Профессиональные ошибки медицинского персонала. Профессиональная ошибка медицинского работника Ошибки в поведении медсестры и пациента


Людям свойственно ошибаться, в том числе и на своем рабочем месте, и даже если они выполняют очень ответственную работу, от которой зависят жизнь и здоровье человека. Ошибаться на своем рабочем месте могут и медицинские сестры. Следствием таких ошибок бывают страдания и даже смерть пациента. Необходимо сделать все возможное, чтобы такие ошибки не повторялись. Нужно изучать причины каждой допущенной ошибки и искать пути их устранения.




Идентификация пациента Информация о том, как в той или иной больнице перепутали пациентов, и о трагических последствиях этой путаницы попадает в средства массовой информации с закономерной регулярностью. Информация о том, как в той или иной больнице перепутали пациентов, и о трагических последствиях этой путаницы попадает в средства массовой информации с закономерной регулярностью. Неправильная идентификация пациента приводит к ошибкам при переливании крови, лекарственной терапии, проведении хирургических вмешательств и т.п. Неправильная идентификация пациента приводит к ошибкам при переливании крови, лекарственной терапии, проведении хирургических вмешательств и т.п.


В отделение кардиореанимации одной из московских больниц одновременно поступило по «скорой» двое пациентов, один из них с отеком легких, в крайне тяжелом состоянии, другой с сильными болями в области сердца. Два сопроводительных талона на пациентов были отданы дежурной сестре кардиореанимации. В этот момент сестра была занята: она участвовала в оказание помощи поступившим. И поэтому она не смогла сразу оформить истории болезни. Прошло 30 минут. Одного из пациентов спасти не удалось. Он умер при явлениях нарастающей левожелудочковой недостаточности. Другой пациент после купирования болевого синдрома заснул. Освободившись, медицинская сестра приступила к оформления истории болезни. В этот момент пациенты были перепутаны. В результате врач оформил посмертный эпикриз на пациента, спокойно спящего в реанимационном зале. А утром семье этого пациента сообщили о его смерти. Ситуация прояснилась к обеду, когда больного осматривал консультант. У него было правило обращаться к пациентам по имени и отчеству. Тот в ответ удивился и поправил. После короткого замешательство врач понял, что произошла ошибка. Через полчаса родным перезвонили, пытались извиниться. Пережив стресс, родня решила подать иск о возмещении материальных потерь и морального ущерба. После долгих и непрерывных переговоров с адвокатом семьи удалось уговорить родных пациента забрать иск. Дежурной медицинской сестре был объявлен выговор, она была лишена премии.


В основе любых действий медперсонала должна лежать четкая индентификация пациента (его биоматериалов, документов). Подойдя к пациенту, медработник должен убедиться, что это тот пациент, которому назначена процедура, что это его история болезни, его пробирка с кровью и т.п. Любая путаница здесь может привести к самым тяжелым последствиям, вплоть до смерти или инвалидизации пациента В основе любых действий медперсонала должна лежать четкая индентификация пациента (его биоматериалов, документов). Подойдя к пациенту, медработник должен убедиться, что это тот пациент, которому назначена процедура, что это его история болезни, его пробирка с кровью и т.п. Любая путаница здесь может привести к самым тяжелым последствиям, вплоть до смерти или инвалидизации пациента При индентификации пациентов рекомендуется: При индентификации пациентов рекомендуется: 1. Использовать как минимум два индивидуальных признака (имя пациента и дату рождения). 2. При проверке информации необходимо использовать активный, а не пассивный метод (пациент сам должен назвать себя). 3. Все емкости для исследований должны подписываться.


Идентификация больных отделения реанимации. - Если в отделение реанимации поступает пациент, находящийся без сознания, медицинский работник обязан проявить повышенную внимательность. - Пока не станет возможной положительная идентификация пациента, необходимо обеспечить его временную контрольную идентификацию (например, прикрепить к телу больного с помощью браслета или другого подходящего устройства больничный номер). - Если пациент находится в коме или загружен, то находящиеся рядом медицинская сестра, родственник или друг пациента могут помочь идентифицировать пациента, сообщив его имя, адрес или дату рождения. - Любое несовпадение сведений о пациенте должно быть зарегистрировано в медицинской документации и доложено старшему по должности. Необходимо также записать данные человека, который подтвердил идентичность пациента.


Чтобы предотвратить ошибки в некоторых российских ЛПО уже используются идентификационные браслеты с двухмерными штрих-кодами или с радиочастотными идентификационными системами, которые позволяют вносить в эти браслеты большое количество закодированной информации о пациенте (вплоть до полной истории болезни). Информация о пациенте вносится или извлекается с помощью встроенного в такой браслет электронного чипа для хранения записей.


Сестринские ошибки в лекарственной терапии В основе большинства ошибок лекарственной терапии лежат следующие факторы: В основе большинства ошибок лекарственной терапии лежат следующие факторы: 1. Трудности узнавания, когда используются похожие упаковки или близкие по звучанию названия лекарственных средств. 2. Недостаток информации о лекарственном средстве. 3. Недостаток информации о пациенте. 4. Переписывание назначении, особенно если почерк врача не разборчив. 5. Отсутствие информации о случаях неблагоприятных реакции на лекарства.


Основные причины, почему медицинские сестры ошибочно вводят пациентом «не то» лекарство. 1. Использование емкостей из под лекарств для немедицинских веществ. - Кабинет ангиографии одной из московских больниц. Перед проведением исследования пациенту в сосудистое русло вводят рентгеноконтрастное вещество. Обычно необходимо несколько ампул для одного пациента. Для удобства набора в шприц препарат из ампул сначала сливают в стерильный флакон. Обычно это делает медицинская сестра. Врач вошедший в рентгенооперационную, не обнаружив медицинскую сестру, решил не ждать. Он увидел флакон с раствором, стоящий на манипуляционном столике, врач набрал в шприц раствор, ввел пациенту. Буквально «на игле» пациенту стало плохо, процедура была срочно прекращена, а пациент через несколько часов скончался. - Кабинет ангиографии одной из московских больниц. Перед проведением исследования пациенту в сосудистое русло вводят рентгеноконтрастное вещество. Обычно необходимо несколько ампул для одного пациента. Для удобства набора в шприц препарат из ампул сначала сливают в стерильный флакон. Обычно это делает медицинская сестра. Врач вошедший в рентгенооперационную, не обнаружив медицинскую сестру, решил не ждать. Он увидел флакон с раствором, стоящий на манипуляционном столике, врач набрал в шприц раствор, ввел пациенту. Буквально «на игле» пациенту стало плохо, процедура была срочно прекращена, а пациент через несколько часов скончался. Когда пациента уже увезли из операционной, зашла санитарка отделения, которая искала флакон с хлорамином, который она отлила, чтобы унести домой… Родственникам сообщили, что пациент умер от анафилактического шока на рентгеноконтрастный препарат.


