Консультация для воспитателей доу физическому воспитанию. Консультация для воспитателей «Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольника

Консультация для воспитателей

«Влияние использования разных форм работы по физическому воспитанию на развитие физических качеств дошкольников».

Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.

Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет на развитие речи ребенка и на его мышление.

Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движений, из элементов которой в последствии формируется вся двигательная деятельность.

С ростом ребенка под воздействием окружающих его взрослых быстро расширяется круг доступных движений. При этом время появления и дальнейшего совершенствования физических качеств обусловлено уровнем развития двигательного умения, без которого оно не может быть выполнено.

Двигательные умения тесно связаны с двигательными качествами, основные из которых – ловкость, быстрота, сила, выносливость. Связь эта взаимная. Чем шире, богаче арсенал движений, тем легче ребенку добиться успеха в двигательной деятельности.

Для двигательных качеств характерно то, что каждое из них может проявляться в разных движениях, но иметь один и тот же показатель. Так, способность к быстроте необходима в беге, езде на велосипеде, ходьбе на лыжах, в подвижных играх, требующих быстрой реакции, быстрых ответных движений.

Физическое воспитание детей непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания детей.

Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных трудах Н. А. Бернштейна, В.С. Фарфеля, Э.Я. Степаненковой. Эти педагоги рассматривали развитие физических качеств в разных аспектах. Но исследования данной проблемы продолжаются на современном этапе.

Проблема исследования: использование разных форм работы по физическому воспитанию для развития физических качеств.

Цель исследования: определить зависимость развития физических качеств от использования разных форм работы.

Объект исследования: процесс развития физических качеств у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности использования разных форм работы для развития физических качеств.

Гипотеза исследования: развитие физических качеств детей дошкольного возраста будет эффективным, если воспитатель использует в режиме дня разные формы работы.

Для достижения поставленной в работе цели, были выдвинуты следующие задачи:

    На основе теоретического изучения педагогической литературы раскрыть характеристику основных этапов обучения.

    Изучить методику развития психофизических качеств.

    Провести экспериментальную проверку развития уровня физической подготовленности детей подготовительной группы.

Практическая значимость: методика исследования может быть использована руководителями физического воспитания, воспитателями ДОУ в диагностической работе.

ГЛАВА 1. «ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ КАЧЕСТВАМ». В этой главе раскрывается характеристика основных этапов обучения. Представлена методика углубленного разучивания движений и методика закрепления и совершенствования движений. Описана роль сознания и эмоций при обучении детей движениями.

ГЛАВА 2. «МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ». Здесь речь идет о таких психофизических качествах как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость. Поскольку физические качества формируются у ребенка комплексно, то развитие одного из качеств, способствует улучшению других физических качеств. Развитие этих качеств имеет ряд особенностей и закономерностей, которые определяются морфологической, функциональной зрелостью детского организма, своеобразием реагирования на физическую нагрузку.

ГЛАВА 3. «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». Теоретический анализ проблемы показал, что успешность формирования и развития физических качеств определяется системностью физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Важнейшим условием развития физических качеств старших дошкольников является использование разнообразных форм работы на занятиях.

Цель опытно-экспериментальной работы: определить зависимость развития физических качеств детей дошкольного возраста от использования разных форм работы.

Методы исследования:

Анкетирование

Диагностика

Наблюдение

Моделирование

Анализ.

Место проведения: МДОБУ детский сад № 12 г. Нефтекамск, подготовительная к школе группа.

Опытно-экспериментальная работа проведена в 3 этапа: констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента.

На первом этапе констатирующего эксперимента было проведено анкетирование с родителями детей контрольной и экспериментальной группе по методике Н.Н.Кожуховой с целью выявления отношения к физической культуре и спорту в семье.

