Анализ произведения леди макбет мценского уезда лескова. Леди Макбет Мценского уезда повесть — художественный анализ. Лесков Николай Семёнович Коллективная работа класса

Открытый урок по литературе

(Сравнительный анализ очерка "Леди Макбет Мценского уезда" и драмы "Гроза").

Трагедия двух Катерин

МАОУ СОШ № 46 г. Улан-Удэ

Цели урока:

Обучающие : научить школьников сопоставлять образы героев; составлять монологические ответы; учить детей находить в тексте художественную деталь и объяснять ее роль; познакомить учащихся с литературоведческим понятием символ и его значением в художественном тексте.

Развивающие : развивать у школьников навыки сопоставительного анализа; развивать монологическую речь учащихся;

Воспитательные : воспитывать у школьников чувство сопереживания человеку, любви, сострадания.

Тип урока : комбинированный

Оборудование : терминологические карточки (в которых даются понятия, термины с примерами); тексты произведений; карточки с индивидуальными заданиями; таблица.

Предварительное домашнее задание.

Учащиеся делятся на группы

2. Первая группа (слабые учащиеся). Найти ответ на вопрос "Положение женщин в обществе того времени". Дать краткую справку о произведениях.

3. Вторая группа учащихся. Проследить по тексту образ Екатерины Кабановой (портрет, соц. положение, мечты, любовь)

4. Третья группа учащихся. Проследить по тексту образ Екатерины Измайловой (портрет, соц. положение, мечты, любовь, поступки).

5. Проследить по текстам описание природы, интерьера и выявит основную цветовую гамму. Почему именно такой цвет использует автор в произведениях?


6. В произведении "Леди Макбет..." найти описание снов. Выявить их роль в худ. тексте.

Ход урока

1. Орг. момент. Постановка цели.

- Обратите внимание на тему урока. Что такое трагедия, как Вы понимаете это слово?

(Это несчастье, горе, печаль)

- Обратимся к толковому словарю.

Трагедия - тяжелое потрясение, переживание, несчастье личного или общественного характера.

- Всегда ли человек испытывает душевные переживания только в несчастье?

(нет, человек может переживать, волноваться, испытывая разные чувства: любви, сострадания).

- В произведениях Лескова и Островского, какое чувство выдвигается на первый план? (чувство любви)

- Если человек любит, тогда в чем трагедия души?

- Мы встретили еще одно слово, требующее толкования - это слово душа. Что вы понимаете под этим словом? Если затрудняетесь, обратитесь за помощью к терминологической карточке и сформулируйте ответ.

Учащиеся из нескольких формулировок выбирают одну или на базе данных терминов составляют ответ. Формулировку запишут в тетрадь.

Душа - это особая нематериальная бессмертная сила; внутренний мир человека, его самосознание.

- На уроке попытаемся сопоставить двух героев и ответить на поставленный вопрос. На предыдущем уроке каждая группа получила свое задание, ответы групп обсуждаем, сопоставляем, выводы запишем. По ходу урока каждый заполняет таблицу, чтобы легче было сделать вывод.

Слово учителя

Любовь - великая радость и тяжкий крест, откровения и тайна, огромное страдание и самое большое счастье, а главное-то, что лишь ею, любовью, живет и хранится женская душа, и доныне таинственная и загадочная. Любовью русской женщина всегда была согрета глубоким религиозным чувством, поднимающим отношение к любимому, к семье на особую духовную высоту.

- Вспомните роль женщины в социальной среде. Дайте историческую справку о создании двух произведений (Начинает работу группа историков )

Историческая справка.

19в. русской литературы подарил миру целую плеяду поэтов, писателей и драматургов. Среди них особо выделяется творчество, имя которого составляет целую эроху в рус. драматургии и имя, произведения которого несут на себе печать глубочайшего психологизма и трагичности. Очерк "Леди Макбет Мценского уезда" впервые опубликовано в журнале "Эпоха" в 1865г. - через 6 лет после выхода в свет драмы Островского "Гроза". Очерк показывает неразрывную связь капитала с преступлением. Это трагическая история бунта женской души против мертвящей обстановки купеческого быта. И Островский и Лесков по-своему поднимают проблемы женской души, женской страсти.


Следует помнить о том, что женщина в России не была самостоятельной социальной единицей. Ее общественный статус сначала определялся по отцу, а затем по мужу. Расторжение брака было практически невозможно, за редким исключением - по разрешению царя или Синода. В России у женщины было три пути определить свой соц. статус: стать фрейлиной, выйти замуж, уйти в монастырь. Обе Екатерины не принадлежали к высшему свету, поэтому фрейлинами стать не могли. Выбор был только между замужеством и монашеством. Обе Екатерины были замужем, т. е. являлись хранительницами семейного очага.

3. Проблемный анализ произведений. Осмысление названий произведений.

- В чем необычность названия произведений?

("Гроза"- это не просто явление природы а социальное потрясение, столкновение между новыми веяниями и старыми традициями).

В очерке "Леди Макбет Мценского уезда" происходит столкновение различных стилистических пластов: "Леди Макбет"- ассоциация с трагедией Шекспира; "Мценский уезд"- ассоциация трагедии с глухой российской провинцией - автор расширяем масштабы происходящего.

- Вспомним начало двух произведений, определим в чем их сходство и различие? Определим соц. статус героинь.

Работают две группы исследователей(По драме "Гроза" и по очерку "Леди Макбет Мценского уезда").

Обе Катерины принадлежат к одному социально-бытовому укладу. Обе живут в душном для них мире, обе стараются выбраться из него, нарушив эти уклады и устои. Но начало произведений разное.

Группа № 2 Группа № 3

Вывод: Внутренне пространство в драме не замкнуто, оно широкое, вольное. В очерке Лескова пространство закрыто "забор", "собаки", "цепи", "скука".

- Важную роль играют песни. Какие песни поются вокруг Катерины? Кто их поет?

- Вспомните историю замужества обеих героинь, их мечты. Как зарождается любовь? Что подталкивает их к Борису и Сергею, ведь с самого начала Борис и Сергей недостойны этих женщин?

Художественный пересказ с опорой на текст. История замужества и зарождение любви. (1-2 учащихся).

