«тщетная предосторожность». возвращение. Балет "тщетная предосторожность" и история его создания Жалко, что коровы не танцуют

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пользовательское соглашение (далее – Соглашение) определяет порядок доступа к сайту Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П.Мусоргского-Михайловский театр» (далее – Михайловский театр), расположенному на доменном имени www.сайт.

1.2. Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМИНОВ

2.1. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение:

2.1.2. Администрация сайта Михайловского театра – уполномоченные сотрудники на управление Сайтом, действующие от имени Михайловского театра.

2.1.3. Пользователь сайта Михайловского театра (далее -Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт.

2.1.4. Сайт – сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www.сайт.

2.1.5. Содержание сайта Михайловского театра - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, включая фрагменты аудиовизуальных произведений, их названия, предисловия, аннотации, статьи, иллюстрации, обложки, с текстом или без текста, графические, текстовые, фотографические, производные, составные и иные произведения, пользовательские интерфейсы, визуальные интерфейсы, логотипы, а также дизайн, структура, выбор, координация, внешний вид, общий стиль и расположение данного Содержания, входящего в состав Сайта и другие объекты интеллектуальной собственности все вместе и/или по отдельности, содержащиеся на сайте Михайловский театра, личный кабинет с последующей возможностью покупки билетов в Михайловском театре.

3. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

3.1. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам.

3.1.1. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов:

Доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе;

Приобретение электронных билетов;

Предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения

Получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений (электронной почте, телефону, по SMS);

Доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента;

Доступ к средствам поиска и навигации;

Предоставление возможности размещения сообщений, комментариев;

Иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра.

3.2. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие (реально функционирующие) на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы.

3.2. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе.

3.3. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

3.4. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Администрация сайта Михайловского театра вправе:

4.1.1. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.

4.2. Пользователь вправе:

4.2.1. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений (по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи), получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций.

4.2.2. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.

4.2.3. Задавать любые вопросы, относящиеся к информации размещенной на сайте Михайловского театра.

4.2.4. Пользоваться Сайтом исключительно в целях и порядке, предусмотренных Соглашением и не запрещенных законодательством Российской Федерации.

4.3. Пользователь Сайта обязуется:

4.3.2. Не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие нормальную работу Сайта.

4.3.3. Избегать любых действий, в результате которых может быть нарушена конфиденциальность охраняемой законодательством Российской Федерации информации.

4.4. Пользователю запрещается:

4.4.1. Использовать любые устройства, программы, процедуры, алгоритмы и методы, автоматические устройства или эквивалентные ручные процессы для доступа, приобретения, копирования или отслеживания содержания Сайта

4.4.3. Любым способом обходить навигационную структуру Сайта для получения или попытки получения любой информации, документов или материалов любыми средствами, которые специально не представлены сервисами данного Сайта;

4.4.4. Нарушать систему безопасности или аутентификации на Сайте или в любой сети, относящейся к Сайту. Выполнять обратный поиск, отслеживать или пытаться отслеживать любую информацию о любом другом Пользователе Сайта.

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА

5.1. Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Администрацией сайта Михайловского театра.

5.5. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.

5.6. Пользователь должен незамедлительно уведомить Администрацию сайта о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6.1. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Администрацией сайта Михайловского театра не возмещаются.

6.2. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за:

6.2.1. Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах.

6.2.2. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой.

6.2.3. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.

7. НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

7.1. Администрация сайта Михайловского театра вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и (или) заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы.

7.2. Администрация сайта не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7.3. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.

Администрация сайта имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений.

8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора).

8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня ее получения, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.

8.3. При невозможности разрешить спор в добровольном порядке любая из Сторон вправе обратиться в суд за защитой своих прав, которые предоставлены им действующим законодательством Российской Федерации.

