"Святая Елена" (икона): описание и значение. Значение иконы святой елены в православии Святая елена с оторванной рукой

Святая царица Елена причислена к лику равноапостольных за ее неоценимые заслуги в открытии в Иерусалиме святых мест, связанных с последними днями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Только пять женщин канон изированы, как равноопостольные, среди них и святая царица Елена. Она была матерью святого Константина Великого. Благодаря ей и ее сыну христианство стало одной из основных религией в мире. К ней прибегают с просьбой о помощи в исцелениях. Когда царица Елена изображается вместе со своим сыном, царем Константином, к ним в молитве обращаются за помощью в делах политики, бизнесмены, руководители различного уровня, а также те, кто испытывает материальные трудности.

День памяти святой равноапостольной царицы Елены совершается дважды в году: 6/19 марта (воспоминание обретения Еленой Животворящего Креста) и 21 мая/3 июня.

Елена Дивеевская (Мантурова), преподобная
День памяти установлен Православной Церковью 28 мая/10 июня.

Святая Елена Дивеевская родилась в 1805 году. Вместе с братом она жила в их родовом имении, которое находилось в селе Нуча Нижегородской губернии. Она была девушкой веселой, любила светские развлечения и мечтала о замужестве.

Ее брат, Михаил Васильевич, был намного старше сестры. Однажды он заболел. Желание излечиться привело его к преподобному Серафиму Саровскому. От старца мужчина вышел здоровым и полным сил. Тем временем, Елена Васильевна, путешествуя, оставалась она без слуг в карете. Вдруг она увидела над собой страшного змея. В испуге она взмолилась и пообещала Богородице уйти в монастырь за свое спасение. Чудовище в тот же момент исчезло. Святая Елена решила выполнить свой обет. За советом семнадцатилетняя девушка обратилась к преподобному Серафиму Саровскому. Но в первый день и все последующие, когда она снова к нему приходила, он ей отвечал, что она замуж выйдет, не надо ей в монастырь. На самом деле старец ее испытывал. Елена Васильевна сильно переменилась за это время, она стала серьезной и вдумчивой. Прошло три года, наконец, святой Серафим сказал ей, что скоро она станет невестой, как он и обещал, но невестой Господа.

Святая Елена стала послушницей в возрасте 20 лет и семь лет прожила в Казанской общине. Преподобный Серафим назначил ее церковницей и ризничей. В монастыре она много работала и молилась. Она всегда помогала людям, но делала это тайно. Брат Елены Васильевны продал имение, купил землю, на которой стали строить храм, но снова заболел. Отец Серафим рассказал об этом святой Елене Дивеевской: «Умереть ему надо, а он нужен для обители, прими послушание, умри ты за него». Так и случилось. Перед кончиной святая рассказала о прекрасном видении. Богородица показала ей обитель Небесного Дивеева, которое было красоты необыкновенной.

Елена, мученица, дочь ап. Алфея
День памяти установлен Православной Церковью 26 мая/8 июня.

Святая мученица Елена, дочь апостола Алфея, которая вместе с братом Аверкием погибла за исповедание веры в Христа.

На именных иконах, как правило, изображается святая равноапостольная царица Елена Константинопольская .

Елена равноапостольная - см.
Ольга (в крещении Елена) равноапостольная, вел. княгиня Российская

День памяти установлен Православной Церковью 11/24 июля.

Первая русская святая. Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшем крещение, и, таким образом, предопределила принятие христианства всем древнерусским народом. Стала почитаться как святая во время княжения своего внука Владимира - Крестителя Руси. Почитается как покровительница вдов и новообращенных христиан.

Согласно летописям будущая великая княгиня Ольга родом была из Пскова, принадлежала она к роду князей Изборских — одной из древнерусских княжеских династий. Этот род имел как русские, так и варяжские корни. Хельга, в русском произношении Ольга, стала супругой великого князя Киевского Игоря, сына Рюрика. Игорь - первый русский князь, известный по синхронным византийским и западноевропейским источникам. Был убит древлянами (одно из славянских племен), с которых собирал дань.

После смерти супруга княгиня Ольга была вынуждена взять власть над огромным, еще формирующимся государством, в свои руки. В своем правлении показала себя как человек с непреклонной волей и высоким достоинством, несокрушимым мужеством и с подлинно государственным умом. Ей выпала честь сделать выбор, который определил последующую судьбу России, а самой княгине определил церковное почитание как равноапостольной.

Одноименные иконы:

Елена Сербская, королева, преподобная

День памяти установлен Православной Церковью 30 октября/12 ноября.

