Мастера советской станковой графики. Картины графика! Современная графика Знаменитые русские художники графики

Коллекция отечественной графики конца XIX–XX веков в Сергиево-Посадском музее-заповеднике невелика по объёму, менее систематична и целостна, чем его живописное собрание этого периода. Но она обладает своей художественной значимостью в общем музейном комплексе.
Спецификой графической коллекции музея (так же, как и живописной) является преобладание в ней работ местных художников и определённая тематическая направленность, связанная с иконографией Троице-Сергиевой лавры и города. Особую её часть составляют отдельные листы (редко – циклы работ) известных мастеров отечественного изобразительного искусства – И.И. Шишкина, Б.М. Кустодиева, К.С. Петрова-Водкина, В.А. Фаворского, Т.А. Мавриной и других (около 80 работ).

Первые шаги к формированию коллекции были сделаны в самом начале деятельности музея – в 1920–1921 годах: с "Выставки архитектурных мотивов ТСЛ" было закуплено более 30-ти графических произведений местных художников.
Наиболее ценная часть собрания – это приобретение в дар и закупка графических работ у частных лиц. Таким путём поступили в музей работы И.И. Шишкина, Б.М. Кустодиева, В.А. Фаворского, Л.С. Бакста. "Имена" (И.Репин, В.Маковский, И.Шишкин, К. Коровин и др.) "названы", но представлены единичными работами. "Персоналия" российского графического искусства в музейном собрании по сути одна – Т.А. Маврина (коллекция СПМЗ позволяет на примере лучших произведений показать её творчество в развитии – с 1940 х до 1970 х годов). Тем не менее, для "провинциального" собрания искусства конца XIX- XX веков и отдельные работы художников-классиков необычайно ценны.

Наиболее ранние образцы печатной графики в рассматриваемом нами комплексе произведений относятся к 80 м годам XIX в. Связаны они с одной "персоналией" – знаковой и значимой в истории русской гравюры этого периода – И.И. Шишкиным (1832 1898).
Напомним, что 1870-е годы – период переходный и "проходной" для русской печатной графики, время главенствования тоновой гравюры. Но и в этот не самый творческий период были подлинные виртуозы ксилографии (В.В. Матэ) и офорта (И.И. Шишкин). В нашем собрании имеются четыре офорта художника, созданные им в 1880 е годы (период, особенно плодотворный в творчестве Шишкина). Это блестящие по мастерству исполнения и тонкости передачи состояния природы листы "Гурзуф" (1885), "Чернолесье" (1885), "Апрель" (1885), "Болото на Варшавской железной дороге" (1886). В собрании музея также есть рисунки известных русских живописцев, таких как художник-передвижник Владимир Егорович Маковский (1846- 1920) и Валентин Александрович Серов (1865 - 1911). Портреты В.Е. Маковского, выполненные в рисунке, так же безукоризненны по композиции и завершённости, как и его работы маслом. Будучи мастером портрета, В.Е. Маковский обладал талантом верно передать не только внешнее сходство портретируемого, но и особенности его душевных движений, выделяя те главные черты характера, которые определяют поступки человека, его мысли и чувства. Валентин Серов, как и всякий настоящий художник, замечательно работал не только в масляной живописи, но виртуозно владел техникой рисунка. Многочисленные его работы карандашом и углем обладают такой же живостью и точностью в передаче характера изображаемых людей, таким же совершенством исполнения, как и его картины маслом.


В собрании музея есть несколько работ известных русских художников конца XIX – начала XX вв. Это, прежде всего рисунок Михаила Врубеля (1856–1910), крупнейшего представителя символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Наряду с листами Л.С. Бакста и М.А. Врубеля период расцвета русской графики рубежа XIX–XX веков и 1910-х годов представлен работой К.А. Коровина (1861–1939) – эскизом декорации 1917 г. к опере Н.А. Римского Корсакова "Садко". Этот эскиз является единственным "уцелевшим" образцом театрально-декорационной графики. Стилистически наш лист близок целому ряду театральных работ К. Коровина конца 1900-х–1910-х годов. Эскизы К. Коровина к "Садко" 1906, 1914 годов отличает более сложное композиционное построение, они включают в себя не только изображение "Хором", но и открытой террасы, сквозь пролёты которой виден пейзаж – "морская синь". Наш лист имеет камерное звучание: он представляет интерьер палаты с высоким сводом, небольшими окнами, изразцовой печью и лавками.
Коллекция графики музея обладает и небольшим рисунком Ильи Ефимовича Репина «Портрет писателя Леонтьева-Щеглова». И.Л. Леонтьев-Щеглов (1856-1911) - талантливый русский писатель и драматург