9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

9.1. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои данные на Сайте Михайловского театра путем заполнения полей регистрации Пользователь:

9.1.1. Дает согласие в отношении обработки следующих персональных данных: фамилия, имя, отчество; дата рождения; номер телефона; адрес электронной почты (E-mail); платежные реквизиты (в случае использования сервиса, позволяющего приобрести электронные билеты в Михайловский театр);

9.1.2. Подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему;

9.1.3. Предоставляет Администрации сайта Михайловского театра право осуществлять бессрочно следующие действия (операции) с персональными данными:

Сбор и накопление;

Хранение в течение неограниченного периода времени (бессрочно) с момента предоставления данных до момента отзыва Пользователем путем подачи заявления администрации Сайта;

Уточнение (обновление, изменение);

Уничтожение.

9.2. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется в соответствии п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» исключительно в целях

Исполнения обязательств, принятых на себя Администрацией сайта Михайловского театра в рамках настоящего соглашения перед Пользователем, в том числе указанных в п. 3.1.1. настоящего Соглашения.

9.3. Пользователь признает и подтверждает, что все положения настоящего Соглашения и условия обработки его персональных данных ему понятны и выражает согласие с условиями обработки персональных данных без каких-либо оговорок и ограничений. Согласие Пользователя на обработку персональных данных является конкретным, информированным и сознательным.

Цена:
1500-3500руб

Стоимость билетов:

1 ярус 1500-2500
Бельэтаж 2000-3000
Амфитеатр 2500-3000
Партер 2500-3300

Использованы фрагменты музыки Риккардо Дриго, Луи Герольда, Цезаря Пуни, Жоржа Бизе.
Художник по восстановлению декораций — Михаил Сапожников.
Партии исполняют учащиеся Московской государственной академии хореографии.

Продолжительность — 2 часа 10 минут.

Либретто Жана Доберваля

«Тщетная предосторожность» - комедийный балет, рожденный более двухсот лет назад! Основателем жанра комедийного балета стал создатель данной постановки, французский хореограф Жан Доберваль. В его балетных спектаклях фигурировали обыкновенные люди - простые, непритязательные, с привычными пороками и бытовыми проблемами. Такой подход для той эпохи стал воистину новаторским, ведь прежде на балетной сцене блистали только «герои древности» или «небожители». Персонажам из социальных низов путь в балетные постановки был закрыт!

Интересен тот факт, что ни одного композитора для написания музыки к балету Жан Доберваль не привлекал; вместо этого использовал народные французские мотивы. Премьера балета «Тщетная предосторожность» состоялась в Бордо, 1 июля 1789 года. О том, как зародилась сюжетная фабула этой постановки, ходят различные легенды. Первоначально считалась, что сюжет придумал сам Доберваль. Вторая версия - не придумал, а вдохновился реальной забавной историей одной крестьянской семьи. Существует даже третья версия - Жану Добервалю как-то попался на глаза офорт Шоффара по картине художника Бодуена. Офорт изображал веселую бытовую сценку - юная девушка, потупив глаза, выслушивает распекания матушки, а на заднем плане по лестнице убегает любовник девушки, держа в руках свои панталоны. Самая смелая легенда утверждает, что в балете «Тщетная предосторожность» Жан Доберваль делится со зрителями моментами собственных любовных похождений!

В любом случае, балет получился действительно веселый - легкий, смешной, красочный. Дословно оригинальное название постановки переводится как «Худо сбереженная дочь» - в силу неблагозвучия для русского уха название в отечественных театрах было изменено. Сюжет непритязателен и прост. Юная девушка Лиза отличается чарующей красотой, и мать мечтает выдать ее замуж за богатого жениха. Однако у Лизы уже есть возлюбленный - нищий парень, крестьянин Колен. Мамаша всячески препятствует встречам дочери с Коленом, а под конец и вовсе запирает ее в чулан. Но ни она, ни Лиза не знают, что в чулан уже заранее пробрался Колен, который не желает покидать любимую! Тем временем мамаша активно готовится к свадьбе и собирает гостей. И вот когда дом уже полон и все готовы к торжественной развязке, отпирается чулан…и взорам собравшихся предстают Лиза с Коленом, да и в каком виде! В результате матери ничего не остается делать, как благословить брак любящих друг друга молодых людей.

