Смотреть что такое "Уния" в других словарях. "уния" еще можно поискать Уния в истории

ЧТО ТАКОЕ УНИЯ?

Слово «уния» имеет латинское происхождение. Оно означает «союз». В нашем случае это союз Православной Церкви с католической под главенством римского папы на основе искажения православного догматического (1) и канонического (2) вероучения. Таким образом, уния есть смерть Православия.

Уния так же всегда является политическим торгом . Во всех известных истории попытках заключения унии присутствовал момент политической выгоды. Православные участники унии продавали Православие ради получения военной помощи или гражданских прав и удобств. Римские первосвященники, которые имели светскую власть, диктовали условия, на которых эта помощь будет оказана. Во всех случаях на церковных иерархов оказывалось сильнейшее давление со стороны государственной власти.

Например, Лионская и Ферраро-Флорентийская унии были заключены константинопольским церковным священноначалием под давлением византийских императоров ради получения военной помощи Запада против турок и прочих врагов империи.

Методы насаждения унии это ложь, обман, шантаж, угрозы, насилия, пытки, темничные заключения, казни. Например, во время Ферраро-Флорентийского собора папа, который взялся оплатить проезд и проживание греческой делегации в Италии, стал задерживать выплату денег после того, как греки не хотели принимать еретические догматы. Многие из них голодали, их заключали в темницу. Император Иоанн V-й Палеолог объявил иудами – предателями всех греческих иерархов, которые не примут унию, ибо из-за них якобы погибнет империя.

Борьба против унии всегда сопряжена со страданием за Христа , которое часто увенчивается мученичеством.

Можно привести два примера из истории Лионской и Брестской унии. После объявления унии в 1274 году латиняне высадились на Святую Гору Афон. Они стали захватывать монастыри, скиты, а так же кельи и принуждать православных монахов к принятию католической ереси. Тогда многие святогорцы сподобились принять мученическую кончину за Христа. Монахи болгарского монастыря Зограф заранее получили извещение о грозящей опасности через одного отшельника. Братия, не готовая к мученическому подвигу укрылась в горах и дебрях. А монахи во главе с игуменом Фомой, решившиеся пострадать за Христа остались в монастыре и закрылись в пирге (башне). Латиняне долго уговаривали принять их католическую ересь, а когда не успели в своем богопротивном намерении, то зажгли пирг. Так пострадали двадцать шесть преподобномучеников Зографских.

Другой пример – из истории Брестской унии. Преподобномученик Афанасий Брестский родился в Бресте в 1597 году уже после заключения унии. Он получил хорошее образование, изучил писания святых отцов и православное вероучение, так что мог успешно отстаивать Православие перед лицом его врагов. Афанасий был игуменом мужского монастыря в родном городе. Несколько раз по откровению Пресвятой Богородицы через чудотворную икону Ее Купятицкую он пытался на сеймах отстаивать право православных жить по Вере своих отцов, но польское правительство не хотело, а иногда и не могло удовлетворить его ходатайство. После второго выступления преподобного Афанасия взяли под стражу. В 1648 году вспыхнуло восстание под предводительством Богдана Хмельницкого. Игумен Афанасий был в это время в Бресте. Однажды ночью пришли униаты, арестовали его по ложному обвинению, что якобы он хранил оружие для восставших. Потом, когда обвинения не подтвердились, католики закричали: «Он выступал против святой унии». Этого было достаточно, чтобы Афанасию вынесли смертный приговор. Всю ночь его пытали, заставляя отречься от Православия и принять католическую ересь, но избранник Христов остался непоколебим. Под утро застрелили и еще живого закопали в могилу. Нетленное тело его Господь прославил многими чудесами.

О исповедническом подвиге святителя Марка Эфесского будет сказано ниже.

Церковная история знает три унии:
1. Лионская (1274 г.).
2. Ферраро-Флорентийская (1438-1440 г.г.).
3. Брестская (1596 г.).

ЛИОНСКАЯ УНИЯ

Предыстория: Византийский император Михаил Палеолог в 1261 г. отнял Константинополь у латинян. В то же время он находился в состоянии войны с сербами, болгарами и турками. Положение Византии было критическим. Потому в надежде поправить политическое положение империи он решил обратиться за военной помощью к главе западного мира папе римскому, предложив ему торг. Он подчиняет понтифику Православную Церковь, а тот оказывает ему военную помощь против врагов империи. Папа согласился, хотя потом и обманул Палеолога.