Используя критерии оценки, было выявлено отношение родителей к физической культуре. Анализ анкет показал, что к спорту все родители относятся положительно. Знают в основном такие виды спорта, как футбол, волейбол, хоккей, плавание, теннис, фигурное катание, баскетбол, легкая атлетика, гимнастика и другие. Половина из опрошенных самостоятельно занимаются спортом и делают зарядку, а другая половина предпочитает проводить время лежа на диване. Но к успехам своего ребенка по физическому воспитанию все родители проявляют интерес, также они уверены, что физические упражнения помогают укреплению здоровья.

Далее, с целью изучения физической подготовленности детей, была проведена диагностика согласно Нормативным показателям физического развития и подготовленности детей дошкольного возраста в Республике Башкортостан, утвержденным распоряжением Кабинета Министров РБ с детьми подготовительной группы, разделив на две подгруппы, контрольную и экспериментальную. Диагностика осуществлялась в начале образовательного периода (сентябрь) и повторная в конце учебного года (апрель, май).

При определении скоростных способностей контрольным упражнением являлся бег. В экспериментальной группе средний уровень у 80 % детей. В контрольной группе средний уровень у всех детей. В сентябре месяце ни экспериментальной, ни в контрольной группах не было высоких показателей. По результатам проведенной работы была составлена диаграмма.

При определении координационных способностей контрольным упражнением являлся дальность броска мешочка с песком правой и левой рукой. В начале года при метании мешочка вдаль правой рукой 60% детей экспериментальной группы и 20% детей контрольной группы показали высокий уровень, левой рукой 20 % детей в той и другой группах имеют высокие показатели. По результатам проведенной работы была составлена диаграмма.

При определении скоростно-силовых способностей контрольным упражнением являются прыжки в длину с места. В экспериментальной группе высокий уровень у 40 % детей, у 60 % - средний уровень. В контрольной группе дети показали средний уровень подготовленности. По результатам проведенной работы была составлена диаграмма.

При определении гибкости контрольным упражнением являлся наклон вперед из положения сидя. В экспериментальной группе высокий и низкий уровень у 20% детей, у остальных средний уровень. В контрольной группе дети высокий уровень показать не смогли, а низкий уровень гибкости у 40 % детей. По результатам проведенной работы была составлена диаграмма.

Результаты проведенной экспериментальной работы показала, что детей с высоким уровнем скоростных, координационных, скоростно-силовых способностей, выносливости и гибкости очень мало. Поэтому с детьми необходимо вести работу по развитию физических качеств, используя разные формы работы.

Следующим этапом опытно - экспериментальной работы было проведение формирующего эксперимента. Работа проводилась с детьми экспериментальной группы. Были проведены: занятия, физкультурные минутки, подвижные игры, физкультурный досуг, игровые упражнения, так же была составлена консультация и ширмы передвижки для родителей.

Проведенная с детьми экспериментальной группы работа по формированию физических качеств в разных формах работы дала положительные результаты, улучшила показатели физических качеств, закрепила двигательные умения и навыки.

С целью подтверждения эффективности проведенного опытно – экспериментального исследования был проведен контрольный эксперимент. На этом этапе была проведена повторная диагностика с экспериментальной и контрольной группами детей.

При определении скоростных способностей в констатирующем эксперименте высокого уровня не было ни в экспериментальной, ни в контрольной группах, а в контрольном эксперименте высокий уровень показали 40 % детей экспериментальной группы и 20 % детей контрольной группы. По результатам диагностики была составлена диаграмма.

При определении координационных способностей в констатирующем эксперименте высокий уровень метания мешочка правой и левой рукой показали 20% детей в экспериментальной группе. В контрольном эксперименте произошли значительные изменения: высокий уровень правой рукой показали 80 % детей и левой рукой 60 % детей экспериментальной группы, а в контрольной группе высокие результаты достигли 20% детей. По результатам диагностики была составлена диаграмма.

В результате прыжка в длину в констатирующем эксперименте высокий уровень показали 40 % детей экспериментальной и никто в контрольной группе. В контрольном эксперименте высокий уровень показали 80 % детей экспериментальной группы и 20 % детей контрольной группы. По результатам диагностики была составлена диаграмма.