«Тщетная предосторожность» - замечательный балет, редкий в своем жанре. Билеты на этот спектакль в Большом театре - чудесная возможность провести запоминающийся вечер, наслаждаясь классическим искусством танца и в то же время шутливым, забавным и комическим сюжетом.

«Тщетная предосторожность».
Михайловский театр.
Музыка Луи Герольда, хореография Фредерика Аштона.

После семилетнего перерыва в репертуаре Михайловского театра снова появилась «Тщетная предосторожность», на этот раз в хореографии Фредерика Аштона (1960). Прежняя постановка — Олега Виноградова (1971) на музыку Луи Герольда — продержалась в афише до 2007 года. В 2002 году балет Аштона был перенесен в Большой театр, но сейчас в его репертуаре осталась только версия Юрия Григоровича.

Сцена из спектакля.

«Тщетная предосторожность» — лирическая комедия (редкий жанр в классическом балете), чудесным образом пережившая все реформы и потрясения XIX и XX веков, считается старейшим балетом, дошедшим до наших дней. Речь, правда, идет только о либретто Жана Доберваля: хореография и сборная музыка премьеры 1789 года не сохранились. Пасторали с незатейливой интригой, где обстоятельства мешают соединению влюбленных, были традиционны для балетной сцены. Но этот балет воспринимался современниками как новаторский. Доберваль сделал сюжет и героев боле реалистичными (пусть и наивно): буколические шелка он заменил на прозаический ситец в прямом и переносном смыслах. Важным отличием явилась также действенность хореографии. Вслед за своим учителем Жаном Новерром Доберваль создал балет, где действие развивалось через хореографию, а не только пантомиму, что не раз отмечала критика. На одном из премьерных показов в театре Бордо главный танцовщик, услышав весть из Парижа о том, что третье сословие получило право голоса, провозгласил со сцены тост, бурно поддержанный залом. В XIX веке этот «народный» балет обрел две партитуры — Луи Герольда (1828) и Петера Гертеля (1864), и, в интерпретации разных хореографов, с успехом шел на европейских сценах, часто избираемый для дебютов и гастролей благодаря простоте и универсальности.

В России балет благополучно пережил революцию 1917 года, сойдя за пособие для начинающего балетомана. В 1937 году Леонид Лавровский поставил «Тщетную предосторожность» (на основе партитуры Гертеля). Пасторальное «кукольное царство» (по определению Лавровского) версии Мариуса Петипа — Льва Иванова, которое сохранялось в репертуаре до 1922 года, он заменил реалистичностью и социальной подоплекой. Главным мотивом стала борьба за «свободную любовь», которая торжествует победу в третьем акте, сочиненном хореографом для праздничных танцев по поводу рождения первенца Лизы и Колена.

А. Соболева (Лиза), В. Лебедев (колен).
Фото — архив Михайловского театра.

«Тщетная предосторожность» Аштона гармонично вписалась в снизошедшую на Михайловский театр атмосферу буржуазной респектабельности, приятно оттененную растительным орнаментом дуатовских опусов и умело разбавленную выверенными дозами неординарных режиссерских интерпретаций в опере. Сегодня балет Аштона — классика, но еще не архаика — смотрится как комическая пастораль ХХ века. В спектакле даже предусмотрено появление тележки, запряженной живым пони, а открывает балет комический pasdecinq петуха и четырех упитанных курочек.