У пациентки с аллергией на амидопирин развился анафилактический шок при капельном введении антибиотика, разведенного в физиологическом растворе, находящемся в стандартном стеклянном флаконе. Раствор был приготовлен в больничной аптеке. Пациентка скончалась. Как выяснилась при расследовании случая, во флаконе был 1% раствор амидопирина, хотя на флаконе имелась этикетка с надписью «Физиологический раствор». - У пациентки с аллергией на амидопирин развился анафилактический шок при капельном введении антибиотика, разведенного в физиологическом растворе, находящемся в стандартном стеклянном флаконе. Раствор был приготовлен в больничной аптеке. Пациентка скончалась. Как выяснилась при расследовании случая, во флаконе был 1% раствор амидопирина, хотя на флаконе имелась этикетка с надписью «Физиологический раствор». 3. Сходный дизайн упаковок, емкостей, ампул, таблеток различных препаратов. - В отделении кардиореанимации внезапно ухудшилось состояние пациента с мелкоочаговым инфарктом. В ходе осмотра врач заподозрил гипогликемическую кому. Пациенту начали вводить глюкозу, однако положительной динамики почему-то не наблюдали. Долго не могли понять, и только утром, когда заступила на смену медицинская сестра поинтересовалась, какие медикаменты заканчиваются и что нужно «дозаказывать» в аптеке. При пересчете флаконов с гепарином обнаружили, что стоит схожий по внешнему виду флакон с инсулином. Именно из него ночная медицинская сестра набирала шприц, когда надо было делать гепарин. 2. Переливания (пересыпание) медицинских препаратов из одной емкости в другую, повторное применение емкостей из-под использованных препаратов (также предусматривают, что в случае повторного использования флаконов и других емкостей из-под лекарств, при их сдаче на склад (в аптеку) с них должны быть убраны все имеющиеся наклейки с надписями).


4. Совместное хранение сходных по дизайну емкостей (упаковок, ампул). 5. Отсутствие практики выделения потенциально опасных препаратов (инсулин, концентрированный раствор хлорида натрия и др.) с соответствующими отметками на емкостях (упаковках) и отдельным хранением. - В Архангельске детской областной клинической больнице погибла новорожденная девочка. Палатная медицинская сестра, занимавшаяся подготовкой лекарств для капельницы, вместо 10% раствора глюкозы ввела малышке 10% раствор хлорида натрия. Препараты были разлиты в одинаковые флаконы и стояли на столике рядом. Сменившая ее медицинская сестра заметила ошибку, когда внутривенное введение уже заканчивалось. Вскоре у девочки развилась кома, и через несколько часов она скончалась. Обе медицинские сестры отстранены от работы с детьми. В отношении медицинской сестры, перепутавшей препараты, возбуждено уголовное дело, предусматривающей ограничение либо лишением свободы на срок до пяти лет. Обе медицинские сестры отстранены от работы с детьми. В отношении медицинской сестры, перепутавшей препараты, возбуждено уголовное дело, предусматривающей ограничение либо лишением свободы на срок до пяти лет.


6. Ошибки при передаче информации о назначениях (устной и письменной) - В приемное отделение больнице поступила женщина с приступом бронхиальной астмы. Врач осмотрела ее и назначила внутривенную инъекцию эуфиллина с корглюконом. Распоряжение было отдано устно. Медицинская сестра начала введение препарата, но вдруг пациентка громко закричала, схватилась за голову. Инъекцию прекратили. При измерении давления – 360\180. «Что ты ввела»? – «Как вы сказали – эфедрин с корглюконом». В этом случае было бесполезно выяснять, кто ошибся – врач или медицинская сестра. К счастью, вскоре больной стал лучше, ошибка медицинских работников прошла без последствий для ее здоровья. - В приемное отделение больнице поступила женщина с приступом бронхиальной астмы. Врач осмотрела ее и назначила внутривенную инъекцию эуфиллина с корглюконом. Распоряжение было отдано устно. Медицинская сестра начала введение препарата, но вдруг пациентка громко закричала, схватилась за голову. Инъекцию прекратили. При измерении давления – 360\180. «Что ты ввела»? – «Как вы сказали – эфедрин с корглюконом». В этом случае было бесполезно выяснять, кто ошибся – врач или медицинская сестра. К счастью, вскоре больной стал лучше, ошибка медицинских работников прошла без последствий для ее здоровья.


Наиболее распространенной ошибкой медицинских сестер является неправильное введение препарата. Наиболее распространенной ошибкой медицинских сестер является неправильное введение препарата. Половина недосмотров случается при внутривенных инъекциях лекарств: Половина недосмотров случается при внутривенных инъекциях лекарств: персонал вводит не тот медикамент, персонал вводит не тот медикамент, ошибается в дозе, ошибается в дозе, неправильно проводит введение, неправильно проводит введение, готовит раствор в нестерильных условиях. готовит раствор в нестерильных условиях.


Во избежание ошибок необходимо соблюдать очень простые требования лекарственной безопасности: Лекарственная помощь должна быть организована таким образом, чтобы нужный пациент получил нужное лекарство, в нужной форме и нужной дозировке. Препарат должен быть введен предписанным образом и в соответствующее время; кроме того необходимо контролировать влияние медикаментов на состояние пациентов.


Ошибки медсестры общего ухода Пациенты имеют право на уход и безопасные условия содержания. Ошибки, связанные с «недосмотром» за пациентами: Ошибки, связанные с «недосмотром» за пациентами: Послеоперационные пациенты, пациенты долгое время находящиеся в отделение реанимации, нуждаются во внимательном досмотре со стороны медицинского персонала. Они неспособны оградить себя от опасностей, которые их могут окружать. Нередко с этой группой пациентов происходит трагические истории, которые влекут за собой уголовные дела как в отношении руководства медицинской организации, так и в отношении ее рядовых работников, в обязанности которых этот «досмотр» входит. Серьезная проблема – перезагруженные работой в условиях дефицита персонала медицинские сестры часто из-за крайнего переутомления допускают различные нарушения, которые могут привести к тяжелым последствиям.


Безопасное расположение пациента в постели удушения в кровати (не использовать мягкие матрацы и подушки); - удушения в кровати (не использовать мягкие матрацы и подушки); - падения с кровати (рядом с кроватью ослабленного пациента должна быть кнопка вызова медсестры); - опасная фиксация (не фиксировать руки пациента очень крепко, т.к. могут быть серьезные последствия).