Графические листы Б.М. Кустодиева в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника – это три линогравюры 1926 г. (подписные, датированные автором), поступившие в 1928 г. из частной коллекции. В творчестве художника графика занимала большое место, хотя он и был, по преимуществу, живописцем. В 1920-е годы Кустодиев много занимался книжной иллюстрацией, плакатом и станковой гравюрой (ксилографией, литографией, линогравюрой). В 1926 г. Б.М. Кустодиевым было создано несколько композиций с "Купальщицами" в техниках линогравюры, ксилографии и акварели. В дневниковых записях за 1926 г. первого биографа Кустодиева В.В. Воинова (художника-графика, историка искусства, художественного критика) постоянно звучит тема работы Бориса Михайловича над линогравюрами "Купальщица" и "Купальщицы". Постоянной моделью в последние годы жизни Б.М. Кустодиева "для портретов, персонажей картин, обложек, гравюр, иллюстраций" служила его дочь Ирина. Она позировала отцу и для гравюры "Купальщица".
Над серией "Купальщиц" Б.М. Кустодиев работал, в буквальном смысле слова, до последних дней своей жизни: последняя гравюра этого цикла была сделана им 4 мая 1927 г. (а 26 мая художника не стало).


Творчество одного из выдающихся деятелей отечественного искусства XX в., классика гравюры на дереве В.А. Фаворского (1886–1964) представлено в музейной коллекции шестнадцатью графическими листами разных периодов: это и станковые работы, и книжные иллюстрации, и образцы его "шрифтовой графики".
Подбор листов во многом случаен, не все из них являются первоклассными или знаковыми работами мастера. В 1919 1939 гг. члены этой семьи (в том числе и Владимир Андреевич Фаворский) проживали в Сергиеве Загорске, были укоренены в его духовной и культурной жизни, создавали здесь многие свои произведения, а тесть В.А. Фаворского был одним из организаторов нашего музея.
Среди них – одно из самых известных, значительных произведений этого периода творчества мастера – станковая гравюра "Октябрь 1917" 1928 г. Эта ксилография была создана по первому государственному заказу Совнаркома к 10-летию Октябрьской революции. Тогда Фаворским была задумана серия "Годы Революции", где "расположенные в хронологическом порядке рисунки должны были год за годом воссоздавать всю историю Советского государства за первые 10 лет". Ксилография "Октябрь 1917" представляет собой развёрнутую сюжетно-повествовательную и, одновременно, знаковую, метафорическую композицию со множеством действующих лиц и нескольких эпизодов, достаточно органически слитых воедино.


Поздний период творчества В.А. Фаворского в нашей коллекции представляют гравюры из его лучших, самых известных циклов 1950-х годов, за которые в 1962 г. художник был удостоен Ленинской премии, – иллюстрации 1950 г. к "Слову о полку Игореве" и к "Борису Годунову" 1955 г., подаренные в музей в 1965 г.
Они прекрасно демонстрируют "поздний стиль" ксилографий Фаворского, где больше внимания уделяется внешнему облику героев, обстановке, костюму, где закономерно изменяются изобразительные средства: на смену аскетизму графических решений с выделением контуров и открытой штриховкой приходит определённая "живописность". Былинная торжественность, эпичность "Слова" полновесно звучат в многофигурной композиции ("Перед битвой"), в которую Фаворский включает изображения русских воинов под боевым стягом и Гусляра. Из многообразия графических циклов В.А. Фаворского 50-х годов к драматургии А.С. Пушкина ("Борис Годунов", "Маленькие трагедии") в коллекции музея представлена только одна иллюстрация к трагедии "Борис Годунов" – "Пимен и Григорий" 1955 г.

Коллекция произведений выдающегося отечественного графика и живописца Татьяны Алексеевны Мавриной в Сергиево-Посадском музее-заповеднике по своему объёму, уровню работ, их жанровому разнообразию может быть сопоставлена только с крупнейшими музейными собраниями страны, имеющими коллекции графики XX в. (ГМИИИ, ГТГ, ГРМ). Это шестьдесят два листа, поступившие к нам в 1977 1978 годах после проведения в музее персональной выставки автора. Сорок пять произведений были переданы Т.А. Мавриной в дар.
Хронологически коллекция мавринских работ охватывает большой период творчества художника (крайние даты – 1944 и 1976 годы; причём примерно равное количество листов относится к периодам 40 х, 50 х, 60 х и 70 х годов). Она представляет достаточное разнообразие графических техник, в которых плодотворно работала Маврина: это акварели, гуаши, листы, выполненные в смешанной технике (темпера, гуашь или темпера, гуашь, акварель), карандашные рисунки, рисунки тушью.


