Л. Толстой – публицист: основные темы и художественные приемы. «Постановка ряда моральных проблем в творчестве Толстого Основные темы творчества льва толстого

Введение

Понятия добра и зла, морали, этики и решение нравственных проблем являются одними из самых важных моментов в человеческой жизни.

Гениальный писатель и великий моралист Л.Н. Толстой писал: «Мы все привыкли думать, что нравственное учение есть самая пошлая и скучная вещь, в которой не может быть ничего нового и интересного; а между тем вся жизнь человеческая, со всеми столь сложными и разнообразными, кажущимися независимыми от нравственности деятельностями, - и государственная, и научная, и художественная, и торговая - не имеет другой цели, как большее и большее уяснение, утверждение, упрощение и общедоступность нравственной истины» Толстой Л.Н . Так что же нам делать? // Собр. соч.: В 22 т. - М., 1983. - Т. 16. - С. 209..

Русская литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями нашего народа. Лучшие писатели в своих произведениях постоянно поднимали проблемы современности, пытались решить вопросы добра и зла, совести, человеческого достоинства, справедливости и другие.

Нравственное воспитание направлено, прежде всего, на выработку активной жизненной позиции личности, которая характеризуется сознанием высокой ответственности перед обществом. В формировании личности с высоким нравственным потенциалом неоценимое значение имеет художественная литература.

Литература второй половины XIX века - это литература критического реализма. Среди несовершенного мира, с господствующей в нем несправедливостью, писатели ищут те вечные светлые и справедливые начала, которые спасут человечество. Человеческая личность и духовное ее содержание - главное звено в этой цепи, с формирования ее самосознания, по мнению многих мыслителей, начинается путь к гармоничному обществу.

Тема моего реферата «Нравственные искания в творчестве великих русских писателей Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского». Данную тему я считаю актуальной, так как вопросы морали и нравственности волновали человека во все времена.

В свое работе, я попытаюсь рассмотреть взгляды Ф.М.Достоевского и Л.Н. Толстого, на мораль и духовный мир человека, на добро и зло, с целью сформировать представление о восприятии морали и нравственности через творчество этих великих русских писателей-моралистов.

Творчество Льва Николаевича Толстого

Душевный мир героев в творчестве Л.Н. Толстого

Лев Николаевич Толстой один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель. Литературную деятельность начал зимой 1850-1851 гг. с написания произведения «Детство». В марте 1851 года написал «Историю вчерашнего дня».

Самая характерная черта творчества Льва Николаевича - это изображение духовного роста человека. Она прослеживается на протяжении всего его творчества. Чем больше влияет на человека общество, тем беднее его внутренний мир.

В романе «Воскресенье», к примеру, главного героя - молодого Дмитрия Ивановича Нехлюдова, Толстой характеризует, честным, самоотверженным юношей, готовым отдать себя на всякое доброе дело. В юности, Нехлюдов, мечтающий сделать всех людей счастливыми, думает, читает, говорит о Боге, правде, богатстве, бедности; считает нужным умерять свои потребности; мечтает о женщине, только как о жене и видит высшее духовное наслаждение в жертве во имя нравственных требований. Его волнует духовный рост и внутреннее душевное содержание. Такое мировоззрение и поступки Нехлюдова, признаются окружающими его людьми странностью и хвастливой оригинальностью. Когда же, достигнув совершеннолетия, он, отдает крестьянам имение, наследованное от отца, потому что считает несправедливым владение землею, то этот поступок приводит в ужас его мать и родных, и делается постоянным предметом укора и насмешки над ним всех его родственников. Сначала Нехлюдов пытается бороться, но бороться оказывается слишком сложно и, не выдержав борьбы, он сдается, делаясь таким, каким хотят его видеть окружающие, совершенно заглушив в себе тот голос, который требует от него чего-то другого. Затем, Нехлюдов поступает в военную службу, которая по Толстому «развращает людей». И вот, уже таким человеком, по пути в полк, он заезжает в деревню к своим тётушкам, где совращает, влюблённую в него Катюшу и, в последний день перед отъездом, суёт ей сторублёвую бумажку, утешая себя тем, что «все так делают». Выйдя из армии в чине гвардии поручика, Нехлюдов селится в Москве, где ведет, праздную жизнь. В этом романе показано влияния общества на внутренний мир человека. Как можно из душевно богатого юноши, сделать эгоиста, любящего только свое наслаждение. Духовная смерть Нехлюдова связана с отказом от себя, от внутреннего чувства стыда, совести и с растворением с общепринятым в господском кругу: "Но что же делать? Всегда так. Так это было с Шенбоком и гувернанткой, про которую он рассказывал, так это было с дядей Гришей, так это было с отцом... А если все так делают, то, стало быть, так и надо".

В ранних произведениях Толстого, трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность», рассказана история также молодого и юного дворянина. Здесь много биографических черт, но это не все биография автора. Эта история становления внутреннего облика человека. У героя трилогии Николеньки Ирьтеньева богатый душевный мир, потому что он способен видеть многочисленные явления жизни, анализировать их и в определенный момент произвести переоценку ценностей.

Как и все произведения Л. Н. Толстого, трилогия «Детство. Отрочество. Юность» явилась, по сути, воплощением большого количества замыслов и начинаний. Главной целью Л. Н. Толстого становится показ развития человека как личности в пору его детства, отрочества и юности, то есть в те периоды жизни, когда человек наиболее полно ощущает себя в мире, и затем, когда начинается отделение себя от мира и осмысление окружающей его среды. Отдельные повести составляют трилогию, действие же в них происходит согласно идее, сначала в усадьбе Иртеньевых («Детство»), затем мир значительно расширяется («Отрочество»). В повести «Юность» тема семьи, дома звучит во много раз приглушеннее, уступая место теме взаимоотношений Николеньки с внешним миром. Не случайно со смертью матери в первой части разрушается гармония отношений в семье, во второй -- умирает бабушка, унося с собой огромную моральную силу, и в третьей -- папа вторично женится на женщине, у которой даже улыбка всегда одинаковая. Возвращение прежнего семейного счастья становится совершенно невозможным. Между повестями существует логическая связь, оправданная, прежде всего логикой писателя: становление человека хоть и разделяется на определенные стадии, однако непрерывно на самом деле. Своих героев Л. Н. Толстой показывает в тех условиях и в тех обстоятельствах, где их личность может проявиться наиболее ярко. Трилогия построена на постоянном сопоставлении внутреннего и внешнего мира человека. Главной целью писателя, безусловно, был анализ того, что же составляет сущность каждого человека.

Каждый человек, какой бы сущностью он не обладал, каким бы замкнутым или одиноким он не был, определенным образом воздействует на жизнь окружающих, так же как и чужие поступки влияют на его судьбу.

Судьба главного героя рассказа «После бала» - Ивана Васильевича - резко изменилась после событий всего лишь одного утра. В молодости, в годы обучения в университете, Иван Васильевич был «очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый». Его жизнь была лишена каких-либо серьезных проблем. Он, казалось, наслаждался своей бесшабашной молодостью: катался на своем иноходце, кутил с товарищами, танцевал на балах.

Вернувшись, домой, взволнованный юноша не мог уснуть и отправился встречать утро на улицу. Все казалось ему «особенно мило». Однако безмятежное счастье молодого человека было внезапно развеяно ужасной картиной наказания татарина, проходящего сквозь бесконечный строй солдат, вооруженных палками. Командовал этим жестоким избиением ни кто иной, как отец Вареньки. Он следил за тем, чтобы каждый из солдат оставил свой след на спине несчастного. Увиденная картина потрясла Ивана Васильевича. Он не понимал, как полковник мог играть такую ужасную роль: «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю... Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня».

