Какие достижения были у авраама линкольна. Авраам Линкольн. Президент и народный герой. Способность учиться во время работы

Президент Авраам Линкольн собрал вокруг себя самых лучших, ярких политиков, включая и своих политических оппонентов. Он демонстрировал свое лидерство, сделав из группы людей уникальный коллектив, который состоял из величайших умов своего времени (по словам историка Дорис Кернс Гудвин).

«Линкольн продемонстрировал способность выдерживать трудности и двигаться вперед в условиях разочарования», сказала Кернс Гудвин на «SHRM"s 2008 Annual Conference» в Чикаго. Она выделила 10 качеств, которые сделали Линкольна великим лидером. Она считает, что мы должны искать эти качества и в современных руководителях.

Умение выслушать различные точки зрения

Кернс Гудвин, работая над своей книгой «Team of Rivals: The Political Genius of Abraham Lincoln» (которая была удостоена Пулитцеровской премии), узнала, что Линкольн «умел слушать разные точки зрения». Он создал атмосферу, в которой члены правительства могли свободно высказывать свое мнение, не опасаясь возмездия. В то же время он знал, когда следует прекратить обсуждение, выслушав мнение окружающих, чтобы принять окончательное решение.

Способность учиться во время работы

Линкольн умел признавать свои ошибки, извлекать полезное из них, а затем двигаться дальше. Таким образом, как говорит Кернс Гудвин, он создал культуру обучения в своей администрации.

Готовность взять вину на себя

Кернс Гудвин говорит, что когда кто-то из членов кабинета Линкольна совершал ошибку, он всегда принимал это и на свой счет. Когда возникали серьезные вопросы по поводу членов его администрации, связанные с военными действиями, Авраам Линкольн говорил, что виновен он и весь его кабинет.

Осознание собственной слабости

Кернс Гудвин отмечает, что одним из недостатков Линкольна была его склонность давать людям слишком много шансов. Он сам это признавал, поэтому и был в состоянии справиться с этим. В качестве примера историк рассказывает о Джордже Макклеллане, главнокомандующем армии Союза, который отказался следовать директивам о войне. Линкольн, в конце концов, установил крайний срок, а затем отстранил Макклеллана от должности.

Умение контролировать свои эмоции

По словам Кернс Гудвин, Линкольн хорошо относился к людям, с которыми он работал. Тем не менее, ему не были чужды и негативные эмоции, но он нашел способ ими управлять. Линкольн, когда сердился на кого, писал этому человеку письмо, в котором высказывал все свои претензии и замечания, а потом просто откладывал его в сторону и не отсылал. Если он все же иногда и терял самообладание, то затем он обязательно показывал человеку, что он не держит на него зла.

Знал, как отдохнуть и расслабиться

Линкольн понимал важность отдыха и юмора, которые могут помочь избавиться от стресса, полученного в течение дня, а также восстановить силы для работы. По словам Кернс Гудвин, президент обладал прекрасным чувством юмора и любил рассказывать анекдоты. Он праздновал веселую, здоровую атмосферу своей администрации. Линкольн любил посещать театр и проводить время с друзьями.

Выходил на поле боя и принимал участие в командовании

Во время гражданской войны погибло много солдат. Линкольн посещал поле боя и больницы, поддерживая моральный дух граждан США. Он разговаривал с людьми и пожимал руку каждому человеку.

Умение следовать поставленным целям

Летом 1964 года, как говорит Кернс Гудвин, дела на севере шли плохо. Члены партии пришли к Линкольну и сказали, что война будет проиграна и им придется сдаться. Линкольн отверг возможность капитуляции и не прислушался к этому совету.

Умение обсуждать цели и свое видение

Кернс Гудвин отмечает, что Линкольн обладал удивительной способностью доносить свои цели соотечественникам. Он был прост и внимателен в общении.

Когда война закончилась, Линкольн был переизбран на второй срок. Президент никогда не говорил о своих достижениях, напротив, в своей инаугурационной речи он сосредоточился на воссоединении всей страны. «Без злобы, с милосердием для каждого, давайте будем стремиться закончить нашу работу, излечить раны нации, ухаживая за каждым, кто в этом нуждается, делать все возможное для установления справедливого и прочного мира внутри страны и со всеми народами».

Свое выступление Кернс Гудвин закончила словами Льва Толстого (которые он написал об Аврааме Линкольне): «Его величие было в «целостности характера и морали его бытия»».

blr.com
Перевод Татьяны Горбань

Линкольн. Национальная портретная галерея, Вашингтон.

Среди выдающихся политических деятелей мира особое место занимает шестнадцатый президент США Авраам Линкольн. Его президентство пришлось на период гражданской войны в США, продолжавшееся с 1861 по 1865 г. и унёсшей жизни около 600 тыс. американцев. В истории Линкольн навсегда останется как человек, предотвративший распад Соединённых Штатов и освободивший рабов. Он по праву считается продолжателем дела "отцов-основателей" США, создателей американской демократии.

