Акцентуации личности. Тревожный тип личности

В современной психиатрии имеется множество определений понятия «личность». В нашей стране термин «личность» рассматривается с позиций психологии отношений и определяется как совокупность отношений к окружающему миру, прежде всего социальному, и к самому себе. Значительную роль в этом процессе играют условно-рефлекторные механизмы.

Ядром личности является характер, который в значительной мере обусловливается наследственными задатками, окончательно формируется под влиянием воспитания, но может искажаться при неблагоприятном воздействии различных факторов, таких как хроническая психическая травматизация, органические поражения головного мозга.

1. Преморбидные типы личности

Для диагностики, прогноза и выбора методов психотерапии и реабилитации важна оценка преморбидного типа личности, который подразумевает ее основные черты, тип характера до того, как возникло психическое расстройство. Как правило, данный тип описывается со слов как самого больного, так и его близких, при изложении анамнеза жизни. Одной из наиболее удобных для оценки и систематики типов личности, а также преморбидных черт является классификация немецкого психиатра К. Леонгарда – классификация «акцентуированных личностей». В ее основе лежит понятие акцентуации характера как чрезмерного усиления отдельных его черт, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Акцентуированные личности – крайние варианты нормы. В современном обществе к ним можно отнести более половины популяции.

Существуют следующие основные типы акцентуированных личностей.

Гипертимный тип личности отличается, как правило, возвышенным настроением, высоким жизненным тонусом, активностью. Больные тяготятся одиночеством и вынужденным бездельем, но стремятся к самостоятельности и независимости. Такой тип личности обычно характеризуется находчивостью, умением ловчить и изворачиваться.

В то же время больные плохо переносят жесткую дисциплину и регламентированный режим; интересуясь новым, они часто не доводят начатое дело до конца, плохо справляются с работой, требующей усидчивости и аккуратности. Также у данных лиц отмечается склонность к переоценке своих возможностей и способностей, чрезмерный оптимизм в отношении будущего.

Циклоидный, или аффективно-лабильный, тип личности характеризуется сменой периодов подъема периодами спада настроения и тонуса, во время которых у больных отмечаются: вялость, упадок сил, снижение работоспособности, они становятся при этом малообщительными и бездеятельными. Даже самые незначительные неприятности в эти моменты переживаются больными очень тяжело. Достаточно часто между периодами подъема и периодами спада могут быть продолжительные периоды ровного настроения. Продолжительность периодов составляет от нескольких дней до нескольких месяцев.

Эмоционально-лабильный тип характеризуется крайней изменчивостью настроения, смена которого происходит даже по любому поводу.

В жизненном плане таких больных от настроения зависит практически все: самочувствие, работоспособность, общительность и отношение к окружающим. Лица с эмоционально-лабильным типом личности тяжело переживают неприятности, склонны к невротическим реакциям, искренне привязываясь к тем, от кого видят заботу и внимание, нуждаются в эмоциональных контактах и сопереживании.

Сенситивный (тревожный, боязливый) тип личности отличается большой впечатлительностью, чувством собственной неполноценности. Как правило, такие люди среди посторонних или в незнакомой обстановке робки и застенчивы, общительны с теми, к кому привыкли.

У больных до чрезвычайности развито чувство долга, ответственности. Замечая в себе множество недостатков, пытаются их перебороть, самоутверждаясь не там, где могут выявиться их действительные способности, а в той области, где они слабы, стараются преодолеть робость и застенчивость, занимая общественные посты.

Как правило, тревожность и взволнованность вызываются опасением произвести неблагоприятное впечатление на других людей, тяжело переживается недоброжелательное отношение к себе.

Психастенический (педантичный) тип личности сочетает в себе склонность к рассуждательству, нерешительность с тревожной мнительностью в виде опасений за свое будущее и будущее близких. Такие лица живут с мыслью, что если не уклоняться от заведенного порядка или намеченного плана, то ничего плохого не случится. Когда решение уже принято, нерешительность сочетается с нетерпеливостью. Больные склонны к самоанализу, тяжелой нагрузкой для них является ответственность, особенно когда приходится отвечать не только за себя, но и за других.

Шизоидный (интровертированный) тип личности характеризуется замкнутостью, формальные контакты, как правило, не затруднены, зато непосильной задачей часто оказываются эмоциональные контакты. Замкнутость, сочетаясь с внешней сдержанностью и холодностью, проявляется в неумении откликнуться на радость, печаль или опасения другого человека, в недостатке сопереживания. Также у такого типа лиц сильно снижена интуиция, что проявляется в невозможности догадаться о невысказанных вслух желаниях других людей, почувствовать симпатию или неприязненное отношение к себе.

