Зарождение монашества. О монашестве Монах - кто это

Давая обеты, новоиспеченный инок или монах становится не господином, но слугой - Богу и людям. Обет послушания заключается в отсечении своей воли и следовании воле Божией, которая открывается через добровольное послушание Игумену и всей братии.

«Монашество не есть учреждение человеческое, а Бо́жеское, и цель его, отдалив христианина от сует и попечений мира, соединить его, посредством покаяния и плача, с Богом, раскрыв в нем отселе Царствие Божие, говорит святитель Игнатий Брянчанинов. - Милость из милостей Царя царей – когда Он призовет человека к монашеской жизни, когда в ней дарует ему молитвенный плач и когда причастием Святого Духа освободит его от насилия страстей и введет в предвкушение вечного блаженства».

Многим современным людям непонятен смысл монашества. Монашество, благословленное Церковью, - это путь к Христу, к обретению в Нем вечной жизни. Слово "монах" по-гречески означает "одинокий", "отшельник". По-русски - "инок", то есть иной, другой. Желающий стать монахом после соответствующего испытания принимает обеты целомудрия (безбрачная, бессемейная жизнь), нестяжание (отсутствие собственности) и послушания Священноначалию и духовному отцу. Своим трудом, как видимым воплощением деятельной любви, монахи создавали подобие рая на земле - нынешний Валаам даже после полувекового разорения является одним из самых ярких тому примеров.

Но главное предназначение монаха все же не в этом. Молитва за ближних и дальних, за "ненавидящих и любящих", за весь мир, лежащий в грехах (и, быть может, стоящий еще лишь благодаря молитве праведников и подвижников) - вот главное дело монаха. Очистив молитвенным подвигом сердце, многие иноки с любовью помогали людям, могли исцелять от душевных и телесных недугов.

В Валаамском монастыре существует несколько ступеней на пути к монашеству: трудник, послушник, инок и монах. В былые времена каждая ступень длилась 3 года. Ныне же срок монашеского искуса несколько уменьшился. Однако здесь, как и везде, существуют исключения - встречаются люди, готовящиеся к монашескому постригу в несколько раз дольше, чем это происходит обычно. То есть прохождение данных ступеней – дело сугубо индивидуальное и зависит от личных качеств кандидата.

Считается, что первым монашествующими были Сам Господь Иисус Христос и Пресвятая Богородица, заключившие в себе всю глубину подвига, к которому стремится всякий монах.

Но официально, начало самого института общежительного монашества положил преподобный Пахомий Великий (ок. 292-348 гг.). И во многих Афонских храмах это иконографически прослеживается: справа от входа в храм изображается преподобный Пахомий в мирской одежде, и рядом с ним ангел Божий в монашеском одеянии. И ангел указывает перстом своим на куколь, надетый на его голове, и держит в другой руке свиток с надписью: «О сем образе удобно спасешися». То есть, шествуя этим путем, проходя свой подвиг по этому образу, ты сможешь обрести совершенство, недоступное в миру, среди его шума и суеты.

На Руси монашество началось почти одновременно с принятием христианства. Основателями монашества на Руси были преподобные Антоний и Феодосий, жившие в Киево-Печерском монастыре.

Игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий говорит: «Монашество – это дар Божий, пользуясь которым человек может взойти на богообразную высоту голгофскую и приобщиться тому совершенству, к которому призван каждый из нас. Отцы воспринимали монашество, как здравницу, лечебницу, куда приходят не только люди совершенные, но и страждущие, больные, ча́я исцеления. И начинается наше покаяние, к которому априори призван всякий христианин с отрицания: это нельзя, то не положено, туда не ходи, этого не говори, это не ешь. И, с точки зрения людей не церковных, не верующих, монахи – это самые бедные и несчастные люди. Но не так это на самом деле. Ведь как говорили отцы:

Если бы мир знал то блаженство, которым утешает Господь избранных своих, монашествующих, то весь мир отрекся бы от всего и последовал бы этому блаженному призванию.

Вступающие на путь иноческого жития должны иметь твердое решение: «отречься от мира», т. е. отказаться от всех мирских интересов и развивать в себе дух – высшую часть души, во всем исполняя волю своих духовных руководителей.

Прибывший в монастырь и имеющий желание посвятить себя монашескому подвигу, не должен иметь удерживающих его в миру обстоятельств - в виде престарелых родителей, супруги, несовершеннолетних детей, неоплаченных долгов или судебного преследования. Ничто не должно связывать насельника с миром, поэтому, уходя из мира, следует отсечь все свои привязанности и связи с ним.

Желающий же убежать от проблем и не желающий учиться их решать в миру, долго в монастыре, как показывает практика, не задерживается. Жизнь в монастыре – это постоянная, непрекращающаяся борьба с диаволом, и с самим собой. И эта борьба требует, помимо всецелого упования на Бога, огромных внутренних усилий и огромной силы воли. Слабовольные и слабохарактерные здесь просто не смогут остаться.

Иноческая жизнь, или монашество, - есть удел только немногих, имеющих «призвание».

Это «призвание» есть непреодолимое внутреннее желание иноческой жизни, чтобы всецело посвятить себя на служение Богу. Как и сказал о том Господь: «Кто может вместить, да вместит». (Мф. 19, 12). Святитель Афанасий Великий в своих трудах пишет: «Два суть чина и состояния в жизни: одно - обыкновенное и свойственное человеческой жизни, т. е. супружество, другое - ангельское и апостольское, выше которого быть не может, т. е. девство или состояние иноческое».

