Индивидуальный стиль деятельности воспитателя детского сада. Ценностные ориентации воспитателей детского сада с различным стажем педагогической деятельности

В педагогическом коллективе детского сада найдутся, по всей вероятности, не только подвижный мастер-импровизатор, но и более инертный воспитатель, предварительно тщательно продумывающий свою и детскую деятельность, заблаговременно создающий условия для успеха в ней.

Одна воспитательница - вся в мире детской игры; другая - сама погружена в искусство и свои педагогические воздействия предпочитает оказывать с помощью художественного слова, театра, музыки. В работе каждой - свой «почерк». У них разный индивидуальный стиль деятельности.

Известный исследователь данной проблемы В. С. Мерлин считает неопределенность деятельности важной предпосылкой индивидуального стиля деятельности. Она может заключаться не только в операциях, но и в относительной неопределенности промежуточных и опосредованных целей, которые выбирают разные люди для достижения одной и той же конечной и общей цели. С этой точки зрения деятельность педагога детского сада - благодатное поле для проявления в ней индивидуального стиля.

Воспитатель в силу специфики своего труда руководит разными видами детской деятельности. Нами выделены шесть типов воспитателей, различающихся профессиональными интересами, повышенным вниманием к некоторым из них. Специфика профессиональной направленности педагогов сказывается на их индивидуальном стиле деятельности.

Воспитатель игрового стиля

проявляет заметный интерес к играм детей. Сам склонен к «игровой позиции», успешно ее формирует и у своих воспитанников. В группе, в которой он работает, игра - королева. При руководстве игрой дошкольников такой педагог широко опирается на игровые мотивы, для него характерно применение общения с ребенком, косвенных методов воздействия (посредством взятой на себя роли в игре). При оценке ребенка (общей) он опирается прежде всего на его поведение в игровой деятельности.

Педагога художественного стиля

отличает повышенный интерес к художественной деятельности детей и руководствуется ею. Он и сам, как правило, увлечен искусством, проявляет художественные склонности и способности. Нередко воспитанники таких педагогов достигают высоких результатов в художественной деятельности – она любима ими. При решении педагогических задач часто прибегают к искусству, общению посредством литературно-художественного образа, музыки. При оценке своих воспитанииков исходят обычно преимущественно из их достижений в художественной деятельности.


У воспитателя дидактического стиля

в центре внимания образовательные задачи. Проявляет особую заинтересованность в их решении. Как правило, успешно руководит учебной деятельностью детей; тяготеет к «школьным» методам обучения. Преобладает деловое и познавательное общение. Осознание применяемых средств воздействия и их эффективности достаточно высоко, как правило, при реализации обучающей функции; при руководстве другими видами детской деятельности (игровой, художественной, бытовой и др.) осознанность воздействия ниже. Оценивает детей, опираясь преимущественно на их успехи в овладении знаниями на занятиях.

Гармонический стиль деятельности воспитателя

характеризуется проявлением одинаково высокого интереса ко всем основным видам детской деятельности и успешным руководством ими. Дети у таких педагогов, как правило, достигают относительно высоких результатов как в игровой, так и в художественной, бытовой, трудовой, учебной деятельности, экспериментировании. Воспитатели этой группы используют разные средства воздействия, преимущественно косвенные: в общении с детьми учитываются возрастные и индивидуальные особенности, специфика руководимой деятельности, ответные реакции воспитанников, меняющиеся ситуации и т.д. Характеризуют детей разносторонне, оценивая успехи в разнообразных видах деятельности дошкольников. Без труда вступают в разные виды общения с детьми.


Формально-прагматический стиль воспитателя

характеризуется достаточно высокой настойчивостью и ответственностью в выполнении своих функций, требовательностью к детям. Во взаимоотношениях с ними и родителями исходят из формально выдвигаемых требований к ним без учета их индивидуальных особенностей, конкретной ситуации; при этом не проявляют гибкости, тактичности. При общей оценке ребенка, как правило, исходят из выполнения ими предъявляемых требований, обеспечивающих нормальное протекание режимных моментов. Теплые отношения с воспитанниками возникают не часто.

Индифферентный стиль воспитателя

отличается отсутствием выраженной направленности на определенную деятельность детей. Как правило, такой педагог безразличен к работе с детьми, выполняет свои обязанности формально. Интереса к изучению ребенка, семьи не проявляет. При оценке детей исходит преимущественно из поведения при выполнении режимных моментов, занятий; близкий контакт с воспитанниками, как правило, отсутствует.

Сравнительное исследование деятельности воспитателей, различающихся направленностью на детскую деятельность, дает основание отнести первые четыре типа индивидуального стиля деятельности к позитивным, последние (формально-прагматический и индифферентный) - к негативным, педагогически нецелесообразным.

Специально проведенные исследования и жизненные наблюдения свидетельствуют о том, что индивидуальный стиль вырабатывается в процессе овладения профессиональной деятельностью как сознательно, так и стихийно.

Важная роль в сознательном овладении профессиональной деятельностью принадлежит самоконтролю, аутодиагностике. Чем содержательнее, тщательнее, глубже они будут, тем больше оснований для грамотного определения индивидуального стиля деятельности, выработки оптимальных путей и средств его коррекции, дальнейшего совершенствования. Обретение позитивного индивидуального стиля деятельности увеличивает возможность творческого самовыражения, переживания чувства радости как самим педагогом, так и теми, с кем он работает.

При этом возрастает возможность достижения воспитателем профессионального мастерства.

Педагогическое мастерство Что понимается под ним?

Во взглядах на педагогическое мастерство нет единства. Некоторые рассматривают его как своего рода совокупность безличностных профессиональных знаний, умений и навыков, передаваемых в процессе обучения и в значительной степени зависящих от стажа педагогической деятельности. Другие, в противовес такому взгляду, под педагогическим мастерством понимают результат личностного роста педагога в своей профессии, совершенствование его целостного творческого и личностного потенциала, неразрывно связанного со спецификой его личностной позиции в социально-психологическом контексте учебно- воспитательного процесса. И в такой позиции есть резон, ибо личность воспитывается личностью!


И все же нам ближе определение педагогического мастерства, данное в «Педагогической энциклопедии», где оно рассматривается как «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей».

Различен уровень профессионального мастерства воспитателей детского сада. Можно говорить о трех группах воспитателей, чей уровень мастерства высок, средний и низок, которых мы (вслед за Н. В. Кузьминой) условно обозначили соответственно: «мастер», «почти мастер», «не мастер». Говоря о педагогическом мастерстве воспитателя, мы имеем в виду не только уровень сформированности его операционального компонента деятельности, развитие его профессиональных умений, навыков, но и отношение к детям и своей работе (так, например, для «мастеров» характерно активно-положительное отношение к детям, ярко выраженная педагогическая направленность).

