Конструктивизм в архитектуре. Архитектурный стиль: конструктивизм Современный конструктивизм в архитектуре

Конструктивизм прожил в СССР недолгую, но яркую жизнь – меньше двадцати лет, в 20-30-е годы прошлого века. Конструктивисты искали новые формы и материалы, чтобы воплотить идеи нового общества – свободного и счастливого, подарить молодой стране прекрасные города. Но потом стиль попал в опалу и был вытеснен сталинским ампиром.

Гараж грузовых машин Моссовета (архитекторы — К.С. Мельников, В.Г. Шухов). Photo: Sergey Norin

Конструктивизм родом из русского художественного авангарда начала ХХ века. Самые известные его представители – Малевич, Ларионов, Якулов, Татлин, Матюшин и футуристы во главе с Бурлюком и Маяковским. Авангардисты грезили о социальных переменах и возлагали большие надежды на технический прогресс. А для того, чтобы в новом прекрасном мире жилось и дышалось свободнее, предлагали обновить заодно уж и художественные методы – забыть о традициях и найти новые формы.

Русский авангард был большой творческой тусовкой. Художники, поэты, архитекторы, дизайнеры, фотографы дружили и сотрудничали. Они не только шокировали публику смелыми перформансами, но и заложили основы современного дизайна и архитектуры. Известные конструктивисты – А. Родченко, Эль Лисицкий, братья Стенберги, Л. Попова — работали в сфере дизайна, плаката, фотографии, сценографии. Но особенно широкие возможности для приложения своих творческих сил в то время открывались перед архитекторами.

Макет башни Татлина, 1919 г.

Конструктивизм как художественный стиль оформился уже после революции усилиями представителей футуризма и супрематизма. Революционное искусство вместо роскоши выбирало простоту и новые предметные формы . Главной фигурой конструктивизма стал Владимир Татлин, который и возглавил художественный отдел Наркомпроса. Можно сказать, что советский конструктивизм начался с «Башни Татлина», она же «Памятник III Коммунистического интернационала». Проект 400-метровой башни был не только грандиозным, но и оригинальным. Фото макета публиковались в прессе и принесли автору широкую известность.

Но построена башня тогда не была — слишком сложен и дорог был проект, не потянула молодая республика такую стройку. Но, надо сказать, какую-никакую башню в итоге построили, правда, уже в наше время. Оказывается, конструктивизм и — крыша хорошо известного москвичам современного жилищного комплекса тому доказательство.

Дом «Патриарх» (Иллюстрация Анастасии Тимофеевой)

А в это время в США и Европе

Конструктивизм был ещё и попыткой архитекторов по-новому взглянуть на функцию жилища, «заточить» его под запросы времени, общества и городской среды. Причём не только отдельные дома, но и целые районы и даже города. Правда, тут советские конструктивисты не были первыми.

О новых формах задумались в середине ХIХ века, когда появился бетон. А в 1889 году была построена Эйфелева башня – невероятная и по форме, и по размерам металлическая конструкция высотой 324 метра. Однако настоящая градостроительная революция произошла в то же время в США: в Чикаго появились первые небоскребы, построенные по принципиально новой технологии – на основе стального каркаса. Строительство небоскребов стало настоящей эпидемией. К началу ХХ века небоскребы Нью-Йорка выросли до 30 этажей, а к 1915 году крупнейший из небоскребов – 57-этажный Вулворт-билдинг — поднялся на 241 метр. Небоскребы возводились в США по заказам миллионеров, владельцев крупных компаний, и были штучными и дорогими сооружениями.

Строительство Эйфелевой башни

А в Европе в это время происходил , развитие промышленности и системы городского транспорта. Значительно увеличилось и население, во многом за счет рабочих. Старый европейский город с его тесными улочками, плотной застройкой и делением на дворцы и трущобы внезапно перестал всех устраивать. Нужны были новые градостроительные решения, поэтому европейских архитекторов того времени больше интересовали проблемы массового строительства, чем создание гигантских зданий.

Массовое дешевое жилье нуждалось в новых материалах и технологиях, тогда и появился функционализм. Он декларировал обязательное соответствие формы функциям, отвергал украшательство, внедрял принципы каркасного строительства, ориентировался на использование стекла и бетона, предпочитал простые формы построек с применением стандартных строительных элементов. Признанные лидеры функционализма – школа Баухаус в Германии и с его знаменитыми пятью принципами в архитектуре.

Последний архитектурный проект Ле Корбюзье — павильон Хайди Вебер в Цюрихе (Швейцария). Photo: Fatlum Haliti

Другой проблемой, которую взялись решать функционалисты, было создание нового, современного города, а также кварталов и поселков с массовой серийной застройкой. Наиболее известен опять же Ле Корбюзье: проект «Современного города на 3 млн жителей», «План Вуазен» – проект реконструкции Парижа, и концепция «Лучезарный город». Самые амбициозные градостроительные проекты так и остались на бумаге, а вот кварталы и посёлки класса эконом в Европе стали появляться.