В результате наклона вперед из положения сидя для определения гибкости, также произошли изменения. В констатирующем эксперименте низкий уровень показали 20 % детей экспериментальной группы и 40 % детей контрольной группы. В контрольном эксперименте низкий уровень снизился, результаты стали лучше: в экспериментальной группе 0% и в контрольной группе уровень снизился до 20%.Высокий уровень гибкости показали 40% детей экспериментальной группы. По результатам диагностики была составлена диаграмма.

Таким образом, проанализировав результаты проведенной опытно – экспериментальной работы, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе детей с высоким уровнем стало больше, чем в контрольной группе. Отсюда следует, что развитие физических качеств зависит от использования разных форм работы. Следовательно, цель работы достигнута, выдвинутая гипотеза доказана.

За время пребывания в нашем детском саду дети проходят большой путь в развитии движений. Именно в дошкольном возрасте формируются двигательные навыки, закладываются основы для их дальнейшего совершенствования, прививается интерес и любовь к физкультуре и спорту

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками»

(подготовила инструктор по ФИЗО Кочергина Н.Г.)

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В дошкольном возрасте закладываются биологические и социальные компоненты здоровья, поэтому, особую актуальность приобретает поиск средств и методов повышения эффективности физкультурно - оздоровительной работы с детьми, которые способствовали бы укреплению их здоровья, формированию потребности в регулярной двигательной активности. Для оптимизации работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях организуются развлечения и игры, соревнования среди старших дошкольников, а также много регулярных мероприятий.

За время пребывания в нашем детском саду дети проходят большой путь в развитии движений. Именно в дошкольном возрасте формируются двигательные навыки, закладываются основы для их дальнейшего совершенствования, прививается интерес и любовь к физкультуре и спорту.

Московский профессор, доктор медицинских наук Ю.Ф. Змановский создал программу «Здоровый дошкольник», которая определяет исходные показатели состояния здоровья и психического развития детей, рациональную организацию двигательной активности детей, об эффективном влиянии оздоровительных циклических упражнений, на все физиологические системы, биохимические процессы и функции. Основную особенность составляют преобладание циклических упражнений, прежде всего беговых упражнений и особенно их комбинаций (бег, прыжки, марш, метание мяча, плавание, велосипед), во всех видах двигательной активности детей, как способа тренировки и совершенствование общей выносливости – наиболее ценного оздоровительного качества. Эти упражнения составляют основное содержание утренней зарядки, ежедневных занятий по физическому воспитанию, двух обязательных прогулок, физкультурных минуток на занятиях. Важнейшим и основным разделом занятий по физической культуре и прогулок является подвижная игра с циклическими упражнениями, а у детей старшего дошкольного возраста с элементами соревнования. При выполнении всех этих упражнений необходимо создавать условия для возникновения положительных эмоций у детей, что достигается в частности музыкальном сопровождении всех занятий по физической культуре, проводимых в зале.

Каждое оздоровительно – воспитательное занятие с детьми должно проводиться не по принуждению, а с их желанием и интересом. Во время занятий физическими упражнениями, особенно когда они проводятся на высоком эмоциональном уровне (игры, соревнования), легко просмотреть границу допустимой дозировки, что может привести к нервно – психической и общей физической перегрузке детей. Точное дозирование физической нагрузки на занятиях с учетом их продолжительности, количество повторений отдельных повторений, темпа, ритма, амплитуды движений, правильным чередованием упражнений с паузами отдыха, в сочетании с педагогическим мастерством воспитателя и инструктора умеющими регулировать эмоциональный фактор, дает высокий оздоровительный эффект.

Форма работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляет собой комплекс оздоровительно – образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. К ним относится:

Физкультурные занятия;

Физкультурно – оздоровительная работа в течении дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия);

Активный отдых (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, самостоятельная двигательная деятельность);

Индивидуальная и дифференцированная работа с детьми имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии;

Домашние задания по физкультуре;

Секционно – кружковые занятия;

Профилактические и реабилитационные мероприятия.