Структура личности педагога включает:

ѕ мотивацию личности;

ѕ свойства личности (педагогические способности, характер, психические процессы и состояния);

ѕ интегральные характеристики личности (педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, творческий потенциал).

Мотивация личности воспитателя обусловлена ее направленностью. Педагогическая направленность - это стремление стать, быть и оставаться педагогом, действенная ориентация ан развитие личности ученика.

В мотивационной сфере личности педагога, как правило преобладает потребность в доминировании, являющаяся ресурсом самоактуализации (И.И. Осадчева). Выявлено (Н.Н. Демиденко) три типа мотивационно-потребностной сферы педагога (нисходящего типа - потребности в безопасности, самооценке; переходного типа - устойчивая тенденция роста от потребностей в самооценке к потребности в самоактуализации; восходящего типа).

Педагогические способности - важное свойство личности воспитателя. С.А. Дружилов выделил две группы педагогических способностей (перцептивно-рефлективные и проективные), включающие разные виды чувствительности воспитателя к отдельным сторонам педагогического процесса.

Перцептивно-рефлексивные (перцепция - восприятие) способности дают возможность проникать во внутренний мир ребенка и понимать самого себя. Проективные, конструктивные, управленческие способности позволяют воздействовать на другого человека.

К интегральным характеристикам личности воспитателя относится профессиональное педагогическое самосознание.

Профессиональное педагогическое самосознание - комплекс представлений о себе как профессионале - включает следующие составляющие:

ѕ осознание воспитателем норм, правил, модели своей профессии как эталонов для осознания своих качеств;

ѕ осознание этих качеств у коллег, сравнение себя с неким профессионалом средней квалификации;

ѕ учет оценки себя как профессионала со стороны других людей -детей, коллег, руководства;

ѕ самооценивание педагогом своей деятельности и личности как в плане познавательном, так и в эмоциональном, в результате которого складывается положительная или отрицательная Я-концепция. Положительная самооценка педагога благоприятно сказывается на учениках, т.к. чувствуя себя спокойно и уверено, педагог доброжелателен к ним. Педагог с низкой самооценкой, чувствуя себя неуверено, часто обращается к авторитарному стилю как к средству психологической самозащиты.

Ряд авторов в качестве интегральной характеристики личности педагога рассматривают его профессиональную компетентность. Н.В. Кузьмина выделила виды компетентности педагога - методическую, дифференциально-психологическую, специальную, научно-педагогическую, аутопсихологическую и др. Компонентами профессиональной компетентности педагога называют - общую культуры педагога личностно-гуманистическую ориентацию, целостное и системное вое приятие педагогической реальности, профессиональные знания и умения, наличие мотивации, критичность мышления, готовность к творчеству (Н.Е. Костылева). Профессиональная компетентность педагога рассматривается в связи с уровнями его рефлексии, концепции «я - педагог» - репродуктивный, эвристический, креативный (А.А. Воротникова). Выделены (В.А. Коротков) четыре типа профессиональных ориентации педагога, определена их различная распространенность у педагогов: ориентация на ценность содержания предмета (18,1%), ориентация на инновационную деятельность (26,5%), ориентация на технологию профессиональной деятельности (21,5%), ориентация на личность ребенка (33,9%) данные показывают достаточно высокую распространенность увлечений педагогами как гуманистическим, так и технологическим подходами. Отмечается двухфазный характер (по Б.Г. Ананьеву) развития психических качеств педагога под влиянием педагогической деятельности: так, мышление педагога, снижающееся с возрастом, может сопровождаться развитием профессионально сенсибилизированной структуры мышления.

Анализ литератур позволил выделить ряд направлений в изучении личности педагога у исследователей советской педагогики.

Складывающаяся у педагога концептуальная модель педагогического процесса описана М.С. Игнатенко, связь индивидуальной концепции педагогической деятельности с профессиональной деятельностью выделена в работах С.А. Белых. Отмечается повышенная значимость ошибочных действий в деятельности педагога (М.В. Журавкова). Описан психологический барьер закрепощенности педагога в деятельности и общении (Л.Г. Дмитриева). Намечены профессиональные типы личности педагога (реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистичный), из которых наиболее адекватным для педагогической деятельности является социальный профессиональный тип (М.В. Журавкова). Построена типология личности педагога в связи с его профессиональным стилем деятельности -- достиженческий, доминирующий, уравновешенный, аффилиативный (О.В. Кондратьева). Изучена интегральная индивидуальность педагога и ее уровни - нейродинамический, психодинамический, личностный, метаиндивидуальный (Л.А. Ивашнева). Личность педагога изучалась в связи с его индивидуальными стилями (педагогического оценивания - критикующий (негативный), пассивно-формальный (нейтральный), поддерживающий (позитивный), которые интерпретируются в связи с типом нервной системы педагога (Н.П. Крикля).

Остановимся более подробно на индивидуальном стиле деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности и общения педагога.

Можно выделить два крайних стиля:

ѕ рассуждающе-методичный;

ѕ эмоционально-импровизационный.

Для рассуждающе-методического стиля работы характерно:

ѕ четкое структурирование, планирование и организация учебного процесса;

ѕ большое внимание повторению и закреплению на уроке;

ѕ работа в основном со средними и слабыми учениками, невысокий темп работы;

ѕ хорошее качество знаний учеников, но недостаточное развитие их активности и инициативы.

Для эмоционально-импровизационного стиля характерно:

ѕ отсутствие четкого планирования урока, в основе которого - развитие самостоятельности учеников;

ѕ незначительное время повторения и закрепления;

ѕ предпочтение работе с «яркими» учениками, высокий темп работы, импровизация;

ѕ учащиеся ориентированы на поиск нового, но е всегда обеспечено прочное усвоение знаний и навыков.

Еще одна необходимая интегральная характеристика личности педагога - творческий потенциал педагога.

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов.

Признаки творческой личности:

ѕ способность замечать и формировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок;

ѕ умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу;

ѕ способность увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте;

ѕ легкость ассоциирования (способность вызывать в сознании образы и создавать из них новые комбинации;

ѕ способность к оценочным суждениям, критичность мышления;

ѕ готовность памяти: владение достаточно большим объемом систематизированных знаний;

ѕ способность увидеть целое раньше, чем детали, способность к переносу функции одного предмета на другой.

Педагогическое творчество - это всегда поиск и нахождение нового.

Возможны следующие уровни творчества :

1. Творчество в широком понимании: открытие нового для себя, обнаружение нестандартных способов решения педагогических задач, ранее

открытых и описанных. примеры: выбор оптимального решения из ряда возможных, использование старого приема в новой, нестандартной ситуации и др.