Катерина Кабанова

Катерина Измайлова

В героине огромный потенциал. Когда Катя жила в девушках, она "до смерти любила церковь ходить, молиться, лушать богомолок". Без любви ее отдали в замуж, без любви она прозябает под строгим взглядом Кабанихи, ее тонкая натура не выносит давления, но она еще мечтает "Отчего люди не летают как птицы?". Появляется Борис, человек не похожий на остальных ни поведением, ни манерами, ни внешностью. Катерина влюбляется, боится, мучается. Ее любовь чистая, трепетная.

"Катерина Львовна имела характер пылкий, и, живя девушкой в бедности, она привыкла к простоте и свободе". Она мечтает пробежаться с ведрами на реку да покупаться под пристанью или обсыпать через калитку прохожего молодца подсолнечною лузгою. "Я в девках страсть сильна была... Меня даже мужчина не всякий одолевал..."(гл. 2). Она была девушкой бедной, и перебирать женихами ей не приходилось. У Сергея при встречи с Катериной в голове уже был план; он щедро рассыпает комплименты. От связи с хозяйкой он ничего не теряет, а ежели повезет, и получит кое-что. Катерина Львовна, которой не сладко живется без любви, с радостью идет на измену. "Страсть захватила ее всю".

Вывод:

- Кто может подвести итог? Не забывайте заполнять таблицу.

Обе Катерины живут без любви, без ласки, без понимания, но Катерину Кабанрву "выдают замуж", а Катерина Львовна была бедна и "перебирать" жинихами не приходилось. Обе героини мечтают, но мечтают о разном: одна о молитве, о боге, "о крыльях" она возвышена; другая - о купании, шутках. бе героини идут на грех ради любви, нарушают библейскую заповедь, обе мечтают о свободе. Любовь у них тоже разная: у Кати Кабановой - чистая, светлая, возвышенная, всегда целомудренная, поэтичная; чувство бескорыстное , безоглядное. Ее любовь - это дар божий. Любовь Катерины Измайловой - страсть, мучительная, непобедимая, все преступившая.

- Совершается грех, за который должна быть расплата. Чем оборачивается любовьдля этих женщин? Какие чувства они испытывают?

Коллективная работа учащихся.

Катерина Кабанова

Катерина Львовна

Катя совершает грех. Она боится этого, боится больше не людского суда, а боится пойти против своей совести. Нарушив заповедь, она не смогла жить - совесть не позволила. Она кается перед мужем, бросается в омут.

Катерина Измайлова тоже совершает великий грех, но шагает в пропасть без особых мучений. Она старается всеми силами удержать Сергея и идет на еще большее преступления. "Много было в эти ночи в спальне Зиновия Борисыча и винца из свекрового погреба попито, и сладких сластей поедено, и сахарные хозяйкины уста поцеловано..."(гл. 4,). Катерина Львовна получила свободу.

Вывод:

- Что различного мы увидели? В чем трагедия?

в ее святости, совести, которые не подходят для мира, в котором она живет. Даже Борис называет ее Катей, что в переводе с греческого "всегда чистая". Бог для Кати - это совесть. Катерину Измайлову Сергей называет "Катериной Ильвовной" - официально, отчужденно, с долей пренебрежения. Трагедия ее в том, что страсть, свобода переросли пределы измены. Как пишет Лесков: "Развернулась она вдруг во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая решительная стала, что и унять ее нельзя...". "Совсем разошлась. Готова за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Она обезумела от своего счастья". Катерина Львовна забыла про бога, ради своего счастья она через любого перешагнет.

- Какие выражения, слова использует Лесков при описании Катерины Львовны чаще всего?

Автор в произведении при описании жизни Катерины Львовны использует чаще всего слово "сладкий" - сладкие сласти, сахарные уста, сладкие речи. Повтор одного и того же слова не случаен, автор как бы подчеркивает жизнь ради удовольствия, а душе Катерины не задумывается.

- Ради своей любви Катерина Львовна пошла на многие преступления. Каждая группа найдите описания преступлений, зачитайте их, ответьте на вопросы в вашей карточке.

1. Лесков описывает смерть Бориса Тимофеевича, вставшего на пути Катерины: "Поел... на ночь грибочков с кашицей... и к утру умер, и как раз так, как умирали у него в амбарах крысы, для которых Катерина Львовна своими руками приготовляла особые кушанья с белым порошком...". О смерти человека легко, хладнокровно. Это страшно.

2. Хладнокровное убийство Зиновия Борисыча, убили как зверя, вцепившись в горло.

- Просыпается ли совесть в душе молодой купчихи?

(Пока нет, только сны чудные тревожат).

- Сны в произведениях всегда символичны, играют важную роль в произведениях. Обратитесь к терминологическим карточкам, прочитайте и запишите вместе м примером понятие символ, символика.

- Рассказ о снах Катерины Львовны готовила 4 группа. Слушаем, дополняем.

4 группа учащихся рассказывают сны. Их роль в худ. тексте.

Первый сон - глава 6 (кот, который ластиться)

Второй сон - глава 7 (кот, похожий на Бориса Тимофеевича убиенного)

Сны символичны. Они как бы предостерегают, предупреждают героиню о расплате за свои грехи. В снах кот - "это льстивый друг". Сны предупреждают о том, что Сергей ее предаст.

- Как наступила расплата людская, пока еще не божья?

Катерина Львовна ради себя, своего ребенка, Сергея, а больше наверное из-за денег убила маленького Федора.

- Катерина Львовна преступила наивысший нравственный закон - убила ребенка... не случайно Лесков дает имя "Федор" - от греч. "божий дар". Не случайно ее собственный ребенок именно в этот момент зашевелился под сердцем. Возмездие настигло сразу. Земной суд свершился.

Коллективная работа класса.

- Изменила ли Катерину каторга? Каким образом показывает Лесков пробуждение чувства вины? Какую худ. деталь использовал автор?