Главная цель физического воспитания в ДОУ состоит в том, чтобы удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиваться хорошего уровня и всестороннего развития детей.

Система физического развития в ДОУ представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленное на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Система физического воспитания в ДОУ строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Целью физического воспитания является формирование у детей здорового образа жизни. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.

Для того чтобы занятия с детьми были успешными в реабилитологии и коррекционной педагогике разработаны довольно простые, но очень эффективные рекомендации к педагогам:

Будьте терпеливы и наблюдательны.

Будьте систематичны и последовательны. Постройте план специальных занятий таким образом, чтобы естественно двигаться вперед – от одного навыка к другому.

Разнообразьте занятия, Повторение важно, но не менее важно и разнообразие.

Будьте внимательны – показывайте чувства и мысли, выражением лица и интонаций голоса.

Сделайте занятие с забавой!

Будьте практичны.

Сохраняйте уверенность.

Почаще хвалите ребенка.

Больше разговаривайте с ребенком.

Используйте подражание (копирование).

Побуждайте ребенка тянуться или двигаться, стараясь достать то, что он хочет.

Пусть ребенок по мере своей силы обслуживает себя сам.

Учить ребенка важно, но не менее важно давать ему возможность и самому делать для себя, то, что он может:

«Желаем вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье

Оно для дальнего пути -

Главнейшее условие » С. Я. Маршак


Татьяна Офицерова
Консультация для воспитателей «Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольника»

Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольника

В соответствии с ФГОС ДО, принятым в Российской Федерации, содержание общей образовательной программы дошкольной образовательной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, которые представлены в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической развитии. Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как работников детского сада и школы, так и родителей. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования.

Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста всегда является приоритетным направлением в работе дошкольных учреждений. Важность этого направления обусловлена тем, что до сих пор ещё не преодолены неблагоприятные тенденции к снижению уровня здоровья среди детей. Медиками и педагогами продолжаются поиски путей повышения эффективности оздоровительной работы в ДОУ.

Основными направлениями инновационной деятельности в области физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении являются:

1. Систематизация медицинских, оздоровительных технологий, применяемых в современных ДОУ

2. Одним из условий успешной реализации инновационной деятельности является индивидуализация оценки уровня психологического, физического и социального развития ребенка.

3. Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической культуры и культуры здоровья.

4. Формирование культуры здоровья детей, родителей и педагогов.

Объектом практически любого инновационного процесса становятся дети.

В настоящее время первое, что можно заметить у детей, - слабое физическое развитие детей. Поэтому, многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны, в первую очередь, способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Одним из путей решения этой проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных здоровьесберегающих технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающих технологий, обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как: технологии сохранения и стимулирования здоровья; технологии обучения ЗОЖ, коррекционные

технологии. Необходимо создавать педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются:

Организация разных видов деятельности детей в игровой форме;

Построение образовательного процесса в виде модели культуры;

Организация культурного творчества дошкольников;

Оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.

Вся эта работа должна осуществляться комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских работников. Необходимо уделять особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело.

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая инновационная здоровьесберегающая технология не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Необходимо повышать психолого-педагогическую компетентность родителей, в том числе в вопросах укрепления здоровья детей, включать их в процесс активного взаимодействия с ДОУ. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными физиологическими особенностями детей, проводятся индивидуальные консультации, спортивные праздники совместно с родителями. Проводимая физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Хотелось бы привести несколько примеров используемых в своей работе.

Гимнастика пробуждения после ночного или дневного сна стала разумной альтернативой традиционной зарядке. Целью гимнастики пробуждения является создание педагогом таких двигательно-игровых условий, при которых ребенок смог бы естественным образом перейти из состояния сна, покоя, небытия к состоянию оптимальной психофизической готовности. Проводится в виде ситуационной мини-игры, двигательно-игровой сказки, посредством образных движений. Такой разумный переход из одного состояния в другое позволил сохранить позитивный эмоциональный фон, избежать возбуждающего стресса, постепенно подготовиться к активным учебным действиям первой или второй половины дня.

