Великие предсказатели: Даниил пророк. Пророк даниэль Жил пророк даниил

В 606 году до н. э Навуходоносор завоевал Иерусалим, где и проживал будущий великий пророк. Даниил в возрасте 15 лет вместе с другими иудеями попал в плен к Вавилонянам. Даниил вместе с другими способными юношами попал в специальную школу по подготовке к службе при дворе Вавилонского царя.

Вместе с Даниилом в школе обучались три его близких друга: Азария, Мисаил и Анания. Вавилоняне были язычниками, однако, Даниил и его товарищи не изменили вере своих предков и категорически отказывались принимать языческую пищу. Они уговорили своего воспитателя выдавать им растительную простую пищу. Наставник согласился, но с условием, что через десять дней он проверит их самочувствие. В конце испытательного срока выяснилось, что все юноши чувствуют себя прекрасно и даже гораздо лучше, чем те ученики, которые употребляли в пищу мясо с царского стола.

По окончании учебы, Даниил вместе со своими друзьями стал служить при дворе царя Вавилонского, и получил звание придворного сановника.

Пророчества Даниила

Царю Навуходоносору приснился странный сон, в котором он увидел огромного и очень страшного истукана, сделанного из четырех металлов. Большой камень, скатившийся с горы, разбил истукана и превратился в великую гору. Даниил пророк сказал царю, что уродливый истукан – это четыре царства, где правят язычники, которые будут сменять друг друга, а камень – это Мессия. Образовавшаяся гора – вечное царство Мессии (Церковь).

Даниил служил при дворе во все время правления Навуходоносора и пяти его приемников. Во время царствования царя Валтасара, на стене появилась таинственная надпись: «Мене текел упарсин». Даниил пророк сумел расшифровать ее значение и предрек Валтасару конец Вавилонского царства. «Ты ничтожен, и твое царство поделят мидяне и персы» (Дан. 5, 25). Так и случилось. Мидийский царь Дарий покорил Вавилонское царство, а Валтасар был убит.

В годы правления Валтасара Даниил предсказал грядущее пришествие «Сына человеческого». Получается, что более чем за пятьсот лет, он предрек приход Иисуса Христа на Землю.

При императоре Дарии Даниил занял важный государственный пост, но завистливые языческие вельможи оклеветали его перед Дарием. Пророка Даниила бросили на съедение разъяренным львам, но Господь оставил своего пророка невредимым. Дарий разобрал дело клеветников, и приказал подвергнуть их подобной казни. Львы сразу же растерзали завистников.

Во время царствования Кира пророк Даниил также оставался при дворе. Предсказатель принял большое участие в создании закона об освобождении еврейского народа из плена. Даниил показал Киру предсказания пророка Исаии, который жил за двести лет до этого времени. Царь Кир был потрясен этим пророчеством и приказал построить храм в честь Бога Иеговы.

Известно, что пророк Даниил дожил до глубокой старости. Книга его пророчеств состоит из 14 глав.

В своих беседах с учениками Иисус Христос два раза ссылался на пророчества Даниила.

Святой пророк Даниил - четвертый библейский пророк (относящийся к так называемым «великим пророкам»), потомок знатного иудейского рода (по некоторым предположениям мог происходить и из царского рода из колена Иудина).

Имя «Даниил» в переводе с еврейского означает - Бог мой судья, или судил меня Бог.

Начало царедворской карьеры при дворе Навуходоносора

В 4-й года царствования Иоакима при первом завоевании Навуходоносором Иерусалима (около 606 - 607 гг. до Р.Х.) Даниил вместе с соплеменниками попал в вавилонский плен. Тогда ему было лет 14-17. Вместе с другими знатными юношами Даниила выбрали в качестве «годного служить в чертогах царских…» (Дан. 1:4).

Историческая справка

За 600 лет до Р.Х. Иерусалим был завоеван царем вавилонским Навуходоносором, храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен. Был взят в плен и юный Даниил и вместе с царём иудейским Иоакимом был отведен из Иерусалима в Вавилон.

Навуходоносор II

Навуходоносор был выдающимся политиком, которому удалось избежать ошибки египетских фараонов. Последние унижали пленных евреев, что создавало опасность мятежа. Вавилон был не в состоянии военными средствами поддерживать деспотический режим, потому что слишком много людей приходилось держать в повиновении и мало было для этого солдат. Навуходоносор выбрал другой способ управления завоеванными народами: заставить людей сохранить лояльность к империи. Навуходоносор брал все самое лучшее у каждой нации и ставил на службу Вавилону. Поэтому если кто и захотел бы поднять мятеж, ему пришлось бы направить его против собственного народа.

Царь «велел их воспитывать три года…учить их книгам и языку Халдейскому» (Дан. 1:4-5). Т.е. по сути юношей подвергали продуманной системе перевоспитания, учили языку и литературе Вавилона, а также математике, мореплаванию, политике, истории и географии, — весь спектр вавилонской учености внедрялся в их умы в течение этих трех лет. Ничто не должно было отвлекать их от обучения, поэтому «назначил царь им ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил…» (Дан. 1:5).

По истечении 3-х лет перевоспитания юноши должны были предстать перед царем (Дан. 1:5) для испытания. Воспитанники должны были забыть, что они евреи, слуги Божии, и стать слугами царя земного. Им даже имена меняли, и в этом был глубинный смысл.

Итак, Навуходоносор приказал выбрать из знатных фамилий красивых еврейских юношей для служения при дворце. В числе избранных был и Даниил с тремя своими товарищами - Ананиею, Азариею и Мисаилом. Они были воспитаны при дворе этого царя, но сохранили верность своему Богу (Дан. 1:3-16).

По приказу царя, Даниил был переименован в Валтасара, что в переводе с халдейского означало «хранитель сокрытых сокровищ Ваала». Анания («Бог милостив») был наречен Седрах (имя языческого бога Мардука). Мисаил («Кто как Бог») получил имя Мисах (содержащее древнюю форму имени богини Венеры). Азария («Господь - помощь моя») переименован в Авденаго («слуга бога Нево»). Таким образом, имена, содержащие в значение своем принадлежность Богу, были изменены так, что они стали относиться к языческим богам.

Однако, с принятием языческих имен, юноши не изменили вере своих отцов. Боясь оскверниться языческой пищей, они упросили своего воспитателя выдавать им пищу не с царского стола, окропленную идоложертвенной кровью, но простую, растительную. За преданность истинной вере Господь наградил юношей успехами в науках (Дан. 1:17), и вавилонский царь, присутствовавший на экзамене, нашел, что они сообразительнее его вавилонских мудрецов: «не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить царю. И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его» (Дан. 1:19-20).

Святой пророк Даниил и три отрока Анания, Азария и Мисаил

Еще в юности Даниил особо прославился при дворе Навуходоносора Божественными дарованиями, в особенности же, он получил от Бога «дар разуметь и всякие видения и сны» (Дан.1:17).

Сон царя Навуходоносора и его толкование

Так, Даниил разъяснил царю Навуходоносору необычайный сон, который очень беспокоил царя (Дан. 2:1-49).


Сон Навуходоносора

Во сне Навуходоносор видел огромного и страшного истукана, сделанного из четырех металлов: голова была из золота, грудь и руки - из серебра, живот и бедра - из меди, ноги - из железа, а стопы - из железа, смешанного с глиной и намазанного ею. Камень, скатившийся с горы, разбил истукана в прах и сам вырос в большую гору.

Сон царя Навуходоносора о золотом истукане

Даниил объяснил царю, что истукан символизировал четыре языческих царства, которые должны были сменить друг друга, начиная с вавилонского и кончая римским. Таинственный камень, сокрушивший истукана, символизировал Мессию, а образовавшаяся гора — Его вечное Царство (Церковь) : «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2:44).


Даниил истолковывает Навуходоносору его сон

Этот сон и его толкование интересуют и касаются нас сегодня так же, или даже больше, чем Навуходоносора. Божественное толкование этого сна, данное через Даниила, показывает, что головой Истукана было Царство Вавилона, грудью и руками - следующая после него Медо-Персидская империя, животом и бедрами из меди - Греческая империя, а ногами - Римская империя. Стопы представляли “Священную Римскую Империю” и ее преемников; железо в стопах - гражданскую власть, а глина, смешанная с железом и покрывающая его, иллюстрировала церковную власть наших дней. Судя по всему, мы живем в днях десяти пальцев, то есть частей Истукана. Камень представляет Божье Царство, которое глина на стопах истукана только имитировала. Камень представляет Божью Избранную Церковь, собранную из иудеев и язычников - из всякого народа и вероисповедания, чтобы составлять Царство Мессии. Вскоре это Царство будет установлено во власти и большой славе, а царства мира сего исчезнут как по мановению. Затем Царство Мессии будет расти, пока не наполнит всю землю и не подчинит все своей власти, а каждый сознательный грешник будет отсечен Второй Смертью.

