Ритмика- как один из видов муз деят-ти. Цель и задачи ритмики. Общая характеристика музыкально-ритмической деятельности дошкольников

Музыкально-ритмические движения, как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста на примере праздников и досугов

Чечурина Алла Игоревна,
музыкальный руководитель ГБДОУ №46
Кировского района Санкт-Петербурга

Актуальность темы:

Музыкально - ритмические движения - один из видов музыкальной деятельности, который помогает детям полюбить музыку, расширить музыкальный кругозор, формировать эмоциональную сферу, совершенствовать мышление. Система упражнений, выстроена по принципу "от простого к сложному, с учетом всех необходимых музыкально - ритмических навыков и возрастных особенностей детей. Формирование музыкально-ритмических навыков осуществляется в таких формах музыкальной деятельности, как музыкальные занятия, праздники и развлечения, досуги.

Задачи : 1) научить детей согласовывать движения с характером музыки, выразительно двигаться, играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски;2) развивать художественно-творческие способности, которые проявляются у детей в своеобразном индивидуальном выражении, игрового образа.

Использование различных видов музыкально-ритмических движений :

Общеобразовательные упражнения - на различный характер и способ движения, упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног, с предметами и без них.

Имитационные движения - разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений и состояний (в природе, в настроениях человека и животных, в вымышленных игровых ситуациях).

Плясовые движения - элементы народных плясок и детского бального танца (упражнения, включающие современные ритмические танцы и разнонаправленные движения для рук и ног, сложные движения: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом, шаг с «каблучка», вальсовый шаг и др.

Развитие умений ориентироваться в пространстве - самостоятельно перестраиваться в круг, становиться в пары друг за другом, в несколько кругов, в шеренгу, в колонны, выполнять перестроения на основе танцевальных композиций (змейка, спираль и др.).

Методы обучения детей музыкально - ритмическим движениям, танцам, играм: наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки), наглядно-двигательный (показ игр, плясок, отдельных ритмических упражнений), словесный (указания, пояснения в ходе выполнения движений), упражнения в умении воспринимать и передавать образ, продиктованный песней или музыкой. Эти методы позволят ребёнку более осознанно усвоить содержание и характер произведений. Обучение по музыкально-ритмическому движению имеет два раздела: музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения.

Музыкально-ритмические навыки - дети раннего возраста осваивают музыкально-ритмические навыки в процессе разучивания игр, плясок, хороводов, упражнений. Например, в игре «Поезд» на музыку Е. Тиличеевой яркую роль играет темп, который соответствует замыслу пьесы, передающей образ медленно отходящего от станции поезда и постепенно ускоряющего движение. С изменением темпа музыки меняется и темп действий детей. В игре «Кто скорее?» на украинскую народную песню, в соответствии с акцентами, обозначенными в музыке и передающими ее характер дети ударяют в бубен, вызывая друг друга на соревнование.
Выразительные движения: Чтобы дети могли двигаться в соответствии с характером музыки, должен быть определенный запас движений. Простые движения: топ, шлеп, хлоп являются важной базой для развития ребенка. Выполняя эти движения ребенок осваивает определенный ритм, темп, мелодию. Занятия должны включать чередование активных движений с ходьбой и упражнениями, успокаивающими дыхание. Детей нельзя чрезмерно перегружать, это может привести к чрезмерным психоэмоциональным и сердечно-сосудистым перегрузкам.

Основные движения : ходьба, бег, прыжки, движения с включением различных предметов, перестроения, хорошо организуют детский коллектив, облегчают проведение игр, хороводов, плясок. На занятиях могут применяться следующие упражнения: «Ходьба различного характера», «Найди свое место в колонне», «Побегаем», «Стройте круг», «Цирковые лошадки», «Пружинки», «Смелые наездники», «Кто лучше пляшет». Используются следующие пляски и танцы: «Пляска с притопами», пляска «Топотушки», танец «Цветочки и жучки», танец «Полька», хороводы: «На горе-то лен», «Веснянка». В инсценировке сюжета песен, программной музыки, дети, передают музыкально-игровые образы, используя мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом много выдумки, фантазии, творчества (Игры: «Ай, дили- дили»,«Именинный торт).
Даются некоторые несложные движения бального танца (шаг польки, шаг галопа и др.) , элементы детской пляски: различные движения и повороты кистями рук, притопы, хлопки и т. п. На музыкальных занятиях большое внимание нужно уделять правильной осанке, точной координации движений рук и ног. Характер ходьбы может меняться в зависимости от сопровождающей ее музыки: энергичной, четкой, бодрой при звучании торжественного марша; плавной, спокойной под звуки напевного хоровода; осторожной, вкрадчивой при передаче образа подкрадывающейся лисы и т. д. Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения являются единым процессом восприятия музыки и воспроизведения ее особенностей в разнообразных движениях. Важен правильный подбор музыкальных произведений для занятий, от которого во многом зависит воспитание хорошего музыкального вкуса. Нужно выбирать музыку, которая будет побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Музыка может быть любого жанра, главное, чтобы она была понятна детям.На праздниках, развлечениях и досугах происходит закрепление полученных музыкально- ритмических навыках на занятиях.

Сценарий досуга в старшей группе «В мире танца»

Цель: - Формирование представления детей старшего дошкольного возраста о различных танцевальных жанрах;

Вызывать у детей эмоционально положительное отношение к досугу, желание активно участвовать в нем.

Оборудование
Проектор и экран для просмотра видеоклипов танцевальной музыки
Атрибуты для танцев и игр.
Костюмы для танцев.

В музыкальный зал под музыку входят дети и гости.

Ведущая. Здравствуйте дорогие ребята и наши уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в музыкальном зале. 29 апреля, весь мир празднует -Международный день танца, который стали отмечать начиная с 1982 года. В этот день был рожден известный французский балетмейстерЖан-Жорж Нове́рр (дата рождения -29 апреля ),именно он является создателем хореографического, танцевального искусства.

К нам праздник пришел и красиво назвался:
"Я - праздник веселья, мелодии, танца.
Я - праздник любви золотой и удачи.
Я делаю радостней всех и богаче!"
Да здравствуют танцы разные —
Балетные и эстрадные
Народные и классические
Спортивные и величественные!
Быстрые и медленные,
Временем проверенные,
Старинные и современные!
-Искусство танца волшебное! Танец - это прекрасная музыка Танец - это всегда хорошее настроение.