Как правило, такие больные живут внутренним миром, заполненным увлечениями и фантазиями, которые отличаются необычностью, силой и постоянством, больные фантазируют про себя, с другими своими фантазиями не делятся.

Эпилептоидный (возбудимый) тип личности обычно отличается склонностью к коротким периодам злобно-тоскливого настроения с накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать зло. В такие периоды часто проявляется аффективная взрывчатость, в состоянии которой больные могут доходить до безудержной ярости.

У больных очень сильно развиты инстинкты, особенно сексуальное влечение, которое сочетается с сильной ревностью, а иногда с садистскими и мазохистскими наклонностями. По отношению к окружающим их людям пациенты проявляют властность. Все поведение отличается тяжеловесностью, тугоподвижностью, инертностью. Мелочная аккуратность, обязательное соблюдение правил, педантизм зачастую сочетаются с бережливостью, расчетливостью и злопамятностью.

Истероидный (демонстративный) тип личности обращает на себя внимание ненасытной жаждой власти, стремлением быть в центре внимания. Для достижения таких целей больные проявляют лживость и фантазирование, наигранно-преувеличенную экспрессию эмоций, склонность к рисовке и позерству, чрезмерную драматизацию событий. Зачастую прекрасные актерские способности позволяют вживаться в придуманную роль, вводя в заблуждение доверчивых людей. Внушаемость у таких лиц избирательна и распространяется лишь на то, что способно привлечь внимание других.

Неустойчивый тип личности характеризуется постоянной повышенной тягой к удовольствиям, праздности, безделью, стремлением уклониться от любого труда, исполнения обязанностей и долга. Такие люди живут сегодняшним днем, никаких долгосрочных целей перед собой не ставят, настоящих привязанностей ни к кому не испытывают (даже к родным), стараются ни в кого не влюбляться, так как сексуальная жизнь служит лишь одним из путей к получению удовольствия. Как правило, больных привлекают любые асоциальные компании, нестандартные развлечения, однако трусливость и сниженная инициативность обрекают их на подчиненную роль. Стараясь убежать от трудностей, неприятностей и испытаний, они часто начинают злоупотреблять спиртными напитками и другими дурманящими веществами.

Весьма распространены смешанные типы, являющиеся промежуточными, в которых прослеживаются черты двух типов.

2. Расстройства личности

Расстройства личности (психопатии) – патологические характеры, могут быть конституциональными, наследственно обусловленными или вырабатывающимися вследствие продолжительного, особо неблагоприятного влияния среды, как правило, в детстве.

Особую группу составляет патологическое развитие личности, обусловленное тяжелыми физическими дефектами, такими как слепота, глухота, врожденные параличи. Зачастую личностные дефекты появляются после тяжелых психических заболеваний, органических поражений головного мозга.

Клинические варианты психопатий. Существуют различные классификации психопатий. В данной книге представлена классификация, включающая наиболее признанные клинической практикой варианты психопатий.

Клинические варианты психопатий:

1) астеническая;

2) психопатия тревожно-мнительного типа;

3) психастеническая;

4) шизоидная;

5) неустойчивая;

6) истерическая;

7) эксплозивная;

8) эпилептоидная;

9) паранойяльная;

10) мозаичная (недифференцированная).

Для лиц с астенической психопатией характерна склонность к перекладыванию ответственности с себя на других. Настроение у таких людей неустойчивое, отличается преобладанием пессимистических реакций и слезливости. Помимо этого, они плохо переносят умственное и физическое напряжение, а также различные раздражители, например яркий свет и шум, избегают каких-либо дополнительных нагрузок. Довольно часто без видимых оснований лица с астенической психопатией чувствуют себя усталыми и бессильными. Пациенты отличаются ранимостью и повышенной чувствительностью к обидам. При возникновении сложных ситуаций они занимают пассивно-оборонительное положение. Как правило, лицам с астеническим типом телесной конституции и вегетативной лабильностью свойственно возникновение астенической психопатии, которая протекает в сочетании с артериальной гипотонией, вегетативными дисфункциями и респираторными инфекциями.

Психопатия тревожно-мнительного типа характеризуется постоянным чувством внутреннего напряжения и тревоги, застенчивостью и чувством собственной неполноценности, неуверенности в себе, постоянными стремлениями понравиться и быть хорошим для других людей, хотят быть другими людьми, а также болезненной чувствительностью к критике со стороны. Двумя главными чертами таких больных являются большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. Видя в себе множество недостатков, зачастую страшатся быть осмеянными и подвергнутыми осуждению окружающих.