Чин пострижения в монашество, как уже было сказано, назван в числе таинств Дионисием Ареопагитом, преподобным Феодором Студитом и другими древнецерковными авторами. В самом тексте чинопоследования он тоже назван таинством.

Подобно Крещению, пострижение в монашество является умиранием для прежней жизни и возрождением в новое бытие;
подобно Миропомазанию, оно является печатью избранничества;
подобно Браку, оно есть обручение Небесному Жениху - Христу;
подобно Священству, оно - посвящение на служение Богу;
подобно Евхаристии, оно - соединение со Христом.

Как при Крещении, при пострижении человек получает новое имя и ему прощаются грехи, он отрекается от прежней жизни и произносит обеты верности Христу, сбрасывает с себя мирскую одежду и облачается в новое одеяние. Заново рождаясь, он добровольно становится младенцем, чтобы возрастать "в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф. 4:13).

Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни Христа.

Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, свободен от родственных привязанностей, не имеет крыши над головой, странствует, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве.

Монашество - стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, устремленность к святости, к Богу, отказ от всего, что удерживает на земле и препятствует вознестись на небо.
"Монах есть тот, кто, будучи облечен в материальное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных... Монах есть тот, у кого тело очищенное, чистые уста и ум просвещенный... Отречение от мира есть... отвержение естества для получения благ, которые превыше естества... Монах есть тот, кто находится в непрерывном восхищении ума к Богу... Монах есть непрерывный свет в очах сердца... Свет для монахов - ангелы, а свет для всех людей - монашеская жизнь, поэтому да стараются иноки быть добрым примером во всем" (Иоанн Лествичник).

"Монах" означает "одинокий" (от греч. monos -"один").
На Руси монахов называли "иноками" - от слова "иной", "другой".

Монашество есть жизнь необычная, исключительная, к которой призваны немногие; жизнь, всецело и без остатка отдаваемая Богу. Монашеское отречение от мира - это не гнушение красотой мира и радостью жизни, но отказ от страстей и греха, от плотских наслаждений и вожделений - от всего, что было привнесено в жизнь после грехопадения.

Цель монашества - возвращение к первоначальному состоянию чистоты и безгрешности, которыми обладали Адам и Ева в раю. Отцы Церкви называли монашество "евангельской жизнью" и "истинной философией". Как философы стремились к совершенству на путях интеллектуального познания, так монах ищет совершенства на путях духовного подвига и подражания Христу.

"Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною", - говорит Христос богатому юноше (Мф. 19:21).
"Если кто хочет идти за Мною, Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу ради Меня, тот обретет ее", - говорит Христос Своим ученикам (Мф. 16:24-25).
"Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня" (Мф. 10:37).
В этих словах Спасителя - вся "философия" монашества.

Оно для тех, кто хочет быть совершенным, кто хочет следовать за Христом и отдать душу за Него, кто хочет обрести сокровище на небесах.
Подобно купцу, который, найдя хорошую жемчужину, готов отказаться от всего своего богатства, чтобы приобрести ее, монах отказывается от всего мира, чтобы приобрести Христа. И жертва окупается, потому что награда велика:

"Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и пошли за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: ...Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную" (Мф. 19:27-29).
Монашество существовало в Церкви, вероятно, с очень раннего времени, однако оно становится массовым в IV веке, когда прекратились гонения на христиан. Если раньше вера была подвигом и жертвой, готовностью на мученичество, то теперь христианство становится государственной религией, и искатели подвигов, жаждущие скорбей и лишений, взыскующие "тесного пути", устремляются в пустыни, чтобы там создать свое "государство в государстве".

Прежде бесплодные пустыни Египта, Палестины, Сирии заселяются монахами, превратившими их в города:

"В горах явились монастыри, пустыня населена иноками, оставившими свою собственность и записавшимися в число жительствующих на небесах... Монастыри в горах подобны были скиниям, наполненным божественными ликами псалмопевцев, любителей учения, постников, молитвенников... Представлялась там как бы особая некая область богочестия и правды. Не было там ни притеснителя, ни притесненного, не было укоризн от сборщика податей; подвижников было много, но у всех одна мысль - подвизаться в добродетели" (Житие преподобного Антония Великого).
Вскоре монастыри появились и в городах: в середине VI века в одном Константинополе было 76 монастырей.

Монашество в IV-V веках существовало трех родов -общежительное, пустынножительное и полуотшельническое. В общежительных монастырях все жили вместе, ежедневно и по нескольку раз в день сходились в храм для богослужения. Отшельники жили каждый по отдельности и сходились в храм только по воскресеньям ради причащения Святых Тайн. Средний путь - когда жили небольшими группами по два-три человека.

"Все житие монашеское содержится в трех устроениях и образах подвига: или в подвижническом уединении и отшельничестве, или в том, чтобы безмолвствовать с одним, много -с двумя, или, наконец, в том, чтобы терпеливо пребывать в общежитии. Не уклонись, как говорит Екклесиаст, ни направо, ни налево, но иди путем царским. Средний из этих образов жизни многим приличен" (Иоанн Лествичник).
В настоящее время в Русской Церкви существуют по преимуществу общежительные монастыри.
На Афоне сохраняются все три типа монашества.

Монашеские обеты сводятся к трем основным: послушания, нестяжания и целомудрия.