Звучат фанфары.

Ведущая. Мою загадку отгадайте, какой танец наш первый гость?

Этот танец так прекрасен,

Времени он неподвластен.

Пары движутся, кружась,

А зовется танец ….(Вальс)

Родиной вальса считают сразу три страны: Францию, Германию и Австрию. Слово “вальс” с франц. языка обозначает - кружиться. Слушая этот плавный, красивый танец, в нем чувствуешь чередование трех звуков, с ударением на первом: раз, два, три; раз, два, три. Вальс танцуют так, как подсказывает музыка, кружась. Танец, обаянию которого уже два века покоряется весь мир. Знаменитый австрийский композитор Иоганн Штраус был назван “королём вальса, т.к. сочинял самые красивые мелодии вальсов.

Звуки вальса тихонько коснулись души,
В глубину всех сердец незаметно проникли.
Пригласить свою даму на танец спеши,
Пусть сердца закружат в зачарованном ритме

Дети исполняют «Вальс». И. Штрауса

Ведущая. А теперь новая загадка, отгадайте, кто наш следующий гость?

С тобой мы движемся по кругу,

И держишь ты меня за руку.

Но не устали мы нисколько,

Веселую танцуя …..(Польку)

А сейчас мы познакомимся с танцем- полькой. Полька — чешский танец, в переводе с чешского языка «полька» означает «половина», ее основное движение — легкие полушаги. Полька - это легкий и стремительный, быстрый задорный танец, полон веселья и радости.

Дети польку танцевали.
Их костюмы украшали:
Юбки яркие - плиссе
И румянец на лице,
А нарядные жилетки
У ребят, рубашки в клетку
Дополняли карусель
Ярких красок всех мастей.

Дети исполняют «Польку» С. Рахманинова

Ведущая. С течением времени хореографическое искусство развивалось, менялось, усложнялось. Танцы стали более энергичные с элементами гимнастики и акробатики. Одним из таких танцев стал «Рок-н-ролл» . Родиной рок-н-ролла по праву считается США, его танцевали все - от мальчишек до английской королевы. Рок-н-ролл в переводе означает «кручусь-верчусь», это парный танец.

Рок-н-ролл, не просто танец,
Это свет сияний звезд
Русский, чех, американец,
Его пляшут от души!
Исполняется «Рок-н-ролл» Ю. Свительниковой

Ведущая. Итак, ребята наше танцевальное путешествие продолжается дальше, но пришло время нам с вами немного отдохнуть и поиграть.

Музыкально-подвижная игра на определение жанра музыкального произведения (Все играющие делятся на две группы. Каждая колонна детей выбирает себе карточку с определённой картинкой и мелодией. Как только зазвучала одна из мелодий, группа выбравшая её, должна выполнить движение по характеру музыки. Музыка может звучать в разном порядке.)

Ведущая. А теперь покажите, какие вы внимательные.

Игровой массаж: (Поглаживающие движения отдельных частей тела в определённом порядке в образно-игровой форме для рук и ног).

Я в ладоши хлопаю (хлопают в ладоши)

Ручки разотру, тепло сохраню (растирают ладоши)

И ногами топаю (топают ногами)

Ладошки, ладошки, утюжки-недотрожки (растирают ладони).

Вы погладили ручки (поглаживания предплечья и плеча)

Вы погладьте ножки, (поглаживаем голени ладонями обеих рук)

Чтобы бегали по дорожке.

Ведущая . А теперь наше танцевальное путешествие продолжается дальше. В каком бы веке мы не жили, какими бы яркими и стремительными не были современные ритмы, но мы - россияне должны знать и помнить русские песни и танцы. Русские народные танцы имеют глубокую историю и берут свои корни еще с Древней Руси. К русским народным танцам относятся: задорные огромные хороводы, пляски и народные массовые гуляния, что были неотъемлемой частью ежегодных традиционных праздников. Русский танец -жизнерадостный, озорной, яркий. Русский танец не танцуют, а словно рассказывают что-то…. Взглядом, мимикой, жестами, танцующий передает какую-либо историю, не хуже настоящего театрального актера.

Закружились хороводы
Колесом: и вкруг, и вспять!
Пробудился дух народный -
Русской пляски не унять!

Словно радуга живая
В ярких красках расцвела,
Огневая, вихревая
Пляска русская пошла.
Дети исполняют русский танец «Весёлые ложкари».

Ведущая. Вот и закончилось наше увлекательное путешествие в мир танца, надеюсь для вас оно было интересным и увлекательным!

С международным днем танца, друзья,
Мы от души горячо поздравляем,
Тех, кто родился искусство, любя,
Тех, кто божественным танцем пленяет.
Танцем как речью возможно сразить:
Можно влюбить или возненавидеть,
Можно отвергнутым, раненным быть,
Можно влюбиться, плохого не видеть.
Танец на всех мировых языках,
Заговорит пускай без остановки,
Пусть в наших душах и наших сердцах,

Неуловимые слышатся нотки.

Ведущая прощается, дети под музыку выходят из зала.

Список использованной литературы

1. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1983. - 207 с.

2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. - С-Пб.: - 2000. - 217. с.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. - 240 с.

4. Ветлугина Н.А. Содержание музыкального воспитания и обучения на занятиях // Система эстетического воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1962

5. Картушина М.Ю. Народные праздники. - М.: ТЦ Сфера. 2006. - 319 с.

6. Метлов Н.А. Музыка детям. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.

7. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - М., 2005.

8. Музыкальное образование. /Под ред. Л.В. Школяр. - М., 2001.

9. Радынова О.П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры // Музыкальный руководитель. - 2005. - №3.

10. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2000.

11. Тарасова К.В. Музыкальность и составляющие её музыкальные способности // Музыкальный руководитель. - 2009. - №5.

12. Тарасова К.В. Музыкальная работа и руководство ею в дошкольном учреждении. // Музыкальный руководитель. - 2007. - №.1.

Музыкально-ритмические движения (характеристика, задачи)

Ритмика - один из видов музыкаль­ной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях.

Основа - музыка, а физические упражнения , сюжетно-образные движения - средства более глубокого ее понимания.

Движения под музыку издавна применялись в воспитании де­тей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел рит­мику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865- 1950).

Особая ценность и жизнеспособность его системы : Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимовсех детей .

Музыкально-ритмическое воспитание детей в нашей стране было построено на основе ведущих положений сис­темы Э. Жак-Далькроза.