Авраам Линкольн родился 12 февраля 1809 г. в штате Кентукки в семье бедного фермера. Всё её благосостояние зависело от клочка земли, на котором работали родители Авраама, Томас и Нэнси Линкольны. С детства Авраам привык трудиться, помогая родителям обрабатывать землю, охотясь и собирая лесные ягоды. Американских фермеров в начале XIX в. подстерегало много опасностей. Нападения индейцев, эпидемии, истощение земли заставляли их часто переезжать с места на место. Не была исключением и семья Линкольнов. Это помешало Аврааму получить даже начальное образование. Сам он об этом говорил так: "Бесспорно, что, когда я достиг совершеннолетия, я знал немного. Однако я кое-как читал, писал и считал, и это было всё, что я мог". Выручали его природная любознательность, отличная память, постоянная тяга к самообразованию. Он очень любил читать. Любимыми книгами его детства были "Робинзон Крузо", "Басни Эзопа" и "История Соединённых Штатов".

Линкольн всего в жизни добился собственными усилиями. Начав в 21 год самостоятельную жизнь, он перепробовал много профессий. Работал землемером, кладовщиком, лесорубом, почтовым служащим, даже воевал с индейцами. В течение нескольких лет Линкольн изучал право, рассчитывая получить лицензию адвоката. В круг его интересов входили также история и филология, он самостоятельно изучал математику и механику. Живя среди простых людей. Линкольн сумел завоевать авторитет успехами в спортивных состязаниях, особенно в борьбе.

Природа наградила Линкольна яркой внешностью. Огромного роста, с необыкновенно длинными руками и ногами, его фигура выделялась в любой толпе. Один из современников Линкольна вспоминал, что от него веяло магнетизмом и энергией, которые притягивали к нему людей.

Первые шаги в политике Линкольн сделал в 1834 г., когда был избран в законодательное собрание штата Иллинойс, пройдя здесь отличную политическую школу, завоевав авторитет среди коллег. В 1836 г. Линкольн сдал сложный экзамен и получил право на собственную адвокатскую практику. Став юристом, он перебрался в город Спрингфилд. Линкольн впервые в жизни начал хорошо зарабатывать. Для этого ему приходилось практиковать не только в Спрингфилде, но по всему судебному округу. Каждую весну и осень он верхом или в коляске проезжал сотни миль по малонаселённым прериям от одной деревушки к другой, разбираясь в тяжбах фермеров. Дела по большей части были мелкими, а гонорары за них - ничтожными. Глубокими знаниями юриспруденции и бескорыстностью Линкольн добился известности в штате Иллинойс.

Следующей ступенькой в политической карьере Авраама Линкольна стало его избрание в палату представителей конгресса США в 1847 г. Работа в конгрессе открывает возможность претендовать на место в правительстве страны. Однако Линкольну не удалось в этот раз выделиться среди американских законодателей. Более того, выступив против американской агрессии в Мексике и политики президента Полка, Линкольн нажил себе много политических врагов. Дело было в том, что США в то время вели активную внешнюю политику по захвату земель соседних стран, особенно Мексики. При помощи оружия и денег американцы за первую половину XIX в. увеличили свою территорию в 3,5 раза. Большинство населения страны поддерживали такие действия правительства. Линкольн, будучи убеждённым противником войн, решительно высказался против американского вторжения в Мексику. Оценивая действия правительства, он заявлял, что "политический курс демократов ведёт к новым войнам, территориальным захватам, к дальнейшему распространению рабства".

Когда в 1849 г. срок его пребывания в палате представителей истёк, он даже не пытался выставить вновь свою кандидатуру. Возвращение из конгресса домой в Спрингфилд ознаменовало наступление худшего периода в жизни Линкольна: он потерял политическую популярность, его адвокатская практика значительно уменьшилась, появились большие долги. Но за последующие три-четыре года благодаря упорству и знаниям Линкольн стал ведущим юристом штата Иллинойс. Взявшись за то или иное дело, он всегда добивался досконального расследования, до тонкостей знал относящиеся к делу законы, умел преодолеть все формальности и добраться до сути вопроса. Путешествуя по судебному округу, он восстановил былую популярность.

Неудачная проба сил в конгрессе не заставила Линкольна отказаться от политической деятельности. Он вовсе не собирался ограничивать себя работой адвоката и присоединился к образовавшейся 25 февраля 1854 г. Республиканской партии. В это время политическая борьба внутри США шла вокруг вопроса о неосвоенных землях на западе страны и о территориях, захваченных у других стран. Южные штаты, где процветало плантационное рабовладельческое хозяйство, хотели распространить рабство и на новые территории. Северные штаты, где рабства не было, считали, что эти земли должны достаться свободным фермерам и промышленной буржуазии. Но вопрос о свободных землях был лишь частью более сложного и важного для США вопроса о будущем страны в целом: будут ли в ней развиваться капиталистические формы собственности или верх возьмёт плантаторско-рабовладельческая система хозяйства. Очень остро стоял и вопрос о рабстве. Во всём цивилизованном мире оно было осуждено и работорговля запрещена. США же, так гордившиеся своей демократией, продолжали тайно покупать рабов и ввозить их в страну.

Негры никогда не мирились со своим ужасным положением. Они поднимали восстания, бежали на Север, но плантаторы Юга жестоко подавляли восстания, устраивали на бежавших рабов облавы, словно на диких зверей. В 1850 г. они добились права охотиться за беглыми рабами на территории всей страны. Передовые люди с сочувствием относились к борьбе негров и выступали за отмену рабства в США. Наиболее решительные из них, объединившись с рабами, вступали на путь вооружённой борьбы против рабовладельцев. Так, в 1859 г. Джон Браун, создав небольшой отряд из белых и негров, попытался поднять восстание за освобождение всех рабов Юга. Но местное население не поддержало восставших, Джон Браун был схвачен и казнён.