Послушание - это добровольное отсечение своей воли перед Богом, перед старшими, перед всяким человеком. Монашеское послушание Богу - это вслушивание в Его волю, в Его замысел о человеке, проникнутое безграничным доверием к Богу стремление быть во всем покорным Ему. Многие беды человека - от его стремления всегда все сделать по-своему, перекроить мир, который не таков, как хотелось бы, переделать окружающих людей, которые недостаточно совершенны. А монах с благодарностью принимает все таким, как оно есть: он учится с одинаковой радостью принимать от руки Божьей как утешение, так и скорбь, как здоровье, так и болезнь, как добрых людей, так и злых. Живя так, он приобретает особый, ничем не возмущаемый внутренний мир, непрестанную радость о Боге, которую не могут омрачить никакие внешние обстоятельства. "Слава Богу за все", - говорил святитель Иоанн Златоуст, лишенный епископской кафедры, изгнанный из отечества и умиравший на чужбине в тяжких страданиях. Подобно Христу, Который "смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной" (Фил. 2:8), монах стремится быть послушным Богу до смерти, до креста.

Нестяжание - добровольная нищета, отказ от всякого земного обладания. Это не значит, что монаху нельзя ничего иметь - никаких вещей или утешений на земле: но это значит, что он ни к чему не должен иметь пристрастия. Внутренне отрекшись от богатства, он обретает евангельскую легкость духа, не будучи ни к чему привязан.

Слово "целомудрие " не является синонимом безбрачия: целомудрие как "целостная мудрость", как жизнь по заповедям Евангелия, как воздержание от сладострастного удовлетворения похотей плоти, необходимо и в браке. Монашеское целомудрие, которое включает в себя безбрачие как один из составляющих элементов, есть всецелая устремленность к Богу, желание сверить каждый поступок, каждый помысел, каждое движение души с духом и буквой Евангелия. Что же касается безбрачия, то оно в контексте монашества есть состояние вышеестественное. Одиночество есть неполнота, ущербность, в браке оно преодолевается обретением другого. В монашестве этот другой - сам Бог.
О монашестве как единении с Богом говорит преподобный Симеон Новый Богослов в одном из своих гимнов:

Но если в ком живет Христос,
То как же можно говорить,
Что он один и одинок?
Ведь пребывают со Христом
Сам Бог Отец и Дух Святой.
Так как же будет одинок
Тот, кто с Тремя соединен?..
Кто с Богом, тот не одинок,
Хотя бы он и жил один,
Хотя б в пустыне он сидел
Иль в подземелье пребывал...
Кто через праведную жизнь
Всю келью в небо превратил,
Тот созерцает, сидя в ней,
Творца и неба и земли...
Всегда со Светом он живет
Незаходимым, неземным,
Не отлучаясь от Него
И никогда не отходя -
Ни днем, ни ночью, ни во сне...
Соединятся с Богом те,
Кто в покаянии живет,
Кто, удаляясь от других,
Ведет монашескую жизнь...
Их келья - небо, а они -
Как солнце, ибо в них живет
Незаходимый Божий свет...
Они одни монахи суть,
Уединенные они -
Кто с Ним одни и в Нем одни...
Расхожее представление о монашестве как существовании, лишенном всякой радости, суровом и мрачном, глубоко неверно и основано на полном незнании духа монашества.
"У монахов радость... тихая, чистая, именно веселие души добродетельной, - пишет архиепископ Иларион (Троицкий). - Ведь тот угар, то опьянение жизнью, которое принято называть "радостями жизни" - все это нечто мрачное, влекущее за собой пресыщение и болезнь похмелья... Мы, монахи, от радости, от умиления плачем и благодарим Господа... Слезы умиления знает каждый монах и перед этими слезами бедными и жалкими кажутся ему мирские радости... Я сам принял пострижение и думаю, что не придется еще в жизни пережить такой радости, как (в день пострига)... Я был полон радости целых два месяца. Так все ликовало в душе, так радостно было... Не напрасно при постриге постригающий, взяв рясу, говорит: "Брат наш (имя) облачится в одежду веселия и радости духовныя, во отложение и попрание всех печалей и смущений"... Чем дальше от страстей, тем больше радости в сердце. Чистота сердца неразрывно связана с весельем".
Чин монашеского пострижения совершается в храме епископом или настоятелем монастыря.
С постригаемого заранее снимают всю одежду и надевают на него длинную белую ризу, в которой он и стоит перед игуменом. Постригаемый произносит обеты и выслушивает поучение игумена, после чего игумен символически постригает ему волосы и облачает в черные монашеские одежды.
Вся братия монастыря подходит к новопостриженному монаху, спрашивая: "Как твое имя, брат?"
На одну или несколько ночей монах остается в храме, где читает Псалтирь и Евангелие.

Монашество есть жизнь внутренняя и сокровенная, оно есть абсолютное выражение духа христианства как "тесного" пути, ведущего в Царство Небесное. Сосредоточенность на внутренней жизни не означает какого-то эгоизма или отсутствия любви к ближнему.
Находясь вне суеты мира, монах не забывает о людях, но в тишине кельи молится за весь мир.