2. Творчество в более узком понимании: открытие нового для себя и для других, новаторство - создание новых оригинальных приемов или целостных подходов, меняющих привычный взгляд на явление, перестраивающих общественный педагогический опыт.

Новаторство - это особый тип мышления, отличающийся способностью обнаружения всеобщих проблем, их оригинальным решением, возвращением в педагогическую практику.

Умения, необходимые для самовыражения и саморазвития личности педагога:

ѕ реализация и развитие своих педагогических способностей;

ѕ управление своими эмоциями, способность придавать им конструктивный, а не разрушительный характер;

ѕ осознание перспектив своего профессионального развития, особенностей своего индивидуального стиля, максимальное использование своих

ѕ природных данных;

ѕ овладение педагогическим мастерством, открытость поиску нового,

ѕ способность его воплощения.

Э.Ф. Зеер описал подструктуры личности педагога - профессиональную направленность (ценностные установки, мотивы, отношение), профессиональную компетентность (знания, умения, способы выполнения деятельности), профессионально важные качества. Профессиональное становление педагога есть результат “формообразования” личности, адекватной профессиональной деятельности. Профессиональные деформации личности педагога, проявляющиеся в таких качествах, как авторитарность, педагогический догматизм, индифферентность, консерватизм, ролевой экспансионизм, социальное лицемерие, поведенческий трансфер (Э.Ф. Зеер). Личностные деформации вызываются стереотипами профессиональной деятельности, механизмами эмоционального старения, стагнацией развития, психофизиологическими изменениями, пределами профессионального развития и акцентуациями характера.

Деформация личности - это изменения, нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и профессионально-эффективное функционирование.

Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре ее личности, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а, с другой, изменение, подавление или даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, т.е. нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации.

У представителей педагогической профессии деформированность личности деятельностью может проявляться на четырех уровнях:

1. Общепедагогические деформации, характеризующие сходные изменения личности у всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью. Наличие этих деформаций делает учителей, преподающих разные предметы, работающих в разных учебных заведениях, проповедующих разные педагогические взгляды, с разным темпераментом и характером, похожими друг на друга. Эти инвариантные особенности обусловлены спецификой пространства, в котором существует личность педагога-профессионала. Здесь произошло сближение субъекта деятельности со средствами этой деятельности. Кроме того, педагогическая деятельность имеет свой, особенный объект воздействия, который в отличие от большинства профессий обладает существенной активностью. В ходе взаимодействия с субъектом педагог, используя свою личность как инструмент влияния на него, прибегает к более простыми действенным приемам, в совокупности известным как авторитарный стиль руководства. В результате в его личности появляются такие образования, как назидательность, излишняя самоуверенность, догматичность взглядов, отсутствие гибкости.

2. Типологические деформации вызваны слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функционального строения педагогической деятельности в целостные поведенческие комплексы. В соответствии с полученными в исследованиях данными в педагогической профессии существуют четыре таких типологических комплекса: коммуникатор, организатор, интеллигент (просветитель) и предметник. Особенности каждого из них могут со временем проявиться в структуре личности, которая претерпевает изменения, аналогичные происходящим при акцентуациях. Так, для педагога-коммуникатора характерна излишняя общительность, говорливость, сокращение дистанции с партнером, обращение к нему как к существу молодому, неопытному («сюсюканье»), стремление затронуть интимные темы. Педагог может стать слишком активным, вмешиваясь в личную жизнь других людей, стремясь научить их «жить правильно». Он пытается подчинить себе окружающих. Нередко педагога-организаторы реализуют свои потребности в каких-нибудь общественных организациях, где их активность выглядит вполне уместной. Педагог-интеллигент (просветитель) в результате длительного пребывания в профессии может сформировать у себя склонность к рассуждательству, мудрствованию и в зависимости от условий может стать как «морализатором», видящим вокруг себя только плохое, восхваляя старые времена и ругающим молодежь за безнравственность, или, благодаря любви к самоанализу, уйти в себя, созерцая окружающий мир и размышляя о его несовершенстве. Изменения личности педагога-предметника оказываются связанными со знаниями той дисциплины, которую он преподает. В связи с этим педагога данного типа пытаются внести элемент «научности» в любые, даже бытовые ситуации, неадекватно используя наукообразные способы поведения и оценивая других людей через призму их знаний предмета. В силу своих особенностей и многочисленности данный тип профессиональных отклонений представляет собой особый уровень - специфический.

3. Специфические или предметные деформации обусловлены спецификой преподаваемого предмета. Даже по внешним признакам легко определить, какой предмет преподает данный педагог: рисование или физкультуру, математику или русский язык. Педагога - герои юмористических рассказов - чаще всего имеют именно этот вид деформации.

4. Индивидуальные деформации определяются изменениями, которые происходят в структуре личности и внешне не связаны с процессом педагогической деятельности, когда параллельно становлению профессионально важных для педагога качеств происходит развитие качеств, не имеющих, на первый взгляд, отношения к педагогической профессии. Подобный феномен может быть объяснен тем, что личностное развитие осуществляется не только под влиянием тех действий, приемов, операций, которые выполняет педагог, а прежде всего, обусловлены его личностной направленностью.

Остановимся более подробно на особенностях педагогической деятельности воспитателей детского сада.

Жизнь человека в обществе начинается с детского сада, и именно поэтому основы общественных отношений, заложенные воспитателем, являются определяющими в дальнейшем развитии общих способностей ребенка, которые необходимы каждому человеку в любом виде деятельности. Поэтому воспитатель должен быть человеком внимательным и ответственным, отзывчивым и тактичным, общительным и терпеливым, иметь хорошую память, внимание, высокие коммуникативные способности. Необходима общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, умение управлять коллективом, также необходимо умение контролировать свое поведение и эмоции. Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики, должен идти вперед, осваивать инновационные технологии и методы.

Для оптимизации деятельности современного воспитателя детского сада важно уметь планировать свою работу, т. е. составлять план, который не только будет способствовать организации образовательного процесса, решению намеченных задач, но и сделает работу педагога более осмысленной и результативной. Поэтому к началу учебного года необходимо составлять комплексно - тематическое планирование на год, где указывать темы, содержание, виды деятельности, сроки, итоговые мероприятия. Планировать работу на каждый день (календарное планирование, определять конкретные задачи, содержание, формы и методы работы с детьми на определенный отрезок времени). Календарное планирование необходимо составлять на две недели вперед. Это придает педагогическому процессу организованный характер, делает работу результативной. Планирование образовательного процесса необходимо строить с учетом комплексно-тематического принципа и принципа интеграции образовательных областей. Такой подход позволяет объединить комплексы различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы», обеспечить целостное представление детей об окружающем мире, освоить информацию через разные каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический. В качестве вариантов тем использую, «события», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции».