Авраам Линкольн был противником рабства. 18-летним юношей Линкольн побывал в Новом Орлеане, этом крупнейшем центре работорговли Юга. Он был потрясён тем, что на городском рынке людей продают словно животных. "Я ненавижу рабство, потому что рабство само по себе чудовищно несправедливо", - говорил Линкольн. Но как политик он понимал, что попытки крутыми мерами покончить с позорным явлением лишь приведут к войне и распаду государства. Близким он признавался, что вопрос об отмене рабства и сохранении Союза штатов является для него сложнейшей проблемой. Поэтому в своих политических высказываниях он был чрезвычайно осторожен.

Линкольн считал, что сохранение Союза важнее всех остальных проблем. "Несмотря на то, что я ненавижу рабство, я скорее соглашусь на его расширение, чем увижу Союз распавшимся", - говорил он. Перспектива борьбы Юга и Севера страны представлялась Линкольну так: "Дом, разрушенный ссорами, не может устоять. Я уверен, что нынешнее правительство не может быть устойчивым, оставаясь наполовину рабовладельческим, наполовину свободным. Я не ожидаю, что союз будет расторгнут, что дом рухнет, и считаю, что раздоры в нём прекратятся. Он станет или полностью свободным, или полностью рабовладельческим". Линкольн был уверен в возможности мирного решения спора между Севером и Югом. В душе он надеялся, что если рабство будет ограничено только южными штатами, то постепенно оно само отомрёт. Рабский невольничий труд приводил к тому, что земля плохо обрабатывалась и быстро скудела, и плантаторам, чтобы получать прибыль со своего хозяйства, приходилось постоянно расширять территории своих владений.

Конец 50-х гг. XIX в. был поворотным моментом в жизни Линкольна. Активно участвуя в политических спорах, он приобрёл широкую известность в стране. Выступая в различных уголках страны, Линкольн проявил себя как умный и осторожный политик. Он не стал поддерживать требование отмены рабства и стремился всеми силами не допустить гражданской войны. На собрании Республиканской партии в Чикаго Линкольн был выдвинут кандидатом в президенты. Теперь предстояла трудная борьба с кандидатами демократов, поддерживающих рабовладельцев Юга. В ходе предвыборной кампании Линкольн сдержанностью и стремлением избегать крайностей сумел убедить избирателей и, победив на выборах 6 ноября 1860 г., стал президентом США.

Избрание республиканца послужило толчком к отделению восьми рабовладельческих штатов, объявивших 4 февраля 1861 г. о создании независимого государства - Конфедеративных Штатов Америки со столицей в Ричмонде, избравших своим президентом Джефферсона Девиса.

Линкольн оказался в сложном положении. Он не имел опыта управления страной, не было ещё сформировано правительство. Линкольн хотел убедить рабовладельцев отказаться от раскола Союза. Между тем обстоятельства потребовали быстрых и решительных мер. Южане атаковали и захватили форт Самтер. Через два дня Линкольн объявил штаты Конфедерации в состоянии мятежа и обратился ко "всем лояльным гражданам" с призывом выступить на защиту страны, В армию вступили 75 тыс. добровольцев. Началась гражданская война между Севером и Югом.

Вначале Линкольн думал, что северянам удастся быстро победить рабовладельцев. Действительно, северные штаты занимали гораздо большую территорию, там жила большая часть граждан страны, они имели хорошо развитую промышленность. Но Север не был готов к войне. Многие офицеры армии - выходцы из южных штатов - с началом войны перешли на сторону рабовладельцев. Кроме того, в северных штатах насчитывалось немало сторонников Конфедерации, всячески вредивших войскам правительства. Так что опыт управления страной и армией приходил к президенту Линкольну через горечь поражений и неудач. 12 апреля 1865 г. у города Аппамотокс состоялась церемония сдачи оружия южанами.

Наведение порядка Линкольн начал с правительства. Его доброжелательность, справедливость к оппонентам, уравновешенность, юмор и великодушие позволили создать хорошо работающее правительство, состоящее как из сторонников освобождения рабов, так и из тех, кто склонялся к примирению с рабовладельцами. Свою задачу в гражданской войне Линкольн определил так: "Моя главная цель в этой борьбе спасти Союз безотносительно сохранения или разрушения рабства. Если я смогу спасти Союз без освобождения рабов, я сделаю так; если я смогу спасти его, только освободив всех рабов, я сделаю так; если я смогу спасти его, освободив часть рабов, я сделаю так". Президент умело лавировал между мнениями министров правительства. Он терпеливо выслушивал всех, но решения всегда принимал самостоятельно.

Другой сложной проблемой было создание сильной армии. Линкольн обратил внимание на талантливого генерала Улисса Гранта и назначил его командующим армией северян. Вместе с другими способными генералами - Шерманом, Шериданом, Томасом - Грант сумел провести большое совместное наступление на южные штаты.

Президент Линкольн проявил себя и как талантливый дипломат. Ярким примером может служить так называемое "дело Трента". На борту английского судна "Трент" два дипломата Конфедерации направились в Великобританию и Францию, чтобы склонить европейцев к оказанию помощи Югу. Однако английское судно было задержано северянами, а посланники южан арестованы. Правительство Великобритании расценило действия северян как оскорбление. Линкольн понимал, что выступление англичан на стороне Юга недопустимо, и освободил дипломатов. Угроза войны с Великобританией исчезла.

