Сотворение мира в представлении древних греков. Происхождение мира и людей в древнегреческой мифологии. Появление мира глазами древних индийцев

В античные времена человечество развивалось цивилизациями. Это были обособленные народности, которые формировались под влиянием определенных факторов и имели свою культуру, технику и отличались определенной индивидуальностью. В силу того что они не были технически развитыми так, как современное человечество, древние люди во многом зависели от капризов природы. Тогда молнии, дождь, землетрясения и прочие природные явления казались проявлением божественных сил. Эти силы, как тогда казалось, могли определять судьбу и личностные качества человека. Так и зародилась самая первая мифология.

Что такое миф?

Согласно современному культурному определению, это повествование, которое воспроизводит верования древних людей об устройстве мира, о высших силах, о человеке, жизнеописания великих героев и богов в вербальной форме. Некоторым образом, они отражали и тогдашний уровень познаний человека. Эти сказания записывались и передавались из поколения в поколение, благодаря чему мы можем сегодня узнать, как же мыслили наши предки. То есть тогда мифология являлась некой формой а также одним из способов понимания природной и социальной действительности, которая отражала взгляды человека на определенном этапе развития.

Среди множества вопросов, которые волновали человечество в те далекие времена была особо актуальна проблема появления мира и человека в нем. В силу своего любопытства люди пытались объяснить и понять, как же они появились, кто их создал. Именно тогда и появляется отдельный миф о происхождении людей.

В силу того что человечество, как уже было сказано, развивалось большими обособленными группами, то легенды каждой народности были в некотором роде уникальными, так как отображали не только мировоззрение народа на тот момент, но и были отпечатком культурного, социального развития, а также несли информацию о земле, где проживал народ. В этом смысле мифы имеют некоторую историческую ценность, так как позволяют построить некоторые логические суждения о том или ином народе. Помимо этого, они являлись мостом между прошлым и будущим, связью поколений, передавая знания, которые были накоплены в рассказах от старого рода к новому, таким образом обучая его.

Антропогонические мифы

Независимо от цивилизации, у всех древних людей были свои представления о том, как же человек появился на этом свете. Они обладают некими общими чертами, однако также имеют и существенные различия, которые обусловлены особенностями жизни и развития той или иной цивилизации. Все мифы о происхождении человека называются антропогоническими. Это слово происходит от греческого «антропос», что означает — человек. Такое понятие, как миф о происхождении людей, существует абсолютно у всех древних народов. Разница лишь в их восприятии мира.

Для сравнения можно рассмотреть отдельно взятые мифы о происхождении человека и мира двух великих народностей, которые значительным образом повлияли на развитие человечества в свое время. Это цивилизации Древней Греции и Древнего Китая.

Китайский взгляд на сотворение мира

Китайцы представляли нашу Вселенную в виде огромного яйца, которое было заполнено определенной материей - Хаосом. Из этого Хаоса родился первопредок всего человечества - Паньгу. Он с помощью своего топора разбил яйцо, в котором появился на свет. Когда он разбил яйцо, Хаос вырвался наружу и стал меняться. Образовалось небо (Инь) — что ассоциируется со светлым началом, и Земля (Янь) — темное начало. Так в верованиях китайцев образовался мир. После этого Паньгу уперся руками в небо, а ногами в землю и стал расти. Он непрерывно рос, пока небо не отделилось от земли и не стало таким, каким мы видим его сегодня. Паньгу, когда вырос, распался на множество частей, которые стали основой нашего мира. Его тело стало горами и равнинами, плоть — землей, дыхание — воздухом и ветром, кровь — водой, а кожа — растительностью.

Китайская мифология

Как говорит китайский миф о происхождении человека, сформировался мир, который был населен животными, рыбами и птицами, но людей все еще Китайцы верили, что создателем человечества стал великий женский дух — Нюйва. Древние китайцы почитали ее как устроительницу мира, ее изображали как женщину с человеческим телом, ногами птицы и хвостом змеи, которая держит в руке лунный диск (символ Инь) и измерительный угольник.

Нюйва стала лепить из глины человеческие фигурки, которые оживали и превращались в людей. Она работала много времени и поняла, что ее сил не хватит для создания людей, которые смогут заселить всю землю. Тогда Нюйва взяла веревку и пропустила ее через жидкую глину, а затем встряхнула. Там, куда упали комочки мокрой глины, появились люди. Но все же они не были так хороши, как те, что были слеплены вручную. Так в обосновывалось существование знати, которую Нюйва слепила своими руками, и людей низших сословий, созданных при помощи веревки. Богиня дала своим творениям возможность размножаться самостоятельно, а также познакомила с понятием брака, который в Древнем Китае соблюдался очень строго. Поэтому также можно считать Нюйву покровительницей бракосочетания.

Таков китайский миф о происхождении человека. Как можно увидеть, в нем отражаются не только традиционные китайские верования, но и некоторые особенности и правила, которыми руководствовались древние китайцы в своей жизни.

Греческая мифология о появлении человека

Греческий миф о происхождении человека повествует, как титан Прометей сотворил людей из глины. Но первые люди были очень беззащитны и ничего не умели. За этот поступок греческие боги рассердились на Прометея и задумали уничтожить человеческий род. Однако Прометей спас своих детей, украв с Олимпа огонь и принеся его человеку в пустом стебле тростника. За это Зевс заточил Прометея в оковы на Кавказе, где орел должен был клевать его печень.

Вообще в любой миф о происхождении людей не дает конкретной информации о появлении человечества, более концентрируясь на последующих событиях. Возможно, это связано с тем, что греки считали человека ничтожным на фоне всемогущих богов, таким образом подчеркивая их значение для всего народа. Действительно, практически все греческие сказания напрямую или косвенно связаны именно с богами, которые направляют героев из человеческого рода, таких как Одиссей или Ясон, и помогают им.

Особенности мифологии

Какими же особенностями обладает мифологическое мышление?

Как можно увидеть выше, происхождение человека мифы и легенды трактуют и описывают абсолютно разными способами. Нужно понимать, что необходимость в них возникла на раннем Они возникли из потребности человека объяснить происхождение человека, природы, устройства мира. Конечно, тот способ объяснения, которым пользуется мифология, достаточно примитивен, он значительным образом отличается от той трактовки мироустройства, которую поддерживает наука. В мифах все достаточно конкретно и обособленно, в них нет абстрактных понятий. Человек, общество и природа сливаются воедино. Основной тип мифологического мышления - образный. Каждый человек, герой или бог обладает обязательно следующим за ним понятием или явлением. Этот отрицает какие-либо логические доводы, основываясь на вере, а не знаниях. Оно не способно генерировать вопросы, которые не являются творческими.