Наше время характеризуется постоянным обновлением информации, оно динамично и изменчиво. Данные условия диктуют воспитателю детского сада работать по-новому, используя при организации образовательного процесса современные педагогические технологии. Для определения уровня освоения образовательной программы воспитанниками детского сада, целесообразности планирования педагогической, коррекционно-развивающей работы, получения оперативной информации о реальном состоянии и тенденциях изменения в развитии ребенка два раза в год, а при необходимости и в середине года, воспитателю необходимо проводить комплексную диагностику.

Таким образом, мы видим, что педагогической деятельности воспитателей детского сада разнообразна, связана с детьми и требует от воспитателя педагогического творчества, педагогической направленности.

Таким образом, мы рассмотрели общечеловеческие, общественные ценностные идеалы и социальные ценности. Представления каждого человека об этих ценностях глубоко субъективны. Существует своя иерархия этих ценностей для каждой отдельно взятой личности. Существуют ценности реально привычного функционирования, деятельности личностных отношений, общения учебной деятельности, ценность плана познания, осознания действительности. Сочетание нескольких ценностей говорит о более высоком уровне развития личности. Максимально реализовать личностные возможности можно только при присутствии трёх основных планов ценностей связанных с деятельностью, отношениями, познанием. Так формируется ценностная сфера.

педагог возраст ценностный личность

Приоритет личности воспитателя дошкольного учреждения обусловлен, прежде всего, его ответственностью перед возрастными особенностями обучаемых, учет которых обязателен и необходим как ни в какой другой ситуации обучения; он обусловлен трудностями игровой формы обучения, соответствующей ведущему виду деятельности ребенка в период дошкольного детства, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен быть гуманистически ориентированным на развитие личности ребенка различными средствами.

Кроме того, воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен владеть определенными знаниями: методологическими - знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации воспитания и обучения; теоретическими - знание целей, принципов, содержания, методов и форм педагогической деятельности и закономерностей формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста;методическими - знание методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста; технологическими (знание способов и приемов воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Функции воспитателя в дошкольном учреждении

В качестве основных функций воспитателя можно выделить: образовательную, воспитательную, развивающую, нормативную, коммуникативную, информационную, координирующую, рефлексивную и диагностическую.

Образовательная функция направлена на сознательное овладение воспитателями дошкольного образовательного учреждения дидактической теорией, системой профессиональных знаний, умений, навыков, социальным опытом в интересах личности и общества. Данная функция направлена также на удовлетворение информационных знаний, т.к. в настоящее время дошкольные учреждения именуются образовательными. Теоретические и практические аспекты реализации образовательной функции профессионально-педагогической культуры обеспечивают овладение содержательными и организационно-методическими основами по воспитанию и обучению дошкольников.

Развивающая функция заключается в том, что совершенствование и активизация дидактических знаний и умений воспитателей происходит одновременно с развитием профессионального мышления, памяти и речи, педагогических способностей, которые позволяют использовать и применять более эффективный и творческий подход в создании условий для гармоничного развития детей, организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Нормативная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя осуществляет регулирование в системе деятельности педагога. Знание норм педагогической деятельности воспитателю придает уверенность в правильности своих действий. Педагогические нормы, выполняя функцию ценностей, помогают воспитателю выбрать наиболее оптимальные способы деятельности, утвердить идеалы и профессиональные приоритеты. Нормы педагогической деятельности направлены на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия воспитателя с детьми, коллегами, с родителями и администрацией, на обеспечение их сотрудничества и достижения совместных действия по воспитанию детей дошкольного возраста.

Информационная функция в работе воспитателя связана со всеми ее функциональными компонентами. Воспитатель должен быть сориентирован в многообразном потоке психолого-педагогической и методической информации, уметь пользоваться различными носителями информации, владеть средствами информационных технологий; уметь работать с информацией с помощью этих средств для удовлетворения личных и общественных потребностей.

Координирующая функция профессионально-педагогической культуры заключается в вариативности содержания учебного процесса, подборе технологий. Данная функция является основой совершенствования его дальнейшей профессиональной деятельности. С реализацией координирующей функции связана образовательная функция.

Рефлексивная функция. Рефлексия связана не только с пониманием воспитателем собственной педагогической деятельности, но также с оцениванием личностных качеств, эмоциональных реакций и когнитивных способностей «рефлектирующего» другими воспитателями, руководителем, педагогами. Эффективность реализации рассматриваемой функции тесно связана с наличием у воспитателя таких качеств, как критическое мышление, стремление к анализу и доказательности, обоснованности своей позиции, готовности к адекватному восприятию информации.

Педагогическая рефлексия - это самоанализ осуществленной деятельности, оценка полученных результатов. Воспитатель должен уметь размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов.

Диагностическая функция заключается в умении на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, а именно: выстраивать диагностические цели, прогнозировать результаты диагностической деятельности, подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий; совместно с другими педагогическими работниками (психологами, музыкальным работником, логопедом) осуществлять грамотное психолого-педагогическое диагностирование, осуществлять анализ и интерпретацию диагностических данных, проектировать и реализовывать воспитательно-образовательный процесс на основе системной диагностики.

Коммуникативная функция. Коммуникативные способности воспитателя детского сада понимаются прежде всего как способность к общению, имеющая свою специфику в сфере педагогического взаимодействия. Воспитатель выступает здесь как субъект влияния во взаимодействии (прямом и опосредованном) с ребенком и детским сообществом школы; субъект личностного и профессионального развития себя (саморазвития) как воспитателя; субъект формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей; субъект взаимодействия с семьей, представителями социума, социальными общностями (институтами), «выходящими» на ребенка, стимулирующий проявление их воспитательного потенциала. Поэтому одним из важных качеств воспитателя является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с дошкольниками, и кроме того, умение координировать свою деятельность с другими участниками образовательного процесса. Воспитатель должен уметь правильно оценить ситуацию взаимодействия, что заключается в способности наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.

К самим коммуникативным способностям можно отнести способность к общению с самыми разными людьми; умение извлекать из общения максимум необходимой информации; умение предотвращать возникновение конфликтных ситуаций, способность разрешать уже возникшие конфликты; умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другими людьми; способность давать другому человеку возможность проявить свои интересы и чувства. Кроме того, следует учитывать, что в процессе общения, наряду с вербальными формами, большую роль играют невербальные формы педагогического взаимодействия, так как часто невербальные средства выражения несут в себе большое количество полезной информации.