«Жилая единица» в Марселе (архитектор — Ле Корбюзье). Photo: Juan Lupión

Зарубежных функционалистов и советских конструктивистов связывали общие взгляды. Тогда никакого железного занавеса ещё было, советские архитекторы выезжали в Европу, участвовали в выставках и конкурсах, им были хорошо известны работы европейских функционалистов, которые, в свою очередь, были горячими поклонниками советской власти и мечтали поработать в СССР. Где же ещё было внедрять новые идеи и принципы, как не в стране победившего социализма?

Социалистическое общежитие и клубы

Сквозной темой в советском конструктивизме стала идея социалистического общежития. Собственно, таким был социальный заказ. Просто и ненавязчиво эта идея начала внедряться сразу после 1917 года, когда недобитых буржуев «уплотняли», и роскошная квартира на одну семью превращалась в «воронью слободку» с бесчисленными соседями и дрязгами на общей кухне. Это было ново. Это было по-советски. Рабочие заселялись в бывшие дома буржуазии, менялся уклад жизни, но архитектурный облик зданий оставался прежним. Обновить старые стены пытались с помощью агитационных лозунгов, транспарантов и плакатов.

«Новоселье» К.С. Петрова-Водкина (1937 г.), изображающее торжество по случаю вселения рабочей семьи в барский особняк

После гражданской войны пришло время обеспечить трудящихся настоящим социалистическим жильем и создать новую, советскую инфраструктуру. Средств на строительство не было, но были мечты о светлом будущем. Чтобы развивать архитектурную мысль, проводили различные конкурсы на проекты, часто заведомо неисполнимые. Например, конкурс 1919 года на Дворец рабочих в Петрограде, а позже, в 1923 году – конкурс на проект Дворца Труда в центре Москвы. С начала 20-х годов появляются государственные архитектурные артели, и некоторые проекты начинают реализовываться. А еще архитекторы создавали всевозможные монументы: при отсутствии сколько-нибудь масштабного строительства жилых и общественных зданий приходилось довольствоваться этим.

К середине 20-х годов наконец-то стали осуществляться первые значительные, в том числе и конструктивистские, проекты. Архитекторы-конструктивисты в 1926 году организовали ОСА (Объединение современных архитекторов). Лидерами и наиболее известными представителями объединения были три брата Веснины, Гинзбург, Корнфельд, Голосов и Мельников.

Характерными для советской архитектуры 20-30-х годов стали дома и дворцы труда, культуры и всего такого прочего, дома советов и здания других госучреждений, фабрики-кухни, дома-коммуны, промторги, конторские здания, гаражи и, в связи с принятием плана ГОЭЛРО, электростанции. Сложилось так, что больше всего конструктивисты работали в Москве, Санкт-Петербурге и Харькове.

Клуб Дорхимзавода им. Фрунзе (архитектор — К. Мельников). Photo: Sergey Norin

Особенно широкое распространение получили дома и дворцы культуры. В каждому городе и районе стало обязательным иметь свой дворец. Рекордсменами по числу таких проектов были Корнфельд и Мельников. Особенно известен второй, так как работал в основном в столице. После 1927 года, когда он снискал всемирную известность за проект павильона СССР на выставке в Париже, недостатка в заказах Мельников не испытывал, и буквально за два года сделал проекты семи клубов. Шесть было реализовано к 1930 году, из них пять – в Москве: ДК им. Русакова, клуб мыльной фабрики «Свобода», ДК завода «Каучук», Клуб Дорхимзавода им. Фрунзе и Клуб фабрики «Буревестник».

Клуб фабрики «Буревестник» (архитектор — К. Мельников). Photo: Sergey Norin

Самым известным из его проектов является, видимо, здание ДК им. Русакова , построенное в 1927-28 гг. Со стороны фасада, обращенного к улице Стромынка, здание имеет совершенно необычную форму – шестерёнки с тремя зубьями. В этих вынесенных за пределы основного объёма здания зубьях располагались балконы зрительного зала. Само здание имеет, как и положено объекту конструктивизма, железобетонный каркас, легко трансформируемые внутренние перегородки, позволяющие делить и соединять внутреннее пространство. Как всегда в своих проектах, Мельников чётко следовал принципу максимальной эффективности использования объёма и соответствия формы функции.

Клуб им. Русакова в Москве (архитектор — К. Мельников), 1927-1929 гг.

Клуб завода «Каучук » на Плющихе построен по проекту Мельникова в 1929 году. Здание внешне выглядит не так революционно, как ДК Русакова — оно выполнено в форме сектора с фасадом в виде дуги. С одной стороны фасада располагался репетиционный зал с наклонной крышей, с другой – физкультурный корпус со скошенным остеклением. Остеклён и переход от касс к зрительному залу. Объём внутреннего пространства, по традиции, мог легко трансформироваться. Крыша основной части здания – плоская, в виде большой террасы.