"Некоторые говорят, что монахи должны служить миру, чтобы не ели народный хлеб даром, но надо понять, в чем это служение и чем монах должен помогать миру, - пишет преподобный Силуан Афонский. - Монах - молитвенник за весь мир, и в этом его главное дело... Благодаря монахам на земле никогда не прекращается молитва, и в этом - польза для всего мира... Преподобный Сергий постом и молитвою помог русскому народу освободиться от татарского ига. Преподобный Серафим мысленно помолился, и Дух Святой сошел на Мотовилова. И это есть дело монахов... Ты, может быть, скажешь, что теперь нет таких монахов, которые молились бы за весь мир, а я тебе скажу, что когда не будет на земле молитвенников, то мир кончится... Мир стоит молитвами святых"
.Отцы Церкви понимали, что обновление мира и счастье людей зависит не от внешних обстоятельств, а от внутреннего делания.
Социальная активность и бурная деятельность тех, кто хотел в разные эпохи принести пользу человечеству, так и не сделали людей счастливее.

Подлинное обновление жизни возможно только в духе.
Монахи стремятся не улучшать мир, а преображать самих себя, чтобы мир преобразился изнутри.

"Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся", - говорил преподобный Серафим Саровский.

Каждый человек идет ко спасению своим тернистым путем. И всегда господь пребывает рядом. Узок и монашеский путь ко спасению, но светел и благодатен. Как встать на него? Что главное в монашестве и что второстепенно? Какие искушения ждут будущих сестер после принятия пострига и как преодолеть их? Тем, кто решил уйти в монастырь, добрые советы дают опытные игуменьи.

Матушка София, игумения Воскресенского Новодевичего женского монастыря
Важно, чтобы девушка, решившая посвятить свою жизнь Богу, понимала, что выбор, который она делает, она делает и от имени себя двадцатилетней, и сорокалетней, и от себя семидесятилетней.
Куда нам идти, Господи? У Тебя слова вечной жизни... (ср. Ин. 6, 68,69). Как бы ни было трудно на этом пути в дальнейшем, какие бы искушения, горести и разочарования вас не встречали, вы должны всей глубиной своей веры хранить данное Богу обещание жить только ради Него, только Им, не отводя свой взор ни вправо, ни влево. Жизнь христианская – это жизнь сораспятия себя Христу! Этот путь не может быть всегда столь же светел и беспечален, каким он кажется в начале пути. Люди обязательно будут нас предавать, но не надейтесь на людей, надейтесь на первую и единственную Любовь вашу, на Господа, приведшего вас под Свой покров, в Свой дом. И как бы тягостны ни были те испытания, которые вам встретятся, вы всё выдержите с помощью Божией и никуда не уйдете, даже если ничем, кроме этого, вы не сможете перед Ним оправдаться на Страшном Суде.
Как правило, желание посвятить свою жизнь служению Богу в монашеском чине созревает на основе уже имеющегося церковного и духовного опыта. Поэтому человек, принимающий такое решение, должен заручиться благословением своего духовника. Действительно ли подобное желание основано на реалиях внутренней жизни этого человека? Не является ли оно плодом экзальтированного мировосприятия, романтической настроенности или плодом каких-то сиюминутных соображений? Далее следует познакомиться с реальной, а не книжной жизнью в монастырях, например, посредством паломничеств, во время которых будущая насельница могла бы провести в монастыре некоторое время, трудясь и молясь вместе с монахинями. Молиться необходимо все время, дабы Господь открыл вашему сердцу Свою волю о вашей жизни. Через молитву нужно просить монашеского жития, как драгоценного дара, и Господь, видя такое сердечное устремление, непременно даст ответ.
Шаг в сторону Бога – это шаг от врага нашего спасения, диавола. И диавол будет бороться за то, чем ему удалось завладеть через грех. Поэтому будьте готовы к тому, что еще до вступления в монастырь вам придется преодолеть многое для того, чтобы Господь вас сподобил этого благодатного дара.
Приступая работать Господеви, уготовь душу свою во искушение, – читаем мы в Священном Писании. Потому запаситесь верой и терпением, если на пути вашего выбора вдруг непредвиденно станут возникать различные препятствия со стороны близких или на работе. Все это необходимо пройти и преодолеть, потому что только так доказывается серьезность ваших намерений. Претерпевый до конца, тот спасен будет.
Стоит заметить, что есть канонические препятствия к уходу в монастырь. Таковыми являются жизненные обстоятельства, несочетающиеся с уединенным служением в монашеском чине, например, нерасторгнутый брак, несовершеннолетние дети, и прочие обстоятельства, делающие необходимым продолжение вашей жизни в миру.

Матушка Иннокентия, игумения Серафимо-Знаменского скита
Трудно представить, что человек серьезно, а не мечтательно, собирающийся идти в монастырь, будет руководствоваться статьей из журнала. Поэтому просто с любовью к теме позволим себе несколько слов.
Средний путь в монастырь – человек воцерковлен, имеет искру любви к Богу, имеет духовника, с которым совещается по этому вопросу. Можно поездить по обителям, но не с целью критической оценки, а для того, чтобы помочь, помолиться вместе с сестрами, принимая встречающиеся обстоятельства как наставления из руки Божией. Постепенно нужно полюбить это течение жизни ко Господу: «Созидай обитель внутри сердца своего молитвою и смирением». И если Господь призовет…
Сама я по-простому старалась учиться всему, чему только возможно: читала о монашестве у святых отцов, училась петь на клиросе, косить траву, жить, чтобы быть полезной. Батюшка направлял меня, уча терпению и уступчивости. Но одно дело – читать, иное – самому переживать. Известно, что в монастыре все труды называются «послушаниями», но в действительности понятие это много глубже. Если всегда помнишь, что послушание свято, установлено Богом еще в раю праотцам, то получаешь возможность созидания райского сада в своей душе, охраняя его от своих же злых поползновений, учась понимать, что происходит в душе.
Есть общий момент для всех, собирающихся идти в монастырь: когда вдруг перед внутренним изумленным взором вырастает чудовище собственного самолюбия. Не удивляйся – «надлежит тому быть». Вам предстоит непростой, преболезненный труд самопознания. Он требует смелой самоотверженности: предпочесть не себя, а Бога. Но благо в том, что этот путь, путь монашества, математически точен и прям: обличение зла только в самом себе ради Бога – и Бог нам помощник. Потому монашество одновременно и путь Богопознания.
Постепенно душа обретет нужный строй, и дыхание любви Божией поможет обрести ясность в вопросе «что есть духовная жизнь?» Если кратко, то, как сказал один замечательный батюшка: «Ты Бога-то люби, Богу-то молись, Бог тебе поможет…».