Отечественные специалисты по ритми­ке: Н.А. Метлов, Н.Г. Александрова, Е.В. Конорова, Н.А.Ветлугина, Е.А.Вилькорейская, А.И.Буренина и др. особое внимание уделили подбору высокохудожественного репертуара для занятий по ритмике: наряду с классической музы­кой они широко использовали народные песни и мелодии, произ­ведения современных композиторов, яркие и динамичные по сво­им образам.

Вопросы обучения детей муз-ритмическим движениям рассматривали физиологи: В.М.Бехтерев, И.М.Сеченов; психологи : К.В.Тарасова, Б.М.Теплов и др.

Б.М. Теплов пишет , что цент­ром занятий по ритмике должна быть музыка : «Как только они превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпане­мента к движениям, весь смысл, во всяком случае весь музыкаль­ныйсмысл, этих занятий исчезает ».

Вопрос о соотношении музыки и движения в ритмике был решен однозначно: музыке отводится ведущая роль, движению- второстепенная.

Программа освоения муз-ритм движений в д/ саду составлена на основе проведенных научных исследований и обобщения опыта практических занятий ритмикой, с учетом возрастных особенностей дошкольников .

Задачи ритмики:

- учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характе­ром музыки, наиболее яркими средствами выразительности;

- развивать основы музыкальной культуры;

- развивать музыкальные способности (эмоциональная отзыв­чивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

- учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение);

- формировать красивую осанку, учить выразительным, пла­стичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;

- развивать творческие способности: учить оценивать соб­ственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску.

Основное программное требование – соответствие характера движений содержанию и развитию музыкального образа . Программа по муз-ритмическому движению имеет 2 подраздела :

1. муз-ритмические навыки

2. навыки выразительного движения

Виды музыкально-ритмических движений

Виды ритмики тесно связаны с той областью движений, отку­да они заимствованы.

Источниками движений для ритмики при­нято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения.

Из физических упражнений в ритмике применяются:

· основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-поскоки), которые преобладают в играх, хороводах.

· общеразвивающие гимнастические упражнения верхнего плечевого пояса, ног, корпуса . Это движения с включением различных предметов (мячи, обручи, флажки, ленты) и без них разучиваются с детьми среднего и старшего возраста.

· строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения).

Элементы народных пля­сок , хороводов, бальных танцев. В ритмике используются несложные движения, которые составляют основу со­временных детских композиций.

Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, дей­ствий, характерных для каких-либо профессий, и т. д.

Дети, действуя как персонажи сказочные или реальные , передают музыкально-игровые образы. Ребята используют мимику, характерные жесты , действия, проявляя много выдумки, фантазии, творчества.

На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики:

1. музыкально-ритмические упражнения

2. музыкальная игра

3. пляски, танцы, хороводы

1 . музыкально-ритмические упражнения подготовительные и самостоятельные

* Подготовительные – дети предварительно разучивают отдельные виды движений: пружинку, поскоки с одной ноги на другую, подпрыгивать на двух ногах и т. д. В дальнейшем эти дви­жения включаются в игры, пляски и хороводы (зайчики, лошадки, петрушки и др.)

* Самостоятельных музыкально-ритмических упражнений не­много. К ним относятся «Всадники» (музыка В. Витлина), «Упражнение с лента­ми» (музыка В. А. Моцарта), Этот тип упражнений имеет более законченную форму; вместе с тем в нем еще нет того сочетания различных образов и настроений, которое характерно для игр, хороводов и танцев.

2. музыкальная игра – наиболее активная творческая деятельность. Осуществляется в образных движениях игра имеет определенный сюжет, правила, муз-учебные задания и, обличенное в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.

3. пляски, танцы, хороводы (по Ветлугиной):

А) пляски с зафиксированными движениями – построение которых зависит от структуры музыкального произведения, 2-х ч пьесе соответствует 2-х ч пляска (на первую часть – одни движения, на вторую - другие) Например: «Стукалка» (укр. нар пляска) – 1 часть – бег, 2 часть - притопы /для средней группы/. Стр.128

Б) пляски комбинированные , имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию. 2-х ч произведения с контрастным построением (пляска «Плетень» , построенная на 2-х контрастных исполнениях одной мелодии «Пойду ль я…» В первой части – ходьба шеренгой, во второй – каждый пляшет как хочет.

В) свободные пляски – дети, используя знакомые элементы танцев. Построений, упражнений комбинируют их по-новому, придумывают свою пляску.

Г) хороводы плясового характера. «Каравай» - народная песня и ее инсценировка с плясовыми движениями, детский бальный танец – (условное определение), включающий разнообразные польки, вальсообразные движения, галопы и т.д., характерный танец – «свободные» плясовые движения исполняет какой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец Петрушки, танец снежинок, мишек, зайчиков) для детей среднего и старшего возраста.

Характеристика плясок, танцев, хороводов (по О.П. Радыновой)

Танцы, пляски, хороводы обычно делят на 2 группы:

зафиксированные и свободные .

1. К зафиксированным относятся те, которые имеют авторскую композицию движений, и педагог точно следует ей при обучении. Здесь встречаются пляски разного жанра: с элементами народного, бального танца, хороводных построений. Например: «Пляска с платочками», «Парная пляска», «Аннушка», хоровод «Елочка» и т.д. Особое место в этой группе занимает характерный танец – плясовые элементы в нем соответствуют движениям различных персонажей, свойственной им манере (клоуны, снежинки, котята, мишки, пингвины).

2. К свободным танцам относятся все те пляски и хороводы, которые придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев. В начале педагог активно помогает, советует ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с ее характером, формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску. Например: «Зеркало», «Мы веселые матрешки» и т.д.


(по Н.А.Ветлугиной, А.Н.Зиминой, М. Л. Палавандищвили)

Музыкальная игра как активная творческая деятельность дошкольников

Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях.

Игра имеет определенный сюжет, правила, музыкально-учебные задания и, обличенная в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.

Муз произведения и содержание игр отвечают общевоспитательным задачам. Их тематика разнообразна (природа, детские народные игры со сказочными персонажами, особенно из области животного мира).

В методике дошкольного музыкального воспитания определены 2 вида игр:

* Игры под инструментальную музыку.

* Игры под пение.

Игры под инструментальную музыку разделяются:

А) сюжетные – где выступают определенные персонажи и решается задача передачи музыкально-игрового образа персонажа.