В идеале гимнастика пробуждения должна начинаться на кроватях дома под руководством родителей, после чего дети отправляются в детский сад в необходимом тоническом состоянии. Однако этот вариант не может быть гарантирован – поэтому гимнастика пробуждения выполнялась под руководством педагога уже в ДОУ. Утренняя гимнастика пробуждения, в зависимости от времени года и погодных (температурных) условий проводилась на улице (на площадке, мини-стадионе, любом другом подходящем для этого месте, а также в помещении (в групповой комнате, в музыкальном или физкультурном зале).

Гимнастика пробуждения после дневного сна всегда проводилась в условиях спальни, на кроватях или с использованием межкроватного пространства (в зависимости от конструкции кроватей и интерьера спальни) сразу после тихого часа. Здесь необходимо учесть основные типы отдыха ребенка (не спящие вообще, нестабильно спящие, крепко спящие, чтобы постепенно вовлекать детей в процесс пробуждения. Для гимнастики пробуждения подходят как раз такие спокойные, мягкие, «кошачьи» движения в состоянии оптимальной (равномерной) нагрузки на позвоночный столб.

«Забавные физкультуринки» – новая, более гибкая и демократичная форма гимнастики пробуждения. Ее отличие от гимнастики пробуждения заключается в том, что в работе с детьми педагог теперь не использует единый игровой сюжет (поскольку дети приходят в детский сад по-разному, также как просыпаются они днем не все одновременно, а постепенно).

Под «забавными физкультуринками» подразумеваются отдельные игровые упражнения, не связанные друг с другом по сюжету, желательно, с веселыми, юмористическими названиями. Удобны для проведения как в помещении, так и на улице. Использовались в качестве динамической разминки в процессе относительно долгой учебной статической деятельности. «Забавные физкультуринки» отличает их веселость, радостность – именно здесь педагог в полной мере может реализовать такой важный для дошкольной педагогики клоунада-стиль (мим-стиль) (по Н. Н. Ефименко, скомороший стиль (по В. Т. Кудрявцеву).

Одной из модифицированных форм физкультурно-оздоровительной работы являются физкультурные развлечения в их новом методическом воплощении – это малая форма, проводимая обычно в виде единой ситуационной мини-игры, в которой обязательно должны присутствовать элементы состязательности (самим с собой) или соревновательности (друг с другом, команды с командой). Желательна также предметно-манипулятивная деятельность: с мячами, кубиками, обручами, гимнастическими палками, вращающимися дисками, эстафетными палочками, ленточками, скакалками, шариками и т. д. Под «волшебным действием детей» предметы как бы оживают и становятся равноправными участниками игрового действия («ловкий обруч», «стул-непоседа», «любопытный мяч» и др.). Физкультурные развлечения проводились как в помещении, так и на улице особенно характерны они для летнего оздоровительного периода.

Физкультурная сказка – это новый тип занятия по физической культуре, в основу которого положен спектакль, целостное игровое действо с хорошо продуманным методическим и литературным сюжетом. Здесь есть увертюра, развитие сюжета, его кульминация и послесловие, мораль. Это – «театр физического воспитания». Такие физкультурные сказки разрабатывались педагогом на основе больших тематических игр. Они были увязаны с календарем, государственными праздниками, значимыми датами, региональными особенностями, а также другими образовательными направлениями: «Осень золотая», «Новогодняя сказка», «Весна-красна», «В мире животных», «Будь здоров!» и т. д. Именно в этой форме наиболее полно может быть учтен принцип сопряженного психофизического развития.

Таким образом, инновационные здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

Литература:

1. Бальсевич В. К. Конверсия главных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания // Теория и практика физической культуры. – 1997. - №. 6. – С. 21-25.

