурсе «Дерзайте, мальчики!» .

В условиях реализации ФГОС ДО, при обучении детей музыкально – ритмическим движениям , осуществляется интеграция образовательных областей, что способствует всестороннему и интеллектуальному развитию детей.

Социально – коммуникативное развитие : формирование первичных представлений о себе, о своих чувствах, эмоциях, окружающем мире, в части культуры и музыкального искусства .

Познавательное развитие : расширение кругозора, элементарных представлений о музыке как виде искусства .

Речевое развитие : развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу музыки .

Художественно – эстетическое развитие : развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.

Физическое развитие : развитие и укрепление здоровья, формирование о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми , музыкально – ритмическими движениями , становление ценностей здорового образа жизни.

Новизна

Новизна проекта заключается в том , что интегративный подход при обучении музыкально – ритмическим и танцевальным движениям играет не малую роль в развитии творческих и умственных способностей детей.

Весь процесс обучения детей делится на 3 этапа.

Начальный этап обучения упражнению (отдельному движению ) .

Этап углубленного разучивания упражнения (движений , музыкально – ритмических композиций )

Этап закрепления и совершенствования знаний двигательных навыков.

Организация работы.

В возрасте 4 -5 лет движение , особенно под музыку , доставляет детям особую радость. Основными задачами , которые я ставлю для этого возраста, являются : развитие гибкости пластичности рук, мягкости движений , а так же воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству. На данном этапе развиваем у детей музыкальность , воспитываем любовь к музыке и желание ее слушать. У детей обогащается опыт по слушанию музыкальных произведений , так как на занятиях звучат произведения композиторов классиков (П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» , М. Майкапар «Мотылек» и др., русские народные мелодии, а так же произведения современных композиторов.

В движении развиваем умение передавать различный характер музыки , а так же оттенки (веселое – грустное, шуточное – спокойное, радостное – торжественное, и т. д.). Учимся реагировать на изменение темпа, динамики, метроритма , различаем 2-х и 3-х частную форму . Детям предлагаются общеразвивающие упражнения на различные группы мышц, на гибкость и плавность. В работе использую проведение имитационных движений , раскрывающие определенное настроение или заданный образ (например, «хитрая лиса» , «усталая старушка» , «бравый солдат» ). Дети овладевают танцевальными движениями , доступными их возрастной координации, например, поочередное выставление ноги на пятку, притопывание ногой, «выбрасывание ног» , полуприседания и др. Учимся ориентироваться в пространстве, самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом. В этом возрасте уже начинается работа над творческими проявлениями. У детей возникает потребность в самовыражении под музыку . Формируются умения исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях. Дети способны сами подбирать оригинальные движения , характеризующие пластический образ.

В работе с детьми использую :

Музыкально – ритмические движения ;

Пальчиковую гимнастику;

Упражнения на развитие координации рук, ног;

Использую «Упражнения с превращениями» , где ребенок проявляет фантазию, выдумку, самостоятельность и развивает свои творческие способности, при этом ему необходимо совместить текст и движение ;

Важное место в музыкальном развитии детей отвожу музыкальным играм . Музыкальная игра – это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально – ритмических задач . Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений , формирует музыкальные способности .

С детьми 4-5 лет на занятиях широко применяю прием «Звучащие жесты» , так как это привлекает внимание детей и делает задание интереснее.

«Звучащие жесты» - термин Гунильд Кетман, соратницы Карла Орфа. Так называется игра звуками своего тела : хлопками, шлепками, притопами, щелчками, цоканьем языка. «Звучащие жесты» я использую, как сопровождение в речевых упражнениях и играх.

Они доступны всем, на занятиях видно, что они доставляют радость детям, В сочетании с речью они эффективно развивают чувство ритма , так как вносят в упражнения элемент движения , который необходим для ощущения музыки детьми и освоения её ритма , внутреннего пульса. Кроме того, считаю, что использование на занятиях звучащих жестов, способствуют развитию внимания и координации у детей, что помогает в дальнейшем при разучивании и исполнении танца . В упражнениях я использую обычно хлопки, шлепки по коленям, притопы.

