Сочинение на тему время. Еще раз про любовь Темы сочинений по данному направлению

Время – это не только научное, но и философское понятие. Поэтому это направление считается одним из самых сложных среди предложенных в 2015 г. Для того чтобы наши ученики успешно написали сочинение, предлагаем достаточно большой объём учебно-методического и справочного материала, которым можно воспользоваться при раскрытии той или иной темы. И, конечно, БОНУСЫ!!! Образцы вступлений по разным темам (для многих – это самый трудный этап, ведь часто ребята не знают с какой яркой образной фразы или цитаты начать декабрьское сочинение, чтобы сразу представить его в выигрышном свете) и образец самого сочинения, написанные методистами.

Что такое "время"? Как его определяют толковые словари?

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой:
1) Одна форм существования материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире (в философии). 2) Продолжительность происходящего или существующего, измеряемая годами, месяцами, днями; последовательная смена часов, дней, лет.
Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля:
Длительность бытия; пространство в бытии; последовательность существования; продолжение случаев, событий; дни за днями и века за веками; последовательное течение суток за сутками.
Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова:
Форма бытия, измеряемая секундами, минутами, днями, годами, как мера длительности всего совершающегося.

Что нам напоминает о теме "время"?

Календарь – одно из 4-х важнейших открытий человечества (Огонь, Колесо, Письменность, Календарь).

Появился в 3000 году до н.э. - Определение продолжительности года - 360 дней - по наводнениям Нила и восходу Сириуса (Египет.)

Пирамиды Египта.
- Влюблённые, назначающие свидания под часами.
- Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем».
- Вечная мерзлота. Сказка Г-Х. Андерсена «Снежная королева», Кай, собиравший слово «вечность».
- Песня Роберта Рождественского «Не думай о секундах свысока».
- Музыка Георгия Свиридова, звучащая в телепрограмме «Время».
- Песня из кинофильма «Земля Санникова».
- Песня Юрия Визбора «Песня про ходики».

Какие темы могут быть 2-го декабря 2015 г.?

В форме вопроса В форме цитаты В форме назывного предложения В форме повествовательного предложения
Какую жизнь можно считать прожитой не зря? "Мудрее всего время, ибо оно раскрывает всё". (Фалес Милетский) Герой своего времени Жизнь, не напрасно прожитая
Что значит жить, опережая время? «Деньги пропали – наживёшь, время пропало – не вернёшь». (русская пословица) Взгляд через века Память неподвластна времени
Что значит родиться не в своё время? «Времена не выбирают...» (А.Кушнер) О скоротечности времени Время – лучший лекарь душевных ран
Историческое время – стрела или вихрь? «Единственной мерой времени является память». (Владислав Гжегорчик) Потерянное время Победившие время
Какое оно, время? «На крыльях времени уносится печаль». (Жан де Лафонтен, французский поэт, баснописец) Человек и эпоха Время может отнять у нас все, кроме любви
Что неподвластно времени? «Не дайте проскользнуть жизни меж пальцев". (И.С. Тургенев) Старая фотография Писатель – летописец истории страны
Надо ли торопиться жить? «Связующая нить времён...» (Б.Пастернак) Время поиска Истинные нравственные ценности – на века
Можно ли победить время? «У влюблённых обыкновенно часы бегут вперёд». (Уильям Шекспир) Ценности времени Воспоминания помогают жить.

Наброски будущих сочинений...

Тема «Потерянное время». Вариант 1.
Вступление. Какая удивительная тема – «Потерянное время». Потерянное... Мне кажется, потерять можно какую-то вещь, но время... Однако если вдуматься, мы теряем его очень часто. Попробуйте проанализировать свой день – минуту за минутой. Посчитали свои растраченные впустую драгоценные минуты? Много их? Думаю, да...
Потерянное время мстит за себя. Сомневаетесь? Докажу свою точку зрения, обратившись к художественной литературе.
Аргумент 1 – «Сказка о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца.
(Автор, пытаясь достучаться до людей, всем сюжетом своей сказки говорит: «Не тратьте время попусту, оно назад не вернется!»)
Аргумент 2 – И.А.Гончаров «Обломов».

Заключение.
Можно вспомнить слова Ричарда Уэйтли, английского писателя, который сказал: «Потеряй один час утром, и искать его будешь весь оставшийся день».

Тема «Потерянное время». Вариант 2.

У прошлого есть запах, вкус и цвет,

Стремление учить, влиять и значить,

И только одного, к несчастью, нет –

Возможности себя переиначить.

Так пишет русский и израильский писатель Игорь Миронович Губерман, получивший широкую известность благодаря своим афористичным и сатирическим четверостишиям - «гарикам». (Вступление – 40 слов).