В начале каторга не влияет на Катерину. Она видела Сергея, а сним ей и каторжный путь цветет счастьем. Она любит его по прежнему, даже отказывается от своего ребенка. Но теперь это отвергнутая от любви женщина, Сергей открыто издевается над ней, изменяем, тратит ее деньги. Окончательно Екатерина прозревает лишь тогда, когда подлость Сергея переходит границы. Она увидит на ногах любовницы свои новые последние чулки.

Вывод.

Страстная натура оказавшаяся во власти свободы преступлений обречена на погибель. Но нравственное падение приказчика еще страшнее.

- В последней главе опять символично показано пробуждение вины героини. Зачитайте эпизод.

" И вот вдруг из одного переломившегося вала показывается синяя голова Бориса Тимофеевича, из другого выглянул и закачался муж, обнявшись с поникшим головой Федей..."

И вот бросается она на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотвицу и тонет в Волге. Бросается на виновницу того, что Сергей к ней охладел, на него рука не поднялась.

- Обратите внимание на последнее сравнение. Катерина Львовна - сильная щука, чувствуется что-то хищное, сильное, необратимое. Так заканчивается судьба Катерины Львовны. Обратите внимание еще на одну деталь текста, Катерина Львовна тонет именно в Волге, где мы встречали?(В драме Островского "Гроза").

Контроль.

- Сравним таблицы и подведем итог. В чем трагедия двух Катерин? Какое проявление любви мы увидели? Какие нравственные ценности, идеалы?

Женская душа во многом не понятна, загадочна, таинственна. Любовь бывает очень разной: одна чистая, непорочная, возвышенная. Другая любовь - страсть, сгубившая все вокруг, сильная, мучительная. Трагедия Катерины Кабановой в том, что такая светлая, чистая душа не подходит для мира, в котором она живет. Трагедия Катерины Измайловой во многом в преступлениях, которые она совершает во имя разрушающей любви, во многом в том, что она забыла все нравственные законы и заповеди церкви. Какую строить жизнь, как любить никто сказать не может, каждый делает свой выбор. Литература лишь подсказывает нам, читателям.

Глава первая

Катерина Львовна была по наружности женщиной очень приятной, от роду ей шел двадцать четвертый год. Де-вушку выдали замуж за богатого купца Измайлова. Семья их состояла из вдового свекра Бориса Тимофеевича, мужа Катерины Зиновия Борисовича и самой Катерины Львов-ны. Детей у супругов не было. Скука в купеческом доме не раз наводила тоску на женщину, бездетность ее огорча-ла. Катерина Львовна была женщиной пылкой и привыкла к простоте и свободе. Читать Катерина Измайлова не люби-ла, да и книг в доме почти не было. В течение пяти лет она жила самой скучной жизнью с неласковым мужем, но ни-кто на эту скуку внимания не обращал.

Глава вторая

На шестой год замужества Катерины у Измайловых прорвало мельничную плотину, и женщина целыми днями тосковала дома одна. Однажды она обратила внимание на купеческого приказчика Сергея. Он был красив и при зна-комстве начал осыпать Катерину Львовну комплиментами. От кухарки Аксиньи Катерина Львовна узнала, что раньше Сергей работал у Копчоновых, и у него был роман с самой хозяйкой.

Глава третья

Сергей приходит к Катерине и говорит, что без любви его жизнь скучна. Приказчик пытается обнять Катерину, но она слабо сопротивляется. Не устояв перед горячими по-целуями, женщина изменяет своему мужу.

Глава четвертая

Борис Тимофеевич видит приказчика, когда тот спу-скался по столбу из окна Катерины Львовны. Он отводит Сергея в кладовую и избивает нагайкой. Приказчик даже не застонал, зато половину рукава рубашки изъел зубами. Борис Тимофеевич решает запереть мужчину в кладовой, пока у него не заживет спина. Катерина умоляет свекра выпустить Сергея, на что он злится еще больше и обещает по приезде сына выпороть женщину на конюшне.

Глава пятая

Катерина Львовна подсыпает свекру в кашу с грибами крысиную отраву, после чего старик умирает. Все поверили в естественную смерть Бориса Тимофеевича и спешно схо-ронили. Сергея женщина вызволяет из кладовой и уже ни от кого не скрывает их роман.

Глава шестая

Во сне Катерине Измайловой мерещится, что между ними с Сергеем лезет большой кот.

Женщина спрашивает Аксинью, что означает этот сон. Кухарка отвечает, что к ней кто-нибудь прибьется или «еще что-нибудь такое выйдет». Сергей продолжает за-воевывать сердце хозяйки, убеждая ее в своей искренней и пылкой любви. Катерина Львовна говорит любимому, что если он когда-нибудь ей изменит, то живая она с ним не расстанется.

Глава седьмая

Катерине снова снится кот, который на этот раз начи-нает с ней разговаривать: «Какой же, — говорит, — я кот! С какой стати! Ты это очень умно, Катерина Львовна, рассу-ждаешь, что совсем я не кот, а я именитый купец Борис Тимофеич». Женщина слышит, как кто-то перелез через воро-та и залаяли собаки. Она в спешке прячет Сергея в спальне. Зиновий Борисович подходит к двери, ведущей в супруже-скую спальню, и прислушивается. Не уловив ни шороха, он решает постучаться.

Глава восьмая

Муж сообщает, что до него дошли слухи об изменах жены. Катерина вместе с Сергеем бьют Зиновия Борисови-ча тяжелым литым подсвечником по голове, а потом душат его. Убитого прячут в погребе и уничтожают все следы пре-ступления.

Глава девятая

Хватились мужа Катерины Львовны, но все поиски оказались безуспешны. Катерина Измайлова объявляет, что ждет от супруга ребенка, и ее допускают до наследства, прекратив поиски Зиновия Борисовича. Но объявляется еще один наследник — племянник Измайлова Федор Ля- мин, который оказался небольшим мальчиком и приехал вместе со своей старенькой тетушкой. Сергей начинает жа-ловаться любимой, что из-за этого мальчика он стал самым несчастным человеком.

Глава десятая

Молодая купчиха начинает понимать, что мальчик очень мешает ее предстоящей счастливой жизни с люби-мым: «Как же это? За что и в самом деле должна я через него лишаться капитала? Сколько я страдала, сколько гре-ха на свою душу приняла… а он без всяких хлопот приехал и отнимает у меня… И добро бы человек, а то дитя, маль-чик…»

Глава одиннадцатая

В праздничный день старушка уходит в церковь, и Кате-рина Измайлова хладнокровно душит мальчика подушкой.