Два закона, принятых Авраамом Линкольном в ходе войны, имели решающее значение для победы северян и последующего развития США. По закону о гомстедах каждый желающий мог получить за символическую плату в 10 долларов земельный надел в 65 га. Этим Линкольн и привлёк в армию северян многих людей, желавших получить землю, и заложил основы современного американского фермерства. Другим законом, подписанным Линкольном 1 января 1863 г., была знаменитая Прокламация об освобождении негров-рабов. Сам Линкольн оценил документ так: "Если моё имя когда-либо попадёт в историю, то за этот акт, и в нём - вся моя душа". Прокламация, правда, освобождала лишь рабов мятежных штатов. Линкольн опасался, что в случае полной отмены рабства к мятежникам могут присоединиться те рабовладельческие штаты, которые не вышли из состава Союза. Но когда гражданская война уже стремительно катилась к своему завершению и победа Севера была очевидной, по инициативе Линкольна была принята 13-я поправка к Конституции США, навсегда запретившая рабство.

Закон о гомстедах и освобождение рабов - выдающийся вклад Линкольна в развитие подлинной свободы личности в США. Президент собственным примером демонстрировал уважение человеческого достоинства. Линкольн принимал посетителей-негров, чего прежде не делал ни один президент США, а одним из его друзей был бывший раб Фредерик Дуглас.

Линкольн понимал и любил свой народ, и американские граждане ответили ему всеобщей поддержкой. 8 ноября 1864 г. на очередных выборах он был избран президентом на второй срок. 9 апреля 1865 г. войска южан под командованием генерала Роберта Ли капитулировали. Гражданская война в США закончилась, но президент стал одной из последних жертв этой кровопролитной войны. 14 апреля 1865 г., когда страна праздновала победу, в Вашингтоне, в театре Форда, Авраам Линкольн был убит выстрелом в голову. Совершив злодеяние, убийца, актёр Джон Бутс, фанатичный сторонник южан, выскочил на сцену и выкрикнул:"Так погибают тираны. Юг отомщён!".

Смерть Авраама Линкольна буквально потрясла весь мир. Нескончаемым потоком шли люди в Белый дом, чтобы проститься с человеком, который вывел страну из тяжелейшего кризиса, сплотив сторонников единства страны и уничтожения рабства. Только сохранив единое государство, США смогли впоследствии стать ведущей державой мира. Оценивая заслуги Линкольна, великий русский писатель Л. Н. Толстой сказал так: "Он был тем, чем Бетховен был в музыке, Данте в поэзии, Рафаэль в живописи, Христос в философии жизни".


Вырос Линкольн в семье бедного фермера - физическим трудом он занимался с самых ранних лет. Из-за тяжёлого материального положения семьи посещал школу не более года, но сумел выучиться грамоте и полюбил книги. Когда он подрос, то подрабатывал на многих работах: на почте, лесорубом, охотником и т.д. Времени на образование у него не было и, как пишется во многих источниках: в то время он прочитал лишь "Библию" и "Робинзона Крузо".


Став совершеннолетним, он начал самостоятельную жизнь, занимался самообразованием, сдал экзамены и получил разрешение на адвокатскую практику. Во время восстания индейцев в Иллинойсе он вступил в ополчение, был избран капитаном, однако в боевых действиях не участвовал.


В 1846 году юриста Авраама Линкольна избрали членом Конгресса. В 1856 году Линкольн вступил в ряды партии республиканцев, и в 1860 году ему удалось победить на выборах президента США. Авраам Линкольн стал 16 президентом своей страны, но это событие в результате вызвало противостояние между Севером и Югом Соединенных Штатов Америки.


Началась гражданская война. 22 сентября Линкольн издал президентский указ, в котором пообещал дать статус свободных людей всем рабам мятежных южных штатов, если они не вернутся в состав союза до начала 1863 года. Эта инициатива Авраама Линкольна стала основой принятия поправки к Конституции США, которая фактически ликвидировала рабство на территории всей страны.


Президент на всём протяжении войны удерживал Великобританию и другие европейские страны от интервенции. В его президентство построена трансконтинентальная железная дорога, принят Гомстед-акт, решивший аграрный вопрос. Линкольн был выдающимся оратором, его речи вдохновляли северян и являются ярким наследием до сих пор.




Интересные факты из биографии легендарного политика 1. Прежде чем стать президентом Соединенных Штатов, Линкольн проиграл в 18 выборах. Его жизнь служит ярчайшей иллюстрацией феноменального успеха, сооруженного собственными руками: 1831 – прогорел в бизнесе, объявлен банкротом; 1832 – потерпел поражение на выборах в законодательную палату своего штата; 1834 – вновь прогорел в бизнесе и опять объявлен банкротом: – личные неудачи и в итоге тяжелейший нервный срыв, долго лечился; 1838 – потерпел поражение на очередных выборах; 1843, 1846, 1848 – потерпел поражение на выборах в Конгресс США; 1855 – потерпел поражение на выборах в Сенат; 1856 – потерпел поражение как кандидат на пост вице-президента США; 1858 – потерпел поражение на выборах в Сенат; 1860 – избран президентом США.