Вступление.
У каждого из нас есть прошлое, настоящее и будущее, и все три времени взаимосвязаны. Поэтому, строя грядущее, человек должен задумываться над своими поступками, отношением к людям, профессии, к миру, окружающему его. Нельзя тратить время на пустые разговоры, на лежание на диване, на безумное добывание денег, на бездействие, а главное - нельзя изменять самому себе. Человек должен понимать, что потерянное время – это потерянная жизнь. (тезис – 64 слов). В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.

Аргумент 1– рассказ Антона Павловича Чехова «Ионыч».
Аргумент 2 – стихотворение М.Ю.Лермонтова «Дума».

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом. (фрагмент стихотворения)


Заключение.
К какому же выводу я пришла, размышляя над темой «Потерянное время»? Время – наше сокровище, которое мы не ценим и тратим впустую. Торопя жизнь или замедляя её, человек пропускает самое главное – саму жизнь. Тот, кто привык откладывать всё на потом, будет наказан: потеря времени обернётся пустотой, одиночеством, чувством неприкаянности, ранним старением души и тела. Не зря же Петя Зубов, герой сказки Е.Шварца, пройдя все испытания, утверждает: «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет». Давайте прислушаемся к его словам...(80 слов) .

Варианты вступлений к теме «Победившие время...»

Пример Советы к аргументации
День приближается к концу. Обычный осенний день... А я сижу за столом и смотрю на чистый тетрадный листок... В школе задали написать сочинение на тему «Победившие время...». Странное название... Разве можно победить то, что никому и ничему не подчиняется? Взгляд случайно упал на книжную полку... Пушкин, Лермонтов, Толстой... Так вот же они, победившие время! М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» И.С.Тургенев. «Отцы и дети», «Стихотворения в прозе» А.Н. Островский, пьесы
Не кажется ли вам странной тема сочинения «Победившие время»? Согласитесь, время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. И у всего в этом мире есть конец. Ответьте, разве можно отодвинуть этот конец или вообще его избежать? Думаю, нет. И все же есть вещи, понятия, ценности, которые никогда не умрут. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» А.И. Куприн «Гранатовый браслет» И.А. Бунин «Чистый понедельник» «Лёгкое дыхание» В.Г. Распутин «Уроки французского»
Всё течет, все изменяется. Человек рождается, взрослеет, стареет, умирает... Увы, закон жизни. Однако меня всегда интересовал вопрос: можно ли нарушить этот закон и все-таки преодолеть смерть, приобрести бессмертие? И однажды я поняла: смерть можно победить, и в этом человеку помогает память. А.А. Фадеев «Молодая гвардия» Б.Н. «Повесть о настоящем человеке»
Разве можно победить время? Если предположить, что такое возможно, то что же нужно сделать для того, чтобы одержать победу?

Так можно начать сочинение... Или завершить.

Время - это мираж, оно сокращается в минуты счастья и растягивается в часы страданий. (Р.Олдингтон)

Становится новое старым,
потом промчатся года -
И старое сменится новью:
так было, так будет всегда. (Рудаки)

Если время самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством. (Б.Франклин)

Время идет медленно, когда за ним следишь... Оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существует два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует. (А.Камю)

Держи время! Стереги его любой час, любую минуту. Без надзора оно ускользнет, словно ящерица. Освещай каждый миг честным, достойным свершением! Дай ему вес, значение, свет. (Т.Манн)

Для того чтобы явилось в свет какое-нибудь крупное зло, нужен один день, а чтобы стереть его с лица земли, потребуется несколько столетий. (Л. Бланки)

Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова (Д. Сантаяна, американский философ).

Самый зловещий из всех земных звуков - тиканье часов. (В.Солоухин)

Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, еще не осознал цену жизни. (Чарльз Дарвин)

Если настоящее пытается судить прошлое, то оно теряет будущее. (У.Черчилль).

Даже самый богатый человек не в состоянии откупить свое прошлое. (О.Уайльд)

Время лечит все раны. (Русская пословица)

Счастливые люди считают время минутами, тогда как для несчастных оно тянется месяцами. (Джеймс Фенимор Купер, американский писатель)

Цитатный материал

«Время разбрасывать камни и время собирать камни» (Из Библии)
«Времена не выбирают, в них живут и умирают» (А.С.Кушнер)
«В наши подлые времена человеку совесть нужна» (Н.Коржавин)

И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Завтра! Завтра!»
Как пуст, и вял, и ничтожен почти всякий прожитой день! Как мало следов оставляет он за собою! Как бессмысленно глупо пробежали эти часы за часами!
И между тем человеку хочется существовать; он дорожит жизнью, он надеется на неё, на себя, на будущее… О, каких благ он ждёт от будущего!
Но почему же он воображает, что другие, грядущие дни не будут похожи на этот только что прожитой день?
Да он этого и не воображает. Он вообще не любит размышлять - и хорошо делает.
""Вот завтра, завтра!"" - утешает он себя, пока это ""завтра"" не свалит его в могилу.
Ну, а раз в могиле - поневоле размышлять перестанешь.
Комментарий: следует обратить внимание на слова и синонимичные сочетания слов, обозначающие время (завтра – каждый день – будущее) После прочтения стихотворения вывод напрашивается сам: не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Л.Н. Толстой. «Война и мир»
Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мёртвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотой ночи, и а ночь, и луна – всё это вдруг вспомнилось ему...