Она была королевой, пожалуй, одной из самых добрых королев в истории человечества. Щедрость ее не знала границ. Она помогала беднякам и вдовам. Для девочек-сирот она открыла школу, где они жили и учились. Королева поддерживала и строила храмы и церкви, в том числе прекрасный монастырь Градац на берегу реки Брвеника. Она была благочестивой правительницей и прекрасной матерью. Елена - принцесса Анжуйская, родилась во Франции. Став женой Сербского Короля Уроша Первого, она родила двух сыновей и дала им прекрасное воспитание. Подданные любили не только ее саму, но и ее детей, также признанных впоследствии святыми.

Скончалась Елена Сербская в 1314, перед смертью она приняла иночество. Похоронили ее в обители Градац. После этого прошло три года. Монах увидел королеву во сне, где она повелела поднять из земли свои мощи, что и было сделано. Мощи оказались нетленными.

Святая Елена издавна почитается православными христианами в России и Израиле. Молитвы перед иконой царицы Елены могут помочь вам очистить душу и изменить свою жизнь.

История иконы

Святая Елена жила в Риме в конце третьего века. Женщина была матерью римского императора Константина и за свою жизнь совершила множество великих дел, угодных Богу. Именно святая Елена основала храм Гроба Господня и провела раскопки на месте Его казни.

За свои деяния Святая Елена была приравнена к апостолам и канонизирована сразу же после своей смерти. Икона царицы была написана в начале 4 века. В настоящее время ее местонахождение неизвестно.

Описание иконы

На иконе царица Елена изображается с головой, покрытой белым платком. В одной руке святая держит православный крест, а другую прижимает к сердцу. Этот образ символизирует чистоту помыслов, необходимую каждому христианину, а также указывает на то, что только через любовь к Господу, своим ближним и всему миру можно спасти душу и войти в Царствие Небесное.

О чем молятся иконе Святой Елены

Известно множество случаев, когда молитва перед образом святой Елены помогала людям изменить судьбу и добиться поставленных целей. Равноапостольной царице молятся:

  • об обретении материального благополучия ;
  • о помощи в новом начинании;
  • о продвижении по карьерной лестнице;
  • о получении высокого социального положения.

Молитвы иконе Святой Елены

«Светлейшая Елена, Крест Господень обретшая, почитание и память деяниям Бога сотворившая, молю тебя: не оставь мой зов, услышь молитву мою и обрати ко мне лик свой. О, пресветлая и благочестивая Елена, укрепи веру мою и укажи дорогу к признанию и богатству, дабы и делами, и словами прославлять Господа нашего Иисуса Христа. Аминь».

Эта молитва может помочь обрести стабильность и богатство.

«Пресвятая царица Елена, чистотой души вошедшая в Царствие Небесное, освяти путь мой своим неугасимым светом, защити душу мою от происков дьявола и помоги обрести истинную веру в Господа нашего Иисуса Христа. Святая Елена, благослови деяния мои и позволь творить дела мои во славу Божию. Аминь».

Как выглядит икона

Помимо аутентичного образа святой Елены весьма распространена икона, на которой святая изображена вместе со своим сыном Константином.

Эта икона изображает святых, держащих Крест Господень, и рассказывает о вкладе матери и сына в развитие и распространение христианской веры.

Очистить свою душу и получить прощение грехов можно с помощью молитв святым . Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Святая Елена Дивеевская прожила недолгую, но глубоко праведную жизнь. Сегодня к её мощам приходят за помощью и исцелением. А ведь когда-то юная девушка вовсе не собиралась принимать постриг, а тянулась к светской жизни и мечтала о замужестве.

Монастырская лавка. ВЫБЕРИТЕ освященный подарок для души

СКИДКИ до конца недели

Житие святой

Елена Васильевна Мантурова - уроженка села Нуча, находившегося в Нижегородской губернии. Воспитанием рано осиротевшей девочки занимался её старший брат, Михаил Васильевич Мантуров. Они были потомками старинного дворянского рода. Брат Елены Васильевны был намного старше неё и нёс военную службу в Лифляндской губернии.

Читайте также похожие статьи:

Молодая Елена, которой на 1821 год должно было исполниться 17 лет, была весела, любила светские мероприятия и готовилась выйти замуж. Но однажды в её жизни произошёл случай, который в корне изменил судьбу девушки раз и навсегда.