Глава двенадцатая

Убийство наблюдают в щель между ставнями несколь-ко мужчин, и в дом начинает ломиться толпа. Сергей при-знается во всех убийствах и своей соучастницей называет Катерину. Женщина во всем признается и говорит, что уби-вала ради любимого. Зиновия Борисовича извлекают из по-греба и хоронят. Преступников наказывают плетьми и ссы-лают на каторгу. Родив ребенка в острожной больнице, Ка-терина Измайлова отказывается от него.

Глава тринадцатая Материал с сайта

Ребенка отдают на воспитание сестре Бориса Тимофе-евича, так как он считается законным наследником Из-майловых. Сергей шел на каторгу в одной партии с хо-зяйкой, что несказанно обрадовало последнюю. Она дает этапным ундерам деньги ради того, чтобы хоть немного побыть с любимым, поговорить с ним. Сергей это называ-ет глупостью и ведет себя по отношению к Катерине до-вольно холодно. Вместе с героями в партии идут роскош-ная женщина Фиона и семнадцатилетняя блондинка Со-нетка.

Глава четырнадцатая

Сергей изменяет Катерине Львовне с Фионой. Обма-нутая женщина узнает об этом и чувствует, что любит пре-дателя еще больше. Фиона говорит, что никакой любви у них с Сергеем нет, и подтверждают это его ухаживания за Сонеткой. Сергей делает попытку примириться с Катери-ной и жалуется на холод. Женщина отдает любимому запас-ные шерстяные чулки.

Глава пятнадцатая

Катерина Измайлова видит свои чулки на Сонетке. Сергей обнимает и целует новый объект обожания на гла-зах у всей партии. Катерина Львовна стала предметом на-смешек, но Фиона заступается за нее. Когда промокшие под снегом арестанты ожидали парома, Катерина видит в Волге лица убитых ею людей. Схватив Сонетку за ноги, она перекидывается с ней за борт парома. Еще какое-то время обе женщины показываются в волнах, но потом то-нут.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • темы сочинений по леди макбет мценского уезда
  • леди макбет в сокращении
  • краткий пересказ повести леди макбет мценского уезда
  • леди макбет мценского уезда краткое содержание
  • тесты по леди макбет мценского уезда

Катерина Львовна Измайлова, девушка из бедной семьи, ныне жена богатого купца Зиновья Борисовича, живёт в доме с мужем и свекром Борисом Тимофеевичем. Девушка все время страдает от скуки, посколько привыкла жить хоть и бедно, зато весело, книги читать не любит, приглашает гостей и ходит в гости редко, посколько это не доставляет ей особого удовольствия. Однажды Катерина слышит смех крестьян, заходит к ним и видит, как они дурачаться и веселятся. Не в силах удержаться, она к ним присоединяется и веселится вместе с ними. Во время этого веселья к ней все время пристает мужик Сергей (Филиппыч). Позже кухарка Аксинья рассказывает Катерине, что Сергей завладел уже многими девушками, и с ним надо быть осторожнее. Но когда Зиновий Борисович находится в отъезде, Сергей пробирается к Катерине в комнату, признается в любви, и она отвечает ему взаимностью.

Об их отношения позже узнает Борис Тимофеич, прячет Сергея в подвале. Катерина пытается узнать, где находится ее любовник, но безуспешно. Через некоторое время Борис умирает, отравившись грибами со сметаной (Катерина подсыпала туда крысиного яда). Об их отношениях вскоре узнают все, слухи доходят и до мужа. Он возвращается, и Катерина с Сергеем не без труда его душат и закапывают в подвале, чтобы тело не нашли. Выясняется, что у Зиновия есть племянник Федор Захаров Лямин. Они с матерью приезжают к Катерине, ребенок заболевает, и Катерина с Сергеем душат его подушкой (его смерть списали бы на болезнь). Эту сцену видит один мужик, об этом сразу все узнают, Катерину и Сергея отправляют в ссылку. В пути Катерина подкупает надзирателей, чтобы проводить время с Сергеем, но ему она уже не нужна. Сначала он изменяет ей с доброй Фионой, потом с Сонеткой. Он отдает ей её чулки, Катерина из ненависти плюет ему в глаз, её ночью обворовывают. И когда они переправляются через Волгу, она сначала спокойно и задумчиво смотрит в даль, а потом неожиданно хватает Сонетку и прыгает вместе с ней в воду.

Основная проблема - "на что способна любовь". Чувства настолько завладели душой Катерины, что она думает только о любимом, делает все для него, не думая о последствиях. Поэтому портрет Сергея меняется по ходу повествования, а Катерина остаётся одинаково бездушной и одержимой. Лишь в конце, потеряв его любовь, Катерина не любит уже ни себя, ни его, ни свою жизнь. Ведь она посвящает ему всю себя, а в ответ не получает ничего (и понимает, что испытывал ее муж). Также ее мучает совесть: к ней являются убитые, и мы понимаем, что любовь - не оправдание злу, ведь истинная, чистая любовь не должна приносить зла. Эту мысль автор доносит до читателя в своём произведении, указывая на безнравственность его героев.

В образе самой обыкновенной женщины Катерины Львовны, происходящей из обыденной, мещанской среды, писатель показывает, как вспыхнувшее страстное чувство полностью ее преображает и она восстает против условностей того мира, в котором до этого провела всю жизнь. С самого начала очерка автор пишет о том, что Катерине жилось в доме ее зажиточного мужа крайне скучно, молодую женщину буквально душили однообразие и тоска.

Еще совсем юной и неопытной девушкой она оказалась в супругах у купца Зиновия Борисовича, никаких чувств к нему у нее никогда не было, родители выдали Катерину замуж лишь потому, что к ней посватался первым именно этот жених, и они сочли его подходящей партией. С тех пор пять лет жизни женщина проводит фактически во сне, каждый день с точностью до минуты напоминает предыдущий, у нее нет друзей или хотя бы знакомых, Катерину все чаще охватывает такая тоска, от которой ей буквально хочется «удавиться».