И. Губерман
У прошлого есть запах, вкус и цвет,
Стремление учить, влиять и значить,
И только одного, к несчастью, нет –
Возможности себя переиначить.
***
Всему на свете истинную цену
Отменно знает время – лишь оно
Сметает шелуху, сдувает пену
И сцеживает в амфоры вино.

Ф.И. Тютчев
О Время! Вечности подвижное зерцало! –
Все рушится, падёт под дланию твоей!..
Сокрыт предел твой и начало
От слабых смертного очей!..
Века рождаются и исчезают снова,
Одно столетие стирается другим;
Что может избежать от гнева Крона злого?
Что может устоять пред грозным богом сим?..

Иосиф Бродский

Век на исходе. Бег
времени требует жертвы, развалины…
Подай ему чувства, мысли, плюс
воспоминания. Таков аппетит и вкус
времени. Не тороплюсь,
но подаю. Я не трус; я готов быть
предметом из
прошлого, если таков каприз
времени, сверху вниз смотрящего - или -
через плечо -
на свою добычу…

Г.Р. Державин.
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.

Стихотворение написано за два дня до смерти поэта.

Павел Великжанин
Время уходит сквозь пальцы, как кровь,
Хлещет струей из разорванной раны,
Стрелки царапают вечность… Но вновь
Молча застыли громады-курганы.
А за кулисой театра теней
Лишь силуэты скользят вдохновенно,
Тихо колеблется маятник дней,
Словно дыхание спящей Вселенной.

А.Кушнер

Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.
Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; я в пять лет
Должен был от скарлатины
Умереть, живи в невинный
Век, в котором горя нет.
Ты себя в счастливцы прочишь,
А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме
Флорентийской и проказе?
Хочешь ехать в первом классе,
А не в трюме, в полутьме?
Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; обниму

Время - это испытанье.
Не завидуй никому.
Крепко тесное объятье.
Время - кожа, а не платье.
Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки,
С нас - его черты и складки,
Приглядевшись, можно взять.
Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.
Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время - это испытанье.
Не завидуй никому.

А.А.Ахматова

Что войны, что чума? - конец им виден скорый,
Им приговор почти произнесен.
Но кто нас защитит от ужаса, который
Был бегом времени когда-то наречен?

О. Хайям
Коль день прошел, о нем не вспоминай,
Пред днем грядущим в страхе не стенай,
О будущем и прошлом не печалься,
Сегодняшнему счастью цену знай!

Б.Слуцкий

Счастье - это круг. И человек
Медленно, как часовая стрелка,
Движется к концу, то есть к началу,
Движется по кругу, то есть в детство,
В розовую лысину младенца,
В резвую дошкольную проворность,
В доброту, веселость, даже глупость.
А несчастье - это острый угол.
Часовая стрелка - стоп на месте!
А минутная - спеши сомкнуться,
Загоняя человека в угол.
Вместо поздней лысины несчастье
Выбирает ранние седины
И тихонько ковыряет дырки
В поясе - одну, другую,
Третью, ничего не ожидая,
Зная все.
Несчастье - это знанье.


Пословицы

«Счастливые часов не наблюдают» (А.С. Грибоедов)
Время лечит все раны.
Делу – время потехе – час.
Деньги пропали – наживёшь, время пропало – не вернёшь.
Много воды утекло с тех пор.
Время на время не приходит.
Время деньгу дает, а на деньги времени не купишь.
Москва веками строилась.
Спешить не спеши, а поторапливайся.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Время красит, безвременье старит.
Был бы друг, а время будет.
День придёт - и заботу принесёт.
Солнышко нас не дожидается.
Поспешишь - людей насмешишь.
Наскоро делать - переделывать.
Тише едешь - дальше будешь.
Время придет, и час пробьет.
Торопиться жить, скоро умереть.
Дважды в год лето не бывает.
Время - деньги.
Всему свое время.
Делу время, а потехе час.
Лучше поздно, чем никогда.
Всякому овощу свое время.
Лучше поздно, чем никогда.
Час упустишь, годом не наверстаешь.

Фразы, которые могут пригодиться...