На всю жизнь запомнил ужасную картину Иван Васильевич. Другими глазами посмотрел он на окружающих людей - и на себя тоже. Не в силах изменить или остановить зло, юноша отказался от своего в нем участия. Внутри его бушевал протест. Несмотря на все оправдания, он не смог больше мечтать о карьере военного и не стал им впоследствии, даже почему-то охладело его чувство к Вареньке.

Внешне согласившись и примирившись с поступками полковника, с порядками того времени, Иван Васильевич не мог забыть это и простить. Совесть каждого человека подсказывает ему, как нужно поступать. В образе главного героя Толстой показал пробуждение в человеке совести, его богатый душевный мир и человечность, чувства ответственности за ближнего.

Этот образ и черты героя прослеживаются и в других произведениях автора. По мнению Толстого богатым душевным миром может обладать не только человек образованный, но и простой солдат. В повести «Казаки» Толстой показывает, что человек, если он обладает положительными качествами, становиться самим собой только в слиянии с природой. Только человек, обладающий способностью мыслить и чувствовать, может испытывать наслаждение от общения с природой. В «Казаках» уже довольно ясно проявляется мысль о том, что искания лучших людей приводят их к глубинам народным к источнику самых чистых и благородных побуждений. Эта мысль ярко показана в «Войне и мире».

Великие русские писатели чувствовали, что они больше, чем писатели, стремясь улучшить нравственную атмосферу общества, облегчить положение народа. Особенно это характерно для жизни и творчества Л.Н. Толстого.

В «Войне и мире» писатель восхищается народом, победившим Наполеона, причём народ - это не только крестьяне и солдаты, а всё лучшее в русской нации, что объединяет простых людей и Кутузова, Андрея Болконского, Пьера Безухова, Петю и Наташу Ростовых, а именно: «скрытая теплота патриотизма». Народ - это не только грозная военная, но и творческая, созидательная сила. С какой теплотой он пишет об артелях строителей, потянувшихся в Москву, чтобы отстроить столицу после оставления её французами! И своих героев-дворян Толстой оценивает прежде всего с точки зрения того, насколько они могут проникнуться общим чувством с народом, сблизиться с народом. Пьер Безухов и на поле Бородина, и в плену был с народом, став после этого декабристом.

В следующем романе, «Анна Каренина», казалось бы, речь идёт не о народе: здесь ставится проблема семьи, любви, поэтому Некрасов полушутливо отозвался о романе:

Он доказал с умом нам и талантом,

Что женщине нельзя гулять

Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адьютантом,

Когда она жена и мать.

Действительно, Анна, сделав личные чувства целью жизни, не осознала, что счастье - в радостях семьи, а не в любовной страсти. Но как она, решив покончить с собой, не подумала о своих детях? Толстой объясняет это. Вторые роды Анны были очень тяжёлыми, и она принимала морфий, чтобы избавиться от болей. По сути, она стала наркоманкой. От этого её рассудок помутился, что толкнуло её к самоубийству, хотя погубили Анну прежде всего светское ханжество и собственное своеволие. Это отмечают исследователи романа, но «морфинизм» Анны они почему-то не принимают во внимание.

И всё-таки «Анна Каренина» ــ не только семейно-любовный роман. Это произведение о пореформенной России, о русском народе. Слова Константина Левина «У нас теперь всё это переворотилось и только укладывается» очень точно характеризуют пореформенный период, когда отменили крепостное право, соответствующие ему законы и «укладывается» буржуазный строй. Левин любит народ, ищет «средства работать производительно» и для народа, и для себя. Он, по словам Толстого, приходит «в восхищение от силы, кротости, справедливости» народа, но его раздражают «беспечность, неряшливость, пьянство, ложь», хотя «он считал и самого себя частью народа». Самый автобиографический герой Толстого, Левин думает об изменении положения народа: «Вместо бедности - всеобщее богатство, довольство; вместо вражды - согласие и связь интересов». Он, как и Толстой, косит и скирдует сено с мужиками, тянется к их трудовой правде. Левин любуется, как молодой крестьянин Иван Пармёнов с красавицей-женой работает «легко, весело и ловко», и он задумался, не переменить ли ему «ту столь тягостную, праздную, искусственную и личную жизнь, которою он жил, на эту трудовую, чистую и общую прелестную жизнь». Здесь писатель объединяет «мысль семейную», т. е. проблему семейного счастья, с проблемой мужика и барина: любовь и совместная с народом трудовая жизнь - вот решение обеих проблем.

Писатель «отрёкся от жизни» своего круга в 80-е гг., и новые взгляды его определяет точка зрения крестьянина. Проблема земельной собственности поставлена во многих произведениях позднего Толстого. В рассказе «Много ли человеку земли нужно?» Пахом, позарившись на даровые башкирские земли, обежал до захода солнца огромный участок земли, который по договору с местным старшиной (оказавшимся чёртом) должен был достаться ему, и рухнул замертво. Так что досталось ему лишь три аршина для могилы. Жадность, внушённая дьяволом, погубила Пахома.

В рассказе «Зерно с куриное яйцо» мужики нашли огромной величины зерно, и дряхлый дед сказал, что раньше все зёрна были такими. Это было тогда, когда земля была вольной, и на ней трудились сообща. А потом мужики стали жить плохо потому, что «у земледельческого народа отнята земля», как писал Толстой в статье «Великий грех». В статье «О голоде» писатель прямо указывает: «Народ голоден оттого, что мы слишком сыты». Вспомним слова третьего мужика из комедии «Плоды просвещения»: «Помилосердствуй, отец. Земля наша малая, не то, что скотину, ــкурицу, скажем, и ту выпустить некуда». Главное в пьесе - не высмеивание увлечения спиритизмом помещика Звездинцева, а взаимоотношения господ и мужиков. При помощи ловкой горничной Тани мужикам удалось склонить помещика к продаже им земли в рассрочку. Мысль автора ясна: земля должна принадлежать тем, кто её обрабатывает.