"Загорский цикл" Т.А. Мавриной, ярко выражающий её мироощущение, приоритеты в искусстве, её неповторимый стиль, часто и справедливо называемый "мавринским", начал складываться в 1940-е годы. "Сюжетный ряд" мавринских работ 50-х годов – "сказочно увиденный" ансамбль Лавры, Пятницкий монастырь, старый город и жизнь его обитателей – повседневная и праздничная, воплощённые в её особом, метафорически-поэтическом ключе, связанном с образностью народного искусства, фольклора. Столь же выразительны и свободны, смелы в рисунке, композиции, цвете листы 1960–1970-х годов. В их тематическом составе по-прежнему превалируют жанровые пейзажи, в самих названиях которых подчёркнут действенно-бытовой аспект. Классический образец "мавринского портрета" в нашем собрании – "Демидова" 1973 г. "Демидова" – замечательный пример органичного соединения двух жанров – "портрет в пейзаже": крупное, фронтальное, поясное изображение "русской старушки" в белом платке на фоне летнего деревенского пейзажа, где по старинной традиции народных росписей и лубка надписи даются на самих изображениях.

Знаменитые художники, скульпторы, графики

Айвазовский Иван Константинович (1817–1900) - русский живописец, мастер морского пейзажа («Девятый вал», «Черное море»).

Боровиковский Владимир Лукич (1757–1825) - русский и украинский художник-портретист, сентименталист (портреты М. И. Лопухиной, А. Б. Куракина).

Босх (Бос ван Акен) Иероним (Хиеронимус) (ок. 1460–1516) - голландский живописец, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения.

Боттичелли Сандро (Алессандро ди Мариано ди Вани Филипепи) (1445–1510) - величайший итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения.

Брейгель-старший Питер («Мужицкий») (ок. 1525–1569) - фламандский живописец и график, мастер пейзажа и жанровых сцен.

Брюллов Карл Павлович (1799–1852) - русский живописец, рисовальщик, мастер напряженно-драматических полотен («Последний день Помпеи») и парадных портретов («Всадница»).

Ван Гог Винсент (1853–1890) - голландский живописец, представитель постимпрессионизма. Для его картин характерны контрасты цвета, порывистый ритм. Создавал трагические образы в болезненно-напряженной, предельно экспрессивной манере, построенной на контрастах цвета, порывистого ритма, на свободной динамике пастозного мазка («Ночное кафе», «Пейзаж в Овере после дождя»).

Ван Дейк Антонис (1599–1641) - фламандский живописец, виртуоз живописи, ученик Рубенса. Его работы отмечены благородной одухотворенностью («Автопортрет»).

Ван Эйк Ян (ок. 1385 или 1390–1441) - фламандский живописец Раннего Возрождения, мастер портрета, автор более 100 композиций на религиозные сюжеты, один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками.

Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926) - русский художник-передвижник. Создал полотна на темы русских былин и сказок («Аленушка», «Три богатыря»).

Ватто Антуан (1684–1721) - французский художник, мастер жанровой живописи.

Веласкес Диего (Веласкес Родригес де Сильва) (1599–1660) - испанский художник. Полотна Веласкеса («Завтрак», «Сдача Бреды») отличаются чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита.

Венецианов Алексей Гаврилович (1780–1847) - русский живописец. Большинство его работ - на темы крестьянского быта, написаны с натуры.

Верещагин Василий Васильевич (1842–1904) - русский художник-баталист. В своих работах показывал ужасы войны («Апофеоз войны»). Погиб при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре.

Вермер Делфтский Ян (1632–1675) - голландский живописец, отличавшийся поэтическим восприятием повседневной жизни («Девушка, читающая письмо»).

Веронезе (Кальяри) Паоло (1528–1588) - итальянский живописец эпохи Возрождения. Созданные им картины отличаются праздничностью и изысканностью.