В 1274 г. Михаил объявил о заключении унии между Православной Церковью и католической. Некоторые царедворцы, церковные иерархи и духовенство из страха перед императором и ради земного благополучия приняли унию. Но большинство клира и народа оказали императору сильное сопротивление. Даже в царском роду нашлись исповедники Православия: Андроник и Иоанн Палеологи, а так же Мануил и Исаак Раули. Последние двое за Христа были ослеплены.

Но особенно сильное сопротивление ему оказали святогорские монахи. Они направили императору послание, в котором доказали, что ни первенство папы, ни прибавление к Символу Веры, ни прочие отступления латинян не могут быть терпимы. Отцы назвали Палеолога еретиком и призвали его к покаянию.

Михаил не внял отеческим обличениям святогорцев, а наоборот всеми мерами принялся насаждать унию. Противников унии лишали гражданских прав, имущества, мучили, заключали в темницу, казнили. Особенно зверствовал Палеолог против монахов.
А папа выставлял ему требование за требованием, чтобы как можно сильнее подчинить себе Православную Церковь. И хотя император исполнял все его требования, но тот все равно отлучил его от своей лже-церкви.
Военная же помощь католиков заключалась в том, что они грабили и убивали греков. Тогда же они разорили Святую Гору Афон: монастыри и кельи разрушили, много монахов поубивали.

Во время военного похода против Иоанна Дуки князя Епирского в декабре 1282 г. Михаил Палеолог умер. Ненависть к нему была столь велика, что сын не решился похоронить его с царскими почестями. Отсупника закопали ночью в одном из близлежащих монастырей.
Вдовствующая Царицы Феодора принуждена была обнародовать исповедание, в котором обещалась перед Церковью никогда не поминать усопшего супруга. Так вместе с Палеологом, отлученным как от Православной Церкви, так и католической, сгинула и богопротивная Лионская уния.

ФЕРРАРО-ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ

В XV веке Византия переживала свой закат, постепенно разрушаясь под ударами турок османов. Своих сил для борьбы с османами у императора Иоанна V Палеолога не было. Он обратился за помощью к Западу. А папа Евгений IV условием помощи поставил соединение церквей Православной и католической под своей властью. В конце 1437 г. греческая делегация во главе с императором и патриархом отправилась на собор в Феррару. Среди участников делегации был Марк (Евгеник) митрополит Эфесский, который прославился на соборе твердым стоянием в Православии.

Святитель Марк Эфесский (1392-1444 г.г.) был образованнейшим человеком столицы, глубоко изучив писания святых Отцов, а так же всю греческую классическую науку и философию. Он носил почетное звание вотарий риторов, что в современных категориях соответствует ученой степени академика или доктора богословия.

Познав суету мира, молодой ученый оставил мир и удалился в монастырь на остров Антигон под руководство величайшего из наставников того времени игумена Симеона. Под его руководством он обучился умному деланию, достигнув значительного преуспеяния. Со временем он был посвящен в сан диакона и священника.
Поскольку Марк был известен императору, перед Флорентийским собором в срочном порядке состоялось возведение его в сан архимандрита и хиротония во епископа Эфесского. В греческой делегации он был ведущим богословом.

9 апреля 1438 г. собор был открыт. Первым вопросом для обсуждения православных и католических богословов явился лжедогмат римской церкви об исхождении Святого Духа не только от Отца, как учит Православная Церковь, но и от Сына. Далее обсуждался вопрос и чистилище и прочие вероучительные вопросы, в которых Православное учение отличается от католического.

Первое же заседание показало, что католики не намерены честно и беспристрастно обсуждать вероучительные разногласия. Они были настроены на победу любой ценой. А победой они считали заключение унии и подчинение Православия под ноги папы. Поэтому они использовали различные запрещенные методы ведения диспута: представляли подложные писания, совершенно игнорировали доводы и доказательства оппонентов. Потом несговорчивых греческих епископов стали морить голодом и заключать в темницу. Видя, что все уже решено, что богословский диспут всего лишь формальность, митрополит Марк устранился от участия в дискуссиях и углубился в себя. Он так же был подвергнут темничному заключению и пытке голодом, но, имея с собой помощь Божию – плод молитвенного делания, оказался в состоянии вынести все испытания.