В драме «Власть тьмы» также отражены конфликты эпохи установления буржуазных отношений в деревне: здесь и разорение крестьян, и уход в город «на чугунку», и расслоение деревни, и появление батрачества. Старик Аким послал сына работать на железную дорогу, а сам устроился в городе «золотарём», потому что земля не может прокормить семью бедного крестьянина. А разбогатевший после женитьбы на Анисье Никита уже не хочет работать и нанимает батрака - отставного солдата Митрича. Многое повидавший в жизни, Митрич растолковывает Акиму, как «облупляют народ» крестьянские банки, что вызывает негодование Акима: «Как же это так? Бог трудиться велел. А ты, значит, тае, положил в банку деньги, да и спи, а деньги тебя, значит, тае, поваля кормить будут. Скверность это, значит, не по закону это». Самим названием пьесы писатель характеризует крестьянскую жизнь, полную бесправия, темноты и невежества. И исследователи драмы под словами «власть тьмы» подразумевают забитость и предрассудки крестьянства, а также власть денег, которую несут в деревню капиталистические порядки. Всё это в пьесе есть. Но нельзя забывать, что Толстой не ставил целью создать произведение с резкой критикой существовавших порядков, а писал, по его словам, пьесу из «крестьянского быта», где осуждается прелюбодеяние. Словосочетание «власть тьмы» взято из Нового Завета: так Христос назвал поведших его на Голгофу иудеев и римских легионеров. Ведь Толстой в 80-е годы написал немало произведений на морально-этические темы, где критикует чувственную любовь: «Дьявол», «Отец Сергий», «Крейцерова соната». В них «тьмой» являются греховные соблазны, внушенные человеку дьяволом, спасение от которых писатель видит в следовании заповедям Бога. И здесь Никита попал под власть дьявольской «тьмы», нарушив четыре заповеди Христа: «не прелюбодействуй», «не пожелай жены ближнего своего», «не лжесвидетельствуй», «не убий». И покаяние Никиты перед всеми людьми в конце пьесы - это освобождение его из-под «власти тьмы», возвращение его к народной нравственности. Многое сделал для возрождения Никиты и его отец, честный Аким. Критики склонны видеть в Акиме непротивленца, а в батраке Митриче - бунтаря, обличителя. Но так ли это? Ведь Аким решительно противится всякому злу. Другое дело, что он не знает и не догадывается о некоторых тёмных делах: об отравлении Петра, об убийстве рождённого Акулиной от Никиты ребёнка. Невозможно представить себе, чтобы Аким, узнав о творившихся преступлениях, не предотвратил бы их. А Митрич, зная, что убивают только что родившегося ребёнка, спокойно лежит на печи. Ясно, что спившийся батрак занимает подчинённое положение в семье Никиты (кстати, пьянство - это тоже аспект «власти тьмы»); тем не менее, он не особенно переживает, поскольку очерствел, стал равнодушным к злодеяниям. Раньше он был добрым человеком, спас на войне ребёнка, но постепенно утратил и веру в людей, и любовь к ним. «Завернись с головой и спи», ــ отвечает он девочке Анютке, догадывающейся о том, что происходит. И это философия Митрича - закрывать глаза на творившиеся злодеяния; тьма его «засосала». Кто же после этого непротивленец - Митрич или Аким? Всё же Толстой доказывает, что и в тяжёлых условиях существования народ сохранил нравственную силу и стойкость: честность и правдивость побеждают зло «тьмы».

«Воскресение», последний роман русской литературы ХIХ в., стал совершенно новым произведением в нашей литературе и в творчестве Толстого. Главное действующее лицо здесь - Катюша Маслова, человек из народа. Князь Нехлюдов осознал себя виновным в том, что случилось с Катюшей. В нём проснулась совесть, он думает не только о Масловой, но и о народе, ужасаясь «тьме» русской деревни: «умирание детей, сверхсильная работа женщин, недостаток пищи для всех». Нехлюдов осознаёт, что народ трудится до седьмого пота, чтобы мы «покупали себе шляпы, трости, коляски». Он хочет отдать мужикам землю без всякого выкупа, но тёмный народ противится, боясь, нет ли здесь подвоха. В этом романе Толстой впервые изображает революционеров, причём с явной симпатией. Катюша на каторге восхищается революционерами Щетининой и Симонсоном, понимая, что они - «за народ, против господ».

Не случайно многие герои позднего Толстого порывают со своим окружением, сближаются с народом. Это и князь Нехлюдов в «Воскресении», и князь Касатский из повести «Отец Сергий», и Фёдор Протасов из драмы «Живой труп». Сам Толстой выступал как защитник народа, поборник социальной справедливости не только в своих художественных и публицистических произведениях. Он организовал помощь голодающим в годы неурожая, делил с мужиками тяготы крестьянского труда, трижды обращался к царям - Александру II, Александру III и Николаю II, ــ критикуя российские порядки. И причиной ухода Толстого из Ясной Поляны были не семейные разногласия и натянутые отношения с женой, а прежде всего желание писателя жить по тем принципам, которые он проповедовал в своих произведениях. Известные слова Константина Батюшкова «Живи, как пишешь, и пиши, как живёшь» особенно применимы к жизни и творчеству Толстого. Его жизнь - пример тому, каким должен быть настоящий писатель: не жаждать премий и наград, поощрений со стороны властей, а указывать власть предержащим на проблемы, которые необходимо решать, болеть за народ и защищать его интересы.

Александр Владимирович Макеев, канд. фил. наук, доцент

Лев Николаевич Толстой - выдающийся писатель в русской литературе, а также педагог, общественный деятель и публицист. Невозможно в двух строчках описать, в чем заключается его творчество, ведь каждое произведение поразительно масштабно и отражает в себе личность писателя. Мировоззрение Льва Николаевича очень противоречиво, и в течение всей жизни оно претерпевает серьезные изменения, что, естественно отразиться на всех произведениях.

Мысль о том, что все люди духовно связаны с окружающем миром не покинет его до конца жизни.

Произведения Толстого несут в себе нравственную проблематику, где объектами познания являются внутренние миры и духовные составляющие людей. Бесспорно, каждого поразит то, насколько реалистичны события, действия, поведение людей, а также то как подробен и точен анализ всего описанного. Особый акцент писателя в творчестве - это раскрытие внутреннего становления разных личностей, а одна из кардинальных идей-это, конечно, нравственное совершенствование. Важной составляющей произведений великого писателя также является «диалектика души», то есть литературное описание внутреннего мира героев с детальным описанием в развитии и движении. Это принцип точно отражает толстовский реализм во многих произведения: «Детство», «Отрочество», «Юность», а также в более объемных, таких, как «Анна Каренина», «Война и мир», «Воскресенье». Те герои, которые для писателя любимые, будут изображены в постоянном духовном развитии, чего нельзя сказать о нелюбимых.

Стоит отметить особую чуткость Л. Н. Толстого к движению истории. В «Севастопольских рассказах» и «Войне и мире» нельзя не отметить, что в писателе проявляется патриотическое сознание. «Война и мир» - это не только роман, это историческая хроника, отражение действительности той эпохи во всех красках. «Историческая эпопея» - это самое близкий жанр, который выделили исследователи. Эта эпопея содержит описание не только всего народа, но и его движение во времени, в истории. Именно здесь нам открывается еще одна сторона творчества Толстого:» мысль народная». Многие пониманию под народом что-то обычное, у писателя же это люди, как носители нравственных и социально-значимых качеств. Это и крестьяне, и мужики, и дворяне, и офицеры. Конкретно в романе «Война и мир» «мысль народная» напрямую связана с представлениями писателя о смысле существования.

Отпечаток Л. Н. Толстого в русской литературе весьма существенен. Такие произведения, как «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» были хорошо восприняты публикой и многими критиками ХIX-XX веков. По сей день они остаются нашими ценнейшими сокровищами и достоянием литературы.

Тем не менее, были и те, кто не смог понять содержание творчества выдающегося писателя. Наверное, потому что вопросы и проблемы, затронутые в произведениях, слишком серьезны и масштабны для каждого из нас, а потому для того, чтоб осознать значимость каждой строчки Толстого требуется время, много времени.