Женщина мечтает о ребенке, ведь с малышом в доме у нее хотя бы будет занятие, радость, цель, но в ее унылом браке судьба так и не приносит ей детей.

Но по прошествии этих пяти лет в жизни Катерины неожиданно возникает горячая любовь к работнику ее мужу Сергею. Это чувство принято считать одним из самых светлых и возвышенных, однако для Измайловой оно становится началом ее гибели и приводит слишком страстную и пылкую женщину к печальному финалу.

Катерина не задумываясь готова ради дорогого ей человека на любые жертвы и нарушения всех моральных норм. Женщина без всяких угрызений совести убивает не только давно опостылевших ей свекра и супруга, но и мальчика Федю, никому не причинившего никакого зла, невинного и набожного ребенка. Всепоглощающая страсть к Сергею уничтожает в Катерине чувство страха, сострадания, милосердия, ведь прежде они были ей присущи, как и почти любой представительнице слабого пола. Но в то же время именно эта безграничная любовь порождает в ней несвойственные ей прежде смелость, изворотливость, жестокость и способность бороться за свою любовь, за свое право постоянно быть вместе с любимым человеком и избавиться от любых преград, препятствующих исполнению этого желания.

Сергей, возлюбленный Измайловой, также предстает человеком без всяких моральных правил и принципов. Он без колебаний способен пойти на любое преступление, но не из любви, как Катерина. Для Сергея мотивом его поступков служит то, что он видит в этой женщине возможность обеспечения для себя дальнейшего безбедного существования, ведь она является супругой и законной наследницей богатого купца, происходя из более высокого, обеспеченного и почитаемого в обществе сословия, чем он сам. Его планы и надежды действительно начинают сбываться после смерти свекра и мужа Катерины, однако внезапно возникает еще одно препятствие, маленький племянник купца по имени Федя.

Если прежде Сергей служил лишь помощником в убийствах, то теперь он сам предлагает любовнице избавиться от ребенка, остающегося для них единственной помехой. Он внушает Катерине, что при отсутствии мальчика Феди и рождении ею ребенка до истечения девяти месяцев после исчезновения ее супруга все деньги покойного купца целиком достанутся им, и они смогут жить счастливо без каких-либо забот.

Катерина соглашается с возлюбленным, его слова оказывают на нее фактически гипнотическое воздействие, женщина готова сделать буквально все, чего желает Сергей. Таким образом она и превращается в настоящую заложницу своего чувства, безотказную рабу этого мужчины, хотя изначально Измайлова занимает более значимое социальное положение, чем работник ее супруга.

Во время допроса Катерина не скрывает, что совершила несколько убийств исключительно ради любовника, что к столь ужасным поступкам ее подтолкнула страсть. Все ее чувства сосредоточены только на Сергее, родившийся младенец не вызывает у нее никаких эмоций, женщине безразлична судьба ее ребенка. Все вокруг абсолютно безразлично Катерине, воздействие на нее способны оказать лишь нежный взгляд или доброе слово ее любимого.

В пути на каторгу женщина замечает, что Сергей к ней явно охладевает, хотя она по-прежнему готова на все, лишь бы лишний раз его увидеть. Однако мужчина чувствует себя глубоко разочарованным и в Катерине, и в жизни в целом, ведь он так и не достиг желаемого, никакого богатства с помощью купчихи Измайловой ему уже никогда не придется увидеть. Сергей без смущения встречается с развратной Сонеткой на глазах у любовницы, он откровенно осыпает Катерину оскорблениями и унижениями, стараясь отомстить ей за то, что именно она, как он считает, сломала его судьбу и окончательно погубила.

Когда Катерина видит, что ее возлюбленный, ради которого она пожертвовала всем, что имела ранее, заигрывает с другой женщиной, ее рассудок не выдерживает испытания жестокой ревностью. Она даже не понимает смысла издевательств со стороны других заключенных, в первую очередь Сонетки и Сергея, однако они оказывают глубокое разрушающее воздействие на ее уже полностью надломленную психику.

Перед мысленным взором Катерины появляются ее жертвы, женщина не в состоянии двигаться, говорить, жить дальше, почти бессознательно она принимает решение покончить с собой, чтобы избавиться от невыносимой муки, в которую превратилось все ее существование. Без колебаний она убивает и Сонетку, считая, что именно эта девица увела у нее возлюбленного. В свои последние минуты Катерина считает, что ей нечего более делать на свете, ведь ее любовь, смысл ее жизни, для нее окончательно потеряна. Из-за беспредельной страсти личность женщины полностью разрушается, Катерина Измайлова становится жертвой собственных чувств и неумения ими управлять.

Л.Суворова

Концепция очерка Н.С. Лескова

"Леди Макбет Мценского уезда"

Сюжет очерка Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» необычен для русской литературы. Героиня – Катерина Измайлова, молодая замужняя купчиха, как будто без особой на то причины вступает на путь убийства и затягивает в своё чёрное дело Сергея, человека, казалось бы, постороннего. Но судьба, волею автора, наказывает русскую леди Макбет, давая, впрочем, шанс выжить ее подельнику.

Есть много родов любви: любовь к Отечеству, к отцу-матери, к небесным силам, любовь к делу. Николай Лесков, как мне думается, художественно исследует такой феномен, как любовь-страсть женщины, природу этой страсти, природу её носителя и последствия такой любви.

Исходя из темы писательского исследования, последовательно выясним следующие важные моменты построения и развития сюжета:

1. Почему носителем любви-страсти Н. Лесков сделал именно женщину, а не мужчину (вспомним, к примеру, Дон-Жуана).

2. Чем отличается любовь как страсть от любви-чувства?

3. Почему героиня – купчиха, а не дворянка, не крестьянка и даже не мещанка?

4. Почему этот род любви сопровождается убийствами. Сюжет строится по законам жизни или читатель имеет дело с капризом авторской фантазии, произволом?

5. Героиня пришла к гибели. Есть ли в финале искусственность или необходимость ситуации, которой честно следует автор?

