Эффективность физических упражнений определяется прежде всего. Теодор еске-хоинский - последние римляне. Влияние физических упражнений на личность

Физические упражнения - это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово упражнение обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой - как процесс многократного повторения.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений - это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).

Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.

Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях.

Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная система.

Образовательная роль. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает новые формы движений.



В процессе занятий физическими упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углубляются ранее приобретенные.

Влияние на личность. Физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).

Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнений во многих случаях действия одного занимающегося зависят или во многом определяют действия другого. Происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение личности под общую стратегию действий. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх. Умение быть сдержанным, подчинить себя воле коллектива, найти одно-единственное правильное решение и, не считаясь со своими личными амбициями, помочь товарищу. Эти и многие другие нравственные качества формируются при занятиях физическими упражнениями.

Содержание любого физического упражнения сопряжено, как, правило, с комплексом воздействий на человека. Профессионально весьма важно для учителя физической культуры (тренера по спорту) умение всесторонне оценить содержание используемого упражнения в педагогическом аспекте, реально определить возможность использования его различных сторон в образовательно-воспитательных целях.



Особенности содержания того или иного физического упражнения определяются его формой. Форма физического упражнения - это определенная упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура физического упражнения обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения. Внешняя структура физического упражнения - это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений.

Содержание и форма физического упражнения тесно взаимосвязаны между собой. Они образуют органическое единство, причем содержание играет ведущую роль по отношению к форме. Для совершенствования в двигательной деятельности необходимо обеспечить в первую очередь соответствующее изменение ее содержательной стороны. По мере изменения содержания меняется и форма упражнения. Со своей стороны форма также влияет на содержание. Несовершенная форма не позволяет в полной мере раскрыться содержанию упражнения.

Техника физических упражнений. Целевой результат движения зависит не только от содержания, но и одновременно от техники физических упражнений. Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.

В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.).

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.).

Заключительная фаза завершает действие (например, пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в метаниях и т.п.). Эффект физических упражнений существенно зависит от существенно зависит от биомеханических характеристик отдельных движений.

Характеристики движений.

Различают пространственные, временные, пространственно-временные и динамические характеристики движений.

Пространственные характеристики. К ним относятся положение тела и его частей (исходное положение и оперативная поза в процессе выполнения движения), направление, амплитуда, траектория. От исходного положения во многом зависит эффективность последующих действий. Так, например, сгибание ног и замах рук перед отталкиванием в прыжках с места во многом определяют эффективность последующих действий (отталкивание и полет) и конечный результат.

Не менее важную роль играет и определенная поза в процессе выполнения упражнения. От того, насколько она будет рациональна, зависит и конечный результат. Например, при неправильной посадке конькобежца затрудняется техника бега; неправильная поза при прыжках с трамплина не позволяет в полной мере использовать воздушную подушку и осуществлять планирующий полет. Направление движения влияет на точность двигательного действия и его конечный результат. Например, отклонение руки от правильного положения при метании копья или диска существенно отражается на направлении полета снаряда. Поэтому, осуществляя двигательное действие, каждый раз выбирают такое направление, которое бы в наибольшей мере отвечало рациональной технике. Рациональная техника во многом зависит от амплитуды в подготовительных или основных фазах движения. Во многих случаях она определяет:

1) длительность приложения сил и, следовательно, величину ускорения (что очень важно, например, для результата в метаниях);

2) полноту растяжения и сокращения мышц;

3) эстетику и красоту выполняемых движений, характерных для спортивной и художественной гимнастики, фигурного катания на коньках и др. Амплитуда движений зависит от строения суставов и эластичности связок и мышц.

Существенное значение для эффективности физических упражнений имеет траектория движения. По форме она может быть криволинейной и прямолинейной. Во многих случаях оправданной является закругленная форма траектории. Это связано с нецелесообразными затратами мышечных усилий. В других случаях предпочтительной является прямолинейная форма траектории (удар в боксе, укол в фехтовании и т.п.).

Временные характеристики. К ним относятся длительность движений и темп. Длительность упражнения в целом (бега, плавания и т.п.) определяет величину его воздействия (нагрузку). Длительность отдельных движений влияет на выполнение всего двигательного действия.