Клуб завода «Каучук» (архитектор — К. Мельников). Photo: Sergey Norin

Но строил клубы далеко не один Мельников. Самый большой и весьма интересный в архитектурном смысле клуб создан братьями Весниными. Это ДК Пролетарского района, он же – ДК ЗиЛ (проектировался в 1930 году, строился с 1931 по 1937 год, но полностью проект так и не был воплощён). Здание с большим зрительным залом построено не было, хотя и малый зал был не так уж мал – 1 200 мест. Принципы конструктивизма в этом сооружении демонстрируются просто как на параде: тут и использование столбов-опор, и широкие площади остекления и ленты рядов окон, и свобода внутренней планировки, и плоская террасообразная крыша. В отличие от большинства объектов конструктивизма, сегодня здание ДК ЗиЛ находится в достаточно хорошем состоянии.

Здание ДК ЗиЛ (архитекторы — братья Веснины)

Созданием ДК в Москве отметилась ещё одна звезда конструктивизма — архитектор Голосов. Свою деятельность он начал в 1919 году с победы в конкурсе на проект крематория, выполненного в манере неоклассицизма. Но его творение – ДК им. Зуева на Лесной улице – роскошный образец конструктивизма и одно из самых известных зданий в этом стиле. Построили его в 1927-29 годах. Наиболее эффектно смотрится винтовая межэтажная лестница, выполненная в виде остеклённого цилиндра, а основная часть здания состоит из взаимно пересекающихся параллелепипедов, один из которых врезан в цилиндр. Всей постройке придан вид фабрично-заводского здания, точнее, остроумно сопряжённых частей от разного вида промышленных зданий. ДК имеет два зрительных зала и залы для репетиций. Интересно, что ДК в настоящее время продолжает использоваться по назначению – как социально-культурный объект.

ДК им. Зуева (архитектор — И. Голосов)

Из многочисленных ДК Санкт-Петербурга упомянём ДК работников связи на Большой Морской, переделанной в 30-е годы в стиле конструктивизма из немецкой кирхи Г. Райцем и П. Гринбергом. Известен этот ДК отношением к деятельности ленинградского рок-клуба. Можно найти созданные конструктивистами ДК как в провинциальных городах России, так и в городах бывшего СССР, например ДК им. Октябрьской революции в Новосибирске, ДК в Перми, Волгограде, Челябинске, Екатеринбурге, Рыбинске, Ростове-на-Дону, Харькове, Баку и так далее.

Общественных зданий в стиле конструктивизма достаточно много. Например, здание Наркомзема на Садово-Спасской улице построено в 1927-33 годах по проекту коллектива под руководством Щусева (в коллектив авторов входили известные конструктивисты Корнфельд и Яковлев). Огромное строение ассиметричной, закругленной по углам формы состоит из четырёх корпусов с типичным для своего стиля ленточным остеклением. Хотя Щусев и не был чистым конструктивистом, но он отдал дань стилю и создал один из наиболее эффектных и масштабных его памятников. Сейчас здание используется по назначению – там расположено одно из министерств РФ.

Здание Народного комиссариата земледелия. Photo: Sergey Norin

Комплекс зданий газеты «Известия» на Пушкинской площади в Москве тоже спроектировал отнюдь не признанный конструктивист, а представитель старой школы Бархин. И у него очень недурно получилось, несмотря на нападки со стороны конструктивистов и обвинения в подражательстве. В комплекс входят производственный и редакционный корпусы одного размера, шестиэтажные кирпичные параллелепипеды, один выходит фасадом на площадь, другой – во двор. По проекту этажей должно было быть двенадцать, но принятые в те годы новые градостроительные правила ограничили высотность здания. Чтобы придать ему более конструктивистский вид, кирпичные стены покрыли серой штукатуркой. Фасад разрезан рядами больших окон и линиями балконов, на верхнем этаже как элементы стиля были расположены квадратные часы и несколько круглых окон. В более позднее время к зданию был пристроен новый корпус газеты «Известия».

Здание Центрального телеграфа в Москве на Тверской улице тоже является памятником конструктивизма. Точнее, его стиль определяется как переходный от к конструктивизму. Построен телеграф в 1925-27 годах по проекту Рерберга, весьма неодобрительно встреченного в архитектурных кругах. Фасад центрального корпуса полукруглый, два других – в форме параллелепипеда. Отличительная черта — огромные окна — выполнены ячеистыми; на этажах, начиная с третьего, по девять ячеек на окно. Крыша телеграфа плоская, а чугунные решётки и кронштейны – дань стилю модерн.

Здание Центрального телеграфа (архитектор — И. Рерберг)

Здание Госпрома в Харькове , пожалуй, наиболее масштабное и эффектное сооружение в стиле. Создавалось оно для размещения более чем двадцати организаций, в том числе Промбанка и Госторга УССР. Авторы проекта — ленинградские архитекторы под руководством Кравеца, а курировал стройку лично Дзержинский. Здание Госпрома — одно из крупнейших зданий Европы того времени: его высота – 63 м, а площадь помещений — 60 тыс. м² (комплекс занимает территорию трех кварталов). Построено здание из монолитного железобетона методом опалубки, а отличается огромными площадями остекления — четыре с половиной тысячи окон. Конструктивно сооружение состоит из нескольких разноэтажных корпусов, соединенных галереями. Интересно, что в начальном проекте часть внутренних перегородок отсутствовала, и при закате солнце должно было просвечивать здание насквозь.

