Диагностический комплекс для педагогов-психологов доу

Комплекс для воспитанников до 3 лет включает в себя методики следующих Пакетов:

Описание комплексов:

Методика «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт

1. Методика обследования познавательного развития ребенка 2-3 лет Стребелевой Е.А. (субтесты «Поймай мячик», «Спрячь шарики», «Матрешка», «Пирамидка», «Парные картинки», «Кубики», «Сложи разрезную картинку», «Построй из палочек», «Достань тележку», «Нарисуй»).

2. Изучение особенностей игровой деятельности детей 2-6 лет Реана А.А.

3. Методика «Зрительный диктант» (Исследование внимания) Рычковой Н. А.

4. Методика диагностики предметного гнозиса Лурия А.Н. «Выбор по образцу (парные картинки)»

5. Методика Выготского-Сахарова. Наглядно-образный вариант (модифицированный, для детей до 7 лет)

6. Методика «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт

Комплекс для воспитанников до 4 лет включает в себя методики следующих Пакетов:

2. Диагностический альбом для оценки познавательной деятельности ребенка Семаго Н.Я., Семаго М.М. Москва, 2005.

Описание комплексов:

1. Методика обследования познавательного развития ребенка 3-4 лет Стребелевой Е.А. (субтесты «Поиграй», «Коробка форм», «Матрешка», «Группировка игрушек», «Сложи разрезную картинку», «Достань тележку», «Найди пару», «Построй из кубиков», «Нарисуй», «Сюжетные картинки»).

2. Методика диагностики развития познавательных процессов детей 3-6 лет Реана А.А. (память и внимание).

4. Методика «Зрительный диктант» (Исследование внимания) Рычковой Н. А.

5. Методика диагностики предметного гнозиса Лурия А.Н. «Выбор по образцу (парные картинки)»

6. Методика диагностики уровня развития мелкой моторики Озерецкого Н.

7. Методика диагностики особенностей когнитивного стиля «Исключение предметов» (4-й лишний) Рубинштейн С.Я. в модификации Егоровой Т.В.

8. Методика Выготского-Сахарова. Наглядно-образный вариант (модифицированный, для детей до 7 лет)

9. Методика «Установление последовательности событий» Бернштейна А.Н. (адаптированная Семаго Н.Я, Семаго М.М.)

10. Комплекс исследования особенностей зрительного восприятия Семаго Н.Я., Семаго М.М.

Комплекс для воспитанников до 5 лет включает в себя методики следующих Пакетов:

2. Диагностический альбом для оценки познавательной деятельности ребенка Семаго Н.Я., Семаго М.М. Москва, 2005.

3. Диагностический комплект для оценки развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» Корепановой М.В., Харламповой Е.В. Москва, 2005

Описание комплексов:

1. Методика диагностики развития познавательных процессов детей 3-6 лет Реана А.А. (память).

2. Методика «Запоминание двух групп слов» Семаго Н.Я., Семаго М.М.

3. Изучение особенностей игровой деятельности детей 2-6 лет Реана А.А.

4. Методика диагностики уровня развития мелкой моторики Озерецкого Н.

8. Комплекс исследования особенностей зрительного восприятия Семаго Н.Я., Семаго М.М.

9. Комплекс исследования невербального и вербально-логического мышления Семаго Н.Я., Семаго М.М.

Методика диагностики особенностей когнитивного стиля «Исключение предметов» (4-й лишний) Рубинштейн С.Я. в модификации Егоровой Т.В.

Методика Выготского-Сахарова. Наглядно-образный вариант (модифицированный, для детей до 7 лет)

Методика «Установление последовательности событий» Бернштейна А.Н. (адаптированная Семаго Н.Я, Семаго М.М.)

10. Комплекс исследования сформированности пространственных представлений Семаго Н.Я., Семаго М.М.

Комплекс для воспитанников от 5 лет включает в себя методики следующих Пакетов:

2. Диагностический альбом для оценки познавательной деятельности ребенка Семаго Н.Я., Семаго М.М. Москва, 2005.

Описание комплексов:

1. Методики по определению доминирующих мотивов.

1.1. Экспериментальная беседа по определению «внутренней позиции школьника Гуткиной Н.И. (2004)

1.2. Методика «Раскрашивание кружков» по Шипициной Л.М. (2004)

2. Диагностика познавательных процессов.