Врубель Михаил Александрович (1856–1910) - русский художник Серебряного века. Тяготел к философской обобщенности, трагизму, символическому осмыслению сюжета («Принцесса Грёза», «Демон»).

Вучетич Евгений Викторович (1908–1974) - русский советский скульптор (фигура Родины-матери на Мамаевом кургане в Волгограде).

Ге Николай Николаевич (1831–1894) - знаменитый русский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен («Тайная вечеря», «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», «Что есть истина?»).

Гейнсборо Томас (1727–1788) - английский живописец, график, портретист и пейзажист.

Гоген Эжен Анри Поль (1848–1903) - французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом считается крупнейшим представителем постимпрессионизма.

Гойя Франсиско Хосе де (1746–1828) - испанский живописец и график, смелый новатор формы. Среди его работ - фрески, живописные полотна («Маха обнаженная»), серия гравюр («Капричос»).

Греко (Эль-Греко) (Доменикос Теотокопулос) (1541–1614) - испанский живописец греческого происхождения, чьим работам свойственна мистическая экзальтация («Портрет инквизитора»).

Давид Жак Луи (1748–1825) - французский живописец, сторонник классической школы живописи («Клятва Горациев»).

Дали Сальвадор (1904–1989) - испанский художник, один из самых выдающихся представителей сюрреализма. В своих картинах придавал видимую достоверность противоестественным ситуациям и сочетаниям предметов.

Дега Эдгар (1834–1917) - французский художник-импрессионист, мастер пастели («Голубые танцовщицы»).

Делакруа Эжен (1798–1863) - французский живописец и график, глава французского романтизма («Свобода, ведущая народ»).

Джорджоне (1477–1510) - итальянский живописец, один из основоположников искусства Высокого Возрождения («Спящая Венера», «Юдифь»).

Джотто ди Бондоне (1266–1337) - итальянский художник, родоначальник живописи нового времени («Оплакивание Христа»).

Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (1386–1466) - итальянский скульптор, один из «отцов» Возрождения.

Дюрер Альбрехт (1471–1528) - немецкий живописец и график эпохи Возрождения, теоретик искусства (автопортреты, «Мадонна с младенцем», гравюры).

Кандинский Василий Васильевич (1866–1944) - русский живописец и график, авангардист, один из основоположников абстрактного искусства.

Канова Антонио (1757–1822) - итальянский скульптор, наиболее значительный представитель классицизма в европейской скульптуре.

Караваджо Микеланджело да (Микеланджело Меризи Караваджо) (1571–1610) - итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII в., один из крупнейших мастеров барокко.

Кипренский Орест Адамович (1782–1836) - русский живописец и рисовальщик, представитель романтизма (портреты А. С. Пушкина).

Клодт Петр Карлович (1805–1867) - русский скульптор, представитель классицизма, анималист (кони на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге).

Коровин Константин Алексеевич (1861–1939) - русский живописец и театральный художник, тонкий мастер пленэрной живописи, близкий к импрессионизму.

Крамской Иван Николаевич (1837–1887) - русский живописец, передвижник, учитель И. Е. Репина («Майская ночь»). Мастер психологического портрета, раскрывающего сложные душевные движения («Незнакомка»).

Кранах Лукас Старший (1472–1553) - немецкий живописец и график, сочетавший художественные принципы Возрождения с готической традицией, блестящий портретист.

Куинджи Архип Иванович (1841–1910) - русский живописец-пейзажист, передвижник. Работы Куинджи демонстрируют декоративную звучность колорита, до иллюзии близкие к натуре эффекты освещения («Ночь на Днепре»).

Ларионов Михаил Федорович (1881–1964) - русский живописец, авангардист, абстракционист, создатель так называемого лучизма.

Левитан Исаак Ильич (1860–1900) - русский живописец-передвижник, пейзажист, создатель «пейзажа настроения», раскрывающего тонкие нюансы состояний природы («Над вечным покоем»).

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735–1822) - русский портретист XVIII в., мастер парадных портретов.

Леонардо да Винчи (1452–1519) - итальянский художник, скульптор, архитектор и ученый. Воплотил идеал женской красоты во всемирно известном полотне «Джоконда» («Мона Лиза»).

Лисипп (IV в. до н. э.) - древнегреческий скульптор, придворный художник Александра Македонского.

Мазаччо (Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи) (1401–1428) - итальянский живописец, в своих работах стремился воплотить представление о совершенстве человека.