Б)несюжетные (разновидность подвижных игр), правила которых связаны с музыкой, и решается задача – двигаться в соответствие с содержанием, характером, и формой музыкального произведения.

Игры под пение :

Включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. В действие поочередно включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары, колонны и т.д. Таким образом, муз игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.

СПОСОБЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЗНАКОМСТВА С ИГРОЙ:

Сначала исполняется вся музыка, даётся краткое изложение игры и в заключение снова звучит музыка (для простых игр и плясок).

Сюжетные игры, имеющие развёрнутое действие, требуют своих приёмов.
Например: игра «Зайцы и медведь» начинается с небольшого рассказа о жизни зайцев в лесу. Исполняется песенка «Заинька». Затем рассказывается о медведе, который спал в берлоге, услышал шум, проснулся, вылез из берлоги посмотреть, кто его потревожил, исполняется пьеса «Медведь».

Показ игрового характерного движения: воспитатель двигается, а музыкальный руководитель исполняет музыку

Этапы и методика обучения музы­кально-ритмическим движениям

Традиционное обучение музы­кально-ритмическим движениям включает три этапа.

На пер­вом этапе ставятся задачи :ознакомить детей с новым уп­ражнением, пляской, хороводом или игрой; создать целостное впечатление о музыке и движении; начать разучивание (в общих чертах).

Методика обучения состоит в следующем: педагог прослуши­вает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движе­ние. (Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным.) Затем педагог поясняет содержание , элементы этого движения, при не­обходимости показывает каждый отдельно. Если элементы знакомы или несложны, то воспитатель вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новое движение пол­ностью. Важна тактичная оцен­ка педагогом действий каждого ребенка , чтобы сохранить эмо­ционально-положительное отношение детей к занятиям.

На втором этапе задачи изменяются: это углублен­ное разучивание музыкально-ритмического движения, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музы­кального произведения.

На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осоз­нанно выполняли движения. Для этого педагог задает вопросы о характере музыки и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет игры или композиции хоровода и т. д. Эти приемы помога­ют детям глубже прочувствовать музыку, запомнить последова­тельность движений, найти соответствующий образ.

На третьем этапе обучения ритмике задача заклю­чается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движе­нии, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные дви­жения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под грамзапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение).

Методика нацелена на работу над его качеством . Вос­питатель, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для эмо­ционального выполнения детьми музыкально-ритмических дви­жений. Желательно предлагать также творческие задания, напри­мер, внести изменения в знакомую пляску или игру, придумать новую композицию хоровода из разученных элементов танца.

В качестве примера приведем разучивание «Круговой пляски» на русскую народную мелодию (в обр. С. Разоренова).

Программное содержание. Передавать задорный, энергичный, пля­совой характер музыки в движениях, используя элементы русского народного танца и меняя их в соответствии с музыкальными фразами мелодии и динамическими оттенками (громко - тихо, громко - не очень громко). Учиться ходить простым хороводным шагом и дроб­ным шагом по кругу и в кружении.

Занятие 1. Знакомство детей с мелодией русской народной пляски (по фразам), ее характером и формой. Педагог обращает внимание на смену характера музыки и ее динамических оттенков, рассказывает о композиции пляски, показывает ее.

Занятие 2. Разучивание пляски. Дети учатся менять простой шаг на дробный в движении по кругу в соответствии с характером музы­ки и ее построением (по фразам).

Занятие 3. Продолжение разучивания пляски. Дети выполняют дробный шаг в кружении (шаг на 1/16), сохраняя красивую, гордую осанку.

Занятие 4. Продолжение разучивания пляски. Педагог добивается целостности музыкального образа, плавного перехода одного дви­жения в другое, следит за равномерным сужением круга (на третью музыкальную фразу).

Занятие 5. Продолжение работы над самостоятельным и вырази­тельным исполнением пляски - ритмичность, пластичность, синх­ронность движения в соответствии с музыкой (равномерность шага, поворот в одну сторону частым дробным шагом).

Возможности развития танцевально-игрового творчества у дошкольников

Творческие проявления в ритмике являются важным показателем музыкального развития.

Ребенок начинает импровизировать , создавать свой музыкально-игровой образ, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств, если он владеет необходимыми двигательными навыками.

Когда дети слушают русс. нар. мелодию «Как у наших у ворот», у них должно возникнуть желание инсценировать ее, показать в разнообразных движениях персонажи: муху, комара, стрекозу и муравья, а в конце песни поплясать все вместе.

Если ребята не чувствуют шутливого, подвижного характера мелодии, свободно не владеют танцевальными движениями (притопы, хлопки, кружение), а так же образными (имитация игры на дудочке, балалайке), то инсценировка у них не получится выразительной, т.е. детей надо готовить к таким занятиям.

Этапы развития:

  1. создание муз-игровых образов в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, танцы лягушат, веселые слоники…)
  2. передача характера музыки отдельных персонажей в различных танцевальных жанрах – полька, вальс, галоп
  3. передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей , найти элементы национальных танцев – русский, укр, белор, литовский
  4. сложные задания – самостоятельно продумать композицию игры или танца – «На мосточке», «Жили у бабуси»

Творческая активность детей во многом зависит от организации обучения муз-ритм движениям. На муз занятиях, в повседневной жизни д/сада, в семье нужно целенаправленно учить ребят воплощать характер, образы музыки в движениях.

Примерный план разучивания упражнения, игры, танца.

    1. Анализ произведения воспитателем:

1. Определить вид пляски, игры. (Пляски: свободные, зафиксированные,
комбинированные, характерные, детский бальный танец. Игры: сюжетные, несюжетные, игры с пением, игры с музыкальным сопровождением).

2. Определить характер музыки.

3. Определить форму произведения.

4. Определить динамику музыки.

5. Отметить метроритм.

2. Выделить темповые изменения в музыке.

2. Программные задачи:

1. Учить детей определять характер музыки (прослушивание произведения)

2. Упражнять детей в лёгком беге, ходьбе, прыжках, пружинке, кружении, приседании, движениях рук, в образных движениях и т.д.

3. Начинать и заканчивать движение с музыкой.

4. Подводить к умению ориентироваться в пространстве.

5. Передавать в движении контрастный характер музыки.

6. Соблюдать правила игры, последовательность движений в танце, в упражнении, самостоятельно менять их.