достоевский философский толстой произведение

Религиозно-философские искания другого крупнейшего русского писателя Льва Николаевича Толстого (1828-1910) были связаны с переживанием и осмыслением самых разнообразных философских и религиозных учений, на основе чего формировалась мировоззренческая система, отличавшаяся последовательным стремлением к определенности и ясности (в существенной мере - на уровне здравого смысла) при объяснении фундаментальных философских и религиозных проблем и соответственно своеобразным исповедально-проповедническим стилем выражения собственного «символа веры». Факт огромного влияния литературного творчества Толстого на русскую и мировую культуру совершенно бесспорен. Подвергая критике общественно-политическое устройство современной ему России, Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который призвана была дать созданная им «истинная религия». В ней Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты церковных учений и в связи с этим роль церкви в общественной жизни. Этику религиозного самосовершенствования человека он связывал с о = пазом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви. По Толстому, «царство божие внутри нас» и потому онтологически-космологическое и метафизико-богословское понимание Бога неприемлемо для него. Считая всякую власть злом, Толстой пришел к идее отрицания государства. Поскольку в общественной жизни он отвергал насильственные методы борьбы, постольку считал, что упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественных и государственных обязанностей. Если религиозно-нравственное самосовершенствование человека должно было дать ему определенный душевный и социальный порядок, то. очевидно, что полное отрицание всякой государственности такого порядка гарантировать не могло. В этом проявилась противоречивость исходных принципов и сделанных из них выводов в утопической философии Толстого. Сущность познания Толстой усматривал в уяснении смысла жизни - основного вопроса всякой религии. Именно она призвана дать ответ на коренной вопрос нашего бытия; зачем мы живем и каково отношение человека к окружающему бесконечному миру.

Идеи же писателя вызывали и вызывают гораздо более неоднозначные оценки. Они также были восприняты как в России (в философском плане, например, Н.Н. Страховым, в религиозном - стали основой «толстовства» как религиозного течения), так и в мире (в частности, очень серьезный отклик проповедь Толстого нашла у крупнейших деятелей индийского национально-освободительного движения). В то же время критическое отношение к Толстому именно как к мыслителю представлено в российской интеллектуальной традиции достаточно широко. О том, что Толстой был гениальным художником, но «плохим мыслителем», писали в разные годы В.С. Соловьев, Н.К. Михайловский, Г.В. Флоровский, Г.В. Плеханов, И.А. Ильин и другие. Однако, сколь бы серьезными подчас ни были аргументы критиков толстовского учения, оно безусловно занимает свое уникальное место в истории русской мысли, отражая духовный путь великого писателя, его личный философский опыт ответа на «последние», метафизические вопросы.

Глубоким и сохранившим свое значение в последующие годы было влияние на молодого Толстого идей Ж.Ж. Руссо. Критическое отношение писателя к цивилизации, проповедь «естественности», вылившаяся у позднего Л. Толстого в прямое отрицание значения культурного творчества, в том числе и своего собственного, во многом восходят именно к идеям французского просветителя. К более поздним влияниям следует отнести моральную философию А. Шопенгауэра («гениальнейшего из людей», по отзыву русского писателя) и восточные (прежде всего буддийские) мотивы в шопенгауэровском учении о «мире как воле и представлении». Впрочем, в дальнейшем, в 80-е годы, отношение Толстого к идеям Шопенгауэра становится критичней, что не в последнюю очередь было связано с высокой оценкой им «Критики практического разума» И. Канта (которого он характеризовал как «великого религиозного учителя»). Однако следует признать, что кантовские трансцендентализм, этика долга и в особенности понимание истории не играют сколько-нибудь существенной роли в религиозно-философской проповеди позднего Толстого, с ее специфическим антиисторизмом, неприятием государственных, общественных и культурных форм жизни как исключительно «внешних», олицетворяющих ложный исторический выбор человечества, уводящий последнее от решения своей главной и единственной задачи - задачи нравственного самосовершенствования. В.В. Зеньковский совершенно справедливо писал о «панморализме» учения Л. Толстого. Этическая доктрина писателя носила во многом синкретический, нецелостный характер. Он черпал свое морализаторское вдохновение из различных источников: Ж.Ж. Руссо, А. Шопенгауэр, И. Кант, буддизм, конфуцианство, даосизм. Но фундаментом собственного религиозно-нравственного учения этот далекий от какой бы то ни было ортодоксальности мыслитель считал христианскую, евангельскую мораль. Фактически основной смысл религиозного философствования Толстого и заключался в опыте своеобразной этизации христианства, сведения этой религии к сумме определенных этических принципов, причем принципов, допускающих рациональное и доступное не только философскому разуму, но и обычному здравому смыслу обоснование. Собственно, этой задаче посвящены все религиозно-философские сочинения позднего Толстого: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри вас», «О жизни» и другие. Избрав подобный путь, писатель прошел его до конца. Его конфликт с церковью был неизбежен, и, конечно, он носил не только «внешний» характер: критика им основ христианской догматики, мистического богословия, отрицание «божественности» Христа. С наиболее серьезной философской критикой религиозной этики Л. Толстого в свое время выступали В.С. Соловьев («Три разговора») и И.А. Ильин («О сопротивлении злу силою»).

Целая эпоха русской жизни отразилась на страницах книг Толстого. Творчество Льва Николаевича знаменует собой новый этап в развитии художественной мысли. Во времена Толстого в мире происходили глобальные изменения в жизни общества, в науке, в искусстве. Соответственно, процессы, происходившие в тех или иных сферах жизни человечества, и их воздействие на окружающий мир требовали в свою очередь осмысления. Многие научные деятели и философы того периода (19 век - середина 20 века) запечатлели мысли и рассуждения в своих работах, ставших общемировым достоянием. Они искали истину в решении таких проблем, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, отношения между мужчиной и женщиной, войной и миром, рассовая дискриминация, политическая борьба и т.д.

С точки зрения русского писателя и мыслителя Л.Н. Толстого драматизм человеческого бытия состоит в противоречии между неотвратимостью смерти и присущей человеку жаждой бессмертия. Воплощением этого противоречия является вопрос о смысле жизни - вопрос, который можно выразить так: есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?. Толстой считает, что жизнь человека наполняется смыслом в той мере, в какой он подчиняет ее исполнению воли Бога, а воля Бога дана нам как закон любви, противостоящий закону насилия. Закон любви полней и точней всего развернут в заповедях Христа. Чтобы спасти себя, свою душу, чтобы придать жизни смысл человек должен перестать делать зло, совершать насилие, перестать раз и навсегда и прежде всего тогда, когда он сам становится объектом зла и насилия. Не отвечать злом на зло, не противиться злу насилием - такова основа жизнеучения Льва Николаевича Толстого.

Религии и теме непротивления в той или иной форме посвящено все творчество Толстого после 1878 года. Соответствующие произведения можно подразделить на четыре цикла: исповедальный - «Исповедь» (1879-1881), «В чем моя вера?» (1884); теоретический - «Что такое религия и в чем сущность ее?» (1884), «Царство Божие внутри вас» (1890-1893), «Закон насилия и закон любви» (1908); публицистический - «Не убий» (1900), «Не могу.

Осуществление своих желаний люди связывают с цивилизацией, изменением внешних форм жизни, природной и социальной среды. Предполагается, что человек может освободиться от страдательного положения с помощью науки, искусств, роста экономики, развития техники, создания уютного быта и т.д. Такой ход мыслей, по преимуществу свойственный привилегированным и образованным слоям общества, заимствовал Л.Н. Толстой и руководствовался им в течение первой половины своей сознательной жизни. Однако как раз личный опыт и наблюдения над людьми своего круга убедили его в том, что этот путь является ложным. Чем выше поднимается человек в своих мирских занятиях и увлечениях, чем несметней богатства, глубже познания, тем сильнее душевное беспокойство, недовольство и страдания, от которых он в этих своих занятиях хотел освободиться. Можно подумать, что если активность и прогресс умножают страдания, то бездеятельность будет способствовать их уменьшению. Такое предположение неверно. Причиной страданий является не сам по себе прогресс, а ожидания, которые с ним связываются, та совершенно неоправданная надежда, будто увеличением скорости поездов, повышением урожайности полей можно добиться чего-то еще сверх того, что человек будет быстрее передвигаться и лучше питаться. С этой точки зрения нет большой разницы, делается ли акцент на активность и прогресс или бездеятельность. Ошибочной является сама установка придать человеческой жизни смысл путем изменения ее внешних форм. Эта установка исходит из убеждения, что внутренний человек зависит от внешнего, что состояние души и сознания человека является следствием его положения в мире и среди людей. Но если бы это было так, то между ними с самого начала не возникло бы конфликта.