Чудо в пещи огненной

Высокомерие затмило разум Навуходоносора. Он решил воздвигнуть себе громадную статую (как Правителя Земли) на поле Деире. Создав золотого истукана, царь повелел всем своим подданным поклониться ему, как только они услышат звуки музыкальных инструментов, под страхом смерти от сожжения. Но трое друзей отказались поклониться золотому идолу (Мардуку), за что по приказу царя Навуходоносора были брошены в раскаленную печь. Но ангел Божий сохранил их невредимыми в огне. Христианская традиция считает, что ангелом, сохранившим отроков, был архангел Михаил.


Три отрока в пещи огненной — иудейские юноши в вавилонском пленении, друзья пророка Даниила, которые были брошены в огонь царем Навуходоносором за отказ поклониться идолу, но были сохранены архангелом Михаилом и вышли оттуда невредимыми.

Навуходоносор изумленно рассмотрев, что творится в пламени, воскликнул: «не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию». После чего приказал прекратить казнь. Когда трое отроков вышли из печи, вавилонцы убедились, что огонь не только не опалил им ни волоска на голове, но даже одежды не пахнут огнем. После чего, изумленный властью Бога, который умеет так спасать верующих в него, снова возвысил этих трех иудеев.

Второй сон Навуходоносора

Спустя немного времени Навуходоносор увидел другой сон - он увидел большое и крепкое дерево, достигающее высотой своей до неба и которое было видно до краев всей земли, со множеством плодов, так чтобы можно было бы всем прокормиться от него. Но вот низшел с небес Святый и сказал, чтобы это дерево срубили, обрубили ветви его, стрясли с него листья и разбросали плоды его, но чтобы оставили главный его корень в земле и пусть он с животными обитает в траве, что сердце человеческое отнимется от Него и дастся ему сердце звериное и пройдут над ним семь времен. Сон этот смутил царя, но никто из вавилонских гадателей и чародеев не мог объяснить ему его значения, пока не был призван Даниил, на котором почивал Дух Божий.


Даниил объяснет Навуходоносору, что его сон предрекает ему наказание за его гордость

Святой Даниил объяснил Навуходоносору, что сон этот показывает наказание Навуходоносору за его гордость, что вскоре он потеряет царство, его самого отлучат от людей и обитание его будет с полевыми зверями, будет он кормить себя травою, как вол, и так пройдет семь лет, пока он не познает, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет. Вскоре все в точности и сбылось: Навуходоносор потерял рассудок и наподобие животного ел траву (семь лет), после чего его рассудок вернулся к нему и он воздал хвалу Богу (Дан; гл. 4).

Таинственная надпись или последний пир Валтасара

Пророк Даниил оставался в звании придворного сановника при Навуходоносоре и пяти его преемниках, а потом был советником Дария Мидянина и Кира Персидского (Дан.6:28).

После Навуходоносора Вавилонским царем стал его сын Валтасар. Однажды он устроил пир для тысячи своих вельмож. Для этого он приказал слугам принести золотые и серебряные сосуды, которые его отец вынес из Иерусалимского храма. Когда были принесены сосуды, взятые из святилища дома Божьего в Иерусалиме, царь, его вельможи и их жены стали пить из них вино и славить своих золотых, серебряных, медных, железных, деревянных и каменных богов. Но вдруг в царском чертоге, где шло пиршество, появилась таинственную надпись на стене. Царь громко закричал и повелел привести мудрецов Вавилонских для объяснения написанного. Он обещал сделать третьим властелином в своем царстве того, кто объяснит значение непонятных слов. Но никто из Вавилонских мудрецов не мог объяснить значение написанных на стене слов. Привели Даниила и царь попросил его прочитать и объяснить значение непонятных слов.

Даниил переводит Валтасару таинственную надпись на стене

Даниил сказал Валтасару, что Бог гневается на него за его гордость и за то, что он взял священные сосуды, чтобы пить из них вино, прославляя при этом идолов. Затем он сказал, что написано не стене: "И вот, что начертано: «МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН» (ты ничтожен, и твое царство поделят мидяне и персы) (Дан. 5:25). Вот - и значение слов: «МЕНЕ» - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; «ТЕКЕЛ» - ты взвешен на весах и найден очень легким; «ПЕРЕС» -разделено царство твое и дано мидиянам и персам. Тогда, по повелению Валтасара, облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его и провозгласили его третьим властелином в царстве". В ту же ночь случилось то, что Бог предсказал через написанные на стене дворца слова: Валтасар был убит, и его царством завладел Дарий Мидянин.

По мнению иер. Геннадия Егорова («Священное Писание Ветхого Завета», часть 2), отрывок Дан. 5:18-31 имеет исключительное значение для понимания всей книги пророка Даниила. Прежде всего, Даниил изрекал исторические пророчества о судьбах царств и мира, поэтому его книгу можно назвать философией истории: всякое правление должно знать над собой руку Божию. Надмение не ценно в очах Бога и должно быть наказано. Единственное царство, которое устоит, это Царство Божие, и оно будет единственным и вечным.

Все видения пророка Даниила и сны, им толкуемые, сводятся, по сути, к одной мысли: все царства падут, уступив место откровению Царства Небесного.

Даниил во рву со львами

При персидском царе Дарии святой пророк Даниил за свою честность занял высокое положение. Окружающие возненавидели его за то, что он отказывался брать взятки. Они не знали, как уличить его, разве что в его религии. Они убедили царя Дария, издать указ, гласивший, что если кто-то отдаст поклон любому другому божеству, кроме Дария, будет брошен в львиный ров. Благодаря этому, они выдвинули обвинение против Даниила за неподчинение религиозному эдикту царя. Таким образом, по наветам своих врагов, Даниил был брошен в ров со львами , чтобы львы растерзали его, но Господь затворил уста львов и пророк остался невредим (Дан. гл. 6, гл.14:28-42).


Пророк Даниил во рву со львами

Был извещен ангелом о том, что случилось с Даниилом. Ангел отправил Аввакума взять пищу и затем, подняв его в воздух за волосы, отнес в львиный ров. Даниил увидел в этом знак, того, что Бог не оставил его. Утром царь вернулся и, найдя Даниила живым и невредимым, уверовал в силу еврейского Бога. Придворные, строившие козни против Даниила, сами были брошены ко львам, которые их тут же растерзали (Дан. 6:14-24).

Видение четырех зверей, олицетворяющих четырех царей, которые восстанут от земли (Дан. глава 7)

Многое Бог приоткрывал пророку Даниилу в видениях, например, видение четырех зверей, олицетворяющих четыре царства (Дан. глава 7).

По традиции, как и в случае сна Навуходоносора, под этими царствами понимаются Вавилон, Персия, Греция и Рим (или Сирия).

Малый рог с очами и устами (Дан. 7:8) - Антиох Епифан (это в историческом плане), который пытался искоренить ветхозаветную религию. Антиох - прообраз антихриста, его гонение - классический прообраз всех последующих гонений.

- «святые Всевышнего» (Дан. 7:18) - Маккавеи их потомки
- В конце - видение вечного Царства Сына (Дан. 7:9-14).

Это же пророчество прообразовательно говорит об антихристе, его гонении против верующих и о продолжительности его власти: «до времени (т.е. год) и времен (два года) и полувремени (полгода)» (Дан. 7:25), — итого 3,5 года.

С древних времен видение пророка Даниила главы 7, наряду с другими ветхозаветными эсхатологическими пророчествами, широко использовалось отцами Церкви для формулировки христианского учения о конце мира и Втором Пришествии Иисуса Христа (ссылки на главу 7 есть у Иустина Философа, Иринея Лионского, первое развернутое толкование книги пророка Даниила дает Ипполит Римский, у прп. Ефрема Сирина есть ссылка на главу 7 - «Слово на второе пришествие Господа Иисуса Христа». Причем большинство исследователей считают, что наряду с другими эсхатологическими поучениями прп. Ефрема, это «Слово» было положено в основу византийской иконографии «Страшного Суда».

Видение о «70-ти седминах» (Дан. глава 9)

Немного спустя Даниил получил откровение о «70 седьминах» , в котором указано время первого пришествия Мессии и основания его Царства (Церкви) (см. Дан. 9). Здесь под седминами разумеется семилетие (на семилетних циклах построен круг праздничных лет евреев) , имеющих пройти со времени издания указа о построении второго Иерусалимекого храма (в 453 г. до Р.Х.) до явления Христа и совершения Им Нового завета (Дан. 9:23-27). Следовательно, 70 седьмин - это 490 лет.