Кроме того, мифология обладает также специфическими литературными приемами, которые позволяют подчеркнуть значимость тех или иных событий. Это гиперболы, которые преувеличивают, например, силу или другие важные характеристики героев (Паньгу, который смог поднять небо), метафоры, которые приписывают определенные характеристики вещам или существам, которые ими на самом деле не обладают.

Общие черты и влияние на мировую культуру

В целом, можно проследить некоторую закономерность в том, как именно объясняют происхождение человека мифы разных народов. Практически во всех вариантах есть некая божественная сущность, которая вдыхает жизнь в безжизненную материю, создавая и формируя таким образом человека. Это влияние древних языческих верований можно проследить в более поздних религиях, например, в христианстве, где Бог создает человека по своему образу и подобию. Однако если не совсем понятно, как появился Адам, то вот Еву Бог создает из ребра, что только подтверждает это влияние античных легенд. Это влияние мифологии можно отследить практически в любой культуре, которая существовала позже.

Древнетюркская мифология о том, как появился человек

Древнетюркский миф о происхождении человека прародительницей человеческого рода, а также творцом земли, называет богиню Умай. Она в виде белого лебедя летала над водой, которая существовала всегда, и искала землю, но не нашла ее. Она снесла яйцо прямо в воду, но яйцо тотчас же утонуло. Тогда богиня решила сделать гнездо на воде, но перья, из которых она его сделала, оказались непрочными, и волны разбили гнездо. Богиня задержала дыхание и нырнула до самого дна. Она вынесла оттуда в клюве клочок земли. Тогда бог Тенгри увидел ее страдания и послал Умай трех рыб из железа. Она положила землю на спину одной из рыб, и та начала расти, пока не образовалась вся земная суша. После чего богиня снесла яйцо, из которого появился весь человеческий род, птицы, звери, деревья и все остальное.

Что же можно определить, прочитав этот тюркский миф о происхождении человека? Видно общее сходство с уже известными нам легендами Древней Греции и Китая. Некая божественная сила создает людей, а именно из яйца, что очень похоже на китайское сказание о Паньгу. Таким образом, понятно, что изначально люди ассоциировали создание самих себя по аналогии с живыми существами, которых они могли наблюдать. Также прослеживается невероятное почитание материнского начала, женщины как продолжательницы жизни.

Что же может почерпнуть для себя ребенок в этих легендах? Что нового он узнает, читая мифы народов о происхождении человека?

В первую очередь это позволит ему ознакомиться с культурой и жизнью народа, который существовал в доисторические времена. Поскольку для мифа характерен образный тип мышления, ребенок довольно легко его воспримет и сможет усвоить необходимую информацию. Для детей это те же самые сказки, и, подобно сказкам, они наполнены той же моралью и информацией. При чтении их ребенок научится развивать процессы своего мышления, научится извлекать для себя пользу из чтения и делать выводы.

Миф о происхождении людей даст ребенку ответ на волнующий вопрос - откуда же я появился? Конечно, ответ будет являться неправильным, но дети воспринимают все на веру, и поэтому он удовлетворит интерес ребенка. Читая приведенный выше греческий миф о происхождении человека, ребенок также сможет понять, почему для человечества так важен огонь и как он был открыт. Это пригодится в последующем обучении ребенка в начальной школе.

Разнообразие и польза для ребенка

Действительно, если взять примеры мифов о происхождении человека (да и не только их) из греческой мифологии, можно заметить, что красочность персонажей и их количество очень велики и интересны не только для юных читателей, но даже и для взрослых. Однако нужно помочь ребенку со всем этим разобраться, иначе он просто запутается в событиях, их причинах. Необходимо объяснить ребенку, почему бог любит или не любит того или иного героя, почему помогает ему. Таким образом ребенок научится строить логические цепочки и сопоставлять факты, делая из них определенные выводы.

По заявкам некоторых читателей.
СОТВОРЕНИЕ МИРА,
ТИТАНОМАХИЯ, ГИГАНТОМАХИЯ,
ЗЕВС и ТИФОН

ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
В начале всего был бесформенный,
неопределенный в своих размерах Хаос ,
затем появились широкохолмая Гея (Земля),
глубоко залегающий в ее недрах сумрачный Тартар
и извечная, существовавшая еще до них сила влечения - Эрос .
Этим же словом греки называли божка любви,
сопутствовавшего богине любви Афродите ,
но Эрос, стоявший в начале мироздания, исключает то,
что понимается самим Гесиодом под словом "любовь":

"Девичий шепот любовный, улыбки и смех и обманы,
сладкая нега любви и пьянящая радость объятий".

Он исключает какое бы то ни было чувство - было бы странным представить
себе, что метеорит, летящий к земле, направляется силой любви.
Эрос - это то, что мы назвали бы силой тяготения, существующей
в мировом пространстве как закон.
И эта сила приводит в движение и Хаос, и Землю.

Хаос производит женское начало - Ночь и мужское начало - Мрак (Эреб ).
Порождения Ночи - и Мом , и мрачные, беспощадные божества смерти керы , и Танат (Смерть), и Гипнос (Сон), и целая толпа сновидений, и бесстрастные мойры , в чьих руках с появлением человеческого рода сосредоточится людская судьба, и грозная богиня возмездия Немесида , и Обман, и Старость, и воплотившая в себе соперничество и раздоры Эрида , которая принесла еще не возникшему человечеству свое недоброе потомство -
Изнурительный труд, Голод, Скорби, Битвы, Убийства, Лживые слова, Судебные тяжбы и Беззакония,
но вместе с тем и непреклонно справедливого Орка , карающего всякого, дающего лживую клятву.

А из соединения Ночи с Эребом рождаются легкий прозрачный Эфир и сияющую День . Свет из Тьмы.
Этот образ известен и восточной мудрости:
"И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил свет от тьмы,
и назвал Бог свет днем, а тьму назвал ночью".

Но в греческой картине сотворения мира в отличие от библейской нет Бога, который творит, испытывая от этого радость.
Эрос, занимающий место творца, соединяет и разъединяет, но сам не ощущает ни красоты, ни безобразия.
В мире еще нет чувств, но есть Закон.

Пробуждается и широкохолмая Гея. Сначала ею рожден был Уран (Небо), чтобы было прочное и вечное жилище у богов, затем поднялись из недр ее Горы, чтобы могли найти там бессмертные временный приют, заполнили лесистые их склоны рожденные ею нимфы, разлилось по равнинам ее детище Море (Понт ). Обычно под Понтом мыслилось Черное море.

Уран - олицетворение мужского начала, "небо" в греческом языке мужского рода. Породила его Гея равным себе по величине, и Уран, по словам Гесиода, "точно покрыл землю" - мифологический образ, вызванный иллюзией, будто чаша неба точно накрывает лежащее под ней плоское блюдо земли.