Ошибки при выполнении медицинских процедур: 1. Грелка - проверить целостность грелки, герметичность крышки; контролировать температуру. Исключается прикосновение грелки к незащищенной коже. - В родильном отделении родился мальчик. В связи с низкой температурой в помещении по указанию врача медицинская сестра взяла грелку, залила ее водой из подогретого чайника, затем обернула грелку пеленкой и положила рядом с ребенком. В результате протекания грелки новорожденный получил термические ожоги второй-третьей степени. По требованию прокурора, медицинская сестра виновна в причинении тяжкого вреда здоровью новорожденному и привлечена к ответственности. - В родильном отделении родился мальчик. В связи с низкой температурой в помещении по указанию врача медицинская сестра взяла грелку, залила ее водой из подогретого чайника, затем обернула грелку пеленкой и положила рядом с ребенком. В результате протекания грелки новорожденный получил термические ожоги второй-третьей степени. По требованию прокурора, медицинская сестра виновна в причинении тяжкого вреда здоровью новорожденному и привлечена к ответственности.


2. Промывания желудка - серьезная процедура, чреватая весьма тяжкими последствиями при нарушении правил ее проведения. - При промывании желудка 76-летней пациентке с вывихом плеча (процедура была назначена перед дачей рауш-наркоза) медицинская сестра, введя зонд на 7-9 см, почувствовала сопротивление, однако приложив усилие, преодолела его и закончила процедуру. Пациентка жаловалась на боль, но сестра значения этому не придала и хирургу не доложила. Вскоре пациентке стало плохо, ее экстренно перевели в реанимацию, где она скончалась. На вскрытии – разрыв задней стенки глотки. Против медсестры возбуждено уголовное дело.


3. Клизма - при нарушениях правил проведения клизмы, здоровью пациента могут быть нанесены тяжелые повреждения вплоть до летального исхода. - В одной из гинекологических больниц накануне операции четырем женщинам была назначена очистительная клизма. Однако наутро в больнице отключили воду. Санитарка решила использовать воду, которая осталось у нее в оном из ведер. После процедуры состояние всех четверых женщин резко ухудшилось. С картиной инфекционно-токсического шока они были срочно переведены в реанимационное отделение. Двух женщин спасти не удалось. Еще две долго лечились. Главный врач уволила заведующую отделением, медицинскую сестру и санитарку отделения. Против медицинской сестры и санитарки заведены уголовные дела.


Во избежание ошибок необходимо: - с тавить в паре сотрудников условно «внимательная»-«рассеянная»; - устно комментировать медицинской сестре по смене свои действия по выполнению технической манипуляции; - обязательно 3-4 часа сна перед работой в ночную смену; - тренировка памяти и внимания на специальных занятиях с психологом; - яркая и четкая разнообразная маркировка флаконов с лекарственными препаратами; - обязательное уточнение перед манипуляцией паспортных данных пациента, конкретность назначения; - никогда не набирать в лоток шприцы с инъекционными растворами для разных пациентов одновременно.


ВЫВОД Проблема медицинских ошибок актуальна для всех стран на всех континентах, но пока только развитые государства заняли активную позицию по предотвращению медицинских ошибок. Большинство организаций пришли к независимому заключению, что каждой фатальной ошибке предшествовали около 329 незначительных небрежностей. Эксперты считают, что большая часть из них связаны с неверно налаженной работой. Около 50% всех медицинских ошибок и 75% побочных реакций можно предотвратить благодаря созданию единой отработанной системы. Создание профессиональных стандартов и алгоритмов, компьютеризация медицинских учреждений устранит погрешности в написании и запоминании предписаний, а универсальные схемы лечения и протоколов защитят сотрудников от психологических факторов стресса, усталости, забывчивости. Успешная работа в команде, сотрудничество врача, медицинской сестры и фармацевта является залогом уменьшения количества ошибок.

Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи N 5, 2013 год
Мыльникова И.С.

Старший преподаватель кафедры биоэтики РГМУ


Рост числа ошибок медработников, зафиксированных последние десятилетия, стимулировал проведение исследований условий работы различных групп персонала, в том числе медсестер, и влияния этих условий на четкость выполнения рабочих заданий. При изучении условий труда медсестер объектами исследования были факторы, которые, по мнению исследователей, повышали риск совершения профессиональных ошибок.

Средства массовой информации регулярно сообщают о новых ошибках, допущенных медработниками, в том числе медсестрами, которые привели к тяжелым последствиям для здоровья и жизни пациентов. Чаще всего заключительные слова таких сообщений гласят: "По факту причинения вреда по неосторожности возбуждено уголовное дело", и большинство склонно думать, что медработник (медсестра), совершивший(ая) ошибку, и в самом деле был(а) недостаточно внимателен (внимательна) и проявил(а) халатность. Другими словами, в настоящее время широко распространенным является суждение: "Раз ошибся, значит, виноват и заслуживает наказания". Однако, так ли это?

В настоящей статье мы постараемся выявить объективные причины ошибок медсестер. Сначала речь пойдет о внешних причинах, связанных с условиями труда медсестер, затем - о внутренних причинах, которые связаны с объективными особенностями человеческой психики, которые следует учитывать при подготовке медсестер и при организации их работы.

Организационные недостатки как причины ошибок


Перегрузки и частые отвлечения

Рост числа ошибок медработников, зафиксированных последние десятилетия, стимулировал проведение исследований условий работы различных групп персонала, в том числе медсестер, и влияния этих условий на четкость выполнения рабочих заданий. При изучении условий труда медсестер объектами исследования были факторы, которые, по мнению исследователей, повышали риск совершения профессиональных ошибок. Так, ряд европейских исследователей (Malchaire, 1992; Gadbois; 1992, Estrin-Behar, 1990), изучавших работу медсестер в палатных отделениях крупных европейских больниц, на основании своих исследований сделали вывод, что в ходе своей работы медсестры решают большое количество пространственно разбросанных и коротких по времени исполнения задач, испытывая при этом необходимость постоянно отвлекаться на внешние сигналы (телефонные звонки, обращения пациентов, неотложные распоряжения врачей и т.п.) и часто прерывая выполнение задачи.

Так, по данным Estrin-Behar, медсестры десяти хирургических и терапевтических отделений французских больниц, где проходили исследования, выполняли в среднем 320 коротких задания за утреннюю смену (8 часов) и 250 заданий - за ночную смену (12 часов). При этом их действия прерывались в ходе выполнения задания: в утреннюю смену - 78 раз, а в ночную - 28 раз. При этом суммарное время, когда медсестра была занята хождением по отделению, стояла в согнутом положении или с вытянутыми руками, сидела на корточках, составляло почти 70% от общего рабочего времени. За одну смену дневная медсестра проходила около 7 км, а ночная - 5. В этих условиях на непосредственную работу с больным оставалось не более 15-20% рабочего времени.