Но смыслу данного Даниилу архангелом Гавриилом объяснения, со времени указа царя Кира о возвращении иудеев на родину из плена, должно пройти семь седмин до создания храма, после следующих 62-х седмин убит будет Помазанник, утвердится Новый Завет и упразднятся жертвы и затем мерзость запустения станет на месте святем.

Между пророчеством Даниила и позднейшей историей - полное соответствие. Именно семь первых седмин вполне соответствуют 49-ти годам, протекшим от указа Кира до окончания построения города Иерусалима и храма. Следующие 62-е седмины равны 434 годам, которые в соединении с 49-ти годами первых седмин равны 483-м годам, и соответствуют, периоду до явления Иисуса Христа на дело служения роду человеческому. По пророчеству убиение Христа должно совершиться в половине последней седмины, т.е. через три с половиной года после того явления, как действительно и было по сказанию Евангелистов. После этой пол-седмины должна наступить мерзость запустения на месте святе, т.е. разрушение Иерусалима, что в свою очередь указывая на слова Даниила, предсказал и Спаситель (Мф. 24:15). Так действительно и совершилось всё это при разрушении Иерусалима Титом и Веспасианом.

Видение о большой брани (Дан. главы 10-12)

Даниил постится три недели и ему является Муж с откровением. По мнению св. Ипполита Римского, «он видит Самого Господа…».

В начале описываются будущие войны, победа Александра Македонского, по-видимому, над персидскими войсками (Дан. 11:2).

Затем описываются войны лагидов и селевкидов (многие детали достаточно точно предсказаны).

Видение малого рога, нового царя, который одновременно есть прообраз Антиоха и антихриста (Дан. 11:21-23). Антиох Епифан - злейший враг иудеев, и это видение означает гонения Антиоха на иудеев и конечную погибель его самого. Известный еврейский историк Иосиф Флавий считает осквернение Иерусалимского храма Антиохом Епифаном точным исполнением пророчества Даниила: «И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения» (Дан. 11:31), произнесенного за 408 лет.

Дан. 11:36-37 - новая тайна грядущего беззакония - это уже не об Антиохе, который почитал богов.

Дан. 9:27, Дан. 11:31, Дан. 12:11 - «мерзость запустения» — Мф.24:15-16 - Христос цитирует пророка Даниила и далее говорит о скорби последующих времен (именно этому посвящены последние главы книги пророка Даниила, об этом же - Апокалипсис).

Дан. 12:4,9 - о печати блж. Феодорит рассуждает так: «Положи, говорит, на книге печати неясности и сделай ее не для всех явственной, «дондеже умножится ведение», и, по пророчеству, «наполнится вся земля ведением Господа, аки вода покрывает море» (Ис.11:9). Благодать Божия Духа, по пришествии Спасителя, сняв печати сии, и неясное соделала для верующих ясным».

Могилы пророка Даниила

Пророка Даниил скончался в глубокой старости (имея свыше 90 лет), находясь до старости в плену и был похоронен в гробнице в городе Сузы.

Усыпальница пророка Даниила (Барри, Ирак)

Впрочем, его могилы показывают также в Киркуке (Ирак) и Самарканде (Узбекистан). Могила в Самарканде представляет собой склеп длиной около 18 метров. Поверье гласит, что склеп постоянно растёт. Святой почитается как христианами, так и мусульманами, которые называют похороненного в ней святого Данияром. Рядом с могилой находится 500-летнее фисташковое дерево, после нескольких лет сухостоя в 2000-х годах вдруг дало зеленые побеги. Считается также, что останки святого привез в Самарканд из военного похода в Малую Азию Тамерлан.


Могила пророка Данияра находится в мавзолее Ходжа Дониер в Самарканде

Даниил почитается Христианской Церковью особо за предсказание прихода в мир Мессии, Его появления в Иерусалимском Храме. Евреи не считают Даниила пророком, возможно, по причине того, что он не разговаривал с Богом напрямую, а только с Ангелами.

Книга пророка Даниила

Святой пророк Даниил оставил книгу своих пророчеств, состоящую из 14-ти глав.

Книга пророка Даниила - это пророческая книга, исторически связанная с вавилонским пленом. В ней практически нет пророческих речей, а есть записи событий жизни пророка, его видений и их объяснений. Одной из главных особенностей книги является символический характер изложения пророчеств:

Сам пророк Даниил изъяснял сны и получал пророчества во сне (Дан. 2:19, Дан. 4:11, Дан. 7:1);
- сны и символы разъяснял ему Ангел (Дан. 7:16- Дан. 8:15);
- через Ангела иногда он получал символические откровения (Дан. 9:24, Дан. 10:11);
- апокалипсическая форма откровений (особенно в главах 7-12);
- грандиозность символики (даже более чем у пророков Иезекииля и Захарии, например, в главе 7).

По содержанию книгу можно разделить на две основные части:

1) Историческая часть (1-6 главы): жизнь пророка Даниила и современные ему события в вавилонском и мидо-персидском царствах, в которых он и его друзья участвовали;

2) Пророческая часть (7-12 главы): видения и откровения о судьбе Иудеи и языческих царств, имевших влияние на историю евреев, от времен эпохи пленения до утверждения на земле Царства «святых Вышнего».

Обе части раскрывают одно учение о всемирном Царстве Божием и Сыне Человеческом в их торжестве над язычеством. В своем развитии это учение сводится к двум положениям:

А) Всемирное царство не может навсегда остаться во власти язычников, оно существует только ради Израиля. Этой теме посвящены 1-6 главы книги. Вот их краткое содержание: власть над миром принадлежит Богу, но Его Царство наступит по истечении известного времени, после падения четырех мировых монархий (гл.2). Языческие цари могут быть владыками мира только при условии сознания зависимости своей власти от верховной власти Бога.

Б) В Лице Сына Человеческого Израиль предназначен к господству над миром, осуществлению Царства Божия на земле.

Поскольку языческие цари не могут господствовать, власть над миром должна перейти к другому народу, возможно к Израилю, который станет действительным правителем мира после падения четвертой монархии. Тогда Царство будет у «Святых Вышнего» под главенством Сына Человеческого, и они будут владеть им «во веки». К тому времени будут прощены их грехи (гл.9).

Во вселенское царство войдут все «записанные в книге» (Дан. 12:1). Воскреснут и мертвые: грешные «на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2), а праведные «для жизни вечной…и разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12:2-3).

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Пророк Даниил ветхозаветный праведник и мудрец является автором канонической «Книги пророка Даниила», в которой запечатлены его видения и богатая событиями судьба. Даниил жил в эпоху вавилонского пленения израильтян, и вместе с тремя другими иудейскими юношами знатного происхождения был доставлен в Вавилон ко двору царя Навуходоносора. Там он, сообразно вавилонским обычаям, получил новое имя - Валтасар (вспомните дарование египетского имени Иосифу, находившемуся в услужении фараона). За то, что пророк Даниил при царском дворе вел очень скромный образ жизни и питался в соответствии с иудейскими предписаниями питания, Яхве наградил его не только мудростью, но умением толковать различные видения и сны. Именно этот дар и сыграл ключевую роль в легендарной биографии пророка.

Подобно Иосифу, который был единственным, кто смог истолковать вещий сон фараона, пророк Даниил рассказывает и поясняет сон, приснившийся вавилонскому правителю Навуходоносору: царь видел огромного страшного истукана с головой из золота, грудью и руками из серебра, животом и бедрами из меди, голенями из железа, ногами из железа и глины; оторвавший от горы камень разбил ноги истукана, после чего раздробилось и было развеяно ветром все остальное. Пророк Даниил толкует этот сон как пророчество о пяти грядущих мировых державах, последняя из которых - царство Божие - не разрушится вовеки. Пораженный царь поклоняется пророку Даниилу, признает Яхве богом богов и назначает праведника главным начальником над всеми вавилонскими мудрецами. Спустя некоторое время пророк истолковывает еще один вещий сон Навуходоносора, согласно которому царь будет отлучен от людей на семь лет и станет жить со зверями, питаясь травой, пока не постигнет величие Всевышнего.

Еще один эпизод «Книги пророка Даниила» повествует о том, как он разгадал таинственные письмена, появившиеся на стене во время последнего пира вавилонского царя Валтасара. На этом пиршестве гости пили из золотых сосудов, захваченных в иерусалимском храме, и восхваляли вавилонских богов. Надпись «Мене, мене, текел, упарсин» не могли истолковать придворные прорицатели и халдеи, и по совету царицы Валтасар обратился к пророку Даниилу. Пророк Даниил предрек скорую гибель царя и падение Вавилона под натиском персов и мидян (надпись расшифровывалась следующим образом: «мене» - исчислил бог твое царство и положил конец ему; «текел» - ты взвешен на весах и найден очень легким; «упарсин» - разделено царство твое и дано персам и мидянам (Книга пророка Даниила, 5, 26 - 28). Персидский правитель Дарий, захвативший Вавилон, оставил пророка Даниила при своем дворе, а также пророк застал царствование Кира.