Покрытие Небом Земли, понимавшееся как соединение Мужчины и Женщины, привело к появлению богов первого поколения - их было двенадцать: шесть братьев и шесть сестер, могучих и прекрасных. Не единственными они были детьми от союза Геи и Урана. Производит Гея на свет также трех огромных уродливых Круглоглазых (киклопов, циклопов ), с большим круглым оком посреди лба, а вслед за ними еще трех надменных великанов - Сторуких . Но лишь титаны, взяв в жены своих сестер, заполнили просторы Матери-Земли и Отца-Неба своим потомством: они дали начало великому племени богов самого древнего поколения.
_____________________________________________________________________________

Начало мирабы
______

У старшего из них, могучего Океана , которого поэты называли "началом всего", было три тысячи дочерей, прекрасноволосых океанид , и столько же пронизавших всю сушу речных потоков. Смертным никогда не запомнить их имен, Как не вычерпать их вод, питаемых Океаном. Об истоках потоков-братьев Нила, Эридана, Истра знают лишь живущие на краю света суровые киммерийцы, блаженные эфиопы и черные человечки пигмеи, неустанно ведущие войну с журавлями. Какой смельчак найдет к ним пути? А если найдет, сумеет ли вернуться назад? Дано это лишь Гелиосу (Солнцу), порожденному вместе с Селеной (Луной), Эос (Зарей) и многочисленными Звездами другой парой титанов, занявшей высоты мироздания, да, может быть, быстролетным ветрам Борею, Ноту и Зефиру - крылатым внукам третьей их пары.

Титан Япет не мог похвастать столь же обильным потомством, как его старшие братья, но стал он славен немногими, зато великими сынами: Атлантом , взявшим на свои плечи тяжелую ношу небесного свода, и Прометеем , самым благородным из титанов.

Младшим сыном Геи и Урана был Крон , дерзкий и нетерпеливый. Не захотел он выносить не только высокомерного покровительства старших братьев, но и власти собственного отца. Может быть, и не решился он поднять на него руку и посягнуть на верховную власть, если бы не мать Гея. Поделилась она с возмужавшим сыном давней обидой на супруга: возненавидел Уран за уродство сыновей - Сторуких великанов и заточил, опутав цепями, в ее не знающие солнечного света глубины. Встретив в сыне поддержку, выбросила Гея из своих недр твердый сплав железа адамант, превратила его сильными руками в острый серп и передала Крону, чтобы навсегда лишил он отца возможности иметь потомство, раз не умел любить своих детей, какими бы они ни являлись на свет.
Подкравшись к Урану под покровом Никты , недрогнувшей рукой оскопил его Крон и захватил отцовскую власть.

Взяв в жены сестру свою Рею , Крон положил начало новому племени, которому люди дали имя богов. Но, поднявший руку на отца, опасался коварный Крон своего потомства и, чтобы никто не лишил его власти, стал проглатывать собственных детей, как только они рождались.

Горько жаловалась Рея на свою печальную участь Матери-Земле и получила от нее совет, как спасти очередного младенца. Едва ребенок появился на свет, Гея сама укрыла его в одной из тех недоступных пещер, которых так много в ее необъятных недрах, а Рея дала супругу запеленутый камень.

Тем временем Зевс - так назвала счастливая мать спасенного младенца - стал расти в скрытой от глаз глубокой пещере на склонах лесистой Иды , самой высокой горы острова Крита, что лежит посреди виноцветного моря. Там охраняли его юноши куреты и корибанты , ударами медных щитов и бряцанием оружия заглушая детский плач, а благороднейшая из коз Амалфея кормила его своим молоком. За это Зевс, впоследствии заняв подобающее место на Олимпе , постоянно заботился о ней, а после смерти вознес ее на небо, чтобы вечно сияла она в созвездии Возничего. Впрочем, шкуру своей кормилицы Зевс решил оставить себе, изготовив из нее щит - знак высшей власти. Этот щит так и называли "эгидой ", от греческого слова "коза". По нему Зевс получил один из самых своих распространенных эпитетов - эгидодержавный. А рог, который Амалфея как-то раз по неосторожности сломала еще во время своей земной жизни, владыка богов превратил в рог изобилия и отдал своей дочери Эйрене , покровительнице мира.

Возмужав, Зевс стал сильнее отца и не хитростью, как Крон, а силой поборол его и заставил извергнуть из чрева проглоченных братьев и сестер. Это были Аид, Посейдон, Гера, Деметра и Гестия . Братья бросили жребий и разделили отцовскую власть: Посейдон стал правителем всей водной стихии, Аид - подземного мира и царства смерти, а Зевс, победивший Крона - всего мира.

Приближался конец эры титанов , которые заполнили к этому времени несколькими своими поколениями небесные и земные просторы. Начиналась эра богов , но им предстояло еще победить своих могучих предшественников...

ГАЛЕРЕЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Рабы хаоса
Виктор Юров


Гармония и Хаос
Брагинский Артур.


Хаос. Сотворение мира
Айвазовский Иван Константинович (1817-1900)

Эвринома
Храна Джанто

Эвринома создает Космос
Элси Рассел, 1994 г.


ХАОС


Рождение мира из Хаоса
А. Фанталов, 1993 г.


Сатурн, глотающий своих детей
Франциско Хосе Гойя, ок. 1820 г.
Мадрид, музей Прадо
(КСТАТИ, ЭТА КАРТИНА ВИСЕЛА У ГОЙИ В СТОЛОВОЙ)


Рея дает Крону камень
Пелика мастера Навсикаи.
Ок. 460 г. до н.э.
Нью-Йорк, музей искусств Метрополитен
_
_______________________________________________________________________

ТИТАНОМАХИЯ

Дай разделить певцу твой быстротечный бег!
То Прометеев вопль или брань воздушных станов?
Где я! Вкруг туч пожар - мрак бездн - и крыльев снег
И мышцы гордые напрягших мощь титанов...

Вячеслав Иванов

Титаны · боги первого поколения, рожденные от брака земли Геи и неба Урана;
их шесть братьв (Гиперион, Иапет, Кой, Крий, Крон, Океан )
и шесть сестер-титанид (Мнемосина, Рея, Тейя, Тефида, Феба, Фемида ), вступивших в брак между собой и породивших новое поколение титанов:
Прометей, Гелиос, музы, Лето и других.
Имя "титаны", связанное, возможно, с солнечным жаром или владычеством, догреческого присхождения.

Успели уже у богов родиться и возмужать сыновья и созреть дочери, когда пришло, наконец, время решающей схватки.
Титаны выступили с Офрийской горы; боги, рожденные Кроном и Реей - с Олимпа .
Равны были ярость и сила идущих друг на друга богов и титанов, сражение продолжалось десять лет и не видно было ему конца, пока не стало Зевсу известно, что лишь освободив из заточения скрытых в недрах земли, в тартаре, cторуких, одержат боги победу.