  1. 1. Типичные ошибкиТипичные ошибки в работев работе медицинскоймедицинской сестрысестры В помощь практикующей медицинской сестреВ помощь практикующей медицинской сестре №3(39) 2013№3(39) 2013
  2. 2. ИДЕНТИФИКАЦИЯИДЕНТИФИКАЦИЯ БОЛЬНЫХБОЛЬНЫХ  Идентификация́Идентификация́ (от (от лат.лат. identificoidentifico - - отождествлятьотождествлять):):  ИдентификацияИдентификация - - установлениеустановление тождественноститождественности неизвестного объектанеизвестного объекта известному на основанииизвестному на основании совпадения признаков;совпадения признаков; опознание.опознание.
  3. 3. В основе любых действий медперсоналаВ основе любых действий медперсонала должна лежать четкая идентификациядолжна лежать четкая идентификация пациента (его биоматериалов, документов)пациента (его биоматериалов, документов) При идентификации больных рекомендуетсяПри идентификации больных рекомендуется использовать как минимум дваиспользовать как минимум два индивидуальных признака:индивидуальных признака: * имя пациента и* имя пациента и * дату рождения.* дату рождения.
  4. 4. Идентификация:Идентификация: Стационарного больного:Стационарного больного: Ключевой информацией являются:Ключевой информацией являются:  ФИО больного,ФИО больного,  дата рождения и/илидата рождения и/или  домашний адрес.домашний адрес. Номер палаты (койки) для этихНомер палаты (койки) для этих целей НЕ ИСПОЛЬЗУЮТ.целей НЕ ИСПОЛЬЗУЮТ. Амбулаторного больного:Амбулаторного больного: Ключевой информацией являются:Ключевой информацией являются: Документ с фотографией,Документ с фотографией, ФИО больного,ФИО больного, дата рождения и/илидата рождения и/или домашний адрес.домашний адрес. Вызывая из приёмной пациента поВызывая из приёмной пациента по имени, медработник долженимени, медработник должен помнить о мерах предосторожностипомнить о мерах предосторожности и называть только имя и фамилиюи называть только имя и фамилию пациента, ни в коем случае непациента, ни в коем случае не озвучивая другую информациюозвучивая другую информацию конфиденциального характера.конфиденциального характера.
  5. 5. Идентификация пациентов, находящихсяИдентификация пациентов, находящихся без сознания, под воздействиембез сознания, под воздействием лекарственных препаратов (загруженного)лекарственных препаратов (загруженного) и в состоянии сна:и в состоянии сна:  Если пациент спит – его необходимо разбудить. Идентиф-яЕсли пациент спит – его необходимо разбудить. Идентиф-я в соответствии с правилами описанными выше.в соответствии с правилами описанными выше.  Если пациент в коме или загружен – идентиф-я проводитсяЕсли пациент в коме или загружен – идентиф-я проводится со слов друзей или родственников. Необходимо такжесо слов друзей или родственников. Необходимо также записать данные человека, который подтвердилзаписать данные человека, который подтвердил идентичность больногоидентичность больного..
  6. 6. Идентификация ребенка иИдентификация ребенка и подростка:подростка:  Желательно, чтобы идентиф-я детей проводиласьЖелательно, чтобы идентиф-я детей проводилась тем же методом, что и взрослых пациентов.тем же методом, что и взрослых пациентов.  М/с, опекун или родственник ребенка могутМ/с, опекун или родственник ребенка могут опознать ребенка.опознать ребенка.  Данные человека, который верифицировалДанные человека, который верифицировал личность больного, должны быть занесены в еголичность больного, должны быть занесены в его медицинскую карту.медицинскую карту.
  7. 7. Идентификация больныхИдентификация больных отделения реанимации:отделения реанимации:  Если пациент в коме или загружен – идентиф-яЕсли пациент в коме или загружен – идентиф-я проводится со слов друзей или родственников.проводится со слов друзей или родственников. Необходимо такжеНеобходимо также записать данныезаписать данные человека, который подтвердилчеловека, который подтвердил идентичность больногоидентичность больного..  Обеспечить временную идентификациюОбеспечить временную идентификацию (прикрепить к телу больного с помощью браслета(прикрепить к телу больного с помощью браслета или другого устройства больничный номер).или другого устройства больничный номер).
  8. 8. Современные технологииСовременные технологии идентификации больных:идентификации больных: Использование идентификационных браслетов сИспользование идентификационных браслетов с двухмерными штрих-кодами.двухмерными штрих-кодами. Использование идентификационных браслетов сИспользование идентификационных браслетов с радиочастотными идентификационнымирадиочастотными идентификационными системами.системами. Использование опознавательных браслетов сИспользование опознавательных браслетов с фотографией пациента.фотографией пациента.
  9. 9. Ответственность за ошибки приОтветственность за ошибки при идентификации больного:идентификации больного:  Дисциплинарное взыскание;Дисциплинарное взыскание;  Освобождение от занимаемой должности;Освобождение от занимаемой должности;  Судебное разбирательство.Судебное разбирательство. Поскольку ошибки в идентификации пациента могутПоскольку ошибки в идентификации пациента могут нести угрозу жизни пациента, они налагаютнести угрозу жизни пациента, они налагают значительную правовую ответственность как назначительную правовую ответственность как на медицинского работника, совершившего такуюмедицинского работника, совершившего такую ошибку, так и на медицинское учреждение, котороеошибку, так и на медицинское учреждение, которое наняло на работу данного сотрудника.наняло на работу данного сотрудника.
  10. 10. Важные правила идентификацииВажные правила идентификации больных:больных:  Правильная постановка вопроса: «Скажите, как Ваше имя?»Правильная постановка вопроса: «Скажите, как Ваше имя?»  Нельзя строить опознание пациента на записях, наклеенныхНельзя строить опознание пациента на записях, наклеенных на кровати пациента или на медицинское оборудование.на кровати пациента или на медицинское оборудование.  Нельзя проводить процедуры пациентам, чья идентичностьНельзя проводить процедуры пациентам, чья идентичность не подтверждена или не гарантирована, или если в процессене подтверждена или не гарантирована, или если в процессе идентификации пациента выявлены расхождения данных.идентификации пациента выявлены расхождения данных.  Обо всех имеющихся расхождениях медицинский работникОбо всех имеющихся расхождениях медицинский работник обязан немедленно докладывать своему руководителю.обязан немедленно докладывать своему руководителю.
  11. 11. Сестринские ошибки вСестринские ошибки в лекарственной терапиилекарственной терапии  Неблагоприятная побочная реакцияНеблагоприятная побочная реакция (НПР) – любая непреднамеренная и(НПР) – любая непреднамеренная и вредная для организма человека реакция,вредная для организма человека реакция, которая возникает при использованиикоторая возникает при использовании препарата в обычных дозах с цельюпрепарата в обычных дозах с целью профилактики, лечения и диагностики.профилактики, лечения и диагностики.  Побочные явления – любыеПобочные явления – любые неблагоприятные с медицинской точкинеблагоприятные с медицинской точки зрения проявления, которые возникаютзрения проявления, которые возникают во время лечения препаратом, но нево время лечения препаратом, но не обязательно имеют причинно-обязательно имеют причинно- следственную связь с этим лечением.следственную связь с этим лечением.