Преподобная Елена Дивеевская

Уход в монастырь

Единственным живым кровным родственником Елены и Михаила был их дедушка по матери. Перед смертью он попросил своих внуков приехать к нему, чтобы получить в наследство всё его имущество. Так сложилось, что Михаил Васильевич на тот момент дома отсутствовал, и его сестра отправилась к деду одна. Застать в живых родственника ей не удалось, Елена Васильевна попала уже на похороны. Закончив все дела, она отправилась обратно. На почтовой станции экипаж княжны остановился, и, пока прислуга ушла готовить хозяйке чай, Елена осталась в карете одна. К слову, девушка тогда приболела и чувствовала себя неважно.

В отсутствие свиты, она увидела страшное видение - огромный чёрный змей, спускался с небес прямо на неё. В испуге Елена Васильевна взмолилась о помощи Царице Небесной и дала обет, что не выйдет замуж и уйдёт в монастырь. Видение тут же рассеялось.

Именно после этого Елена Мантурова очень переменилась, стала серьёзной, углубилась в чтение духовной литературы и молитву. Свадьба с женихом расстроилась. Беседуя с братом, девушка поделилась с ним, что светский образ жизни ей опротивел, а к своему жениху она внезапно охладела и никаких нежных чувств к нему больше не питает. Михаил Васильевич Мантуров в то время был уже знаком с из Сарова, который наставлял его на верный путь ради спасения души. Елена решила ехать к отцу Серафиму за благословением для ухода в монастырь.

Статьи о преподобном старце Серафиме:

Вскоре она прибыла к Серафиму Саровскому, но мудрый старец не дал ей того, чего она просила. Молодая темпераментная княжна не была готова к жизни в обители, но не понимала этого. Серафим это знал и три года, незаметно для самой Елены, готовил её к подвижничеству. Спустя это время Елена Васильевна была принята в Дивеевскую Казанскую общину. Преподобный отец дал ей наставления, согласно которым нужно было больше молиться и меньше вступать в разговоры. Добрая и отзывчивая от природы девушка послушно выполняла советы старца, помогая во всём сёстрам обители.

Михаил Васильевич, в свою очередь, принимал активное участие в построении церквей и храмов при монастыре. Всё своё имущество он пожертвовал в пользу нуждающихся и переселился с семьёй в скромное жильё, терпя нужду.

Когда пристроенные храмы были освящены, батюшка Серафим избрал Елену Васильевну на место церковницы и ризничей. Её постригли в рясофор. Все 8 лет, что жила матушка Елена в Дивеевской обители, она точно исполняла все распоряжения отца Серафима.

Интересно! Когда Елена оставалась одна, ей часто являлся в разных обликах хозяин мира злых духов, отчего она не раз лишалась чувств и была очень напугана. Батюшка Серафим, узнав об этом, успокоил её, но сказал не оставаться никогда одной в церкви. С тех пор матушка была всегда в сопровождении кого-то из сестёр, а видения не повторялись.

Окончание земной жизни

Кончина преподобной Елены Дивеевской вызывает удивление до сих пор.

Известно, что её брат Михаил Васильевич тяжело заболел. Отец Серафим как-то вызвал к себе свою духовную дочь и дал ей послушание - умереть за своего брата. По словам батюшки, Мантуров ему был ещё нужен для обустройства обители.

Серафим Саровский благословляет Елену умереть за своего брата

Называя её «Радость моя», старец долго беседовал с Еленой об уготованных в благах для всех праведников, после чего она со спокойствием и смирением ушла к себе в келью, где в скором времени слегла в постель. Рядом с ней до последней минуты находилась её послушница, Ксения Васильевна. Важно! В наши дни к святой обращаются с молитвами об исцелении болезней ног, костей, об избавлении от головных болей. Она помогает душевнобольным.

Роль в истории православия

Елена Васильевна Мантурова стала ярким образцом подвижнической жизни в русской православной истории XIX века. Она пользовалась большим уважением монахинь, но была всегда кротка и молчалива. Трудилась на благо монастыря наравне со всеми и тайно помогала нуждающимся, чем могла.

Проявляя высшую степень смирения перед Богом и Царицей Небесной, преподобная Елена удостоилась чудесных видений перед своим отходом в мир иной. Во время на лице святой три раза появлялась улыбка.

Важно! Святая продолжает помогать всем верующим, прибегающим к её заступничеству, и причислена к лику местночтимых святых Нижегородской Епархии.

Преподобная Елена Дивеевская (Мантурова)

Флавия Юлия Елена Августа (лат. Flavia Iulia Helena, ок. 250-330 гг.) - мать римского императора Константина I. Прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме, в ходе которых, по утверждениям христианских хронистов, были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии Страстей.