1) Мы постоянно теряем время и вряд ли когда-нибудь сможем его отыскать: ни в бюро находок, ни в темном углу под кроватью. Время нельзя вернуть, но его можно наверстать или, по крайней мере, научиться не сожалеть о потере.
2) Для каждого найдется большое количество возможностей потратить драгоценные часы на телевидение, компьютерные игры, масс-медиа. Но эти способы уйти от решения важных задач и убить время очень очевидны, как вредные привычки или пустые разговоры.
3) Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять.
4) То, что время или совсем не существует, или едва существует, будучи чем-то неясным, можно предполагать на основании следующего. Одна часть его была и уже не существует, другая - в будущем, и ее еще нет; из этих частей слагается и бесконечное время, и каждый раз выделяемый промежуток времени. А то, что слагается из несуществующего, не может, как кажется, быть причастным существованию.
5) Во времени имеется нечто неделимое, что мы называем "теперь". Во времени ничего нельзя ухватить, помимо "теперь". "Теперь" есть непрерывная связь времени, оно связывает прошедшее время с будущим и вообще является границей времени, будучи началом одного и концом другого. Так как "теперь" есть конец прошедшего и начало будущего, то время всегда начинается и кончается. И оно никогда не прекратится, потому что всегда начинается. (Аристотель)
6) Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.
7) Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают.

Образец сочинения на тему

«Время – ткань, из которой состоит жизнь» (Б.Франклин)

Нас всегда окружает время. Мы – в нём! Нет ни одного человека, который бы жил отдельно от времени. Мы рождаемся, взрослеем, становимся старше... И никто из нас не может ни повернуть вспять своё географическое время, ни изменить... Однако человек, как мне кажется, может замедлить его движение или ускорить! Это зависит от «качества» жизни. Такое время описывается во многих художественных произведениях. (61 слово)

Вспомним героя романа Ивана Александровича Гончарова Илью Ильича Обломова. Его жизнь происходит на наших глазах. Вот мы видим маленького Илюшу, который растёт подвижным ребёнком. А вот Обломов уже на службе. Но домашний и избалованный, он быстро разочаровывается в жизни чиновника. Спешка, суета, ежедневный приход на службу быстро утомляют Илью Ильича, и он сначала уходит в отпуск на основе «медицинского свидетельства», а затем и вовсе подаёт в отставку. И постепенно «прирастает» к дивану. Писатель в нескольких частях показывает «биографическое время» героя – этапы его жизненного пути.

Первая часть длится несколько часов, и всё это время Илья Ильич либо лежит, либо сидит на диване. Время для него остановилось. Затем во второй и третьей частях время стремительно нарастает: приехал Штольц, друг детства, поднял Обломова с дивана, познакомил с Ильинской. Под влиянием Ольги происходит пробуждение главного героя. И время действия здесь – несколько месяцев. Жизнь Ильи Ильича наполнена движением. Наконец, четвёртая часть – Выборская сторона. Здесь Обломов проводит долгие восемь лет. Долгие! Время вновь останавливается, потому что герой возвращается в то состояние, в котором мы видим его в начале романа: он лежит на диване и ничего не делает. И, что самое страшное, ему комфортно – на диване, в халате, в мечтах... Поэтому совершенно неважно, сколько времени он живёт у Пшеницыной, важно другое: сонный покой обволакивает Обломова, настоящее и прошлое сливается и перемешивается в неизменяемое, застывшее время, которое остановилось: каждый день похож на прошедший.

Так на протяжении романа мы видим, как Обломов замедляет или ускоряет своё время. А остановив время, герой останавливает и саму жизнь: «ленивое переползанье изо дня в день тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести». (271 слово)

К какому же выводу я пришла, размышляя над предложенной темой «Время – ткань, из которой состоит жизнь»? Думаю, стоит согласиться с высказыванием Б.Франклина, политического деятеля США: наша жизнь состоит из тонких нитей- мгновений, и от каждого из нас зависит, насколько крепкими и долговечными будут эти нити, насколько интересной будет наша жизнь, проспим мы ли её, как Обломов, или
проживём ярко и интересно...(60 слов)

Всего: 392 слова

Время — самое большая ценность в жизни человека. Только оно позволяет нам осознать ценность всей жизни и того, что происходит вокруг. Время не ждет никого, оставляя на страницах бытия дни, недели и годы, наполненные самыми разнообразными событиями и эмоциями. В данном блоке мы решили выделить наиболее актуальные проблемы, связанные с проблемой времени. Так мы сумеем показать, как его ценность преподносили писатели в своих творениях.