Также следует учитывать, что в воспитательном процессе задействованы не только отдельные личности (педагоги, родители, дети), но и разнообразные общности. Следует различать формальные, структурированные, организованные объединения людей и неформальные, неструктурированные, событийные общности. Критерии различения таких идеальных конструкций как организации и общности – в особенностях объединения людей. Организация – это целевое объединение людей по заранее определенной структуре; общность складывается стихийно. Отношения в организации определяются преимущественно заданным характером совместной деятельности; в общности – нормами и ценностями, которые не заданы, а привносятся ее членами. Так как в дошкольном учреждении в коллективе педагогов необходимо возникают и организации, и общности, то необходимо обратить внимание на формирование отношений между педагогами, которое подвержено многим факторам. Нормы и ценности, заданные характером работы, могут изменяться под влиянием привнесенных норм. Сложные принципы взаимодействия могут отразиться и на воспитательном процессе.

Воспитательная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя отражает область воспитательной деятельности. Педагог на основе психолого-педагогических и специальных знаний воспитывает в себе убеждения, мотивы, ценности, нормы поведения в отношении окружающих людей и природного окружения. Кроме того, воспитательные мероприятия направляются на детей и связаны прежде всего с обеспечением личностного, интеллектуального и физического развития ребенка.

Личностное развитие ребенка в дошкольном образовательном учреждении заключается в приобщении к общечеловеческим и культурным ценностям, развитии нравственности, положительных личностных качеств, развитии эмоций и чувств, развитии навыков социального взаимодействия и т.д.

Интеллектуальное воспитание ребенка направлено на развитие познавательных процессов, и осуществляется по средствам различной познавательной и творческой деятельности (рисование, лепка, игры, конструирование и т.д.), проводится минимальная подготовка детей к обучению в школе.

Особое значение имеет организация физического воспитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. В дошкольный период осваиваются основы движения, создается база двигательного опыта, из элементов которой складывается в дальнейшем вся двигательная деятельность человека. (Ашикова С. 2004)

Список литературы:

  1. Ашикова С. Воспитатель и родители. Дошкольное воспитание - №10, 2004 стр. 44-47
  2. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология.-2004. - №1.-С.21-26

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

В современном обществе в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека. Эти знания наряду с информацией о профессии сосредоточены в специальных документах - профессиограммах.

Разработка профессиограммы сложный и трудоемкий процесс. Чтобы она отражала истинное положение дела, необходимо иметь как можно больше сведений о той или иной профессии. Источником может служить описание в различной литературе, экскурсии, беседы со специалистами, просмотр научно-популярных, документальных фильмов и конечно непосредственное изучение деятельности, наблюдение за процессом труда. Работа по составлению профессиограммы позволяет глубже узнать содержание профессии, оценить профпригодность к ней отдельных типов личности.

Актуальность работы обусловлена постоянным ростом требований организаций к профессиональным и личным качествам работников, необходимостью рационально подобрать профессию будущим работникам, возможностью проанализировать собственные профессиональные и личные качества как самостоятельно, так и с помощью профессиональных групп, занимающихся составлением профессиограмм и психограмм, чтобы добиться максимальной эффективности собственного труда, быть востребованным и конкурентоспособным специалистом.

Объект исследования - профессиональная деятельность воспитателя детского сада.

Предмет исследования - профессиограмма и психограмма воспитателя детского сада.

Целью данной курсовой работы является составление профессиограммы и психограммы профессий на примере профессии воспитателя детского сада.

Исходя из поставленной цели в курсовой работе поставлены и раскрыты следующие задачи:

1. Изучение теоретических аспектов составления профессиограммы и психограммы.

2. Ознакомление с профессиональными особенностями трудовой деятельности воспитателя.

3. Разработка профессиограммы и психограммы воспитателя детского сада.

Методологической и теоретической основой для данной курсовой работы послужили труды К.К.Платонова, Е.А.Климова, И.П.Титовой, Е.М. Ивановой, которые активно занимались изучением вопросов профессиографии.

Структура курсовой работы состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы. Основной текст изложен на 25 страницах. Список литературы содержит 21 источник.

1. Теоретические аспекты составления профессиограммы и психограммы

1.1 Профессиограмма: Цели, принципы, задачи, виды

Описание профессиональной деятельности является первым и важнейшим этапом любого исследования в психологии труда, оно основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации данных. Такой комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессий в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения получил название профессиографии. Основным результатом профессиографии как метода является составление профессиограммы.

Профессиограмма(от лат. Professio -- специальность, Gramma -- запись) -- описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку.

Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа -- подчинение профессиографирования решению конкретных практических задач. Например, для целей профконсультации и профотбора нужно выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых по их профессиональной пригодности. Для определения уровня квалификации большое значение приобретает характеристика трудовых функций, профессиональных знаний, умений и навыков. Для изучения профессионального утомления выделяются признаки, обнаруживающие факторы, инициирующие профессиональную усталость.

Таким образом, принцип дифференцированного профессиографирования обусловливает методы изучения профессии, содержание ее характеристики, а также область использования, т.е. особенности проведения профессиографии определяются ее целями. Цели могут быть связаны со следующими областями деятельности:

Аттестацией работников;

Проектированием новых профессий и специальностей;

Профконсультацией и отбором специалистов;

Совершенствованием профессионального образования, подготовки и повышения квалификации;

Научными исследованиями профессионального развития личности.

Разработка профессиограмм ведется на основе следующих принципов:

* комплексного подхода в изучении профессиональной деятельности;

* целенаправленного составления профессиограммы, подчиненного достижению конкретной практической цели;

* типизации и дифференциации профессиографических характеристик, отражающих типовые и специфические признаки профессии;

* реального отражения состояния профессии в конкретных социально-экономических условиях;

* учета перспектив профессионального роста и карьеры;

*надежности, предполагающей описание профессий в экстремальных и нестандартных условиях;

*научности (профессиограмма должна разрабатываться на основе системного, личностного и деятельностного подходов)

Задачи профессиограммы:

1. Четко выделять предмет и основные результаты труда (на что направлены главные усилия человека в труде);

2. Подчеркивать направленность каждого труда в конечном счете на благо конкретного человека (гуманистический человекоцентризм): все, в том числе технические профессии должны, хотя и в опосредованной форме, облегчать жизнь конкретного человека;

3. Выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно в системе характеристик, особо подчеркивая при этом стержневые, приоритетные, ядерные составляющие и отличая их от производных, второстепенных, вспомогательных;

4. Показывать возможные линии развития человека средствами профессии, динамику психических новообразований в ходе труда, из которых человек может выбрать направления роста с учетом своей индивидуальности;

5. Показывать перспективы изменения в самой профессии (каким может быть специалист завтрашнего дня, ближайшего будущего);

6. Иметь направленность на решение практических задач (профессиональное обучение, профотбор, рационализацию новых видов труда и др.);

7. Описывать необходимые некомпенсируемые психологические профессиональные качества, а также психологические свойства человека, которые хотя и отсутствуют у него, но могут быть компенсированы.