Словом, материальный и культурный прогресс означают то, что они означают: материальный и культурный прогресс. Они не затрагивают страданий души. Безусловное доказательство этого Толстой усматривает в том, что прогресс обессмысливается, если рассматривать его в перспективе смерти человека. К чему деньги, власть и т.п., к чему вообще стараться, чего-то добиваться, если все неизбежно оканчивается смертью и забвением. «Можно жить только, покуда пьян жизнью; а как протрезвишься, то нельзя не видеть, что все это - только обман, и глупый обман! 6». Трагизм человеческого бытия, по мнению Толстого, хорошо передает восточная (древнеиндийская) басня про путника, застигнутого в степи разъяренным зверем. «Спасаясь от зверя, путник вскакивает в безводный колодезь, но на дне колодца видит дракона, разинувшего пасть, чтобы пожрать его. И несчастный, не смея вылезть, чтобы не погибнуть от разъяренного зверя, не смея и спрыгнуть на дно колодца, чтобы не быть пожранным драконом, ухватывается за ветки растущего в расщелинах колодца дикого куста и держится на нем. Руки его ослабевают, и он чувствует, что скоро должен будет отдаться погибели, с обеих сторон ждущей его, но он все держится, и пока он держится, он оглядывается и видит, что две мыши, одна черная, другая белая, равномерно обходя стволину куста, на котором он висит, подтачивают ее. Вот-вот сам собой обломится и оборвется куст, и он упадет в пасть дракону. Путник видит это и знает, что он неминуемо погибнет; но пока он висит, он ищет вокруг себя и находит на листьях куста капли меда, достает их языком и лижет их. Белая и черная мышь, день и ночь, неминуемо ведут человека к смерти - и не вообще человека, а каждого из нас, и не где-то и когда-то, а здесь и теперь, и это не басня, а это истинная, неоспоримая и всякому понятная правда7». И ничто от этого не спасет - ни огромные богатства, ни изысканный вкус, ни обширные знания.

Не удовлетворенный отрицательным решением вопроса о смысле жизни, Л.Н. Толстой обратился к духовному опыту простых людей, живущих собственным трудом, опыту народа. Наблюдения над жизненным опытом простых людей, которым свойственно осмысленное отношение к собственной жизни при ясном понимании ее ничтожности, и правильно понятая логика самого вопроса о смысле жизни подводят Толстого к одному и тому же выводу о том, что вопрос о смысле жизни есть вопрос веры, а не знания. В философии Толстого понятие веры имеет особое содержание, не совпадающее с традиционным. Это - не осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Вера есть сознание человеком такого своего положения в мире, которое обязывает его к известным поступкам. Вера есть знание смысла человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живет. Вера есть сила жизни. Из этих определений становится понятным, что для Толстого жизнь, имеющая смысл, и жизнь, основанная на вере, есть одно и то же.

Понятие веры в толстовском понимании совершенно не связано с непостижимыми тайнами, неправдоподобно чудесными, превращениями и иными предрассудками. То бесконечное, бессмертное начало, в сопряжении с которым жизнь только и обретает смысл, называется Богом.

Понятия Бога, свободы, добра связывают конечное человеческое бытие с бесконечностью мира. Все эти понятия, при которых приравнивается конечное к бесконечному и получается смысл жизни, понятия Бога, свободы, добра, мы подвергаем логическому исследованию. И эти понятия не выдерживают критики разума. Они уходят содержанием в такую даль, которая только обозначается разумом, но не постигается им. Они даны человеку непосредственно и разум не столько обосновывает эти понятия, сколько проясняет их. Только добрый человек может понять, что такое добро. Чтобы разумом постигнуть смысл жизни, надо, чтобы сама жизнь того, кто владеет разумом, была осмысленной. Если это не так, если жизнь бессмысленна, то разум не имеет предмета для рассмотрения, и он в лучшем случае может указать на эту беспредметность.

Цели:

1) Образовательная – знакомство учащихся с личностью, биографией и творчеством великого писателя; формирование представлений учащихся о жанрах, образах поэзии А.К. Толстого, обогащение словаря учащихся.

2) Развивающая -- закрепление умения работать с учебной литературой, развитие умения слушать, анализировать, совершенствование навыков монологического высказывания.

3) Воспитывающая – формирование чувства гордости за русскую литературу.

Ход урока

1.Оргмомент

2.Изучение нового материала

1 слайд

Вводное слово учителя

Русская литература дала миру трех писателей с фамилией Толстой:

  • Л.Н. Толстой – автор «Севастопольских рассказов», трилогии «Детство. Отрочество. Юность», знаменитых романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других великих произведений.
  • А.Н. Толстой – автор романов «Петр Первый», «Хождение по мукам», «Гиперболоид инженера Гарина», детской сказки «Буратино».
  • Если говорить о творчестве А.К.Толстого, то скорее всего подавляющее большинство жителей нашей страны не вспомнит ни одного произведения этого великого человека (и это конечно очень грустно).

А ведь А.К. – великий русский поэт, писатель, драматург, член-корреспондент Петербургской академии наук. По его произведениям в ХХ веке было снято 11 художественных фильмов в России, Италии, Польше, Испании. Его театральные пьесы с успехом шли не только в России, но и в Европе. На его стихи в разное время было создано более 70 музыкальных произведений. Музыку к стихотворениям Толстого писали такие выдающиеся русские композиторы, как Римский-Корсаков, Мусоргский, Балакирев, Рахманинов, Чайковский, а также венгерский композитор Ф.Лист. Никто из поэтов не может похвастаться таким достижением.

Через полвека после смерти великого поэта последний классик русской литературы И. Бунин написал: «Гр. А. К. Толстой есть один из самых замечательных русских людей и писателей, еще и доселе

На сегодняшнем уроке мы попробуем восстановить историческую справедливость.

Запись в тетради

Тема: «А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии А.К.Толстого»

Цели урока?

Познакомимся с биографией поэта и его творчеством;

Выделим основные темы и образы в его поэзии;

Определим значение его творчества для русской литературы.

2 слайд

Рассказ учителя (слайд-шоу)

Толстой Алексей Константинович (24 августа 1817 г. Санкт-Петербург - 28 сентября 1875 c. Красный Рог (ныне Почепский район Брянской обл.)

По отцовской линии он принадлежал к древнему дворянскому роду Толстых (государственные деятели, военачальники, деятели искусства, Л.Н.Толстой – троюродный брат). Мать - Анна Алексеевна Перовская - происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский, государственный деятель екатерининских времен, доводился ей родным дедом).

3 слайд

После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию, к своему брату А.А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители» (1829).