Больные склонны к депрессивным реакциям, во время которых могут осуществить суицидальную попытку или совершают неожиданные отчаянные поступки, приводящие к тяжким последствиям, вплоть до нанесения увечий или убийств своих обидчиков.

Психастеническая психопатия характеризуется нерешительностью, терзающими сомнениями, излишней предусмотрительностью в отношении возможно опасных или неприятных для себя событий, стремлением всегда достигать наивысших результатов, все сделать лучшим, крайней озабоченностью в пустяковых вещах, чрезвычайной совестливостью, скрупулезностью, мешающими испытывать удовольствие, педантизмом и соблюдением условностей с ограниченной способностью выражать теплые чувства. Как правило, данный тип психопатии проявляется с детства, усиливаясь при самостоятельной жизни.

Шизоидная психопатия отличается такими особенностями личности: неспособностью переживать наслаждения, эмоциональной холодностью, слабой реакцией на похвалу и порицания, сниженным интересом к сексуальному общению с противоположным полом, склонностью к фантазированию про себя, погружению во внутренний мир, недостатком доверительных контактов, трудностью понимания и усвоения общепринятых норм поведения.

Характерной особенностью является замкнутость. Как правило, такие лица живут своими интересами и увлечениями (хобби), в которых могут добиваться уникальных успехов.

Для неустойчивой психопатии характерны следующие признаки: пренебрежение чувствами окружающих, безответственность и игнорирование социальных норм, правил и обязанностей, неспособность поддерживать устойчивые отношения с другими, невозможность достигнуть желаемого, вспышки агрессии и жестокости, отсутствие чувства вины, склонность во всем обвинять других и жаловаться на неудачи, повышенная раздражительность.

Наиболее выраженной чертой служит постоянная жажда легких развлечений и наслаждений, уклонение от всякого труда, учебы, выполнения любых обязанностей (как общественных, так и семейных). Больных с детского возраста тянет к асоциальным компаниям, алкоголю, наркотикам. В зрелом возрасте сексуальная жизнь служит источником наслаждений. Они способны влюбляться и привязываться к близким и друзьям, живут только настоящим, слабовольны и трусливы, плохо переносят одиночество, не способны сами чем-нибудь занять себя.

Истерическая психопатия диагностируется при наличии склонности к самодраматизации, театрального поведения, преувеличения в выражении эмоций, а также внушаемости, легкой податливости, эгоцентричности со стремлением не считаться с интересами других, постоянного желания быть оцененным и находится в центре внимания окружающих его людей. Последняя черта характера является наиболее яркой.

Эксплозивная (возбудимая) психопатия характеризуется чрезмерной возбудимостью, импульсивностью, взрывчатостью, конфликтностью, вплоть до злобности и агрессивности.

Больные вступают в конфликты с окружающими их людьми по самым незначительным поводам, не считаясь с ситуацией, плохо контролируют поведение, в ссорах часто переходят на крик, брань, не соизмеряя собственные силы и физические возможности соперника, могут устроить драку. Медленно продвигаются по службе, так как вступают в открытые конфликты как с подчиненными, так и с начальством, наживают себе множество врагов. С близкими родственниками ведут себя крайне жестоко, прибегают к рукоприкладству, подвергают телесным наказаниям детей. Настроение изменяется без видимой причины, временами приобретая дисфорическую окраску.

Эпилептоидная психопатия характеризуется периодическим возникновением состояния дисфории, т. е. мрачно-злобного настроения, во время которого больные ищут, на ком бы сорвать накопившееся зло, и которое длится от нескольких часов до нескольких дней. Такому состоянию предшествует постепенное закипание подавляемого раздражения.

В состоянии аффекта способны наносить окружающим тяжкие повреждения. Часто садистско-мазохистские наклонности проявляются в том, что больные получают удовольствие, мучая, изощренно издеваясь или жестоко избивая слабых, беззащитных, неспособных дать отпор. Могут получать наслаждение, причиняя себе боль порезами или ожогами от горящих сигарет, любят напиваться до бесчувствия.

Попытки совершить самоубийство могут быть демонстративными с целью кого-то шантажировать ими или с действительным намерением покончить с собой во время дисфории. По отношению к начальству нередко льстивы и угодливы, умеют заставлять подчиненных выполнять распоряжения руководства любой ценой, все дела содержат в идеальном порядке, порой успешно продвигаясь по служебной лестнице.

