Анатомия лица рисование. Художественная анатомия человека. Курс рисования анатомии человека

Н ужно приложить усилия, чтобы передать на рисунке цвет, освещение, формы или образ. Но самая сложная задача художника - передать момент движения. Сделать это так, чтобы у того, кто смотрит на изображение, появилось чувство, будто сейчас картинка оживет!

Если понаблюдать за тренировкой спортсмена, можно заметить, что руки, ноги, туловище принимают иную форму, когда мышцы сокращаются или расслабляются. Эти трансформации учатся изображать те, кто проходят курс пластической анатомии .

Как нарисовать движение?

Пластическая анатомия - наука, изучающая изменения формы частей тела человека и животных, на основе знаний об их внутреннем строении. Наиболее значимыми элементами в этой дисциплине являются три системы органов - кожа, мышцы, скелет. Учение о пропорциях тела также включается в основы пластической анатомии.

Изучаемый материал поможет узнать живой объект изнутри, почувствовать малейшее движение каждой его части, отображая это в рисунке. Эта наука полезна не только скульпторам и аниматорам. Художник, изображающий людей или животных, не сможет нарисовать их правильно, не пройдя курс этой дисциплины.

Краткая история пластической анатомии человека как науки

Первые попытки изучения пропорций относятся к культуре Древнего Египта. В странах, где люди ходили почти без одежды, художники познавали внешнее строение тела, просто выглянув на улицу. Обнаженные воины и спортсмены древней Греции являлись идеальным наглядным пособием. Статуи и барельефы периода классики ярко свидетельствуют об успехах в познании пластической анатомии человека.

Основоположник способа рисования тела на основании его внутреннего строения - Леонардо да Винчи. Этой областью он заинтересовался как художник, но в дальнейшем увлекся ею как наукой. Он стал изучать строение тел умерших людей, одним из первых правильно изобразив органы тела.

Иоганн Калькар, Тициан излагали результаты своих исследований в рисунках и пояснениях к ним. Постепенно появлялись учебники, атласы, трехмерные пособия. Выдающиеся авторы - Поль Рише, Матье Дюваль, Джордж Бриджмен, Готфрид Баммес, Ене Барчаи . В середине XVII века курс этой науки становится обязательным во многих школах для художников.

Пластическая анатомия лица и тела: как взаимодействуют кости и мышцы

Общеизвестно, что положение членов тела в пространстве определяет скелет. Суставы устроены так, что конечности работают на сгибание-разгибание и могут выполнять вращательные движения. Изучая строение и положение костей в разных позициях, учащийся избежит распространенных ошибок в рисовании, когда части тела изображаются неестественно.

А знаете ли вы, что в теле животных и человека можно насчитать до 850 мышц? Сокращаясь, они меняют форму, иногда довольно явным образом. Художник учитывает расположение мускулов, то как они видоизменяются.


Теперь поговорим о пластической анатомии лица человека. Из 30 лицевых мышц в улыбке участвует около половины. Чтобы изобразить какую-либо эмоцию, нам надо знать как мимические мышцы взаимодействуют.

Студенты тренируются в следующих областях:

  • изучение строения и взаимного расположения костей + мышц;
  • изображение муляжей, слепков черепа, скелета, отдельных частей тела;
  • рисование тела в различных статических положениях и во время движения.

Итак, курс обучения непрост. Поэтому новички в искусстве интересуются: эта наука так важна или... может, без нее?

Зачем художнику нужно знание пластической анатомии?

Если вы думаете, что обращаться к пособиям по анатомии не имеет смысла - достаточно просто срисовать человека в определенной позе с фотографии, то это заблуждение! Даже если рисунок окажется очень похожим на фото, объект будет непластичным, как бы «сухим, вялым».

Имея же точное представление о том, что рисуете, вы не станете копировать фотографии. Вы сможете пользоваться ими как референсами, создавая собственную композицию. Рисунки будут получаться более «живыми», динамичными.

Обобщив все сказанное можно сделать вывод: пластическая анатомия для художника незаменима. Не стоит довольствоваться приблизительным знанием о строении тел людей, животных. Даже если вы уже опытный художник - стоит время от времени проверять свои навыки в этой области, учиться чему-то новому.

Количество информации, которое содержит эта наука, может испугать, но это не проблема, если у вас будут хорошие учителя. Выберите удобный по расписанию курс и изучайте пластическую анатомию вместе с нами!