Когда в Ферраре вспыхнула чума, собор переместился во Флоренцию. В конце концов, почти все греческие иерархи во главе с патриархом Иосифом согласились на унию. Торжественное подписание соборного определения состоялось 4 июня 1439 г. Когда папе Евгению принесли акт, он спросил:
– А подписался ли Эфесский? Ему ответили:
– Нет.
– Тогда мы ничего не сделали.

Но и среди подписавших унию архиереев и кардиналов не было согласия. Патриарх отказался поцеловать туфлю у папы, греческие епископы отказались причаститься за мессой, а кардиналы – за Литургией.

1 февраля 1440 г. униаты вернулись в Константинополь. Шел Великий Пост, но храмы были пусты. Народ и клир отказались с ними служить. Ревнители Православия сгруппировались вокруг святителя Марка. Уния сошла на нет, когда в 1457 году османы захватили Константинополь и Византия прекратила свое существование. Причину падения Византии современники видели в измене Православию императора и большинства ее епископата.

БРЕСТСКАЯ УНИЯ

В результате татаро-монгольского погрома Малая и Белая Россия оказались под властью католической Польши. Польские короли под жесточайшим давлением иезуитов, а иногда и в силу своей фанатичной приверженности к католической ереси прилагали все усилия к тому, чтобы окатоличить эти православные области. В этом они видели залог государственной стабильности и только при изменении веры своих православных подданных надеялись сохранить эти исконно русские территории за собой.

Брестская уния готовилась постепенно. Согласно польским законам, назначение православных епископов на те или иные кафедры совершалось только с разрешения католического государя. Таким образом, король мог проводить удобную ему кадровую политику и внедрить в православный епископат своих агентов. Как правило, это были беспринципные шляхтичи. Епископские кафедры им давали за боевые заслуги. Постригаясь в монашество они не оставляли мирского образа жизни, содержали боевые подразделения, вели междоусобные стычки, предавались пирам и т.д. Но конечно были тогда еще и ревностные архипастыри, которые мужественно отстаивали Православие.

В Киеве иезуитам удалось заставить малодушного митрополита Михаила (Рогозу) обратиться в Рим за помощью от насильственного окатоличивания православных в западных регионах Малороссии и путем признания унии (главенства Папы) улучшить положение гонимых православных. В октябре 1596 года в Бресте состоялся собор для церковного решения вопроса об унии. Несмотря на нажим польских властей, уния была отвергнута собором, а предатели-епископы во главе с Рогозой лишены своих кафедр. Польский король Стефан Баторий, игнорируя соборное постановление, утверждает унию (3) . Православие в Польше объявлено вне закона. Присутствовавший на соборе экзарх греческого патриарха иеродиакон Никифор схвачен поляками «как турецкий шпион» и удавлен в Мариенбургской крепости.

По приказу короля началось насильственное насаждение унии пытками, казнями, шантажом, угрозами. Православным епископам король не давал разрешения рукополагать новых епископов, и православная иерархия через некоторое время прекратила свое существование (4) . Иезуиты организовали лихорадочную школьно-просветительскую деятельность. Проходя через эти школы, дети православных родителей становились фанатичными католиками. Часть православной шляхты, возлюбив славу и суету века сего, также приняла унию. Православное духовенство и миряне были фактически поставлены вне закона. Храмы у них отбирались, они были лишены гражданских прав и судебной защиты, пользуясь этим, униаты и католики устраивали различные провокации, заводили судебные тяжбы и сажали православных в тюрьмы или предавали казням.

Желая нажиться на чужой беде, иудеи выкупили у шляхты право на распоряжение над действующими православными храмами. За каждую требу, даже едва ли не на каждую свечку они установили налог. Был запрещен колокольный звон, запрещено было совершать погребение на умершими. Приходилось покойников хоронить по ночам.

Некоторые православные пастыри и миряне, не вынося такой жизни, принимали унию. Другие, более стойкие группировались вокруг православных вельмож. Главным покровителем Православия в Польше был влиятельный князь Константин Острожский. Король не мог не считаться с его значительными боевыми заслугами и огромным состоянием.