Паранойяльная психопатия отличается чрезмерной чувствительностью больных к неудовлетворению своих претензий, злопамятностью, которая не позволяет прощать оскорбления, обиды и нанесение ущерба, подозрительностью и стремлением искажать действия других, представляя их как зловредные, склонностью к патологической ревности, повышенной самоуверенностью, ощущением собственной важности, мыслями, что все находятся в заговоре против них.

Характерной особенностью данного типа является убежденность в своем превосходстве над окружающими, уверенность в важности того, чем они заняты. Больные всегда хотят, чтобы все делалось так, как они считают нужным. Стремясь к власти и лидерству, обычно собирают вокруг себя людей, недовольных своим положением. Не получая признания своих деяний и удовлетворения требований, озлобляются, всюду видят врагов и завистников. Изощренно и даже жестоко преследуют своих мнимых противников и действительных врагов.

Тревожно-сомневающийся характер (психастеник).

Психастеник наполнен постоянным конфликтом ранимого самолюбия с чувством неполноценности. Вообще психастеник по своей добросовестности, мягкости, обостренной нравственности, застенчивости, вегетативной неустойчивости весьма напоминает астеника. Однако застенчивость, стеснительность, робость, нерешительность психастеника проникнуты болезненным размышлением, самоанализом. Постоянные размышления психастеника о смысле жизни построены на густых сплетениях въедливых психастенических сомнений.

Стоит психастенику заболеть какой-нибудь даже самой пустячной физической болезнью, как он не находит себе места, тревожно подозревая самое страшное, совершенно измучивая себя и своих близких. Помочь ему возможно убедительным разъяснением, что нет никаких оснований думать о страшном, то есть надо разрушить его ипохондрические сомнения. Лучше, если это сделает врач, построив разъяснение на внимательном осмотре и анализах. Болезней же заведомо не опасных для жизни, не "позорных" (когда он убежден в этом) психастеник, как правило, не боится и даже может их порядком запустить.

Психастенические сомнения, лежащие в основе психастенических переживаний, сцепляющиеся в глубокий, едкий самоанализ, имеют своим содержанием обычно или нравственно-этические моменты, или благополучие, здоровье близких и себя самого, или философские вопросы смысла жизни, основывающиеся обычно на боязни смерти.
Психастенику, во всяком случае взрослому, менее всего свойственно легкомыслие (тут нельзя путать с легкомыслием психастеническую рассеянность).

Итак, важно, что все переживания психастеника пронизаны работой тревожно-сомневающейся мысли. Одни психастеники более загружены ипохондрическими переживаниями, другие - нравственно-этическими, третьи - поисками смысла жизни, в четвертых все это присутствует одновременно с равной силой.

Мышление психастеника не отличается острой живостью, легкостью, оно даже несколько тугоподвижно. Психастеник обычно "задним умом крепок", не способен быстро соображать, схватывать общепринятые "истины", рассеян, но при всей своей мыслительной неуклюжести, проникнутый миллионом сомнений, именно благодаря всему этому может быть глубоко оригинален.

Мышление психастеника нередко способно к глубокому обобщению, реалистически-теоретическому полету, не связано постоянной сангвинической практической земной насыщенностью, но в то же время в отличие от шизотимного, аутистического мышления, лишено подлинной символичности, причудливой парадоксальности, оно по земному глубоко естественно в своих сомнениях, предположениях и умозаключениях.

Механической памятью психастеник обычно не блещет и отсюда его весьма средние способности к изучению иностранных языков. Ярче всего творческие способности психастеников сказываются в биологии, медицине и художественном творчестве. Благодаря своему стремлению до всего доходить без механического схватывания, упорной работой ума (будто сам заново открывает уже открытое и напечатанное в книгах) психастеник, усвоив, наконец, глубоко и подробно изучаемое, может затем объяснить это другим так живо и понятно, что нередко пользуется большим успехом на поприще преподавателя самых различных дисциплин.

Психастеникам свойственна рассеянность, аналитическая мечтательность, а также острое самолюбие, честолюбие при нежелании обращать на себя внимание людей. И.П. Павлов называл психастеника человеком мыслительным, отметив слабую его чувственность, слабый "эмоциональный фонд". Из этого, однако, не следует, что психастеник рассудочный, деревянный, сухарь, он глубоко эмоционален, но- по-своему, мыслительной эмоциональностью. Это не чувственность, не яркая образность, а внешне скромная, но глубокая и добрая эмоция, подробно многое понимающая, то есть это духовность. Великий психастеник может быть мудр именно в метерлинковском смысле: "В разуме нет доброты, а в мудрости ее много".