  12. 12. Основные требованияОсновные требования лекарственной безопасностилекарственной безопасности сводятся к выполнению следующих требований:сводятся к выполнению следующих требований: 1.1. Любую лекарственную процедуру начинать с идентификации больного;Любую лекарственную процедуру начинать с идентификации больного; 2.2. Проверять надпись на этикетке упаковки, когда она берется изПроверять надпись на этикетке упаковки, когда она берется из шкафчика с лекарствами (1-й уровень лекарственного контроля);шкафчика с лекарствами (1-й уровень лекарственного контроля); 3.3. Проверять надпись на этикетке упаковки, когда она берется, чтобыПроверять надпись на этикетке упаковки, когда она берется, чтобы достать ампулу (2-й уровень лекарственного контроля);достать ампулу (2-й уровень лекарственного контроля); 4.4. Проверять надпись на ампуле перед тем, как набрать шприц (3-йПроверять надпись на ампуле перед тем, как набрать шприц (3-й уровень лекарственного контроля);уровень лекарственного контроля); 5.5. Проверять надпись на шприце (флаконе) перед введением препаратаПроверять надпись на шприце (флаконе) перед введением препарата больному (4-й уровень лекарственного контроля).больному (4-й уровень лекарственного контроля).
  13. 13. Основные причины, почемуОсновные причины, почему вводится «не то» лекарство:вводится «не то» лекарство:  Использование емкостей из-под лекарств для немедицинских веществ;Использование емкостей из-под лекарств для немедицинских веществ;  Переливание (пересыпание) медицинских препаратов из одной емкостиПереливание (пересыпание) медицинских препаратов из одной емкости в другую, повторное применение емкостей из-под использованныхв другую, повторное применение емкостей из-под использованных препаратов;препаратов;  Сходный дизайн упаковок, емкостей, ампул, таблеток различныхСходный дизайн упаковок, емкостей, ампул, таблеток различных препаратов;препаратов;  Совместное хранение сходных по дизайну емкостей (упаковок, ампул);Совместное хранение сходных по дизайну емкостей (упаковок, ампул);  Отсутствие практики выделения потенциально опасных препаратов сОтсутствие практики выделения потенциально опасных препаратов с соответствующими отметками на емкостях (упаковках) и отдельнымсоответствующими отметками на емкостях (упаковках) и отдельным хранением;хранением;  Ошибки при передаче информации о назначениях (устной иОшибки при передаче информации о назначениях (устной и письменной).письменной).
  14. 14. Различают 4 типа побочных реакций наРазличают 4 типа побочных реакций на правильно назначенное медикаментозноеправильно назначенное медикаментозное средство:средство:  Тип А (зависимые от дозы);Тип А (зависимые от дозы);  Тип В (независимые от дозы);Тип В (независимые от дозы);  Тип С (эффекты при длительномТип С (эффекты при длительном применении, синдром отмены);применении, синдром отмены);  ТипТип DD (отсроченные эффекты,(отсроченные эффекты, тератогенность).тератогенность).
  15. 15. Реакции типа А:Реакции типа А:  Обусловлены фармакологическимиОбусловлены фармакологическими свойствами препарата, поэтому онисвойствами препарата, поэтому они предсказуемы, возникают часто, зависят отпредсказуемы, возникают часто, зависят от дозы препарата, для них характернадозы препарата, для них характерна невысокая летальность. На долю реакцийневысокая летальность. На долю реакций этого типа приходится около 75% от всехэтого типа приходится около 75% от всех неблагоприятных побочных реакций нанеблагоприятных побочных реакций на препараты.препараты.
  16. 16. Реакции типа В:Реакции типа В:  Чаще всего являются реакциямиЧаще всего являются реакциями иммуноаллергической природы. Онииммуноаллергической природы. Они возникают реже, не связаны с дозойвозникают реже, не связаны с дозой препарата, часто серьезные. Эти реакциипрепарата, часто серьезные. Эти реакции трудно предвидеть (непредсказуемые,трудно предвидеть (непредсказуемые, неожиданные). Для реакций этого типанеожиданные). Для реакций этого типа характерна высокая летальность. Считается,характерна высокая летальность. Считается, что реакции этого типа составляют околочто реакции этого типа составляют около 25% от числа всех зарегистрированных.25% от числа всех зарегистрированных.
  17. 17. К реакциям типа СК реакциям типа С  Относятся реакции, возникающие послеОтносятся реакции, возникающие после длительной терапии, в результате которой удлительной терапии, в результате которой у больного могут возникать новые дополнительныебольного могут возникать новые дополнительные заболевания. Реакции этого типа частозаболевания. Реакции этого типа часто расцениваются как серьезные, способныерасцениваются как серьезные, способные существенно влиять на здоровье человека, частосущественно влиять на здоровье человека, часто бывают необратимыми к моменту их выявления.бывают необратимыми к моменту их выявления. Они особенно трудны для изучения и выявления. КОни особенно трудны для изучения и выявления. К реакциям этого типа относятся: лекарственнаяреакциям этого типа относятся: лекарственная зависимость, синдром отмены, эффекты кумуляциизависимость, синдром отмены, эффекты кумуляции и подавления гормонов, толерантность и др.и подавления гормонов, толерантность и др.
  18. 18. Реакции типаРеакции типа DD::  Отсроченные реакции, включаютОтсроченные реакции, включают канцерогенные, мутагенные, тератогенныеканцерогенные, мутагенные, тератогенные эффекты, дефекты репродуктивной системыэффекты, дефекты репродуктивной системы и другие, которые могут возникнуть черези другие, которые могут возникнуть через месяцы или годы после лечения.месяцы или годы после лечения. Диагностика этих реакций еще болееДиагностика этих реакций еще более затруднительна.затруднительна.
  19. 19. Применение просроченныхПрименение просроченных лекарств – повод для прокурорскойлекарств – повод для прокурорской проверки.проверки.  Соблюдение сроков годности препаратов вСоблюдение сроков годности препаратов в отделениях –отделениях – прямая обязанностьпрямая обязанность сестринского персоналасестринского персонала. Каждая медсестра. Каждая медсестра должна проверить безопасность препаратадолжна проверить безопасность препарата перед непосредственным его применением.перед непосредственным его применением.
  20. 20. Хранение лекарств, контрольХранение лекарств, контроль медикаментовмедикаментов Получив медикаменты, м/с должнаПолучив медикаменты, м/с должна провести их контроль:провести их контроль:  Проверить надписи наПроверить надписи на упаковках;упаковках;  Выборочно проверить внешнийВыборочно проверить внешний вид жидкостей;вид жидкостей;  Убедиться в наличии аннотации.Убедиться в наличии аннотации.  Наркотические ядовитые,Наркотические ядовитые, сильнодействующие препаратысильнодействующие препараты хранятся в шкафу под замком.хранятся в шкафу под замком.  Прочие препараты размещаютсяПрочие препараты размещаются в шкафу наглядно, пов шкафу наглядно, по лекарственным группам.лекарственным группам.  Лекарства оставляют в упаковках,Лекарства оставляют в упаковках, сохраняя номер партии.сохраняя номер партии.  Определенные препаратыОпределенные препараты хранятся в холодильнике,хранятся в холодильнике, темном месте и т.д.темном месте и т.д.