2. Безденежных Г. А. Педагогические инновации в физическом воспитании в дошкольном образовании: понятия, перспективы и направления развития // Молодой ученый. - 2011. - №4. Т. 2. - С. 74-76.

3. Чернышенко Ю. К. Подготовка кадров по дошкольному физическому воспитанию // Актуальные трудности физической культуры: Матер. Регион. Научн. -Практ. Конф. – Ростов-на-Дону, 1995.

4. Чернышенко Ю. К. Взрослым о физическом воспитании детей дошкольного возраста. – Краснодар, 1997.

Людмила Альтергот
Консультация для воспитателей «Физическая культура и здоровый образ жизни дошкольника»

Физическая культура и здоровый образ жизни дошкольника

(консультация для воспитателей )

В обшей системе мероприятий воспитания и образования детей в дошкольном образовательном учреждении , направлены на разностороннее и гармоничное развитие ребенка, формирование необходимых свойств личности, физическому воспитанию принадлежит одно из ведущих мест. Известно, что физическая культура как часть общечеловеческой культуры является одним из эффективных средств развития моторной сферы и повышения тренированности организма, одновременно создает основу для нравственного, волевого развития ребенка, приобщает его к здоровому образу жизни .

Незавершенность формирования физиологической структуры организма дошкольника и наличие в динамике наиболее чувствительных к внешним воздействиям периодов диктуют необходимость реализации соответствующих возможностей ребенка средств и методов обучения и в процессе физического воспитания .

Дети дошкольного возраста характеризуются, как известно, большой изменчивостью пропорций тела и относительно большей уязвимостью различных систем организма по сравнению со взрослыми. В связи с тем, что формировании и рост всех отделов грудной клетки и позвоночного столба к шести годам еще не заканчиваются, эти структуры остаются весьма подверженными деформирующим воздействиям. У ребенка- дошкольника относительно слабо развиты связки и сухожилия, мелкие мышц руки, сила мышц у них так же невелика и увеличивается только после четырех лет. У дошкольников младше четырех лет не развиты и такие качества, как точность движений, способность воспроизводить заданную программу движений во времени и пространстве. У мальчиков дошкольного возраста наблюдается относительная слабость паховых колец, что при напряжениях брюшного пресса предрасполагается к образованию грыжи .

Все эти способности развития костно-мышечной системы дошкольников обязательно учитывается при определении интенсивности и характера физических нагрузок . Необходимо понимать о том, что чем младше ребенок, тем хуже он владеет своим телом, так как у него еще не сформирована в достаточной степени координация движений, а следовательно, многие физические упражнения , связанные с этой функцией, недоступны для выполнения их младшими дошкольниками .

Физкультурные занятия , так же как и все другие виды детской деятельности в дошкольном учреждении , должны проходить в условиях, отвечающих всем медико-гигиеническим и педагогическим требованиям. Это является главным фактором, от которого зависит педагогическая и оздоровительная эффективность занятий. Организация обучения на занятиях по физической культуре должна исключать возможность перегрузки детей, не допускать их переутомления или нарушения деятельности физиологических процессов и структур организма, в частности, костно-мышечной и сердечно-сосудистой, как наиболее нагружаемых при физических упражнениях .

Для дошкольников независимо от возраста характерной является слабо сформированная способность длительное время выполнять однообразную , динамическую работу, являющуюся для них особенно утомительной. Эта способность развивается у детей постепенно, только к периоду младшего дошкольного возраста . В связи с развитием у дошкольников 6-7 лет функцией длительного анализатора в центральной нервной системе и высших психических функциях в их физическом и двигательном совершенствовании все большую роль играют целенаправленные педагогические воздействия.

Для формирования двигательной активности и всех видов движений, доступных детям, первостепенное значение имеет систематичность правильно организованной тренировки в процессе занятий физическими упражнениями и подвижными играми. Эффективно физическая тренировка , соответствующая возможностям детей по объему нагрузки, способствует своевременному развитию и созреванию всех физиологических структур детского организма. Средствами физического воспитания направляются , совершенствуются и корригируются все важнейшие физиологические системы организма .