Вторая часть «Книги пророка Даниила» содержит апокалиптические видения и пророчество о приходе мессии: «с облаками небесными шел как бы сын человеческий, дошел до Ветхого днями, и подведен был к нему. И ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили ему; владычество его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство его не разрушится» (Книга пророка Даниила, 7, 13 - 14). Примите во внимание, что в древнееврейском подлиннике книги пророка Даниила говорится о пришествии «мошиах ханогид» - мессии-богача, причем слово «ногид» можно понимать в переносном смысле - «сильный, богатырь». Эти слова относятся к некоему избраннику, помазаннику, и в них нет упоминания о конкретной личности Христа.

© Святослав Горский

Пророк Даниил и его книга.

Житие.

Святой пророк Даниил – четвертый великий пророк, потомок знатного иудейского рода (по некоторым предположениям мог происходить и из царского рода). Имя «Даниил» в переводе означает «Бог мой судья».
В 4-й года царствования Иоакима при первом завоевании Навуходоносором Иерусалима (около 606 – 607 гг. до Р.Х.) Даниил вместе с соплеменниками попал в вавилонский плен. Тогда ему было лет 14-17. Вместе с другими знатными юношами Даниила выбрали в качестве «годного служить в чертогах царских…» (1:4).

Историческая справка.

Навуходоносор был выдающимся политиком, которому удалось избежать ошибки египетских фараонов. Последние унижали пленных евреев, что создавало опасность мятежа. Вавилон был не в состоянии военными средствами поддерживать деспотический режим, потому что слишком много людей приходилось держать в повиновении и мало было для этого солдат. Навуходоносор выбрал другой способ управления завоеванными народами: заставить людей сохранить лояльность к империи. Навуходоносор брал все самое лучшее у каждой нации и ставил на службу Вавилону. Поэтому если кто и захотел бы поднять мятеж, ему пришлось бы направить его против собственного народа.

Как делал Навуходоносор. Например, глава 3 книги пророка Даниила: «начальник евнухов» (являющийся главным должностным лицом страны) по повелению царя отбирает лучших представителей иудейской молодежи, чтобы доверить им ответственные должности в администрации, а значит у власти. Это должны были быть «отроки, у которых нет никакого телесного недостатка, красивые видом, и понятливые для всякой науки…» (1:4). Далее царь «велел их воспитывать три года…учить их книгам и языку Халдейскому» (1:4-5). Т.е. по сути юношей подвергали продуманной системе перевоспитания, учили языку и литературе Вавилона, а также математике, мореплаванию, политике, истории и географии, — весь спектр вавилонской учености внедрялся в их умы в течение этих трех лет. Ничто не должно было отвлекать их от обучения, поэтому им «назначил царь им ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил…»(1:5).

Здесь стоит упомянуть один из первых подвигов пророка Даниила и его славных друзей. Они отказались принимать эту пищу (1:8), поскольку любая трапеза вавилонского царя начиналась с акта языческого богослужения, и кто принимал такую еду, становился участником языческого ритуала. Юноши «просили начальника евнухов десять дней давать им в пищу овощи и воду для питья… по истечении десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех отроков, которые питались царскими яствами. Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи» (1:12-16).

«По истечении трех лет перевоспитания юноши должны были предстать пред царя» (1:5) для испытания. Что на выходе хотел увидеть царь? Воспитанники должны были забыть, что они евреи, слуги Божии, и стать слугами царя земного.

Им даже имена меняли, и в этом был глубинный смысл. Например, Даниил был переименован в Валтасара, что в переводе с халдейского означало «хранитель сокрытых сокровищ Ваала». Анания («Бог милостив») был наречен Седрах (имя языческого бога Мардука). Мисаил («Кто как Бог») получил имя Мисах (содержащее древнюю форму имени богини Венеры). Азария («Господь – помощь моя») переименован в Авденаго («слуга бога Нево»). Т.о. имена, содержащие в значение своем принадлежность Богу, были изменены так, что они стали относиться к языческим богам.

Даниил и его трое друзей успешно окончили курс обучения, преуспели так, что «не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем. И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его. И был там Даниил до первого года царя Кира» (1:19-20). Т.е. пророк Даниил оставался в звании придворного сановника при Навуходоносоре и пяти его преемниках, а потом был советником Дария Мидянина и Кира Персидского (6:28).

Пророк Даниил, кроме своей мудрости и праведности, имел от Бога «дар разуметь и всякие видения и сны» (1:17), чем особо прославился при дворе Навуходоносора, а после падения Вавилона и при дворе Дария и Кира.

О деятельности в течение семи лет царствования преемников Навуходоносора (Евиль – Мередаха, Нериглисора и Лавосоардаха) ничего не известно. Убийца Лавосоардаха – Набонид – сделал своего сына Валтасара своим соправителем.

После убийства Валтасара к власти пришел Дарий Мидянин, которому на тот момент было уже 62 года. Он вверил управление империей 120-ти сатрапам, каждый из которых отвечал за отдельную область. Сатрапы были подотчетны трем князьям, «чтобы царю не было обременения» (6:2). Князья в свою очередь давали отчет царю. Даниил превосходил всех князей и сатрапов, поэтому царь хотел поставить его над всем царством (6:3). Для этого надо было бы изменить иерархию, чтобы один из князей стоял во главе других. Царь остановил свой выбор именно на пророке Данииле, потому что он был известен своей честностью, а значит, ему можно было доверить казну. «Тогда князья и сатрапы начали искать предлога к обвинению Даниила…»(6:4). В результате их происков, пророк был брошен в ров со львами, но Бог спас его. Еще много скорбей претерпел пророк Даниил, поскольку не отказался от веры отцов и от совести: не поклонялся идолам, не боялся открыто обличать царей (5:25-28) и т.д.

Нелишне заметить, что Дарий Мидянин упоминается только у пророка Даниила, поэтому есть предположение, что это Кир (имя «Дарий» означает «обладатель сокровищ») [иер. Геннадий Егоров].

О последнем периоде жизни пророка Даниила сведений практически не сохранилось. Всего пророческое служение его длилось почти 70 лет, начавшись около 600 года до Р.Х., оно закончилось около 533 года. Скончался он предположительно в возрасте 90 лет, в Сузах, где и был похоронен.

Даниил почитается Христианской Церковью особо за предсказание прихода в мир Мессии, Его появления в Иерусалимском Храме. Евреи не считают Даниила пророком, возможно, по причине того, что он не разговаривал с Богом напрямую, а только с Ангелами.

Единство книги.

Книги пророка Даниила написана на двух языках (подобно книгам Ездры и Неемии), сродных друг другу: на еврейском (главы 1; 2:1-4; 8-12) и на арамейском (2:4-7:28). Пророк свободно владел обоими языками. Но это не объясняет двуязычия книги. Скажем, Ездра использовал в своей книге арамейский для написания иноземных царских указов (1 Езд.4:11-22; 5:6-17). Даниил передает арамейским наречием речь халдейских магов и Навуходоносора к ним (2:4-11). Возможно, пророк пользовался арамейским языком для передачи содержания, имеющего значение для вавилонских подданных (описание исторических событий в Вавилоне; вавилонских указов, писанных, вероятно, на арамейском – гл.4; 6:25-27; государственных событий), потому что арамейский был общеупотребительным языком, который понимали все. Глава 7 написана на арамейском, поскольку главный предмет ее — всемирный суд – это послание для всех, не только для евреев.

Главы 1 и 8-12 были написаны на еврейском языке, потому что имели особое значение только для евреев, повествуя о жизни пророка Даниила, его видениях о языческих народах (гл.8, 10-11); пророчество о седьминах (гл.9) и будущем Воскресении (гл.12).

Некоторые пророчества Бог повелел совсем скрыть (8:26) и запечатать (12:4), т.к. они предназначались не для современников, а тем более были не нужны тем вавилонянам, которые жили в эпоху плена.
Учитывая приведенные данные, можно опровергнуть точку зрения тех исследователей, которые утверждают, что использование двух языков свидетельствует о написании книги разными авторами. К тому же еврейская и арамейская части связаны между собой по содержанию, зачастую продолжают друг друга (например, 2:4-6 не отделишь от еврейского отрывка 1:1-2:3). Еврейский и арамейский отделы связаны одними и теми же мыслями, образами и выражениями:

Мысль о быстрой смене языческих мировых царств проходит через арамейские главы 2 и 7 и еврейские 8 и 11;

Мысль о гибели языческой силы перед наступлением Царства Божия есть во 2 и 7 главах и в 8 и 11;

Самообоготворение языческих царей сходно описано в 3, 4 и 7 арамейских и 11 еврейской главах;

Есть даже дословные совпадения: 7:25 = 8:25; 7:25 = 12:7; 7:7 = 8:20-22.