Эти душевные качества вместе с добросовестностью, скрупулезностью и аккуратностью много способствовали его великому творчеству. Например, благодаря скрупулезным сомнениям Дарвин, работая над своими книгами, сумел предвидеть все возможные возражения оппонентов и предупредить их тщательным доказательством.

Отсутствие острой, яркой чувственности психастеника сказывается и в особенностях его пищевого и сексуального влечения. И нельзя сказать, что у психастеника "деревянные" вкусовые и сексуальные ощущения. Психастеник способен испытывать сильный сексуальный голод, как и пищевой, но он не гурман своею блеклой чувственностью. В любви его много нежности-лиричности и мало сумашествия-страсти.
Тревога, которой постоянно наполнен психастеник, также проникнута подробным размышлением. Психастеник тревожится главным образом за близких и себя самого. Он может быть охвачен сильным чувством жалости к любому человеку, животному, попавшему в беду, но все же тревожность, вообще эмоциональность психастеника не отличается сангвинической всепроникающей естественностью, она сильна, тепла избирательно, в важных для него местах; другие же события жизни психастеник может вовсе не переживать, испытывая защитное душевное онемение, иногда самокритически возмущаясь им. В то же время здесь нет по-аутистически неестественных, подчеркнутых сверхчувствительных и бесчувственных моментов с их причудливой изолированностью.

Итак, как уже отмечено, эмоция психастеника по-своему естественна, тепла, даже горяча, но довольно аккуратно распределена между заботами и тревогами о себе, о своих близких, о касающихся его нравственно-этических проблемах. Душевность психастеника не вмещает в себя переживания по поводу всех бед, как способна это сделать сангвиническая естественная, мягкая сердечность, не отличающаяся такой глубиной, но зато обволакивающая всех и вся.

В этом и одна из особенностей психологической защиты психастеника, астеника. Другая, тоже общая, особенность - душевное онемение-окаменение при ясности мысли в обстановке опасности.

Слабость в психастенике тех доставшихся нам в наследство от животных предков мозговых структур, которые участвуют в образовании острой чувственности, от которых зависит яркость в человеке всего, что роднит его с животным ("животная половина"), отражается и в двигательной неловкости, неточности, некоторой неестественности, угловатости движений.

У психастеника нет острого глазомера, интуитивного, "собачьего" чутья на людей, он нередко попадает впросак по своей доверчивости. Но именно психастеническая слабость чувственной интуиции понуждает психастеника стихийно развивать-усложнять свое аналитическое размышление обдумыванием поступков людей, чтением психологической литературы, дабы восполнить слабое "животное чутье" и лучше приспособиться в жизни среди людей.

В этом еще одна грань психастенической защиты, которая показывает, что психастенику (особенно остро страдающему чувством неполноценности, завидующему другим "смелым", "сильным" людям, теряющемуся в трудностях жизни) прежде всего необходимо изучать типы человеческих характеров, чтобы научиться предполагать, что от какого человека при определенных обстоятельствах можно ожидать, и вникнуть в свою собственную сложную личностную структуру, чтобы осознать, прочувствовать свои сильные благородные свойства: склонность к нравственно-этическим переживаниям, оригинальность углубленного мышления внутри его тугоподвижности.

С возрастом, особенно гадам к сорока пяти, психастеник обычно душевно успокаивается. Смягчается и его вегетативная подвижность-неустойчивость. Если же еще ему удается нащупать в жизни свою "жилу" и раствориться в работе, то он подходит к старости с известным душевным спокойствием и уверенностью.

В течение всей жизни для психастеника очень важны глубокое сочувствие и понимание со стороны близких, сослуживцев, без чего он нередко проводит в остром напряжении дни и ночи, не принося людям той подчас основательной ценности, которую способен принести.

Гипертимический тип. Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым, настроением, высоким жизненным тонусом, энергией, неудержимой активностью. Постоянно стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность - с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваивается в незнакомой обстановке. Плохо переносит одиночество, размеренный режим, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Переоценка возможностей, оптимизм. Короткие вспышки раздражения являются следствием стремления подавить активность и лидерство окружающих. Самооценка обычно неплохая.

Возбудимый тип. Повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, "занудливость", но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует.

Эмотивный тип (эмоциональный) Чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение.

Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий. Выраженная занудливость в виде "переживания" подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью.

Тревожный тип (психастенический). Пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях.

Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимных фаз поведения. Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности).

Демонстративный тип. Выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках.