Темп движения определяется количеством движений в единицу времени. От него зависит скорость перемещения тела в циклических упражнениях (ходьба, бег, плавание и т.п.). Величина нагрузки в упражнении также находится в прямой зависимости от темпа.

Пространственно-временные характеристики - это скорость и ускорение. Они определяют характер перемещения тела и его частей в пространстве. От скорости движений зависят их частота (темп), величина нагрузки в процессе выполнения упражнения, результат многих двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний и др.).

Динамические характеристики. Они отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Внутренними силами являются: силы активного сокращения - тяги мышц, силы упругого, эластичного сопротивления растягиванию мышц и связок, реактивные силы. Однако внутренние силы не могут перемещать тело в пространстве без взаимодействия с внешними силами. К внешним силам относятся силы реакции опоры, гравитационные силы (сила тяжести), трения и сопротивления внешней среды (вода, воздух, снег и др.), инерционные силы перемещаемых перемещаемых предметов и т.д.

Ритм как комплексная характеристика техники физических упражнений отражает закономерный порядок распределения усилий во времени и пространстве, последовательность и меру их изменения (нарастание и уменьшение) в динамике действия. Ритм объединяет все элементы техники в единое целое, является важнейшим интегральным признаком техники двигательного действия.

Тест по физической культуре

1. Результат физической подготовки

Физическое развитие индивидуума

Физическое воспитание

-физическая подготовленность

Физическое совершенство

2. Вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях

Физическая культура

Физическая подготовка

-физическое воспитание

Физическое образование

3. Возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени

Двигательная реакция

-скоростные способности

Скоростно-силовые способности

Частота движений

4. Двигательные (физические) способности – это …

Умения быстро и легко осваивать различные по сложности двигательные действия

Физические качества, присущие человеку

-индивидуальные особенности, обеспечивающие целесообразную двигательную деятельность

5. Абсолютная сила – это:

-максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела

Способность человека преодолевать внешнее сопротивление

Проявление максимального мышечного напряжения в статическом режиме работы мышц

Сила, проявляемая за счет активных волевых усилий человека

6. Основа (источник) возникновения физического воспитания в обществе

- результаты научных исследований

-прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности

Осознанное понимание людьми явления упражняемости (повторяемости действий), важности так -называемой предварительной подготовки человека к жизни и установление связи между ними

Желание заниматься физическими упражнениями

7. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется …

-простой двигательной реакцией

Скоростью одиночного движения

Скоростными способностями

Быстротой движения

8. Основное специфическое средство физического воспитания

-физические упражнения

Оздоровительные силы природы

Гигиенические факторы

Тренажеры и тренажерные устройства, гири, гантели, штанга, резиновые амортизаторы, эспандеры

9. При использовании силовых упражнений величину отягощений дозируют количеством возможных повторений в одном подходе, что обозначается термином …

-повторный максимум (ПМ)

Силовой индекс (СИ)

Весосиловой показатель (ВСП)

Объем силовой нагрузки

10. Физические упражнения – это …

Такие двигательные действия, которые направлены на формирование двигательных умений и навыков

Виды двигательных действий, направленные на морфологические и функциональные перестройки организма

-такие двигательные действия (включая их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям

Виды двигательных действий, направленные на изменение форм телосложения и развитие физических качеств

11. Число движений в единицу времени характеризует …

-темп движений

Ритм движений

Скоростную выносливость

Сложную двигательную реакцию

12. Сила – это:

Комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «мышечное усилие»

Способность человека проявлять мышечные усилия различной величины в возможно короткое время

-способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений)

Способность человека проявлять большие мышечные усилия

13. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту. Эти программы содержат …

Разрядные нормативы и требования по видам спорта

Методики занятий физическими упражнениями

Общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания

-научно обоснованные задачи и средства физического воспитания

комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению

перечень конкретных норм и требований

14. Показатели, характеризующие физическое развитие человека

-показатели телосложения, здоровья и развития физических качеств

Показатели уровня физической подготовленности и спортивных результатов

Уровень и качество сформированных жизненно важных двигательных умений и навыков

Уровень и качество сформированных спортивных двигательных умений и навыков

15. Относительная сила – это сила, …

-проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса

Проявляемая одним человеком в сравнении с другим

Приходящаяся на 1 см² физиологического поперечника мышцы

Проявляемая при выполнении одного физического упражнения сравнительно с другим упражнением

16. Специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющий специализированные требования к двигательным способностям человека

Спортивная тренировка

Специальная физическая подготовка

Физическое совершенство

-профессионально-прикладная физическая подготовка

17. Уровень развития двигательных способностей человека определяется …

Тестами (контрольными упражнениями)

Индивидуальными спортивными результатами

Разрядными нормативами единой спортивной классификации

-индивидуальной реакцией организма на внешнюю (стандартную) нагрузку

18. Под техникой физических упражнений понимают …

-способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большой эффективностью

Способы выполнения двигательного действия, оставляющие эстетически благоприятное впечатление

Определенную упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения

Видимую форму, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движения

19. Эффект физических упражнений определяется прежде всего …

Их формой

-их содержанием

Темпом движения

Длительностью их выполнения

20. Исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни

Валеология

Система физического воспитания

-физическая культура

Спорт

21. Основные критерии физического совершенства на современном этапе развития общества

Показатели телосложения

Показатели здоровья

Уровень и качество сформированных двигательных умений и навыков

Нормативы и требования государственных программ по физическому воспитанию в сочетании с нормативами единой спортивной классификации

22. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называется …

Скоростным индексом

Абсолютным запасом скорости

Коэффициентом проявления скоростных способностей

-скоростной выносливостью

23. Ритм как комплексная характеристика техники физических упражнений отражает …

-закономерный порядок распределения усилий во времени и пространстве, последовательность и меру их изменения (нарастание и уменьшение) в динамике действия

Частоту движений в единицу времени

Взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движения

Точность двигательного действия и его конечный результат

24. Физические качества – это …

Индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека

Врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности

-комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности

Комплекс способностей занимающихся физической культурой и спортом, выраженных в конкретных результатах

25. Понятие (термин) подчеркивающий прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности

-физическая подготовка

Физическое совершенство

Физическая культура

Физическое состояние

26. Основу двигательных способностей человека составляют …

-психодинамические задатки

Физические качества

Двигательные умения

Двигательные навыки

4. Гигиенические факторы являются решающими в реализации принципа оздоровительной направленности. Нарушение режима дня, питания не приводит к положительному результату от использования физических упражнений. 5. Метеорологические факторы. В зависимости от условий ок- ружающей среды (температура, осадки, атмосферное давление и др.) должны изменяться состав используемых упражнений и параметры ис- пользования нагрузок. 6. Материальные факторы. Использование более качественно- го оборудования, инвентаря, специальной одежды, обуви способствует повышению эффективности воздействия физических упражнений. Правильный и постоянный учет факторов, определяющих влияние физических упражнений, позволяет специалисту в области физической культуры успешно решать задачи физического образования и физиче- ского воспитания. 5.3. Содержание и форма физических упражнений Физические упражнения имеют свои содержание и форму. СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – это совокуп- ность процессов (психологических, биологических, биохимических, и др.), сопровождающих выполняемое движение и вызывающих измене- ния в организме занимающегося. Результатом этих процессов является способность человека к дви- гательной деятельности, выражающихся в физических и психических качествах. Эффект физических упражнений определяется прежде всего его содержанием. ФОРМА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – представляет собой их внешнюю и внутреннюю организацию, согласованность, упорядочение. К внутренней форме относится взаимосвязь и согласованность тех процессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении данного упражнения. Например, взаимосвязь процессов (нервно- мышечной координации, биологических, психических и др.) при беге будет иной, нежели при плавании. 42 Внешняя форма упражнений представлена видимой стороной движения, двигательного действия, совокупностью его частей, соотно- шением пространственных, временных и динамических характеристик (техникой). Содержание и форма находятся в единстве, они влияют друг на друга, но содержание при этом играет ведущую роль. Так, на разных дистанциях при различном проявлении качества быстроты, разными бу- дут и компоненты техники (темп, длина шага и др.). На проявление фи- зического качества влияет техника двигательного действия, поэтому, например, выносливость в разных видах спорта имеет специфический характер. Нецелесообразная техника ведет к нерациональному расходо- ванию энергии и ухудшает проявление физических качеств. Педагогическое содержание физических упражнений составляет решаемая педагогическая задача и то педагогическое влияние, которое они оказывают на занимающихся. В качестве внутренней формы высту- пает взаимосвязь, согласованность двигательных умений и навыков, входящих в данное двигательное действие. В качестве внешней формы выступает результат решения поставленной задачи («освоение», «не ос- воение» и др.). «Представителем» содержания являются физические ка- чества, а формы – техника упражнений. Но поскольку содержание все- гда развивается быстрее, чем форма, постоянно накапливающаяся «ста- рая» техника физических упражнений сдерживает проявление физиче- ских качеств. Учет этого обстоятельства имеет важное педагогическое значение. Нахождение оптимального соотношения содержания и формы физических упражнений в каждый конкретный момент является одной из важных проблем теории и практики физического воспитания. 5.4. Классификация физических упражнений КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – это разде- ление их на группы в соответствии с определенным квалификационным признаком. Классификации физических упражнений нужны для того, чтобы более эффективно подбирать упражнения для решения двигательной за- 43 дачи с учетом возраста, пола, состояния здоровья и т.д. При этом необ- ходимо помнить, что каждое физическое упражнение обладает не од- ним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. Из этого следует, что не может быть создана единая классификация, кото- рая была бы пригодна на все случаи использования физических упраж- нений. В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений, причем, наибольшее значение имеют классификации, осуществленные по следующим признакам: 1. По целевой направленности их использования. По этому при- знаку упражнения подразделяются на общеразвивающие, профессио- нально-прикладные, спортивные, лечебные, рекреационные и др. В свою очередь, в зависимости от значимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь разновидности. Напри- мер, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные. СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – это двигательные дей- ствия, которые являются предметом спортивной специализации и вы- полняются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта. СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – это те упражнения, которые представляют те или иные варианты соревнова- тельного упражнения. Обязательным признаком таких упражнений яв- ляется существенное сходство с соревновательными как по форме, так и по содержанию. Примером специально- подготовительных упражнений может быть выполнение гимнастом отдельных элементов и связок со- ревновательной комбинации. ОБЩЕПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ – это упражне- ния, представляющие собой основные практические средства общей подготовки спортсмена. 2. По воздействию на развитие отдельных физических качеств. По этому признаку выделяют упражнения для развития скоростных, си- ловых, координационных способностей, выносливости и гибкости. 