Подлинность книги пророка Даниила.

Еретик – неоплатоник Порфирий был первым, кто выдвинул версию написания книги пророка Даниила при Антиохе Епифане. Его поддержали Спиноза (отвергший подлинность 1-7 глав), Ньютон и др.

Это мнение опровергли Евсевий Кесарийский, Мефодий Тирский, Аполлинарий Лаодикийский, блж. Иероним.

1)Ясность пророчеств о событиях времен Антиоха (гл.7 и 11) заставила многих исследователей считать, что писатель книги Даниила был современником Антиоха. Этот довод для верующего богослова даже не заслуживает разбора (считает профессор П.А. Юнгеров). К тому же нигде в тексте не упоминается имя Антиоха;

2)Сирах в главе 49 молчит о Данииле. Но зато есть более раннее и убедительное свидетельство о Данииле у пророка Иезекииля (14:16-20; 28:3);

3)Употребление греческих слов, особенно в названии музыкальных инструментов (симфония, самвика, псалтирь в 3:7-11). Это ничего не доказывает, поскольку в эпоху плена и развития греческой торговли могло быть распространение греческого языка. Например, пророк Иезекииль его использует (27:3), но даже самые строгие критики считают книгу Иезекииля подлинным писанием эпохи плена;

4)Арамейский язык Даниила, считают некоторые ученые, это следы более поздней эпохи, чем время Даниила и он не сходен с языком периода плена. Якобы арамейский язык Даниила – это палестинский или западно-арамейский язык, на котором не могли говорить в Вавилоне (например, речь мудрецов в 2:4), значит, мы имеем дело с позднейшим сочинением. Часто данная группа исследователей строит свою аргументацию на отличие языка Даниила и Иезекииля, основываясь на одном только слове: Иез. 16:7 и Дан.11:12. Но Дан.11:12 есть и в 1 Езд.2:64,69; Неем.7:66, 71; Пс.68:18;

5)Персидские слова в повествованиях о вавилонских событиях (3:2-3 – «сатрапы и законоведцы», шальвары – 3:21 и др.). Но книга писалась в эпоху персидского господства уже в конце жизни пророка Даниила, поэтому он мог употребить термины более современные и понятные.
Т.о. «характер языка Даниила не дает ясных выводов о времени ее происхождения, так как частности его и элементы (персидские, греческие, арамейские) можно истолковать по-разному» (Давидсон и Берман);

6)Даниил пишет о «позднейших верованиях в ангельский мир (7:10; 8:13; 9:21) в значение постов и милостыни (4:24; 9:3) в воскресение мертвых (12:3), в священные книги (9:2). Но с т.з. православного богословия этот аргумент не серьезен, поскольку такие верования имеют ранний, а не поздний генезис (П.А.Юнгеров);

7)Все критики данного направления утверждают, что книга написана в эпоху Антиоха Епифана (около 167-164 гг. до Р.Х.), основываясь на Дан.8:23-25; 11:31. Но это не центральное и не единственное пророчество книги. Почему тогда не датировать ее по 9:25-27 – т.е. по дате окончательного разрушения Храма и Иерусалима? Почему, если книга написана при Антиохе, писатель 1 Мак., живший в эпоху Антиоха, счел книгу Даниила пророчеством об этом времени (1 Мак.1:39-54; 2:49-62 = Дан.9:27; 11:31-32). И почему писатель книги Даниила умолчал о Маккавеях и их борьбе с Антиохом.

1)Библейские доказательства того, что Даниил жил в вавилонском плену, а не при Антиохе Епифане: Иез.14:14-20; 28:31 (ср. Дан.1:19-20);

2)1 Мак.2:59-60 = Дан. гл.3,6. 1 Мак.1:54 свидетельствует, что писатель книги Маккавеев видел при Антиохе исполнение пророчества Дан.9:27, 11:31 (1 Мак.2:49, 63 = Даню8:25-26; 1 Мак.1:39 = Дан.8:11);

3)Иисус Христос утверждает подлинность и достоверность книги и ее богодухновенность (Мф.24:15-16). Его слова доказывают, что был такой пророк, что подлинно его пророчество о седьминах(9:25-27), что он записал и передал то, что открыл ему Бог (например, через архангела Гавриила – 9:21-27).

Спаситель разъясняет исполнение еще пророчества 7:13-14 (Мф.24:30). Из ветхозаветных пророков Даниил преимущественно и исключительно в мессианском смысле употреблял наименование «Сын Человеческий» (7:3) и Иисус Христос часто усвоял его Себе (Мк.14:62; Мф.8:20; 9:6; 10:23), чем также утвердил пророческий характер книги Даниила и его служения (П.А.Юнгеров);

4)Иосиф Флавий подтверждает подлинность книги: он изложил речь Даниила к Навуходоносору о сне и о четырех царствах (Дан. гл.2). Также стоит привести его слова: «Если кто желает узнать и о неизвестном, то пусть прочитает книгу Даниила, а найдет ее между священными писаниями» (Древн.10,10)… Мы удостоверяемся, что Даниил беседовал с Богом и оставил сие записанным, что и сделало для нас ясным точность и непреложность пророчества» (Древн.10,7)
Кроме того, осквернение Антиохом жертвенника Иерусалимского храма Флавий считал точным исполнением Даниила 11:31, «произнесенного за 408 лет» (Древн.7,5; 10,12).

Также знаменитый историк свидетельствует, что при осаде Иерусалима Александром Македонским последнему показали пророчество Даниила о нем, и это смягчило участь жителей, а сам Македонский как будто даже принес жертву в Храме;

5)Святые отцы всегда единогласно выступали за подлинность книги;

6)В самой книге есть свидетельства в пользу авторства пророка Даниила:

Пророк часто пишет от первого лица (6:9-13; 7:1-2; 8:26; 12:4);

Точность исторических данных: например, о политическом управлении персидского царства – мидяне упоминаются до персов (6:8,12,15) – как и было до Кира, а после него было наоборот, мидяне подчинились персам. Также писатель книги обнаруживает знакомство с придворными обычаями вавилонского двора, как то перемена имен друзей (1:7) подтверждается переменой имен еврейских царей, подчиняющихся Навуходоносору (4 Цар.24:17);

7)Свидетельство внебиблейских памятников:

Древние историки Геродот, Ксенофонт и др.;

Клинообразные письмена;

Ле-Норман: «Книга Даниила с величайшей точностью воспроизводит халдейскую цивилизацию эпохи Навуходоносора. Апокрифист не мог так написать»;

Г.Песоцкий приводит примеры, подтверждающие, что Даниил жил при Навуходоносоре, приводя в доказательство следующие факты:

Воспитание пленных юношей при царском дворе и придворных школах было обычным явлением в ассиро-вавилонском царстве (гл.1);

Наказание в раскаленной печи (3:8), принятое в Вавилоне, упоминается также в Иез.16:10; 23:47; Иер.29:29. Это была обычная халдейская казнь;

Бросание ко львам (6:8,13) тоже было принято у персов;

Упоминание халдейских мудрецов и их классов (гл.2 и 4) засвидетельствовано всей древней историей;
-поле Деир (гл.3) найдено Оппертом и описано согласно с книгой Даниила;

Правительственные чиновники и их классы (3:3) соответствуют истории и терминологии вавилонских памятников;

Пиршество и пьянство Валтасара соответствует подобным картинам у Ксенофонта, Курция и в книге Есфирь (1:1-5);

Описание вавилонского дворца подтверждается вавилонскими памятниками;

Болезнь Навуходоносора (гл.4) имеет указание о временном устранении Навуходоносора от правления.

Каноническое достоинство.