Здание Госпрома в Харькове

Ещё, говоря про конструктивизм, нельзя не рассказать о промторгах, гаражах, домах-коммунах и легендарном Доме на набережной. Но это уже уже другая большая история, о которой — в следующий раз.

Алиса Орлова

9260 02.10.2019 7 мин.

Авангардистское искусство, зародившееся в начале прошлого столетия, получило огромный размах во всех европейских странах. Одним из его уникальных направлений стал возникший в советской России конструктивизм. Это направление было полностью подчинено потребностям народа, подкреплённым новыми возможностями машинного производства, что выразилось в архитектуре

История становления стиля

Стиль конструктивизм возник в начале прошлого столетия в рамках искусства. Родиной его являлась советская Россия, однако, распространение оно получило и в ряде других стран.

Единого мнения касательно причин его возникновения нет. Принято считать, что конструктивизм начал своё развитие ещё в недрах . Основные черты и признаки его окончательно сформировались к первой половине 1930-х годов. Данное направление открывало не просто новые формы выражения авангардистского искусства, оно отражало новые социальные преобразования общества (особенно ярко это проявлялось в СССР), готовило искусство к применению новых методов и материалов.

Окончательное становление конструктивизма стало возможным не столько благодаря скорому упадку , сколько небывалому научному развитию.

Сильнее всего эти изменения затронули бытовую сферу. Переход к индустриальному производству позволил создавать новые предметы быта – граммофоны, радио, пишущие машинки и электроприборы, не совместимые с классической предметной эстетикой.

В непосредственном развитии конструктивизма можно выделить два периода:

  • Неутилитарный, где конструктивизм сводился к выявлению реальной структуры предметов и вещей и закреплению её в плоских или объёмных формах. Данное направление получило развитие у западных мастеров и проявлялось зачастую в изобразительном искусстве и скульптуре.
  • Прикладной – это подчёркнуто практичный конструктивизм, направленный на создание максимально функциональных и нужных предметов и вещей. Он полностью подчинён процессу воплощения коммунистических идей и присущ в основном советским странам.

Что касается термина конструктивизм, то впервые он был применён в одноимённой книге А.М. Гана.

Черты стиля

Основные черты конструктивизма проявлялись в новой эстетике вещи.

Главные теоретические принципы данного направления изложены в трудах венского архитектора и публициста Адольфа Лооса, а именно:

  • Отказ от вычурных украшений и художественных излишеств. Он стал основной идеей направления. Касалось это как архитектуры, так и художественно-промышленной практики.
  • Отказ от орнаментов и прочих декоративных элементов. Особенно ярко это проявляется в архитектуре. Дома в стиле конструктивизм представлялись как «единая форма», не требующая никаких украшений и декора, же ампира.
  • Замысловатые формы предметов теряют актуальность. Им на смену приходят более рациональные образы.
  • Основным критерием эстетической ценности вещи становится её целесообразность и возможности практического применения. Стремление к максимальной рациональности форм подкреплялось возможностями машинного производства и подразумевало полный отказ от ручной художественной отделки.
  • Развитие художественной промышленности.
  • Основное внимание уделялось не красоте предмета, а его функциональному назначению. Считалось, что формы и украшения вещей, присущих ремесленным поделкам, не уместны в век машинного производства.

Архитектура

Конструктивистское направление получило широкое применение в советской архитектуре 20-30-х годов прошлого столетия.

Бурное развитие промышленности, транспорта и рост городов не соответствовали классической городской планировке с узкими улицами и вычурными зданиями. В этой связи конструктивизм, направленный на максимальную эффективность и , позволил решить проблему не только транспортного обслуживания, но и оптимального расселения и поддержания санитарные условия проживания.

Создающиеся в этот период жилые комплексы были ориентированы на потребности средне- и низкооплачиваемой категории граждан и состояли из экономичных типовых квартир.

Советский конструктивизм предполагал разработку не просто конкретного здания или сооружения, разрабатывались универсальные кварталы, улицы и принципы их сочетания. Последние включали и городские транспортные магистрали.

Конструктивизм в архитектуре зачастую проявлялся в использовании достаточно простых формальных элементов, полностью лишённых какого-либо декора и украшений. Все части здания соединялись в соответствии с планом организации внутреннего пространства, а форма их определялась непосредственно назначением помещений.

Ещё во время доминирования конструктивизма и других модернистских течений в советской архитектуре работали зодчие, опиравшиеся на архитектурные традиции античности и .

Полагалось также, что архитектор обязан был продумать не только общую концепцию постройки, но и размещение вывесок, часов, шахт лифтов и громкоговорителей, которые также полагались частью архитектурного образа.

Советские конструктивисты, ставшие прародителями стиля, направляли свои усилия на решение двух задач – проектирование образцового социалистического города и создание многоквартирных домов-коммун для рабочих.

Причём, в ведение архитекторов стали входить не только жилые постройки, но и универмаги, рабочие клубы, типографии, санатории, заводы, фабрики, электростанции и прочее.