Присоединились к богам также киклопы и даже кое-кто из титанов. С новой силой разгорелась жестокая битва, когда ринулись в бой Сторукие. Опьяненные полученной свободой, они вырывали из тела Земли крутобокие скалы и с силой обрушивали их на головы титанов. Зевс же без устали метал огненные молнии, которые едва успевали выковывать и подносить ему киклопы.

Помогал громовержцу и Пан - помощник в битвах, божество стихийных сил природы, умеющее наводить на врагов беспричинный, так называемый панический, страх (Ps.-Eratosth. 27).

Застонала Земля, обжигаемая пламенем горящих лесов, ничем не могла она помочь своим сыновьям. И побежденные титаны были низринуты в такую глубь Матери-Земли, что наковальня, если бы кто бросил ее вниз, лететь должна была бы девять дней и ночей.

Там, в сумрачном Тартаре , за охраняемой Сторукими медной дверью, навсегда должны были остаться бессмертные титаны, за исключением тех немногих, кто в начале сражения откликнулся на призыв Зевса и перешел на сторону богов, занявших многовершинный Олимп.
Среди них - и сын Япета Прометей , и старший из титанов Океан :
хотя и не смог он поднять своего текучего тела на снежную вершину Олимпа, зато убедил это сделать суровую Стикс ,
старшую из океанид, и она первой явилась на Олимп вместе со своими детьми Никой (Победой), Силой и Мощью , чтобы вместе с олимпийцами обрушиться на титанов.

Зевс не забыл этой услуги - он навсегда оставил при себе ее детей, а самой Стикс оказал небывалую честь - предназначил ей быть нерушимой клятвой бессмертных.
С тех пор и клянутся небожители водами Стикс, когда хотят скрепить договор самой верной из клятв.
А символ своей победы - Нике - Зевс сделал своей неразлучной спутницей.

Так окончательно завершилось время Крона .
Впоследствии о нем почему-то вспоминали как о царстве Справедливости и называли Золотым веком .
Однако богам предстояло еще бороться за власть и владычество в космосе...

ГАЛЕРЕЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Зевс-громовержец,
в классический период - глава греческого пантеона.

ЦИКЛОП


Зевс поражает титана
А. Фанталов, 1992 г.

НИКА Самофракийская


Титан Океан
Мозаика из Сабраты.
II в. н.э.
Музей Сабраты


Пан. 1899 г.
Врубель
Третьяковская галерея

Пан
Б.Валеджо

Стикс.
Гравюра Гюстава Доре, 1861


СТИКС

Триптих Титаны из серии Артморфология
Черемисов Игорь.
______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

ГИГАНТОМАХИЯ

Рано было радоваться олимпийцам. Не могла простить Гея надругательства над ее сыновьями-титанами.
И взрастила она в своих глубинах гигантов из тех капель крови Урана, которые впитала, когда изувечил своего отца Крон.

Ничего не подозревавшие боги, проснувшись, беспечно радовались новому дню и наслаждались бессмертием, как вдруг из внезапно образовавшихся на лице земли разломов потянулись ядовитые испарения - дыхание зашевелившихся в толще гигантов. Гелиос покрылся дымкой и стал напоминать огромный удивленный глаз. В обволокшем землю тумане восставшие из недр змееногие чудовища казались еще огромнее и страшнее, чем были на самом деле. Из их глоток, разверстых, как огненные кратеры вулканов, вырвался грозный рев. И было в нем столько злобы и ярости, что содрогнулся Олимп.

Не в силах дотянуться до обиталища богов, земнородные стали швырять в небо все, что попадалось под руку. Они выхватывали из земной тверди скалы и яростно метали их ввысь. Именно тогда моря, заполняя образовавшиеся углубления, вторглись в сушу и возникли новые проливы и острова.

Один из гигантов, используя земную ось как дубину, оторвал прикрывавший ее остров Делос , и тот поплыл, гонимый ветром, как лист водного растения. Опасаясь, что гиганты сплющат землю, боги поспешили вступить в бой. Все небо прорезала молния Зевса. На месте ее падения вспыхнул пожар, и стали видны искаженнее яростью лица гигантов, змеевидные окончания тел, каждый вздувшийся от напряжения мускул.

Одну за другой метали молнии Зевс и другие боги. Но не остановило это натиска гигантов, шедших на штурм неба. Ибо судил богам рок, что лишь с помощью смертного они смогут взять над гигантами верх.
И послал тогда Зевс Афину за Гераклом . Узнав об этом, стала Гея искать растение, которое могло бы спасти сыновей. Но Зевс успел послать на землю мрак и скосить это чудодейственное растение.

Между тем прибыл Геракл, вооруженный луком и отравленными стрелами. Первая туча стрел обрушилась на гиганта

В основе гигантомахии (как и титаномахии) лежит идея упорядочения мира, воплотившаяся в победе олимпийского поколения богов над хтоническими силами, укреплении верховной власти Зевса.

Теме гигантомахии посвящена небольшая поэма римского поэта 4 в. Клавдиана.
Битва олимпийцев с Гигантами изображена на фризе алтаря Зевса в городе Пергаме (II в. до н.э.)..

ГАЛЕРЕЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ


Гигант
Франциско Хосе Гойя.


Колосс
Франциско Хосе Гойя.


Гигант От


Богини Геката и Артемида сражаются со
змееобразными гигантами Клитием и Отом
Фрагмент восточного фриза Пергамского алтаря Зевса.
Ок. 180-159 г. до н.э.
Берлин, Государственные музеи.


Гигант Алкионей и Афина
Фрагмент фриза Пергамского алтаря Зевса.


Низвержение гигантов
Якоб Йорданс, ок. 1636-37 гг.
Мадрид, музей Прадо
______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

ЗЕВС и ТИФОН

...Стоглавое чудовище - Тифона,
Рожденного землей. На всех богов
Восстал он: шип и свист из челюстей
Грозил престолу Зевса, а из глаз
Сверкал огонь неистовой Горгоны,
Но Зевса неусыпная стрела -
Пылающая молния сразила
Его за эту похвальбу. До сердца
Он был испепелен, и гром убил
Всю силу в нем. Теперь бессильным телом
Он под корнями Этны распростерт,
Недалеко от синего пролива,
И давят горы грудь ему; на них
Сидит Гефест, куя свое железо,
Но вырвется из черной глубины
Потоком пожирающее пламя
И истребит широкие поля
Сицилии прекрасноплодной...

Эсхил "Прикованный Прометей"

Не давала покоя Гее горькая участь ее сыновей - титанов и гигантов, уничтоженных новым поколением богов, олимпийцами.
Тогда, соединившись с Тартаром, породила Земля чудовищного Тифона (T u f w n), младшего своего сына.
Само его имяпроисходит от греческого глагола t i f o o, "дымить", "чадить", "испускать пар".

