Обсуждение по теме береги честь смолоду. "береги честь с молоду" - о смысле нравственности в современном мире. Сочинение береги честь смолоду

В юном возрасте мало кого называют человеком чести, хотя этим моральным качеством человек наделяется с рождения. До нужного момента честь ребенка оберегают родители. Позже ребенок сам понимает, что он уже самостоятельно сможет себя уберечь и защитить. Личную ценность для социума каждый человек показывает своими поступками.

Честь напрямую связана с чувством достоинства, поэтому людям, у которых эти два качества объединены, легче заработать авторитет и прекрасную репутацию. Очень важно честь беречь смолоду, когда неопытному человеку свойственно ошибаться и учиться, а чувство достоинства как предохранитель - не позволит переступить через себя.

Честь включает в себя такие качества как справедливость, преданность, правдивость, порядочность и благородство. Если у человека хоть одно из этих качеств присутствует, то можно уверенно сказать, что и остальные тоже. Если человеку характерна преданность к своей Родине, то он и уважительно относится к правам своих земляков. Наличие чести – гарантия целостности и высокой нравственности. Человек будет уважать честь других людей, если он наделен этим моральным качеством.

В литературе часто встречаются ситуации, когда герои произведений проходят тернистый путь со сложными и неприятными моментами. Таким образом читатели ждут результата – выйдет ли персонаж из них, не запятнав честь и достоинство. Одним из ярких примеров является герой Петр Гринев из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочь», который отстоял свою честь и достоинство в самых сложных ситуациях, остался верным себе, своим принципам и настановлениям отца.

На сегодняшний день значение чести немного другое. Много кто считает, что быть человеком чести это нерентабельно. Чаще всего за честь выдается поддельное благородство, а отсутствие морали скрывается под внешними атрибутами.

Если с раннего детства заручится авторитетом у сверстников и старших людей, то по мере взросления круг окружающих людей будет только увеличиваться. Все будут прислушиваться к советам такого человека. Очень важно не забывать, что честь очень тяжело заслужить и очень легко потерять, стоит только один раз оступится. Ведь не зря говорят «семь раз отмерь, один раз отрежь». Если с раннего возраста не иметь чести, то и к преклонному возрасту добиться ее будет очень сложно, именно поэтому честь нужно беречь смолоду.

Сочинение 2

И так, смысл данной пословицы очень значительный для таких людей как мы. Так как эта пословица содержит огромный жизненный смысл, который возможно пригодиться кому-то в жизни, да и в общем он пригодиться всем. Эту пословицу должен знать каждый человек. Но самое главное не только знать её, но и её стоить понимать. Данная пословица является пословицей поколений человечества. Ведь она передавалась из поколения в поколение. Именно эту пословицу очень часто использовали в качестве донесения и рассуждения во многих произведениях. Данная пословица являлась поводом для размышления русских поэтов. Стоить помнить, что “честь” – это некий повод для таково физического и умственного составляющего как гордость. Это эмоция, которая отражает самооценку, точнее самоуважение человека. Но стоит помнить ещё и о “гордыни”. Гордыня отличается от гордости тем, что когда гордыня взяла на тобой вверх, ты становишься эгоистичным человеком, тем самым ты становишься не приятной личность для окружающих тебя людей.

Я могу привести качественный пример из произведения Пушкина под названием “капитанская дочь”. В произведении был такой герой, которого звали Пётр Гринев. Он был слегка азартным человеком, так как играл в карты и у него были вредные привычки. Например, он часто выпивал. Из-за этого может сложиться такое мнение, что Пётр не порядочный человек. Но это был человек чести. Так как он один раз выиграл в карты, и он не потратил эти большие деньги на себя, свои увлечения. Он их отдал своему товарищу, который нуждался в них. Он защищал честь девушки на таком страшном мероприятий как дуэль. Он остался жив, он истребил своего ненавистника в честном бою. А это как раз ещё одно качество, которое говорит о преданности в любви к человеку, к своей девушке мечты.