На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, Е.М. Иванова выделяет следующие типы профессиограмм:

Информационные (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе с целью информирования клиентов о профессиях, которые вызвали у них интерес);

Ориентировочно-диагностические (используются для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности);

Конструктивные (применяются для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда персонала);

Методические (служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы);

Диагностические, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократическом» уровнях, а затем все это переводится на язык, необходимый для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

В общем виде профессиограмма определяется как «описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

1.2 Методика разработки и основные методологические принципы профессиограммы

Профессиограмма составляется специалистом по работе с персоналом совместно с руководителем соответствующего подразделения на конкретную профессию, должность и отражает:

Условия деятельности. Данная позиция состоит из трех элементов:

Рабочее место. Возможные варианты: работа в помещении (если помещение имеет специфику, то она указывается, например, в ангарах), на открытом воздухе, в необычных условиях (указывается конкретно в каких).

Режим труда. Возможные варианты: ненормированный, нормированный, сменный, свободный. При этом может быть указана специфика профессии, то есть, например, частые разъезды, график дежурства и т.п.

Профессиональные вредности. Указываются условия труда, действующие в течение всего рабочего времени и оказывающие негативное воздействие на здоровье человека (например, пары масла, кислот и химикатов).

Квалификационные требования. Данная позиция крайне важна для профессиограмм. Собственно говоря, она определяет необходимые для профессионала требования и является основой для составления должностных инструкций на конкретных рабочих местах.

Средства деятельности. Данная позиция определяет, какими средствами пользуется работник в своей деятельности. Возможные варианты: Ручные, механические и автоматические средства труда. Отдельно указывается также пользование в работе контрольно-измерительными приборами как дополнительного средства деятельности.

Требования к профессионально важным качествам. В данной позиции перечисляются (в порядке убывания значимости) те требования, которые предъявляет профессиональная деятельность к качествам работника.

Профессиональное образование. Данная позиция является весьма важной, поскольку позволяет сразу определить, какую специальность необходимо получить для овладения конкретной профессией, и, самое главное, где конкретно эту профессию можно получить.

Медицинские противопоказания.

Родственные профессии.

Выделяются следующие методологические принципы разработки профессиограмм:

а) системность -- в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре фирмы, а также возможный профессиональный маршрут работника;

б) целостность -- оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;

в) практичность -- результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии, а инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования в сфере бизнеса;

г) научность и современность -- методология исследований должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний;

д) эффективность -- в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом фирмы в условиях конкурентной рыночной борьбы.

1.3 Психограмма , как часть профессиограммы и её структура

Психограмма также нередко используется менеджерами по управлению персоналом в качестве самостоятельного инструмента оценки должности, хотя его нельзя назвать таковым в полной мере.

Термин «психограмма» был введен в начале XX века представителем немецкой психологической школы В. Штерном. Изначально она составлялась как обобщенный психологический портрет конкретного человека. Но сам Штерн предложил вариант неполной психограммы для оценки личностных особенностей индивидуума, важных для выполнения им определенной практической задачи. Несколько позже метод стал использоваться для выделения профессионально важных качеств (ПВК), не только необходимых для тех или иных видов деятельности, но и характерных для успешных профессионалов. Благодаря этому появилось определение, трактующее ПВК как относительно устойчивые индивидуально-личностные свойства, в слабой степени подверженные изменениям, оказывающие существенное влияние на эффективность работы специалиста и формирование его профессиональных знаний, умений и навыков. Если же говорить о структуре психограммы, то в нее включаются требования к следующим личностным свойствам и особенностям профессионала:

1. Познавательные процессы:

восприятие (зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, социальное; восприятие движения, пространства, времени, скорости и т. д.); внимание; память; тип мышления и особенности мыслительных операций; тип нервной системы, влияющий на общую работоспособность человека.

2. Личностные свойства:

направленность личности (на себя, на дело, на общение); тип самооценки (высокая, низкая, завышенная); ведущий тип мотивации (избегание/ достижение); стрессоустойчивость; обучаемость; коммуникативные особенности (экстра-/интровертирова-ность, устная/ письменная, вербальная/ невербальная речь); нравственно-ценностные характеристики (ответственность, честность, порядочность, общечеловеческие ценности); волевые характеристики (целеустремленность, решительность, настойчивость) и т. д.

Таким образом, психограмма стала методом описания обязательных личностных качеств, способствующих успешному выполнению тех или иных функций не конкретным сотрудником, а любым представителем профессии, после чего вошла в структуру профессиограммы как обязательная ее часть. Поэтому использовать отдельно психограмму как полноценный и самостоятельный инструмент описания и оценки должности нельзя, поскольку он нацелен лишь на определение профессионально важных качеств.

2. Профессиограмма и психограмма воспитателя МАДОУ "Детский сад № 302 комбинированного вида Ново-Савиновского района г. Казани"

2.1 Анализ деятельности МАДОУ "Детский сад № 302 комбинированного вида Ново-Савиновского района г. Казани"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад № 302 комбинированного вида" Ново-Савиновского района расположен по адресу: г. Казань, ул. Ярослава Гашека дом 9.

МАДОУ "Детский сад № 302" работает по следующему режиму:

Группы № 8 и № 5 (дежурные) с 06.30 по 18.30

Группы № 1, № 2, № 4, № 6, № 7, № 9, № 10, № 11, № 12 с 07.30 по 18.00

Количество групп - 11; из них:

группы раннего возраста - 3 (группы № 1, № 2, № 5)

логопедические группы - 2 (№ 11 и № 12)

группы с татарским языком воспитания и обучения - 6 (группы № 1, № 2, № 5, № 6, № 9, № 10)

В детском саду созданы все необходимые условия для всестороннего развития детей. В детском саду имеются следующие кабинеты:

логопедический кабинет;

музыкальный зал;

физкультурный зал;

кабинет татарского языка;

кабинет для дополнительных платных услуг;

методический кабинет.

Приоритетные направления детского сада: коррекция нарушений речи у дошкольников.

Педагогический состав укмплектован квалифицированными воспитателями и специалистами с соответствующим профильным образованием.

Всего в детском саду педагогов - 24. Их них имеют:

молодой специалист - 1 человек.