Как и огромное количество других версий этого балета, «Тщетная» Аштона собрана из мозаики музыкальных фрагментов (обработка Джона Ланчбери на основе партитуры Герольда), находок предшественников и оригинальной хореографии. Многое было почерпнуто из рассказов Тамары Карсавиной — исполнительницы партии Лизы в балете Петипа-Иванова, а также из фотографий спектакля Лавровского. Так появились танец с ленточками, зонтик-лошадка деревенского дурачка Алена, сцена с майским деревом и ключами… В программке к спектаклю Михайловского театра приведена цитата из книги Джули Кавана, которая приписывает идею танца Симоны в сабо (номер-хит спектакля) Аштону, хотя по версии российских исследователей он появился уже в спектакле Петипа-Иванова.

В хорошо сделанном балете Аштона, где гармонично переплетены танец (вполне действенный) и пантомима, будет столько блеска, сколько смогут привнести талантливые исполнители. Характерные и гротесковые роли в комедии предполагают импровизационность в создании образа. Однако в данном случае есть серьезные ограничения: за точным соответствием оригиналу скрупулезно следят балетмейстер-постановщик Майкл О’Хэйр и правообладатель постановки Аштона Жан-Пьер Гаскье.

Сцена из спектакля.
Фото — архив Михайловского театра.

Премьере 27 марта, исполненной не без энтузиазма, не хватило именно блеска, азарта, актерского мастерства. Главные герои — Лиза (Анастасия Соболева) и Колен (Виктор Лебедев) — скорее классичные, чем характерные, более естественно смотрелись бы в дворцовом, а не деревенском окружении. Порою милым и нежным, ведущим кокетливую игру, им не доставало витальности и убедительности, самостоятельно найденных, запоминающихся штрихов.

Вдовушка Симона — гротесковая роль, партитуру которой вел Майкл О’Хэйр, — не стала такой фееричной и смешной, какой могла быть. Ален (Денис Толмачев) оказался хоть и странноватым, но добрым малым.

В целом сложился однородный актерский ансамбль: никто не перетягивал внимание на себя, но и не вдохновил чудом театрального перевоплощения.

«Тщетная предосторожность» — в дословном переводе "Плохо присмотренная дочь" — балет в двух действиях, созданный французским балетмейстером Жаном Добервалем. Музыка специально к балету не сочинялась, Ж. Доберваль использовал французские народные мелодии. «Тщетная предосторожность» — единственный дошедший до нашего времени балет классического репертуара, в котором герои были современниками зрителя дней премьеры. Премьера состялась 1 июля 1789 года в г. Бордо.

Жан Доберваль — ученик Новерра и продолжатель его хореографических идей в создании действенного балета — является основателем комедийного балета. Персонажами его постановок стали не боги и древние герои, а представители народа, так называемого третьего сословия, самые простые люди с их недостатками и пороками, бытовой неустроенностью и без глобальных интересов и притязаний. Эта эстетика в конце 18 столетия стала новаторством, впервые представители самых низов общества заняли места на балетной сцене.
После смещения Ж.Новерра с поста директора балетной труппы Парижской Королевской академии музыки этот пост в 1781—1783 гг. занимал Жан Доберваль, но долго там не продержался, смещенный дирекцией в 1783 году, и большую часть своих постановок осуществил в балетной труппе музыкального театра Бордо, куда вскоре перебрался и где провинциальная публика благожелательно встречала его балеты о таких же простых людях, постоянно попадавших в комические ситуации и выходивших из них не при помощи высших сил или великих героев, а собственной находчивостью и веселостью, смекалкой и хитроватостью.
Одним из таких его балетов стал двухактный («Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг») — именно так назвал сам автор своё произведение, покорившее в дальнейшем все мировые балетные сцены и более известное под названием La Fille mal gardée, а в России — «Тщетная предосторожность».

Действующие лица :

Марцелина, зажиточная крестьянка.

Лиза, её дочь.
Колен, бедный крестьянин.
Мишо, откупщик.
Никез, его сын.
Нотариус.
Подруги Лизы. Крестьяне и крестьянки.


Сюжет.