2.1. Методика «Домик» Гуткиной Н.И. (2004)

2.2. Таблицы Шульте

2.3. Заучивание 10 слов (детский вариант) Лурии А.Р. (2005)

2.4. Исследование зрительной памяти при помощи графических символов Семаго Н.Я., Семаго М.М.

3. Исследование особенностей зрительного восприятия

3.1 Узнавание реалистических изображений

3.2 Узнавание перечеркнутых изображений

3.3 Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора)

3.4 Узнавание недорисованных изображений

3.5 Буквенный гнозис

4. Исследование невербального и вербально-логического мышления

4.1 Узнавание конфликтных изображений-нелепиц

4.2 Простые невербальные аналогии

4.3 Методика Рубинштейн С.Я. 4-й лишний

4.4 Понимание переносного смысла метафор (лист 26) С 6 ЛЕТ!

4.6 Методика «Установление последовательности событий»

4.7 Понимание сюжетной картины

5. Исследование сформированности пространственных представлений

Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов


Урсуленко Людмила Михайловна

Между ними такая химия!» - говорим мы о влюбленных, которых тянет друг к другу как магнитом. И это не просто метафора. Нашими чувствами в немалой степени дирижируют биохимические процессы в организме. О том, как и когда это происходит, нам рассказал Дмитрий Чамара, сексотерапевт, директор представительства Московского Гештальт Института.

Влюбленные люди обычно немного не в себе: испытывают непреодолимое желание быть рядом с объектом вожделения, воспринимают его некритично, сквозь розовые очки, а если объект страсти недоступен - испытывают настоящую ломку. Это наталкивает на мысль: возможно, состояние влюбленности - просто каскад биохимических реакций?

Почему он не звонит?

Недавно вы прекрасно провели время вместе, он осыпал комплиментами, говорил о любви и серьезности намерений, но вот прошло несколько дней, а от него ни слуху ни духу.
Что это за типаж - «ускользающий мужчина», и стоит ли с таким строить отношения?

Он сказал, что я ему не подхожу, - рыдала в трубку моя знакомая Таня. - У меня проблемы со здоровьем, и он боится, что я не смогу родить ему детей. Я объяснила, что это излечимо, о бесплодии даже речи нет, а он все равно...» В прошлый раз Таня не угодила обожаемому Борюсику тем, что слишком откровенно одевается - ему неловко показываться с ней на публике. А еще она распущенная: у Тани пара тысяч френдов в соцсети, все хотят дружить с красоткой. Через неделю после демарша Боря звонит ей и без всяких извинений выдает беспроигрышную реплику: «Я знаю, нам не надо видеться, мы друг другу не подходим, но мне так без тебя плохо, малыш!»

Терпеть нельзя

Как обычно, вся соль в том, где поставить запятую.
Терпение - это добродетель или слабохарактерность? Ждать - это «у моря погоды» или «когда труп врага проплывет мимо»? Как вовремя начать действовать - и не превратить действия в суету ради суеты? Сплошные вопросы, как всегда! Будем разбираться.
Терпение очень тесно связано с такими понятиями, как локус контроля и проактивность . Первое - это способность разделить, что находится в сфере твоего влияния. Локус бывает внешний (все само происходит, с моей жизнью что-то случается...) и внутренний (все зависит от меня, я на всех влияю и во всем виноват). Как обычно, самая здоровая и вместе с тем сложная позиция - где-то посередине. Это виртуозное умение - вовремя понимать, что подвластно твоему контролю, а что нет. И поступать соответственно - где-то поднажать, а где-то - подождать. Например, могу ли я вызвать симпатию у другого человека? Когда как. Ведь не могу заставить кого-то любить или ненавидеть меня одним своим желанием. Но в моем локусе контроля - узнать о человеке больше, общаться с ним на интересующие его темы, выбирать момент и манеру общения.

Функциональная организация мозга в онтогенезе

Лекция №2 Функциональная организация мозга в онтогенезе
Содержание
1. Энцефалографическая семиотика.
1.1 Ритмы ЭЭГ взрослого бодрствующего человека и его составляющие.
1.2 ЭЭГ и уровни функциональной активности мозга.
2. Механизмы генерации ритмов ЭЭГ и их связь с морфофункциональными свойствами нейронных систем.
3. Основные тенденции формирования ритмической электрической активности мозга человека в онтогенезе.
4. Понятие возрастная норма в электроэнцефалограмме.
5. Морфофункциональное созревание мозга и формирование ЭЭГ в онтогенезе.