По другой версии Тифон был рожден Герой , ударившей рукой о землю, когда она решила в отместку Зевсу, родившему Афину , тоже самостоятельно произвести на свет потомство. Гера отдала Тифона на воспитание Пифону , чудовищу, охранявшему древнее святилище богов в Дельфах , убитому затем Аполлоном .

Был Тифон выше всех гор; это дикое хтоническое тератоморфное существо задевало головой звезды, простирая руки, одной рукой касалось востока, другой - запада. Вместо пальцев у него сто драконьих голов. Ниже пояса - извивающиеся, переплетающиеся друг с другом кольца змей, выше - колоссальное человеческое туловище, покрытое перьями. Он представлялся бородатым и волосатым. Вращающиеся глаза выбрасывали снопы пламени. Драконьи головы то изрыгали проклятия на языке богов, то рычали, как львы, то ревели, словно быки, то лаяли, подобно собакам.

Дрогнули боги при виде Тифона и пустились наутек. Пробегая Египтом, они приняли облик обитавших там животных, надеясь таким образом обмануть чудовище.
Аполлон стал коршуном, Гермес - ибисом, Арес - рыбой, Дионис - козлом, Гефест - быком .
Так мог бы стать Тифон и владыкой мира, если бы Зевс и Афина стали прятаться от него и не вступили с ним в бой.

Содрогнулась земля, и вместе с нею задрожали в тартаре титаны. Закипели от невыносимой жары моря и реки. Бросил Зевс в Тифона последнюю, самую мощную молнию. Расплавился Тифон и потек, как течет расплавленная руда, превращаясь в металл, после чего Громовержец забросил чудовище в тартар.

Впрочем, рассказывали, что победа далась Зевсу с огромным трудом: Тифон сначала одержал верх над богом, охватив его кольцами змей и перерезав сухожилия на руках и ногах. После этого он заточил его в Корикийскую пещеру в Киликии , где Зевса стерегла драконица Дельфина .
Но Гермес и Эгипан выкрали спрятанные сухожилия и вставили их Зевсу обратно. Освободившись и обретя новую силу, Зевс стал преследовать Тифона и догнал его в далекой Сицилии. Прежде чем напасть на чудовище, он обманул его: мойры напоили Тифона соком ядовитой "однодневки" - растения от которого впадают в беспамятство - под предлогом того, что это должно увеличить его силу. И как только Тифон потерял сознание, Зевс навалил на него огромную гору Этну .
В древности считалось, что многочисленные извержения Этны происходят из-за того, что из жерла вулкана вырываются перуны, ранее брошенные Зевсом в Тифона.

И поныне не может освободиться от этой тяжести Тифон, но в ярости изрыгает ядовитые пары и расплавленную лаву, став олицетворением вулканического огня, хотя в наше время Этна считается "уснувшим" вулканом.

Так завершилась последняя из битв богов с сыновьями Геи, наступательными силами земли.
Участь Тифона, как и других чудовищ, была заранее предрешена победой олимпийцев над древними хтоническими монстрами. Теперь боги Олимпа могли владеть миром, не опасаясь за свою власть. На земле, на небе, в подземных глубинах был установлен угодный им порядок. Сами неукоснительно его соблюдая, они следили за тем, чтобы его никто не нарушил.

Тифон и Ехидна породили многих чудовищ:
собаку Орфа , пса Цербера , Лернейскую гидру , Немейского льва , Химеру и Сфинкса .

ГАЛЕРЕЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ


Трехглавый Тифон
Фрагмент восточного фронтона первого
Гекатомпедона на Афинском акрополе.
Ок. 560 г. до н.э.
Музей Акрополя, Афины.

Битва Зевса с Тифоном
______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

В мире насчитывается огромное количество религий и вероисповеданий. У каждой из них своя мораль, свои принципы, свои боги и своя история сотворения мира. Последние зачастую кардинально отличаются друг от друга. Это довольно интересно, ведь все мы живем в одном мире, но каждый человек верит в своего бога (или не верит в него вообще) и свой мир...

Вопрос о происхождении мира начал волновать людей еще на заре первых цивилизаций: в Древнем Египте, Греции, Китае и Междуречии... После того новые религии и соответственно новые теории сотворения мира зарождались довольно часто, но далеко не все из них получали широкое распространение. Мы же предлагаем ознакомиться с наиболее популярными взглядами.

Древний Египет

В древнеегипетской мифологии не существует одной единой версии сотворения мира, в разных регионах страны были сложены разные теории. Центральной точкой объединяющей все теории был верховный бог Солнца - Ра , он фигурировал в качестве основного созидателя бытия, отличались лишь взгляды на то, откуда произошел сам Ра и что было до него.

Ра - покровитель Солнца и верховный бог в пантеоне Древнего Египта

Если верить концепции родом из города Гермополиса, то все сущее произошло от четырех пар древних божеств олицетворяющих собой разные силы и стихии. Нун и его жена Наунет - водная стихия и первозданный всеобъемлющий океан, Ху и Хаухет - бесконечность пространства, Кук и Куакет - вечная тьма, Амон и богиня Амаунет олицетворяли воздушную стихию и невидимость; другими словами этот парный пантеон представлял собой все то, из чего состоял первозданный мир. Это трудно понять и осмыслить, но все они стали матерями и отцами того самого бога Ра, который привнес свет в мир и продолжил его творение.

По гелиопольской теории бог Ра возник из всеобъемлющего хаоса, т.е. из ниоткуда.

Бог Солнца стал отцом всех остальных богов, которые воплощали разные стихии и силы, например Шу олицетворял воздух, Нут - небо, Геба - землю...

Древняя Греция

Древнегреческая религия и мифология оказали огромное влияние на развитие культуры, искусства и религии всего мира, их взгляды на происхождение мира легли стали толчком для развития огромного количества мифологий по всему свету.

В начале времен существовал только хаос и ничего больше. Из хаоса появились шесть первых богов - прародителей всего. Как и в египетской мифологии, греческие боги также являлись олицетворением каких-либо сил и стихий, так первые боги являлись отображением таких стихий: Хронос - время, Гея - земля, Эрос - любовь, Тартар - бездна, Эрек - тьма, Нюкта - ночь. Дальше все, мягко говоря, становится сложным и запутанным, но если не вдаваться в излишние подробности, то дети первых богов, а затем и их потомки с каждым поколением наполняли мир новым существенным отображением. Например, дети Эреба и Нюкты привнесли в мир свет (бог Эфир) и день (богиня Гемера), а дети Геи стали воплощением неба (Уран) и моря (Понта) и т.д.

Интересно, что пантеон богов, причастных к сотворению мира куда-менее известен так называемых олимпийцев, которые не имели к созданию ни какого отношения, а только управляли миром и силами природы.