Линкольн был невероятно высоким человеком (193 см), а его длинная шляпа добавляла его росту ещё несколько дюймов. Шляпу он использовал не только как предмет моды, но ещё и как хранилище денег, писем и важных записей. Ее называли "дымоходной", поскольку она напоминала трубу. Интересные факты из биографии легендарного политика


Во время Гражданской войны в США одним из предводителей армии северян, генерал Мак- Клеллан, был сторонником выжидательной тактики ведения боевых действий, получил письмо от Линкольна со следующим содержанием: "Мой дорогой генерал! Если Вам сейчас не нужна Ваша армия, я хотел бы её одолжить на некоторое время. С уважением, Линкольн". Интересные факты из биографии легендарного политика


Авраам Линкольн был единственным президентом США, у которого была лицензия на содержание салуна. Он был совладельцем заведения Берри и Линкольн в городе Спрингфилд, в штате Иллинойс. Любимый спорт Линкольна - петушиные боя. Интересные факты из биографии легендарного политика


После смерти Линкольн был перезахоронен 17 раз либо из-за реконструкции гробницы, либо по причинам безопасности. При этом шесть раз его гроб вскрывался. Только в 1901 году, через 36 лет после смерти, тело Линкольна нашло окончательный покой. Интересные факты из биографии легендарного политика

Краткая биография. Ключевые моменты жизни

Авраам Линкольн родился 12 февраля 1809 г. в штате Кентукки в семье бедного фермера. Всё его благосостояние зависело от клочка земли, на котором работали родители Авраама, Томас и Нэнси Линкольны. С детства Авраам привык трудиться, помогая родителям обрабатывать землю, охотясь и собирая лесные ягоды. Американских фермеров в начале 19 в. подстерегало много опасностей. Нападения индейцев, эпидемии, истощение земли заставляли их часто переезжать с места на место. Не была исключением и семья Линкольнов. Это помешало получить Аврааму даже начальное образование. Сам он об этом говорил так: «Бесспорно, что, когда я достиг совершеннолетия, я знал немного. Однако я кое-как читал, считал и писал, и это было всё, что я мог». Выручали его природная любознательность, отличная память, постоянная тяга к самообразованию. Он очень любил читать. Любимыми книгами его детства были «Робинзон Крузо», «Басни Эзопа» и «История Соединённых штатов».
Первые шаги в политике Линкольн сделал в 1834 г., когда был избран в законодательное собрание штата Иллинойс, пройдя здесь отличную политическую школу, завоевав авторитет среди коллег. В 1836 г. Линкольн сдал сложный экзамен и получил право на собственную адвокатскую практику.
Следующей ступенькой в политической карьере Авраама Линкольна стало его избрание в палату представителей конгресса США в 1847 г.
Неудачная проба сил в конгрессе не заставила Линкольна отказаться от политической деятельности. Он вовсе не собирался ограничивать себя работой адвоката и присоединился к образовавшейся 25 февраля 1854 г. Республиканской партии.
Конец 50-х гг. 19 в. был поворотным моментом в жизни Линкольна. Активно участвуя в политических спорах, он приобрёл широкую известность в стране. Выступая в различных уголках страны, Линкольн проявил себя как умный и осторожный политик. Он не стал поддерживать требование отмены рабства и стремился всеми силами не допустить гражданской войны. На собрании республиканской партии в Чикаго Линкольн был выдвинут кандидатом в президенты. Теперь предстояла трудная борьба с кандидатами демократов, поддерживающих рабовладельцев Юга. В ходе предвыборной компании Линкольн сдержанностью и умением избегать крайностей сумел убедить избирателей и, победив на выборах 6 ноября 1860 г., стал президентом США.
Избрание республиканца послужило толчком к отделению восьми рабовладельческих штатов, объявивших 4 февраля 1861 г. о создании независимого государства – Конфедеративных Штатов Америки со столицей в Ричмонде, избравших своим президентом Джефферсона Девиса.
Два закона, принятых Авраамом Линкольном в ходе войны, имели решающее значение для победы северян и последующего развития США. По закону о гомстедах каждый желающий мог получить за символическую плату в 10 долларов земельный надел в 65 га.
Линкольн понимал и любил свой народ, и американские граждане ответили ему всеобщей поддержкой. 8 ноября 1864 г. на очередных выборах он был избран президентом на второй срок. 9 апреля 1865 г. войска южан под командованием генерала Роберта Ли капитулировали. Гражданская война в США закончилась, но президент стал одной из последних жертв этой кровопролитной войны. 14 апреля 1865 г., когда страна праздновала победу, в Вашингтоне, в театре Форда, Авраам Линкольн был убит выстрелом в голову. Совершив злодеяние, убийца, актёр Джон Бутс, фанатичный сторонник южан, выскочил на сцену и выкрикнул: «Так погибают тираны. Юг отомщён!».
Смерть Авраама Линкольна буквально потрясла весь мир. Нескончаемым потоком шли люди в Белый дом, чтобы проститься с человеком, который вывел страну из тяжелейшего кризиса, сплотив сторонников единства страны и уничтожения рабства. Только сохранив единое государство, США смогли впоследствии стать ведущей державой мира. Оценивая заслуги Линкольна, великий русский писатель Л. Н. Толстой сказал так: «Он был тем, чем Бетховен был в музыке, Данте в поэзии, Рафаэль в живописи, Христос в философии жизни».
Смерть Авраама Линкольна буквально потрясла весь мир.