Гринев человек слова. Именно этот человек является примером гордости и даже возможно некого подражания, конечно же, в хорошем смысле. Он прошёл через все свои трудные испытания и все жизненные трудности, он преодолел все это. Он очень честный человек. Так же он является человеком чести. Он ни разу, не когда в своей жизни не пошёл против своей воли. Всегда как он хотел, так и было. Он всегда добивался всего сам, и помогал тем, кто нуждался в помощи.

Честью является некая культура человека. Это те принципы человека, которым он придерживается. Ведь именно честь ведёт человека к формированию личности, тем более в юные годы. Честь – это не плохое качество, не стоит его путать с эгоизмом и другими принципами.

Остались позади волнительные переживания по поводу собственных курсов, обучения, собственных учебных презентационных работ…

Пора было приступать к делу, ради которого собственно все и затевалось!

С одной стороны, хотелось скорее попробовать, как все получится в реалиях школьного учебного процесса.

С другой – появлялись опасения (а вдруг!..): смогут ли мои восьмиклассники – сложно! Достаточно ли глубоким окажется изучение одного из любимых школьниками произведений?

Так приближался конец первой четверти, сомнения мои не убывали. Вот уже завтра последний урок первой четверти. Откладывать уже некуда!

Решено! Объявляю на уроке о том, как мы будем изучать повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Попутно уточняю количество ребят, у которых дома имеются компьютеры (14 компьютеров на 26 человек). Для изучения произведения по программе отводится 8 часов.

Предупреждаю об обязательном полном прочтении произведения.

На первом уроке после каникул – беседа по повести: выясняю, насколько полно прочитана, как осмыслена, что вызвало затруднения, понятна ли авторская идея.

Вместе формулируем основные проблемы произведения, записываем, предлагаю еще раз обдумать вопросы дома и определиться, над какой проблемой хотелось бы работать и попробовать найти себе единомышленников в классе.

Пока все хорошо. Повесть прочитана. Радуюсь, что договоренность выполнена. Можно приступать.

Следующий урок – «мозговой штурм», работа в группах.

Три группы определились без моей помощи.

Еще трем группам помогаю организоваться, с темой они уже справляются сами.

Знакомлю ребят с особенностями проекта: проблемный вопрос, основополагающий, гипотеза… Идут за мной смело. (Мне, кажется, было труднее!)

Активно принимаются за работу – составление сценария презентации. Звонок сегодня явно не к месту!

Следующий этап уже сложнее. Идем в кабинет информатики. В распоряжении каждой группы два компьютера. Только шесть девочек знают, как работать в Power Point.

Короткая консультация. В глазах ожидание: на какую кнопочку нажать! И вот уже жаркие споры о фоне, шрифте – дизайне слайдов.

Опять удивляюсь, как быстро ребята входят в курс дела. Шумновато, правда! Вот и девчата мои уже при деле, помогают.

Много вопросов по программе. «Ага, понятно!» - самая «произносимая» сегодня фраза. И много-много экспериментов!

На мониторах - разнообразие цвета. Буквы и слова падают, сыплются горохом, выползают, мечутся по экранам!

Две группы, не поддавшись соблазну экспериментов, довольно уверенно набирают тексты по слайдам. Кто-то набирает пока только заголовки к слайдам.

Темп работы неодинаков. Видно, кто набирает текст с хорошей скоростью, а кто по одной букве.

На следующих двух уроках работаем также в кабинете информатики. Но работа пошла более продуктивно.

В группах распределены обязанности. Кто диктует, кто печатает. Оказывается, можно добавить иллюстрации. Кто-то уже сканирует с помощью лаборанта, кто-то еще совещается с группой, подойдут ли именно такие, которые они выбрали.

Первая и пятая группы исследуют проблему, легко ли жить по законам чести. Вдруг внутри первой группы возникает дискуссия.

Оказывается, сформулированную группой гипотезу о том, что по законам чести жить легко, весьма проблематично доказывать.

Приходят к мнению, что все-таки очень трудно во всех ситуациях оставаться честным. Для души, оговаривают, легко!

Счастье Петра Гринева следует из его поступков. Наказание Швабрина тоже.