7. Воспитывать выдержку, дружеские взаимоотношения.

3. Последовательность заданий на занятии:

1. занятие: знакомство с содержанием игры, танца, характером музыки, выделить наиболее сложные движения в игре, танце, упражнении, выполнять их по показу воспитателя.

2. занятие: учить реагировать на начало и окончание музыки в одно и двухчастной форме произведения. Слушать и отмечать в движении ускорение и замедление музыки.

3. занятие: Продолжать разучивать игру или танец, побуждать к самостоятельному исполнению, добиваться лёгкости, ритмичности, красоты движений.

4. занятие: Повторить игру, танец, предварительно отгадав название по мелодии или музыкальному сопровождению. Двигаться в соответствии с текстом и ритмом музыки.

4. Этапы разучивания музыкально-ритмических движений :

1 этап - создание целостного представления о музыкальном движении для передачи в
ритмических действиях эмоционально-образного содержания произведения.

2 этап - освоение, разучивание музыкально-ритмических движений; формирование и
автоматизация музыкально-двигательных навыков; выработка правильных двигательных
стереотипов;

3этап - закрепление, совершенствование музыкально двигательных навыков; самостоятельное исполнение движений; творческая интерпретация музыкально-двигательных образов, творческая активность самовыражения в движениях под музыку.

5. Методы обучения музыкально-ритмическим движениям:

Беседа о новых движениях, которые будут разучиваться детьми, показ иллюстраций,
картин, репродукций, фотографий с изображением танцующих;

Слушание музыки перед разучиванием новых движений;

Рассказ о характере музыки, музыкальных образах (с целью создания интереса,
пробуждения фантазии и воображения ребенка, побуждения его к двигательной
активности);

Показ движений педагогом;

Пояснения, указания, напоминания, уточнения по ходу разучивания движений;

Игровые методы, приемы, установки, ситуации;

Упражнения, соревновательные элементы, многократные повторения двигательных
элементов музыкального движения;

Метод контрастных сопоставлений и сравнений по танцевальным жанрам,
выразительным средствам музыки;

Демонстрация движений одним, двумя, тремя детьми и так далее;

Метод последовательного освоения движений пляски, хоровода, танцевальной
композиции;

Метод иллюстрации содержания музыки через образное движение;

Метод стимулирования самостоятельных, творческих, активных действий ребенка.

6. Условия, способствующие правильному обучению музыкально-ритмическим движениям:

Воспитание слухового внимания к музыке во время исполнения движения;

Развитие музыкальной, двигательной памяти;

Предоставление детям возможности выполнять самостоятельные действия под музыку,
начиная с первого этапа освоения движений;

7. Требования к репертуару:

Музыка должна усиливать эмоциональное воздействие на ребенка при исполнении им
движений;

Музыка должна вызывать у детей яркую двигательную реакцию и желание отразить ее в ритмических движениях;

Музыка и движения должны быть органически связаны;

На первоначальном этапе следует использовать музыкальные произведения
одночастной формы, затем вводятся двух-трехчастные формы.

Следует подбирать музыкальные произведения с четкой ритмической структурой
(часть, предложение, фраза, такт и т.д.), яркой мелодией;

На этапе разучивания движений важно использовать «живую» музыку, по мере
совершенствования танцевальных движений - вводить звукозаписи в оркестровом звучании.



Татьяна Донская
Музыкально-ритмические движения как средство развития чувства ритма у дошкольников

Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры . Приобщая детей к разнообразным видам музыкальной деятельности , мы развиваем общую музыкальность ребенка , его музыкальные способности (ладовое чувство , музыкально -слуховые представления, чувство ритма ).

Об актуальности говорит и тот факт, что в последние годы появилось множество новых программ по дошкольному образованию . Новые, современные программы по музыкальному воспитанию определяют разные подходы к организации педагогического процесса в ДОУ, сочетая традиционные и инновационные способы музыкального воспитания . Это в том числе и «Ритмическая мозаика » , и «Топ, хлоп, малыши» (автор Анна Иосифовна Буренина, г. Санкт - Петербург, направленных на всестороннее гармоничное развитие детей соответствующего возраста.

Объект исследования– музыкально -педагогический процесс в ДОУ

Предмет исследования : музыкально- ритмические движения как средство развития чувства ритма у дошкольников

Целью нашей работы явилось раскрытие содержание музыкально- ритмических движений в развитии чувства ритма у дошкольников

Задачи, которые мы для себя определили, заключались в следующем :

1. Изучить психолого-педагогический аспект развития музыкально- ритмических способностей детей дошкольного возраста ;

2. Изложить общую характеристику ;

3. Охарактеризовать ритмический слух как основу музыкальности ;

4. Изложить формирование дошкольного возраста

5. Разработать практическую часть

Методы исследования : теоретический анализ учебной, научной, музыкальной и справочной литературы, анализ практического материала по теме исследования, апробация практического материала.

Данная работа имеет практическую направленность. Практическую значимость имеют рекомендации для воспитателей, студентов-практикантов, родителей.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Во введении раскрывается актуальность, цели, задачи исследования, объект, предмет, значение музыки и движения в жизни ребенка .

В теоретической части излагается общая характеристика музыкально- ритмической деятельности дошкольников . Раскрывается ритмический слух как основа музыкальности , формирование музыкально- ритмических навыков в процессе музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Практическая часть содержит методику обучения музыкально- ритмическим движениям детей старшей группы, этапы разучивания , а также конспекты занятий по развитию чувства ритма у дошкольников в музыкально- ритмических движениях .

На основании теоретического анализа методической, учебной, музыкальной литературы , а также периодических изданий, музыкальных программ и методических материалов мы пришли к выводу о том, что :

чувство ритма развивается , прежде всего, в музыкально- ритмических движениях , соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки . Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности . Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении , совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки . Эти занятия важно подчинить развитию способностей детей , музыкального восприятия , а не только обучению двигательным навыкам.

На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики :

1) музыкально- ритмические упражнения ; 2) танцы, пляски, хороводы; 3) музыкальные игры .

Хотелось бы подробнее остановиться на следующих видах музыкально- ритмических движений- танцы , пляски, хороводы. Обычно их делят на две группы : зафиксированные и свободные.