Ветхозаветные и новозаветные цитаты (Иез.14:14-20, 28:3; 1 Мак.1:54,2:59-60; Мы.24:15-16) утверждают каноничность книги пророка Даниила;

Иисус Христос называет Себя «Сын Человеческий» (Мф.10:23,16:27028,19:28,24:30,25:31 и др.), а именно у Даниила это наименование употреблено в ясно мессианском смысле (гл.7);

Сходство образов в учении о Сыне Человеческом у Даниила и Спасителя:

— Дан.7:13 = Мф.24:30,25:31-32, Лк.21:27,Ин.3:13;

Дан.7:10,14 = Мф.25:31, Лк.22:69;

Дан.7:13-14 = Мк.14:61-62 – как будто Христос говорит: Я – Мессия, о Котором возвещал вам пророк Даниил (П.А.Юнгеров). В этом же отрывке книги пророка содержится объяснение видения архидиаконом Стефаном Сына Человеческого (Деян.7:56);

Свидетельства апостола Павла: Евр. 11:33-34 = Дан. гл.3 и гл.6; 2 Сол.2:4 = черты Дан.11:36-39;

В Апокалипсисе много образов и символов, объясняемых из книги пророка Даниила:

Апок. 13:1 = Дан.7:3;

Апок.11:7,15 = Дан.7:7,27;

Апок.5:11 = Дан.7:10;

Апок.20:4,11 = Дан.7:9;

Апок.14:4 = Дан.7:13;

Апок.17:12 = Дан.7:20-21;

Святые отцы всегда были за каноничность и богодухновенность книги пророка Даниила. Во всех православно-церковных исчислениях она стоит в числе пророческих писаний;

Иудейский канон признает богодухновенность книги, в чем убеждает нас Иосиф Флавий в «Иудейских древностях», книги 10 и 11. Но еврейский канон ставит книгу пророка Даниила не в отдел пророков, а в отдел писаний. Среди причин называют и то, что якобы пророк Даниил не говорил с Богом лично, а только через посредников Его, Ангелов; а также, возможно, из-за учительного характера книги.

Блж. Феодорит дает свой комментарий: «Справедливо же будет плакать об иудеях, которые пророка сего осмелились исключить из пророческого списка, притом опытом дознав истинность пророчества. Известно, что нынешние иудеи к иным нечестным делам присоединили и эту хулу, отрицанием пророчества стараясь затемнить ясное свидетельство о пришествии Спасителя».

Толкования.

-отеческий период:

Толкование Оригена (не сохранилось);

Ипполит толковал книгу пророка Даниила в христианско-богословском смысле;

Евсевий Кесарийский написал толкование на избранные места книги, например, на пророчество о седьминах;

Прп. Ефрем Сирин оставил краткое буквальное толкование;

Свт. Иоанн Златоуст – отрывочное толкование на всю книгу и более подробное – о четырех царствах;

Свт. Кирилл Александрийский исследовал всю книгу, но мало чего из его труда сохранилось;

Блж. Феодорит – мы располагаем его трудом в полном объеме;

Блж. Иероним написал краткое толкование на всю книгу;

— новое время:

Протестантские и католические труды;

Русское богословие: — архим. Феодор (Бухарев). Святой пророк Даниил. Очерк его века, пророческого служения и священной книги. 1864;

— И. Смирнов. Святой пророк Даниил и его книга. 1873;

— Разумовский. Святой пророк Даниил. 1891;

— Г.Песоцкий. Святой пророк Даниил. 1897;

— Рождественский. Откровение Даниила о семидесяти седьминах. 1896;

— Соловейчик. О значении слов: мене, текел, фарес. 1904;

— И. Евсеев. Книга пророка Даниила в древнеславянском переводе. 1905.

Переводы.

Сохранились и еврейский масоретский, и греческий переводы. Причем греческий перевод принят Церковью в редакции не Семидесяти, а Феодотиона (вошел во всеобщее употребление с конца IV – начала V вв., хотя был известен и ранее). По этому переводу читали книгу пророка Даниила Ориген, Ипполит, Тертуллиан, Ерм, Климент Римский. С него же делали переводы на древнелатинский, коптский, арабский, славянский.
Книга пророка Даниила в редакции Семидесяти не воспроизводит еврейско-арамейский оригинал, изобилует изменениями фраз, выражений, опущениями и сокращениями в одних местах и расширениями текста в других. Ближе всего в подлиннику и Семидесяти главы 1-3 и 7-12, а главы 8-12 переведены хуже всего, как будто переводчик не понял оригинал, а также не владел историческими знаниями.

«Церкви Господа Спасителя не читают книгу пророка Даниила по переводу Семидесяти, пользуясь переводом Феодотиона, а почему – я не знаю» (блж. Иероним).

Книга пророка Даниила.

Книга пророка Даниила – это пророческая книга, исторически связанная с вавилонским пленом. В ней практически нет пророческих речей, а есть записи событий жизни пророка, его видений и их объяснений.
Одной из главных особенностей книги является символический характер изложения пророчеств:

Сам пророк Даниил изъяснял сны и получал пророчества во сне (2:19,4:11,7:1);

Сны и символы разъяснял ему Ангел (7:16-8:15);

Через Ангела иногда он получал символические откровения (9:24,10:11);

Апокалипсическая форма откровений (особенно в главах 7-12);

Грандиозность символики (даже более чем у пророков Иезекииля и Захарии, например, в главе 7).

Состав книги.

1)Историческая часть (1-6 главы): жизнь пророка Даниила и современные ему события в вавилонском и мидо-персидском царствах, в которых он и его друзья участвовали;

2)Пророческая часть (7-12 главы): видения и откровения о судьбе Иудеи и языческих царств, имевших влияние на историю евреев, от времен эпохи пленения до утверждения на земле Царства «святых Вышнего».
Обе части раскрывают одно учение о всемирном Царстве Божием и Сыне Человеческом в их торжестве над язычеством. В своем развитии это учение сводится к двум положениям:

А) Всемирное царство не может навсегда остаться во власти язычников, оно существует только ради Израиля. Этой теме посвящены 1-6 главы книги. Вот их краткое содержание: власть над миром принадлежит Богу, но Его Царство наступит по истечении известного времени, после падения четырех мировых монархий (гл.2). Языческие цари могут быть владыками мира только при условии сознания зависимости своей власти от верховной власти Бога.

Навуходоносор лишен престола за гордость и остался царем за возвеличивание Бога (гл.2,3,4). Но его исповедание Бога не имело результатов для его подданных, которые остались язычниками.
Валтасар знал, что все от Бога (5:18-22), но превознесся, осквернил священные сосуды (5:1-4), за что постигла его смерть.

Вавилонская империя гибнет тогда, когда ее цари забывают Бога истинного.

Власть переходит к Дарию Мидянину, который считал Бога евреев истинным владыкой вселенной, уважал в Данииле служителя Божия, но не имел смелости всенародно исповедовать свою веру и защитить Даниила, в результате он позволил бросить пророка на съедение львам, хотя это было против его воли (6:16-18). Столь нерешительный и нетвердый в вере человек не был достоин властвовать над миром.
Так на примере жизни языческих царей разъясняется неспособность язычников быть правителями мира.

Б) В Лице Сына Человеческого Израиль предназначен к господству над миром, осуществлению Царства Божия на земле.

Поскольку языческие цари не могут господствовать, власть над миром должна перейти к другому народу, возможно к Израилю, который станет действительным правителем мира после падения четвертой монархии. Тогда Царство будет у «Святых Вышнего» под главенством Сына Человеческого, и они будут владеть им «во веки». К тому времени будут прощены их грехи (гл.9).

Во вселенское царство войдут все «записанные в книге»(12:1). Воскреснут и мертвые: грешные «на вечное поругание и посрамление»(12:2), а праведные «для жизни вечной…и разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда» (12:2-3).

Глава 1 – историческая: около 605 года до Р.Х. в 3-й год царствования Иоакима, царя иудейского (которого фараон Нехао посадил в Иерусалиме на престол) взяты заложники в Вавилон из богатых и знатных домов, красивые, без телесных недостатков – для службы при дворе. Далее описывается судьба четырех отроков, среди которых Даниил, которые сохранили веру в истинного Бога, достигли мудрости (1:17), сдали царю «экзамен» (1:18-19) и получили высокие должности при дворе. Всего время служения пророка Даниила, судя по хронологии книги, — около 70 лет (при последних царях вавилонских до Валтасара и при первых царях Персидской династии). Одна из последних приведенных в книге дат – 3-й год Кира (10:1), персидского царя, это был 3-й год после захвата Вавилонa. Причиной столь стабильного положения пророка Даниила при дворе, которое не пошатнули никакие перемены власти, была его полная нравственная безукоризненность и великая мудрость от Бога, в таких людях нуждался любой властитель.

Глава 2 – сон Навуходоносора. Приснился вавилонскому царю сон, от которого «тревожился дух его»(2:3), но он даже забыл, что именно видел. Он потребовал от халдейских мудрецов «сказать, что ему приснилось и значение сна, иначе в куски будете изрублены…»(2:5). Искали тогда и Даниила и товарищей его, чтобы умертвить их»(2:13), но Даниил упросил царя дать ему время» (ст.16). И просили он и товарищи его милости у Бога… и открыта была тайна Даниилу в ночном видении» (ст.19).

И пришел Даниил к Навуходоносору, чтобы истолковать ему сон, говоря, что «Бог открыл царю тайну сию» (ст.28). «Тебе, царь, было видение: …истукан с головой из чистого золота, грудью и руками из серебра, чревом и бедрами медными, голенями из железа и ногами частью глиняными, частью железными» (ст.31-33).