Третья группа не может однозначно ответить на вопрос, кто такой Емельян Пугачев.

Злодей, разбойник? Или спаситель, народный заступник? Или в нем и то и другое вместе? Как быть?

Так ребята учатся выслушивать друг друга, защищать свою точку зрения, принимать во внимание взгляды других людей, сотрудничать и работать в команде.

Вторая группа ищет доказательства о том, что Петр Гринев и Швабрин никогда бы не смогли стать друзьями.

Я не мешаю спорить, стараюсь не вмешиваться – идет творческий процесс! Помогаю, когда помощи просят. Ох, что же они «натворят»!

Четвертая и шестая группы (здесь только девочки) заняты исследованием, является ли любовь Маши Мироновой и Петра Гринева настоящим чувством.

Одна группа ищет доказательства, приводя цитаты из текста, другая пытается объяснить свою точку зрения, приводя собственные выводы с опорой на текст, формулируя и обсуждая каждое предложение.

Обе группы согласны в одном: любовь героев, безусловно, настоящая, так как и Маша, и Петр выдержали достойно все выпавшие на их долю испытания и доказали силу своих чувств.

Двое, Сережа и Алеша, работают над созданием буклета «Историческая основа повести» в программе Publisher.

У них на столе вижу учебник истории, книгу В.И. Буганова «Емельян Пугачев».

Вижу, как достаточно уверенно ребята ориентируются в программе Power Point. Некоторые работают с анимациями. (Думала, что до этого и не дойдем в первый раз!)

Возникла необходимость и в домашней доработке презентаций. Объемы разные. У некоторых все уместилось на дискетах, у других только на дисках.

Любопытно взглянуть, что получается у соседей! И снова за дело, в полной уверенности в том, что «наше» лучше!

Договариваемся о защите созданных презентаций.

Дело коллективное, одни представляют, другие члены группы помогают отвечать на, возможно, возникнувшие вопросы ребят из других групп.

Прошу всех быть внимательными и доброжелательными друг к другу.

Последний этап – защита презентаций.

Немного волнуюсь сама. Вижу, что ребята тоже переживают. Одно дело - работать, ощущая плечо товарища по группе, совсем другое – выступать перед всей публикой.

Еще и гости! (Мои самые близкие коллеги-единомышленники). Защита прошла активно.

Выступающие отвечали на вопросы, им помогали члены их групп. Второй группе (рук. Алеша Хлыбов) даже аплодировали.

На протяжении всей работы ребята размышляли над важными нравственными понятиями: долг, честь, совесть, милосердие, великодушие, любовь. Как живут по ним герои повести? А мы сами?

Закончен проект. Что он дал моим ученикам? Я думаю, много.

Во-первых, это новые возможности учителя для развития компетентностей учащихся: учебных, исследовательских, социально-личностных, коммуникативных; безусловно, умений сотрудничать и работать в команде, организаторских, личностно-адаптивных.

Во-вторых, ребята увидели возможности использования компьютера как помощника в их исследовательской работе, т.е. в учебных целях.

В-третьих, ученики познакомились с двумя новыми для них программами: Power Point, Publisher, закрепили навыки работы с текстовым редактором Microsoft Word.

Я уже не говорю о живой атмосфере творчества, интереса, увлеченности, духа соперничества, здорового азарта, включенности каждого в коллективное дело!

Ведь иногда взгляд сверстника на проблему кажется понятнее и ближе.

А самый главный итог – это вопросы ребят: «А когда еще?..»

(по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Повесть «Капитанская дочка» - одно из исторических произведений А. С. Пушкина. Писатель воссоздал историю Пугачевского бунта в форме записок участника событий, офицера екатерининской армии Петра Гринева. Исторические события влияют на судьбу всех героев повести и определяют ее. Важной проблемой повести является проблема чести и долга. Не случайно эпиграфом к произведению служит народная пословица: «Береги платье снову, а честь - смолоду». Она же является основным принципом жизни Гринева-старшего.