В возрасте 5 – 6 лет дети владеют выразительностью движений под музыку , могут координировать свои движения с основными средствами музыкальной выразительности , способны запоминать и самостоятельно исполнять различные музыкальные композиции . Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка , детские песни, но и некоторые классические произведения (например, «Менуэт» Л. Боккерини, «Вечерняя серенада» Ф. Шуберта). На занятиях большое внимание уделяю овладению элементов плясовых движений : поскоки, «ковырялочка» , боковой галоп, приставной шаг с приседанием, шаг с притопом и др. Использую упражнения на развитие гибкости, точности и ловкости движений . Выполняются упражнения с мячами, лентами, гимнастическими палками и др. Дети самостоятельно выполняют перестроения на основе танцевальных композиций («змейка» , «воротики» , «спираль» , и др.). Продолжаю проводить работу по развитию нравственно – коммуникативных качеств личности. На занятиях дети учатся сопереживать своим сверстникам, радоваться успеху других. Обращаю внимание детей на воспитание чувства такта, умение вести себя во время занятий, не толкаясь находить свое место, высказываться самому и слушать товарищей. Мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место и т. д. С детьми этого возраста использую различные упражнения. Например :

Упражнение «У маленькой Мэри» .

Научит ребенка выявлять ритмический рисунок с помощью различных движений .

У маленькой Мэри

Большая потеря : (Прохлопай руками 7 раз)

Пропал ее правый башмак.

В одном она скачет,

И жалобно плачет, (Протопайте ногами 7 раз)

Нельзя без другого никак!

Но, милая Мэри,

Не плачь о потере. (Пройдите вперед на 4 шага)

Ботинок для правой ноги. (Прохлопайте руками 3 раза)

Сошьем тебе новый

Иль купим готовый, (Пройдите назад на 4 шага)

Да только смотри- береги! (Прохлопайте руками 3 раза)

В возрасте 6 – 7 лет у детей освоен большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений . В своей работе уделяю внимание качеству исполнения и разнообразию видов двигательной активности. В этом возрасте у детей происходит обогащение опыта по слушанию музыки , разнообразными по стилю и жанру музыкальными произведениями , включая классические и современные произведения крупной формы (например, «Аквариум» К. Сен – Санса, «Танец Анитры» Э. Грига, «Картинки с выставки» М. Мусоргского и др.). На занятиях дети учатся передавать образно – игровые движения , жесты, раскрывающие понятный детям образ, динамику настроений или состояний (в природе, в настроениях человека, в вымышленных игровых ситуациях) . На данном этапе у детей хорошо развито воображение, фантазия, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки , умение оценивать свои творческие проявления и умения дать объективную оценку другим детям. Игровой метод придает целостному образовательному процессу привлекательную форму , облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Использую различные упражнения. Например :

Для того чтобы ребенок действительно проникся чувством ритма , использую на занятиях синхронизацию речи и движения , имеющий яркий эмоциональный настрой.

Для того чтобы ритмические упражнения не принимали гимнастический характер, каждое из движений «одушевляю» . Каждое упражнение имеет образное название : маховые движения – «волны» , «великаны» , «дровосек» , «мельница» ; пружинные движения – «танец - приглашение» , «гномы» , «зеркальце» ; плавные движения – «осенние листья» , «ветви» , «лебеди» .

Использую речевые упражнения, которые является темброво-звуковой и ритмической тренировкой . Дети легко осваивают ритм слов , речи, стихов, который далее переносим в хлопки, на ударные инструменты, это становится основой ритмического и мелодического аккомпанемента (остинато) .

Игра «Веселые палочки»

Дети берут по две палочки и удобно садятся на пол, далее выполняя движения по тексту , в конце на слова : «песенку запели» повторяют ритм , заданный педагогом или другим ребенком :

Вы скачите палочки (стучат по полу двумя палочками одновременно)

Как солнечные зайчики

Прыг – скок, (стучать палочкой о палочку)

Прыг – скок

Прискакали на лужок (стучать палочками попеременно)

Правой ножкой – (стучать по полу правой палочкой)

Топ – топ

Левой ножкой – (стучать по полу левой палочкой)

Топ – топ

На головку сели, (сделать «рожки» и пошевелить ими)

Сели посидели

Песенку запели : (повторять, заданный ритмический рисунок )

На занятиях использую игру "Музыкальный квадрат " основанная на многократном воспроизведении такта (4/4) . Она тоже помогает детям выработать ощущение внутреннего пульса, единства ритмического движения , стимулирует детское внимание. Первоначально дети воспроизводят предложенный мною "квадрат" - 4 различных движения в спокойном темпе (например : шаг вперед, «пружинка» , шаг в право, «пружинка» ) (главное на данном этапе - правильное воспроизведение ритма без пауз , не нарушая общего движения , затем детям предлагаю придумать свой "квадрат", остальные должны постараться запомнить и повторить; возможно музыкальное сопровождение (любая русская народная мелодия, размер 4/4) .