Широко известный Зевс и другие "Олимпийцы" согласно древнегреческой мифологии не имели никакого отношения к сотворению мира

Междуречье

Мифология Междуречья является наиболее древней из всех известных в мире. Возникла она в 4-ом тысячелетии до н.э. в государстве, которое в то время называлось Аккада , а позже получила развитие в Ассирии, Вавилонии, Шумерии и Эламе.

В начале времен были только два бога, которые олицетворяли пресные (бог Апсу ) и соленые воды (богиня Тиамат). Воды существовали независимо друг от друга и ни когда не пересекались. Но однажды соленые и пресные воды перемешались и на свет появились старшие боги - дети Апсу и Тиамат. Вслед за старшими богами появилось и множество младших богов. Но мир до сих пор еще состоял из одного лишь хаоса, богам было тесно и не уютно в нем, о чем они часто жаловались верховному Апсу. Жестокому Апсу это все надоело и он решил уничтожить всех своих детей и внуков, но в битве не смог одолеть своего сына Энки , коим он был повержен и разрублен на четыре части, которые превратились в сушу, моря, реки и огонь. За убийство мужа захотела отомстить Тиамат, но она также потерпела поражение от младшего бога Мардука , который для поединка создал ветер и бури. После победы Мардуку достался некий артефакт "Ме", определяющий движение и судьбу всего мира.

Бог Энки (первый слева) убив жестокого отца принес в мир четыре основные стихии: сушу, моря, реки и огонь. На фотографии оттиск аккадийской печати возрастом около 5500 тысяч лет

Древний Китай

Необычными и, как минимум, интересными выглядят взгляды древних китайцев на вопросы о происхождении мира. Место центральной фигуры в китайской мифологии занимал человек, а не бог или другая высшая сила, а главными действующими силами мира вместо стихий были мужское и женское начала.

Самая древняя и самая известная древнекитайская легенда гласит: изначально в мире не было ничего, невозможно было различить что-либо, сплошь господствовал хаос. Но однажды сами собой из хаоса сформировались две противоположные силы (начала) - Инь (Тьма) и Ян (Свет). Силы эти дали начало небу и земле. Сразу за ними появился и первый человек, звали его Паньгу . Человек этот был необычным, он был огромным и жил очень долго. А когда час Паньгу пробил, из тела его возникла природа и люди.

Его дыхание превратилось в ветер и облака, голос его стал громом, левый глаз - солнцем, правый - луной. Из тела Паньгу образовалась земля. Руки его, ноги и туловище превратились в четыре страны света и пять главных гор, а пот на его теле стал дождём. Кровь потекла по земле реками, мускулы легли земной почвой, волосы превратились в травы и деревья. Из зубов его и костей образовались простые камни и металлы, из мозга - жемчуг и драгоценные камни. А черви на его теле сделались людьми.

Известный во всем мире символ Инь и Ян своими корнями уходит в древнекитайскую мифологию и имеет непосредственное отношение ко взглядам азиатов на происхождение и сущность мира.

Один грек стоит тысячи варваров . (Александр Македонский).

Современная европейская, (впрочем, и не только европейская) цивилизация очень во многом своим развитием обязана древней Греции. Это сравнительно маленькое государство сделало просто таки огромный вклад в общемировую культуру: медицину, политику, искусство, литературу, театр. И по сей день, древнегреческие мифы служат источником вдохновения для многих людей, изучаются и пересказываются. А знаменитый древнегреческий театр, ставший прообразом театра современного, сейчас реконструируется вновь, современные люди пытаются вновь оживить частичку античной Греции через театральное искусство. И все это лишь малая часть великого греческого наследия.

История древней Греции

Словосочетание «древняя Греция» у многих ассоциируется с высокой античной культурой, мудрыми афинскими философами, отважными спартанскими воинами и величественными храмами. На самом же деле древняя Греция, это не одна, а сразу несколько цивилизаций, которые развивались и трансформировались на протяжении веков. Среди них можно выделить:

  • Минойскую цивилизацию, существовавшую в ранний период развития древней Греции, с ней связана, например, знаменитая легенда о Тесее и Минотавре, имеющая вероятно под собой и какую-то реальную историческую основу.
  • Ахейскую цивилизацию, именно об этом периоде пишет Гомер в своих эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея».
  • Эллинскую цивилизацию, собственно период наивысшего расцвета древнегреческой цивилизации.

Также и саму территорию древней Греции принято условно разделять на три части: Северную, Среднюю и Южную. В Южной Греции находилась воинственная и суровая Спарта, сердце античной Греции – Афины, располагались в Средней Греции, на Севере же находилась Фессалия и Македония. (Последняя, впрочем, не считалась «тру греческой», македонцы были скорее полугреками-полуварварами, вот правда в истории самой древней Греции им была уготована значительная роль, но об этом смотрите дальше).

Что же касается истории древней Греции, то ее историки условно делят на несколько периодов, и далее мы детально рассмотрим основные периоды древней Греции.

Ранний период

Возникновение древней Греции берет начало в глубокой древности, во времена, когда сами древние греки были такими же варварами. Племена пеласгов, населяющих греческую территорию за 3 тысячелетия до н. е. были изгнаны оттуда пришедшими с севера племенами ахейцев. Ахейцы, создавшие ахейскую цивилизацию, в свою очередь, были уничтожены племенами дорийцев, которые находились на более низком в культурном плане уровне развития. После гибели ахейской цивилизации наступает так званый «темный век» античного мира. Как и подобно другому «темному веку» наступившему после крушения он характеризуется упадком культуры, отсутствием письменных источников, способных рассказать нам об этом историческом периоде.

Кое-какой свет на него пролил лишь Гомер, правда, долгое время серьезные историки считали события, описанные в «Илиаде» о Троянской войне лишь выдумкой поэта, пока некто, немецкий археолог Генрих Шлиман не раскопал реальную Трою. Правда споры о достоверности раскопанной им Трои ведутся до сих пор, у нас на сайте есть отдельная интересная по этой теме, а мы пока возвращаемся к истории Греции.

Период Архаики

Он же Архаический период древней Греции, характеризуется новым расцветом греческой цивилизации. Именно в этот период начинают появляться греческие полисы – независимые города-государства, среди которых постепенно возвышаются Афины, Фивы и Спарта. Афины стали величайшим культурным центром античной Греции, именно здесь впоследствии жили многие выдающиеся философы, ученые, поэты. Также Афины были оплотом древнегреческой демократии, власти народа («демос» – по-гречески значит «народ», «кратос» – власть) и местом рождения этой формы правления.

Разумеется, древнегреческая демократия отличалась от современной, так например рабы и женщины участия в голосовании и общественных собраниях принимать не могли (до появления феминизма было еще не скоро). В остальном же афинская демократия была именно самой что ни есть настоящей демократией в ее традиционном понимании, любой свободный гражданин имел не только право, но и обязанность участвовать в народных собраниях, так званых экклезиях, на которых принимались все важные политические и экономические решения.