A NATOMY

ВЕРА ВЕЛИЧКО

ЧЕЛОВЕК КАК ИСКУССТВО

ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ ФОРМЫ

СЕКРЕТЫ ЖИВОГО ТЕЛА

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ

Москва «Полиграфиня»

ВЕРА ВЕЛИЧКО

А НАТОМИЯ

ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ

Москва «Полиграфиня»

Величко В. А.

А 00 Анатомия для художников. Учебное пособие. Москва, ООО «Полиграфиня», 2013. 209с.

© Вера Величко

ISBN 000-0-00000-000-0

У каждого художника есть на полке книга по анатомии,

и возможно не одна. О днако единицы детальноизучили эти книги - чаще всего у нас не хватает на это ни времени, ни сил. М ы закрываем эти книги, испуганные объемом материалов,

и говорим себе - «как только появится свободное время, прочитаю от корки до корки» Э та книга написана для того, чтобы сберечь ваше время

и психику. О на представляет собой сборник практических советов, прведенных в наглядной системе. О на легка в использовании, понятна даже начинающим художникам,

и полезна даже опытным.

И так, приятного чтения!

8 В ВЕДЕНИЕ

2 0 А НАТОМИЯ КИСТИ

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ ТРАЕКТОРИЯ ДВИЖЕНИЯ ХАРАКТЕР РАКУРСЫ

5 4 О Т ПЛЕЧА ДО ЗАПЯСТЬЯ

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ РАКУРСЫ

7 4 М УЖСКОЙ КОРПУС

10 2 Ж ЕНСКИЙ КОРПУС

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ ДИНАМИКА ФОРМЫ СОКРАЩЕНИЯ

В ВЕДЕНИЕ

ОБ ИССКУСТВЕ ПЕРЕДАЧИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАТУРЫ

Микеланджело

Буонарроти Сотворение Адама

ВВЕДЕНИЕ ОБ ИСКУССТВЕ ПЕРЕДАЧИ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАТУРЫ

Человеческое тело - это сложнейшая система объемов, находящихся в постоянном движении. Мало только изучить анатомию - нужно знать (или даже чувствовать), как эти объемы взаимодействуют друг с другом в разных позах, как изменяются мышцы в напряженном или в расслабленном состоянии.

Все это - язык тела, который повествует зрителю о том, что происходит на картине. И ошибка художника приведет к неверной интерпретации происходящего.

От наскальной живописи до

фотореализма

Столетиями люди художники учились изображать действи-

тельность, постепенно переходя от упрощенных форм

к реализму. Как ученые изобретали механизмы или открыва-

ли законы природы, так художники открывали один за другим

изобразительные законы и изобретали новые материалы для

рисования. Человеческая фигура от упрощенной, плоскостной

модели становилась все более живой, объемной, реальной.

Таков и путь эволюции каждого отдельного художника в насто-

ящем. Так что не расстраивайтесь, если пока что ваши люди

больше похожи на египетские фигурки, чем на персонажей

из реальной жизни. На все нужно время, и чем больше вы

рисуете с натуры - тем лучше.

Немая беседа

Как я уже говорила, язык тела - это средство передачи сюжета

на картине. Посмотрите внимательно на роспись Микелян-

джело, проанализируйте образы Адама и Бога. В принципе,

каждый зритель может интерпретировать изображение

по-разному, но общая канва очевидна всем - связь между

творцом и творением, миниатюра их общения.

Это выражено жестами рук, поворотом головы, общими поза-

ми персонажей и общей композицией.

Перед тем, как рисовать иллюстрацию, подумайте, какими

должны быть позы и расположение героев, чтобы передать

нужные вам чувства и ситуацию.

Микеланджело

Буонарроти Сотворение Евы

Характер образа

На этой картине Микелянджело мы видим не только сюжет, но и характер каждого персонажа. Я живо представляю себе эту сценку - как Ева пытается что-то втолковать Богу, тот ей пытается объяснить что-то, и сам уже не рад, что сотворил женщину, а Адам дрыхнет, надеясь, что все решится само собой. Ему в целом до лампочки, он еще слишком молод. Характер передается не только позой, но и личными особенностями персонажей - телосложением, выражением лица, манерой держаться и пр. Мы можем создать первичное впечатление о человеке, основываясь только на его внешности. Существуют устойчивые типажи, типа «Молодая успешная мамашка», «Злобный старик», «Мечтатель», «Наивная девица»...