К 1826 году (9 лет) мать и дядя перевезли мальчика Санкт-Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые дружеские отношения). Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И.В. Гете. Толстой всю жизнь помнил эту встречу и хранил подарок великого поэта – кусок бивня мамонта. Перовский до своей смерти в 1836 году оставался главным советчиком в литературных опытах юного Толстого (писал с 6 лет), отдавал их на суд В.А. Жуковскому и А.С. Пушкину , с которыми состоял в приятельских отношениях. Все свое довольно значительное состояние Перовский завещал племяннику.

4 слайд

В 1834 (17 лет) Алексей Толстой был зачислен «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел.

На государственной службе А.К. находился 27 лет. 1834-1861 – Толстой на государственной службе (коллежский секретарь, в 1843 получил придворный чин камер-юнкера, в 1851 - церемониймейстера (5-й класс), в 1856, в день коронации Александра II, был назначен флигель-адьютантом). Закончил службу статским советником (полковник).

5 слайд

В литературе Толстой дебютировал не как поэт, а как писатель. В 1841 году была напечатана мистическая повесть на вампирскую тему «Упырь». В.Г.Белинский отметил это произведение, как творение еще очень молодого, но очень перспективного писателя. Фантастикой проникнуты и другие повести, написанные в конце 1830-х - начале 1840-х «Семейство вурдалака», «Встреча через триста лет».

Высшим достижением Толстого в прозе явился роман «Князь Серебряный» (1862). Это исторический роман в «вальтерскоттовском» духе об эпохе опричнины Ивана Грозного. Современной критикой роман воспринят не был, но пользовался огромной популярностью у читателей.

В 1854 (37 лет) Толстой начал публиковать свои лирические стихотворения (писал с 6 лет). При жизни вышел только один сборник стихотворений в 1867 году (50 лет.)

6 слайд

В 60-е годы Толстой увлечен драматургией (пишет театральные пьесы). Широкое, в т.ч. и европейское признание он получил благодаря драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Главная ее тема - трагедия власти, и не только власти самодержавных царей, но шире - власти человека над действительностью, над собственной участью.

Служба у А.Толстого вызывает отвращение. А.Толстой ставил "искусство как пользу в сто раз выше службы".

7 слайд

В 1861 году А.Толстой в официальном письме Александру II попросил об отставке: "Служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре. Я думал, что мне удастся победить в себе натуру художника, но опыт показал, что я напрасно боролся с ней. Служба и искусство несовместимы, одно вредит другому, и надо делать выбор". Добившись отставки, А.Толстой посвящает себя литературе, семье, охоте, деревне.

Личность А.К.Толстого всегда отличало благородство, честность, прямота, нежелание кривить душой, идти на нравственные компромиссы. Поэт всегда честно говорил в глаза царю, с которым дружил с детства, о несуразностях власти. Кроме того, он решительно не принимал и русский радикализм революционеров-демократов, был противником социальных потрясений (рассорился с Некрасовым, Чернышевским, Салтыковым-Щедриным).

Толстой обладал огромной физической силой: гнул подковы, узлом завязывал серебряные ложки, пальцем загонял гвозди в стену.

8 слайд

Любимым занятием его была охота. Особенно он любил охоту на медведя с рогатиной (это самая опасная охота на медведя, многие охотники в такой охоте погибли, многие чудом остались живы ). На его счету было около 100 медведей (случай на охоте ).

Несмотря на дружбу с наследником трона, а затем и императором Александром, Толстой никогда не пользовался этим для собственной выгоды. При дворе он появлялся лишь для того, чтобы воспользоваться привилегией друга императора: "говорить во что бы то ни стало правду", чтобы помочь своим собратьям по перу.

9 слайд

Благодаря хлопотам А.Толстого в 1853 году возвращается из ссылки Тургенев. В середине 50-х годов он помог вернуться из ссылки Тарасу Шевченко. Летом 1862 года вступился за Ивана Аксакова, которому было запрещено редактировать газету "День". В 1863 году он вновь заступается за арестованного Тургенева. В 1864 году А.Толстой делает попытку смягчить участь Чернышевского, отправленного на каторгу. На вопрос царя, что делается в русской литературе, А.Толстой ответил, что она "надела траур по поводу несправедливого осуждения Чернышевского", но Александр II холодно оборвал его: " Толстой, никогда не напоминай мне о Чернышевском". Этот эпизод особенно наглядно демонстрирует, насколько глубоки и непоколебимы были убеждения А.Толстого о чести, законе, справедливости. Ведь ни к взглядам Чернышевского, ни к его личности А.Толстой никогда не испытывал симпатий, но он был возмущен теми незаконными методами расправы, которые не могут быть допустимы даже по отношению к врагу.

А теперь мы обозначим основные темы, жанры и образы в творчестве А.К.Толстого. Данные будем заносить в таблицу (таблицу перенести в тетрадь).

10 слайд

  1. Тема любви (в таблицу)

11 слайд

Тема любви занимала большое место в творчестве Толстого. В любви Толстой видел основное начало жизни. Любовь пробуждает в человеке творческую энергию. Самое ценное в любви - родство душ, духовная близость, которую не в силах ослабить расстояние. Через всю любовную лирику поэта проходит образ любящей духовно богатой женщины (в таблицу).

Основным жанром любовной лирики Толстого стали стихотворения романсового типа (в таблицу).

Что такое романс?

Больше половины его стихотворений на любовную тему превратились в музыкальные стихотворения.

С1851 года все стихотворения были посвящены одной женщине Софье Андреевне Миллер, которая впоследствии стала его женой.

А.Толстой в 1851 встретился на балу-маскараде с таинственной незнакомкой (в маске), которая была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. Она отказалась снять маску, но взяла его визитную карточку, пообещав дать знать о себе. Вернувшись домой, А.Толстой долго не мог уснуть. В этот вечер он пишет стихотворение "Средь шумного бала".

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты:

Через несколько дней он увидел ее. Софья Андреевна стала единственной на всю жизнь любовью А.Толстого. Она была замужем за полковником конной гвардии (уже не жила с мужем, но развод не был оформлен). Любовь их была глубоким чувством, но соединить свои судьбы они не могли, так как были препятствия со стороны властной матери А.Толстого и Л.Ф.Миллера. Брак был оформлен только в 1863 году. Софья Андреевна всегда была верной подругой А.Толстого, его музой и первым строгим критиком, она обладала безупречным вкусом, и ее мнением художник очень дорожил. Софья Андреевна была великолепно образована, знала 14 языков, играла на рояле, хорошо пела.

Вся любовная лирика А.Толстого с 1851 года посвящена ей.

Стихотворение "Средь шумного бала", благодаря музыке Чайковского, превратилось в знаменитый романс, который был очень популярен и в XIX, и в XX веках.

12 слайд

Звучит романс

Их брак длился без малого 20 лет и стал самым ярким периодом в жизни и творчестве Толстого. На исходе жизни (1871) , находясь далеко от дома, поэт написал в письме любимой супруге такие слова: "Кровь застывает в сердце при одной мысли, что могу тебя потерять - я говорю себе: как ужасно глупо расставаться! Думая о тебе, я в твоем образе не вижу ни одной тени, ни одной. Все вокруг лишь свет и счастье".

13 слайд

2) Тема природы (в таблицу)

Ознакомьтесь со статьей.

Вопросы

  • основной жанр поэзии Толстого о природе?
  • основные лирические образы?
  • особенность, отличительная черта его стихотворений о природе?

Многие произведения А. К. Толстого строятся на описании своих родных мест, своей Родины, вскормившей и вырастившей поэта. В нем очень сильна любовь ко всему «земному», к окружающей природе, он тонко ощущает её красоту. В лирике Толстого преобладают стихотворения пейзажного типа.