Народные собрания в Афинах.

Спарта же была полной противоположностью Афинам, военным государством, где ни о какой демократии, разумеется, не могло быть и речи, Спарта управлялась сразу двумя царями, один из которых командовал армией и ходил в военные походы во главе войска, второй ведал хозяйством в его отсутствие. Каждый мужчина-спартанец был профессиональным воином, все свое время проводившим в совершенствовании воинского мастерства, как следствие спартанская армия была самой сильной в тогдашней Греции. А подвиг 300 спартанцев, сдержавших наступление большой армии, уже не раз прославлялся и в искусстве, и в кинематографе. Экономика же Спарты полностью держалась на рабах – илотах, которые нередко поднимали восстания против своих господ.

Фивы, еще один великий город древней Греции также был значительным культурным и экономическим центром, имевшим к тому же большое политическое влияние. Власть в Фивах принадлежала группе богатых граждан, так званых олигархов (да, это привычное в нашем обиходе слово греческого происхождения), которые с одной стороны боялись распространения афинской демократии, но с другой суровость спартанского образа жизни ими также была не приемлема. Как результат в постоянных конфликтах между Афинами и Спартой Фивы поддерживали то одну, то другую сторону.

Классический период

Классический период древней Греции характеризуется наивысшем расцветом ее культуры, философии, искусства, именно в этот период появляются такие выдающиеся личности как Солон и Перикл (выдающиеся политические деятели, укрепившие демократию в Афинах), Фидий (творец Парфенона в Афинах и многих других великих сооружений), Эсхил (талантливый драматург, «отец драмы»), Сократ и Платон (думаем, эти философы не нуждаются в представлении).

Однако с высочайшим развитием культуры в этот период античная Греция сталкивается и с великими испытаниями, а именно нашествием персов, стремящихся поработить свободолюбивых греков. Перед лицом грозного врага даже такие непримиримые прежде соперники как Афины и Спарта объединились и выступили единым фронтом, общегреческий патриотизм взял вверх над местечковыми сварами. В результате после ряда выдающихся побед (Марафонская битва, битва при Фермопилах) над превосходящими силами персов грекам удалось отстоять свою независимость.

Правда, после победы над персами в ходе греко-перских войн, греки опять вернулись к былым сварам, которые вскоре обострились настолько, что вылились в большую Пелепонескую войну, между Афинами и Спартой. И с той и с другой стороны два полиса поддерживали свои союзники, продлившись 30 лет, война закончилась победой Спарты. Правда особой радости победа не принесла никому, блестящая греческая цивилизация за годы войны опять пришла в упадок и запустение, а сами греческие полисы в ходе войны ослабли настолько, что вскоре энергичный македонские царь Филипп, отец великого завоевателя Александра Македонского, без особого труда завоевал всю Грецию.

Ну а уже его сын, как мы знаем, сплотив всех греков, уже сам напал на Персию, да так успешно, что дошел со своими непобедимыми на то время греческими фалангами аж до . С этого момента начинается эллинистический период истории древней Греции.

Эллинистический период

Он же завершающий период расцвета греческой цивилизации, момент ее величайшего зенита, когда власть (а заодно и культура) греков благодаря энергии одного македонца протянулась от собственно Греции до далекой Индии, где даже была создана уникальная греко-индийская культура, проявленная, например, в статуях Будды, сделанных в стиле греческом, античной скульптуры. (такой удивительный культурный синкретизм).

Бамианская статуя Будды, сделанная в античном стиле, к сожалению, до нашего времени не сохранилась.

После смерти Александра Македонского, его необъятная империя распалась столь же быстро, как и завоевывалась, греческое влияние тем не менее еще продолжало сохраняться какое-то время, но со временем постепенно стало приходить в упадок. Положение осложнилось вторжением в саму Грецию воинственных племен -галатов.

И наконец, с возвышением Рима и появлением на греческой земле римских легионеров пришел окончательный конец греческой цивилизации, которая была полностью поглощена Римской империей. Римляне же как мы знаем во многом перебрали себе греческую культуру и стали ее достойными продолжателями.

Культура древней Греции

Именно в античной Греции были сформулированы первые философские понятия, заложившие те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется и современная наука.

Греческий историк Геродот стал буквально «отцом истории», именно его исторические труды являются образцами для трудов следующих поколений историков. Греческий лекарь Гиппократ стал «отцом медицины», его знаменитая «клятва Гиппократа» и по сей день выражает морально-этические принципы поведения врача. Уже упомянутый нами драматург Эсхил стал творцом театральной драмы, его вклад в театральное искусство и развитие театра просто огромен. Также как и огромны вклады греков Пифагора и Архимеда в развитие математики. А философа Аристотеля можно вообще назвать «отцом науки» в широком понимании этого слова, так как именно Аристотель сформулировал основополагающие принципы научного познания мира.

Так выглядит древнегреческий театр, появившийся из религиозных мистерий, он вскоре стал одним из любимых мест развлечения древних греков. Сами строения театров в древней Греции представляли собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для актеров. Все древнегреческие театры обладали отличной акустикой, таким образом, даже зрители, сидящие на дальних рядах, могли слышать все реплики (микрофонов то еще не было).

Древнегреческие олимпийские игры, на время проведения которых даже прерывались все войны, стали, по сути, фундаментом развития современного спорта и современных олимпийских игр, представляющих собой как раз таки возрождение древнегреческой спортивной традиции.

Много интересных изобретений было у греков и в военном деле, например их знаменитая фаланга, представляющая сплоченное боевое построение пехоты. Греческая фаланга могла запросто одерживать (и одерживала) победы над хотя и превосходящими числено, но не организованными персами, кельтами и прочими варварами.

Искусство древней Греции

Древнегреческое искусство представлено, прежде всего, прекрасной скульптурой и архитектурой, живописью. Гармония, уравновешенность, упорядоченность и красота форм, четкость и пропорциональность, вот основные принципы греческого искусства, которое рассматривает человека, как мерило всех вещей, представляет его в физическом и моральном совершенстве.

Знаменитая Венера Милосская, творение неизвестного греческого скульптора. Изображающая богиню любви и красоты Венеру, она ведь в первую очередь передает первозданную красоту женского тела, в этом вся скульптура древней Греции и все ее искусство.

Архитектура древней Греции особенно прославилась благодаря Фидию, скульптору и архитектору, Парфенон, храм посвященный покровительнице Афин богине войны и мудрости Афине величайшее его творение.

Но помимо Парфенона греками было построено и множество других не менее красивых храмов, многие из которых, к сожалению, не сохранились до наших времен или же сохранились в виде руин.

Что же касается живописи, то она в древней Греции была представлена в искусных рисунках на греческих вазах, в форме вазописи. В декорировании и расписывании ваз и амфор древние греки достигли большого мастерства.