  21. 21. Правило пяти «П»:Правило пяти «П»:  Правильный пациент;Правильный пациент;  Правильный препарат;Правильный препарат;  Правильная доза и концентрация;Правильная доза и концентрация;  Правильный путь введения;Правильный путь введения;  Правильное время введения.Правильное время введения.
  22. 22. Наблюдение за больным и выявлениеНаблюдение за больным и выявление осложнений терапииосложнений терапии Типичные симптомы непереносимостиТипичные симптомы непереносимости препарата или побочных эффектов:препарата или побочных эффектов:  Острые: нехватка воздуха, побледнение,Острые: нехватка воздуха, побледнение, изменение пульса, АД.изменение пульса, АД.  Подострые: тошнота, рвота, головокружение,Подострые: тошнота, рвота, головокружение, головная боль.головная боль.  Отсроченные: диарея, сыпь, головные боли.Отсроченные: диарея, сыпь, головные боли.
  23. 23.  При выявленииПри выявлении непереносимости –непереносимости – прекратить введение,прекратить введение, вызвать врача,вызвать врача, сохранить вводимыесохранить вводимые препараты, далеепрепараты, далее действовать подействовать по инструкции дляинструкции для различных состояний.различных состояний.
  24. 24. Ошибки в процедурномОшибки в процедурном кабинетекабинете  Парентеральное введение препаратов – этоПарентеральное введение препаратов – это инвазивные вмешательства, которыминвазивные вмешательства, которым свойственны определенные риски.свойственны определенные риски.
  25. 25. Основные осложнения, которые могут быть вызваныОсновные осложнения, которые могут быть вызваны ошибочными действиями процедурной м/с:ошибочными действиями процедурной м/с:  1. Внутрибольничное инфицирование (постинъекционный абсцесс,1. Внутрибольничное инфицирование (постинъекционный абсцесс, катетер-ассоциированная инфекция);катетер-ассоциированная инфекция);  2. Травматические поражения (гематомы, повреждения нервных2. Травматические поражения (гематомы, повреждения нервных волокон, повреждение артерий с ишемией тканей вплоть до некроза иволокон, повреждение артерий с ишемией тканей вплоть до некроза и т.д.);т.д.);  3. Химические повреждения лекарственными веществами (флебит,3. Химические повреждения лекарственными веществами (флебит, вызванный раздражающим действием препарата на сосудистую стенку,вызванный раздражающим действием препарата на сосудистую стенку, атрофия, кальциноз тканей);атрофия, кальциноз тканей);  4. Осложнения правильно введенных лекарственных препаратов4. Осложнения правильно введенных лекарственных препаратов (анафилаксия, различные побочные эффекты);(анафилаксия, различные побочные эффекты);  5. Осложнения, вызванные грубыми ошибками (введено неправильное5. Осложнения, вызванные грубыми ошибками (введено неправильное вещество, превышена доза, скорость введения, объем введеннойвещество, превышена доза, скорость введения, объем введенной жидкости).жидкости).
  26. 26. Инфекционная безопасность приИнфекционная безопасность при внутримышечных инъекциях:внутримышечных инъекциях: постинъекционные абсцессыпостинъекционные абсцессы  Постинъекционные абсцессы – частоПостинъекционные абсцессы – часто встречающиеся осложнения в/м инъекций. Околовстречающиеся осложнения в/м инъекций. Около 90% постинъекционных осложнений имеют90% постинъекционных осложнений имеют бактериальное происхождение. По данным разныхбактериальное происхождение. По данным разных авторов, они составляют от 8-40% всех ВБИ.авторов, они составляют от 8-40% всех ВБИ.  Постинъекционные абсцессы принято считатьПостинъекционные абсцессы принято считать дефектом медицинской помощи, следствиемдефектом медицинской помощи, следствием небрежности медицинской сестры.небрежности медицинской сестры.
  27. По различным источникам, осложненияПо различным источникам, осложнения чаще возникают после инъекций:чаще возникают после инъекций:  Сульфата магния – 43,6%Сульфата магния – 43,6%  Анальгина – 30,8%Анальгина – 30,8%  Кордиамина – 5,5%Кордиамина – 5,5%  Витаминов – 4,9%Витаминов – 4,9%  Баралгина и реопирина – по 5,7%Баралгина и реопирина – по 5,7%
  28. 28. Безопасность внутривенныхБезопасность внутривенных инъекций (инфузий):инъекций (инфузий): В/в введения лекарственных препаратов имеютВ/в введения лекарственных препаратов имеют следующие риски для пациента:следующие риски для пациента:  Инфекционные (при использованииИнфекционные (при использовании катетеров - КАИ);катетеров - КАИ);  Связанные с введением лекарственныхСвязанные с введением лекарственных препаратов – реакция организма напрепаратов – реакция организма на введенный раствор;введенный раствор;  Травматические повреждения и др.Травматические повреждения и др.
  29. 29. Результатом реализации этих рисков могут стать местныеРезультатом реализации этих рисков могут стать местные и общие осложнения, иногда заканчивающиесяи общие осложнения, иногда заканчивающиеся инвалидностьюинвалидностью и даже смертью пациента.и даже смертью пациента.  Местные осложненияМестные осложнения: флебит, тромбофлебит,: флебит, тромбофлебит, гематома, травмирование близлежащих нервов,гематома, травмирование близлежащих нервов, артерий.артерий.  Общие осложненияОбщие осложнения: анафилаксия,: анафилаксия, неблагоприятные побочные эффектынеблагоприятные побочные эффекты лекарственных препаратов, шок вследствиелекарственных препаратов, шок вследствие быстрого введения препарата, эмболии, пирогеннаябыстрого введения препарата, эмболии, пирогенная реакция.реакция.
  30. 30. Флебиты:Флебиты:  Механический флебит – развивается в ответ наМеханический флебит – развивается в ответ на повреждение иглой или канюлей катетераповреждение иглой или канюлей катетера эндотелия вены. Механическая травма вызываетэндотелия вены. Механическая травма вызывает асептическое воспаление, позже можетасептическое воспаление, позже может присоединиться инфекция.присоединиться инфекция.  Химический флебит – развивается в результатеХимический флебит – развивается в результате химического раздражения эндотелия. Химическиехимического раздражения эндотелия. Химические флебиты часто осложняются пристеночнымфлебиты часто осложняются пристеночным тромбированием с развитием тромбофлебитов,тромбированием с развитием тромбофлебитов, нередко присоединяется инфекция.нередко присоединяется инфекция.
  31. 31. Катетер-ассоциированные инфекцииКатетер-ассоциированные инфекции (КАИ):(КАИ): Различают следующие виды:Различают следующие виды:  Колонизированный катетер;Колонизированный катетер;  Инфекционный флебит;Инфекционный флебит;  Инфекция места постановки катетера;Инфекция места постановки катетера;  Карманная и туннельная инфекция;Карманная и туннельная инфекция;  Инфекция кровотока.Инфекция кровотока.