Елена почитается рядом христианских церквей как святая в лике равноапостольных (Святая Равноапостольная царица Елена, Елена Константинопольская).

Жизнеописание

Точный год рождения Елены неизвестен. Родилась она в маленьком посёлке Дрепана (лат. Drepanum) в Вифинии (недалеко от Константинополя в Малой Азии), как о том сообщает Прокопий. Позже её сын, император Константин Великий, в честь матери «прежнее селение Дрепану сделал городом и назвал Еленополисом». Сегодня это поселение отождествляется с турецким городом Херсек, окрестности Алтиновы, провинция Ялова.

Как полагают современные историки, Елена помогала своему отцу на конной станции, разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки и перекладки лошадей, или просто работала служанкой в трактире. Там она, видимо, и познакомилась с Констанцием Хлором, при Максимиане Геркулии ставшем правителем (цезарем) Запада. В начале 270-х годов она стала его женой, либо конкубиной, то есть неофициальной постоянной сожительницей.

27 февраля 272 года в городе Наисс (совр. сербский Ниш) Елена родила сына - Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией Римской империи. О том, были ли у Елены ещё дети, ничего не известно.

В 293 году Констанций был усыновлён императором Максимианом и разошёлся с Еленой, женившись на падчерице Максимиана Феодоре. После этого и до начала царствования её сына сведения о жизни Елены отсутствуют. Вероятно, она не удалялась далеко от родных мест, так как её сын Константин начал возвышение из Никомедии (центр Вифинии), откуда был вызван в 305 году на запад отцом, ставшим императором западной части Римской империи. Не исключено, что Елена перебралась на запад поближе к сыну в Тревир (современный Трир), который стал резиденцией Константина после того, как он унаследовал от отца самую западную часть Римской империи. В брошюре, изданной епископатом и духовенством Трирского собора, сообщается, что святая Елена «отдала часть своего дворца епископу Агритиусу» под церковь, став основательницей Трирского кафедрального собора Святого Петра.

Когда Константин принял христианство (после победы у Мульвийского моста в 312 году), Елена, следуя его примеру, тоже обратилась в христианство, хотя к тому времени ей было уже за шестьдесят. Об этом сохранилось свидетельство современника, Евсевия Кесарийского. Первые монеты с изображением Елены, где она титулуется Nobilissima Femina (букв. «благороднейшая женщина»), были отчеканены в 318-319 гг. в Фессалониках.В этот период Елена вероятно проживала при императорском дворе в Риме или Трире, но упоминаний в исторических хрониках об этом нет. В Риме ей принадлежало обширное поместье рядом с Латераном. В одном из помещений её дворца была устроена христианская церковь - Еленинская базилика (Liber Pontificalis приписывает её постройку Константину, но историки не исключают того, что идея перестройки дворца принадлежала самой Елене).

В 324 году Елена была провозглашена своим сыном августой: «венчал он царским венцом богомудрую мать свою, Елену, и позволил ей, как царице, чеканить свою монету». Евсевий отметил, что Константин доверил Елене распоряжаться царской казной по её усмотрению. О большом уважении императора к матери есть также свидетельство со стороны нехристианского историка. Аврелий Виктор передаёт историю, как Константин убил свою жену Фаусту из-за упреков Елены в её адрес.
Фолл (медная монета) с портретом Елены. Трирская чеканка ок. 326 года

«Путешествие святой Елены в Иерусалим»
(Альтобелло Мелоне, первая половина XVI века)В 326 году Елена (уже в очень преклонном возрасте, хотя и в добром здравии) предприняла паломническое путешествие в Иерусалим: «эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток». О её благочестивой деятельности во время путешествия подробно рассказал Евсевий, и отголоски его сохранились в раввинском антиевангельском сочинении V века «Тольдот Иешу», в котором Елену (мать Константина) назвали правительницей Иерусалима и приписали роль Понтия Пилата.

Скончалась Елена на 80-м году жизни - по разным предположениям, в 328, 329 или 330 году. Место её смерти точно неизвестно, называется Трир, где у неё был дворец, или даже Палестина. Версия о кончине Елены в Палестине не подтверждается сообщением Евсевия Памфила, что она «окончила свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого, служившего ей сына».