В конце 50-60 годов в произведениях поэта появляются восторженные, народно-песенные мотивы. Отличительной чертой лирики Толстого становится фольклорность. Особенно привлекательна для Толстого весенняя пора, расцветающие и оживающие поля, луга, леса. Любимым образом природы в поэзии Толстого является «веселый месяц май». Весеннее возрождение природы исцеляет поэта от противоречий, душевных терзаний и придает его голосу нотки оптимизма:

И в воздухе звучат слова, не знаю чьи,

Про счастье, и любовь, и юность, и доверье,

И громко вторят им бегущие ручьи,

Колебля тростника желтеющие перья;

Пускай же, как они по глине и песку

Растаявших снегов, журча, уносят воды,

Бесследно унесет души твоей тоску

Врачующая власть воскреснувшей природы!

В стихотворении «Край ты мой, родимый край» Родина у поэта ассоциируется с величием степных скакунов, с их безумными скачками на полях. Гармоничное слияние этих величественных животных с окружающей природой, создают у читателя образы безграничной свободы и необъятных просторов родного края. Поэт с восторженным упоением делится картинами широких степей, над которыми словно парят лошади.

Край ты мой, родимый край!
Kонский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

В природе Толстой видит не только неумирающую красоту и врачующую истерзанный дух современного человека силу, но и образ многострадальной Родины. Пейзажные стихотворения легко включают в себя раздумья о родной земле, о битвах за независимость страны, о единстве славянского мира. («Ой стоги, стоги»)

Ученик читает стихотворение

Ой стоги, стоги,
На лугу широком!
Вас не перечесть,
Не окинуть оком!

Ой стоги, стоги,
В зеленом болоте,
Стоя на часах,
Что вы стережете?

«Добрый человек,
Были мы цветами,-
Покосили нас
Острыми косами!

Раскидали нас
Посредине луга,
Раскидали врозь,
Дале друг от друга!

От лихих гостей
Нет нам обороны,
На главах у нас
Черные вороны!

На главах у нас,
Затмевая звезды,
Галок стая вьет
Поганые гнезда.

Заполнение строк таблицы

Основной жанр: пейзаж (включающий философские раздумья). Что такое пейзаж?

Основные образы: весенний месяц май, образ многострадальной Родины, образы безграничной свободы и необъятных просторов родного края.

Особенность: фольклорность, народность поэзии Толстого (стихотворения в стиле народных песен).

Многие лирические стихотворения, в которых поэт воспевал природу, положены на музыку великими композиторами. Чайковский высоко ценил простые, но глубоко волнующие произведения поэта и считал их необыкновенно музыкальными. Ну а другой поэт русской природы (XX век) Сергей Есенин так однажды высказался о Толстом: «Широкой он души человек. Какая-то богатырская удаль слышится во многих стихах его, кажется, что сам народ русский подсказывает ему и слова, и ритмы, и глубину чувств».

  1. Сатира и юмор (в таблицу)

14 слайд

В чем разница между сатирой и юмором?

Юмор и сатира всегда были частью натуры А.К. Веселые розыгрыши, шутки, проделки молодого Толстого и его двоюродных братьев Алексея и Владимира Жемчужниковых были известны на весь Петербург. Особенно доставалось государственным чиновникам высшего ранга. Жалобы.

15 слайд

Позже Толстой стал одним из создателей образа Козьмы Пруткова – самодовольного, глупого чиновника, начисто лишенного литературного дара. Толстой и Жемчужниковы составили биографию вымышленного горе-литератора, выдумали место работы, знакомые художники написали портрет Пруткова.

От имени Козьмы Пруткова они писали и стихи, и пьески, и афоризмы, и исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности и литературы. Многие верили, что такой писатель действительно существует.

Афоризмы Пруткова пошли в народ.

16 слайд

Афоризмы Козьмы Пруткова (глупые, плагиат)

Зри в корень.

Никто не обнимет необъятного.

Лучше скажи мало, но хорошо.

Слабеющая память подобна потухающему светильнику.

Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.

Стрельба в цель упражняет руку и причиняет верность глазу.

Пища столь же необходима для здоровья, сколь необходимо приличное обращение человеку образованному.

Бди!

Копая другому яму, сам в нее попадешь.

17 слайд

Сатирические его стихотворения пользовались большим успехом. Любимыми сатирическими жанрами А.К.Толстого были: пародии, послания, эпиграммы (в таблицу).

Сатира Толстого поражала своей смелостью и озорством.Свои сатирические стрелы он направлял и на нигилистов («Послание к М.Н.Лонгинову о дарвинизме», баллада «Порой веселой мая…» и др.), и на государственный порядок («Сон Попова»), и на цензуру, и мракобесие чиновников, и даже на самую русскую историю («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»).

18 слайд

Самым известным произведением данной тематики является сатирическое обозрение «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1868). В 83 четверостишиях изложена вся история России (1000 лет) с призвания варягов до правления Александра II. А.К. дает меткие характеристики русским князьям и царям, описывая их попытки улучшить жизнь на Руси. А заканчивается каждый период словами:

Земля наша богата

Порядка ж снова нет.

Чтение отрывка о правлении Петра I

Царь Петр любил порядок,
Почти как царь Иван,
И так же был не сладок,
Порой бывал и пьян.

Он молвил: «Мне вас жалко,
Вы сгинете вконец;
Но у меня есть палка,
И я вам всем отец!..

Вернувшися оттуда,
Он гладко нас обрил,
А к святкам, так что чудо,
В голландцев нарядил.

Но это, впрочем, в шутку,
Петра я не виню:
Больному дать желудку
Полезно ревеню.

Хотя силён уж очень
Был, может быть, приём;
А все ж довольно прочен
Порядок стал при нем.

Но сон объял могильный
Петра во цвете лет,
Глядишь, земля обильна,
Порядка ж снова нет.

Подошли к самой важной теме в творчестве А.К.Толстого - исторической.

  1. Тема истории России (в таблицу)

19 слайд

Основные жанры: баллады, былины, поэмы, трагедии (в таблицу). В этих произведениях развернута целая поэтическая концепция русской истории.

Каковы же были взгляды Толстого на историю России?

Сообщение ученика

Историю России Толстой делил на два периода: домонгольский (Киевская Русь) и послемонгольский (Московская Русь).

Первый период он идеализировал. По его убеждению, в древности Русь была близка к рыцарской Европе и воплощала высший тип культуры, разумного общественного устройства и свободного проявления достойной личности. На Руси не было рабства, существовало народовластие в форме веча, не было деспотизма и жестокости в управлении страной, князья относились с уважением к личному достоинству и свободе граждан, русский народ отличался высокой нравственностью и религиозностью. Высок был и международный престиж Руси.

Баллады и поэмы Толстого, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатленными народной эпической поэзией. В балладах «Илья Муромец», «Сватовство», «Алеша Попович», «Боривой» образы легендарных героев и исторические сюжеты иллюстрируют мысль автора, воплощают его идеальные представления о Руси.

Монголо-татарское нашествие повернуло течение истории вспять. С 14 века на смену вольностям, всеобщему согласию и открытости Киевской Руси и Великого Новгорода приходят холопство, тирания и национальная замкнутость России Московской, объясняемые тяжким наследием татарского ига. Устанавливается рабство в виде крепостного права, уничтожено народовластие и гарантии свободы и чести, возникают самодержавие и деспотизм, жестокость, моральное разложение населения.