Таким образом, все эти упражнения создают условия для естественного выявления моторных реакций. Двигательные упражнения в каком – либо образе воспитывают свободу воображения, фантазию, развивают творческие способности, учат воспринимать музыку как целостный образ . Они являются подготовительными и в дальнейшем включаются в игры, пляски, хороводы.

Процесс разучивания и исполнения танцевальных движений – по сути , процесс освоения закономерностей музыкальной формы , действенное средство развития у детей музыкально – слуховых представлений. С помощью движений ребенок может «войти» в звуковой поток, ощутить, прочувствовать и телесно пережить движущие его закономерности :

Метрическую пульсацию, чередование или контраст фраз, частей музыки , смысловые интонационно – ритмические акценты .

Наряду с различными музыкальными играми , использую игры на развитие ритмического слуха :

Заключение.

В результате проделанной мной работы, дети стали проявлять стойкий интерес и потребность к музыкально – ритмическим занятиям , освоили определенный объем движений . У них сформировались основы культуры движения , правильная осанка, более развита музыкальность . У ребят появились такие личностные качества, как уверенность, активность, целеустремленность, желание показать свои достижения зрителям. Изменилось протекание психологических процессов : отмечены сосредоточенность , внимание, улучшение запоминания и воспроизведения, проявление творческого воображения и фантазии. Результаты диагностики на начало года и его окончание дают наглядное подтверждение важности и необходимости такой работы с детьми. У детей значительно выросли результаты по музыкально – ритмическим движениям и танцевальной деятельности .

Это можно увидеть из мониторинга развития умений и навыков детей в музыкально – ритмических , и танцевальных движениях . В средней группе (2013 – 2014г) из 18 человек 15 детей имеют высокий и средний уровень развития . В старшей группе (2014 – 2015г) из 22 человек 18 детей имеют высокий и средний уровень развития . В подготовительной группе (2015 – 2016г) из 22 человек 20 детей имеют высокий и средний уровень развития .

Наблюдается позитивная динамика освоения умений и навыков детьми в музыкально – ритмических , и танцевальных движениях .

В методике обучения дошкольников ритмике и пению много общего.

Во-первых, применяются сходные методы: наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки педагогом), наглядно-зритель­ный, двигательный (показ игр, плясок, отдельных их элементов), словесный (образный рассказ руководителя о новой игре, танце,

Стр.134

пояснения п ходе выполнения движений, напоминания об их приемах и т. д.), упражнения (многократные повторения, варьирование знакомого материала).

Во-вторых, в пении и ритмике применяется последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Однако есть и отличия, которые свойственны только этому виду музыкальной деятельности. Рассмотрим их.

Музыкальные произведения требуют полного целостного вос­приятия. Ихотя они ярки по характеру, но имеют определенное содержание, невелики по объему (чаще это хороводные, маршевые игровые песни, инструментальные пьесы изобразительного харак­тера), в обучении ритмике всегда связаны с движением, опреде­ленным действием, иногда со словами. Поэтому восприятие музы­кальной игры целостное - восприятие единства музыки и движения Сделать это сложно, так как игра предполагает действия многих участников и показ ее целиком с музыкальным сопровождением почти невозможен. В этом случае педагог пользуется не только пока­зом, но и словом, объясняя игру то в образной форме, то в форме четких коротких указаний.

Существует много способов первоначального ознакомления с игрой. Мы считаем наиболее целесообразным следующий: снача­ла исполняется вся музыка, затем дается краткое изложение игры и в заключение повторно звучит музыкальное произведение.

Чаще всего этот способ используется в достаточно простых несюжетных или сопровождаемых песней играх.

Например, в русской народной песне «Как на тоненький ледок» повествуется о том, как Ваня ехал на коне, упал, а девочки-под­ружки помогли ему. Исполнение песни создает целостное впечат­ление о тех музыкально-игровых образах, которые детям предстоит воспроизвести.

Вот другой пример, когда этот же способ варьирован так: испол­нению музыки предшествует рассказ, который как бы подводит к пониманию программного содержания произведения. Детям гово­рят, что они будут играть в «поезд»: «Поезд сначала идет медлен­но, не спеша, потом все быстрее, стремительнее... Но вот станция, поезд замедляет ход, останавливается - приехали! Все ребята идут гулять на полянку, собирают там цветы, а как это они делают, музы­ка расскажет».