Урок по всеобщей истории XIX века в 8 классе.

Тема: «США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики».

Особая роль отводится решеню воспитательной задачи:

Роль личности в истории: вклад Авраама Линкольна в спасение и сохранение принципов американской республики, изложенных в Декларации независимости и конституции.

Осуждение расизма, понимание его антигуманной сущности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «США в XIX веке: модернизация,

Отмена рабства и сохранение республики»

Тема урока: “Авраам Линкольн – президент,сохранивший республику “.

Цель урока: «Выявить причины гражданской войны в США 1861-1865 г.г. Определить роль Авраама Линкольна в сохранении территориальной целостности государства и отмене рабства».

Образовательные задачи :

1)Учатся переносить знания в новые ситуации; решать проблемные задания; аргументировать свою точку зрения; сравнивать; делать выводы; участвовать в дискуссии.

2)На основе самостоятельного изучения исторической литературы готовят сообщения по отдельным проблемам изучаемой темы.

3)Работа с исторической картой и историческими документами (фото)

Развивающая задача:

Развитие познавательной активности, критического мышления, коммуникативных умений и творческого потенциала учащихся.

Воспитательная задача :

Роль личности в истории: вклад Авраама Линкольна в спасение и сохранение принципов американской республики, изложенных в Декларации независимости и конституции.

Осуждение расизма, понимание его антигуманной сущности.

Предварительная подготовка.

1. Создание презентации.

2. Самостоятельная работа учащихся с исторической литературой по темам:

а) «Авраам Линкольн – легендарный президент Америки»

б) «Генерал Улисс Грант»

в) «Генерал Роберт Ли»

г) «Суд Линча: история возникновения»

д) «Ку-клукс-клан»

Слайд № 1.

«США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики»

Вступительное слово учителя:

Аврааму Линкольну (1809-1865) выпал жребий быть президентом США во время одного из важнейших событий в истории этой страны – Гражданской войны между Севером и Югом. Гражданская война сыграла роль революции в американской истории, так как уничтожила многие препятствия, стоявшие на пути модернизации, в значительной мере определила пути дальнейшего развития США: ликвидировала позорное для американцев рабство негров, решила аграрный вопрос (все желающие получили наделы на Западе). В ходе войны решался вопрос о целостности североамериканской республики и сохранении демократии. Победа северян была достигнута под руководством Авраама Линкольна, и он до сих пор остаётся центральной исторической фигурой в сознании американского народа, его считают человеком, сохранившим республику и возродившим американскую нацию. Во время кризиса союза все мысли президента были направлены на то, чтобы спасти и продемонстрировать наследие отцов-основателей – ценности и принципы республики, изложенные в Декларации независимости и в конституции. Личность Авраама Линкольна за полтора столетия стала мифом.

Объявляется тема урока.

Слайд №2.

Портрет А.Линкольна»

Учитель:

Таким образом, мы можем выделить основные проблемы, которые стояли перед президентом А.Линкольном:

Слайд №3.

«1. Сохранение целостности республики.

2.Отмена рабства.

Учитель:

Для того, чтобы понять, почему Авраам Линкольн в сознании американцев является самым великим из всех президентов, мы должны рассмотреть историю США с начала и до середины 60-х г.г. XIX века, так как жизнь и политическая деятельность этого человека неотделима от его страны и его народа.

Дальнейшая работа проходит в группах.

Стратегия «Как вы думаете?» (технология критического мышления)

Учащимся предлагается на игровом поле разложить карточки с высказываниями.

Высказывания не должны подразумевать однозначного ответа, а носить дискуссионный характер.

Игровое поле:

Примерные высказывания для игры:

«Рабство – это насилие над личностью»

«В мире существуют ”неполноценные” расы. Они слабы и беспомощны, их должны опекать более сильные и развитые народы»

«Война – это всегда зло. Она несёт только беды и разрушения. Результаты победы не могут компенсировать потерь»

«Гражданская война – это один из путей решения назревших проблем в обществе»

«Негр не равен белому человеку. Рабское подчинение высшей расе является его естественным и нормальным состоянием. /А.Стефенс/»

«В одной стране могут существовать разные уклады: феодальный и капиталистический. Это никаким образом не влияет на экономическое и политическое развитие страны»

Стратегия «Вопросительные слова» (технология критического мышления)

Учащимся предлагается заполнить таблицу по образцу:

Слайд №4.

Вопросы

Слова в рамках темы «США в XIXвеке»

Кто?

Республика

Где?

Рабство

Почему?

Президент

С какой целью?

И т.д.

Гражданская война

И т.д.

После того, как все предложенные вопросы и слова записаны на доске, учащимся предлагается сформулировать по 1-2 вопроса от группы, которые возникли на основе таблицы.

Все вопросы группируются и записываются на доске. Это делает каждого активным участником и стимулирует познавательную активность. Учащиеся сами определяют круг интересующих их вопросов.

По мере поступления информации в ходе урока мы возвращаемся к вопросам, и учащиеся дают на них ответы.

Работа в группах по направлениям:

I. «Земельная лихорадка»

«Американский идеал – человек, у которого нет хозяина»

Слайд №5.

Примерные задания:

1)Покажите на карте территории, присоединённые к США в первой половине XIX века. Какие методы использовало правительство США для присоединения новых земель?