Как известно, активная двигательная деятельность ребенка в детском саду складывается из организованной самостоятельной деятельности, подвижных игр, игр с элементами спорта, а в старшем дошкольном возрасте – и некоторых спортивных игр : бадминтона, баскетбола, хоккея и др. В процессе реализации организованных видов двигательной деятельности детей решаются многие воспитательные и образовательные задачи , формируются потребность ребенка в ежедневных движениях, интерес к занятиям физической культурой . Как организованная так и самостоятельная деятельность, соответствующая возрастным физиологическим возможностям детского организма, является фундаментом, движущей силой разностороннего развития ребенка.

Установлено, что основу любого вида деятельности детей и более всего – игровой составляет двигательный акт. Искусственное или вынужденное ограничение двигательной активности нарушает закономерное развитие организма и негативно влияет на состояние здоровья ребенка . Как недостаточная, так и чрезмерная двигательная активность отрицательно сказывается на функциональном состоянии организма дошкольника . Поэтому крайне важно, чтобы самостоятельная активная деятельность детей проходила под наблюдением воспитателя . Во время прогулки или в помещениях не следует допускать однообразной длительной деятельности детей, которая сама по себе создает предпосылки к утомлению. Во время игры деятельность чрезмерно активных детей следует направлять, своевременно корректировать чередованием интенсивных и спокойных игр; детей малоподвижных, напротив, целесообразно побуждать к активным действиям.

Необходимо учитывать, что двигательная активность – качество, тесно связанное с характерологическими особенностями ребенка. Поэтому руководя деятельностью детей во время физкультурных занятий , так же как и самостоятельной, воспитатель должен предусматривать адекватный для каждого ребенка объем нагрузки,использование педагогических приемов, которые будут стимулировать малоактивных медлительных детей и упорядочивать деятельность гиперактивных дошкольников . Это поможет избежать как перегрузки, так и дефицита двигательной активности детей.

Говоря о роли физических упражнений как об одном из важных факторов оздоровления ребенка , не следует, однако, считать,что чем более насыщенно занятие физическими упражнениями , чем выше его моторная плотность и двигательная активность детей, тем благотворнее это будет сказываться на их развитии. На самом деле физическая культура только тогда способствует развитию и оздоровлению детей , когда объем и характер будут для них достаточными и необходимыми, не приведут к переутомлению, перенапряжению, физиологических функций детского организма.

Таким образом , рациональная мощным средством развития и оздоровления только при условии правильно построенной работы по физическому воспитанию ; реализации нагрузок, адекватных возможностям детского организма; при индивидуальном подходе к каждому ребенку и осуществлении всего комплекса физкультурно – оздоровительных мероприятий .

Здоровый образ жизни

Процесс воспитания и обучения в дошкольном учреждении предусматривает формирование у детей некоторых, постепенно усложняющих с возрастом знаний и представлений профилактической направленности. Знание основ гигиены и элементарных медицинских сведений составляет фундамент формирование здорового образа жизни , способствующий, в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий , проводимых в дошкольном учреждении .

Здоровый образ жизни – один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качества жизни , способствует лучшей адаптации организма к социально – педагогическим требованиям в дошкольном учреждении , к меняющимся жизненным бытовым ситуациям . Здоровый образ жизни определяется комплексом медико – гигиенических, социально – экономических, экологических условий. Реализация основ здорового образа жизни , помимо выполнения рационального жизненного распорядка и усвоения детьми правил гигиены, включает и полноценное питание, достаточную двигательную активность в течении дня, необходимый объем гигиенической грамотности в целом. Развитие навыков здорового образа жизни ребенка происходит , как правило, не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования .

Реализации принципов здорового образа жизни должна опираться на существующие и апробированные медико – педагогические установки, которые до сего времени полностью не используются. Только комплексный подход к успешному решению задач этой важнейшей сферы образования и обучения детей , их тесная связь с общими воспитательными и образовательными задачами способствует достижению позитивных результатов в воспитании , обучении и оздоровлении детей .