Игры, имеющие развернутое действие, требуют своих способов и приемов. Разучивание одной из них - «Медведь и зайцы» начина­ется с небольшого рассказа о жизни зайцев в лесу и сопровождает­ся исполнением народной песни «Заинька» в обработке Н. Римского-Корсакова. Затем рассказывается о медведе: «Недалеко в берлоге спал медведь, услышал шум, проснулся, да и вылез из берлоги посмотреть, кто его потревожил», и исполняется пьеса «Медведь» В. Ребикова.

Можно применять показ характерного игрового движения: вос-

Стр.135

питатель двигается, одновременно музыкальный руководитель исполняет произведение. Если руководитель сам проводит показ, то сначала он исполняет музыку, затем движение, одновременно напевая мелодию (без слов). Такое сочетание различных при­емов - исполнение всего музыкального произведения, показ основ­ных элементов игры, частичное их описание - очень действенно в обучении. Однако необходимо, чтобы дети как можно чаще само­стоятельно находили какие-либо движения.

Целостное восприятие приобретает особый смысл, если ребенок способен улавливать и удерживать в своем сознании отдельные компоненты произведения: характер развития музыкальных обра­зов, темповые, динамические изменения. Поэтому, обучая детей, следует выбирать такие приемы, которые помогут ребенку почув­ствовать богатство «языка музыки» и передать это в движениях.

Рассмотрим последовательность заданий и приемов в ходе ра­зучивания игры Н. Ладухина «Будь ловким!» (программа старшей группы). Музыка легкая, изящная. Первое предложение состоит из коротких фраз в каждом такте - подчеркнутые акценты и паузы. Второе предложение передано равномерным, непрерывным движе­нием шестнадцатых долей. Соответственно используются движения в первом предложении - дети, присевшие за спинками стульев, то выглядывают, то прячутся от водящего на акцентированные первые доли каждого такта; во втором предложении все бегут сзади стульев по кругу и точно с последним аккордом занимают любой свободный стул.

Сложность игры в том, что движения должны точно совпадать с акцентами и заключительным аккордом. Поэтому целесообразны подготовительные упражнения, приучающие ребят вслушаться в эти особенности музыкального произведения.

Будь ловким!

Музыка Н. Ладухина

[Быстро]

Стр.136

Занятие 1. Слушание музыки. Внимание детей привлечено к легкому, изящ­ному характеру музыки и различному изложению первого и второго предложе­ний. Дети воспринимают музыку в целом, ощущая ее меняющийся характер.

Занятие 2. Ребята отмечают изменения в характере звучания движением рук. Первое предложение - руки «показались» (первая доля такта), руки «спрята­лись» (вторая доля такта). Второе предложение - руки «танцуют» (повороты кистями). Таким образом усваивается построение музыкального произведения.

Чтобы научить детей четким и выразительным движениям под музыку, на последующих занятиях педагог постепенно усложняет задания.

Занятие 3. Играющие прячутся за стулья, поставленные по кругу. Первое пред­ложение - быстро выглядывают или прячутся. Второе предложение - бегут по кругу, с окончанием музыки занимают стулья. Развивается ритмичность и четкость движений.

Стр.137

Занятие 4. Построение игры, как на предыдущем занятии, но в центре круга за спинкой стула становится водящий. Когда дети прячутся, он их «ищет» (выглядывает из-за стула), и наоборот. Педагог работает над выразительно-образным характером движении.

Занятие 5. Повторяются движения предыдущего занятия, но когда ребята бегут по кругу, воспитатель незаметно убирает один стул и оставшийся без места становится водящим. В игре появляется «спортивный» интерес.

Таким образом, последовательность занятий и умелое исполь­зование приемов помогают детям хорошо усвоить игру, овладеть программными навыками музыкального восприятия и выразитель­ного движения.

Методика разучивания плясок, танцев, хороводов строится аналогично. Также важно создать атмосферу заинтересованности, увлечь первыми впечатлениями о пляске, проигрывая танцеваль­ную музыку и образно рассказывая о ней. Разучивание проводит­ся последовательно, и для усвоения наиболее сложных элементов движений используются предварительные упражнения. Также не­обходимы точные указания и краткие описания движений, их по­следовательности. Особенно важен правильный, грамотный, выра­зительный показ взрослого, который в большой мере определяет качество детского исполнения.