Городские мещане самоорганизовывались в православные братства, для совместного выживания, обучения детей и борьбы за Православие. Многие мещане и крестьяне так же уходили в казачью вольницу – Запорожскую Сечь.

Не раз православные делегаты на сеймах законным способом пытались добиться права беспрепятственно исповедывать свою Веру, однако все их законные усилия оставались практически без результата. Тогда народ под предводительством запорожских казаков поднимал восстания. Плохо тогда приходилось иудеям и польской шляхте. Польское правительство жестоко расправлялось с восставшими. Их сажали на кол, жгли, четвертовали и предавали другим бесчеловечным казням. Так был казнен казачий атаман Иван Сирко, возглавивший одно из восстаний.

В противовес иезуитским школам и коллегиям православные тоже начали открывать свои школы. Митрополит Петр (Могила) основал в Киеве первую православную Киево-Могилянскую коллегию. По ее образцу и в других городах стали возникать православные духовные школы. Так возникли прототипы духовных семинарий, основная задача которых была готовить православных проповедников, которые могли бы успешно обличать и опровергать еретические латинские и протестантские басни. Впрочем, из этих духовных школ выходили не только проповедники, но и просто верные чада и защитники Церкви. Таким был гетман Петр Канаш Согайдачный. Он много сделал для защиты Православия в Киеве и на всей Малой Руси. Иезуиты при нем опасались хозяйничать в столице Малой Руси.

Бесконечные внутренние войны и восстания православных против католиков прекратились лишь после присоединения Малороссии к Великой России в 1654 г.
В царствование Императора Николая I усилиями униатского митрополита Иосифа (Семашко) при заботливом покровительстве Правительства около трех миллионов белорусов было воссоединено с Православием. Однако униаты существую до сих пор, как на Украине, так и в Белоруссии.

СОВРЕМЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В УНИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ВАТИКАНА

После раздела Польши в XVIII и XIX веках уния сильно поколебалась в своих основаниях. Лишь с падением в XX веке Самодержавной Православной Российской Империи униаты подняли голову. Особенно ярко они проявили себя во время Великой Отечественной Войны и после нее, когда открыто выступили на стороне фашистских оккупантов. После окончания войны Сталин при помощи МГБ и милиции практически уничтожил униатство, однако некоторые последователи унии сохранились в подполье.

В конце XX века, когда Михаил Горбачев и Борис Ельцин развалили Советский Союз, униатское движение на Украине возродилось. Выползли из нор недобитые бендеровцы. Вернулись из заграницы эмигранты, поддержанные западными спецслужбами. Им удалось взять власть на Украине. Началось повторение событий XVI-XVII веков. Православных начали выгонять из храмов, церковное имущество конфисковать, епископат и духовенство бить и убивать. Боевики УНА УНСО помогали чеченским головорезам во время первой чеченской войны воевать против русских. В настоящее время Ющенко готовит создание новой национальной церкви, которая якобы будет независимой ни от Москвы, ни от Ватикана. Однако все-таки это будет ватиканская в конечном итоге «церковь».

С зарождением в XIX веке экуменического движения Ватикан загорелся идеей поставить его на службу своей униональной политике. Особенно активно «экуменический диалог» между католической ересью, а так же отдельными Православными Церквами, протестантскими сектами, инославными вероисповеданиями и даже идолопоклонниками стал вестись после II Ватиканского собора.

Используя экуменическую риторику, папа преследует все те же цели, которые были у римских понтификов в средние века: достичь господства над всеми христианскими, а теперь уже и не христианскими Церквами и религиями. Особое место в вожделениях римского первосвященника отводится Русской Православной Церкви, которая объединяет до 80% всех православных христиан.

В настоящее время внутри РПЦ есть силы, которые так же готовят новую унию с Ватиканом. Они не называют ее «уния» а выражаются более корректно «стратегический альянс». Основными поборниками этого движения являются митрополит Иларион (Алфеев) и другие иерархи, архиепископы и епископы, ученики и последователи митрополита Никодима (Ротова) – основоположника экуменической ереси в России.