  1. Шолохов — Тихий Дон. Это произведение вобрало в себя многие явления периода расцвета донского казачества. Роман изобилует героями и событиями, которые происходят в их жизни, но в большинстве внимание читателя приковано к главному и трагическому герою произведения- Григорию Мелехову. На страницах романа Григорий раскрывается как персонаж с постоянно мечущейся душой, внутри него идет непрекращающаяся борьба мыслей и стремлений. То мы видим героя как примерного семьянина, то как пылкого любовника, то демонстрирующего в решениях мудрость и рациональность казака, то растерянного и непостоянного воина. Многократные испытания любовью, семьей, друзьями, казачеством меняют мужчину, вынуждая проявить себя с совсем неожиданных сторон. И если в начале мы видим большую и дружную семью Мелеховых, то в конце произведения Шолохов являет нам прискорбную действительность жизни донского казака после всех свалившихся на нее потрясений, где в живых остается только сын Михаил и сестра Дуняша.
  2. Толстой — Воскресение . Прочитав данное произведение, действительно понимаешь, как может зависеть жизнь одного человека от глупых и необдуманных поступков другого. В романе автор сталкивает и сплетает судьбы двух абсолютно разных по образу жизни, характеру и достатку героев — Кати Масловой и Дмитрия Нехлюдова. Один неосторожный поступок мужчины навсегда меняет и без того нелегкую участь Кати, запуская череду событий, которые в итоге приводят героиню на путь арестантки. Осознавая свое негативное влияние на нынешнее положение Катюши, Нехлюдов пытается всеми способами искупить свою вину и даже хочет взять ее в жены, но для женщины его побуждения теперь являются пустым звуком. Коварная связь с Нехлюдовым, дом терпимости, обвинение в убийстве и, в конце концов, тюрьма меняют Катю, заставляя принять свой крест и подстроиться под новые условия жизни. Автор проносит героиню сквозь предательство и жестокость окружающих, но в итоге дарит ей духовное воскресение и по-настоящему любящего ее человека. Так, из милой и невинной Катюша превратилась в чувственную, сильную, являющую собой образ чистой и благородной женственности героиню, с зарождающимися революционными идеалами. Все эти последствия – влияние времени. Именно из-за суровых законов своей эпохи Катерина не смогла устроиться достойно. Она изначально была вторым сортом для теток барина и для него самого, поэтому Нехлюдов чувствует не свою личную вину, а вину всего своего класса, всех эпохи процветания одних и прозябания других людей.

Быстротечность времени

  1. Островский — Как закалялась сталь. Павка Корчагин — символ нового революционного времени. С ранних лет мальчик проявляет интерес не к «сухому» обучению в школе, а настоящему и кропотливому труду. Жизнь Павки — постоянное кочевание, поиск смысла своего существования, которое он позже находит в революции. Герой выступает ярым защитником революционных идей и коммунизма в целом. На протяжении его короткой, но очень наполненной жизни, мужчина проявляет лучшие стороны пусть и бунтарского, но очень справедливого характера. Важно отметить, что семья и любовь не занимают значимого места в жизни персонажа, он целиком посвящает себя общественной идее и ее процветанию. Знакомства с различными героями, будто скоростные поезда проносятся мимо его судьбы, оставляя след в его идеологических позициях. Жестокость гражданской войны, строительство узкоколейки и испытания любовью закаливают характер юноши, но наступившее из-за прогрессирующей болезни бездействие убивает все надежды героя быть преданным слугой коммунизму. Время, отмеренное ему, быстро заканчивается, но молодой человек не унывает и, несмотря на тяжесть недуга, пишет книгу, где выражается борьба за справедливость таких же юных, пылких и амбициозных будущих Корчагиных.
  2. Горький — Старуха Изергиль. Удивительно яркой и увлекательной представляется нам жизнь центральной героини рассказа — старухи Изергиль. Предаваясь воспоминаниям, она воспроизводит этапы своего длинного жизненного пути, погружая читателя в происходящие когда-то с ней события. Жизнь у моря с матерью, любовь к рыбаку, жизнь с рыжим Гуцулом, гарем у турка, в котором Изергиль прожила неделю, унижения Поляка-монаха, пан с рубленым лицом, мадьяр и шляхтич — все эти люди оставили свой след в судьбе старухи Изергиль, заставляя вновь и вновь проходить через очередное жизненное испытание. На момент повествования она изображена как старуха с сухими, потрескавшимися губами, заостренным подбородком, сморщенным носом и седыми волосами. Яркость молодости, о которой поведала старуха Изергиль, была погашена временем, и теперь о ней напоминали лишь воспоминания, дремавшие в ее памяти. Живет старуха среди молодежи, которая с упоением слушает ее красочные истории. Но утраченной прелести не вернуть, и женщина утешает себя лишь тем, что она когда-то была. А автор на ее примере показывает, что время необходимо расходовать с пользой, иначе можно прожить жизнь напрасно, не оставив после себя ничего достойного.
  3. Невозможность повернуть время вспять