Неуравновешенный тип. Основная черта этого типа - чрезмерная стойкость эмоций, сочетающаяся со склонностью к формированию сверхценных идей.

Дистимический тип. Этот тип является противоположным гипертимическому типу, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, заторможенностью.

Экзальтированный тип (лабильный). Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.

«Акцентуированные личности» - книга Карла Леонгарда, переведенная и изданная в России в 1983 году, изначально была предназначена специалистам - психиатрам. Однако, как полагал сам К. Леонгард: «… человек без намека на акцентуацию не склонен развиваться как в отрицательном, так, видимо, и в социально-позитивном направлении». Таким образом, на данный момент, понятие акцентуации не является определяющим патологические феномены. Акцентуации - это чрезмерно выраженные черты характера и темперамента.

Поскольку, будучи выраженными сверх меры, они могут создать благоприятные условия для развития неврозов и различных психосоматических расстройств, их роль в данной связи активно изучается отечественными и зарубежными специалистами. В частности, вот некоторые общие положения, в которых мнения ученых совпали:

  1. Во-первых, акцентуации не даются при рождении, личность изменяется в течение жизни и эти изменения влияют на развитие свойств личности.
  2. Во-вторых, результаты тестирования могут дать только очень приблизительное направление развития акцентуации. Причем, существует большая вероятность ошибочного определения, если придерживаться идеи однотипности акцентуации, которые содержат большое количество переходных, смешанных форм, отличающихся чрезвычайным полиморфизмом проявлений и богатством оттенков;
  3. В-третьих, возможно выпячивание некоторых сторон, особенно зависящих от условий, в которых находится личность, в частности, в момент исследования.
  4. В-четвертых, динамика комбинированной акцентуации личности может развиваться как в сторону психопатии, так и в положительную сторону, не приводящую к явлениям социальной дезадаптации.

Это важно знать специалистам, работающим с людьми, в частности, обеспечивающими благоприятный психологический климат в коллективе, равно как в детском, так и во взрослом.

Сам автор методики, К. Леонгард, наблюдение, внимательность исследователя и клинико-психологическое исследование, оценивал выше каких бы то ни было опросников и анкет. «Я придаю большое значение исходному определению своей темы: данный труд посвящен личностям не патологическим, а нормальным, хотя и акцентуированным», - писал он в предисловии к русскому изданию своей книги.

Данная методика может быть использована как в диагностических, так и в коррекционных целях.

Опросник Шмишека - личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, опубликован Г. Шмишеком в 1970 г и является модификацией «Методики изучения акцентуаций личности К.Леонгарда». От методики К. Леонгарда отличается только формулировкой вопросов. Ключи, шкалы, обработка и принципы интерпретации результатов совпадают. Если К. Леонгард разделял акцентуации на акцентуации характера и акцентуации темперамента, то Шмишек разделил все черты личности на основные и дополнительные. Основные, по его мнению, определяют личность в целом, ее адаптационные возможности и характерологические черты. Именно они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Тест Шмишека исследует типы характера и применяется для исследования акцентуаций характера.

К. Леонгардом выделены 10 типов акцентуированных личностей, которые достаточно произвольно разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный). К Леонгард предупреждал исследователей об осторожности в применении методики. «Даже если мы окончательно убедились в наличии данной черты, она должна быть подтверждена не общими фразами обследуемого, не утвердительным «да», а фактами из жизни, поступками. Обследуемый может отрекомендовать себя как человека старательного, целеустремленного, серьезного, живого и т.д., но все эти заявления ничего не стоят, если он не сможет рассказать, в чем именно проявляется его старательность или серьезность. Примеры должны быть выразительными, яркими, ведь речь идет о качествах, которые выделяют данного человека на фоне людей среднего уровня. Примеры должны свидетельствовать, что в аналогичной ситуации поведение обследуемого существенно отличается от поведения других.».

Нередко в литературе можно встретить двойное название методики:

Инструкция:

«Вам предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте знак «+» (да), если согласны, или «-» (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь»