Таким образом, мы живем в эпоху новых гонений на Церковь, новых попыток уничтожения Православия через совращение его в ересь. Молитвами преподобномучеников Зографских, святителя Марка Эфесского, преподобномученика Афанасия Брестского и всех мучеников и исповедников от униатов пострадавших да укрепит нас Господь в твердом исповедании Православной Веры.

Примечания:

(1) Догмат это богооткровенная истина, которую верующему необходимо принять на веру. Догматы не подлежат изменению. Изменение догмата и вообще изменение или искажение православного вероучения является ересью. Основные догматы Православной Церкви выражены в Символе Веры.

(2) Каноны или правила Церкви есть церковное законодательство, своего рода церковный законодательный кодекс. Они даны Церкви святыми Апостолами, святыми Отцами Вселенских и Поместных Соборов. Архиереи и священники при хиротонии дают присягу, что будут свято соблюдать православное вероучение и каноническое учение Церкви. В настоящее время еретики ведут войну против канонического учения Церкви, ибо каноны обличают их отступление. Все, желающие наследовать Жизнь Вечную должны стараться об исполнении канонического учения Церкви, так же, как и заповедей Божиих.

(3) Православные подписанты полностью сохранили за собой восточный обряд богослужения, признав лишь власть папы римского.

(4) Иерусалимский патриарх Феофан, проезжая на интронизацию патриарха Филарета (Романова), тайно восстановил православную иерархию, рукоаположив в сан епископа несколько ревностных борцов против унии. Король не признал эти хиротонии, но был вынужден согласиться на открытое рукоположение других православных епископов.

Уния церковная (лат. соединение) - слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, нахождение Св. Духа и от Сына, с другой - допускается брак белого духовенство и богослужение на родном языке, с сохранением восточных обрядов. В половине XI в. последовал полный разрыв между церквами восточною и западною. Вместо прежних мирных отношений между ними установились отношения неприязненные. Своими жестокостями и поруганием греческой святыни во время крестовых походов латиняне сделали эти отношения даже враждебными. Греки ненавидели латинян, как еретиков и своих притеснителей; латиняне, в свою очередь, ненавидели греков как схизматиков (как они их называли) и как людей двоедушных и коварных. Вражда нередко выражалась в кровавых столкновениях. Несмотря на это, греки и латиняне часто предпринимают попытки к соединению церквей. Были особенные причины, которые побуждали их искать церковного союза. Папы, и по разделении церквей, не теряли надежды подчинить своей власти греко-восточную церковь. В этих видах они всеми силами стремились восстановить общение церквей восточной и западной, понимая под восстановлением общения не союз церквей, а подчинение восточной церкви западной, или, что то же, папе. Греки по расчетам политическим, со своей стороны также иногда помышляли о соединении церквей. Политическое положение Византийской империи, начиная с XII в., было крайне затруднительно. Одряхлевшая империя под ударами турок и крестоносцев склонялась к падению. Рассчитывая при содействии пап защитить империю от многочисленных врагов и предохранить ее от падения, Византия искала союза с Римом; а так как пап ничем нельзя было расположить в свою пользу, как только изъявлением готовности к соединению церквей, с подчинением восточной церкви западной, то византийское правительство во всех переговорах с Римом на первый план выдвигало вопрос о соединении церквей. Таким образом, с обеих сторон главную роль в обоюдных попытках играл расчет, и уже это одно не обещало им успеха. Искренности в переговорах о соединении церквей не было ни со стороны латинян, ни со стороны греков; и те, и другие под предлогом соединения церквей преследовали сторонние цели - и когда эти цели достигались или не достигались, вопрос о соединений церквей отодвигался на задний план. Непрочность попыток к соединению церквей обуславливалась еще и тем обстоятельством, что они не имели характера всеобщности , по крайней мере на Востоке. Со стороны греков главным образом хлопотали о соединении церквей императоры, греческая же иерархия в большинстве и народ всегда были против соединения, так как видели в нем подчинение восточной церкви папе. Из множества попыток к соединению церквей, вообще неудачных, особенно замечательны две, доведенные всевозможными хитростями и насилием до конца и сопровождавшиеся печальными последствиями для греко-восточной церкви. Это так называемые уния лионская (1274 г.) и флорентийская (1439 г.).