Раскопки Елены в Иерусалиме

В возрасте около 80-ти лет Елена предприняла путешествие в Иерусалим. Сократ Схоластик пишет, что это она сделала после того, как получила указание во сне. То же сообщает и «Хронография Феофана»: «имела видение, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми».Получив поддержку в этом начинании от своего сына, Елена отправилась в паломничество:
…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня. Иерусалимский патриарх, Макарий, встретил царицу с подобающею честью и вместе с нею отыскивал желанное животворящее древо, пребывая в тишине и прилежных молитвах и пощениях.
-«Хронография» Феофана, год 5817 (324/325)

В поисках реликвий Страстей Христовых Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI. Также с паломничеством Елены в Иерусалим предание IX века, не основанное на исторических хрониках, связывает происхождение святой лестницы. Обретение ею Креста положило начало празднеству Воздвижения Креста. Помощь в раскопках Елене оказали иерусалимский епископ Макарий I и упоминаемый в апокрифах местный житель Иуда Кириак.

Эта история описана многими христианскими авторами того времени: Амвросием Медиоланским (ок. 340-397 гг.), Руфином (345-410 гг.), Сократом Схоластиком (ок. 380-440 гг.), Феодоритом Кирским (386-457 гг.), Сульпицием Севером (ок. 363-410 гг.), Созоменом (ок. 400-450 гг.) и другими.

Путешествие и благотворительность Елены во время паломничества описаны в «Жизни блаженного василевса Константина» Евсевием Кесарийским, написанным после смерти Константина для прославления императора и его семьи:

Обретение Животворящего Креста Еленой в Иерусалиме
Путешествуя по всему востоку с царственным великолепием, она осыпала бесчисленными благодеяниями как вообще народонаселение городов, так, в частности, каждого приходившего к ней; се десница щедро награждала войска, весьма много помогала бедным и беспомощным. Одним она оказывала денежное пособие, других в изобилии снабжала одеждой для прикрытия наготы, иных освобождала от оков, избавляла от тяжкой работы в рудокопнях, выкупала у заимодавцев, а некоторых возвращала из заточения.

За время пребывания на Святой земле Еленой был основан ряд храмов на местах библейских событий:
на Голгофе - Храм Гроба Господня;
на Елеонской горе - церковь над местом евангельского Вознесения Христа;
в Гефсимании - церковь Святого Семейства;
в Вифлееме - базилика Рождества Христова;
в Хевроне - церковь у Мамврийского дуба, где Бог явился Аврааму;
в Вифании - церковь над гробницей Лазаря;
у Тивериадского озера - церковь двенадцати апостолов;
на месте вознесения Илии - храм во имя этого пророка;
на горе Фавор - храм во имя Иисуса Христа и апостолов Петра, Иакова и Иоанна.
Список приписываемых Елене построек имеет позднее происхождение и содержится в её житии, написанном в VII веке. Более ранние историки (Сократ Схоластик, Евсевий Памфил) сообщают лишь о постройке Еленой трёх церквей: на Голгофе, в Вифлееме и на Елеонской горе.

Согласно Сократу Схоластику, императрица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме «как памятник для последующих историков», а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил её в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади. Сыну Елена также направила два гвоздя от Креста (один был помещён в диадему, а второй - в уздечку). На обратном пути из Иерусалима Елена основала ряд монастырей (например, Ставровуни на Кипре), где оставляла частицы найденных ею реликвий.

Датировка деятельности Елены
Историки продолжают спорить, в каком году Елена осуществляла свою деятельность в Палестине. Наиболее распространённой является дата, приводимая у Сократа Схоластика, - 326 год. Сократ не называет года, в который произошло обретение креста, но в его «Церковной истории» рассказ о событии идёт сразу после упоминания празднования 20-летия правления Константина (25 июля 326 года). Востоковед Иосиф Ассемани (директор Ватиканской библиотеки) в XVIII веке полагал, что Крест был найден Еленой 3 мая 326 года (по юлианскому календарю).

Русский богослов профессор М. Н. Скабалланович, основываясь на александрийской хронике VI века, относит обретение Креста к 320 году. При этом он категорически не согласен с датировкой этого события 326 годом, так как, по его мнению, Елена умерла в год проведения Никейского собора, то есть в 325 году.

Святая Елена в британском фольклоре
Гальфрид Монмутский (XII век) в своей «Истории бриттов» называет Елену дочерью Коеля, легендарного короля бриттов. Согласно его рассказу, император Констанций во время похода на Британию принял предложение короля Коеля о мире при условии уплаты им обычной дани, а после его смерти:

…взял в жены его дочь, которую звали Еленой. Красотою своей она превосходила всех девушек этой страны… Кроме неё у Коеля, её отца, не было никого, кто мог бы занять после него королевский престол, вот почему он позаботился дать ей такое образование, чтобы по кончине его она могла справиться с управлением государством. Итак, Констанций сочетался с нею на брачном ложе, и она родила ему сына, которого назвала Константином.