Для Андрея Петровича Гринева, который является представителем старого служивого дворянства, понятие чести - это прежде всего честь офицера и дворянина. «Служи верно, кому присягнешь. Слушайся начальников…», - так наставляет отец сына. Под стать Гриневу-отцу и комендант Белогорской крепости Миронов, который отказывается присягнуть Пугачеву: «Ты мне не государь. Ты вор и самозванец». Он понимает, что его повесят, но даже под страхом смерти не нарушает присягу. Иван Кузьмич выполнил свой долг, обороняя до последней минуты крепость и не боясь смерти: «Умирать так умирать: дело служивое». Для Гринева-отца смерть тоже не страшна, а страшна потеря чести: «Не казнь страшна… Но дворянину изменить своей присяге…». Долг офицера он видит в служении Отечеству, а не в дуэлях и прожигании денег в столице, поэтому и отправляет сына Петра служить в Белогорскую крепость.

Петр Гринев - представитель уже другого поколения, поэтому и понятие о чести у него несколько другое. Он расширяет это понятие до общечеловеческого и гражданского значения. Петр вступает в бой за честь Маши Мироновой; дерется на дуэли, зная, что они запрещены. Он ставит человеческую честь выше офицерской. Гринев признает героические качества вождя восстания, но это не значит, что он может нарушить присягу: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Он пойдет против Пугачева: долг офицера повелевает сражаться против самозванца, вора и убийцы. Чувство долга стоит выше личных интересов, выше его чувств: «…долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы».

Совсем другой человек Швабрин. Алексей Иванович Швабрин - бывший гвардейский офицер, переведенный служить в Белогорскую крепость за дуэль. Он изменяет присяге и переходит на службу к Пугачеву, хотя глубоко презирает и народ, и самого вождя. Для него не существует понятий «честь», «долг», «присяга»; ему важно спасти жизнь любым способом. Швабрин изменяет долгу офицера. Да и за Машей Мироновой он скорее всего ухаживал из-за скуки гарнизонной жизни. Отвергнутый, он полон жажды мести и всеми способами старается очернить Машу.

Гринев, общаясь с Пугачевым, понимает, что перед ним не просто бунтовщик, а человек со своими принципами, с чувством долга и чести. «Долг платежом красен», - говорит Пугачев. Оценив доброту и смелость Гринева, самозванец не может повесить его. «Казнить так казнить, жаловать так жаловать». Он не видит в Гриневе врага. Впоследствии Пугачев поможет Петру и накажет Швабрина.

Для нас, как и для А. С. Пушкина, восстание под предводительством Пугачева - история. Но извечным остается выбор: честь или бесчестие, долг или безответственность.

Честь – это внутреннее достоинство человека, верность своему слову, преданность, честность. Человек с молодых лет должен быть верен своему долгу, своей чести. Если он утрачивает честь, то её уже трудно вернуть.

В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» центральной является проблема долга и чести. В ней противопоставлены два героя: Гринёв и Швабрин. События, описанные в произведении, происходят в 1773 году во время Пугачёвского бунта. Оба героя служат в Белогорской крепости под началом капитана Миронова, оба влюблены в капитанскую дочку Марью Ивановну. Но ведут себя офицеры по-разному. Получивший отказ на предложение руки и сердца Швабрин порочит имя девушки, а Гринёв защищает честное имя Маши Мироновой на поединке.

По-разному ведут себя герои и в момент захвата крепости пугачёвцами.

Швабрин сразу же переходит на сторону бунтовщиков, забывая о своей офицерской чести. Гринёв остался верен клятве императрице, помня наказ своего отца: «Береги платье снову, а честь смолоду».

В поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» проблема чести и бесчестия раскрывается на примере двух образов. Один из них – любимый опричник царя Ивана Васильевича – Кирибеевич, который гордится тем, что богат, что есть у него роскошная одежда, острая сабля, боевой конь, но счастья это ему не приносит. На царском пиру Кирибеевич объясняет свою грусть и тоску неразделённой любовью к одной красавице. «Лукавый раб» не признаётся царю в том, что красавица эта в Божьей церкви перевенчана, понимая, что его страсть беззаконна, бесчестна, но не может побороть в себе это чувство. Тёмным вечером Кирибеевич подкарауливает купеческую жену Алёну Дмитриевну и. признаваясь в любви, начинает целовать и обнимать женщину на глазах у соседей. Узнав о позоре своей жены, о том бесчестье, которое нанёс ему и его семье Кирибеевич, Калашников решает биться за правду с царским опричником до последнего. В кулачном бою Калашников одерживает как нравственную, так и боевую победу над своим врагом. Но купец не хочет признаваться царю, зачем убил Кирибеевича «вольной волею», потому что не хочет бросать тень позора и бесчестия на свою семью.