Между ними такая химия!» - говорим мы о влюбленных, которых тянет друг к другу как магнитом. И это не просто метафора. Нашими чувствами в немалой степени дирижируют биохимические процессы в организме. О том, как и когда это происходит, нам рассказал Дмитрий Чамара, сексотерапевт, директор представительства Московского Гештальт Института.

Влюбленные люди обычно немного не в себе: испытывают непреодолимое желание быть рядом с объектом вожделения, воспринимают его некритично, сквозь розовые очки, а если объект страсти недоступен - испытывают настоящую ломку. Это наталкивает на мысль: возможно, состояние влюбленности - просто каскад биохимических реакций?

Почему он не звонит?

Недавно вы прекрасно провели время вместе, он осыпал комплиментами, говорил о любви и серьезности намерений, но вот прошло несколько дней, а от него ни слуху ни духу.
Что это за типаж - «ускользающий мужчина», и стоит ли с таким строить отношения?

Он сказал, что я ему не подхожу, - рыдала в трубку моя знакомая Таня. - У меня проблемы со здоровьем, и он боится, что я не смогу родить ему детей. Я объяснила, что это излечимо, о бесплодии даже речи нет, а он все равно...» В прошлый раз Таня не угодила обожаемому Борюсику тем, что слишком откровенно одевается - ему неловко показываться с ней на публике. А еще она распущенная: у Тани пара тысяч френдов в соцсети, все хотят дружить с красоткой. Через неделю после демарша Боря звонит ей и без всяких извинений выдает беспроигрышную реплику: «Я знаю, нам не надо видеться, мы друг другу не подходим, но мне так без тебя плохо, малыш!»

Терпеть нельзя

Как обычно, вся соль в том, где поставить запятую.
Терпение - это добродетель или слабохарактерность? Ждать - это «у моря погоды» или «когда труп врага проплывет мимо»? Как вовремя начать действовать - и не превратить действия в суету ради суеты? Сплошные вопросы, как всегда! Будем разбираться.
Терпение очень тесно связано с такими понятиями, как локус контроля и проактивность . Первое - это способность разделить, что находится в сфере твоего влияния. Локус бывает внешний (все само происходит, с моей жизнью что-то случается...) и внутренний (все зависит от меня, я на всех влияю и во всем виноват). Как обычно, самая здоровая и вместе с тем сложная позиция - где-то посередине. Это виртуозное умение - вовремя понимать, что подвластно твоему контролю, а что нет. И поступать соответственно - где-то поднажать, а где-то - подождать. Например, могу ли я вызвать симпатию у другого человека? Когда как. Ведь не могу заставить кого-то любить или ненавидеть меня одним своим желанием. Но в моем локусе контроля - узнать о человеке больше, общаться с ним на интересующие его темы, выбирать момент и манеру общения.

Функциональная организация мозга в онтогенезе

Лекция №2 Функциональная организация мозга в онтогенезе
Содержание
1. Энцефалографическая семиотика.
1.1 Ритмы ЭЭГ взрослого бодрствующего человека и его составляющие.
1.2 ЭЭГ и уровни функциональной активности мозга.
2. Механизмы генерации ритмов ЭЭГ и их связь с морфофункциональными свойствами нейронных систем.
3. Основные тенденции формирования ритмической электрической активности мозга человека в онтогенезе.
4. Понятие возрастная норма в электроэнцефалограмме.
5. Морфофункциональное созревание мозга и формирование ЭЭГ в онтогенезе.

Бланк диагностики ребенка (2-3 года)

Ф.И.О. ребенка _____

Группа № _____ _________________

1. Восприятие цвета:

  • Красный
  • Синий
  • Желтый
  • Зеленый

2. Восприятие формы:

  • Квадрат
  • Прямоугольник
  • Треугольник

3. Карточки с предметами:

  • Собака
  • Телевизор
  • Цветок
  • Яблоко
  • Кошка
  • Солнце
  • Велосипед
  • Дерево

4. «Разрезанная картинка»

4) зрительное соотношение частей без прикладывания.

5. Конструирование по подражанию (конструктор или кубики):

1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений;

2) подражание манипуляциям с учетом формы, величины и пространственного расположения;

3) сопоставление и исправление ошибок;

4) точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений;

5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.