2)Объясните термин ”гомстед”. В чём заключался конфликт между фермерским населением и плантаторами-рабовладельцами?

II. «Промышленная революция и её особенности»

Слайд №6.

Примерные задания:

1)Объясните термины “бизнес” и “бизнесмен”.

2)Назовите особенности промышленной революции в США.

III. «Нужно ли “белой” Америке рабство негров?»

Слайд №7.

«Карта ”США в конце XVIII века – первой половине XIX века”»

Примерные задания:

1)Объясните термин “аболиционизм”. Какие методы применяли аболиционисты в борьбе против рабства?

2)Какие противоречия в политической и экономической жизни страны рождало рабство негров?

Учитель: Какие ещё понятия вам известны, связанные с темой аболиционизма? (расизм, резервация, суд Линча, ку-клукс-клан). Что вы об этом знаете?

IV. «”Честный Эйб” становится президентом»

Слайд №8.

«Портрет Авраама Линкольна»

Слайд №9.

«Портрет Авраама Линкольна

1854 год – образование республиканской партии

1860 год – избрание А.Линкольна президентом»

Примерные задания:

1)Когда возникла демократическая партия и чьи интересы выражала?

2)Когда была образована республиканская партия и чьи интересы она выражала?

3)В каком году А.Линкольн был избран президентом? К какой партии он принадлежал?

Учитель: Вернёмся к вопросам на доске. На какие из них мы уже готовы дать ответ?

Проблемные задания.

Каждая группа получает задание и должна дать ответ через 2-3 минуты.

Слайд №10.

Фото.

Слайд №11.

«Как вы полагаете, могло ли рабство в США существовать без распространения на новые территории?»

Слайд №12.

«Какие мотивы, на ваш взгляд, преобладали в аболиционистском движении–

моральные или экономические?

Свой ответ обоснуйте»

Слайд №13.

«Как вы думаете, что имел в виду А.Линкольн, утверждая: « Я уверен, что нынешнее правительство не может быть устойчивым, оставаясь наполовину рабовладельческим, наполовину свободным?»

Слайд №14.

«В чем заключался политический кризис в США в 50-е годы XIX века?
Возможно ли было, на ваш взгляд, избежать гражданской войны?»

Обобщение и вывод: усиливающиеся противоречия в обществе вели к гражданской войне.

Слайд №15

« Гражданская война в США 1861-1865 г.г.

(Война между Севером и Югом)»

Учитель: Прошу вас сформулировать причины, которые привели Америку к гражданской войне?

Слайд №16.

«Причины гражданской войны в США:

*Быстрый рост капитализма в промышленности и в фермерском хозяйстве привел к росту противоречий между промышленным Севером и рабовладельческим Югом

*Резко усилилась вражда между рабовладельцами и фермерами из-за земли

*Проблема рабства и распространения его на новые земли»

Предъявление нового материала.

I.Мятеж рабовладельческого юга.

Слайд №17.

«Карта ”США в первой половине XIX века. Гражданская война в США 1861-1865 г.г.”»

Учитель:

Плантаторы не хотели мириться с тем, что президентом стал противник рабства, что политическая власть перешла к республиканцам. Восемь южных штатов заявили об отделении от США (показать на карте).

Так возникла Южная Конфедерация с центром в Ричмонде (карта).

Президентом избрали крупного плантатора Дэвиса.

Мятежники руководствовались убеждением «Рабство – нормальное состояние для негров».

После вступления А.Линкольна на пост президента, войска Конфедерации 12-13 апреля1861 года обстреляли и захватили форт Самтер возле Чарльстона (карта).

1)«Война по-конституционному

Первый период: 1861-1862г.г.»

Учитель: 15 апреля 1861 года Авраам Линкольн объявил южан мятежниками и провозгласил набор ополчения в 75 тысяч человек. Так началась гражданская война.

Слайд №18.Фото.

Слайд №19.Фото.

Учитель: Но южане тоже готовились к войне и нанесли первый удар.

Слайд №20.Фото.

Слайд №21. Фото.

Слайд №22. Фото.

Проблемные задания.

Слайд №23.

«Соотношение сил накануне войны»

ПОКАЗАТЕЛЬ

СЕВЕР

ЮГ

Население

22 млн. человек

9 млн. человек

(из них - 4 млн. рабов)

Наемные рабочие

1200 тыс. и

700 тыс. батраков

170 тыс.

Капитал промышленных предприятий

850 млн. долларов

170 млн. долларов

Капитал банков

400 млн. долларов

22 млн. долларов

Учитель: Какие выводы можно сделать?

Для кого военные действия будут складываться более удачно? (анализ таблицы)

В/Ф (фрагмент из к/ф “Унесённые ветром” или фрагмент из книги М.Митчелл“Унесённые ветром”)

Рассуждения Ретта Батлера о победе северян и причинах этой победы.

Учитель: Разделяете ли вы точку зрения героя Ретта Батлера?

Основные события I периода:

Слайд №24.

«Карта ”США в первой половине XIX века. Гражданская война в США 1861-1865 г.г.”»

Летом 1861 года южане создали 120-тысячную армию и наголову разбили северян.

В1861-1862г.г. южане путём неожиданных рейдов едва не захватили Вашингтон.