В 1261 г. латинская империя в Константинополе пала. Никейский император Михаил VIII Палеолог (1209-1282), при содействии генуэзцев, отнял у латинян Константинополь и восстановил Византийскую империю. Но положение восстановленной империи и ее государя было весьма затруднительное. Последний латинский император в Константинополе, Балдуин II, отправился на Запад и умолял папу и государей помочь ему возвратить потерянный престол. Папа Урбан IV, потерявший с завоеванием греками Константинополя не менее Балдуина, принял его сторону, отлучил от церкви генуэзцев за союз с Палеологом и начал распространять воззвания к новому крестовому походу против Константинополя. Тесть Балдуина, Карл Анжуйский, овладевший тогда Неаполем и Сицилиею, стал готовиться к войне с Палеологом. В то же время против Палеолога вооружались болгары, а латинские князьки Пелопоннеса, оставшиеся независимыми после падения латинской империя, начали наступательные движения против Константинополя. Волнения внутри империи довершали запутанность дел. Михаил Палеолог вступил на императорский престол незаконно, отстранив от него - и затем ослепив - Иоанна, малолетнего сына императора Феодора II Ласкариса. Такое злодеяние восстановило против него патриарха Арсения и народ. Новый патриарх, Герман, заменивший сосланного Арсения, вследствие народного ропота должен был оставить кафедру. Когда затем поставлен был патриархом царский духовник Иосиф, многие из духовных и мирян не хотели признавать Иосифа патриархом и образовали сильную партию сторонников Арсения. Нашелся слепой юноша, которого жители Никеи признали за Иоанна Ласкариса и провозгласили своим царем. Находясь в таких затруднительных обстоятельствах, хитрый Палеолог рассчитал, что нападение Карла Анжуйского он может остановить при помощи папы, а с остальными внутренними и внешними врагами - управится собственными средствами. Немедленно по взятии Константинополя он вступил в сношения с папою Урбаном IV, потом Климентом IV, и послал к ним несколько посольств с богатыми подарками и предложениями касательно соединения церквей. Переговоры не привели к положительным результатам главным образом потому, что папы не доверяли Палеологу. Только с 1271 г., когда на папский престол вступил Григорий X, особенно сильно желавший соединения церквей - конечно, с подчинением восточной церкви под власть западной, - переговоры о соединении пошли успешнее. Григорий пригласил Палеолога на назначенный им в 1274 г. Лионский собор , для решения вопроса о соединении церквей. В числе условий соединения папа выставлял принятие греками латинского чтения символа (с прибавлением filioque) и признание главенства папы. Посольство , привезшее письмо папы, было принято императором внимательно, но греческое духовенство с патриархом Иосифом во главе было против У. Палеолог призвал к себе патриарха и епископов и уговаривал их согласиться на соединение с римскою церковью, представляя, что условия, предложенные папой, исполнимы: поминать папу в богослужении нисколько не противно восточной церкви, признавать его братом и даже первым не унизительно; что же касается права апелляции к папе, то оно на самом деле не будет существовать, так как "в сомнительных случаях едва ли кому захочется плыть для этого за море". О чтении символа с прибавлением filioque император ничего не говорил. Вообще он старался представить У. как дело, имеющее характер чисто политический. Патриарх и епископы, несмотря на эти убеждения, все-таки не соглашались на У. Патриарший хартофилакс, ученый Иоанн Векк, по поручению патриарха высказал перед императором, что латиняне, на самом деле, - тайные еретики. Векк был заключен в тюрьму, но впоследствии Палеологу удалось привлечь его на свою сторону. Палеолог написал папе, что он пришлет на Лионский собор уполномоченных от восточной церкви. Затрудняло императора только противодействие патриарха, разославшего к восточным епископам окружное послание против соединения с латинянами. Иосифу предложено было удалиться на время в монастырь, с тем, что если У. не состоится, он опять займет свою кафедру, если же состоится, то он совсем откажется от патриаршества. Иосиф волей-неволей согласился; Палеолог, заготовив с единомышленными ему епископами грамоту от греческого духовенства к папе, снарядил