По образовательному критерию педагоги делятся на педагогов:

с высшим образованием - 8 человек

со средним профессиональным - 15 человек

Миссия ДОУ - создание условий для обеспечения каждому ребёнку полноценного проживания дошкольного детства и целостного развития, его социализации, максимальное удовлетворение потребностей семьи в вопросах развития диагностики и коррекции детей дошкольного возраста, в оказании помощи в процессе реализации различных образовательных услуг.

Цель деятельности МАДОУ «Детский сад №302» - сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия посредством игровой деятельности в условиях внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы в педагогический процесс.

Развивать и укреплять психофизическое здоровье дошкольника через совершенствование системы воспитания и формирования навыков ведения здорового образа жизни.

Организовать работу по развитию игровой деятельности дошкольников в разных возрастных группах за счёт повышения профессионального уровня педагогов по вопросам руководства игрой.

Для достижения цели и задач детский сад осуществляет следующие виды основной деятельности:

реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое;

реализация дополнительных общеобразовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной, художественно-эстетической направленности и др.);

воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 1,5 до 7 лет;

оказание государственной услуги по уходу за детьми дошкольного возраста и предоставлению дошкольного образования;

материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных финансовых средств;

Использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий.

2.2 Профессиограмма воспитателя детского сада

История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена воспитанием ребёнка занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал от опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель, а впоследствии после популяризации общественного образования появилась профессия воспитатель.

По результатам анкетирования, профессия в настоящее время является очень распространенной, поскольку достаточно длительный период на специалистов в этой области был высокий спрос среди работодателей. Эта сфера нуждалась и продолжает нуждаться в специалистах.

Воспитатель занимается образованием ребенка: его воспитанием, обучением и развитием. Проводит зарядки, занятия по развитию речи, навыков устного счета, чтению, рисованию, лепке, природоведению. Развивает у детей внимание, память, мышление, сообразительность, инициативность, навыки общения. Знакомит с этическими и эстетическими нормами поведения в обществе. Организует времяпрепровождение детей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей.

Смежные профессии: воспитатель в детских домах и общежитиях, инспектор по работе с трудными подростками, учитель младших классов в школе, воспитатель группы продленного дня, воспитатель школы-интерната. Альтернатива работе в садике - преподавание в школе раннего развития.

Возможности для карьерного роста небольшие: повышение уровня образования, накопление стажа работы отражаются на уровне доходов, однако еще не обеспечивают продвижение по служебной лестнице. Есть шанс когда-либо занять место заведующего детским садом или стать чиновником органов управления образованием. Можно заняться предпринимательством, например, создав частный детский сад или развивающий центр (такой бизнес к высокодоходному не относится, зато обеспечивает стабильность). Профессия воспитатель не является карьеристской сама по себе. Карьерный рост проявляется здесь в повышении заработной платы.

Спрос на воспитателей на рынке труда в целом имеется, хотя в некоторых регионах России трудоустройство может вызывать сложности (это напрямую зависит от демографической ситуации -- воспитатели требуются там, где рождается много детей). Зарплата у начинающих работников небольшая, зависит от имеющегося образования (высшее или среднее специальное), стажа работы, дополнительных профессиональных навыков (умения преподавать детям иностранные языки). По мере накопления опыта работы и повышения профессионального статуса возрастает и доход, однако он все равно, за редкими исключениями, ниже средней платы в промышленности.

Работает в помещениях детского сада: в группе, спортзале, также на воздухе, на территории для прогулки. Возможны выезды в музеи, за город и т. д. Работа в одну смену, обычно время чередуется: один день с 8:00 до 14:00, другой с 14:00 до 19:00, поскольку на группу положено два воспитателя, которые меняют друг друга (утро--вечер). Рабочие места есть в детских дошкольных учреждениях, развивающих центрах, частных детских садах.

Работа воспитателей детского сада проходит в две смены, один воспитатель работает с группой утром, а второй приходит вечером. Для утреннего воспитателя рабочий день обычно начинается в семь часов утра, а вечерний воспитатель закрывает за собой двери детского сада около семи-восьми часов вечера. Обычно в одну группу набирают около двадцати детей. От воспитателя требуется постоянно направлять деятельность детей и следить за ними, так что умственное напряжение его находится на высоком уровне.

Это профессия преимущественно умственного труда, которая в большей степени связна с приемом и переработкой информации. В работе важны результаты его интеллектуальных размышлений. Но, при этом, физический труд не исключается.

Естественно, чтобы работать воспитателем в детском саду, нужно любить детей и быть тактичным и отзывчивым человеком.

Для успешного овладения профессией человек должен быть внимательным, ответственным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Желательно иметь хорошую память, внимание, высокие коммуникативные способности. Нужны общая культура и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, умение управлять коллективом.

Также необходимы стрессоустойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции, крепкая нервная система: работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическими нагрузками, однако протекает в условиях постоянного психоэмоционального напряжения.

Медицинскими противопоказаниями являются нервные и психические заболевания, нарушение функций опорно-двигательного аппарата, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем, устойчивые нарушения зрения и слуха, хронические инфекционные кожно-венерические заболевания, вредные привычки.

Воспитатель должен иметь знания по педагогике, психологии, основам безопасности жизнедеятельности, оказанию первой помощи, этике и эстетике, содержанию и принципам организации дошкольного воспитания. Знать методики обучения и развития детей, уметь организовывать их познавательную деятельность.

На должность воспитателя дошкольного учреждения назначается лицо, имеющее высшее педагогическое (дошкольное) образование либо среднее специальное педагогическое образование без предъявления требований к стажу работы.

На должность воспитателя дошкольного учреждения II квалификационной категории назначается лицо, имеющее высшее педагогическое (дошкольное) образование либо среднее специальное педагогическое образование, стаж работы в должности воспитателя дошкольного учреждения не менее 2 лет.

На должность воспитателя дошкольного учреждения I квалификационной категории назначается лицо, имеющее высшее педагогическое (дошкольное) образование либо среднее специальное педагогическое образование, стаж работы в должности воспитателя дошкольного учреждения II квалификационной категории не менее 3 лет.

На должность воспитателя дошкольного учреждения высшей квалификационной категории назначается лицо, имеющее высшее педагогическое (дошкольное) образование либо среднее специальное педагогическое образование, стаж работы в должности воспитателя дошкольного учреждения I квалификационной категории не менее 3 лет.

В своей деятельности воспитатель дошкольного учреждения руководствуется:

законодательными и нормативными документами, регулирующими соответствующие вопросы;

методическими материалами, касающимися вопросов его деятельности;

уставом учреждения;

приказами руководителя учреждения (непосредственного руководителя);

правилами и нормами гигиены труда, правилами трудового распорядка;

должностной инструкцией.