Четыре части истукана пророк Даниил уподобил четырем сменяющим друг друга царствам. Принято считать, что золотая голова символизировала Вавилон, серебряная грудь – Мидо-Персидскую империю, медное чрево – империя Александра Македонского, а железные голени на ненадежной глиняной основе – Римское (или Сирийское) государство. Эти царства будут все менее роскошные, но более крепкие и сильные (иер. Геннадий Егоров). Но продлится это не вечно. Однажды истукан будет сокрушен отторгнутым от горы не руками камнем (ст.45). И падет истукан, а на его месте «Бог небесный воздвигнет вечное царство» (2:44). Камень и гора понимаются в библейской экзегетике как Рождество Христово от Пречистой Девы (Мф.21:42-44).

Глава 3 – Навуходоносор сделал золотого истукана (возможно статую себя самого) и собрал вельмож поклониться ему. Три друга Даниила отказались (3:17-33). В этой главе есть протяженная вставка с 24 по 90 стих, которая не обретается в еврейском тексте, но есть в греческом. Она содержит молитву Азарии и песнь трех отроков, причем в греческой Библии она находится не в 3-й главе, а присоединяется к псалмам. Эти два текста, несмотря на их неканоничность, употребляются в качестве 7 и 8 библейских песен канона на утрене:

-«Благословен еси Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое вовеки»

-«Благословен еси Господи, Боже отец наших, и хвально и превозносимо во веки и благословенно имя Славы Твоея, Святое, Прехвальное, Превозносимое вовеки».

Глава 4 – сон Навуходоносора, его болезнь, обращение ко Всевышнему и дарование исцеления.

Глава 5 – Пир Валтасара. В то время, когда персы уже подходили к Вавилону, Валтасар устроил «большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино» (5:1). Причем царь «приказал принести сосуды, которые отец его, Навуходоносор, вынес из храма Иерусалимского…и пили из них царь и вельможи, жены и наложницы его»(5:2-3). Этим, очевидно, Валтасар хотел доказать себе и всем мощь Вавилонской державы.

«В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского…» (5:5). Начертано было: МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН (ст.25). И опять зовут Даниила объяснить, что бы это значило, поскольку «не могли мудрецы и обаятели прочитать значение слов» (ст.15). Пророк Даниил говорит царю, что за «несмирение сердца и вознесение против Господа небес, за то, что пили вино из сосудов дома Его, послана от Него кисть руки и начертано: исчислил Бог царство твое и положил конец ему, ты взвешен на весах и найден очень легким, разделено царство твое и дано Мидянам и Персам» (ст.22-28). «В ту же ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит» (ст.30).

По мнению иер. Геннадия Егорова («Священное Писание Ветхого Завета», часть 2), отрывок 5:18-31 имеет исключительное значение для понимания всей книги пророка Даниила. Прежде всего, Даниил изрекал исторические пророчества о судьбах царств и мира, поэтому его книгу можно назвать философией истории: всякое правление должно знать над собой руку Божию. Надмение не ценно в очах Бога и должно быть наказано. Единственное царство, которое устоит, это Царство Божие, и оно будет единственным и вечным.

Все видения пророка Даниила и сны, им толкуемые, сводятся, по сути, к одной мысли: все царства падут, уступив место откровению Царства Небесного.

Глава 6 – последний исторический эпизод, события времен Дария и Персидской державы. Пророк Даниил тогда был одним из трех князей, управляющих сатрапами, т.е. занимал максимально высокую должность.
За «высокий дух, которым Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, царь помышлял уже поставить его над всем царством» (ст.2-3). Это возбудило зависть среди остальных чиновников (ст.4) и они сплели хитрую интригу, в результате которой пророк оказался во рву со львами (ст.5-17). Но «Бог послал Ангела Своего и заградил пасть львам…» (ст.22). А завистников пророка постигла участь, которую они уготовили праведнику (ст.24).

Глава 7 – видение четырех зверей, олицетворяющих четырех царей, которые восстанут от земли. По традиции, как и в случае сна Навуходоносора, под этими царствами понимаются Вавилон, Персия, Греция и Рим (или Сирия).

Малый рог с очами и устами (ст.8) – Антиох Епифан (это в историческом плане), который пытался искоренить ветхозаветную религию.

-«святые Всевышнего» (ст.18) – Маккавеи их потомки
-В конце – видение вечного Царства Сына (7:9-14).

Одновременно эта глава имеет и прообразовательное значение: Антиох – прообраз антихриста, его гонение – классический прообраз всех последующих гонений.
Но поскольку книги Маккавеев неканоничны, некорректно говорить об использованных там прообразах.

Прообразовательная связь Антиоха и антихриста устанавливается на основе богодухновенной книги пророка Даниила. О том, что здесь речь о будущих событиях свидетельствует и тот факт, что картина вечного владычества и неразрушимого царства не может быть приложена ни к Иуде Маккавею, ни к его потомкам.

О малом роге в 7:23-27: пророчество исполнилось в первую очередь при Антиохе Епифане. Но св. Ипполит Римский и блж. Феодорит Кирский говорят, что здесь также речь о продолжительности власти антихриста: «до времени (т.е. год) и времен (два года) и полувремени (полгода)» (ст.25), — итого 3,5 года [Егоров].
«Видел он Отца…в старческом возрасте …с седыми волосами… и книги отверзошася, и судище седе, и видех…яко Сын человеч идый и даже до Ветхого деньми дойде и пред Него приведеся: и тому дадеся власть и честь и царство»(7:10,13,14). Итак, когда Единородный явился в подобном нам образе, Отец раскрыл книги, перестал судить грешников и предоставил людям мужественным быть внесенными в перепись, зачисляться в небесные лики и содержаться в памяти Божией» (свт. Кирилл Александрийский).

Видение Ветхого днями стало основой неканонической иконографии, когда Бога – Отца изображают в виде Старца. Но у пророка Даниила не видение старца, а созерцание вечности и нерожденности Творца. Видение же Бога в человеческом облике – это всегда видение Сына Божия воплотившегося (Ин.1:18). Т.е. все ветхозаветные теофании – это тоже явления Сына [иер. Геннадий Егоров].

С древних времен видение пророка Даниила главы 7, наряду с другими ветхозаветными эсхатологическими пророчествами, широко использовалось отцами Церкви для формулировки христианского учения о конце мира и Втором Пришествии Иисуса Христа (ссылки на главу 7 есть у Иустина Философа, Иринея Лионского, первое развернутое толкование книги пророка Даниила дает Ипполит Римский, у прп. Ефрема Сирина есть ссылка на главу 7 – «Слово на второе пришествие Господа Иисуса Христа». Причем большинство исследователей считают, что наряду с другими эсхатологическими поучениями прп. Ефрема, это «Слово» было положено в основу византийской иконографии «Страшного Суда».

Глава 8 – видение овна и козла:

Овен – пророчество о Вавилоне и Персии, царствах, сменивших друг друга на одном месте (два рога);

Козел — Александр Македонский, после смерти которого сокрушился большой рог и четыре возникли четыре рога на его месте (ст.8) – так было на самом деле, когда умер Македонский, его держава распалась на четыре части;

8:9-14 – если антихристу отведено 3,5 года, здесь, судя по сроку, речь об Антиохе Епифане;

8:27 – этот стих приоткрывает нам всю тяжесть служения Даниила – пророка, ибо ему тяжело давались видения и после них долго приходилось приходить в себя: «И я, Даниил, изнемог и болел несколько дней…» (ст.27).

Глава 9 –пророчество о седьминах – третье видение пророка Даниила: 1-й год Дария Мидянина (если считать, что это Кир, то как раз тогда исполнялось 70 лет плена вавилонского). И Даниил молился, чтобы Господь не продлил плена за грехи народа, но исполнил обетование. Тогда пророку является архангел Гавриил (9:21-27) и возвещает о времени пришествия Иисуса Христа.

Седьмина традиционно понималась как семилетие (на семилетних циклах построен круг праздничных лет евреев). Следовательно, 70 седьмин – это 490 лет. Отсчет принято вести от указа Артаксеркса Неемии о восстановлении Иерусалима (около 458-457 или 453, смотря какою хронологией руководствоваться) (ст.25).

Семь седьмин даны на восстановление Иерусалима (эта цифра не проверяема, потому что мы плохо знаем, что было во времена Неемии).

Всего исполнилось 69 седьмин, т.е. 483 года, до явления Иисуса Христа: Христос крестился около 15 года Тиберия Кесаря, т.е. где-то в 29 или 27 году по Р.Х. Значит, пророчество Даниила сбылось достаточно точно.
9:27 – срок установления Завета – 3,5 года, столько же длилось земное служение Христа. Через 35 лет после Распятия Тит разрушил Иерусалим и Храм, причем жертва в Иерусалимском Храме прекратилась не в момент разрушения, а еще при осаде, потому что зелоты увлеклись политикой и забыли о богослужении.