Хорошие результаты приносят методические приемы, обращен­ные сразу ко всей группе участников (в этом особенность занятий ритмикой) или направленные на активизацию каждого ребенка в отдельности. К ним можно отнести такие:

1. Индивидуальная проверка уровня усвоенных навыков, разви­тия способностей путем эпизодических обследований, а также путем наблюдения за поведением ребенка, его успехами.

2. Использование в процессе занятия приемов, обращенных к каждому ребенку;

создание обстановки, вызывающей у неуверенных ребят жела­ние действовать и ограничивающей излишне самоуверенных;

индивидуальные указания некоторым детям наряду с общим указанием всему коллективу;

исполнение индивидуальных ролей, распределение на группы и подгруппы, с тем чтобы одни ребята выполняли задание, а дру­гие давали этому оценку.

3. Включение в случае необходимости очень кратких по вре­мени (2-3 минуты) индивидуальных занятий.

Такие методические приемы развивают самостоятельность и творческие задатки дошкольников. Это очень важно в обучении. Знакомя детей с музыкальным произведением впервые, педагог Должен побуждать их к самостоятельным высказываниям о харак­тере музыки, движениях, которые могут соответствовать этой музыке. На последующих занятиях стимулировать к самостоятель­ности даже при усвоении показанных им движений. Ребята в со­стоянии высказаться о том, как лучше исполнить танец, пере­числяют последовательность построения пляски и без помощи взрос-

Стр.138

лого выполняют какое-либо движение и т. д. Движения, придуманные детьми, затем уточняются и оцениваются руководителем.

Кроме этого, возможны самые разнообразные приемы активизации творчества детей: упражнения с воображаемыми предметами, такие, как «Поиграй в мяч», «Поиграй в снежки» (одновре­менно исполняется программная музыка и напоминаются ситуации, в которых происходят эти игры); игровые упражнения типа «Угадай, что мы показываем» (когда одни ребята придумывают и показывают движения, предварительно согласованные с педагогом который должен исполнить соответствующую музыку, другие отга­дывают, какие это были движения); упражнения-пляски по типу русского народного перепляса (дети танцуют поочередно, и каждый вспоминает и исполняет свое движение, плясавший наиболее инте­ресно и разнообразно поощряется).

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям характе­ризуется следующим:

в ходе освоения репертуара детей постоянно упражняют, развивая навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движе­нием;

разучивая игры, хороводы, пляски, последовательно усложняют задания с учетом особенностей репертуара;

неоднократно повторяют выученный материал, закрепляя зна­ния, которые дети смогут применять в самостоятельной деятельности;

постоянно стимулируют творческую самостоятельность ребят, используют разнообразные варианты игр, плясок, хороводов;

предлагают детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способ­ностей.

Букина Л.В. концертмейстер

Особенности музыкально-ритмического воспитания дошкольников на занятиях ритмикой.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Для развития музыкальных способностей необходимо дать ребенку возможность попробовать себя в различных видах музыкальной деятельности, один из которых - музыкальное движение. Музыкально-ритмическое движение - это один из способов «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. На занятиях ритмикой дети знакомятся с простейшими музыкальными понятиями: «быстро» и «медленно» (темпы музыкального произведения, в движениях передаваемые, например, бегом на носках и ходьбой), «громко-тихо» (динамические нюансы, которые могут быть выражены соответственно ходьбой бодрым шагом и бегом на носках), регистрами звучания (высокий, средний, низкий) и др.

На занятиях с детьми младшего возраста (4 года) нужно учитывать, что они ещё не знают, как воспринимать музыку, как увязать с ней свои движения, отличающиеся резкостью, порывистостью, плохой скоординированностью. В этом возрасте ребёнок реагирует на всё очень живо, он жаждет новой информации и воспринимает её на лету. Полученные им впечатления (в том числе музыкальные) остаются в памяти и становятся основой восприятия и познания окружающего мира.

Дети осваивают основные движения (ходьба, бег, подпрыгивание). Это позволяет им более точно передать характер музыки: бодрый, лёгкий, отрывистый. Делают они это ещё несовершенно, но общий характер просматривается. Поскольку малыши уверенно передвигаются по классу, это даёт возможность расширить задания на ориентировку в пространстве. В зависимости от построения пляски, музыкальной игры, упражнения дети ходят «стайкой», парами, врассыпную, друг за другом, учатся строить круг, выстраиваться в линию, осваивают несложные танцевальные движения.