    1. Горький — На дне. Что значит для человека оказаться на социальном дне? Осознать, что на большее ты не способен, и принять свое положение таким, какое оно есть? Этими вопросами и задаются герои пьесы, пытаясь понять, что же уготовано им дальше. Из уст ночлежников мы узнаем, как они оказались в грязных подвалах. У каждого из оказавшихся здесь своя трагическая история, которая заслуживает внимания. В один момент ночлежку, словно луч света, озаряет своим появлением странник Лука. Проповедник вселяет в людей надежду на то, что не поздно все изменить, не поздно подняться со дна и вновь ощутить радость жизни, а не существования. В сердцах бедняков зарождается надежда, но она требует постоянного подбадривания, чтобы окрепнуть и реализоваться, но в самый важный и переломный для некоторых героев момент, странник исчезает так же незаметно, как и появился. Актер, не сумев смириться с этим, вешается. Другие же ропчут на уход Луки и на данную им надежду. Счастливая пора надежды навсегда ушла в тень воспоминаний и время, данное Лукой для возрождения, было потрачено. Обитатели ночлежки пропустили его, так и не попытавшись морально и физически «воскреснуть».
    2. Достоевский — Преступление и наказание. Соня Маремладова, безусловно, один из привлекательных и симпатизирующих читателю персонажей романа «Преступление и наказание». Несмотря на ее порочную деятельность, она остается чистой, возвышенной и очень мудрой девушкой. Встреча с Раскольниковым навсегда меняет жизнь обоих героев и дарит надежду на благоприятные перемены: Соне — обрести истинное женское счастье с Раскольниковым, а Родиону — раскаяние, духовное очищение и родственную душу рядом. Возможно, они бы хотели отмотать время назад, переступить яму блуда Сони и грехопадения Раскольникова, никогда не переходя роковых границ, но это не представляется возможным. Им остается идти вперед с новыми мыслями и побуждениями, минуя провалы прошлой жизни. Главное, что Соня и Родион вошли в судьбы друг друга, дав взаимный шанс на исцеление.

Автор романа акцентирует внимание на времени, сравнивая эпоху Христа и современную ему Москву конца двадцатых годов двадцатого столетия. Несмотря на прошедшие две тысячи лет люди по-прежнему остаются такими же алчными, корыстными, жаждущими славы прелюбодеями. Время не изменило природу человека. Он так же подвержен всем грехам, словно в начале времён. Но время ушло, и пора бы стать лучше. Однако все москвичи жаждут того же, что Иуда, страдают от страха потерять свой пост, как Пилат, лгут и наживаются, как Лиходеев. Время категория бесполезная, если человек не меняется… Увы!

2. А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

Время в пьесе размыто, словно люди замерли в своём развитии и не собираются двигаться вперёд. В комедии представлено три поколения: прошлое в лице Фирса, Раневской и Гаева, настоящее – Лопахин, и будущее – Аня Раневская. Именно Аня, а не Петя Трофимов. Прошлое – это то, что отжило, ушло в небытие, Фирс, живущий эпохой до отмены крепостного права, Гаев, рассуждающий о действиях, но почти как Обломов, не умеющий и не желающий ничего делать, чтобы изменить мир и собственную жизнь. Раневская, отдающая «золотой» нищему, когда в доме есть нечего ни прислуге, ни домочадцам. Все они живут миром грёз, прошлыми воспоминаниями о крепостном царстве. Настоящее хозяина жизни Лопахина слишком эфемерно: его годы сочтены, накопленное, пусть трудом, будет объявлено народным достоянием, но сегодня он победитель. Лишь Аня – семнадцатилетняя девушка готова к переменам. Она знает, что будущность зависит от её трудоспособности, возможности заработать и сделать этот мир другим. «Учитель» Петя Трофимов воспитал гражданку двадцатого века – века перемен.

3. А.Т. Твардовский «По праву памяти»

В своей поэме автор пытался представить образ, наверное, самого жестокого времени, в которое выпала участь жить лирическому герою. Вспоминая собственную судьбу и судьбу своего отца, автор пишет о коварстве «отца народов», который за словами прятал страх и ненависть к инакомыслящим гражданам своего отечества.

Давно отцами стали дети,
Но за всеобщего отца
Мы оказались все в ответе,
И длится суд десятилетий,
И не видать ещё конца.

Суд времени – самый жестокий и одновременно справедливый суд. Только на расстоянии видится истинное лицо времени.

И даром думают, что память
Не дорожит сама собой,
Что ряской времени затянет
Любую быль,
Любую боль.
Нет, все былые недомолвки
Домолвить ныне долг велит.

4. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Категория времени в рассказе имеет очень важное композиционное значение. На времени основан весь сюжет рассказа. Один день, в котором совместились и мгновение, решающее не только момент, но и всю жизнь. Начиная с подъёма Ивана Денисовича за полчаса до всеобщей побудки, заканчивая моментом засыпания и отсчёта прожитых дней в заключении. Но время ещё категория управляемая, власть перенесла подъём на час раньше, тем самым создавая иллюзию управления временем. На самом деле всё решает не время, а воля и дисциплина человека, который способен в минуту вложить весь смысл жизни, получить свободу, находясь в заключении.

Стали известны направления, по которым для выпускников составят темы сочинений. Совет по вопросам проведения итогового сочинения, который возглавляет Наталия Дмитриевна Солженицына, определил пять тематических направлений: "Время", "Дом", "Любовь", "Путь", "Год литературы в России".

По желанию сочинение могут писать и выпускники прошлых лет, - пояснили "РГ" в Минобрнауки. - Темы разрабатываются в закрытом режиме.

Большинство учеников с сочинением справились и почти не превышали допустимое число ошибок - 5 на 100 слов. Другое дело, каким слогом и стилем они писали творческие работы. Учителя об этом не очень-то хотят рассказывать, а вот вузовские педагоги от сочинений не в восторге. В Московском городском педуниверситете проверили 1300 работ.

К сожалению, большинство сочинений шаблонные и напоминают по структуре часть С из ЕГЭ, - рассказал ректор Игорь Реморенко. - Почти у всех последний абзац начинается так: "В заключение хочу сказать..."

Известный писатель Андрей Аствацатуров, который преподает в вузе, рассказал "РГ", с какими знаниями по литературе вчерашние школьники приходят в вузы: "На экзамене узнаешь от студента, что современниками Пушкина были поэт Батюшкин и Боратышкин. Бывает и что-нибудь посмешнее...". Впрочем, стоит ли удивляться, если все предыдущие годы учеников просто натаскивали на тесты?..

Советы выпускникам

"Время" . В центре рассуждения человек и время, общество и эпоха.

"Дом" . Это единство малого и большого, соотношение материального и духовного, внешнего и внутреннего.

"Любовь" . Тут есть возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира.

"Путь" . Это и дорожные впечатления, и раздумья о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

"Год литературы" . Темы будут обращены к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Здесь понадобятся читательский кругозор и умение рассуждать о большой литературе.

C сайта ФИПИ

Прямая речь

Наталия Солженицына:

Направления даны не для учеников, а для учителей и разработчиков тем. Ученики же будут писать сочинения на конкретные темы. Всего будет подготовлено не менее 300 разных тем сочинений. Почему так много? Темы будут разными для каждого часового пояса. Те, кто получат "незачет", смогут переписать работы в феврале и мае, и темы не будут пересекаться с теми, что были в основной день.

Каждый ученик в день экзамена получит 5 конкретных тем, которые он сможет раскрыть на выбранных им самим произведениях. В сетях паникуют: а что если человек, раскрывая тему любви, захочет взять "Лолиту" или "Пятьдесят оттенков серого"? Ну, если выпускника это волнует, пусть лучше пишет, чем загонять его в подполье с его переживаниями, однако я сомневаюсь, что в реальности такое произойдет. К тому же книги эти теперь маркируются знаком "18+" в соответствии с законом о защите детей о нежелательной информации, впрочем, дискуссия о применениях этого закона продолжается. Но направление "Любовь" порождает десятки тем: это и любовь к своей профессии, к родителям, к Родине, большой или малой, это может быть любовь к животным, к горам или морю, к живописи или музыке, любовь может быть светлая и трагическая, эгоистическая и жертвенная.

Некоторые учителя предлагают рядом с темами давать авторов, на которых можно опираться, раскрывая тему. Такого не предполагалось, мы всячески старались уйти от школьного литературоведения, от навязывания детям шаблонов. Обсудить, каких авторов и какие произведения взять, раскрывая ту или иную тему, учитель может на уроках. Допустим, укажем мы трех-четырех авторов к теме сочинения. Слабого ученика это не спасет, а сильного только стреножит.

Компетентно

Елена Зинина, ученый секретарь Федерального института педагогических измерений (ФИПИ):

Комментарии к направлениям составлены таким образом, чтобы они не подсказывали темы сочинений, но при этом давали бы определенные ориентиры, показывали различные возможные ракурсы формулировок. Более конкретный комментарий мог бы провоцировать на разработку репетиционных тем сочинений, разного рода шпаргалок, в том числе и силами недобросовестных издательств. Темы станут известны за 15 минут до начала сочинения. Уверяю вас, они будут несложными. Разрешается использовать художественное произведение, отечественное или зарубежное, фольклор, мемуары, публицистику, стихотворные произведения. Требование: в сочинении не меньше одного стихотворения. Использовать религиозную литературу, в том числе Библию, Коран, не запрещено.