44 3. По анатомическому признаку. В данной классификации упраж- нения подразделяются по признаку воздействия на отдельные мышеч- ные группы: упражнения для мышц рук, плечевого пояса, туловища, шеи, ног и др. 4. По структурным биомеханическим признакам. В данном случае упражнения подразделяются на: o циклические, для которых характерна закономерная последова- тельность, повторяемость и связь циклов движений (бег, ходьба, плава- ние и др.); o ациклические, которые состоят из неповторяющихся движений (метания, прыжки и др.); o комбинированные, которые соединяют в себе движения цикличе- ского и ациклического характера (прыжки или метания с разбега); 5. По мощности выполняемой работы. В данном случае выделяют упражнения умеренной, большой, субмаксимальной и максимальной мощности. 6. По механизмам энергообеспечения мышечной деятельности. Выделяют аэробные, анаэробные и аэробно-анаэробные упражнения, т.е энергообеспечение мышечной деятельности происходит соответст- венно за счет окисления с участием кислорода, в бескислородных усло- вия смешанного характера. Помимо указанных классификаций существуют иные классифика- ции упражнений: по воздействию на различные системы и функции ор- ганизма (на развитие органов дыхания, вестибулярного аппарата) по снарядовому признаку (со снарядами и без них), по числу занимающих- ся (в парах, тройках, группах) и др. 5.5. Понятие о технике физических упражнений Выполняя какое-либо физическое упражнений, человек решает определенную двигательную задачу: толкнуть штангу данного веса, предать точный пас партнеру по команде, преодолеть в прыжке опреде- ленную высоту и др. Во многих случаях одна и та же задача может быть 45 решена несколькими способами. Например, удар по мячу можно вы- полнить внешней или внутренней частью стопы, носком или подъемом. ТЕХНИКА – это способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с отно- сительно большей эффективностью. Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, главное (ведущее звено) и детали техники. ОСНОВА ТЕХНИКИ - это совокупность движений, необходимых для решения двигательной задачи. Например, в прыжках в длину с разбега основу техники составля- ют разбег, отталкивание, полет, приземление. Выпадение одного эле- мента основы техники не дает возможности выполнить двигательную задачу. ГЛАВНОЕ (ВЕДУЩЕЕ) ЗВЕНО ТЕХНИКИ - наиболее важная часть данного способа решения двигательной задачи. Так, в прыжках, главным звеном является отталкивание, а в толка- ниях – финальное усилие. ДЕТАЛИ ТЕХНИКИ - второстепенные особенности движения, не нарушающие основ техники, но способствующие более полной реали- зации индивидуальных возможностей при решении двигательной зада- чи. В прыжках в длину с разбега детали техники будут заключаться в количестве и частоте шагов при разбеге. Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется в процессе физического воспитания и спорта. Это обуслов- лено следующим: o возрастающими требованиями к уровню физической подготовлен- ности; o поиском более совершенных способов выполнения движений; o повышением роли науки в физическом воспитании и спорте; o совершенствованием методик обучения; o появлением нового инвентаря, оборудования. 46 5.6. Характеристики техники физических упражнений Эффект физических упражнений существенно зависит от биоме- ханических характеристик отдельных движений. Различают кинемати- ческие характеристики (пространственные, временные, пространствен- но-временные), динамические характеристики (внутренние и внешние силы), ритмические и обобщенные (качественные) характеристики. (Подробно эти характеристики излагаются в курсе биомеханики физи- ческих упражнений). Пространственные характеристики Включают положение тела, траекторию (путь) движения. Положение тела. Какое бы двигательной действие ни совершал человек, он должен придать своему телу определенное положение в пространстве. Различают исходные, промежуточные, конечные положе- ния тела. Исходное положение принимают с целью создания наиболее вы- годных условий для начала последующих действий, лучшей ориенти- ровки в окружающей обстановке, сохранение устойчивости, обеспече- ние свободы движения, соответствующего воздействия на определен- ные органы и системы организма. Низкий старт легкоатлета, стойка боксера, вратаря являются внешним выражением готовности к дейст- вию. Все эти позы можно отнести к тем состояниям, которые академик А.А. Ухтомский назвал «оперативным покоем». Хотя в них нет внеш- них движений, но нигде так ярко не проявляется единство концентриро- ванной целеустремленности организма, как в этих вступительных к движению позах. Промежуточное положение. Эффективность многих физических упражнений зависит не только от исходного положения, но и от сохра- нения наиболее выгодной позы тела или его частей в процессе выпол- нения самого движения. Так, низкая посадка конькобежца уменьшает сопротивление внешней среды, что влечет за собой повышений скоро- сти передвижения. 47 Конечное положение. В отдельных физических упражнениях ко- нечные положения играют большую роль. Например, приземление в прыжках на лыжах с трамплина. Но есть двигательные действия, в ко- торых конечное положение тела не влияет на результат. Например, поза баскетболиста после передачи мяча. Траектория движения – это путь, совершаемый той или иной ча- стью тела в пространстве. Траектория движения характеризуется фор- мой, направлением, амплитудой. Форма траектории может быть прямолинейной и криволинейной. Прямолинейные движения в практике встречаются крайне редко и при- меняются тогда, когда требуется развить наибольшую скорость какой– либо части тела на коротком пути (укол в фехтовании, удар в боксе). Криволинейные движения встречаются горазда чаще и их слож- ность зависит от движущейся массы тела: чем она больше, тем форма проще и наоборот. Например, в области тазобедренного сустава мышц больше, расположены они разнообразнее, а все же движения ногой бед- нее, чем рукой. Направление- это изменение положения тела и его частей в про- странстве, относительно какой-либо плоскости (фронтальной, сагит- тальной, горизонтальной) или какого-либо внешнего ориентира (парт- нера, спортивного снаряда). Различают направления основные (вверх- вниз, вперед-назад, направо-налево) и промежуточные ((вперед-кверху, вперед-книзу и др.) Направление движений играет важную роль для обеспечения вы- сокой точности высокой точности выполняемых действий, экономии сил, выигрыша времени, более или менее благоприятных условий в дея- тельности органов дыхания и кровообращения. Даже небольшие откло- нения в направлении движений, например у боксеров, баскетболистов, футболистов, ведут к тому, что они не достигают конечной цели в своих действиях. Амплитуда движения – величина пути перемещения частей тела (Л.