Художник должен знать, какими особенностями обладает тот или иной типаж, и использовать их сознательно - в противном случае на вашей иллюстрации может появиться красная шапочка с лицом законченной стервы или неуместно добродушный маньяк.

Пророк Исайя

Тонкие черты лица, изящные жесты, непринужденность в позе. Впечатление: Интеллектуал, любит филосовствовать на любые темы.

Пророк Иоиль

Сосредоточен на чтении, утонченные, но суровые черты лица. Впечатление: Философ, немного сноб, не любит, когда его отвлекают попусту и болтают глупости.

Пророк Иезекииль

Крупные черты лица, красноватый нос, динамичная поза. Впечатление: Спорщик, немного бунтарь, возможно - недалекого ума.

Пророк Иеремия

Большое тело, темное лицо, слегка опущенные плечи, взгляд в пол.

Впечатление: Молчаливый и сильный песонаж, многое

Кстати, если этот наплыв убрать, а пресс напрячь - ощущение будет уже иное, как будто он пытается удержаться в падении. Бедро левой ноги тоже расслаблено, и смещено наплывом вниз. И так далее...

Сокращения

Еще один важный момент - умение правильно работать с сокращениями. На нашей картине левая голень у мальчика

короче, чем правая, в сокращение уходит левая рука. В некоторых позах человеческое тело выдает нам сюрьпризы - сочетание сокращений и положений разных частей тела выдает совершенно неожиданный результат, фигура становится не похожа сама на себя. Обратите внимание на спину мальчика, как ведет себя левая лопатка. Такие формы трудно предугадать, даже если досканально знать анатомию.

О некоторых подобных моментах я вам расскажу в этой книге, но все мне их, конечно, не охватить. Поэтому помните главное правило - как можно больше рисовать с натуры. Всегда ходите с блокнотиком под рукой, не ленитесь посвятить порой выходные походу в музей скульптуры - там куча натуры, и вся она неподвижна. И даже когда не рисуете - внимательно смотрите на людей, подмечайте особенности, старайтесь запомнить, как что выглядит. Вы должны «почувствовать» человеческое тело, изучить его повадки, понять логику его строения.

И тогда даже при рисовании из головы вы будете интуитивно понимать, что правильно, а что нет.

А НАТОМИЯ КИСТИ

ИЛИ САМОЕ СЛОЖНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

Курс представляет собой детальный адаптированный разбор схем гениального художника-анатома Готфрида Баммеса иллюстратором Ярославой Клепиковой и уроки по рисованию с натуры преподавателя МХПА им. С. Г. Строганова Александра Безина. Погружение в логику этих схем, изучение объемов и плоскостей человеческого тела, их расположение в трехмерном пространстве, изучение силовых линий и принципов механики движений позволит вам осмысленно и реалистично рисовать человеческое тело, а выполнение заданий по рисунку с натуры позволит лучше понять особенности применения своих знаний на практике.

  • 34 урока
  • 30 минут ежедневных занятий
  • 11 недель

Чему вы научитесь

  1. Научитесь рисовать фигуру человека с натуры или по фото.
  2. Разберетесь в особенностях человеческой анатомии.
  3. Подробно разберете рисунки и схемы тела и лица человека с учетом пропорции, строения, мимики и изменения в движении.
  4. Получите необходимые для практической работы научные сведения.