6. «Игрушка в коробке» (пространственный гнозис):

  • "Посади игрушку около коробки"
  • "Положи в коробку"
  • "Посади на коробку"
  • "Спрячь картинку под коробку"
  • "Достань из-под коробки"

7. Пирамидка

8. Почтовый ящик

9. Игра

2) манипуляция с предметами

3) процессуальные игровые действия

4) процессуальная игра с элементами замысла

5) сюжетная игра

10. «Что изменилось – чего не стало» (память):

11. «Зрительный диктант»

б) устойчивое (неустойчивое);

г) "застревание";

12. Контактность:

а) легкий, быстрый контакт;

б) поверхностный;

г) уходит от контакта;

д) протестная реакция.

3. Фон настроения:

а) нормальный;

б) несколько повышен (снижен);

в) эйфорический;

г) контрастирующий.

Заключение психолога ____________________________________________

______________

Дата _______

Педагог-психолог __________________________________________________


Бланк диагностики ребенка 3-4 лет

Ф.И.О.

Возраст ______________

Группа № ________ ________________________________________________________

1. Восприятие цвета:

Красный синий желтый зеленый черный

2. Восприятие формы:

Круг квадрат треугольник прямоугольник

3. Счет больше меньше =

4. Коробочка форм:

5. Матрешка:

6. Пирамидка:

7. Разрезанная картинка:

8. Внимание (нахождение котят):

а) взгляд фиксирует (не фиксирует)

б) устойчивое (неустойчивое)

в) с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой

г) "застревание"

9.Память (запоминание картинок): ведро пирамидка яблоко лопата карандаш

10. Мышление: "Какой предмет не подходит остальным"

· белка, заяц, еж, гриб

· пирамидка, мяч, цветок, неваляшка

· карандаш, груша, яблоко, виноград

· ботинок, кроссовок, лист, туфля

11. Рисунок:

12. Игра:

б) манипуляция с предметами

д) сюжетная игра

13. Контактность:

а) легкий, быстрый контакт

б) поверхностный

в) контакт устанавливает с трудом

г) уходит от контакта

д) протестная реакция

14. Фон настроения:

а) нормальный

б) несколько повышен/снижен

в) эйфорический

г) контрастирующий

15. "Лестница"

Заключение ______________________________________________

_________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Дата _____________________

Педагог-психолог: __________________________________________


Бланк диагностики ребенка (4 – 5 лет)

Ф.И.О. ______________________________________________________________________

Группа _____ ______________________________________________________________

1. Восприятие цвета:

красный синий желтый зеленый оранжевый белый черный

2. Восприятие формы:

· квадрат

· треугольник

· прямоугольник

3. Счет больше меньше =

4. Разрезанная картинка:

1) совершает целенаправленные действия;

2) соединяет части без анализа полученного целого;

3) прикладывание с разворотами;

4) зрительное соотношение частей без прикладывания

5. Пирамидка

6. Мыслительные операции:

Обобщение: одежда обувь фрукты овощи мебель

Классификация:

7. Времена года: зима весна лето осень

8. Мышление:

«Вагончик»: дерево (лист) чайник (носик) дом (окно) машина (колесо) платье (карман)

9. Внимание:

нахождение отличий:

"Четвертый лишний":

а) взгляд фиксирует (не фиксирует)

б) устойчивое (неустойчивое)

в) с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой

г) "застревание"

10. Память (запоминание картинок):

11. Описание картинки:

12. Рисунок семьи:

13. Игра:

а) неадекватные манипуляции с игрушкой

б) манипуляция с предметами

в) процессуальные игровые действия

г) процессуальная игра с элементами замысла

д) сюжетная игра

14. Контактность:

а) легкий, быстрый контакт

б) поверхностный

в) контакт устанавливает с трудом

г) уходит от контакта

д) протестная реакция

13. Фон настроения:

а) нормальный

б) несколько повышен/снижен

в) эйфорический

г) контрастирующий

14. "Лестница"

Заключение ____________________________________________

________________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Дата___________

Педагог-психолог__________________________________________


Бланк диагностики ребенка 5-6 лет

(старшая группа)

Ф.И.О. __________________________________________________________________

Возраст _________________________________________________________________

Группа __________________________________________________________________

1. Восприятие цвета:

· красный

· зеленый

· оранжевый

2. Восприятие формы:

· квадрат

· треугольник

· прямоугольник

3. Счет больше меньше =

4. Мыслительные операции:

Обобщение: одежда обувь фрукты мебель

Классификация: цветы животные (дикие и домашние) рыбы птицы

5. Времена года: зима весна лето осень

6. Внимание:

нахождение отличий:

"Отыщи фигурки":

а) взгляд фиксирует (не фиксирует)

б) устойчивое (неустойчивое)

в) с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой

г) "застревание"

7. Память (запоминание картинок):

зонтик самолет шарик бабочка машина забор кошка дом корабль

8. Мышление:

"Что перепутал художник?":

· паровоз на облаке

· солнце и звезды

· морковь на дереве

· девочка поливает бабочек

· дом, где перепутаны окна и двери

· корабль на колесах

· курица плавает

"Заплатки":

"Вагончик" (установление смысловй связи): дерево чайник платье дом машина

9. Рассказ по картинке:

10. Рисунок семьи:

11. Игра:

а) неадекватные манипуляции с игрушкой

б) манипуляция с предметами

в) процессуальные игровые действия

г) процессуальная игра с элементами замысла

д) сюжетная игра

12. Контактность:

а) легкий, быстрый контакт

б) поверхностный

в) контакт устанавливает с трудом

г) уходит от контакта

д) протестная реакция

13. Фон настроения:

а) нормальный

б) несколько повышен/снижен

в) эйфорический

г) контрастирующий

14. "Лестница"

Заключение __________________________________________________

______________________________________________________________

_______________________________________________________________

__________________________________________

Дата_____________

Педагог-психолог_______________________________________________


Программа диагностики психологической готовности к школе

ФИО ребенка _______________________________________________________________________

Группа _____________________________________________________________________________

1. Общая осведомленность:

Ø Какие времена года ты знаешь?

ØСколько дней в неделе?

ØКакие ты знаешь дни недели?

ØКакие времена года ты знаешь?

ØСколько месяцев в году?

ØКакие ты знаешь летние (зимние, весенние, осенние) месяцы?

ØСколько часов в сутках?

ØВ какой стране, в каком городе ты живешь?

ØКогда у тебя день рождения?

ØКак называется этот палец? (Указательный)

ØСколько ног у собаки?

ØОт какого животного мы получаем молоко?

ØЧто нужно сделать, чтобы вода закипела?

2. Образное мышление и память (методика «Пиктограмма»):

Веселый праздник

Вкусный ужин

Расставание

Строгая воспитательница

Развитие

Тяжелая работа

Теплый ветер

Болезнь

3. Логическое мышление и умение устанавливать причинно-следственные связи

(Методика Бернштейна «Последовательность событий»)

4. Умение классифицировать, сравнивать и проводить аналогии

Классификация:

животные:

Сравнивать и нахождение различий:

Умение проводить аналогии оценивается с помощью следующих вопросов:

Ø Днем светло, а как будет ночью?

Ø Птица может петь, а что может собака?

Ø Автомобиль может ехать, а что может самолет?

Ø У кошки есть шерсть, а что есть у утки?

Ø Голубь может летать, а что может рыба?

5. Речь «Рассказ по картинке»

Способ говорения (очень плавная речь; плавная речь; достаточно плавная речь; прерывистая речь; очень прерывистая речь)

Строение предложений:

Ø хорошо структурированные предложения, используются соединительные слова;

Ø простые нераспространенные предложения;

Ø неполные предложения;

Ø полностью нарушено строение предложения.

Речевые навыки, артикуляция (очень четкое, четкое, умеренно четкое, нечеткое, неразборчивое произнесение звуков).

6. Внимание «Корректурная проба».

7. Произвольность деятельности, мелкая моторика руки и ориентация в пространстве (методика «Графический диктант»).

Диктант 1 (пробный, не оценивается):

Диктант 2:

Диктант 3:

Диктант 4:

8. Мотив готовности к школе (методика Эльконина и Венгера «Изучение мотивационной готовности детей к обучению в школе»).

Ответить на вопросы после рассказа:

Ø А как, по-твоему, кто из них прав? Почему?

Ø С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?

Ø С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

Выделенные мотивы характеризуются следующим образом:

Учебный (познавательная потребность)

Социальный (понимание общественной необходимости учения)

Отметка

Игровой

Позиционный (стремление занять новое положение)

Внешний (подчинение требованиям взрослых)

9. Навыки общения со взрослыми - (общительный/замкнутый).

Заключение психолога: __________________________________________________

__________________ _____________________________________________________

________________________ _______________________________________________

______________________________

Дата _______

Педагог-психолог______________________________________________________________