Из дальнейшего рассказа следует, что Елена находилась при Константине в Британии до того момента, когда он начал поход на Рим на Максенция. В походе «при нём находились три дяди Елены, а именно Иоелин, Трагерн, а также Марий, которых он возвел в сенаторское достоинство». С этого момента Гальфрид Монмутский больше не упоминает Елену в своём сочинении.

Данная легенда, вероятно, возникла под влиянием сочинений Евсевия, которые Гальфрид использовал при написании своего труда. Евсевий сообщает о походе Констанция в Британию, о его смерти во дворце в Эбораке (Йорк), куда незадолго до этого прибыл его сын Константин.

Память о святой Елене
За свою деятельность по распространению христианства Елена канонизирована в лике равноапостольной - чести, которой удостоились ещё только 5 женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина).

На Востоке почитание Елены как святой возникло вскоре после её смерти, в начале IX века её культ распространился и в Западной церкви. Память святой Елены совершается:

В православной церкви - 6 марта (воспоминание обретения Еленой Животворящего Креста и гвоздей) и 21 мая (даты по юлианскому календарю);
в католической церкви - 18 августа;
в лютеранской церкви - 21 мая;
в коптской церкви - 9 пахона.

В память о раскопках Елены в Иерусалиме и обретении ею Креста Господня в Храме Гроба Господня в её честь назван особый придел, который сегодня принадлежит Армянской апостольской церкви. В алтаре этого придела имеется окно, отмечающее место, с которого Елена, согласно преданию, наблюдала за ходом раскопок и бросала для поощрения работавших деньги. Из придела святой Елены ведет лестница вниз, в придел обретения Креста.

Выражение «новая Елена» стало в восточном христианстве нарицательным - его применяют как к святым императрицам (Пульхерия, Феодора и другие), так и к княгиням (например, Ольга), много сделавшим для распространения христианства или утверждения и сохранения его догматов. В древнерусском летописном своде «Повесть временных лет» сообщается, что бабка крестителя Руси Владимира княгиня Ольга была наречена при крещении именем Елена в честь матери Константина Великого.

История мощей
После смерти тело Елены было перенесено её сыном в Рим, о чём сообщает Евсевий Памфил:

«тело блаженной удостоено было также необыкновенных почестей. В сопровождении многочисленных дорифоров, оно было перенесено в царственный город и там положено в царской усыпальнице. Так скончалась мать василевса, достойная незабвенной памяти и за боголюбивые свои дела, и за произращенную от неё преемственную и дивную отрасль [то есть за Константина]…»

В Риме Елена, согласно историческим данным, была похоронена в мавзолее на Лабиканской дороге за пределами Аврелиановых стен. Гробница примыкала к церкви святых Маркеллина и Петра (оба здания были построены в 320-х годах императором Константином). Согласно Liber Pontificalis, эта гробница изначально строилась Константином для собственного погребения. Ради погребения своей матери Константин предоставил не только свою гробницу, но и изготовленный для него порфировый саркофаг, который сейчас хранится в музеях Ватикана.

Из церкви святых Маркеллина и Петра в IX веке мощи Елены были вывезены в аббатство в местечке Овийе (fr:Hautvillers) в Шампани в окрестностях Реймса (Франция). В нём они находились до 1871 года, а в период Парижской коммуны были перенесены в Париж, где хранятся в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (fr:Saint-Leu-Saint-Gilles).

Оставшиеся в мавзолее мощи Елены в период папства Иннокентия II (1130-1143 годы) были перенесены из церкви Маркеллина и Петра в церковь Санта-Мария-ин-Арачели на Капитолийском холме. Саркофаг Елены был использован для погребения папы Анастасия IV (1153-1154 годы), для чего его переместили из мавзолея в Латеранскую базилику.

В 1356 году император Карл IV подарил реликварий с главой святой Елены кафедральному собору города Трир.В соборе также хранится один из гвоздей от Креста Господня, который, по преданию, Елена обнаружила при раскопках в Иерусалиме.

Православная традиция считает, что через два года после захоронения в Риме прах Елены был перенесён в Константинополь, где Константином в храме Апостолов была устроена императорская усыпальница.