Расписание

  1. Основные пропорции человека. Вид спереди, вид сбоку. Основные объемы. S-образная линия позвоночника.
  2. Контрапост. Изменение основных линий плечевого и тазобедренного поясов.
  3. Рисунок фигуры человека стоя с опорой на одну ногу. Эскизная часть.
  4. Композиционный поиск в листе. Соотношение пропорций. Конструктивное построение.
  5. Сравнение мужской и женской фигур. Пропорции, основные объемы, их различия.
  6. Введение в законы линейной перспективы. Куб как универсальная модель трехплоскостного пространства. Принципы параллельных прямых в рисунке.
  7. Фигура человека в перспективе. Основные линии тела в линейной перспективе.
  8. Поза человека со скручиванием. Изменение объемов груди и таза относительно друг друга. Основные плоскости.
  9. Основные пропорции лица человека. Плоскости лица. Принципы построения глазниц, нижней челюсти, носа и рта.
  10. Основные пропорции лица человека. Фронтальный и боковой ракурсы.
  11. Быстрые наброски головы: лицо направлено вверх, ракурс сзади, ракурс сверху. Особенности реализации объема.
  12. Рисование головы с натуры. Эскизная часть. Композиционное расположение в листе. Построение. Работа с тоном.
  13. Грудная клетка. Вид спереди и сбоку. Чем образован плечевой сустав. Ребра. Ключицы. Основные плоскости.
  14. Грудная клетка. Вид сзади. Лопатки. Ребра. Основные плоскости.
  15. Плечевой пояс. Вид сверху. Движение лопаток и ключиц при приведении и отведении рук.
  16. Рисунок портрета с плечевым поясом в цвете. Эскизная часть. Композиционное расположение в листе. Построение. Работа с тоном.
  17. Кости таза. Особенности строения. Основные плоскости.
  18. Строение таза. Вид сзади и снизу. Основные плоскости. Направляющие. Подвздошная, седалищная и лобковая кости.
  19. Торс, вид сзади. Мышечные объемы грудной клетки и таза.
  20. Торс, основные мышечные группы. Формирование плоскостей и объемов груди, живота, руки.
  21. Женский торс. Грудные железы. Принципы построения.
  22. Скручивание плеча и предплечья. Основные объемы и плоскости.
  23. Локтевой сустав. Вид сзади, вид спереди. Наружная и внутренняя стороны руки. Вращение локтевого сустава. Схемы построения.
  24. Кисть руки. Принципы построения. Основные плоскости. Общие плоскости пальцев. Большой палец антагонист.
  25. Различные положения кисти руки. Скручивание. Отношение плоскостей плеча и предплечья друг к другу.
  26. Кисть руки. Различные положения пальцев. Особенности построения. Поворот кисти. Кулак.
  27. Обзор ноги от бедра до стопы. Объемы, рельефы, пропорции. Костный состав. Объем мягких тканей. S-образная дуга. Силовая линия. Вид спереди. Вид сзади.
  28. Коленный сустав. Большая и малая берцовые кости.
  29. Коленная чашечка. Положение коленной чашечки при сгибании и разгибании коленного сустава.
  30. Стопа. Состав и расположение основных костей стопы. Пяточная кость, предплюсна, плюсна, пальцы.
  31. Особенности формы. Основные плоскости.
  32. Движение голеностопного сустава: отношение костей стопы, большой и малой берцовых костей.
  33. Вид голеностопного сустава при различных положениях стопы.
  34. Общий вид стопы. Особенности построения плоскостей. Своды стопы. Создание объема.
  35. Изменение положения стопы: на мысок, на пятку. Точки опоры. Дуга свода стопы. Основные плоскости. Схемы построения. Пальцы ног.

Необходимые материалы и инструменты

  • Пачка офисной бумаги А4
  • Альбом А3 перекидной на пружине с твердой обложкой (для того, чтобы использовать как подложку)
  • Уголь пресованный упаковка
  • Уголь в карандаше: мягкий
  • Карандаши: 2Н, Н, НВ, В, 2В
  • Ластик Kohinoor
  • Клячка

Как проходит обучение

Обучение проходит в группе Фейсбука и включает в себя домашние задания и их разбор на групповых вебинарах. курс предполагает свободный, но организованный график. Нужно смотреть лекции, задавать вопросы в Фейсбуке — для студентов и преподавателя будет организована закрытая группа, выполнять домашние задания — их будет проверять преподаватель, комментировать и давать советы по улучшению работы. После прохождения курса вам выдается сертификат.

Что в итоге

Усвоение сложного материала через работу над неизбежными ошибками. Освоение базовой анатомии, что качественно улучшит ваш навык рисования, сделает его более точным и профессиональным, даст хорошую основу для новых художественных экспериментов.