Какие сочинения писали гимназисты в начале ХХ века

Слово как источник счастья.

Почему жизнь сравнивают с путешествием?

Родина и чужая сторона.

О скоротечности жизни.

Какие предметы составляют богатство России и почему?

О высоком достоинстве человеческого слова и письма.

О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.

Замирание нашего сада осенью.

Встреча войска, возвратившегося из похода.

Какая удивительная тема – «Потерянное время». Потерянное... Мне кажется, потерять можно какую-то вещь, но время... Однако, если вдуматься, мы теряем его очень часто. Попробуйте проанализировать свой день – минуту за минутой. Посчитали свои растраченные впустую драгоценные минуты? Много их? Думаю, да... Потерянное время мстит за себя . Сомневаетесь? Докажу свою точку зрения, обратившись к художественной литературе.

Аргумент 1 – «Сказка о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца

Аргумент 2 – И.А.Гончаров «Обломов»

Можно взять в заключение - слова Ричарда Уэйтли, английского писателя, который сказал: « Потеряй один час утром, и искать его будешь весь оставшийся день»

Тема та же Потерянное время

У прошлого есть запах, вкус и цвет,

Стремление учить, влиять и значить,

И только одного, к несчастью, нет –

Возможности себя переиначить.

Так пишет русский и израильский писатель Игорь Миронович Губерман, получивший широкуюизвестность благодаря своим афористичным и сатирическимчетверостишиям - «гарикам». (Вступление – 40 слов)

Действительно, у каждого из нас есть прошлое, настоящее и будущее, и все три времени взаимосвязаны. Поэтому, строя грядущее, человек должен задумываться над своими поступками, отношением к людям, профессии, к миру, окружающему его. Нельзя тратить время на пустые разговоры, на лежание на диване, на безумное добывание денег, на бездействие, а главное - нельзя изменять самому себе. Человек должен понимать, что потерянное время – это потерянная жизнь . (тезис – 64 слов). В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. (скрепа – 9 слов)

1 Аргумент – рассказ Антона Павловича Чехова «Ионыч»

2 Аргумент – стихотворение м.Ю.Лермонтова «Дума»

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом. (фрагмент стихотворения)

Заключение.

К какому же выводу я пришла, размышляя над темой «Потерянное время»? Время – наше сокровище, которое мы не ценим и тратим впустую. Торопя жизнь или замедляя её, человек пропускает самое главное – саму жизнь. Тот, кто привык откладывать всё на потом, будет наказан: потеря времени обернётся пустотой, одиночеством, чувством неприкаянности, ранним старением души и тела. Не зря же Петя Зубов, герой сказки Е.Шварца, пройдя все испытания, утверждает: «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет». Давайте прислушаемся к его словам... (80 слов)

Так можно начать сочинение... Или завершить

Время - это мираж, оно сокращается в минуты счастья и растягивается в часы страданий. (Р.Олдингтон)

Становится новое старым,

потом промчатся года -

И старое сменится новью:

так было, так будет всегда. (Рудаки)

Если время самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством. (Б.Франклин)

Время идет медленно, когда за ним следишь... Оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существует два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует. (А.Камю)

Держи время! Стереги его любой час, любую минуту. Без надзора оно ускользнет, словно ящерица. Освещай каждый миг честным, достойным свершением! Дай ему вес, значение, свет. (Т.Манн)

Для того чтобы явилось в свет какое-нибудь крупное зло, нужен один день, а чтобы стереть его с лица земли, потребуется несколько столетий. (Л. Бланки)

Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова (Д. Сантаяна, американский философ).

Самый зловещий из всех земных звуков - тиканье часов. (В.Солоухин)

Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, еще не осознал цену жизни. (Чарльз Дарвин)

«Время так быстротечно, когда куда-то спешишь, и так медлительно, когда чего-то ждёшь» (Джейсон Стэтэм)

«Счастливые часов не наблюдают» (А.С.Грибоедов)

Если настоящее пытается судить прошлое, то оно теряет будущее. (У.Черчилль).

Даже самый богатый человек не в состоянии откупить свое прошлое. (О.Уайльд)

Выбирать время – значит экономить его. (Френсис Бэкон, английский философ-материалист)

Время лечит все раны. (Русская пословица)

Будущее приобретается в настоящем. (Сэмюель Джонсон, английский писатель, автор «Словаря английского языка»)

Счастливые люди считают время минутами, тогда как для несчастных оно тянется месяцами. (Джеймс Фенимор Купер, американский писатель)