Мы видим, что один герой поступает бесчестно, поэтому имя его не сохранилось в народной памяти. Другой герой следует закону чести, отстаивает народную правду, противостоит беззаконию царского опричника, и поэтому его имя сохранилось в народной памяти.

Проанализировав произведения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, мы пришли к выводу, что потерять своё доброе имя и честь легко, а сохранить трудно, поэтому нужно беречь честь смолоду. (379 слов).

Вы наверняка слышали пословицу “Береги честь с молоду, а платье снову». Что же обозначает это выражение, сохранилась ли его актуальность сегодня? Или понятие о чести кануло в Лету вместе с серебряным веком русской литературы? В статье постараемся в этом разобраться.

Несколько слов о чести

Не обращаясь к словарю, попробуем дать определение слову «честь». Прежде всего, это внутреннее определяемое каждым человеком самим для себя. Под понятие «честь» можно отнести нравственность, совесть, достоинство, доблесть. Кто-то добавит к этому списку благородство, самоотверженность, смелость, правдивость. И это все так, потому что «честь» - понятие всеобъемлющее. Измеримо ли это качество, можно ли воспитать в человеке сознание того, что оно для него важно? Нет, это состояние души, невидимое глазу человеческому и тем не менее существующее наравне с любовью, смелостью или благородством.

Чем хорошо новое платье?

На самом деле большинству людей известна только первая половина выражения - «Береги честь с молоду». Пословица же оканчивается многозначительным высказыванием, что платье нужно беречь снову.

Вспомните новое, только что купленное платье. Оно цело, красиво, сидит идеально. Если носить платье аккуратно, заботиться о нем, постирать-подлатать вовремя, вещь прослужит долго.

Честь - это не платье. Насколько она цела и оберегаема, никому не известно, кроме личности. Так нужно ли заботиться о ней, как о платье?

"Береги честь с молоду!" А зачем?

Стоит ли заботиться о том, чего никому не видно? На людях можно играть в смелость и благородство, но полезны ли эти качества? Современный мир не предполагает заботы о ком-то, кроме себя. От родителей, воспитателей, учителей мы слышим, что мир жесток, и нужно бороться, буквально «идти по головам». О каких же достоинстве и чести может идти речь в данном случае?

Школьники, изучая классические произведения и натыкаясь на фразу «Береги честь с молоду», значение ее не улавливают. «Честь нынче не в чести», - шутит молодежь, готовясь идти в бой с жизнью и соперниками за место под солнцем.

Задумайтесь о главном

У каждого из нас есть голос совести, хотим мы этого или нет. Именно он нашептывает осуждающе нам громче всех, стоит сделать что-то неблагородное. Если это чувство общее для всех, значит, честь не исчезла во времени за ненадобностью. Мир - это не плацдарм для боевых действий, и правило «или ты, или тебя» совершенно не работает. Что работает, так доброта смелость и благородство. Люди мудрые понимают, что чем больше ты даешь, тем больше приобретаешь.

«Береги честь с молоду» - это не красивые слова, а руководство к действию. Ведите себя правильно, но не так, как требует общество, а как подсказывает душа. Пусть жизнь не похожа на прогулку по парку, и иногда кажется логичным и правильным подставить коллегу, предать друга, изменить супругу. Эти соблазны ждут нас на каждом шагу, и пусть никто не узнает никогда об этом поступке, мы сами о нем будем знать. И на душе будет неспокойно и неприятно из-за этого. Береги честь с молоду! Будь честным, отважным, благородным, не изменяй себе - и ты будешь счастлив!