Марцелина мечтает выгодно пристроить свою красавицу-дочь Лизу замуж за Никеза, сына местного богача Мишо. Но дочь уже сама выбрала себе любимого — это соседский бедный крестьянский парень Колен. Такой поворот событий совершенно не устраивает ищущую материального благополучия мамашу, и она не спускает глаз с дочери, препятствуя её свиданиям с Коленом. Но проворный бедняк не собирается предавать любимую. Он пробирается в чулан дома, где живут Марцелина и Лиза, и прячется в стоге сена. А Марцелина, ничего не зная о коварстве Колена, задумала собственное коварство: чтобы дочь в неподобающий момент не убежала к нищему возлюбленному, она запирает её в чулане — том самом, где спрятался Колен. Сама же она активно готовится к предстоящей свадьбе непокорной дочери, и лишь когда в доме собираются все: нотариус, богач Мишо, его сын жених Никез, гости-крестьяне, — она торжественно выпускает узницу-дочь из чулана. Но перед взорами присутствующих предстают двое — влюблённые Лиза и Колен, да ещё в каком виде!.. Планам Марцелины на материальное благополучие не суждено сбыться — несчастной матери, все так тщательно продумавшей и принявшей все меры предосторожности, ничего не остаётся, как согласиться на брак Лизы и Колена.

Тщетная предосторожность (балет)

Тщетная предосторожность
La Fille mal gardée
Композитор

П. Гаво (1796, переделка в комическую оперу);
Л. Герольд (1828 год);
П. Гертель (1864 год)

Хореограф
Количество действий
Первая постановка
Место первой постановки

«Тщетная предосторожность» (фр. La Fille mal gardée - в дословном переводе Плохо присмотренная дочь ) - балет в двух действиях, созданный французским балетмейстером Жаном Добервалем .

«Тщетная предосторожность» - единственный дошедший до нашего времени балет классического репертуара, в котором герои были современниками зрителя дней премьеры .

История создания

По другой версии, его вдохновил офорт работы Шоффара (Pierre-Philippe Choffard) (1730-1809) по картине Бодуена с изображением комической бытовой сценки: пожилая дама распекает юную девушку, а по лестнице чердака со всех ног улепетывает её любовник с панталонами в руках.

А есть версия, что в образе красавца Колена Жан Доберваль намекал на себя и собственные амурные похождения .

Действующие лица и сюжет

Действующие лица и сюжет даются по версии композитора Л. Герольда в переводе на русский язык, запись Л.Энтелиса . Первоначально, по замыслу Ж.Доберваля, имена персонажей несколько отличались от более поздних редакций. Так, главных героев звали не Лиза (фр.: Lise) и Колен (фр.: Colin), а Лизон (Lison) и Кола (Colas). А современная Марцелина звалась вдовой Раготтой (Ragotte) или в более поздних версиях - Симоной (Simone), при этом её балетная партия всегда отдавалась на откуп мужчинам-исполнителям.

Действующие лица

Подруги Лизы. Крестьяне и крестьянки.

Сюжет

Марцелина мечтает выгодно пристроить свою красавицу-дочь Лизу замуж за Никеза, сына местного богача Мишо. Но дочь уже сама выбрала себе любимого - это соседский бедный крестьянский парень Колен. Такой поворот событий совершенно не устраивает ищущую материального благополучия мамашу, и она не спускает глаз с дочери, препятствуя её свиданиям с Коленом. Но проворный бедняк не собирается предавать любимую. Он пробирается в чулан дома, где живут Марцелина и Лиза, и прячется в стоге сена. А Марцелина, ничего не зная о коварстве Колена, задумала собственное коварство: чтобы дочь в неподобающий момент не убежала к нищему возлюбленному, она запирает её в чулане - том самом, где спрятался Колен. Сама же она активно готовится к предстоящей свадьбе непокорной дочери, и лишь когда в доме собираются все: нотариус, богач Мишо, его сын жених Никез, гости-крестьяне, - она торжественно выпускает узницу-дочь из чулана. Но перед взорами присутствующих предстают двое - влюблённые Лиза и Колен, да ещё в каком виде!.. Планам Марцелины на материальное благополучие не суждено сбыться - несчастной матери, все так тщательно продумавшей и принявшей все меры предосторожности, ничего не остаётся, как согласиться на брак Лизы и Колена.