В истории русского конструктивизма особое значение имеет город Екатеринбург. В период бурного строительства первых советских пятилеток, конструктивизм был признан официальным архитектурным стилем страны. По счастливому стечению обстоятельств в этот период в Екатеринбурге практиковала целая группа талантливых архитекторов. Последние, благодаря тотальной застройке города, получили возможность воплотить в жизнь даже самые непредсказуемые идеи. Так Екатеринбург обзавёлся 140 уникальными постройками. Такой концентрацией архитектурных памятников не может похвастаться ни один другой город мира.

Конструктивизм, как один из направлений, получило распространение не только в рамках СССР, но и ряде других государств.

Так ярким примером конструктивной архитектуры стала возведённая на Всемирной парижской выставке Эйфелева башня.

Эйфелева башня, Париж

Особенности интерьера

Интерьер домов в стилях конструктивизм и полностью соответствовали основным чертам направления и включали следующие особенности:

  • чётко выраженный каркас и компактные формы;
  • отсутствие каких-либо загадок и тайн – каждый предмет выполнял исключительно возложенные на него функции.

Конструктивизм предполагал создание просторных габаритных помещений, применение стен и перегородок было сведено к минимуму. Иногда для зонирования комнат использовали передвижные ширмы. В декоре отсутствовали всякие изыски – орнаменты, лепные украшения. Основными цветами выступали: белый, чёрный, серый, металлический, красный и жёлтый. Хоть конструктивизм и отрицал декор, однако, допускалось создание небольших акцентов за счёт применения ярких покрытий ил освещения. Стены и потолок зачастую отделывались однотонной штукатуркой или краской. В качестве напольного покрытия паркетная доска. Что касается мебели, то основными требованиями к ней были удобство и функциональность. Такая мебель зачастую имела ярко выраженный каркас и правильные геометрические очертания.

Скульптура

В рамках развития конструктивистского направления немалое развитие получила и скульптура. В начале 20-х годов советскими конструктивистами был сформирован Институт художественной культуры (ИНХУК), объединяющий скульпторов, архитекторов, художников и искусствоведов. Конструктивистская скульптура исходила из концепции построения форм, основанной ан выражении внутренних структурных связей между геометрическими элементами композиции и сочетания различным фактурных материалов.

На этом этапе скульптура носила абстрактный характер. Так вместо изображения привычных человеческих персонажей, мастера использовали замысловатые геометрические конструкции. Целью демонстрации последних было поразить зрителей, сформировать переход от изображения к конструкции.

Особую роль в становлении конструктивистской скульптуры играет деятельность Н. Габо и Н. Певзнера.

Габо известен своими экспериментами в пространственной пластике (головы плоскостей), Певзнер же прославился создание беспредметных кубических композиций. Целью данных работ было выявление формы и фактуры предметов. Позднее Габо был сформирован «Реалистичный манифест», отражавший сформировавшуюся в те годы концепцию формообразования, и вмещал следующие положения:

  • действительность – высшая красота;
  • отрицание цвета, глубина композиции достигалась за счёт фактур и тона;
  • отрицание начертательного характера линий, они воспринимались как направление скрытых в композиции сил;
  • отрицание объёма, мерой пространства признавалась глубина;
  • отрицание массы в скульптуре. Считалось, что объём можно сконструировать из плоскостей.
  • отрицание статических композиции.

Советский конструктивизм и гигантизм. Часть I.


Конструктивизм и сталинский ампир.

Самое приятное в конструктивизме — это то, что этот авангардистский метод в искусстве и архитектуре придуман в СССР. Поясню что такое конструктивизм — это советское авангардистское направление в искусстве, архитектуре, фотографии и даже литературе получившее свое развитие в 1920-30 годах. Характерные черты конструктивизма: геометризм, лаконичность форм, строгость и монолитность внешнего облика. Основная идея конструктивизма подразумевала под собой отказ от помпезных форм в пользу простых и лаконичных, а самое главное подчинение всех элементов смыслу и функции.


Пример советского конструктивизма. ДК имени Зуева в Москве.

Владимир Маяковский писал: “Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…”. Хотя первым предвестником рождения конструктивизма бала Эйфелева башня в которой сочетаются элементы модерна и оголенного конструктивизма.


Эйфелева бышня

Сталин повлиял на развитие конструктивизма в СССР. Весь расцвет этого направления произошел в ранние годы правления Сталина. Но в тридцатых годах партия начала резко критиковать авангардные течения и впоследствии вообще объявила конструктивизм буржуазным течением, тем самым окончательно покончив с ним. Конструктивизм возродится только в 60-х годах. На смену конструктивизму пришел неоклассический стиль, как он еще назывался “сталинский ампир”.


Здание МГУ как пример «сталинского ампира». Одна из нескольких сталинских высоток.

“Сталинскйи ампир” — направление в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с конца 1930-х и до середины 50-х годов. Этот стиль соединил в себе элементы барокко, ампира эпохи наполеона, позднего классицизма и ар-деко, он сочетает в себе помпезность, роскошь, величественность и монументальность.


Пример лепнины в стиле «сталинского ампира»

Проще говоря сталинский гигантизм. Символами сталинского ампира стали знаменитые сталинские высотки в Москве.


МГУ ночью. Сталинский гигантизм во всей красе.