Преподаватели работали для


Примеры работ преподавателей

Работы студентов

Мнения выпускников

Юлия Чистякова

Ярослава, огромное спасибо вам за этот курс! Даже не верится, что он уже закончился. Вы научили меня по-другому смотреть на человеческое тело, видеть закономерности на месте «случайных» форм. Осталось собрать все знания воедино и научиться применять их на практике:)

Юлия Езопова

За время занятий рука стала себя вести более увереннее и совсем иначе наносить линии, многие вопросы разложились по полочкам в голове:) Со временем конечно в нашем бешенном ритме мегаполиса тяжело, особенно в самом начале занятий. Но потом удалось найти необходимое количество времени и задать хороший темп для выполнения работ. :) На самом деле, весь период обучения со мной в рюкзаке всегда были карандаши и бумага, чтобы в свободную минутку уделить им время:) Даже в отпуске я весь набор начинающего художники собрала с собой:) И это было потрясающе!!!:) До сих пор со мной всегда и везде бумага и карандаши:) Я долгое время пыталась самостоятельно изучить рисунок человека (около 5 лет!!!), но пробелы в знаниях и опыте все же оказались огромными! А осенью предыдущего года я стала студентом библиотеки bangbangeducation и записалась на курс анатомии человека:) Вот тут мои горизонты и расширились!!!:) После курса анатомии пришло жгучее желание развиваться дальше как и в академическом рисунке так и в творчестве вцелом:) Я стала более решительная в своем желании сменить род деятельности (я инженер) и потихонечку к этому иду:) Спасибо Вам за прекрасную школу, отличный курс анатомии и внимательное отношение к ученикам:)

Мара Фрибус

Хотелось бы сказать вам огромное спасибо за внятные и подробные объяснения, за информативные поправки, ответы на вопросы и много полученных знаний в течение этого курса! Мне кажется, я получила самое главное — как правильно думать, чтобы что-то нарисовать. Спасибо!

Александр Карпов

Юлия Зильберт

С самого детства я мечтала научиться рисовать, но в моем плотном графике (хореография, английский, музыкальная школа) никогда не было на это времени, и в какой-то момент я уже смирилась с тем, что рисовать мне не дано, но рискнула и записалась на курс Лены Кер по фэшн-иллюстрации. Как говорится, была-не была, притом, что график с годами легче не стал, но тут, в первую очередь, меня привлекла возможность заниматься удаленно, в удобное для меня время смотреть видео-уроки, выполнять домашние задания и, конечно же, прекрасная обратная связь с преподавателем. За месяц я сделала не просто шаг, а огромный прыжок в моем стремлении научиться рисовать. Если бы кто-то сказал мне, что я смогу так, я бы ему не поверила. Я до сих пор не верю, что это рисую я! Тот человек, который и карандаш в руках держать толком не умел, а уж человека нарисовать было для меня за гранью.

Маргарита Стрелковская

Я выбрала курс потому, что чувствовала нехватку в крепкой базе. Я училась только в художественной школе, а там упор был в основном на построении головы, других подробностей не хватало. Заметила, что часто не получается перенести на бумагу образы из воображения: человеческие фигуры будто распадаются, в них отсутствовует цельность. Больше всего я ждала видео о построении стоп и кистей: с этим у меня были особые проблемы. Ошибочно думала, что остальное будет более понятно и легко. Однако в итоге самыми полезными для меня стали упражнения с вращением-скручиванием и построением таза в разных ракурсах. Оказывается, о тазе я вообще не имела никакого представления. Большое спасибо за курс! Думаю, для добросовестных новичков это просто клад. Но я на всякий случай буду рекомендовать его тем, кто уже выработал привычку рисовать каждый день.

Людмила Заякина

Хочу поблагодарить за мегаполезный курс! Для меня учиться на нем было сплошным удовольствием. Особенно радовали подсказки преподавателя к домашним заданиям: нюансы, которые помогали лучше понимать схемы и как их рисовать. Домашнее задание поначалу занимало много времени: было ощущение, что я вообще первый раз карандаш в руку взяла. Но зато стала смелее «в линии». Многое в фигуре человека стало понятным: какие линии какими хрящиками-косточками объясняются. Очень понравились задания, где нужно было по аналогии со схемами с урока нарисовать другие ракурсы. Жаль только, таких заданий было немного. Сейчас я уверенней рисую человека с натуры, независимо от позы, которую этот человек принимает. Прежде сложные ракурсы вызывали у меня ужас, и я старалась их по возможности избегать. С удовольствием продолжу практиковать полученную теорию, чтобы загрузить ее поглубже на подкорку.