К зафиксированным относятся те, которые имеют авторскую композицию движений , и педагог точно следует ей при обучении :

Детям очень понравился танец «Птицы белые» , который я разучивала с детьми старшей группы. Моя задача состояла в том, чтобы дети красиво, в характере музыки выполняли плавные движения . Впоследствии этот танец мы показывали на фестивале «Музыкальная капель » и празднике, посвященному Дню Победы.

Детский «бальный танец» (условное определение, включает разнообразные польки, галопы, вальсообразные движения . Легкий, оживленный характер музыки сопровождается все время повторяющимися танцевальными элементами (шаг польки, шаг галопа) .

Хороводы плясового характера, чаще связанные с народными песнями, исполняя которые дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями . Например, хоровод «Веснянка» , который мы исполняли на празднике «Широкая Масленица» .

Используются также простейшие элементы современного танца, доступные детям дошкольного возраста : легкие поскоки с высоким подъемом ног и одновременным кружением, поочередное выставление ног на пятку с одновременным разведением обеих рук и т . д.

Родители принимают активное участие в разучивании и исполнении танцев, которые мы показываем на праздниках («Выпускной- 2015» - танец девочек с папами, 8 марта – танец девочек с мамами, «Выпускной – 2016» - танец мальчиков с мамами)

К свободным танцам относятся все те пляски и хороводы, которые придумывают сами дети.

Свободные пляски, носят творческий характер. Дети, используя знакомые элементы танцев, построений, упражнений, комбинируют их по-новому, придумывают «свою» пляску.

На празднике, посвященному Дню защитника Отечества дети исполняли пляску моряков под композицию «Граница» Л. Агутина, 8 марта - танец на песню «Бабушки-старушки» В. Добрынина,

Музыкальная игра как разновидность игровой деятельности в детском саду - важный метод музыкального развития .

Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки) . Например, в сюжетной музыкальной игре «Зайцы и лиса» дети должны образно выполнять движения , характерные для данных персонажей : вкрадчивый, легкий бег лисы и высокий, мягкий бег с остановками и кружением зайца.

В играх с пением композиция движений зависит от характера, образов музыки , текста. Здесь используются элементы народных плясок, разнообразных хороводных построений.

Не менее интересны для детей игры и пляски с использованием различных атрибутов (флажки, ленты, деревянные ложки и т. п.)

При рассмотрении вопроса о возрастных возможностях дошкольников в музыкально- ритмической деятельности , мы отметили, 3-4 лет : проявляют яркие эмоции при восприятии музыки контрастного характера. Дети 4-5 лет с желанием исполняют музыкально- ритмические движения , передают в движении характер музыки .

Дети 5-7 лет исполняют различные виды основных движений , откликаются движениями тела на музыку разного характера , овладевают движениями , используя их в танцевальных композициях.

Изучая вопрос о методах и приемах, используемых педагогом при разучивании музыкально- ритмических движений мы выделили три этапа. И пришли к выводу о том, что у каждого этапа свои задачи, методы и приемы все они взаимосвязаны между собой.

Занятия ритмикой прекрасно развивают творческое воображение детей. Они перевоплощаются в образы различных персонажей, вступают в контакты, действуют под музыку ; выполнение творческих заданий в реальной обстановке активизирует их замысел, стимулирует на поиски выразительных движений .

В народных, плясовых и хороводных мелодиях много выразительных возможностей для развития движений . В программе «Ритмическая мозаика » , «Топ, хлоп, малыши» широко представлена, например, русская народная музыка , разнообразная по своему характеру : напевная, плавная («Сеяли девушки яровой хмель» , «Прялица» и др., легкая, подвижная («Земелюшка-чернозем» , «Как на тоненький ледок» , «Заинька» и др., задорная, плясовая («Ах, вы, сени» , «Я на горку шла» и др.).

Таким образом, рассмотрев вопросы теории, мы пришли к следующему выводу : развитие у детей интереса к музыкально – ритмическим движениям будет способствовать музыкальному воспитанию и развитию дошкольника , если в процессе этого будут решаться следующие задачи :

Учить детей целостно воспринимать музыку ,

Необходимо использовать на занятиях индивидуальный подход к каждому ребенку, т. е. проводить не только коллективные формы работы, но и индивидуальные занятия с отдельными детьми, которым трудно дается освоение навыками и умениями

Учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовать движения с их характером ,

Учитывать специфические особенности народной музыкальной культуры

Применять на занятиях музыки наглядный материал , дидактические пособия, направленные на усвоения ритмических навыков ;

-развивать художественно-творческие способности у детей старшего возраста;

Воспитывать самостоятельность в проявлении знаний в процессе музыкально- ритмических движений ,

Использовать нетрадиционные формы работы не только на занятиях музыкой , но и вне занятий.

Практическая часть наших исследований содержит в себе методические рекомендации для родителей по развитию чувства ритма у детей . Эту информацию мы размещаем на стенде «Музыкальный уголок » . Позвольте зачитать несколько выдержек.

Слушайте музыку

Она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию .

Ребенок с конца первого - начала второго года жизни с удовольствием слушает детские песенки и инсценировки детских сказок. Уже в этом возрасте можно приучать малыша слушать классическую музыку .

Чаще включайте музыку в детской комнате . Она может сопровождать любые занятия ребенка, но позаботьтесь, чтобы звук был приглушенным.

Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением

Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.

Поощряйте движения под музыку . Очень хорошим подспорьем в этом виде деятельности может послужить программа А. Бурениной «Топ, хлоп, малыши» . (показать «Зашагали ножки» )

Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Организуйте домашний оркестр из игрушечных музыкальных инструментов или кухонной утвари. Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее)

Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи (показать) :

"Непослушный дождик" (для детей от 3 лет)

Дождик - кап! Дождик - кап!

То сильней, то тише. (ударять указательным пальцем одной руки по ладони другой) .

Не стучи, не стучи,

Не стучи по крыше! (грозить пальцем)

Непослушный какой! (укоризненно покачать головой) .

Погоди, не лейся!

Заходи к малышам (поманить руками) .

И в тепле погрейся! (положить ладони на плечи, скрестить ладони на груди

Также практическая часть содержит материал по разучиванию игр, плясок, хороводов. После апробации некоторых игр, потешек, песен с движениями я пришла к выводу о том, что в ходе освоения репертуара, дети постоянно упражняются, развивая навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением .

В своих исследованиях мы пытались раскрыть содержание ритмики как средства музыкального воспитания и развития дошкольника . Изучили 25 литературных источников, составили рекомендации для родителей, апробировали практический материал и пришли к выводу о том, что в наш информационный век дети и взрослые увлечены компьютерными играми, Интернетом, телевидением и т. д., мало времени отводят занятиям спортом, активному отдыху. Вследствие чего у каждого второго ребенка наблюдается искривление позвоночника, ослабленное зрение и слух, а так же некоторые психические расстройства. Порой дети не знают элементарного - героев русских народных сказок, игр, хороводов, их больше интересуют герои Диснея - роботы, чудовища, пауки и т. д.

Занятия ритмикой в детском саду позволяют нам смотреть на музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях как на важный процесс развития детей . Цель работы достигнута, задачи решены.

Спасибо за внимание!

Развитие музыкально ритмических движений детей дошкольного возраста

Шадрина Елена Дмитриевна, музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида №4 "Сказка" г. Сельцо Брянской области
Описание материала: Данный материал предназначен для музыкальных руководителей, воспитателей, родителей, педагогов дополнительного образования.
Цель: углубление и дифференциация восприятия музыки, её образов и формирования на этой основе у детей дошкольного возраста навыков выразительного движения.
Задачи: формировать красивую осанку и навыки выразительного движения детей дошкольного возраста;
развивать творческие способности детей.
" Танец - это мать всех искусств. Музыка и поэзия существуют во времени, живопись и архитектура в пространстве. Но танец живет одновременно во времени и пространстве" К. Закс
Музыкально ритмическая деятельность особенно привлекательна для дошкольников. Ритмика прекрасно развивает творческое воображение, овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки. У них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка, координация, улучшается осанка.
Музыкально-ритмическая деятельность способствует формированию четкости и точности.
Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо раньше начинать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов.
Музыкально ритмические движения развивают образное мышление потому что музыка способствует созданию новых образов. В таком творческом процессе педагог вместе с детьми обсуждает эти образы, подбирая правильные сравнения. Например, движения в танце под музыку А. Варламова "Красный сарафан" должны быть легкими, плавными, благородными. Исполняя танец "Мотыльков" И.С. Баха, ребята представляют себя легкими "невесомыми". В танце "Троллей" Э. Грига, нужно представить движения фантастических существ.
Музыкально ритмические движения развивают не только художественно творческие умения, но и способность к математике. Например, музыкальный руководитель даёт ребятам задание построиться в один большой круг, встать в два круга, перестроиться парами.
Музыкально ритмические движения чрезвычайно важны для формирования положительных черт характера, эмоционально волевых качеств личности.
Ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. Это в свою очередь оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребёнок эмоционально обогащается, испытывает подъём и жизнерадостность.
Таким образом музыкально ритмические движения являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребёнка: музыкально эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.
Ритмические упражнения
Муравьиная зарядка
1. Муравьи проснулись рано
(дети потирают глаза, сидя на корточках)
Потянулись, встали прямо.
(встают, руки поднимают вверх, затем опускают)
2. Прыг да скок, прыг да скок!
(прыгают на двух ногах, руки на поясе)
Новый начался денёк!
3. Вместе весело живем
(шагают на месте)
Хорошо быть муравьём!
4. Улыбнулись всем друзьям
(останавливаются, улыбаются друг другу)
Побежали по домам
легко бегут в одном направлении)
Музыкально игровая гимнастика
1. Мы идём, идём по кругу,
Друг за другом, друг за другом.
(ребята маршируют)
2. Превратились дети в мишек,
Прогуляться мишки вышли.
Бурые мохнатые
Мишки косолапые.
(ходьба на внешней стороне стопы)
3. Превратились в петушков,
Ножки поднимаем
"Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!"-
Песню распеваем.
(ходьба с высоким подъёмом ног)
4. Превратились все в лошадок,
И теперь спешим, спешим
Как лошадки, как лошадки
Резво скачут малыши.
(прямой галоп)
5. Побежали наши ножки,
Побежали по дорожке.
(легкий бег друг за другом)
"Научились мы ходить"
1.Научились мы ходить,
Ножки поднимая,
Вот как наши малыши
Весело шагают
(ритмичная ходьба друг за другом)
2. Мы идём, мы идём,
Громко песенку поём!
Прыгнем раз да прыгнем два,
Прыгать рады мы всегда!
(прыжки на двух ногах с продвижением вперёд)
3. А теперь, как петушки,
Ножки поднимаем.
Вот как наши малыши
Хорошо шагают.
(ходьба с высоким поднимаем ног)
4. А теперь барашки,
Серые кудряшки,
По дорожке побежали,
Только ножки замелькали.
(легкий бег)
5. А теперь скорей в кружок,
Чтобы получить флажок.
(построение в круг)


Основу музыкально ритмических композиций и танцев для дошкольников составляют простые движения, позволяющие выразить различные по характеру эмоции и образы. Но из-за недостаточного чувства ритма не все дети могут гармонично сочетать движение с музыкой, выражать ее характер и музыкальный образ.

Двигательные навыки закрепляются через психологическое раскрепощение дошкольника, освоение собственного тела как выразительного инструмента.

Когда отдельные танцевальные элементы выполняют только под счет, это создает ощущение однообразного, механического повторения. Теряется образность и эмоциональность танца. Но если для разучивания или закрепления движений использовать небольшие стихи, четверостишия, ребенок может выразить свои эмоции, фантазию, творческие возможности. У него формируются правильная осанка, ловкость, чувство ритма. Ритм стиха помогает выполнять движение точно и выразительно.

Слова произносятся без музыкального сопровождения, упираясь только на ритмический рисунок стиха. Когда движение будет выучено, его легко соединить с музыкой и ребенок будет чувствовать себя уверенно и раскрепощено.

Музыкально-ритмические движения - вид исполнительской деятельности детей, который включает упражнения, пляски, игры. Движения под музыку оказывается одним из эффективных методов развития музыкальности - методом, основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной любому ребенку. Ритмика в музыкальном и шире - художественном воспитании детей выполняет множество функций. Само название «ритмика», казалось бы, четко определяет и ограничивает сферу этой дисциплины: умение организованно двигаться под музыку. Ощущать музыкальный метроритм.

Музыкально-ритмические движения вырабатывают необходимые для гармоничного развития детей умения: владеть своим телом, выражать при помощи пластики жестов, мимики, различные эмоции, скоординировано двигаться, ориентироваться в пространстве. Музыкально-ритмические движения дают возможность освоить простейшие танцевальные движения, научиться двигаться с пением, ритмическим произношением слов, игрой на ударных инструментах.