Малевич Казимир Северинович (1878–1935) - русский художник-абстракционист («Черный квадрат»), основоположник супрематизма.

Мане Эдуард (1832–1883) - французский художник, один из ярчайших представителей импрессионизма. Его работы отличают свежесть и острота восприятия действительности («Концерт в Тюильри»).

Матисс Анри (1869–1954) - французский живописец, график, утверждавший орнаментальный стиль в витражах, гравюрах, литографиях, основатель фовизма.

Микеланджело Буонарроти (1475–1564) - итальянский живописец, скульптор и архитектор («Давид», роспись Сикстинской капеллы в Риме).

Мирон из Элевтер (V в. до н. э.) - греческий скульптор эпохи, предшествовавшей непосредственно высшему расцвету греческого искусства (конец VI - начало V в.). Самое известное произведение Мирона - «Дискобол».

Модильяни Амедео (1884–1920) - итальянский живописец. Для работ Модильяни характерна музыкальная изысканность силуэта и цвета, лаконичность композиции.

Моне Оскар Клод (1840–1926) - французский живописец, один из основателей импрессионизма.

Мунк Эдвард (1863–1944) - норвежский живописец и график, один из основоположников экспрессионизма («Крик»).

Мухина Вера Игнатьевна (1889–1953) - советский скульптор-монументалист («Рабочий и колхозница»).

Перов Василий Григорьевич (Криденер) (1834–1882) - русский живописец, один из членов-учредителей «Товарищества передвижных художественных выставок» («Тройка», «Портрет Ф. М. Достоевского», «Охотники на привале»).

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878–1939) - русский советский живописец («Купание красного коня»), символист, романтик.

Пикассо Пабло Руис (1881–1973) - французский художник, работал в нескольких направлениях - кубизм, реализм и др. Создал произведения, полные боли и протеста («Герника»), автор знаменитого «Голубя мира».

Пиросмани Нико (1862–1918) - грузинский художник-примитивист. Писал групповые портреты, вывески, остро передающие ощущение полноты и радости жизни.

Пракситель (IV в. до н. э.) - древнегреческий скульптор, родился в Афинах ок. 390 до н. э. Автор знаменитых композиций «Гермес с младенцем Дионисом», «Аполлон, убивающий ящерицу». Большинство работ Праксителя известны по римским копиям или по описаниям античных авторов.

Пуссен Никола (1594–1665) - французский живописец, представитель школы классицизма («Пейзаж с Полифемом»).

Рафаэль Санти (1483–1520) - итальянский живописец и архитектор, полотна которого отличает классическая ясность и величественная одухотворенность. Прославлял земное бытие человека, гармонию его душевных и физических сил («Сикстинская мадонна»).

Рейнолдс Джошуа (1723–1792) - английский живописец и теоретик искусства. Виртуозный портретист («Дж. О. Хитфилд»), писал также на исторические и мифологические темы.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) - голландский живописец, рисовальщик, офортист. Писал сложные по психологической структуре сцены, портреты («Ночной дозор», «Даная»).

Ренуар Огюст (1841–1919) - французский живописец, график и скульптор, близкий к импрессионистам. Воспевал чувственную красоту и радость бытия.

Репин Илья Ефимович (1844–1930) - русский и украинский живописец. Раскрывал духовную красоту народа, его вольнолюбие («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Бурлаки на Волге», «Не ждали»).

Рерих Николай Константинович (1874–1947) - русский художник, с 1920-х годов жил в Индии, философия которой оказала громадное влияние на его творчество.

Роден Огюст (1840–1917) - французский скульптор, новатор формы («Мыслитель», «Граждане Кале»).

Рокотов Федор Степанович (1735–1808) - выдающийся русский живописец. Среди работ художника - тонкие по живописи, поэтические портреты, проникнутые осознанием духовной и физической красоты человека.

Рубенс Петер Пауль (1577–1640) - фламандский живописец. Его пейзажи проникнуты ощущением могучих природных сил. Сцены крестьянской жизни («Возвращение жнецов») проникнуты демократическим духом.

Рублев Андрей (ок. 1360-ок. 1430) - великий русский живописец, иконописец, крупнейший мастер московской школы живописи. Работы Рублева проникнуты глубокой человечностью и возвышенной одухотворенностью («Троица», роспись многих соборов, иконы).

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830–1897) - русский живописец-пейзажист, передвижник. Передавал поэтическую красоту и значительность обыденных мотивов («Грачи прилетели»).