посольство на Лионский собор. В числе послов были, между прочим, бывший патриарх Герман и великий логофет Георгий Акрополит . Они прибыли в Лион, когда там уже собрались папа и латинские прелаты. Четвертое заседание собора посвящено было вопросу о соединении церквей. Рассуждений о разностях между церквами никаких не допускалось. Папа заявил собору, что греки добровольно приходят в повиновение римской церкви. Затем прочитаны были письма к папе Михаила Палеолога и его сына, Андроника. В этих письмах, как и в грамоте от имени греч. духовенства, выражалась полная покорность папе; император просил только оставить грекам символ без filioque. Великий логофет Георгий Акрополит дал от имени Михаила Палеолога присягу в том, что он отрицается от всякого разделения с римскою церковью и обещает ненарушимо сохранять ее исповедание веры и признавать ее первенство. Такую же присягу дали от лица греческого народа духовные, бывшие в числе послов. В заключение пропели "Тебе Бога хвалим" и символ веры с прибавлением filioque; У. между церквами восточною и западною состоялась. Греческие послы, получившие за свою уступчивость богатые подарки, возвратились в Константинополь; вместе с ними прибыло посольство и от папы. Палеолог был весьма доволен исходом дела на Лионском соборе, так как вслед за утверждением У. папа настоял на том, чтобы между Византией и Карлом Анжуйским заключен был мир. Оставалось только ввести У. в греческой церкви. Патриарх Иосиф объявлен был низложенным; на его место возведен был Векк. В богослужении приказано было поминать Григория X, как "верховного архиерея апостольской церкви и вселенского папу". Дело У. было, однако, непрочно. Только император с партиею своих приверженцев принял ее; масса духовных и мирян не хотела иметь никакого общения с римскою церковью. Со стороны православных стали раздаваться проклятия на униатов; с ними не хотели иметь никаких сношений, считали даже за осквернение прикосновение к ним и разговор с ними. Палеолог пытался ласками привлечь на свою сторону православных. Когда это не удалось, начались ссылки, заключения в тюрьмы, ослепление, отсечение рук, рвание ноздрей и т. п. Преследования падали больше всего на духовенство. Император не щадил даже своих родственников. В то же время Векк старался привлечь народ к У. своими посланиями и сочинениями. Все было бесплодно: греки не принимали У. Между тем в Риме узнали, что в греческой церкви У. не существует. Папа Григорий Χ и следовавшие за ним не тревожили еще Палеолога, но папа Николай III желал видеть У. осуществленною на деле. Он прислал в Константинополь легатов, которым поручил настоять на полном введении У., с принятием латинского чтения символа и с подчинением папе. Палеолог сумел выйти из затруднения. Послам оказывали почтение; император уверял их в своей преданности папе и У., приказал составить от имени греческого духовенства грамоту, в которой излагалось учение римской церкви, принимаемое, будто бы, церковью греческою (подписи епископов на грамоте были поддельные) и вручил ее легатам, показывая им тюрьмы, в которых заключены противники У.; наконец, двоих противников У. он отослал даже к папе на суд, но папа возвратил их без наказания. Успокоенный, Николай III заключил с Палеологом тайный союз против Карла Анжуйского. В 1281 г. на папский престол вступил Мартин IV. Зная, что У. не существует в греческой церкви, он с презрением отослал послов Палеолога, а его самого отлучил. Палеолог, раздраженный таким образом действий папы, запретил поминать его при богослужении, но У. все-таки формально не уничтожил. Карл Анжуйский, не связанный более запрещением папы, начал войну с Палеологом, но последний одержал верх, за что папою еще раз был отлучен от церкви. Со смертью Палеолога (1282) окончилась лионская У. Сын и преемник его, Андроник II (1283-1328), стал на сторону православных. В 1283 г. в Константинополе созван был собор, на котором осуждено было главное римское заблуждение - учение об исхождении Св. Духа и от Сына. В то же время судили и преследовали униатов, и прежде всего Векка, который был низложен и сослан в заточение. Церкви, в которых совершалось униатское богослужение, были освящены вновь, как оскверненные. Через несколько 10-летий не осталось и следов лионской У. на Востоке.