В начале расцвета сталинского ампира, Советская делегация, участвующая на всемирной выставке в Париже в 1937 году, столкнулась в бою за награды с нацистской Германией.


Всемирная выставка в Париже 1937 год.

Наша страна представила на выставке огромный павильон выполненный в стиле сталинского ампира: высотное строение с гигантской скульптурой “рабочего и колхозницы” на верхушке здания.


Справа павильон СССР, слева Германии. Всемирная выставка в Париже 1937г.

Самое монументальное и так и не построенное здание, задуманное Сталиным. Именно это здание должно было стать кульминаций всего высотного строительства СССР. Дворец Советов должен был стать последней девятой высоткой и самым высоким зданием мира.


Дворец советов

В тридцатые годы был объявлен конкурс на лучший проект Дворца Советов. В проекте участвовали не только советские архитекторы, но и иностранцы. Например вот — проект итальянца Армандо Бразини:


Проект дворца советов архитектора-итальянца Армандо Бразини
Итальянский проект

Но конкурс выиграл советский ученик итальянца Борис Иофан, сложивший воедино идеи других участников и предложивший огромное многоярусное здание с обилием колонн и увенчанное гигантской статуей Ленина. По окончательному проекту Дворец Советов должен был стать высотой 420 метров, а значит превзойти самый высокий с 1931 по 1972 год 381-метровый американский небоскреб Empire State Building.


План конструкции Дворца Советов

Дворец Советов решили построить на холме над Москвой-рекой вместо Храма Христа Спасителя. 5 декабря 1931 года Храм был взорван. После того, как руины разобрали, начались подготовительные работы к строительству, в первую очередь рытье котлована и строительство фундамента.


5 декабря 1931 года. Разрушение Храма Христа Спасителя

Для строительства высотки была изготовлена специальная марка стали — ДС, самая прочная на тот момент в СССР. К началуфундамент и первые этажи были сооружены. Но уже в сентябре и октябре 1941 года из приготовленных для монтажа металлических конструкции были сплавлены на противотанковые ежи. А затем и все остальные стальные конструкции пришлось демонтировать и использовать для сооружения мостов на железной дороге.


Стройка фундамента Дворца Советов

После окончания войны все силы и средства были брошены на восстановление страны и к постройке Дворца Советов так и не вернулись.








А в 60-х годах, в оставшемся от Дворца Советов фундаменте, был создан самый большой в мире открытый зимний плавательный бассейн, который закрыли только в 90-х после распада Советского Союза, а на его месте был восстановлен Храм Христа Спасителя.


Самый большой открытый плавательный бассейн

Вот вам еще два советских фильма 1935 и 1938 годов в которых показывается Новая Москва со всеми ее реализованными и не реализованными постройками))))


Храм Христа Спасителя

Written by

Варвара

Творчество, работа над современной идеей миропознания и постоянный поиск ответов

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 11.07.2015 11:54 Просмотров: 5276

Это направление в искусстве считается советским явлением. Оно возникло после Октябрьской революции и развивалось в рамках авангардного пролетарского искусства.

Но никакие проявления искусства не могут ограничиваться рамками одной страны, поэтому термин «конструктивизм» достаточно условен: признаки этого направления можно увидеть в архитектуре функционализма, а в живописи и скульптуре конструктивизм отчётливо виден в произведениях авангардистов. Собственно говоря, конструктивизм и является авангардистским методом – его представители искали новые формы для выражения современных для них идей: новый гармоничный человек должен жить в гармоничном обществе и в благоустроенном городе.

Значение термина

Для осмысления термина «конструктивизм» (лат. cōnstrūctio – составление; строение, структура; соединение, связь) нам подойдёт не прямое его значение, а переносное.
Итак, конструктивный:
1) относящийся к конструкции;
2) перен.: создающий основу для дальнейшей работы, плодотворный, такой, который можно положить в основу чего-нибудь (конструктивное предложение, конструктивное обсуждение и т.д.).
В период после Октябрьской революции в России искусство должно было служить производству, а производство – народу. Конструктивисты считали, что искусство должно сливаться с производством материальных ценностей. Один из теоретиков «производственного искусства» Борис Арватов писал, что «...будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены...».
Таким образом, социальной основой конструктивизма стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к современным российским реалиям 1920-х годов (эпохи первых пятилеток).

История термина

В 1922 г. А.М. Ган написал книгу «Конструктивизм». Известные в то время скульпторы, графики и живописцы А. Родченко и В. Татлин ещё в 1920 г. назвали себя конструктивистами.

В. Татлин А. Родченко
Кстати, В. Татлин разработал проект памятника, посвящённого III Интернационалу – знаменитая Башня Татлина. Её строительство планировалось осуществить в Петрограде после победы Октябрьской революции 1917 г. Железный грандиозный монумент предназначался для высших органов всемирной рабоче-крестьянской власти (Коминтерна), которые должны были разместиться в 7-этажных вращающихся зданиях. И хотя проект этот реализован не был, Башня стала символом конструктивизма.