Иными словами, мы ставим скромную задачу выяснить, насколько поэтика произведения: композиция, система образов, символика деталей, портреты героев, пейзаж и даже имена – помогают читателю понять авторский замысел.

Итак, в России, в купеческой среде, за высокими заборами идёт своим чередом жизнь. В обыденном и размеренном течении такого существования случаются свои бури, кипят шекспировские страсти.

«На шестую весну Катерины Львовниного замужества у Измайловых прорвало мельничную плотину... Прорва учинилась огромная: вода ушла под нижний лежень холостой скрыни, и захватить её скорой рукой никак не удавалось».

Энергично, со второй главы, Н. Лесков «закручивает» сюжет. И читатель сразу может отметить два момента в построении сюжета: река прорвала плотину и «ушла под нижний лежень холостой скрыни».

Внимательный читатель обратит внимание на символическое наполнение деталей, которые выделяет сам автор. «Холостая скрыня» - это намёк на бездетную жизнь Катерины Измайловой. Шесть лет семейной жизни не обрадовали Измайловых детьми. Сама «она маялась дома по целым дням одна-оденёшенька... Зевала-зевала, ни о чем определённом не думая...»

И вдруг эту тихую, даже скучную жизнь, как плотину, прорывает река. Река – это символ жизни, но в данном контексте это и символ любви-страсти – подвала, «скрыни» чувств. Такая страсть подобна реке, она стихийна и разумом не управляется. Катерина Львовна влюбилась в приказчика практически от него делать и потому, что в доме «одним командиром» - мужем – стало меньше.

«Катерина Львовна не родилась красавицей, но была по наружности женщина очень приятная. Ей от роду шел всего 24-ый год; росту она была невысокого, но стройная, шея точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза чёрные, живые, белый высокий лоб и чёрные, аж досиня, чёрные волосы».

Заметим, что в портрете больше внешних черт. Про цвет волос дважды сказано «чёрные» - намек на чёрную душу и дела, которые будет делать Катерина. Прилагательные: невысокий, стройный, выточенный; круглые, крепкие; прямой, высокий – обозначают как будто бы скульптуру, пластику, в которых внешний вид является средством выражением внутреннего.

Хочется и можно сравнить портрет Катерины Львовны с портретом Груши из «Очарованного странника» . «Взмахнула она ресничищами… и точно они сами по себе живые и, как птицы какие, шевелятся… и заметил, что… во всей в ней точно гневом дунуло. ...Вот она, - думаю, - где настоящая красота, что природы совершенство называется»…

Вроде тоже внешность описывает писатель, но впечатление совершенно другое, и соглашаешься с автором, что Груша – воплощение настоящей красоты, а последняя немыслима без духовного наполнения.

Итак, тело, плоть, внешняя оболочка Катерины была хороша, а что же душа героини?

О душе женщины Н. Лесков рассказывает косвенно, через сюжетные повороты.

Сергей взвесил Катерину на весах.
- Диковина.
- Чему ж ты дивуешься?

Да что в вас потянуло три пуда . Вас, я так рассуждаю, целый день на руках носить надо и то не уморишься, а только за удовольствие это будешь... чувствовать».

Телом легка – душой тяжела.

Сергею парирует один из мужичков:
- Не так ты, молодец, рассуждаешь... Что есть такое в нас тяжесть? Разве тело наше тянет? Тело наше, милый человек, на весу ничего не значит: сила наша, сила тянет – не тело».

А что это за сила, которая тянет, если не душа? Душа и есть.

Другим символом души Катерины является ее дом . Внимательный читатель замечает, что в доме закрываются ставни, зашториваются комнаты. Приведем примеры.

«Везде чисто, везде тихо и пусто... Нигде по дому ни звука живого, ни голоса человеческого». «На дворе поле обеда стоял пёклый жар, и проворная муха несносно докучала. Катерина Львовна закрыла окно в спальне ставнями и еще шерстяным платком его изнутри завесила».

В купеческом доме много дверей, то есть внутреннее пространства раздроблено, оно не имеет цельности. Если бы туда и залетела, образно говоря, какая-нибудь духовная сущность, то ей не нашлось бы места, чтобы обосноваться на постоянное место жительства.

Действие повести практически не выходит за пределы дома. Если Катерина и выходит в сад, то чтобы чай попить, то есть доставить удовольствие желудку, телу.

Но пейзажная зарисовка все же присутствует. «Овраг, под забором заколотил соловей, жирная лошадь томно вздохнула, пронеслась веселая стая собак и исчезла в безобразной, черной тени полуразвалившихся, старых соляных магазинов». Писатель улыбается – собаки веселы, очевидно, потому, что у них была «свадьба» - намек на самые ближайшие события очерка.

Заметим, что приведённый нами пейзаж конкретен и материален, как сама Катерина. Но другие пейзажные зарисовки по-другому характеризуют героиню. Оказывается, природа как средство выражения внутреннего состояния купчихи может быть очень духовна, подчеркивая контраст бездуховной, но внешне живой женщины .

«Лунный свет, пробиваясь сквозь листья и цветы яблони, самыми причудливыми, светлыми пятнышками разбегался во всей фигуре Катерины Львовны». Легонький теплый ветерочек (ветер, ветерок, ветерочек) чуть пошевеливал сонные листья и разносил тонкий аромат цветущих трав и деревьев... Золотая ночь! Тишина, свет, аромат и благотворная, оживляющая теплота…»

«Неживой» пейзаж изображается как некое живое существо: писатель как бы «включает» у читателей и зрение («лунный», «причудливые», «светлые»), и осязание («теплый ветерочек»), и обоняние («аромат»). Такого богатства духовной сущности у Катерины Львовны мы так и сможем увидеть.

Поэтому ясно, почему случилась беда; как не случайна оказалась и беда на плотине. Подобная «прорва» учинилась и в чувствах Измайловой.

«Развернулась она вдруг во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая стала решительная, что и унять ее нельзя». «Он [Сергей] влюбил ее в себя до того, что меры ее преданности ему не было никакой. Она обезумела [как река] от своего счастья: кровь ее кипела, и она не могла более ничего слушать...». Читаешь про реакцию Катерины на пришедшую любовь, а видишь, как река прорывает плотину и, завихряясь бурунами, стремительно несется вниз, и, кажется, ничто не в силах остановить эту разбушевавшуюся стихию.