Географические объекты

Имя Елены увековечено в названии ряда географических объектов:

Остров Святой Елены (Атлантический океан, владение Великобритании)
остров Святой Елены (Южная Каролина, США)
остров Святой Елены (Монреаль, Канада)
гора Сент-Хелина (вершина в горах Майакмас, США)
вулкан Сент-Хеленс (активный стратовулкан, штат Вашингтон, США)
озеро Святой Елены (штат Мичиган, США)
Также её имя стало названием ряда городов.

В культуре
Живопись и скульптура

Наиболее ранние изображения Елены датируются первой четвертью IV века. К ним относятся её оплечные изображения в профиль на монетах, где Елена имеет крупный с горбинкой нос, большие глаза и изображена в серьгах и в ожерелье. В Капитолийских музея Рима находится скульптура IV века, которую некоторые исследователи считают портретом Елены. Скульптор изобразил её в облике молодой женщины (хотя к моменту создания её первых портретов Елене было более 70 лет), сидящей на стуле с диадемой на голове. В копенгагенской глиптотеке хранится голова скульптуры IV века, которую считают скульптурным портретом Елены (I.N 1938). Христианская иконография Елены складывается в византийском искусстве к концу IX века. Её изображают в императорских одеждах с короной на голове.

В живописи наиболее часто встречаются изображения святой Елены в момент обретения ею Креста Господня или в момент его Воздвижения. Также часто встречаются её изображения вместе с сыном Константином, также почитаемом в лике равноапостольных. Более редкими являются отдельные изображения Елены.

Аньоло Гадди, «Обретение Креста Господня», ок. 1380 года;
Пьеро делла Франческа, фресковый цикл о истории Животворящего Креста в базилика Сан-Франческо (сцена пытки по приказанию Елены Иуды Квириака и обретение ею Креста Господня), 1458-1466 годы;
Чима да Конельяно, «Святая Елена», 1495 год;
Веронезе, две картины «Сон святой Елены», 1560-е и 1580 годы;
Рубенс, алтарная картина «Святая Елена» (написана для базилики Санта-Кроче-ин-Джерусалемме, находится в кафедральном соборе Грасса);
Джованни Лоренцо Бернини, статуя святой Елены в соборе Святого Петра (Рим), 1630-е годы;
Джованни Биливерти, «Обретение Еленой Животворящего Креста», первая половина XVII века;
Сазонов В. К., «Святые Константин и Елена», 1870 год;
Сальвадор Дали, сюрреалистическая картина «Святая Елена в Порт-Лигате» и «Святая Елена», 1956 год.
Литература
Ивлин Во, «Елена», новелла, 1950 год;
Мэрион Зиммер Брэдли, «Жрица Авалона» (en:Priestess of Avalon), историческое фэнтези, 2000 год.

Церковная история знает всего нескольких женщин, которые смогли удостоиться звания «равноапостольная» - это св. Нина, св. Мария Магдалина, мученицы Апфия и Фекла, русская княгиня Ольга, а также Елена, которой удалось много сделать во славу Божию. На иконе святая Елена часто изображается возле Креста Господня, рядом со своим сыном - императором Константином.

Жизнь этой женщины полна непростых решений, сведения о Елене сохранились благодаря многочисленным историкам. Дошли до нашего времени и святыни того времени, связанные с ее именем.


История святой Елены

Скромная Елена была трудолюбива, хотя выросла не в бедности. Ее родной город Дрепан ныне является частью Турции. Она прислуживала путникам. Девушка вышла замуж за Флавия Констанция - будущего императора Рима. Но в то время вряд ли кто-то мог это предположить. Сын Константин у пары родился в 272 г.

В результате политических интриг Елене пришлось оставить своего любимого супруга. Благодаря этому поступку, он вступил в выгодный брак, который позволил ему начать серьезную политическую карьеру. Будучи еще достаточно молодой, Елена перебралась в Германию, где была резиденция ее сына.

Взойдя на престол, сын сделал мать августой - по сути, равной себе императрицей, которая даже выпускала свою монету. Историки подтверждают, что Константин очень уважал Елену и доверял ей. Сделалась христианской она уже в пожилом возрасте (женщине было 60). Несмотря на это, на иконах святая царица Елена часто изображается цветущей молодой женщиной. Сделано это, чтобы символически передать мощь преображения человеческой души, которая не знает возраста.


Значение святого образа

Благодаря царскому положению, сохранились прижизненные портреты святой, которые делались на монетах. В музее хранится статуя, изображающая Елену в несколько идеализированном виде. Но так было принято, поскольку императоры считались потомками богов, и люди должны были их почитать - кто же захочет обожествлять некрасивую немолодую царицу? Скоро, однако, положение изменилось - сам император стал христианином и сделал свою религию официальной.