Башня Татлина

Проект башни состоял из двух наклонных металлических спиралей, состоящих из расположенных одно над другим зданий различной геометрической формы, гармонично связанных между собой. Здания вращались вокруг своей оси. Нижнее здание имело форму куба и вращалось со скоростью одного оборота в год.

Оно предназначалось для конференций и съездов. Над ним располагалось здание в форме пирамиды, которое вращалось со скоростью один оборот в месяц и предназначалось для исполнительных органов Интернационала. В цилиндре, который вращался со скоростью один оборот в день, должны были размещаться информационные бюро, издательство, типография, телеграф. Четвертый объем был в виде полусферы и вращался со скоростью один оборот в час. Башня задумывалась как символ воссоединения человечества, разделенного при постройке Вавилонской башни. Высота Башни предполагалась в 400 м.
Модель башни Татлина можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве и атриуме МФК «Город Столиц», в Центре Помпиду (Париж) и Музее современного искусства (Стокгольм), в выставочном зале художественного училища К. А. Савицкого в Пензе, в главной столовой Оксфордского университета.

Модель башни венчает современный дом «Патриарх» в Москве, построенный по проекту архитектора С. Б. Ткаченко.

История конструктивизма

Почему конструктивизм в искусстве считается советским явлением? Ведь известно, что Эйфелева башня, символ Парижа, была построена ещё в 1889 г., намного раньше, чем возник термин «конструктивизм»? Она задумывалась как временное сооружение – входная арка парижской Всемирной выставки 1889 г., но сейчас это одна из самых посещаемых достопримечательностей мира. В ней явно присутствуют черты конструктивизма.

Эйфелева башня (Париж)
Очевидно, советским явлением конструктивизм считают по той причине, что проявление его в других странах было всего лишь единичными образцами, а в СССР он стал социально обусловленной основой, производственным искусством. «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства – конструктивизм», - отмечал В. Маяковский.

Братья Веснины

Братья Веснины в детстве с родителями и сестрой

Большой вклад в развитие конструктивизма внесли талантливые архитекторы – братья Леонид, Виктор и Александр Веснины. К этому времени у них уже был опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. Они стали лидерами нового направления в архитектуре первой половины XX в.
Участвуя в конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве в 1923 г., они получили третью премию.


Проект братьев Весниных
Проект Весниных выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций.

Дом Культуры ЗИЛ. Архитекторы – братья Веснины
Одной из крупнейших работ братьев Весниных стало проектирование Дворца культуры Пролетарского района в Москве. Дворец строился в 1931-1937 гг., но осуществлена лишь часть проекта: Т-образная клубная часть с малым зрительным залом на 1200 мест. Не было реализовано отдельно стоящее здание большого зрительного зала. В соответствии с принципами конструктивизма, сооружение отличается строго логичной объёмно-пространственной композицией, удачно соотносятся зрелищные и клубные помещения. Зрительный зал, выходящий на улицу боковых фасадом, соединён с анфиладой помещений для занятий в кружках. Анфилада упирается в зимний сад, в конце правого крыла разместилась библиотека, в конце левого – репетиционный зал.

Библиотека

Над зимним садом был размещён конференц-зал, а выше – обсерватория, купол которой возвышается над плоской кровлей здания. При создании проекта авторы опирались на известные пять принципов Ле Корбюзье: использование опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлинённые окна, плоская крыша. Объёмы клуба подчёркнуто геометричны и представляют собой вытянутые параллелепипеды, в которые врезаны ризалиты лестничных клеток, цилиндры балконов.

Стилистика конструктивизма присутствует и в композиции фасадов: с внешней стороны зал охвачен полукольцом двухярусного фойе, криволинейные очертания которого доминируют во внешнем облике здания.
Среди работ Весниных 1930-х-начала 1940-х годов заслуживают внимания многие другие проекты – реализованные или нереализованные.

Площадь имени В. И. Ленина в г. Октябрьском
Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был Моисей Гинзбург. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства соответствует «своей» исторической эпохе. Гинзбург и братья Веснины организовали Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое вошли ведущие конструктивисты. В Россию приезжал Ле Корбюзье, плодотворно общался и сотрудничал с лидерами ОСА.
C 1926 г. конструктивисты начинают выпускать свой журнал «Современная архитектура», который выходил на протяжении 5 лет.

Расцвет конструктивизма

Убеждённые конструктивисты трепетно относились к чистоте своего метода, они не хотели, чтобы конструктивизм превратился в стиль, использующий только внешнее подражательство. Сами они основывались на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Т. е. они рассматривали художественные и практические задачи исключительно в совокупности: каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура. Конструктивисты участвуют в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов. В этот период к обществу конструктивистом прибавляются и другие талантливые архитекторы: братья Илья и Пантелеймон Голосовы, Иван Леонидов, Михаил Барщ, Владимир Владимиров.

Дом культуры имени С. М. Зуева (1928). Архитектор И. Голосов
Типичным примером воплощения функционального метода в конструктивизме стали дома-коммуны. Их строили по принципу Ле Корбюзье: «дом – машина для жилья». Примером является общежитие-коммуна Текстильного института в Москве.