У детей 5 лет появляется уверенная и твёрдая поступь, движения их становятся более осознанными. Всё это даёт возможность усложнять ритмические упражнения и приучать детей к самостоятельному выполнению заданий.

К 6 годам дети почти полностью могут управлять своим телом и способны координировать движения. Чтобы заинтересовать их занятиями ритмикой необходимо подбирать более сложные движения и построения, рассчитанные на быструю смену ориентиров.

Если у ребёнка возникают трудности при выполнении задания, он не может точно координировать свои движения с музыкой, её темпом, ритмом (даже после разучивания), педагогу не следует фиксировать на этом чрезмерное внимание и указывать ребёнку на его недостатки в резкой форме, а тем более отстранять его от участия в занятии. Как и при освоении других видов деятельности, в ритмике каждый ребёнок выражает себя по-своему, в нём уже заложены определённые способности или, наоборот, налицо их отсутствие. Занятия ритмикой призваны привить любому ребёнку интерес к движению под музыку. Поддержать этот интерес можно только в атмосфере доброжелательности и хорошего настроения.

Занятия ритмикой включают работу над музыкально-ритмическими навыками и навыками выразительного движения, очень тесно друг с другом соприкасающимися, разделение которых носит условный характер.

Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят детей к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки, смены темпа, динамических и регистровых изменений, воспроизводить метроритмические особенности через движение, анализировать форму произведений. Здесь прослеживается особенно тесная связь ритмики с теорией музыки и сольфеджио.

Навыки выразительного движения направлены на тренировку и совершенствование культуры движений, которые в процессе занятий становятся более ритмичными, свободными, выразительными, координированными, пластичными. Они заимствуются из области физкультуры (основные движения, гимнастические упражнения с предметами и без них, построения и перестроения), танца (элементы народных и бальных танцев, движения характерного танца, отдельные элементы современных танцев), из области сюжетно-образной драматизации. В работе над навыками выразительного движения уделяется самое серьёзное внимание взаимосвязи движения и музыки.

Важен правильный подбор музыкальных произведений для занятий, от которого во многом зависит воспитание хорошего музыкального вкуса, причём ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Нужно выбирать музыку, которая будет побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Это могут быть классические произведения, народная музыка, детские песни. Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям. У младшего возраста детей превалирует наглядное мышление. Поэтому для них подбираю музыку с четкими, простыми ритмами, несложной мелодией, прозрачной, ясной фактурой, жанровой определенностью: марш, полька, вальс и другие. Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке, подвергаю определенной аранжировке, несколько упрощаю. Также для облегчения и ускорения процесса обучения детей движению танца в музыкальном материале может быть изменен ритмический рисунок и по-иному расставлены или подчеркнуты музыкальные акценты.

В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Большое внимание на занятиях уделяется умению самостоятельно действовать под музыку: выполнять различные перестроения, запомнить последовательность движений танца, придумать свой танец, используя знакомые движения.

Незаменимым средством в работе с дошкольниками по формированию двигательных навыков являются и "игры со словом", использование которых знакомит детей с основными видами движений (пружинным, переменным шагом, поскоками, галопом, элементами танца и т.д.), совершенствует качество их выполнения.

Сила и преимущество музыкально-ритмической деятельности для формирования детского художественного творчества состоит в том, что она является синтезом нескольких видов искусств: музыки, драматизации, пластики, пантомимы и хореографии, объединяемых в единое художественное целое посредством создания музыкально-пластического образа. Основой служит музыкальное движение, танец в разных его видах: народный, характерный, классический, историко-бытовой, бальный, современный. Танец выражает различные эмоциональные состояния, чувства, переживания, где музыка, эмоции и движения тесно взаимосвязаны и взаимодействуют.

В процесс музыкально-ритмического творчества входит сочинение и исполнение детьми собственных музыкальных движений, упражнений, этюдов, танцевальных сценок, спектаклей, игр. Отличительной чертой музыкально-ритмического творчества является то, что в нём заключён синтез двух начал -исполнительного и продуктивного: дети придумывают собственные пляски, этюды, игры и одновременно их исполняют, продукт совпадает с процессом, исполнение и является продуктом творчества, что обусловливает эффективность формирования интереса как к предмету, так и к процессу деятельности.

Музыкально-ритмическое движение помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.