Матушка Агния, игумения Свято-Троицкого Белопесоцкого женского монастыря
Путь монашества – это путь любви. И этот путь человек должен выбирать сам. Перво-наперво, живя в миру, нужно проверить себя церковной жизнью, молитвой, а только потом уже пробовать свои силы в монастыре. Уходя в монастырь, необходимо взять благословение у своего духовника, чтобы он молился, и тебе, решившей посвятить свою жизнь Богу, было легче преодолевать различного рода искушения. Но подходить к выбору пути надо с разумением и молитвой. Сейчас нередко сестры считают, что если батюшка благословил идти в монастырь, значит без оглядки надо идти. Безусловно, благословение духовника очень важно, но человек сам должен соразмерять свои духовные силы и возможности. Вы знаете, Господь никогда не оставляет нас! И обычно через жизненные ситуации подсказывает, как сделать правильный выбор. Если Господь ведет в монастырь, то Он обязательно посылает такие жизненные обстоятельства, благодаря которым ты понимаешь, что все дороги тебя ведут именно в монастырь.
Бывает и так: человек какой-то тропочкой зашел в монастырь и вдруг понял, что это-то и есть его жизнь, его счастье, и остался там на всю жизнь. Поэтому пожить некоторое время в каком-нибудь из монастырей очень полезно. Человек должен выбрать обитель, в которой он смог бы жить, ведь везде разное общежитие, самобытный духовный уклад, важную роль играет и количество сестер. Ведь недаром говорит русская поговорка «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». Но прежде всего нужно решить для себя: в монастыре у какой настоятельницы ты смогла бы жить. Сестра должна идти под духовное начало и руководство той настоятельницы, которой она сможет полностью доверять свою жизнь!
К сожалению, многие девушки приходят в монастырь, не понимая, что такое монашеская жизнь. Они мечтают получить постриг, облачиться в ангельские одежды, но это готовность лишь к внешнему проявлению, а внутренне они не готовы и не хотят работать над собой. А ведь придя в монастырь, человек в первую очередь встает на борьбу со своими страстями. И если он не захочет бороться с самим собой, то в монастыре он жить не сможет. Монастырь – это общежитие, и там очень важно не навредить ближнему. Об этом нужно беспрестанно помнить.

Матушка Миропия, игумения Богоявленского Авраамиева женского монастыря
Человек, которого коснулась благодать, и он потянулся за Христом, уже никогда не переменит своего решения уйти в монастырь. Это чувство любви к Богу выше всего остального. В монастырь уходят только по призванию. Не вполне правильно говорить, что человек «принял решение» уйти в монастырь, он просто не может по-другому жить, его тянет к монашеской жизни. У Бога все распределено: кому летать, кому плавать, кому машину водить, кому в монастыре подвизаться.
Встав на монашеский путь, нужно непрестанно работать над собой, ведь нельзя сразу стать генералом, сначала нужно послужить простым солдатом. В духовной жизни так же, расти нужно постепенно. Нужно смиренно выполнять свое послушание и стремиться к тому, к чему ты призван. В монастыре не так уж и плохо, как многие думают. И здесь нет ничего трудного. Напротив, перенести скорби и искушения в монастыре гораздо легче, чем в миру, просто люди об этом не знают. Ведь сама Церковь за тебя молится, а выше церковной молитвы нет ничего. В монастыре ты все делаешь по благословению, находишься под покровом Божией благодати. Да, в монастыре много искушений, но в миру их в десять раз больше! И если ты с любовью идешь к Богу, то все преодолеешь – и огонь, и воду. Почему из монастыря не уходят молодые красивые ребята? Потому что им там хорошо, и все. Они сохраняют посланную им благодать этого призвания. Они горят любовью к Богу, и им ничего не страшно. Ведь моряк никогда не оставит море, даже если побывал в нескольких штормах. Так и монах всегда будет тянуться к монастырю. С детства я тянулась к храму, и никто меня не мог остановить. Для того чтобы оказаться на Литургии, которая начиналась в три часа утра, вставала в полночь и ночью через поле шла семь километров. Меня так туда тянуло! Это можно сравнить с тем, как парень идет к любимой девушке, он преодолеет любые препятствия, водой доплывет до нее, не испугается. Не нужно ничего бояться, поверьте. Проработав в миру 27 лет и, надо сказать, на неплохой работе, я пришла в монастырь. И никогда об этом не жалела и счастлива!