Уже на пароме начинается последний этап трагедии. Вот как пишет Н. Лесков о состоянии героини: «Обиде этой уже не было меры, не было меры и чувству злобы, закипевшей в это мгновение в душе Катерины Львовны». Как будто девятиметровая волна поднялась – и все будет сметено. Действительно, много раз писатель показывал читателю, что Катерина действует как разрушительная стихия, разумом не управляемая. Где был разум женщины, когда она, не мешкая ни минуты, не думая о последствиях решительного поступка, вывела к мужу Сергея? Где было ее сознание, когда она быстро решала вопрос об убийстве и свекра, и племянника, и мужа, и Сонетки? Разум покинул Измайлову и в финальной сцене, когда она учинила на пароме драку с полюбовницей Сергея, не думая, что она находится на зыбкой «почве» и что кругом холодная речная бездна.

Символом этой страсти является веревка . Причем образ веревки проходит через весь очерк, превращаясь то в безобидный поясок, то меняя лицо на коварный ощер змеи-удавки. Вот лики веревки.

1. - Ну-с, позвольте ручку. Катерина Львовна смутилась, но протянула руку. - Ой, пусти кольцо : больно! – вскрикнула Катерина Львовна, когда Сергей сжал в своей руке её руку… .

2. Сергей спустил цепных собак.

3. Месяц во сне (= младенец).

4. Зиновий Борисович: Откуда этот шнурочек ? Катерина: В саду… нашла да юбку себе подвязывала.

5. По виску и щеке Зиновия Борисовича тоненьким шнурочком бежала алая кровь.

6. Когда (после убийства Зиновия Борисовича) они вернулись в спальню, тонкая румяная полоска зари прорезывалась на востоке и, золотя легонько одетые цветом яблони, заглядывала сквозь зелёные палки садовой решетки в комнату Катерины Львовны.

7. Сергей ходил, замотав горло пунсовым платком .

8. Фамилия племянника – Федор Лямин .

9. Катерина сговаривает Сергея на убийство Феди. Реакция Сергея: из глаз в глаза у них замелькала словно какая сеть молниеносная.

10. Светлая полоска между ставнями, куда подглядывали идущие на всенощную мужики.

11. Ты целуй меня, чтоб вот с этой яблони, что над нами, молодой цвет на землю посыпался, - шептала Катерина Львовна, обвиваясь около любовника.

12. Сергея плетьми наказали.

13. Надежды Катерины Львовны ее не обманули: тяжело окованный цепями, клейменый Сергей вышел в одной с нею кучке за острожные ворота.

14. Но Сонетка была совсем в другом роде. Об этой говорили: Вьюн

15. Чулки со стрелками .

16. Имя Сергея – серёжка, кольцо .

17. Свитая веревка, которой каторжники били Катерину Львовну.

18. Погода все разыгрывалась. Из серых облаков… стал падать мокрыми хлопьями снег… . Наконец показалась темная свинцовая полоса , другого конца ее не рассмотришь. Это полоса – Волга.

19. Дорога , по которой шли каторжники, это тоже аллегория веревки, которая тугим кольцом закручивается вокруг судьбы русского человека.

20. Но в это время из другой волны почти по пояс поднялась над волною Катерина Львовна, бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотицу, и обе более уже не показались.

Как не дивиться разнообразию обликов веревки, которые подмечает писатель?

Эта веревка приобретает зловещий символ, отвечающий замыслу автора, - облик змеи.

Зиновий Борисович делает замечание невестке и произносит слова: «Ты что, змея, делаешь?» «Подлым змеем» назвала Катерина Сергея. При этом, конечно, вспоминается библейский Змей-искуситель. Любовь «черной змеёй сосет» сердце Катерины. Как не вспомнить и Клеопатру?

Когда людей обуревает любовь-страсть, то она, по мнению создателя очерка, не в ладу с головой, совестью. В этой любви нет ничего человеческого. Поэтому везде в тексте содержатся намеки на то, что перед нами не люди вовсе, а животные.

Дворовые шутку шутили: кухарку Аксинью назвала «свиньей» и стали взвешивать на весовом коромысле. Образ «свиньи»-«борова» аукнется в имени свекра – Бориса Тимофеевича. Но если Аксинью «вешали» ради шутки, то Борис Тимофеевич будет принесен в жертву, аки свинья, - серьезно и страшно.

В снах Катерины живут коты. Кот первого сна – это явно Сергей. Кот был ласков и мурлыкал. Второй кот – это уже сам свёкор. Отчество Тимофеевич вызывает ассоциацию с другим «отчеством», если так можно сказать. Котов часто называют очень похоже: кот – котофеевич. Наверное, свекор тоже грешил в молодости, но в старости он сыграл другую роль, о которой мы уже сказали.

«Нежась и потягиваясь », лежала в роскошной позе Катерина Львовна, приглашая Сергея для любовных игрищ. Ну кто же любит нежиться и потягиваться, как не кошка?

Не случайно короткую летнюю ночь Лесков заканчивает особым звуковым сопровождением: «с кухонной крыши раздался пронзительный кошачий дуэт». Катерина и Сергей могут обижаться на автора, но их отношения названы не союзом любящих сердец, а более низко – «кошачьим дуэтом».

«Катерина Львовна быстро спрыгнула в одной рубашке... Сергей не шмыгнул по столбу вниз, а приютился под лубком на галереечке». Глаголы ассоциативно связаны с поведением кошаков.

Сцена убийства – это и вовсе напоминает игры в кошки-мышки. Только страшные игры, где жертве не удастся вырваться из когтей зверя. Не случайно писатель отдает Сергею такую реплику: стоптанный Сонеткин башмак милее ее [Катерины] рожи, «кошки эдакой ободранной».

Добавим к найденным деталям еще две. О красавице Фионе автор говорит, что она была нрава «мягкого и ленивого». И далее: «Фиона была русская простота, которой даже лень сказать кому-нибудь: поди прочь». Кому, как не кошке, так говорят?