Даже элементарные движения: топ, шлеп, хлоп, верно скоординированные с музыкой, являются важнейшей базой для развития ребенка. Ведь выполняя их, ребенок откликается на определенный ритм, темп, мелодию, включая в работу оба полушария головного мозга.

Необходимо помнить, что есть правила, общие для работы с детьми всех возрастов. Занятие должно быть построено таким образом, чтобы активные движения чередовались с ходьбой или упражнениями, успокаивающими дыхание.

Для детей раннего дошкольного возраста наиболее приемлема методика, которая включает в себя детские развивающие музыкальные игры, способствующие развитию музыкального слуха и способностей ребёнка:

- Пальчиковые игры;

- Танцевальные движения под музыку;

- Развитие чувства ритма;

- Звукоподражание;

- Развитие слуха;

- Умение концентрировать внимание.

Главная задача таких занятий - помочь детям в эстетической игре войти в мир музыки, ощутить и пережить её чувственно, создать предпосылки к формированию творческого мышления, способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.

Основным предназначением занятий является приобщение всех детей к музыке независимо от их способностей, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности.

В раздел "Ритмика" включаются:

1 музыкально-ритмические упражнения (на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения);

2 игры (сюжетные, несюжетные, музыкально-дидактические);

3 пальчиковая гимнастика;

4 построения, перестроения;

5 задания на танцевальное и игровое творчество;

6 музыкально-ритмические упражнения со словами.

Перед выполнением движений и началом занятий необходимо обучить детей правильно занимать исходное положение, соблюдать координацию движений рук и ног, следить за осанкой. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения должны быть характерными при выполнении детьми музыкально-ритмических движений. Эта сложная задача может быть осуществлена при соблюдении следующих принципов:

Систематичность,

Постепенность,

Последовательность,

Повторность.

Это основные педагогические принципы. Дети не смогут выполнять движения под музыку свободно и красиво, если пляска или игра разучиваются сразу, без предшествующих подготовительных упражнений, направленных на освоение необходимых двигательных, танцевальных навыков.

Система упражнений строится по принципу "от простого к сложному" с учетом необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.

Задачей педагога в музыкально-ритмическом воспитании будет способствовать становлению музыкально-эстетического сознания учащихся и научить их чувствовать, эстетически переживать музыку в движении; воспитывать музыкальный вкус; способствовать формированию музыкально-культурного кругозора личности. Он обязан совершенствовать художественно-творческие способности учеников, развивая пластику движений, их ритмичность, выразительность в тесной взаимосвязи с музыкой, воспитывать и развивать художественно-творческие способности, инициативу, самостоятельность решений при составлении детьми танцевальных композиций, вариантов музыкальных игр и упражнений, инсценировке песен.

Музыкально - ритмические движения

Это активная деятельность, которая является отражением характера музыки в движении. Она включает в себя музыкальные игры, пляски и упражнения.

В основе музыкально -ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Виды музыкально -ритмической деятельности:

Игры (сюжетные, несюжетные, музыкально - дидактические);
Пляски с зафиксированными движениями, т.е. авторские (с участием взрослых, современный детский танец, народные пляски, хороводы с пением, танцы с изображением персонажей, детский бальный танец);
Пляски – импровизации (пляска типа «зеркало», с сочиненными детьми движениями для первой части танца, затем и для второй части танца);
Упражнения с предметами и без предметов, с музыкой и без музыки;
Психогимнастика;
Игровое и танцевальное творчество.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Музыкально – ритмические движения – один из видов детской музыкальной деятельности Опыт работы музыкального руководителя МДОУ д/с КВ № 8 «Сказка» Щетининой А.А.

Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Она включает в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. - в основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Музыкально-ритмические движения являются средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка – постоянный спутник в жизни человека. Она близка эмоциональной натуре ребёнка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания.

В процессе развития у детей музыкально – ритмических навыков решаются задачи: Формировать у детей умение отражать в движении развитие музыкального образа, выражать свои впечатления от музыки; Развивать музыкальные способности детей; Развивать общие способности ребенка; Совершенствовать физическое состояние организма ребенка. Учить детей согласовывать свои движения с характером и выразительными средствами музыки;

Виды музыкально – ритмической деятельности Игры (сюжетные, несюжетные, музыкально - дидактические); Пляски с зафиксированными движениями, т.е. авторские (с участием взрослых, современный детский танец, народные пляски, хороводы с пением, танцы с изображением персонажей, детский бальный танец); Пляски – импровизации (пляска типа «зеркало», с сочиненными детьми движениями для первой части танца, затем и для второй части танца); Упражнения с предметами и без предметов, с музыкой и без музыки; Психогимнастика; Игровое и танцевальное творчество.