Главы 10-12 – четвертое видение – видение великой брани: Даниил постится три недели и ему является Муж с откровением. По мнению св. Ипполита Римского, «он видит Самого Господа…».

В начале описываются будущие войны, победа Александра Македонского, по-видимому, над персидскими войсками (11:2). Скорее всего, речь о Ксерксе, который был четвертым и при нем начались персидские войны, а результат этого будет победа греков (что и случилось при Дарии III).

Затем описываются войны лагидов и селевкидов (многие детали достаточно точно предсказаны).

Видение малого рога, нового царя, который одновременно есть прообраз Антиоха и антихриста (11:21-23).

11:36-37 – новая тайна грядущего беззакония – это уже не об Антиохе, который почитал богов.

9:27, 11:31,12:11 – «мерзость запустения» — Мф.24:15-16 – Христос цитирует пророка Даниила и далее говорит о скорби последующих времен (именно этому посвящены последние главы книги пророка Даниила, об этом же – Апокалипсис).

12:4,9 – о печати блж. Феодорит рассуждает так: «Положи, говорит, на книге печати неясности и сделай ее не для всех явственной, «дондеже умножится ведение», и, по пророчеству, «наполнится вся земля ведением Господа, аки вода покрывает море» (Ис.11:9). Благодать Божия Духа, по пришествии Спасителя, сняв печати сии, и неясное соделала для верующих ясным».

Неканонические добавления (есть только в Септуагинте).

1)Глава 3:24-90 – молитва Азарии и песнь трех отроков в пещи вавилонской;

2)Главы 13 и 14:

Повесть о Сусанне (в Септуагинте это глава 1): юный отрок Даниил вступился за Сусанну, к которой некие два старца воспылали страстью, но, не удовлетворив ее, обвинили ее в прелюбодеянии и решили казнить. Допрос, учиненный по настоянию Даниила, уличил их во лжи. Есть предположение, что это об этих старцах речь в Иер.29;

Повесть о Виле: бог, в честь которого был назван пророк Даниил в Вавилоне (4:5). Царь в качестве доказательства, что Вил есть настоящий бог, привел тот факт, что положенные ему жрецами приношения на утро исчезают. Тогда Даниил посыпал пеплом перед закрытием храма около идола, а на утор все увиделы следы жрецов и жен их, которые ночью сами поедали снеди;

Повесть о драконе: Даниил погубил почитаемого в Вавилоне дракона, за что по требованию толпы его бросили в ров со львами. Пророк Аввакум принесен был Ангелами и принес Даниилу пищу (не путать с главой 6) Пророка извлекли, а в ров угодили его враги.

Он происходил из знатного рода. При завоевании Навуходоносором Иерусалима в 606 году до Р.Х. пятнадцатилетний Даниил вместе с другими иудеями попал в вавилонский плен. Там его и других самых способных юношей определили в школу для подготовки к службе при царском дворе.

С Даниилом учились три его друга: Анания, Мисаили Азария. В течение нескольких лет они изучили местный язык и разные халдейские науки. При поступлении в школу этим трем юношам дали новые имена: Седрах, Мисах и Авденаго. Однако с принятием языческих имен юноши не изменили вере своих отцов. Боясь оскверниться языческой пищей, они упросили своего воспитателя давать им пищу не с царского стола, окропленную кровью животных, принесенных в жертву идолам, а простую, растительную. Воспитатель согласился, с условием, что после десяти дней питания растительной пищей он проверит их здоровье и самочувствие.

В конце пробного периода эти юноши оказались здоровее других, питавшихся мясом с царского стола, и воспитатель разрешил им вкушать пищу по своему усмотрению. За преданность истинной вере Господь наградил юношей успехами в науках, и вавилонский царь, присутствовавший на экзамене, нашел, что они сообразительнее даже его вавилонских мудрецов.

После окончания школы Даниил с тремя друзьями был определен на службу при царском дворе и оставался в звании придворного сановника во все время царствования Навуходоносора и его пяти преемников. После покорения Вавилона он стал советником царей Дария Мидийского и Кира Персидского.

Бог наделил Даниила способностью понимать значение видений и снов, и эту способность он проявил, дав толкование двум снам Навуходоносора, которые сильно смутили царя.

В одном из снов Навуходоносор видел огромного и страшного истукана, сделанного из четырех металлов. Камень, скатившийся с горы, разбил истукана в прах, а сам вырос в большую гору. Даниил объяснил царю, что истукан символизировал четыре языческих царства — начиная с вавилонского и кончая римским, — которые должны были сменить друг друга. Таинственный камень, сокрушивший истукана, символизировал Мессию, а образовавшаяся гора — Его вечное Царство на земле (Церковь Христову).

В своей книге (являющейся частью Библии) пророк Даниил повествует о подвиге своих трех друзей, которые отказались поклониться золотому идолу (Мардуку), за что, по приказу царя Навуходоносора, были брошены в раскаленную печь. Но ангел Божий сохранил их невредимыми в огне.

Подробностей о деятельности пророка Даниила в течение семи лет царствования трех преемников Навуходоносора не сохранилось. В первый год правления Валтасара, сына Навуходоносора на этом посту, пророк Даниил имел видение о четырех царствах, после чего он увидел Бога в образе «Ветхого Днями» и грядущего к нему «Сына Человеческого», т.е. Господа Иисуса Христа.

В своей книге Даниил записал несколько пророческих видений, относящихся к концу мира и ко второму пришествию Иисуса Христа. По своему содержанию его книга имеет много общего с Откровением святого Иоанна Богослова (Апокалипсисом), завершающим Библию.

При Данииле во время царствования Валтасара Мидийский царь Дарий завоевал Вавилон (539 г. до Р. X.), тогда же погиб и Валтасар. Сбылось предсказние Даниила, объяснившего значение надписи на стене, сделанной таинственной рукой: «Мене текел упарсин» (ты ничтожен, и твое царство поделят мидяне и персы).

При Дарий Мидийском Даниил занял важный правительственный пост. Завидуя Даниилу, языческие вельможи оклеветали его перед Да-рием и добились, чтобы Даниила бросили на съедение львам. Но Бог сохранил своего пророка невредимым. Разобравшись в деле, Дарий повелел подвергнуть клеветников Даниила такой же казни, и львы моментально растерзали их. Вскоре Даниил получил откровение о семидесяти седьминах, в котором указывалось время первого пришествия Мессии и основания его Церкви.

В царствование Кира Даниил остался в том же придворном звании. Не без его участия в 536 году царь Кир издал указ об освобождении евреев из плена. Согласно преданию пророк Даниил показал Киру предсказание о нем в книге пророка Исайи, который жил за двести лет до этого.

Пораженный пророчеством, царь признал над собой власть Иеговы и повелел евреям построить в честь него храм в Иерусалиме. При этом же царе Даниил был снова спасен от смерти, которая угрожала ему за умерщвление дракона, обожествлявшегося язычниками.

В третий год царствования Кира в Вавилоне Даниил удостоился получить откровение о дальнейшей судьбе народа Божия и четырех языческих империй. Предсказания Даниила о гонениях на веру относятся к гонениям Антиоха Епифана и одновременно к пришествию антихриста. О последующей судьбе пророка Даниила ничего не известно, кроме того, что он скончался в глубокой старости. Его пророческая книга состоит из 14 глав. Господь Иисус Христос в своих беседах с иудеями дважды ссылался на пророчества Даниила.

Местами захоронения Святого Даниила были сам Вавилон и город Сузы (в настоящее время город Шустер). Считается, что Тимур перевез часть останков Даниила, а именно его руку, в Самарканд. Над местом захоронения был построен прекрасный мавзолей, который перестроили в начале XX века. Рядом с мавзолеем расположен водный источнике невероятно вкусной водой, которая является святой. Каждый, кто захочет ступить к мавзолею, должен испить этой воды и омыть открытые участки тела. Само место просто покоряет своим покоем и красотМ, особенно в теплое время года, когда здесь много зелени, а в нескольких метрах от источника по реке Сиаб плавают лебеди.

Место давно стало объектом паломничества как местных жителей, так и путешественников со всего мира. В 1996 году прибывший в Самарканд Патриарх Московский и всея Руси Алексий II навестил мавзолей и освятил его. Говорят, что после этого близ мавзолея снова зацвело фисташковое дерево, считавшееся засохшим. Есть у местных жителей поверье: если загадать желания и завязать ленточку на этом древе, то они обязательно сбудутся.

Любопытный факт: многие паломники, прибывшие в это святое для ортодоксальных религий место, используют зороастрийские традиции — обращаются с молитвой к останкам святого и повязывают тряпочки на растущие рядом деревья.