Иконы святой равноапостольной Елены появились уже спустя несколько столетий после ее кончины. Византийские мастера довольно точно передавали царские одеяния: широкий расшитый ворот, подол, украшенный камнями, поручи, корона. Все это указывает не только на царское положение при жизни, но и высокую честь, которой Господь удостаивает праведников в Царстве вечном.

Редко древними мастерами царица изображалась одна - рядом с ней обычно находится сын - опора, помощник, соратник во всех благих делах. Без единодушия в семье ни одно святое дело невозможно - не в этом ли значение подобной композиции? А дело было сделано великое - Елена нашла Честной Животворящий крест, не имея представления о том, где и как будет искать. Но Господь устраивает все, если у человека есть решимость. Об этом тоже должна напоминать икона святой Елены.

Традиционная композиция иконы:

  • св. Константин стоит слева, св. Елена справа;
  • между ними высокий крест 5 или 8-конечный;
  • на головах у обоих короны;
  • жесты могут быть разными - иногда царица держит в руках гвозди.

Современная иконография отличается большим разнообразием, чаще всего святая изображается одна, в правой руке держит крест - символ страданий, также он напоминает о подвиге царицы. Левая рука может быть открыта, либо направлена ко кресту, напоминая, что каждый в своей жизни должен выполнить определенное дело для Господа - таково богословское значение иконы св. Елены. В 10 в. изображение царственных святых становилось сюжетом для росписей храмов, триптихов, иконостасов.

В России почитание святой началось сразу после принятия христианства. Княгиня Ольга приняла в крещении ее имя. Соборы в Новгороде и Киеве хранят изображения в византийской традиции (святая с сыном у креста). Большое почитание икона св. Елены имела у русских царей - это подчеркивало преемственность власти христианских самодержцев. Особых почестей святые удостоились при царе Алексее Михайловиче.

Редко, но встречались и житийные иконы, включающие клейма:

  • сон императора Константина (видение креста);
  • победа в сражении;
  • крещение св. Константина;
  • поездка св. Елены в Иерусалим;
  • обретение Креста и воскрешение умершего;
  • нахождение гвоздей Христа.

В чем помогает икона св. Елены

Будучи уже старой (даже по современным меркам) царица увидела необычный сон. В нем ей было дано поручение очистить Святую Землю от языческих капищ.

Получив поддержку от императора, женщина тронулась в путь. Результатом грандиозного путешествия стало обретение Креста Господня, также гвоздей, которыми были пробиты Его руки. Храм Гроба Господня основала именно св. Елена. Что мешало ей наслаждаться покойной жизнью в роскоши и почитании? Зачем придавать значение какому-то сну? Царица поступила так по велению совести, голос которой заглушен у многих современных людей.

Значение иконы Святой Елены - напоминать о том, что вера важней преходящей славы, комфорта, иногда даже здравого смысла. Расстояние от Рима до Вечного города - более 2 тыс. км. Легко ли было пожилой женщине преодолеть его, даже с помощью слуг? Как она рассчитывала найти святые места, связанные со Страстями Господа, если с того времени прошло уже 3 столетия? Только молитва и вера могли поддержать в таком сложнейшем деле.

Все возможно с Богом - святая основала множество храмов по всей Святой Земле, раздавала милостыню, кормила голодных, одаривала бедняков. На обратном пути на Кипре ей были основаны монастыри, действующие по сей день. Скончалась св. Елена в преклонном возрасте около 328 г. Интересно, что мощи святой были украдены из Рима и сегодня покоятся во Франции (парижская церковь Сен-Ле-Сен-Жиль). Там можно получить исцеление от телесных недугов.

Сегодняшние христиане верят, что икона святой Елены помогает:

  • в любом трудном начинании;
  • обретении крепкой веры;
  • получении выздоровления от болезней;
  • помощи в политической компании;
  • тем, кто находится на высокой должности.

Поможет молитвами равноапостольная Елена тем, кто возводит новые храмы или борется с ересями. Православная молитва содержит обращение и к царице, и к ее сыну, который тоже был прославлен как святой.

Молитвы святым равноапостольным Константину и Елене

Молитва первая

О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякий скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков.

Молитва вторая

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 8

Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех Апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи: егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

Кондак, глас 3

Константин днесь, с материю Еленою, крест являют всечестное древо, всех убо Иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Величание

Величаем вас, святии благовернии и равноапостольнии царие Константине и Елено, и чтим святую память вашу, вы бо святым Крестом всю вселенную просветили есте.

Икона святой Елены - что нужно знать