  • Рисунки художников-классиков Уважаемые пользователи, вы можете скачать графику некоторых художников в архивах rar. Большие изображения. Обновление в разделе «История графики».
  • vk.com/сайт. Представительство сайта «График» в контакте. В сообществе много обучающего видео для художников. Постоянно добавляются новые альбомы графиков-классиков.

Работы художников сайта «График».

Графика — с одной стороны — вид искусства, с другой — занятие, которое доступно всем, и им занимаются все люди с малого возраста. Для создания графического рисунка нужно иметь только лист бумаги и материал для рисования — карандаш или краску. То есть с одной стороны графика общедоступна.

Но с другой — это сложный вид искусства, которому нужно обучаться так же, как живописи или скульптуре. В этом трудность и простота графики. Рисовать могут все, а стать мастерами — единицы.
Графика делится на две разновидности: печатная (эстамп) , предназначенная для тиражирования; и уникальная , подразумевающая создание произведений в единственном экземпляре.

Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги, «воздух белого листа», по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского. Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги.

Предлагаем вашему вниманию раздел: Библиотека для художников.
В «Библиотеке» вы можете скачать книги по искусству, анатомии, искусствоведению, уроки рисования и живописи для домашнего изучения.

А также 100 номеров журнала «Художественная галерея» в формате djvu.

Качественный рисунок человека невозможен без знания анатомии человеческого тела. Джефф Меллем, художник и автор книги "Как рисовать людей", выделил ряд правил изображения анатомии для начинающих, которые помогут вам начать рисовать более реалистичные образы за максимально короткое время. Наслаждайтесь!

Изображение анатомии для начинающих может показаться непреодолимым на первый взгляд, так как в теле очень много мышц. Когда вы смотрите на модель и видите множество изгибов на теле, у вас может возникнуть желание достать книгу по анатомии, чтобы понять, что находится под кожей.

Продумывайте рисунок в простых объемах

Приступая к своему рисунку, вам необходимо начать с основных объемов, используя сферы, кубы и цилиндры. Начав с этих простых основ и затем постепенно усложнив их, вы сможете сделать ваш рисунок объемным.

Если же вы копируете контуры фигуры, то вероятней всего у вас получится плоский рисунок.

(Рисунок слева чрезмерно подчеркивает мышцы модели, и он больше похож на рисунок из книги по анатомии, чем на фигуру. Художнику, прежде всего, нужно думать о трехмерной (объемной) форме мышц, чтобы придать образу иллюзию объема)

Помните: Используйте анатомический справочник только для того, чтобы понять, что находится под наружным покрытием тела, но также думайте о каждой мышце в трехмерном пространстве. Не рисуйте мышцы как ряд обыкновенных линий. Вообразите их в виде сфер, кубов и цилиндров.

Учитывая выше сказанное, вам не обязательно всегда рисовать сферы и кубы на странице. Если вы взгляните на такого художника, как Гарри Кармен, заметите, что, хотя он иногда изображает тело схематично, очевидно, что художник думает о трехмерных (объемных) свойствах рисунка.

2. Не акцентируйте свое внимание только на мышцах

Многие художники уделяют большое внимание анатомической проработке в своих работах, из-за чего персонажи получаются мускулистыми или слишком сухощавыми. Фигуры часто выглядят так, словно у них нет кожи и жира. Мышцы нужны для того, чтобы придать больше реализма образу, но они не должны быть главным фокусом изображения.

Используйте мышцы для усиления действия на рисунке

В центре изображения следует передать действие, эмоцию или личностные качества субъекта. Вы же не хотите, чтобы публика смотрела только на некоторые части вашего рисунка; вам нужно, чтобы наблюдатель наслаждался всей фигурой целиком и интересовался тем, что делает эта фигура и кем она является.

Чтобы правильно сосредоточиться на действии, всегда желательно начинать все ваши рисунки с изображения телодвижений. Это является своеобразным планом действий. Все, что происходит после, поможет прояснить и закрепить это действие.

Мышцы должны быть направлены на усиление движения нарисованной фигуры, но не должны привлекать к себе внимание. Хорошим примером являются персонажи комиксов, которых художники изображают с преувеличенной анатомией, чтобы наиболее наглядно была представлена их сила.

Более успешны те комиксы, которые не описывают мышцы героя, а демонстрируют силу персонажа в какой-либо истории. Объем мышц предназначен, прежде всего, для привлечения внимания через тело персонажа к точке действия. Читатель не останавливается, чтобы посмотреть на хорошо развитую мускулатуру главного героя.