Матушка Алексия, игумения Серпуховского Владычнего женского монастыря
Эпиграфом к разговору о поступлении в монастырь можно поставить высказывание преподобного Иоанна Лествичника: «Все усердно оставившие житейское, без сомнения, соделали это или будущего ради Царствия, или по множеству грехов своих, или из любви к Богу. Если же они не имели ни одного из сих намерений, то удаление их из мира было неразумно».
От себя могу добавить, что нельзя придти в монастырь, чтобы избавиться от каких-либо проблем в миру. Как говорит народная мудрость: «От себя не убежишь». Прочным основанием для начала монашеской жизни могут быть только три внутренних побуждения, указанных преподобным Иоанном Лествичником.
А старец Паисий Святогорец советовал: «Итак, когда придет благословенный час уходить из мира в монастырь, сначала проверь себя, цело ли твое сердце и принадлежит ли оно полностью тебе, или, может быть, кто-то взял частицу твоего сердца себе. Не дерзни уйти в монастырь, прежде чем не овладеешь своим сердцем полностью, потому что иначе потерпишь неудачу». Когда святые отцы говорят о «целости сердца», это значит, что идя в монастырь нельзя двоедушничать. Нельзя ставить пред собой иные задачи, кроме покаяния и богоугождения, иначе в духовной жизни человека с раздвоенным сердцем будет полный провал. Ни похвала людская, ни какие-то выгоды, ни неудачи мирской жизни, ни алкоголизм, ни наркомания, ни другая какая страсть – ничто не должно делать монашество палочкой-выручалочкой.
О приеме в монастырь в Духовном уставе монастыря написано:
1. Кто ради Бога отрицается от мира и вступает в иночество, тот становится на путь духовной жизни. Побуждение к ней у христианина появляется вследствие его веры и внутреннего стремления к духовному совершенству, которое основано на отречении от зла и страстей мира, как первого условия спасения души.
2. Никакой прежний моральный образ жизни в миру не препятствует христианину вступить в монастырь с целью спасения души, как о том сказано в 43 правиле VI Вселенского Собора.
3. В монастырь не могут быть приняты: лица, не достигшие совершеннолетия; жена при живом муже, законно с ним не разведенная, а также родительница, имеющая малолетних детей, требующих ее опеки.
Хотелось бы немного сказать и об испытаниях, которые посылаются новоначальным монахам в монастырях, чтобы проверить крепость их произволения и решимости идти за Христом.
Ошибается тот, кто ищет в монашестве успокоения. Об этом часто предупреждали старцы неразумных искателей иноческого образа: «Вы ищете покоя и утешения и для этой цели собрались идти в монастырь. А я вот напомню завещание печальника земли русской преподобного отца нашего Сергия: “Уготовайте души свои не на покой и беспечалие, но на многие скорби и лишения”. А потому уверяю вас: ваши нынешние трудности, по сравнению с монастырскими, покажутся вам ничтожными» (из письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
Для тех, кому еще непривычно читать святых отцов, сделаю краткое наставление о поступлении в монастырь. В первую очередь, человек должен иметь опыт церковной жизни: регулярно молиться, посещать богослужения, участвовать в таинствах. Молитва – основное послушание в монастырях, поэтому если нет хотя бы маленького молитвенного опыта, будет трудно привыкать к новому образу жизни.
Во-вторых, нужно знать, что все монастыри в наше время общежительные. Современному человеку тяжело перестроиться с привычного индивидуального на общинный образ жизни. Насельницы обеспечиваются всем необходимым для жизни за счет обители, у всех общая трапеза, общие послушания, одинаковая одежда. А самое большое для многих неудобство – это то, что в келье живут несколько человек.
Для человека, не имеющего призвания к монашеству, монастырская жизнь может показаться тюрьмой. Но если помнить, что пришел в обитель ради Царствия Небесного, то все трудности будут восприниматься как лекарство от страстей.
Закончить беседу о монашестве хочется словами Исихия Иерусалимского:
«Отрекшийся от житейского, то есть от жены, имения и прочего, внешнего лишь человека сделал монахом, а не внутреннего. Но кто отрекся от страстных помыслов о всем этом, тот сделал монахом и внутреннего человека, который есть ум. И такой есть истинный монах. Внешнего человека легко сделать монахом, если захочешь, но не мал труд – сделать монахом человека внутреннего».

Материал подготовила Елена Волкова

Вставки:

Свет монахов суть ангелы, монахи же свет для всех человеков.
преподобный Иоанн Лествичник

Монахи из мира, из моря злобы и бездны тьмы, из глубин берут и выносят камни, жемчужины, поступающие в венец Христов, в Небесную Церковь, в новый век, в светоносный град, в ангельский собор.
преподобный Макарий Великий

Молил я Бога показать мне, какой покров окружает и защищает монаха. И видел я монаха, окруженного огненными лампадами, и множество Ангелов охраняли его как зеницу ока, ограждая мечами своими. Тогда я вздохнул и сказал: вот что дано монаху! И, несмотря на то, диавол одолевает его, и он падает. И пришел ко мне голос от Милосердного Господа: «Никого не может низложить диавол, он не имеет больше никакой силы после того, как Я, восприняв человеческое естество, сокрушил его власть. Но человек сам от себя падает, когда предается нерадению и поблажает своим страстям и похотям». Я спросил: «Всякому ли монаху дается такой покров?» И мне было показано множество иноков, огражденных такой защитой".
Преподобный Антоний Великий

Не все, живущие в монастырях - монахи, но тот монах, кто исполняет дело монашеское.
Преподобный Варсонофий Великий

Не пострижение и одеяние делают монахом, но небесное желание и Божественное житие, потому что в этом обнаруживается совершенство жизни.
Преподобный Ефрем Сирин

Если прежде не научишься хорошо жить с людьми, то и в уединении не можешь хорошо жить.
Авва Лонги н

  • свт.
  • Напоминание всечестным инокиням … свт.
  • О трех обетах монашества архим.
  • игумен Дионисий (Шленов)
  • прп.
  • свт.
  • О том, как монаху быть совершенным прп.
  • Отречение oт мира мон.
  • архим.
  • свт.