Воспитатель дошкольного учреждения должен знать:

нормативные правовые акты и другие программно-методические документы по вопросам дошкольного образования, правам ребенка;

педагогику и методику дошкольного воспитания;

детскую, возрастную, педагогическую и социальную психологию, анатомию и физиологию детей;

основы дефектологии, детский репертуар (литературно-художественный, музыкальный);

достижения педагогической науки и практики по дошкольному воспитанию;

правила охраны жизни и здоровья детей;

основы доврачебной помощи;

основы трудового законодательства;

правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Во время отсутствия воспитателя дошкольного учреждения его обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за их надлежащее исполнение.

На воспитателя дошкольного учреждения возлагаются следующие функции: професиограмма воспитатель должностной

Планирование, организация и проведение воспитательно-образовательной работы.

Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей.

Приобщение детей к национальной культуре и традициям.

Координация деятельности помощника воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.

Для выполнения возложенных на него функций воспитатель дошкольного учреждения обязан:

Планировать, организовывать и проводить воспитательно-образовательную и оздоровительную работу по обеспечению полноценного физического и психического развития детей на основе изучения их индивидуальных особенностей, интересов и способностей.Организовывать выполнение детьми режима дня.

Обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей совместно с медицинскими работниками.

Осуществлять дифференцированный подход к воспитанию ребенка в зависимости от пола, формировать его высокоморальные качества, мотивы деятельности, самооценку, межличностные отношения.

Способствовать созданию в группе доброжелательного, благоприятного микроклимата для проявления творчества и способностей воспитанников.

Приобщать детей к национальной культуре, ее традициям.

Использовать в практике новейшие научно-методические материалы в области воспитания.

Осуществлять педагогическую деятельность в тесном контакте с родителями (опекунами) детей, специалистами дошкольного учреждения и школы.

Координировать деятельность помощника воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.

Участвовать в работе педсоветов, общих собраний, методических объединений и выполнять их решения.

Работать над повышением своего профессионального и культурного уровня.

Средняя зарплата педагогов дошкольного образования состоавляет 12000 рублей.

Получить высшее образование педагога дошкольного образования в г. Казани можно в Казанском Федеральном Университете, по направлению: «Педагогическое образование», профиль подготовки «Дошкольное образование». Так же в колледже при данном университете можно получить средне-специальное образование.

Заключение

Профессиограмма - это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем профессиограмма - это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку. Она может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к профессиограмме необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни как специалисту психологу, так и каждому работающему человеку для того, чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных требований профессии.

Список используемой литературы

1. Боровиков Л.И. Как подготовить самоанализ профессиональной деятельности//Воспитание школьников. - 2004.- №5

2. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала. - М.: Юрист, 2005. - 496с.

3. Воеводина Н.А., Данилова И.А., Нуриева Р.Н. Социология и психология управления. - М.: Омега-Л, 2010.

4. Данилова И.А., Нуриева Р.Н. Социология и психология управления. Краткий курс. - М.: Окей-книга, 2010.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М.: Гардарики, 2009.

6. Колышкин В.В. Практические основы профотбора. - М.: Дело, 2006. - 348с.

7. Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 312с.

8. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н., Введение в педагогическую профессию: учеб. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 268 с.

9. Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение. Мимика, жесты, движения, позы и их значение. Полное руководство по невербальному общению. - М.: Прайм-Еврознак, 2007.

10. Оналбаева А.Т. Невербальные средства общения как важная часть дискурса // Вопросы гуманитарных наук. - 2007. - № 5. - С. 128-129.

11. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Юрайт, 2009.

12. Приходько Е.Г., Малышевич Т.В., Новая модель воспитательно-образовательной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. - Краснодар.: Мир Кубани, 2006. - 134 с.

13. Пушкарев Н.Ф. Кадровый менеджмент: зарубежный и отечественный опыт. - СПб.: Питер, 2006. - 332с.

14. Ремизов А.А., Таранин А.Б. Профессии XXI века. - М.: Октопус, 2009.

15. Сотникова С.И. Управление карьерой: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001, с. 367-468;

16. Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 312с.

17. Управление персоналом организации. /Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 512с.

18. http://www.psyworld.ru/

19. http://kpfu.ru/

20. http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

21. http://www.rabotka.ru/infoworker/

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Взаимодействие с внешней средой. Организационные изменения и развитие МАОУ детского сада № 210 "Ладушки". Диагностика основных организационных проблем и обоснование инновационного предложения. Разработка эффективных преобразований в организации.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2015

    Понятие о кадровом потенциале. Кадровая политика и организация управления им на предприятии. Сущность и роль профессионального обучения. Методы повышения квалификации. Анализ кадрового потенциала детского сада, а также проблемы кадрового развития.

    дипломная работа , добавлен 01.10.2013

    Виды бюрократических и органических структур управления организацией. Общая характеристика "Детского сада общеразвивающего вида № 64". Анализ структуры и функций управления. Рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2009

    Должностная инструкция и профессиограмма как основы реализации кадровых программ. Обзор методов разработки должностных инструкций и профессиограм. Разработка профессиограммы и должностной инструкции психолога ОАО "Областной реабилитационный центр".

    курсовая работа , добавлен 10.05.2008

    Организация контроля за деятельностью подчиненных. Особенности управления персоналом. Характеристика детского сада "Буратино". Недостатки и особенности организации контроля в дошкольном образовательном учреждении. Значение "человеческого фактора".

    курсовая работа , добавлен 21.10.2014

    Ознакомление с методическими аспектами стратегии развития и особенностями планирования образовательного учреждения. Характеристика основных принципов программного управления развитием школы. Определение приоритетных направлений программы развития.

    дипломная работа , добавлен 28.08.2017

    Менеджер по рекламе как одна их самых распространенных профессий на современном этапе, степень ее востребованности, специфика работы. История и основные этапы развития данной деятельности, тенденции, достижения. Составление профессиограммы и психограммы.

    презентация , добавлен 17.10.2011

    Теоретические и нормативно-правовые основы управления дошкольным образовательным учреждением. Характеристика деятельности детского сада и его кадрового состава, распределение обязанностей между всеми сотрудниками. Виды, формы и методы управления.

    дипломная работа , добавлен 11.12.2013

    Кадры организации как объект управления, сущность и этапы его набора. Анализ внешнего рынка труда и кадровой ситуации в регионе. Типовая структура профессиограммы и психограммы. Понятие и цели трудовой адаптации. Содержательные теории мотивации персонала.

    шпаргалка , добавлен 19.01.2011

    Организационная структура и управление кадрами центра детского творчества. Финансово-хозяйственная деятельность учреждения. Анализ профессионально-педагогического обеспечения. Анализ контингента воспитанников. Научно-методическая деятельность центра.