(Обратите внимание, как мышцы на рисунке справа отражают телодвижение, изображенное слева. Мышцы используются для усиления действия фигуры, они не являются фокусом рисунка)

Помните: Анатомия нужна не только для того, чтобы рисунок казался более реалистичным, но и для передачи действия и положения всей фигуры.

Художники, применяя базовые формы для создания фигуры, часто ошибаются в использовании одних и тех же форм для построения каждой фигуры.

Подстраивайтесь к вашему собственному предмету

Создавая фигуру, вам необходимо искать и приспосабливать требующийся материал к предмету, который вы создаете. Вы же не собираетесь использовать те же самые формы для изображения культуриста, так как он будет похож на борца сумо или бегуна.

Вы должны посмотреть на предмет и выяснить, какие формы являются подходящими для создания образа. Например, некоторые люди имеют квадратовидную форму головы, которая должна быть построены из кубов, а другие - круговидную форму, получаемую из сфер.


(Эти две фигуры находятся в одной и той же позе, но созданы из разных форм. Фигура справа построена из больших блоков, что делает образ более крепким)

Помните : Не нужно постоянно следовать формулам. Наоборот, подстраивайте фигуры к собственному предмету.

4. Не копируйте то, что видите

Если вы копируете увиденное, вы никогда не создадите то, что вы себе представляете. Нет никакого смысла тиражировать фото в чертеже. Зачем дублировать то, что уже существует, когда вы можете интерпретировать и адаптировать изображение по своему усмотрению?

Создайте увиденное на вашей странице

Наблюдательские навыки важны не только для копирования увиденного. Используйте эти навыки для анализа уникальных форм вашего образа, чтобы вы могли перенести их на страницу. Это означает, что вы не просто дублируете части тела. Наоборот, вы воссоздаете фигуру на листе с нуля. Вы начинаете с принятия телодвижения, перестраиваете фигуру трехмерным образом с помощью основных сфер, кубов и цилиндров, затем преобразовываете фигуры в анатомические формы. Это совершенно другой процесс, нежели простое повторение того, что вы видите.

Вы комбинируете увиденное с вашими трехмерными знаниями анатомии, чтобы воссоздать фигуру на странице. Это не только поможет вам разработать рисунок, обладающего массой, но и позволит вам адаптировать и изменить фигуру для создания чего-нибудь нового.


(Это забавный рисунок, помогающий проиллюстрировать важность понимания 3D-форм фигуры, для того чтобы воссоздать ин на листе. Это совсем другой образ мышления, чем простое копирование контуров)

Помните : Работа художника не должна повторять то, что он или она видит. При изображении фигуры вы привносите свои знания анатомии и объемов в рисунке, а не просто копируете контуры. Это делает вашу работу ценной.

5. Обращайте внимание на пропорции и анатомию

Чтобы нарисовать реалистичную фигуру, вам нужно обратить внимание на точное принятие пропорций и анатомии фигуры. Это происходит как от изучения анатомии, так и от хороших навыков наблюдения.

Не будьте слишком жесткими

Анатомия и пропорция важны. Но по-отдельности они не сделают интересного рисунка. Рисунок фигуры, который похож на личность или выглядит динамичным, будет интереснее, чем тот, который содержит в себе соблюдение всех правил.

Анатомия и пропорция играют вспомогательную роль в изображении телодвижений. Главное - передать динамику, движение, позу фигуры, а детали второстепенны. Каждый шаг вашего рисунка должен состоять в том, чтобы создать единую фигуру, которая имеет энергию, даже если это требует изменения пропорций или анатомии.


(Эта фигура имеет преувеличенные пропорции - аналогичные тем, которые используются при рисовании модной одежды. Не важно, что это неправильно, если решение преувеличить является целенаправленным. Вы можете найти множество примеров художников, которые искажают и преувеличивают пропорции по стилистическим причинам)

Помните : При рисовании анатомии художники создают реалистичные фигуры, которые, как кажется на первый взгляд, имеют фактическую массу и объем. Однако анатомия должна добавлять лишь иллюзию движения фигуры и не отвлекать внимания от этого.

Теперь, когда у вас есть лучшее понимание изображения анатомии для новичков, переходите от теории к практике рисования человеческих фигур.