Если Катерине и Сергею отданы роли кошек и котов, то Зиновий Борисович, муж Катерины, напомнит читателю рабочую лошадь. «Сергею слышно, как... он умывается, фыркает и брызжет во все стороны водою...»

Почему Н. Лесков из всех домашних животных использует именно образ кошки? Вспоминаются картины Бориса Кустодиева. На одной из них купчиха пьет чай, разделяя вечернюю трапезу с кошкой. Кошка – домашнее животное, она «живет сама по себе», она есть символ сытой жизни, благополучия, достатка. Но, с другой стороны, кошка – лютый зверь, она охотница и своей жертвы никогда не упустит, как это и продемонстрировала Катерина Измайлова.
Н. Лесков предлагает читателю прочувствовать, что любовь-страсть – это и не любовь вовсе. Любовь – это, можно сказать, проявление чувств, а чувства, как уверяют психологи, воспитываются, облагораживаются воспитанием и всевозможными табу. А любовь-страсть затрагивает в человеке только эмоции, которые первичнее чувств, физиологичны. Эмоции испытывает весь природный мир; даже растения реагируют на «плохое» или «хорошее», не говоря уже о поведении высших животных. Но Н. Лесков не навязывает своей позиции читателям, он поступает мудрее и, как художник, делает это очень точно. Он предлагает подумать над репликами героев, над особенностями совершаемых ими поступков.

Например, в уста Сергея автор вкладывает такие слова, обращенные к Катерине: «Всем твоим белым телом владею», будто белой сытной булкой владеет. Любовники все больше лежат, чем общаются по-людски. Вспомним общение Анны Сергеевны Одинцовой и Евгения Базарова. Они разговаривают о цели и смысле жизни, они вместе ботанизируют. Катя Одинцова и Аркадий Кирсанов тоже находят темы для взаимообщения и, стало быть, для духовного, человеческого, общения. Мелодия Моцарта, которую играла девушка, о многом сказала влюбленному в нее молодому человеку. Сергей же, в поисках зацепки для общения, спросил о книге. Вроде бы найдена духовная причина для общения, но желание Сергея не было поддержано Измайловой. Да и представить себе невозможно, чтобы «кошка с котом» говорили о горнем.

Еще один духовный урок дарит своим читателям Н. Лесков: мужчине страсть прощается, а женщине нет. В толпе каторжан «Сергей почему-то возбуждал гораздо более общего сочувствия, чем Катерина Львовна. Измазанный и окровавленный, он падал, сходя с черного эшафота...» Вот так, не больше и не меньше, «эшафотом» названа любовная страсть разбушевавшейся женщины, не одухотворенной ценностями жизни.

Прочитав грустную повесть, читатель ставит перед собой последний вопрос: как такое вообще могло случиться? Какие причины способствовали появлению такого феномена как преступная любо вь? Необходимо найти ответ, поскольку книги раньше, чем сама жизнь способны дать правильный ответ.

Действие очерка происходит на фоне России XIX века. Первое обвинение купеческому быту. «Скука непомерная в запертом купеческом терему с высокими заборами и спущенными цепными собаками не раз наводила на молодую купчиху тоску, доходящую до одури». Не случайно Сергей заметил: «Вы у нас теперь как канарейка в клетке».

Женщины, рожденные и воспитанные в дворянской среде, должны были по своему социальному положению заниматься собой, самообразованием, изучать языки, искусство, женские ремесла, должны были музицировать с тем, чтобы потом передать свой опыт детям. По-хорошему, они должны были бы преподавать в школах и прививать хорошие манеры детям, выросшим в социально неблагополучных условиях.

Крестьянские женщины смотрели за большим хозяйством, сами много работали в поле, учили своих детей трудовым и жизненным навыкам, необходимым для жизни.

Мещанки , городские женщины, служили где-нибудь, а вечер могли посвятить либо своему досугу, либо семье, церкви.

Можно вспомнить другой вариант – модель жизни западных женщин, жен фермеров. Вспомним Скарлетт О’ Хару. Она была активна, общественно полезна. Места для скуки в ее жизни не было. Катерина Измайлова, возможно, тоже могла помогать мужу, но это не было принято в тогдашнем купеческом быту. Да и Отечество не предоставляло экономических возможностей для привлечения женщин для совместной работы. Детей Катерине ни бог, ни автор не дали. Отсюда смертельная скука и попытка как-то развеять эту самую скуку. От скуки Евгений Онегин проводит восемь бесплодных лет в свете. От этой же скуки мечется Печорин, разбивая свою судьбу и судьбы людей, попавшихся на его пути.

То есть Н. Лесков выносит обвинение скучной, пошлой, бесчеловечной русской действительности. Сердце читателя, как и сердце писателя, буквально обливается кровью, когда глаза читают следующие строки:

«Безотраднейшая картина: горсть людей, оторванных от света и лишенных всякой тени надежд на лучшее будущее, тонет в холодной черной грязи грунтовой дороги. Кругом всё до ужаса безобразно: бесконечная грязь, серое небо, обезлиственные , мокрые ракиты… Ветер то стонет, то злится, то воет и ревет... В этих адских , душу раздирающих звуках, которые довершают весь ужас картины, звучат советы жены библейского Иова: «Прокляни день твоего рождения и умри».

Кто не хочет вслушиваться в эти слова, кого мысль о смерти и в этом печальном положении не льстит, а пугает, тому надо стараться заглушить эти воющие голоса чем-нибудь да еще более безобразным . Это прекрасно понимает простой человек: он спускает тогда на волю всю свою звериную простоту, начинает глушить, издеваться над собою, над людьми, над чувством. Не особо нежный, он становится зло сугубо».

«Зло сугубо» становится и женщина, лишенная возможности совершенствовать себя, найти смысл в своей жизни. Эту проблему отметили и другие русские писатели Можно вспомнить стихотворение Ф. Тютчева «Русской женщине»:

Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые померкнут чувства,
Мечты развеются твои...

И жизнь твоя пройдет незрима,
В краю безлюдном, безымянном,
На незамеченной земле, -
Как исчезает облак дыма
На небе тусклом и туманном,
В осенней беспредельной мгле...