  32. 32. Гематома:Гематома:  Возникает вследствие неконтролируемогоВозникает вследствие неконтролируемого кровотечения в области введения иглыкровотечения в области введения иглы (катетера) из-за плохой техники(катетера) из-за плохой техники манипуляции.манипуляции.  Основные причины: многочисленныеОсновные причины: многочисленные проколы вены; неверно подобранная вена;проколы вены; неверно подобранная вена; нарушения свертывающей системы крови.нарушения свертывающей системы крови.
  33. 33. Повреждение нерва (укол/прокол нерва,Повреждение нерва (укол/прокол нерва, сдавление нерва)сдавление нерва)  Укол нерва возникает приУкол нерва возникает при неудовлетворительной техникенеудовлетворительной технике катетеризации вены.катетеризации вены.  Сдавление нерва возникает в результатеСдавление нерва возникает в результате гематомы или инфильтрации.гематомы или инфильтрации.
  34. 34. Механические препятствия инфузииМеханические препятствия инфузии могут быть вызваны образованием тромба илимогут быть вызваны образованием тромба или спазмом сосуда.спазмом сосуда. Венозный/артериальный спазм возникает какВенозный/артериальный спазм возникает как результат воздействия холода; механическихрезультат воздействия холода; механических или химических стимулов.или химических стимулов.
  35. 35. Эмболия катетеромЭмболия катетером  Эмбол – это любой нерастворимыйЭмбол – это любой нерастворимый конгломерат, включая сгустки крови,конгломерат, включая сгустки крови, свободно плавающие в крови и двигающиесясвободно плавающие в крови и двигающиеся по кровотоку.по кровотоку.  Эмболы образуются при: поврежденииЭмболы образуются при: повреждении эндотелия; образовании осадков приэндотелия; образовании осадков при смешении несовместимых растворов;смешении несовместимых растворов; закупорке катетера.закупорке катетера.
  36. 36. Перегрузка системы кровообращенияПерегрузка системы кровообращения происходит, если объем введенной жидкостипроисходит, если объем введенной жидкости превышает объем, с которым можетпревышает объем, с которым может справиться сердечно-сосудистая система.справиться сердечно-сосудистая система. Перегрузка ведет к: повышению венозногоПерегрузка ведет к: повышению венозного давления (компенсация), сердечнойдавления (компенсация), сердечной недостаточности, отеку легких, шоку,недостаточности, отеку легких, шоку, остановке кровообращения.остановке кровообращения.
  37. 37. Шок от быстрого введения раствораШок от быстрого введения раствора возникает при быстром, чаще струйном,возникает при быстром, чаще струйном, введении вещества в организм.введении вещества в организм. Препарат в токсичной концентрации быстроПрепарат в токсичной концентрации быстро достигает органы-мишени.достигает органы-мишени.
  38. 38. Ошибки проведения венепункцииОшибки проведения венепункции Самые распространенные ошибки медицинскогоСамые распространенные ошибки медицинского персонала:персонала:  Пункция вены и взятие образца крови до того, как сПункция вены и взятие образца крови до того, как с поверхности кожи испарился спирт;поверхности кожи испарился спирт;  Неплотное соединение компонентов системы дляНеплотное соединение компонентов системы для взятия крови (иглы с держателем);взятия крови (иглы с держателем);  Выбор пробирки без учета особенностей венВыбор пробирки без учета особенностей вен пациента;пациента;  Слишком быстрое оттягивание штока шприца илиСлишком быстрое оттягивание штока шприца или быстрое поступление крови в вакуумную пробирку;быстрое поступление крови в вакуумную пробирку;  Использование иглы для взятия кровиИспользование иглы для взятия крови несоответствующего размера;несоответствующего размера;  Повторная пункция одной и той же вены;Повторная пункция одной и той же вены;
  39. 39. * Блокада иглы из-за неправильного выбора угла введения* Блокада иглы из-за неправильного выбора угла введения иглы в вену или из-за того, что срез иглы уперся в стенкуиглы в вену или из-за того, что срез иглы уперся в стенку вены;вены; * Несоблюдение правил взятия крови через* Несоблюдение правил взятия крови через периферические катетеры для в/в вливаний;периферические катетеры для в/в вливаний; * Взятие пробы крови аспирационной техникой в шприц* Взятие пробы крови аспирационной техникой в шприц с последующим быстрым, под большим давлениемс последующим быстрым, под большим давлением переносом образца из шприца в пробирку;переносом образца из шприца в пробирку; * Энергичное перемешивание или встряхивание* Энергичное перемешивание или встряхивание пробирки вместо аккуратного перевертывания;пробирки вместо аккуратного перевертывания; * Ненадлежащее обращение с пробиркой и несоблюдение* Ненадлежащее обращение с пробиркой и несоблюдение стандартных условий транспортировки образца крови.стандартных условий транспортировки образца крови.
  40. 40. Осложнения венепункции:Осложнения венепункции:  Обморок – кратковременная потеря сознания из-заОбморок – кратковременная потеря сознания из-за недостатка поступления кислорода в ГМ, из-занедостатка поступления кислорода в ГМ, из-за гипогликемии, гипервентиляции легких,гипогликемии, гипервентиляции легких, нарушений кардиологического, неврологическогонарушений кардиологического, неврологического или психического характера, может бытьили психического характера, может быть следствием приема лекарственных препаратов.следствием приема лекарственных препаратов.  Эпилептический припадок/судорожный приступЭпилептический припадок/судорожный приступ во время проведения процедуры взятия кровиво время проведения процедуры взятия крови
  41. 41. Осложнения венепункции:Осложнения венепункции:  Подкожная гематома – кровоизлияние вПодкожная гематома – кровоизлияние в мягкие ткани в месте пункции вены.мягкие ткани в месте пункции вены.  Петехии – небольшие плоские точечныеПетехии – небольшие плоские точечные пятнышки округлой формы, темно-красногопятнышки округлой формы, темно-красного или пурпурного цвета на коже или слизистойили пурпурного цвета на коже или слизистой оболочке пациента, являющиеся результатомоболочке пациента, являющиеся результатом малых капиллярных кровоизлияний смалых капиллярных кровоизлияний с выходом крови в верхние слои кожи.выходом крови в верхние слои кожи.
  42. 42. Осложнения венепункции:Осложнения венепункции:  Кровотечение из места прокола;Кровотечение из места прокола;  Травма нервного ствола:Травма нервного ствола: Основная причина – неправильноеОсновная причина – неправильное выполнение процедуры венепункции: проколвыполнение процедуры венепункции: прокол вены иглой насквозь, активный поиск венывены иглой насквозь, активный поиск вены иглой вслепую.иглой вслепую. * Ятрогенная анемия – это кровопотеря,* Ятрогенная анемия – это кровопотеря, обусловленная врачебными манипуляциями,обусловленная врачебными манипуляциями, в том числе заборами крови дляв том числе заборами крови для исследования.исследования.
  43. 43. Медицина поистине есть самоеМедицина поистине есть самое благородное из всех искусств.благородное из всех искусств. Гиппократ (460-377гг. до н.э.)Гиппократ (460-377гг. до н.э.)