П.Матвеев определяет амплитуду как «размах движений). Она изме- ряется в угловых градусах, в линейных мерах (длина шага), условных обозначениях (полуприсед, шпагат) или внешними ориентирами (на- 48 клониться, достать носки ног). Амплитуда зависит от строения костей, суставов, эластичности связок и мышц и ее величина оказывает влияние на скорость перемещения тела, полноту растягивания мышц, точность движения и т.д. Движения большой амплитуды называют обычно размашистыми, а малой – мелкими. Если амплитуда движений не соответствует решае- мой двигательной задаче, то их называют неточными. Во многих двигательных действиях максимальная, анатомически возможная амплитуда, как правило, не используется. Стремление чрез- мерно увеличить амплитуду движений может привести к травмам сус- тавно-связочного аппарата и мышц. Временные характеристики К временным характеристикам движений относятся длительность и темп движения. Длительность движения – это время, затраченное на выполнение движения. В технике физических упражнений большое значение имеет длительность отдельных его частей (старт, поворот, финиширование в плавании), фаз (замах, удар в волейболе), циклов (скользящих шагов в беге на коньках), элементов движений. Продолжительность каждой вы- ше перечисленной составляющей упражнения, может изменить и опре- делить результат. Темп движений – это частота относительно равномерного повто- рения каких-либо движений (циклов). При однократных движениях (прыжке, метании) темп, естественно не наблюдается. Темп движений находится в обратно пропорциональной зависимо- сти от их длительности: чем длительность меньше, тем темп выше. На- пример, уменьшение длительности шага в беге на коньках на опреде- ленной дистанции ведет к повышению частоты шагов. Не следует отождествлять понятие «темп» и «скорость» движений, хотя часто (но не всегда) скорость движения зависит от темпа и наобо- рот. Например, в беге, с увеличением темпа (при одной и той же длине шагов) неизбежно увеличивается скорость движений в каждом шаге, но 49 если одновременно с увеличением темпа уменьшается длина шагов то скорость движений может оставаться неизменной. Темп движения зависит от массы или моментов инерции движу- щего тела. Так, при движениях пальцев рук можно поддерживать более высокий темп, чем при движения туловища. С изменение темпа нередко качественно изменяется вся структура движения. Так, если темп стано- вится выше определенных пределов, нормальная ходьба переходит в бег. Пространственно-временные характеристики Скорость движения – Это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела), к затраченному на этот путь времени. При определении скорости в поступательном движении ее обычно измеряют в метрах в секунду (линейная скорость), а при вращательном - в радианах в секунду (угловая скорость). Если скорость движений постоянна, то такое движение называют равномерным, а если она изменяется – неравномерным. Ускорение – изменение скорости в единицу времени. Оно может быть положительным (скорость возрастает) и отрицательным (скорость убывает). Понятие «скорость движения» не следует отождествлять с поняти- ем «скорость передвижения». Скорость передвижения зависит не только от скорости соответствующих движений, но и от других факторов (час- тоты шагов в беге, сопротивления воздуха в беге на коньках). При выполнении циклических упражнений (бег, плавание, гребля и др.) в соревновательных условиях большое значение имеет умение точно выдерживать заранее запланированную скорость. Это позволяет целесообразно распределить свои силы на дистанции и определять мо- мент наступления утомления. Умение управлять скоростью движений называют «чувством скорости». Силовые характеристики В практике для силовой характеристики движений пользуются по- нятием «сила движения». 50 Сила движения – Это мера физического воздействия движущейся части тела (или всего тела) на какие-либо материальные объекты, на- пример, почву (при беге, прыжках и др.), какие-либо предметы (при поднимании, метании и др.). Понятие «сила движения» является обобщенным, Хотя и сила за- висит от прилагаемых мышечных усилий, ее не следует отождествлять с мышечной силой. Сила движения человека представляет собой результат совокупно- го взаимодействия внутренних и внешних сил. Знание сил, действую- щих на человека, облегчает понимание техники физических упражне- ний и поиска ее эффективных вариантов. Внутренними силами являются: o активные силы опорно-двигательного аппарата - силы тяги мышц; o пассивные силы опорно-двигательного аппарата – эластич- ные силы мышц, вязкость мышц и др.; o реактивные силы – отраженные силы, возникающие при взаимодействии звеньев тела в процессе движения. Внешними силами являются: o силы тяжести собственного тела; o силы реакции опоры; o силы сопротивления внешней среды. При овладении техникой двигательных действий нужно стремить- ся к возможно более полному использованию всех движущих сил при одновременном уменьшении сил тормозящих. Ритмическая характеристика Одной из интегральных характеристик техники движений является ритм. РИТМ – соразмерность элементов движения по усилиям, во вре- мени и в пространстве (Л.П. Матвеев, 1976). 51