Сарьян Мартирос Сергеевич (1880–1972) - армянский художник. Мастер жизнеутверждающего, эмоционального пейзажа, яркого и декоративнообобщенного по манере («Долина Арарата», «Армения»), острого психологического портрета и праздничного по колориту натюрморта.

Сезанн Поль (1839–1906) - французский живописец, постимпрессионист («Берега Марны», «Персики и груши»).

Серов Валентин Александрович (1865–1911) - русский живописец и график, передвижник. Ранние произведения («Девочка с персиками») отличаются свежестью и богатством колорита.

Снейдерс Франс (1579–1657) - фламандский живописец, мастер натюрмортов и анималистических композиций в стиле барокко («Петушиные бои», «Торговка фруктами»).

Суриков Василий Иванович (1848–1916) - русский художник-передвижник, многие полотна посвящены переломным моментам русской истории («Боярыня Морозова» и др.). Мастер портрета.

Тинторетто (Робусти) Якопо (1518–1594) - итальянский живописец, один из величайших живописцев венецианской школы позднего Ренессанса.

Тициан (Тициане Вечеллио) (1476–1576) - итальянский живописец, глава венецианской школы. Его произведения отличаются жизнерадостностью, многогранностью восприятия жизни («Венера и Адонис», «Даная»), а в более поздних произведениях - напряженным драматизмом.

Торвальдсен Бертель (1768–1844) - датский скульптор, представитель классицизма. Скульптурам Торвальдсена свойственна пластическая завершенность, сдержанность и идеализация образов («Ясон»).

Тропинин Василий Андреевич (1776–1857) - русский живописец, мастер романтического портрета.

Тулуз-Лотрек Анри де (1864–1901) - французский график и живописец, постимпрессионист.

Фидий (V в. до н. э.) - древнегреческий скульптор периода высокой классики. Творчество Фидия считается одним из высших достижений античного искусства (статуи Афины, Зевса Олимпийского).

Хокусай Кацусика (1760–1849) - японский живописец и рисовальщик, мастер цветной ксилографии.

Челлини Бенвенуто (1500–1571) - итальянский скульптор, архитектор и писатель. Один из известнейших представителей маньеризма.

Шагал Марк (1887–1985) - французский художник, последователь сюрреализма. Большинство его образов навеяно русскими и еврейскими народными мотивами.

Шишкин Иван Иванович (1832–1898), русский живописец, один из крупнейших мастеров реалистической пейзажной живописи. Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894–1895) Академии художеств. Член-учредитель «Товарищества передвижных художественных выставок».

Эшер Морис Корнелис (1898–1972) - нидерландский художник-график. Известен прежде всего своими концептуальными литографиями, гравюрами на дереве и металле, в которых он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трехмерных объектов.

Ярошенко Николай Александрович (1846–1898) - русский живописец-передвижник. Портреты, пейзажи, жанровые сцены («Кочегар», «Старое и молодое»), отличаются драматизмом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Графика – самый древний вид изобразительного искусства. Первыми графическими работами считаются наскальные рисунки первобытного человека, отображающие его взгляд на окружающий мир. Папирусные книги древних египтян содержали графические символы (иероглифы) и иллюстрации. С античных времен до нас дошли прекрасные образцы графики в виде росписей на вазах и керамических сосудах.

Долгое время к графике относили только письмо и каллиграфию. В средние века широкое распространение получила книжная графика: рукописные книги украшались великолепными рисунками и миниатюрами, а создание шрифтов превращается в отельную область искусства.

Выдающиеся графики и их известные работы

Величайший мастер западноевропейского Ренессанса Альбрехт Дюрер является одним из основателей гравюры. Его самые знаменитые работы на меди – «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513), «Св. Иероним в келье» и «Меланхолия» (1514).

Великий итальянский художник и ученый эпохи Возрождения Леонардо да Винчи был неподражаемым рисовальщиком. Его огромное графическое наследие включает: подготовительные рисунки к картинам, изображения животных и растений, иллюстрации к техническим разработкам, рисунки к трактатам.

Техника и виды графики

Основу всех видов графического искусства составляет рисунок. Обычно графическое изображение выполняется на листе бумаги, которая играет роль пространства. Для создания своих работ художник может использовать целый арсенал средств: карандаш, шариковую ручку, уголь, чернила, тушь, сангину (красно-коричневые карандаши, изготовленные из каолина и оксидов железа), цветной мел, соус (одна из разновидностей пастели), акварель, гуашь.