Расписанная греческая амфора. Стоит заметить, что древние греки расписывали самые разные виды глиняной посуды. А надписи на вазах, оставленные некоторыми вазописцами стали дополнительным источником исторической информации.

Религия в древней Греции

Религия древней Греции и ее мифология, пожалуй, изучены лучше всего, и имена многих греческих богов и богинь, во главе с верховным богом Зевсом у многих на слуху. Что интересно, греки наделяли своих богов вполне людскими качествами и даже пороками, свойственными людям, такими как гнев, зависть, мстительность, прелюбодеяния и прочая.

Также помимо богов существовал культ героев-полубогов, таких как, например Геракл, сын верховного бога Зевса и обычной смертной женщины. Часто многие греческие правители объявляли, что ведут свою родословную от того или иного полубожественного героя.

Что интересно, в отличие от многих других религий, древним грекам совсем не был свойствен ни религиозный фанатизм («Если Александр так хочет быть богом, то пусть будет им», – спокойно заметили как-то спартанцы в ответ на притязание Александра Македонского о своем божественном происхождении), ни особое преклонение перед богами. Общаясь со своими богами, греки никогда не стояли на коленях, а беседовали с ними, словно с равными людьми.

А греческие храмы посвященные тому или иному богу, помимо своих ритуальных функций имели и еще одно очень важно предназначение, они были самыми что ни есть настоящими банками античностями, то есть местами, где разные греческие олигархи и вельможи хранили свои нажитые правдами и неправдами ценности.

  • Всем привычное слово «идиот» древнегреческого происхождения. Идиотом древние греки называли гражданина полиса, который не принимал участия в общественных собраниях и голосованиях, то есть человека, не интересующегося политикой в нашем современном понимании, который отстранил себя от политических перипетий.
  • В древней Греции существовал специальный институт гетер, которых ни в коем случае нельзя путать с проститутками. Гетеры, подобно японским гейшам были красивыми и в то же время образованными женщинами, способными и поддержать интеллектуальную беседу, и разбирающиеся в поэзии, музыке, искусстве, с широким кругозором, служащие для наслаждения мужчины не только в физическом смысле, но и во всех других мыслимых смыслах. Многие греческие гетеры собирали вокруг себя философов, поэтов, ученых, яркий тому пример, гетера Аспасия бывшая любовницей Перикла, в Аспасию в свое время даже был влюблен юный Сократ.
  • Всех других представителей так сказать менее культурных народов древние греки называли «варварами» и именно они ввели в обиход этот термин («варвар» с древнегреческого переводится как «чужеземец, чужестранец»). Позже римляне также заразились этой греческой ксенофобией.
  • Хотя греки и с пренебрежением относились ко всяким скифам и германцам, называя тех «варварами», в свою очередь сами они очень многое почерпнули из более развитой древнеегипетской цивилизации и культуры. Так, например Пифагор в молодости обучался у египетских жрецов. Историк Геродот также бывал в Египте и много беседовал с египетскими жрецами. «Вы греки, словно малые дети», – говорили ему тамошние жрецы.

Древняя Греция, видео

И в завершение интересный документальный фильм о древней Греции.


При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту [email protected] или в Фейсбук, с уважением автор.

Не было вначале ничего, ни Неба, ни Земли. Один лишь Хаос - темный и безграничный - заполнял собою все. Он был источником и началом жизни. Все произошло из него: и мир, и Земля, и бессмертные боги.

Вначале возникла из Хаоса Гея, богиня Земли, всеобщий приют безопасный, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. В недрах глубоких земных, в самой темной ее сердцевине, сумрачный Тартар родился - ужасная бездна, полная тьмы. Как далеко от земли до светлого Неба, так далеко лежит и Тартар. Медной оградой огорожен Тартар от мира, ночь царит в царстве его, оплетают его корни земли и омывает горько-соленое море.

Из Хаоса также рожден был прекраснейший Эрос, что силой Любви, разлитой в мире навечно, может сердца покорять.

Безграничный Хаос породил Вечный Мрак - Эреба и Черную Ночь - Нюкту, они, сочетавшись, дали жизнь вечному Свету - Эфиру и светлому Дню - Гемере. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Праматерь богов, Гея, породила равное себе Звездное Небо - Урана, который словно покров бесконечный окутывает Землю. Тянется к нему Гея-Земля, вздымая острые горные пики, порождая на свет, еще не соединившись с Ураном, вечношумящее Море.

Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.

Уран же взял в жены себе плодоносную Гею, и шесть сыновей и дочерей - могучих титанов - появились на свет у божественной пары. Их первенец, сын Океан, глубокий, чьи воды ласково омывают Землю, разделил ложе с Тефией, давая жизнь всем рекам, что устремляются к морю. Три тысячи сыновей - речных богов - и три тысячи дочерей-океанид - породил седой Океан, чтобы дарили они радость и благоденствие всему живому, наполняя его влагой.

Другая же пара титанов - Гиперион и Тейя - дали жизнь Солнцу-Гелиосу, Селене-Луне и прекрасную Эос-Зарю. От Эос же произошли звезды, что ночью на небе сверкают, и ветры - стремительный северный ветер Борей, восточный ветер Эвр, напоенный влагой южный Нот и ласковый западный ветер Зефир, приносящий белопенные тучи дождя.

Еще трех великанов - циклопов - еще породила Мать-Гея, во всем подобных титанам, но имеющим лишь один глаз во лбу. Также Гея породила трех сторуких и пятидесятиголовых великанов-гекатонхейров, обладающих силой безмерной. Ничто не могло устоять против них. Были они столь сильны и ужасны, что возненавидел их Отец-Уран с первого взгляда, и заключил их в недра Земли, чтобы на свет не могли они вновь появиться.

Страдала Мать-Гея, давило ее страшное бремя, заключенное в глубине ее. И тогда призвала она детей своих, говоря им о том, что первым владыка Уран злодейство замыслил, и кара должна пасть на него. Однако убоялись титаны пойти против своего отца, один лишь хитроумный Крон - младший из рожденных Геей детей-титанов - согласился помочь Матери низвергнуть Урана. Железным серпом, что Гея вручила, Крон отсек Отцу своему член детородный. Из капель крови, что пролились на землю, родились страшные Эринии, не знающие пощады. Из пены же морской, что долгое время омывала кусок божественной плоти, родилась прекрасная Афродита, богиня любви.

Разгневался искалеченный Уран, проклиная детей своих. Карой за злодейство стали рожденные Богиней Ночи ужасные божеств: Таната - смерть, Эриду - раздор, Апату - обман, Кер - уничтожение, Гипнос - сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду - отмщение за преступления. Много божеств, что несут в мир страдание, Нюкта родила.

Ужас, раздоры и несчастье внесли в мир эти боги, где Крон воцарился на троне своего отца.