Возрастные и индивидуальные особенности детей В младших группах движения чередуются с отдыхом, так как дети быстро устают; В среднем возрасте закрепляются навыки, полученные в младшей группе и вводятся новые, более сложные. Усложнение программы в старшей и подготовительной группах обусловлено уже приобретёнными детьми жизненным и музыкальным опытом, а также уровнем их физического и психического развития. В данных группах проводятся все виды плясок и упражнений.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ (РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ) Притоп одной ногой. Притоп поочерёдно двумя ногами - «топотушки». Притоп в сочетании с «точкой» - ударом пяткой или носком неопорной ноги в пол рядом с опорной или на расстоянии небольшого шага впереди. «Пружинка». Приседание – глубокое (выполняют только мальчики в подгот. группе) Полуприседание – неглубокое приседание с разведением полусогнутых коленей в стороны. «Ковырялочка». «Рашпашонка» - на «раз» полуприседание с хлопком «ладушки» согнутыми в локтях руками впереди - вверху. На «два» выпрямиться и поставить правую (левую) ногу на пятку в «точку» впереди – справа.

«Самоварчик» - на «раз» - полуприседание и хлопок «ладушки» согнутыми в локтях руками перед собой. На «два» - выпрямиться, левую руку вытянуть в сторону – вверх, правой хлопнуть по внутренней стороне голени левой ноги, согнутой в колене и поднять вверх под углом 90. «Ёлочка». «Верёвочка». «Козлик» - на «раз» - прыжок-«точка» на правой (левой) ноге. Одновременно «точка» пяткой другой ноги рядом с опорной. Руки сгибаются в локтях и разводятся в стороны – вверх. На «два» то же движение ног. Руки возвращаются вперёд, кулаки слегка сжаты и подняты вверх.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ С ПРЫЖКАМИ Поскок. Прыжки с отбрасыванием ног назад. Прыжки с выбрасыванием ног вперёд. «Большая гармошка» - на «раз» - толчок, разведение ног в стороны при приземлении ноги «широкой дорожкой» или на ширине плеч, носки максимально развёрнуты в стороны. На «два» - и. п. (исходное положение). «Ножницы» - на «раз» - толчок, разведение ног в стороны, при приземлении «широкой дорожкой». На «два» - толчок и скрещивание ног в «точке» впереди (правая ступня впереди левой и наоборот при повторении). «Крестик» - на «раз» - толчок и скрещивание ног в «толчке» (правая нога впереди), на «два» - то же самое только впереди левая нога. «Качалочка» - и.п. – правая нога впереди, левая сзади, носки развёрнуты в стороны. В этом положении выполнять поскок с ноги на ногу, как бы качаясь вперёд-назад.

«Метёлочка» - соответственно метроритму выполнять прыжок-«точку» на левой (правой) ноге, одновременно сгибая в колене другую ногу, на каждую долю меняя направление движения, скользить носком по полу вперёд-назад или накрест перед опорной ногой. «Боковой галоп». «Галоп вперёд».

Работа с родителями Основы музыкального развития ребёнка закладываются в семье. Родители являются соучастниками педагогического процесса в совместной деятельности с воспитателем и музыкальным руководителем.

Родители информируются о задачах и особенностях музыкального развития детей, что даёт возможность поддерживать интерес к музыке в домашних условиях. К этим условиям относятся: организация музыкальной зоны для элементарного музицирования; совместное музицирование с детьми; посещение театров, концертов с последующим обсуждением; собирание домашней фонотеки с обязательным прослушиванием.

Мы танцуем!

Шли матрешки по дорожке, Было их немножечко. Три матрешки, две матрешки и одна матрёшечка.

Нам на месте не сидится, любим мы повеселиться!

На гала – концерт сегодня все ребята собрались, Как же смелости набраться выйти нам из – за кулис.

Мы частушки любим петь Русские народные. Каждый день мы их поем, Мы без них голодные!

В лесу родилась елочка, В лесу она росла!

Полюбуйтесь на меня, Милые подружки! На щеках как на полянках расцвели веснушки!

Ходим кругом друг за другом!

Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребёнка заключается в том, что они: обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкальные способности; развивают познавательные способности; способствуют физическому совершенствованию организма. воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;