Студенческое общежитие «Дом-Коммуна» (1930)
Автором проекта был Иван Николаев. Идея дома-коммуны: полное обобществление быта. Функциональная схема здания была ориентирована на создание жёсткого распорядка дня студентов: спальная кабина размером 2,3 х2,7 м, вмещавшая только кровати и табуретки, затем студенты направляются в санитарный корпус, где проходили душевые, помещения для зарядки, раздевалки. Отсюда спускались в низкий общественный корпус, где была столовая. В других помещениях корпуса были залы для бригадной работы, кабинки для индивидуальных занятий, библиотека, актовый зал. В общественном корпусе находились ясли для детей до 3 лет, а на крыше была устроена открытая терраса.
В различных городах страны (СССР) были свои архитектурные особенности конструктивизма. Примером конструктивизма в Минске является дом правительства Республики Беларусь – крупнейшее общественное здание Иосифа Лангбарда , один из лучших памятников конструктивизма, положивший начало формированию нового центра города.

Дом правительства в Минске

Конструктивизм в других видах искусства

Конструктивизм чаще всего связывают с архитектурой, но это не совсем верно, т.к. ещё прежде архитектуры конструктивизм существовал в дизайне, полиграфии, художественном творчестве. Например, в фотографии. В этом виде искусства конструктивизм проявлялся в композиции, необычных ракурсах и т.д. Мастером метода считался Александр Родченко.

Фотография А. Родченко

Фотография А. Родченко
Конструктивистские тенденции существовали и в области моды. На основе увлечения прямыми линиями, советские модельеры тех лет создавали подчёркнуто геометризированные формы дизайна одежды.
Модельер Варвара Степанова с 1924 г. вместе с Любовью Поповой разрабатывала тканевые рисунки для 1-й ситценабивной фабрики в Москве, проектировала модели спортивной и повседневной одежды. А самой известной фотомоделью тех лет была знаменитая Лиля Юрьевна Брик.

Лиля Брик (1924)
В 1923 г. был провозглашён конструктивизм как течение в литературе (прежде всего в поэзии) и создан «Литературный центр конструктивистов». В нём участвовали поэты Илья Сельвинский, Вера Инбер, Владимир Луговской, Борис Агапов, литературоведы Корнелий Зелинский, Александр Квятковский и другие. Конструктивисты-писатели провозглашали близость поэзии «производственной» тематике (характерные названия сборников: «Госплан литературы», «Бизнес»), очеркизм, широкое применение «прозаизмов», использование нового размера – тактовика (стихотворного размера), эксперименты с декламацией. К 1930 г. конструктивисты стали объектом травли со стороны РАПП и объявили о самороспуске.

Заседание Литературного центра конструктивистов 1929 г. (А. Квятковский, В. Асмус, Э. Багрицкий, К. Зелинский, Н. Адуев, И. Сельвинский, Б. Агапов, В. Луговской, В. Инбер, Г. Гаузнер, Е. Габрилович)
В качестве литературного кредо конструктивисты выдвигала четыре принципа:
Смысловая доминанта, максимальная «эксплуатация» центральной темы
Повышение смысловой нагрузки на единицу литературного материала («грузофикация»)
Принцип «локальной семантики», заключающийся в подчинении образов, мета¬фор и рифм главной теме произведения
Введение в поэзию приемов прозы.

Постконструктивизм

В начале 1930-х годов изменилась политическая ситуация в стране. Это сказалось и на искусстве. Новаторские и авангардные течения сначала подвергались резкой критике, а потом оказались под запретом как буржуазные.

Советский постконструктивизм
На смену строгому и революционному аскетизму пришли пышные формы тоталитарного барокко. Конструктивисты оказались в опале. Те из них, кто не захотел «перестроиться», до конца дней влачили жалкое существование или были репрессированы. Некоторые же сумели перестроиться. Например, Илья Голосов. Братья Веснины также участвовали в творческой жизни СССР, но такого авторитета, как раньше, уже не имели.
В 30-х годах XX в. под влиянием политических и идеологических факторов происходил переход от конструктивизма к сталинскому ампиру. Многие здания, первоначально выстроенные в стилистике конструктивизма, были перепроектированы в новом декоративном оформлении. Пристрастия Сталина к классической архитектуре стали играть гораздо бо́льшую роль, чем популярная в 1920-х годах целесообразность и «пролетарская аскетичность форм».

Школа в Москве (1932–1936). Архитектор И. Звездин
В постконструктивистских зданиях сохраняются некоторые элементы конструктивистского стиля: прямоугольные парапеты на крышах (невысокая стенка, ограждающая кровлю здания); сплошное вертикальное остекление лестничных клеток; акцентуация углов зданий, решаемых в виде вертикальных стеклянных фонарей. Но в то же время характерными приёмами формирования архитектурного образа становятся кессонированные своды арок (с углублениями прямоугольной или другой формы); развитые дополнительные карнизы с находящимся над ними верхним этажом-аттиком; открытые обходные лоджии с колоннами на верхнем этаже; безордерные колонны квадратного сечения; использование настенных изображений в технике сграффито и ярких цветов в сочетании с непременным белым.

Кинотеатр «Звезда». Открыт в 1937 г.