  1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?
  2. Восприимчивы ли вы к обидам?
  3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?
  4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?
  5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?
  6. Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали?
  7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?
  8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?
  9. Серьезный ли вы человек?
  10. Можете ли вы сильно воодушевиться?
  11. Предприимчивы ли вы?
  12. Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидит?
  13. Мягкосердечный ли вы человек?
  14. Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?
  15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?
  16. Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?
  17. Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?
  18. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и переживаний?
  19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?
  20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным?
  21. Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?
  22. Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления?
  23. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?
  24. Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?
  25. Смогли бы вы убить человека?
  26. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?
  27. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?
  28. Часто ли у вас без причины меняется настроение?
  29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?
  30. Быстро ли вы можете разгневаться?
  31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?
  32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?
  33. Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?
  34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?
  35. Влияет ли на вас вид крови?
  36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?
  37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?
  38. Трудно ли вам входить в темный подвал?
  39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое вами дело?
  40. Являетесь ли вы общительным человеком?
  41. Охотно ли вы декламировали в школе стихи?
  42. Убегали ли вы ребенком из дома?
  43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?
  44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу?
  45. Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?
  46. Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит?
  47. Любите ли вы животных?
  48. Уйдете ли вы с работы или из дому, если у вас там что-то не в порядке?
  49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?
  50. Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?
  51. Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?
  52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?
  53. Много ли вы общаетесь?
  54. Если вы будете чем-либо разочарованы, придете ли в отчаяние?
  55. Нравится ли вам работа организаторского характера?
  56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?
  57. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах?
  58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?
  59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание?
  60. Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?
  61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?
  62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?
  63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?
  64. Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?
  65. Часто ли вы смеетесь?
  66. Можете ли вы быть приветливым с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?
  67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?
  68. Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости?
  69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?
  70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?
  71. Пугливы ли вы?
  72. Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин для этого нет?
  73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке?
  74. Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?
  75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?
  76. Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени?
  77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?
  78. Переносите ли вы злость длительное время?
  79. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?
  80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?
  81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?
  82. Часто ли вы видите страшные сны?
  83. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд?
  84. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?
  85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?
  86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?
  87. Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы словоохотливы (нет)?
  88. Могли бы вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?

Обработка результатов:

При совпадении ответа на вопрос с ключом ответу присваивается один балл.

При истолковании исходят из рассмотрения всего профиля. Предположения об акцентуации черт характера можно делать только тогда, когда сумма больше 12 баллов. Максимальный показатель по каждому типу акцентуации - 24 балла.

Ключ

1.Демонстративность/демонстративный тип:

«+»: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.

«-»: 51.

Сумму ответов умножить на 2.

2.Застревание/застревающий тип:

«+»: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81.

«-»: 12, 46, 59.

Сумму ответов умножить на 2.

3.Педантичность/педантичный тип:

«+»: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.

«-»: 36.

Сумму ответов умножить на 2.

4.Возбудимость/возбудимый тип:

«+»: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.

Сумму ответов умножить на 3.

5.Гипертимность/гипертимный тип:

«+»: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.

Сумму ответов умножить на 3.

6.Дистимность/дистимический тип:

«+»: 9, 21, 43, 75, 87.

«-»: 31, 53, 65.

Сумму ответов умножить на 3.

7.Тревожность/тревожно-боязливый тип:

«+»: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.

«-»: 5.

Сумму ответов умножить на 3.

8.Экзальтированность/аффективно-экзальтированный тип:

«+»: 10, 32, 54, 76.

Сумму ответов умножить на 6.

9.Эмотивность/эмотивный тип:

«+»: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79.

«-»: 25.

Сумму ответов умножить на 3.

10.Циклотимность/циклотимный тип:

«+»: 6, 18,28,40,50,62,72,84.

Сумму ответов умножить на 3.

Интерпретация результата:

Типы акцентуации

1. Демонстративный тип

Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

2. Застревающий тип

Его характеризует умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен легко отходить от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.

3. Педантичный тип

Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжестью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.

4. Возбудимый тип

Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

5. Гипертимический тип

Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

6. Дистимический тип

Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможенны, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться,располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.

7. Тревожный тип

Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат козлами отпущения, мишенями для шуток,

8. Экзальтированный тип

Яркая черта этого типа — способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивостъ, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.

9. Эмотивный тип

Этот тип родствен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная их черта — гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, они радуются чужим успехам. Впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая их наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.

10. Циклотимический тип

Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.

В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то что раньше давал ось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. Плохие дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.

Интерпретация по материалам сайта psylab.info

Данная методика акцентуация характера может быть использована как в диагностических , так и в психокоррекционных целях
Карлом Леонгардом выделены десять типов акцентуаций характера, которые достаточно произвольно разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративная , педантичная , застревающая , возбудимая) и акцентуации темперамента (гипертимный и гипотимный , циклотимный и зкзальтированный , тревожно-боязливый и эмотивный).