Мона́шество (монах от греч. μοναχός — одиночный, единичный, также живущий уединенно восходит к μόνος – один, одинокий ) – образ жизни православных христиан, полностью посвятивших себя занятию , подвигам.
Монахов в России часто называют иноками, а монашество – иночеством (от «иной»).

Древние подвижники веры покидали мир не из страха не спастись, а из-за непривлекательности мира. Они шли в пустыни не как в темную и сырую могилу, а как в цветущую и радостную страну духа. (V в.) так сформулировал общее правило для ухода из мира: «Мы добровольно отказываемся от сладостей этой жизни только тогда, когда вкусим сладости Божией в целостном ощущении полноты».

«Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни . Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, свободен от родственных привязанностей, не имеет крыши над головой, странствует, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монашество – стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, устремленность к святости, к , отказ от всего, что удерживает на земле и препятствует вознестись на небо. Одиночество есть неполнота, ущербность, в браке оно преодолевается обретением другого. В монашестве этот другой – Сам Бог».
епископ

«Человек вступает в брак сразу, одним движением. Никакой «пробный брак» по существу не допустим и не возможен. Брак требует большой отваги, решимости – и готовности ко взаимной жертве. Путь к монашеству, в отличие от брака, состоит из ряда последовательных шагов, которые длятся иной раз по многу лет: за это время человек вполне успевает узнать и почувствовать монашескую жизнь».
иеромонах Макарий (Маркиш)

«Монах есть тот, кто, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных. Монах есть тот, кто держится одних только Божиих словес и заповедей во всяком времени и месте, и деле. Монах есть всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств. Монах есть тот, у кого тело очищенное, чистые уста и ум просвещенный. Монах есть тот, кто скорбя и болезнуя душею, всегда памятует и размышляет о смерти, и во сне и во бдении. Отречение от мира есть произвольная ненависть к веществу, похваляемому мирскими, и отвержение естества, для получения тех благ, которые превыше естества».
преподобный

Из Устава Свято-Троицкого мужского монастыря:

ОСНОВАНИЯ МОНАШЕСТВА

1. Устроение монашеской жизни основывается на учении Священного Писания и св. Отцов Церкви, а также на врожденном стремлении человеческого духа путем самоотвержения достигать высшего нравственного совершенства.

2. Целью монашества является теснейшее единение с Богом, стяжание благодати Божией, достижение высшего духовного совершенства.

3. Цель монашества достигается путем добровольного неуклонного выполнения христианских заповедей и основных монашеских обетов, среди которых важнейшее место занимают: нестяжание, целомудрие и послушание.

4. Нестяжание состоит в совершенном отречении от мира, то есть, в оставлении собственного имущества, занятий мирскими делами, оставлении мирских почестей и званий. Пища, одежда и другие необходимые предметы должны служить лишь сохранению жизни и здоровья, а не удовольствию и похоти, а потому должны употребляться с большим ограничением. Дающий обет нестяжания утверждается на следующих словах Христовых: «…аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди вслед Мене…» ().

5. Целомудрие состоит в постоянной безбрачной жизни, т.е. в совершенном воздержании от всего, постоянном xранении души от нецеломудренных мыслей и пожеланий. Дающий обет целомудрия утверждается на следующих словах Священного Писания: «Могий вместить, да вместит» (

Кто-то из отцов сказал, что если у юноши никогда не возникало мысли уйти в монастырь, то в его духовной жизни что-то не в порядке. В определённый момент любого молодого христианина посещают мысли о выборе жизненного пути. И даже если ты уже определил, что твоё призвание - создать семью и монастырь не для тебя, случается, что дни и годы проходят в ожидании единственной, но ничего не меняется… И ты в растерянности думаешь, не ошибся ли в своих ожиданиях, сомневаясь, боясь «не узнать» свою настоящую любовь, перепутать её с каким-то мимолётным увлечением…

О своих сомнениях корреспондент журнала “Отрок ” поговорил с двумя батюшками - и архимандритом Ионой (Черепановым).

Отец Константин, есть ли «критический» возраст, когда человек должен окончательно определиться с выбором жизненного пути - жениться ему или уйти в монастырь? Или определяться можно всю жизнь?

В юности каждый человек пытается осмыслить жизнь, понять, какова она. Началом христианского осмысления жизни является понимание того, что жизнь - непрестанный . Что бы ты ни выбрал, монашество или брак, важно понимание, что это жизненный подвиг, через который ты служишь Богу, от начала и до конца. Лишь осознав это, стоит рассуждать о выборе жизненного пути.

- А когда ты имеешь право выбрать этот путь?