Все эти процессы он относил в первую очередь к периоду правления Ивана III, Ивана Грозного, Петра Великого.

XIX век Толстой воспринимал как прямое продолжение позорного «московского периода» нашей истории. Поэтому критике со стороны поэта подвергались и современные российские порядки.

Однажды в письме своему другу Алексей Константинович написал: «Если бы перед моим рождением Господь Бог сказал мне:«Граф! выбирайте национальность, где вы хотите родиться!» - я бы ответил ему: «Ваше величество, везде, где Вам будет угодно, но только не в России!»… И когда я думаю о красоте нашего языка, когда я думаю о красоте нашей истории до проклятых монголов… мне хочется броситься на землю и кататься в отчаянии от того, что мы сделали с талантами, данными нам Богом!».

Основные образы поэзии

Образы народных героев (Илья Муромец, Боривой, Алеша Попович) и правителей (князь Владимир, Иван Грозный, Петр I)

Работа с литературоведческим термином.

Любимым жанром поэта была баллада

Баллада (найдите в справочнике? и запишите термин в тетрадь)

Наиболее распространенный в творчестве Толстого литературный образ – это образ Ивана Грозного (во многих произведениях- баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин», роман «Князь Серебряный», трагедия «Смерть Иоанна Грозного»). Эпоха правления этого царя - это яркий пример «московщины»: казни неугодных, бессмысленная жестокость, разорение страны царскими опричниками, закрепощение крестьян. Кровь стынет в венах, когда читаешь строки из баллады «Василий Шибанов» о том, как слуга сбежавшего в Литву князя Курбского привозит Ивану Грозному послание от хозяина.

20 слайд

Царь молча на жезл опираясь, идет,
И с ним всех окольных собранье.
Вдруг едет гонец, раздвигает народ,
Над шапкою держит посланье.
И спрянул с коня он поспешно долой,
К царю Иоанну подходит пешой
И молвит ему, не бледнея:
«От Курбского, князя Андрея!»

И очи царя загорелися вдруг:
«Ко мне? От злодея лихого?
Читайте же, дьяки, читайте мне вслух
Посланье от слова до слова!
Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!»
И в ногу Шибанова острый конец
Жезла своего он вонзает,
Налег на костыль - и внимает:

«Царю, прославляему древле от всех,
Но тонущу в сквернах обильных!
Ответствуй, безумный, каких ради грех
Побил людей добрых и сильных?

Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас,
В небытную ересь прельщенный?
Внимай же! Приидет возмездия час,
Писанием нам предреченный,
И я, иже кровь в непрестанных боях
За тебя, аки воду, лиях и лиях,
С тобой пред судьею предстану!»
Так Курбский писал Иоанну.

Шибанов молчал. Из пронзенной ноги
Кровь алым струилася током,
И царь на спокойное око слуги
Взирал испытующим оком.
Стоял неподвижно опричников ряд;
Был мрачен владыки загадочный взгляд,
Как будто исполнен печали,
И все в ожиданье молчали.

И молвил так царь: «Да, боярин твой прав,
И нет уж мне жизни отрадной!
Кровь добрых и сильных ногами поправ,
Я пес недостойный и смрадный!
Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,
И много, знать, верных у Курбского слуг,
Что выдал тебя за бесценок!
Ступай же с Малютой в застенок!»

Пытают и мучат гонца палачи,
Друг к другу приходят на смену.
«Товарищей Курбского ты уличи,
Открой их собачью измену!»
И царь вопрошает: «Ну что же гонец?
Назвал ли он вора друзей наконец?»
- «Царь, слово его всё едино:
Он славит свого господина!»

День меркнет, приходит ночная пора,
Скрыпят у застенка ворота,
Заплечные входят опять мастера,
Опять зачалася работа.
«Ну, что же, назвал ли злодеев гонец?»
- «Царь, близок ему уж приходит конец,
Но слово его все едино,
Он славит свого господина:

„О князь, ты, который предать меня мог
За сладостный миг укоризны,
О князь, я молю, да простит тебе бог
Измену твою пред отчизной!
Услышь меня, боже, в предсмертный мой час,
Прости моего господина!
Язык мой немеет, и взор мой угас,
Но слово мое все едино:
За грозного, боже, царя я молюсь,
За нашу святую, великую Русь -
И твердо жду смерти желанной!”»
Так умер Шибанов, стремянный.

21 слайд

3. Закрепление изученного материала

Основные темы в творчестве А.К.Толстого

Жанры

Образы

В чем особенность, отличительная черта всей поэзии Толстого

Бунин написал: «Гр. А. К. Толстой есть один из самых замечательных русских людей и писателей, еще и доселе недостаточно оцененный, недостаточно понятый и уже забываемый».

Почему?

Для А. Толстого была характерна личная независимость, честность, неподкупность, благородство. Ему были чужды карьеризм, приспособленчество и высказывание мыслей, противных его убеждениям. Поэт всегда честно говорил в глаза царю. Он осуждал державный курс русской бюрократии и искал идеал в истоках русской демократии древнего Новгорода. Кроме того, он решительно не принимал и русский радикализм революционеров-демократов, находясь вне обоих станов.

Ретроград, монархист, реакционер – такими эпитетами награждали Толстого сторонники революционного пути: Некрасов, Салтыков-Щедрин, Чернышевский. А в советское время великий поэт был низведен до положения второстепенного поэта (мало издавался, не изучался в курсе школьной литературы). Но как ни старались предать забвению имя Толстого, влияние его творчества на развитие русской культуры оказалось огромно (литература – стал предтечей русского символизма, кино -11 фильмов, театр – трагедии прославили русскую драматургию, музыка -70 произведений, живопись – картины, философия- взгляды Толстого стали основой для философской концепции В.Соловьева).

Очень ценно на этом фоне высказывание о А.К. Толстом другого русского классика И.С.Тургенева: "Он оставил в наследство своим соотечественникам прекрасные образцы драм, романов, лирических стихотворений, которые в течение долгих лет стыдно будет не знать всякому образованному русскому; он был создателем нового у нас литературного жанра - исторической баллады; на этом поприще он не имеет соперников: Наконец, кто же не знает, что в его строго идеальной и стройной натуре била свежим ключом струя неподдельного юмора - и что граф А.К.Толстой, автор "Смерти Иоанна Грозного" и "Князя Серебряного", был в то же время одним из творцов памятного всем Козьмы Пруткова. Всем, знавшим его, хорошо известно, какая это была душа, честная, правдивая, доступная всяким добрым чувствам, готовая на жертвы, неизменно верная и прямая. "Рыцарская натура" - это выражение почти неизбежно приходило всем на уста при одной мысли о Толстом; я бы позволил себе употребить другой - прекрасный и в данном случае самый уместный - эпитет. Натура гуманная, глубоко гуманная! - вот что был Толстой, и как у всякого истинного поэта, жизнь которого неуклонно переливается в его творчество, эта гуманная натура сквозит и дышит во всем, что он написал".

4. Подведение итогов (Отметки, Домашнее задание)

Список литературы

  1. А.К. Толстой. Собрание сочинений в 4 томах. – М.: Правда, 1969.
  2. А.К. Толстой. Собрание сочинений/ http://az.lib.ru/t/tolstoj_a_k/
  3. В.И. Новиков. Алексей Константинович Толстой. - М.: Молодая гвардия, 2011.
  4. Литературные имена.А.К.Толстой/http://www.library.ru/2/lit.