На сегодняшний день в нормативно-правовых актах отсутствует понятие «медицинская ошибка», что дает основание некоторым авторам считать ее внеправовой категорией, и в свою очередь способствует распространению мнения среди медицинского персонала о ненаказуемости за профессиональные ошибки. Это не соответствует современной действительности, так как в ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» предусматривается право медицинских работников на «страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей».

Данное положение свидетельствует о законодательном признании возможности совершения профессиональных ошибок медицинскими работниками, поскольку законодатель выделил критерии медицинской ошибки.

В связи с этим встает актуальный вопрос о законодательном закреплении не только самого понятия «медицинская ошибка», но и разграничения ее от несчастного случая, халатности и причинения смерти по неосторожности, причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности, а также гражданско-правовой ответственности медицинских работников за медицинскую ошибку с учетом, как юридических, так и медицинских особенностей .

Было бы совершенно несправедливо говорить, что проблема медицинских ошибок и ответственности за них существует только в нашей стране. Тема медицинских ошибок, выражающаяся в ошибочном диагностировании, лечении и смерти больного, одна из самых актуальных в мире.

Классификация медицинских ошибок

Среди многочисленных и разнообразных классификаций следует различать:

  • · диагностические ошибки,
  • · лечебно-тактические,
  • · лечебно-технические,
  • · организационные,
  • · ошибки поведения медицинского персонала в лечебных учреждениях.

Ошибка бывает:

  • · случайной,
  • · профессионально квалификационной,
  • · должностной (см. приложение 1).

Диагностические ошибки.

С сожалением приходится признать, что в силу различных объективных и особенно субъективных причин разнообразные диагностические ошибки в практической работе хирурга встречаются пока еще не редко. Точный учет этого вида ошибок отсутствует, так как часть их ускользает от регистрации.

Лечебно-тактические ошибки.

Речь идет об ошибках в хирургической тактике (несвоевременное направление больного к хирургу; неправильное определение показаний к операции или неправильный выбор времени для ее производства; неправильное определение способа и объема хирургического вмешательства; выбор метода операции.

Следует отметить, что тактические ошибки нередки в хирургической практике и составляют примерно 20--25% всех хирургических ошибок. Одна из довольно типичных и нередких тактических ошибок заключается в том, что при правильном диагнозе имеет место недооценка общего состояния больного.

Лечебно-технические ошибки.

Эти ошибки не редко наблюдаются среди других допускаемых в практической деятельности хирургов. Сюда относятся, например, ошибки при инструментальных методах исследования, при выполнении оперативного доступа (например, малые разрезы) и при дальнейших манипуляциях на органах и тканях, ошибки при использовании новой хирургической техники (например, сшивающих аппаратов и др.), а также оставление инородных тел в ранах и полостях.

Последние годы все чаще суды делят ответственность за забытые предметы (в брюшной полости) между хирургами и операционными сестрами.

Организационные ошибки.

К ним относится весьма большая группа ошибок, например: недостаточное оснащение и оборудование хирургических учреждений; отсутствие или неполноценность анестезиологической службы; недостаточная квалификация медицинских кадров и неправильная их расстановка; отсутствие круглосуточной готовности хирургического стационара к оказанию неотложной хирургической помощи, задержка с осмотром и операцией у больного, нуждающегося в экстренной помощи.

Ошибки поведения медицинского персонала в лечебных учреждениях.

Нередкой, к сожалению, ошибкой в работе стационарных хирургических учреждений является незнание или несоблюдение медицинским персоналом правил хирургической деонтологии.

Это -- правила поведения всего медицинского персонала, направленные, в частности, на максимальное оберегание психики больных от всяких вредных воздействий, что, по понятным причинам, имеет особенное значение в практике работы именно хирургических отделений (операционный блок). Именно нарушение этих правил является нередкой и грубой ошибкой в поведении персонала хирургических учреждений, ошибкой, чреватой иногда тяжелыми последствиями для течения и исхода заболевания. Посторонние разговоры вести во время операции нельзя; можно сказать лишь кратко то, что необходимо по ходу работы; какие-либо пререкания с оперирующим врачом совершенно недопустимы, так как это может помешать успешному выполнению операции. Все объяснения должны быть отложены до окончания операции.