Премьера

  • 1 июля 1789 г. - Бордо, Большой музыкальный театр; под названием Le Ballet de la paille ou Il n’y a qu’un pas du mal au bien («Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг»), на сборную музыку. Главные партии исполняли: Лизон - Мари-Мадлен Креспе, Кола - Эжен Юс, суровая вдовая мамаша Раготта - танцор Франсуа ле Риш.

Постановки

Ж.Доберваль ещё повторял свой неизменно пользующийся зрительским успехом балет на других сценах. Затем постановки стали возобновляться другими балетмейстерами. Музыка поначалу использовалась любая по вкусу постановщиков. В 1796 году П.Гаво написал музыку для переделки балета в комическую оперу, и эту музыку использовал Омер для своей постановки балета. Однако музыка Пьера Гаво продержалась недолго. В 1828 году композитор Л. Герольд одарил балет наконец постоянной музыкой. А в 1864 свой музыкальный вариант сделал другой композитор - П.Гертель. Таким образом, у одного произведения оказалось сразу две партитуры. Балет прошёл чуть ли не во всех мировых музыкальных театрах .

Сам балет был полон фривольного юмора и неоднозначных намеков. Эти любовные сценки ставились по-разному в разное время, в зависимости от общепринятых норм морали, которые быстро менялись: стог сена то ставился на середину сцены как главное место действия, то целомудренно убирался за декорации подальше от глаз, а на первом плане трудолюбивая Лиза - в зависимости от фантазии и знаний постановщика в области крестьянского быта и его колорита - кормила настоящих кур, занималась стиркой и глажкой, пряла или, горестно вздыхая, живо представляла себе счастливую семейную жизнь с любимом Коленом и рождение их детей - словом, занималась чем угодно, но не предназначенным по сценарию на сеновале в объятиях любимого.

Некоторые постановки:

С этого времени балет Ж.Доберваля победно пошёл по европейским сценам.

В той же редакции балет ставился в Вене (1794), Марселе (1795), Лионе (1796), Неаполе (1797) .

  • 15 сентября 1837 - Королевская академия музыки и танца, Париж, возобновление постановки с музыкой Луи Герольда, но с добавлением па-де-дё , написанное Э. Леборном для Ф. Эльслер . Первые исполнители: Лиза - Ф. Эльслер ; Колен - Ж. Мазилье.

В версии музыки Луи Герольда балет неоднократно ставился на европейских сценах, в том числе в России: в Петербурге в Большом Каменном театре : 20 ноября 1848 (по редакции Ш. Дидло, Лиза - Ф. Эльслер ; Колен - Х. П. Иогансон ; Марцелина - Ж. Перро) и 28 октября 1854 (балетмейстер Ж. Перро, Лиза - Анна Прихунова) и в московском Большом театре : 12 февраля 1845 (балетмейстер И. Н. Никитин по редакции Ш. Дидло, Лиза - Е. А. Санковская; Колен - И. Н. Никитин) и 11 мая 1850 (Лиза - Ф. Эльслер) .

Натали Бок в балете «Тщетная предосторожность». 1987

За время своего существования с 1789 года этот балет привлекал внимание многих выдающихся хореографов, а исполнителями партий были звезды балета мировой величины. Но все эти созданные спектакли, с разной музыкой, прочно опираются на самую первую постановку Жана Доберваля .

Примечания

Категории:

  • Балеты по алфавиту
  • Балеты Петипа
  • Балеты Горского
  • Балеты Лопухова
  • Балеты 1789 года
  • Балеты 1828 года
  • Балеты 1864 года

Wikimedia Foundation . 2010 .