Надежды северян на быструю победу рухнули. Почему военные действия на первом этапе Гражданской войны складывались более удачно для южных штатов?

Армия южан была лучше организована и имела более квалифицированный офицерский состав – большинство кадровых офицеров американской армии были южане. Многие офицеры сочувствовали мятежникам. Военные действия велись северянами нерешительно. Кроме того, северяне приняли неудачный план военных действий – план ”удавного окружения” (сжимать юг со всех сторон). План предусматривал морскую блокаду южных штатов и давление на мятежников вдоль всей сухопутной границы.

В первый период гражданской войны 1861-1862 г.г. буржуазия севера ставила только цель воссоединения страны и не добивалась отмены рабства.

Итак, северяне потерпели поражение, они не смогли добиться успеха, несмотря на преимущество своей экономики и большое количество населения.

2. Переход к войне по-революционному.

Под напором народных масс и в силу военной необходимости правительство А.Линкольна постепенно стало переходить к решительным мерам, выходившим за рамки Конституции США.

1) В 1863г. были введены новые налоги на богачей и проведён закон о конфискации имущества мятежников. В армии проводилась чистка – увольнение сторонников Конфедерации, шпионов, а на руководящие посты выдвигались способные, демократически настроенные офицеры.

2) 20 мая 1862 г. был принят закон о гомстедах, дававший право всякому гражданину США, имевшему 10 долларов, получить на Западе участок земли в 160 акров(1акр=0,4га). Через пять лет участок переходил в собственность поселенца.

3) Президентская прокламация об освобождении рабов. Согласно ей, с 1 января 1863 года рабство отменялось без всякого выкупа.

Какие меры, по вашему мнению, были наиболее важны и значимы?

Закон о гомстедах и ликвидация рабства поставили Линкольна в ряд наиболее выдающихся и передовых буржуазно-демократических деятелей XIX века.

3.«Война по-революционному

Второй период: 1863-1865г.г.»

Слайд №25 Фото (генерал Грант и генерал Ли).

Основные события II периода:

Работа с исторической картой.

Слайд №26.

«Карта ”США в первой половине XIX века. Гражданская война в США 1861-1865 г.г.”»

Революционные методы ведения войны резко изменили ход военных действий.

В 1864 году войска Севера под общим командованием генерала Гранта приступили к окончательному разгрому армии юга.

Необходимо было отрезать армию южан под командованием генерала Ли, находившуюся в районе г. Ричмонда (карта), от Юга и зайти ей в тыл.

В мае 1864 г. войска генерала Шермана (Север) начали свой знаменитый “рейд к морю” через Джорджию (карта) и в сентябре заняли г. Атланту (карта).

В конце 1864 г. армия Севера заняла г. Саванну, а оттуда генерал Шерман двинулся на соединение с генералом Грантом.

В апреле 1865 г. армия Гранта окружила г. Ричмонд и взяла его.

Вскоре войска генерала Ли были окружены и капитулировали.

Север одержал победу.

Но через пять дней после капитуляции Юга произошла трагедия – Авраам Линкольн был убит в театральной ложе сторонником рабовладельцев – актёром Бутом. Это произошло 14 апреля 1865 года в Вашингтоне.

Учитель: А сейчас вы просмотрите ряд фотографий периода гражданской войны в США. Обратите внимание, как были одеты люди, какое вооружение было использовано, в каких условиях они воевали. Это вещественные исторические источники.

Слайд №27.Фото.

Слайд №128.Фото.

Слайд №29.Фото.

Слайд №30.Фото.

Слайд №31.Фото.

Учитель: Итак, Юг капитулировал. Предстояло организовать жизнь здесь по новым правилам. Этот процесс получил название «реконструкция Юга»

III. Итоги и значение гражданской войны.

Слайд №32. Фото.

Учитель: Вернёмся к нашим вопросам, которые мы поставили в начале урока (доска).

А теперь вспомним проблемы, которые стояли перед президентом А.Линкольном.

Слайд №33.

«1.Сохранение целостности республики.

2.Отмена рабства.

3.Завершение промышленного переворота и модернизация общества.»

Были ли решены эти проблемы?

Можем ли мы согласиться с тем, что Авраам Линкольн – самый великий из американских президентов?

Слайд №34.

« Тема урока: Авраам Линкольн – президент, сохранивший республику.

Портрет А.Линкольна»

Стратегия «Синквейн» (технология критического мышления)

По группам даётся задание на сочинение “синквейна” (пятистишия), выражающего личную оценку учащихся событий периода гражданской войны в США и личности Авраама Линкольна.

Примерные темы для “синквейна”:

  1. Авраам Линкольн
  2. Гражданская война
  3. Рабство
  4. Америка

Учитель: Подводит итоги урока. Оценивает работу учащихся.

Слайд №35.

«О капитан, мой капитан! Сквозь бурю мы прошли.

Изведан каждый ураган, и клад мы обрели.

И гавань ждет, бурлит народ, колокола трезвонят,

И все глядят на твой фрегат, отчаянный и грозный!

Мой капитан ни слова, уста его застыли.

Моей руки не чувствует, безмолвен и бессилен.

До гавани довел он свой боевой фрегат,

Провез он через бурю свой драгоценный клад.

Уолт Уитмен»

В качестве домашнего задания или (урок- 2 часа) предложить учащимся написать эссе на тему: « Авраам Линкольн – президент, сохранивший республику».