Средство – это то, что применяется для достижения цели. Средствами физического воспитания называют то, что используются в целях укрепления здоровья, всестороннего развития организма, физических способностей, двигательных навыков и передачи знаний, т.е. для решения задач физического воспитания.

Физические упражнения основное и специфическое средство физического воспитания. Двигательная активность человека, организованная в соответствии с закономерностями физического воспитания.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений - это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).

Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.

Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечнососудистых заболеваниях.

Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечнососудистая и дыхательная системы.

Образовательная роль. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает новые формы движений.

В процессе занятий физическими упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углубляются ранее приобретенные.

Влияние на личность. Физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).

Содержание любого физического упражнения сопряжено, как правило, с комплексом воздействий на человека. Профессионально весьма важно для учителя физической культуры (тренера по спорту) умение всесторонне оценить содержание используемого упражнения в педагогическом аспекте, реально определить возможность использования его различных сторон в образовательно-воспитательных целях.

II.Форма физического упражнения:

1. Внутренняя структура физического упражнения обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения.

2. Внешняя структура - видимая форма, характеризующаяся соотношением пространственных, временных и динамических параметров движения.

Техника физических упражнений – способы выполнения двигательных действий (их организация), с помощью которых двигательная задача решается целесообразно, с относительно большей эффективностью (в прыжках в длину: разбег, отталкивание, фаза полета, приземление).

Основа техники совокупность звеньев и черт динамической, кинематической и ритмической структуры, которые, безусловно, необходимы для решения двигательной задачи.

Определяющее звено техники (отталкивание – в прыжках, фаза финального усилия – в метании) наиболее важная, решающая часть данного способа выполнения двигательной задачи.

Детали техники (длина, частота, ритм шагов) второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма.

Критерии оценки техники физических упражнений :

1) результативность физических упражнений;

2) параметры эталонной техники;

3) разница между реальным результатом и возможным.

Оздоровительные силы природы

Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:

1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;

2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры).

При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.

Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.

Гигиенические факторы

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.

Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятий физическими упражнениями .

8. Классификация физических упражнений

Классификация – представление упражнений как упорядоченной совокупности с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам.

1. Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм.

Каждая из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным образом они различаются педагогическими возможностями, специфическим назначением в системе физического воспитания, а также свойственной им методикой проведения занятий.

В нашей системе физического воспитания гимнастика, игра, спорт и туризм дают возможность:

Во-первых, обеспечить всестороннее физическое воспитание человека;

Во-вторых, удовлетворить индивидуальные запросы и интересы многих людей в сфере физического воспитания;

В-третьих, охватить физкультурными занятиями людей практически на протяжении всей жизни - от элементарных детских подвижных игр до занятий упражнениями из арсенала лечебной физической культуры в пожилом возрасте.

2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку. По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.).

3. Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств. Здесь упражнения классифицируются по следующим группам: 1) скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.); 2) упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.); 3) упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.); 4) упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).

4. Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения. По этому признаку выделяют циклические, ациклические и смешанные упражнения.

5. Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности. По этому признаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.

6. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально подготовительные и общеподготовительные.

В любой классификации упражнений предполагается, что каждое из них обладает относительно постоянными признаками, в том числе по эффекту воздействия на выполняющего упражнение .

Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Результат физической подготовки
физическое развитие индивидуума
физическое воспитание
физическая подготовленность
физическое совершенство

2. Вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях
физическая культура
физическая подготовка
физическое воспитание
физическое образование

3. Возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени
двигательная реакция
скоростные способности
скоростно-силовые способности
частота движений

4. Двигательные (физические) способности – это …
умения быстро и легко осваивать различные по сложности двигательные действия
физические качества, присущие человеку

индивидуальные особенности, обеспечивающие целесообразную двигательную деятельность

5. Абсолютная сила – это:
максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела
способность человека преодолевать внешнее сопротивление
проявление максимального мышечного напряжения в статическом режиме работы мышц
сила, проявляемая за счет активных волевых усилий человека

6. Основа (источник) возникновения физического воспитания в обществе
результаты научных исследований
прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности
осознанное понимание людьми явления упражняемости (повторяемости действий), важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни и установление связи между ними
желание заниматься физическими упражнениями

7. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется …
простой двигательной реакцией
скоростью одиночного движения
скоростными способностями
быстротой движения

8. Основное специфическое средство физического воспитания
физические упражнения
оздоровительные силы природы
гигиенические факторы
тренажеры и тренажерные устройства, гири, гантели, штанга, резиновые амортизаторы, эспандеры

9. При использовании силовых упражнений величину отягощений дозируют количеством возможных повторений в одном подходе, что обозначается термином …
повторный максимум (ПМ)
силовой индекс (СИ)
весосиловой показатель (ВСП)
объем силовой нагрузки

10. Физические упражнения – это …
такие двигательные действия, которые направлены на формирование двигательных умений и навыков
виды двигательных действий, направленные на морфологические и функциональные перестройки организма
такие двигательные действия (включая их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям
виды двигательных действий, направленные на изменение форм телосложения и развитие физических качеств

11. Число движений в единицу времени характеризует …
темп движений
ритм движений
скоростную выносливость
сложную двигательную реакцию

12. Сила – это:
комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «мышечное усилие»
способность человека проявлять мышечные усилия различной величины в возможно короткое время
способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений)
способность человека проявлять большие мышечные усилия

13. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту. Эти программы содержат …
разрядные нормативы и требования по видам спорта
методики занятий физическими упражнениями
общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания
научно обоснованные задачи и средства физического воспитания
комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению
перечень конкретных норм и требований

14. Показатели, характеризующие физическое развитие человека
показатели телосложения, здоровья и развития физических качеств
показатели уровня физической подготовленности и спортивных результатов
уровень и качество сформированных жизненно важных двигательных умений и навыков
уровень и качество сформированных спортивных двигательных умений и навыков

15. Относительная сила – это сила, …
проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса
проявляемая одним человеком в сравнении с другим
приходящаяся на 1 см² физиологического поперечника мышцы
проявляемая при выполнении одного физического упражнения сравнительно с другим упражнением

16. Специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющий специализированные требования к двигательным способностям человека
спортивная тренировка
специальная физическая подготовка
физическое совершенство
профессионально-прикладная физическая подготовка

17. Уровень развития двигательных способностей человека определяется …
тестами (контрольными упражнениями)
индивидуальными спортивными результатами
разрядными нормативами единой спортивной классификации
индивидуальной реакцией организма на внешнюю (стандартную) нагрузку

18. Под техникой физических упражнений понимают …
способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большой эффективностью
способы выполнения двигательного действия, оставляющие эстетически благоприятное впечатление
определенную упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения
видимую форму, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движения

19. Эффект физических упражнений определяется прежде всего …
их формой
их содержанием
темпом движения
длительностью их выполнения

20. Исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни
валеология
система физического воспитания
физическая культура
спорт

21. Основные критерии физического совершенства на современном этапе развития общества
показатели телосложения
показатели здоровья
уровень и качество сформированных двигательных умений и навыков
нормативы и требования государственных программ по физическому воспитанию в сочетании с нормативами единой спортивной классификации

22. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называется …
скоростным индексом
абсолютным запасом скорости
коэффициентом проявления скоростных способностей
скоростной выносливостью

23. Ритм как комплексная характеристика техники физических упражнений отражает …
закономерный порядок распределения усилий во времени и пространстве, последовательность и меру их изменения (нарастание и уменьшение) в динамике действия
частоту движений в единицу времени
взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движения
точность двигательного действия и его конечный результат

24. Физические качества – это …
индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека
врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности
комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности
комплекс способностей занимающихся физической культурой и спортом, выраженных в конкретных результатах

25. Понятие (термин) подчеркивающий прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности
физическая подготовка
физическое совершенство
физическая культура
физическое состояние

26. Основу двигательных способностей человека составляют …
психодинамические задатки
физические качества
двигательные умения
двигательные навыки