В музыкальной педагогике ХХ века проблема взаимодействия музыки, слова и движения была впервые поставлена швейцарским педагогом, «отцом» ритмики Э.Жак-Далькрозом (1865-1950) и разрабатывалось немецким композитором К.Орфом (1895-1982). В России поддержал идею и включил в собственную систему музыкального воспитания детей Б.Л.Яворский (1877-1942).

Занятия ритмикой способствуют формированию положительных качеств личности. Дети активны на занятиях, проявляют инициативу и находчивость при выборе форм движения, поставлены перед необходимостью совместной коллективной деятельности с ее важнейшими воспитывающими функциями.

Большое значение имеют занятия ритмикой, для развития мышления детей. Каждое задание нужно понять, осознать правила игры, осмыслить свою роль в ней, свое место.

Надо правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность. Наконец, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Следует отметить, что эта методика создает благоприятные условия для развития творческой активности детей. Бесспорно, также большое значение музыкально-ритмические движения имеют для формирования произвольного внимания, для развития памяти детей. Потребность в движении превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность.

Какие остаются задачи для развития музыкально-ритмических движений:

Научить детей согласовывать движения с характером музыки, с наиболее яркими средствами музыкальной выразительности: ритмично и выразительности: ритмично и выразительно двигаться,

Играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски;

Развивать у детей чувство ритма, выражающееся в том, что дети чувствуют в музыке ритмическую выразительность, откликаются на нее и передать ее в движении;

Развивать художественно-творческие способности.

Эти задачи решаются при выполнении основного требования - соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального образа.

Актуальность темы предопределена практикой работы с детьми дошкольного возраста.

В своей работе всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий связанных с ритмом и танцем. Мной было установлено, что необходимое условие для освоения чувства ритма - это накопление впечатлений от восприятий, и непосредственное применение. Изучая данную проблему увидела, что многие дети, имея музыкальную память, слух, зачастую затрудняются в определении ритма, правильности исполнения движений в танце.

При помощи ритмослогов (т.е. когда слова делят на ритм), ребенок быстрее запоминает последовательность элементов танца, точнее выполняет ритм, а в сочетании с моделями (т.е. ребенок зрительно воспринимает последовательность движений) и слуховое восприятие становится доступным и понятным.

На мой взгляд, необходимо совершенствовать музыкальное впечатление дошкольников, используя на занятиях ритмослоги и модели.

Используя свой опыт работы по развитию музыкально-ритмических движений у дошкольников, на основе особенностей детей разработала модели для разучивания танца.

Моя работа состоит в следующем:

Использование ритмослогов.

Цель моей работы: Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. развитие двигательных качеств и умений, развитие координаций движений, развитие ритма.

2. обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами движений.

3. развитие творческих способностей, потребности в самовыражении в движении под музыку.

Весь процесс обучения делится на 3 этапа:

1. Начальный этап обучения упражнения (отдельному движению).

2. Этап углубленного разучивания упражнения (римтослоги, деление на ритм, использование моделей).

3. Этап закрепления и совершенствования знаний двигательных навыков.

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения.

Показ упражнения происходит в зеркальном изображении.

Объяснение техники исполнения, последовательности при помощи моделей и ритмослогов дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка.

Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Этап углубленного разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения упражнений. Основная задача этого этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.

Главным условием обучения на этом этапе является - целостное выполнение упражнения при помощи моделей и ритмослогов. Количество упражнений увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом.

На этапе углубления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка и переходом его к творчеству самовыражения в движении под музыку.

На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения упражнений и формировать у детей индивидуальный стиль.

Этап совершенствования упражнения и творческого самовыражения считается завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.

Ритмослоги

«Что ты, ёж?»

Задача: развивать координацию (движение и слово). Учиться выполнять боковой приставной шаг, сужать и расширять круг.

Методика проведения: Дети выполняют движения, стоя в кругу, произнося чётко текст.

Что ты, ёж, та-кой ко-лю-чий?

(4 приставных шага)

Это я на вс-який слу-чай.

(8 раз грозят пальчиком)

Ведь в ле-су мои со-се-ди

(сужение круга, 8 шага)

Ли-сы, во-лки да мед-ве-ди.

(расширение круга, 8 шага)

«Настали стужи»

Методика проведения: дети сидят на стульях, выполняют ритмизацию текста с движениями.

Наконец настали стужи.

(4 хлопка)

Во дворе замёрзли лужи.

(будто шлёпают ладошками по льду)

И, чирикая, детей

(«клювики»)

Поджидает воробей.

(повороты головы вправо-влево с кивком на 4 счёта)

«Зайчики и лошадки»

Задача: усвоить и воспроизвести ритм зайца и лошадки в движении.

Методика проведения: дети встают на ковре по кругу.

1-я группа детей исполняет ритм зайца, изображая ритм в движении (eeq - три прыжка, 3-й более долгий).

2-я группа исполняет ритм лошадки – бег с высоким подниманием колен.

Задача: освоить равномерный ритм; выполнять ритмизацию текста с движением.

Методика проведения:

1) дети выполняют ритмизацию текста с хлопками, затем с движением.

2) задания распределяются между группами детей.

Вышли с мамой налегке

(шаг (q q q q) + игра на барабане)

Малые ребята.

И поплыли по реке

(«плывут» + глиссандо на металлофоне)

Жёлтые утята.

Задача: передать смену ритмической пульсации в движении.

Методика проведения:

Капли раз, капли два,

Капли медленно сперва –

Кап-кап, кап-кап,

(ладошки-капельки q q q q)

Кап-кап, кап-кап.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять –

Кап-кап, кап-кап,

(ладошки-капельки eeee)

Кап-кап, кап-кап.

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем.

По дорожке ёж, ёж

(шаги (q q q q)

Собирает, фош-фош,

Яркие листочки,

(пружинка с разворотом)

Через речку, через мост

(eeeeee q приставной шаг с пружинкой)

Серый грозный волк идёт.

Страшный волк-волчи-ще,

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.

(q q q q 4 хлопка)

Острые зуби-щи,

(eeee q q выбрасывание пальцев рук вперёд, раскрывая кулачки)

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.

(q q q q 4 хлопка)


Схема движения "Ручеек"

Схема движения "Змейка"

Схема расстановки в шахматном порядке