Инструкция теста акцентуации характера по Леонгарду:
Вам предлагается ответить на 88 вопросов , касающихся различных сторон вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте знак «+» (да) , если согласны, или «-» (нет) , если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь» Помните, что правильных и неправильных вопросов не существует, поэтому не стоит подыгрывать себе.
(определение и изменение характера)

Вопросы Карла Леонгарда — Акцентуации характера и темперамента

1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?
2. Восприимчивы ли вы к обидам?
3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?
4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?
5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?
6. Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали?
7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?
8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?
9. Серьезный ли вы человек?
10. Можете ли вы сильно воодушевиться?
11. Предприимчивы ли вы?
12. Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидит?
13. Мягкосердечный ли вы человек?
14. Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?
15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?
16. Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?
17. Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?
18. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и переживаний?
19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?
20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным?
21. Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?
22. Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления?
23. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?
24. Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?
25. Смогли бы вы убить человека?
26. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?
27. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?
28. Часто ли у вас без причины меняется настроение?
29. Всегда ли вы старательно относитесь к своей деятельности?
30. Быстро ли вы можете разгневаться?
31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?
32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?
33. Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?
34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?
35. Влияет ли на вас вид крови?
36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?
37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?
38. Трудно ли вам входить в темный подвал?
39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое вами дело?
40. Являетесь ли вы общительным человеком?
41. Охотно ли вы декламировали в школе стихи?
42. Убегали ли вы ребенком из дома?
43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?
44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали вам нервы, что вы не выходили на работу?
45. Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?
46. Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то оскорбит?
47. Любите ли вы животных?
48. Уйдете ли вы с работы или из дому, если у вас там что-то не в порядке?
49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?
50. Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?
51. Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?
52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?
53. Много ли вы общаетесь?
54. Если вы будете чем-либо разочарованы, придете ли в отчаяние?
55. Нравится ли вам работа организаторского характера?
56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?
57. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах?
58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?
59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание?
60. Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?
61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?
62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?
63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?
64. Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?
65. Часто ли вы смеетесь?
66. Можете ли вы быть приветливым с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?
67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?
68. Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости?
69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?
70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?
71. Пугливы ли вы?
72. Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин для этого нет?
73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке?
74. Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?
75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?
76. Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени?
77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?
78. Переносите ли вы злость длительное время?
79. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?
80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?
81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?
82. Часто ли вы видите страшные сны?
83. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, под приближающийся поезд?
84. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?
85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?
86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?
87. Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы словоохотливы (нет)?
88. Могли бы вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?
(Акцентуации тесно связаны с защитой психики)
Обработка результатов методики акцентуации характера:
При совпадении ответа на вопрос с ключом ответу присваивается один балл.

При истолковании исходят из рассмотрения всего профиля.

Предположения об акцентуации характера можно делать только тогда, когда сумма больше 12 баллов .

Максимальный показатель по каждому типу акцентуации — 24 балла.

Ключ к тесту акцентуации характера и быстрый переход к описанию:

Описание результата теста акцентуации характера:

1. Демонстративная акцентуация (психокоррекция: демонстративный характер)
Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов.

Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его.

Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения).

Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит.

Стремление компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается.

Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

2. Застревающая акцентуация (психокоррекция: застревающий характер)
Его характеризует умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям, неразговорчивость.
Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен легко отходить от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов.

Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, и проявляет большое упорство в достижении своих целей.

Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.

3. Педантичная акцентуация (психокоррекция: педантичный характер)
Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжестью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований.

Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.

4. Возбудимая акцентуация (психокоррекция: возбудимый характер)
Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений.

Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной.

Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков.

Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться.

Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

5. Гипертимная акцентуация характера (психокоррекция: гипертим)
Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимы, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими.

Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни.

Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов.

Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству.

Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

6. Дистимная акцентуация (психокоррекция: гипотим)
Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость.

Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни.

Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться,располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.

7. Тревожная акцентуация (психокоррекция: тревожная акцентуация)
Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе.

Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования.

Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности.

Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих.

Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях.

Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры.

Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат козлами отпущения, мишенями для шуток,

8. Экзальтированная акцентуация (психокоррекция: экзальтированная акцентуация)
Яркая черта этого типа - способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивостъ, ощущение счастья, радости, наслаждения.

Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние - от печальных.

Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов.

В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств.

Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.

9. Эмотивная акцентуация (психокоррекция: эмотивная акцентуация)
Этот тип родствен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная их черта - гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, они радуются чужим успехам.

Впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон.

Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая их наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность.

Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.

10. Циклотимная акцентуация (психокоррекция: циклотимная акцентуация)
Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий.

Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные - подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.

В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды.

Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий.

Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям.

У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. Плохие дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.