Главным инструментом европейского рисунка в эпоху поздней готики и Ренессанса было перо. В конце 17 века стали использовать графитовые карандаши для создания рисунков, чертежей, зарисовок. В графике практически не применяют холст, так как акварельные краски и гуашь на него плохо ложатся. Цвет в графических изображениях применяется значительно меньше, чем в живописных работах. Главные изобразительные средства графики – линия, пятно, светотень, штрих и точка.

Графика обладает таким же большим разнообразием жанров, как и живопись. Но здесь чаще встречаются жанр портрета и пейзаж, в меньшей степени – натюрморт, исторический, бытовой и другие. Графику традиционно делят на монументальную (плакат, настенная графика), станковую (рисунок и эстамп), книжную (иллюстрации, открытки), а также компьютерную графику, которая, однако, стоит в стороне, так как не использует традиционные материалы.

Искусство графики отличается большим разнообразием техник, которые художник использует в чистом виде или в различных сочетаниях. По технике графика бывает двух видов: рисунок и печатная графика (эстамп). Рисунок создается только в единственном экземпляре. В древности художники использовали папирус, пергамент, а с 14 века стали рисовать уже на бумаге.

Печатная графика наоборот существует во многих экземплярах. Для тиражирования используют гравюру – рисунок на твердом материале, который покрывается краской, а затем отпечатывается на листе бумаги. В зависимости от материала различают разные виды и техники гравюры: ксилография (гравюра на дереве), линогравюра (рисунок, вырезанный на линолеуме), офорт (гравюра на металле), литография (гравюра на камне). С появлением гравюры возникла печатная книга и стала развиваться книжная графика. Сегодня развитие графики не останавливается, появляются новые жанры и техники, но, как и в древние времена, графика остается важной составляющей изобразительного искусства в нашей жизни.

  • Рисунки художников-классиков Уважаемые пользователи, вы можете скачать графику некоторых художников в архивах rar. Большие изображения. Обновление в разделе «История графики».
  • vk.com/сайт. Представительство сайта «График» в контакте. В сообществе много обучающего видео для художников. Постоянно добавляются новые альбомы графиков-классиков.

Работы художников сайта «График».

Графика — с одной стороны — вид искусства, с другой — занятие, которое доступно всем, и им занимаются все люди с малого возраста. Для создания графического рисунка нужно иметь только лист бумаги и материал для рисования — карандаш или краску. То есть с одной стороны графика общедоступна.

Но с другой — это сложный вид искусства, которому нужно обучаться так же, как живописи или скульптуре. В этом трудность и простота графики. Рисовать могут все, а стать мастерами — единицы.
Графика делится на две разновидности: печатная (эстамп) , предназначенная для тиражирования; и уникальная , подразумевающая создание произведений в единственном экземпляре.

Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги, «воздух белого листа», по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского. Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги.

Предлагаем вашему вниманию раздел: Библиотека для художников.
В «Библиотеке» вы можете скачать книги по искусству, анатомии, искусствоведению, уроки рисования и живописи для домашнего изучения.

А также 100 номеров журнала «Художественная галерея» в формате djvu.

  • Рисунки художников-классиков Уважаемые пользователи, вы можете скачать графику некоторых художников в архивах rar. Большие изображения. Обновление в разделе «История графики».
  • vk.com/сайт. Представительство сайта «График» в контакте. В сообществе много обучающего видео для художников. Постоянно добавляются новые альбомы графиков-классиков.

Работы художников сайта «График».

Графика — с одной стороны — вид искусства, с другой — занятие, которое доступно всем, и им занимаются все люди с малого возраста. Для создания графического рисунка нужно иметь только лист бумаги и материал для рисования — карандаш или краску. То есть с одной стороны графика общедоступна.

Но с другой — это сложный вид искусства, которому нужно обучаться так же, как живописи или скульптуре. В этом трудность и простота графики. Рисовать могут все, а стать мастерами — единицы.
Графика делится на две разновидности: печатная (эстамп) , предназначенная для тиражирования; и уникальная , подразумевающая создание произведений в единственном экземпляре.

Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги, «воздух белого листа», по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского. Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги.

Предлагаем вашему вниманию раздел: Библиотека для художников.
В «Библиотеке» вы можете скачать книги по искусству, анатомии, искусствоведению, уроки рисования и живописи для домашнего изучения.

А также 100 номеров журнала «Художественная галерея» в формате djvu.