Тут дело не в возрасте. Я уже говорил, что главное - осознавать серьёзность христианской жизни, понимать, что в ней не может быть компромиссов и предательства. Неправильный пример мира показывает нам легкомысленное отношение к браку, когда люди, устремляясь за своими эмоциями, не хотят нести никакой ответственности. Для того чтобы строить семью, христианин должен иметь опыт победы над своими страстями. Когда человек умеет владеть собой, тогда можно подумать и о создании семьи. Сейчас очень трудно определить возраст душевной зрелости. Есть довольно осмысленные браки, заключённые в возрасте 18 лет, но с другой стороны, есть люди, к 25 годам остающиеся полностью инфантильными, абсолютно не готовыми к брачной жизни. О зрелости свидетельствуют поступки человека, его готовность нести ответственность, выполнять свои обещания, как бы это ни было тяжело. Если такой опыт есть, то, конечно же, этот человек способен к развитию такой сложнейшей структуры, как семья.

Многим юношам приходит время жениться, и они не имеют сил удерживать свои эмоции. Разочаровавшись в браке, люди ищут причину разрушения отношений в «несходстве характеров», но на самом деле происходит разочарование не в конкретном человеке, а в отношении к делу, за которое ты взялся. Можно ли браться за строительство семьи, когда ты не знаешь законов брака, которые направлены на бережное хранение взаимной любви?

Жизнь человека, вступившего на этот путь подвижничества, в корне меняется. Столько нужно проявить терпения, мудрости! И это невозможно сделать вне Церкви, без совета и помощи духовника. Понятно, что сам человек о себе окончательного вывода сделать не может. Если это православная семья, необходимо также посоветоваться с родителями - не только духовный отец всему мерило.

Абсолютное большинство христиан, как юношей, так и девушек, могут составить достойную пару, если они имеют тёплое отношение друг к другу. Тот, кто считает, что люди могут стать супругами, если они «влюблены» друг в друга, - заблуждается, т.к. слово «влюблённость» выдумано людьми, которые по-настоящему не желают стяжать любовь.

То, что называют влюблённостью, может быть лишь началом отношений, но без продолжения в настоящей жертвенной любви она останется бесплодной и будет только самообманом. Вернее будет сказать, что влюблённость может присутствовать в отношениях, но настоящее чувство приобретается подвигом, самоотречением и жертвенностью. Кроме того, бывает, что «влюблённостью» оказывается просто страстное влечение, плоды которого для христианина разрушительны. Для христиан важно в строительстве семьи хранить теплоту отношений, о которых мы говорили, развивать, стяжать любовь, по слову Апостола. Люди, которые идут друг ко другу, по-христиански возрастают в любви; даже внешняя красота раскрывается в супругах, когда они живут подлинной христианской жизнью, когда начинают всё любить друг в друге. И это, конечно, происходит только постепенно.

- Стоит ли искать себе избранницу исключительно в православной среде? А вдруг юноша полюбил не христианку?

Такие случаи бывают… Но вот что важно понимать: любовь, которая «нечаянно нагрянет», - это, безусловно, выдумка мира. Ты позволил себе полюбить нехристианскую девушку? Знаешь ли, на что идёшь? Чаще всего бывает так: когда девушка общается с юношей-христианином, сначала она исполняет то, чего он ждёт от неё, а после замужества возвращается к своему обычному образу жизни. Священное Писание повелевает нам выбирать спутника жизни из своей среды, и это очень мудро. Молодой человек должен осознавать, что семья - это не ложе романтической любви. Прежде всего семья - это строительство тех взаимоотношений, которые станут основанием, кораблём, на котором мы пройдём весь ужас испытаний, отпущенных каждому христианину в его жизни. Супруги - это взаимные помощники. Будет ли твоя избранница помощницей в испытаниях тяжелейших, будет ли она вместе с тобой идти в правильном направлении?

- Что значит идти в правильном направлении?

Рассмотрим, к примеру, кто более прав: мать, имеющая доброе сердце, всё прощающая своим детям и позволяющая им жить гнусной жизнью, или «строгая» мать, которая помнит, что жизнь на земле - это всего лишь преддверие истинной, вечной жизни, и которая ни за что не даст своему сыну умереть для будущей жизни грехами настоящей?

Как важно выбрать по-настоящему добрую мать своим детям и истинную помощницу, подругу и спутницу себе! Тогда, случись человеку заблудиться в бурном море духовной жизни, жена окажется ему компасом - если он правильно сделал выбор в своё время. Вот о чём должен думать христианин, когда он выбирает себе спутницу.

И ещё один важный момент: христианину очень важно советоваться с духовным отцом по поводу своей избранницы. Люди бывают несходны характерами, устремлениями, иногда они очень нетрезво, мечтательно настроены. Удобнее всего заметить это со стороны, и как хорошо, если сделает это человек духовно опытный! Я, будучи духовником, не имею права приказывать, настойчиво учить их от лица Церкви - они, в конце концов, имеют свободу и право выбора. Но когда я вижу подобные ошибки, могу молиться о них, стараюсь помочь, воцерковить, направить их, чтобы они созидали свою семью на началах христианской морали.

- А может ли человек остаться один?

Это бывает очень редко, и это непростые случаи. В юном возрасте нужно ориентироваться на жизнь в браке или в монашеском постриге. Но если человек не решился ни на один из этих подвигов, то пусть он живёт чисто, по-христиански, исполняя свой долг православного человека. Жизнь человека мистична, и если Богу угодно, Он всё укажет в своё время.

На вопросы, касающиеся выбора монашеского пути, отвечает главный редактор «Отрок.ua», наместник Киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря архимандрит Иона (Черепанов).

Отец Иона, что же всё-таки движет людьми, когда они принимают монашество? Для чего человек оставляет привычный образ жизни и живёт по совершенно другим законам, совершенно другим правилам, в отличие от большинства людей вокруг?