Сформированные в раннем детстве навыки здорового образа жизни сохраняются и в дальнейшем. Ребенок взрослея, будет всегда защищен от разнообразных вредных воздействий , с которыми ему неизбежно придется сталкиваться.

Задачи и средства физического воспитания

В общей системе физическое воспитания детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье ,общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества , необходимые для всестороннего гармонического развития личности.

Формирование физических качеств ,двигательных навыков и умений тесно связаны с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно-волевых черт личности.

Основные задачи физического воспитания :

1. Охрана и укрепление здоровья ребенка , закаливание организма

2. Достижение полноценного физического развития : гармоничность телосложения, соответственно возрасту развитых функций и адаптационных способностей организма, физической и умственной работоспособности.

3. Воспитание нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности.

4. Создание условий для целесообразной двигательной активности детей.

5. Формирование жизненно необходимых вдов двигательных действий : ходьбы, бега, прыжков, ползанья и лазанья, бросания, ловли и метания; ходьбы на лыжах,плавания, езды на велосипеде; движение рук, ног, туловища, головы; построение и перестроений.

6. Формирование широкого круга игровых действий; развитие физических (двигательных) качеств : ловкости (в том числе и координационных способностей, общей выносливости, скоростно-силовых качеств, а так же умения сохранять равновесие.

7. Содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия.

8. Формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах.

9. Воспитания интереса к активности двигательной деятельности и потребности в ней.

Все перечисленные задачи должны решаться в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания . Необходимо так же, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности.

В детских дошкольных учреждениях средствами физического воспитания служат физические упражнения , оздоровительные силы природы , гигиенические и социально-бытовые факторы.

Физические упражнения – основное и специфическое средство физического воспитания . Они представляют собой специально подобранные , методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Физические упражнения проводятся под руководством педагога. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного (сознательного) характера. Данное средство физического воспитания оказывает разностороннее влияние на развитие детей.

Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляет рост, снижает сопротивляемость инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.

Физические упражнения в физической культуре дошкольников представлены следующими видами :

1. Гимнастикой

2. Играми подвижными и спортивными

3. Спортивными упражнениями

4. Простейшим туризмом.

В системе физического воспитания оздоровительные силы природы используются либо как условия для организации занятий физической культурой и подвижных игр (например, регулярное проведение на открытом воздухе,относительно самостоятельные средства закаливания (воздушные и солнечные ванны обтирание, купание и т.) Положительный эффект возможен лишь при постепенности, систематичности и комплексности применения оздоровительных сил природы .

Гигиенические и социально-бытовые факторы составляют важнейшую предпосылку всестороннего развития и воспитания ребенка . К одной группе факторов относятся средства, обеспечивающие нормальные условия жизни и деятельности детей : гигиена окружающей среды, (жилья, освещения, мебели, игрушек, одежды, обуви, средства личной и общественной гигиены (гигиена питания, сна, учебной, трудовой и игровой деятельности ребенка, его отдыха, воспитание культурно -гигиенических навыков, лечебно профилактические мероприятия.

Организационными формами работы по физической культуре в детском саду являются :

1. Учебная работа

2. Физкультурно- оздоровительная работа в режиме дня

3. Активный отдых

4. Самостоятельная активная деятельность

5. Работа с семьей

Главная задача физического воспитания в детском саду – обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха.

Список литературы :

1. «Физическая культура в детском саду » Т. И. Осокина

2. «Воспитание здорового ребенка » М. Д. Маханева

3. «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях » Т. Л. Богина

4. «Физическое воспитание дошкольников в семье » Э. С. Вильчковский

5. «Растим малышей здоровыми » С. А. Пономарев

Подготовила воспитатель Альтергот Людмила Сергеевна, воспитатель

АУ ДОУ ДСОВ № 10 «Березка»