К началу XV стол. Византийская империя окончательно была стеснена османскими турками. Византийское правительство искало помощи на Западе и, главным образом, у пап. С этою целью греческие императоры часто сами ездили на Запад, но помощи оттуда не получали. Иоанн VI Палеолог (1425-1448) решился для спасения империи на крайнее средство - под предлогом соединения церквей подчинить греко-восточную церковь папе и за это получить помощь от западных государей. В этих видах он начал переговоры с папою Евгением IV. Папа согласился на предложение императора. Между ними условлено было составить вселенский собор из представителей греческой и латинской церквей и на нем решить соединение. Предложено было также пригласить на собор западных государей с тем, чтобы по окончании собора убедить их подать помощь Византийской империя. После долгих переговоров о месте собора, его назначили в Ферраре. Папа принял на свой счет проезд и содержание во время собора греческих епископов. В конце 1437 г. отправились в Феррару император Иоанн Палеолог, константинопольский патриарх Иосиф, уполномоченные от восточных патриархов и несколько греческих епископов. Отправился на собор и русский митрополит Исидор (см.), давно уже согласившийся на У. С ним прибыли суздальский епископ Авраамий и много других духовных и светских лиц, числом до ста. На первых же порах по прибытия в Феррару греческие иерархи испытали несколько оскорблений от латинян. Так, папа требовал, чтобы патриарх Иосиф при встрече с ним поцеловал, по латинскому обычаю, его туфлю, и только после решительного отказа со стороны Иосифа отказался от этого требования. Прежде открытия собора происходили частные совещания между греческими и латинскими отцами о вероисповедных разностях. На этих совещаниях со стороны греков особенно выдавались Марк, митрополит эфесский (он же представитель иерусалимского патриарха), и Виссарион (см.), митрополит никейский. Марк Эфесский не сделал никаких уступок в пользу латинского учения. 8 окт. 1438 г. папа, по соглашению с императором, открыл собор, хотя из западных государей никто не приехал. Главным спорным вопросом было латинское учение об исхождении Св. Духа и от Сына. Греческие отцы поставили этот вопрос на почву каноническую и доказывали, что латинская церковь поступила неправильно, внеся в Никейский символ filioque, вопреки положительному запрещению третьего вселенского собора делать прибавления к символу. Латиняне утверждали, что латинская церковь не ввела этим нового учения, а только раскрыла то, которое заключалось в символе. В таких спорах прошло 15 заседаний. Греческие отцы, особенно Марк Эфесский, оставались неуступчивыми, вследствие чего папа начал стеснять их содержанием. Между тем в Ферраре появилась чума, и собор был перенесен во Флоренцию (1439). Здесь латиняне перенесли вопрос о filioque с почвы канонической на догматическую. Они доказывали, что учение об исхождении Св. Духа и от Сына правильно само в себе, и подтверждали это произвольно толкуемыми местами из Св. Писания и древних отеческих писаний. Греческие отцы возражали, что из приводимых латинянами цитат нельзя выводить латинского учения об исхождении Св. Духа и от Сына. Иоанну Палеологу была крайне неприятна неуступчивость греческих отцов. Он стал убеждать их придти к соглашению с латинянами. Виссарион Никейский , доселе жаркий противник латинян, склонился к соглашению, признав, что латинское выражение: и от Сына соответствует употребляемому греческими отцами выражению: чрез Сына. Марк Эфесский был против этого и называл латинян еретиками. Палеолог со своими приверженцами составил такое изложение учения о Св. Духе: греки, признавая, что Дух Святой исходит от Отца, не отвергают, что Он исходит и от Сына. Марк Эфесский и другие отвергли это изложение. Латиняне, между тем, требовали полного принятия их учения о Св. Духе. Под влиянием убеждений и угроз греческие отцы согласились на латинское чтение символа, а также на признание главенства папы. Относительно обрядовых разностей больших споров не было: латиняне согласились одинаково допускать обряды как латинской, так и греческой церкви. Когда, таким образом, дело соглашения приведено было к концу, составлен был акт соединения церквей , в котором, между прочим, изложено было латинское учение о Св. Духе и главенстве папы. Этот акт подписали все греческие епископы, кроме Марка Эфесского и патриарха Иосифа, который к тому времени умер. Папа, не видя подписи Марка, откровенно сказал: мы ничего не сделали. Все-таки акт торжественно был прочитан в соборной церкви на латинском и греческом языках. В знак общения и единения, греки и латиняне обнялись и поцеловались. Папа на радости дал грекам корабли, и они отправились домой. По возвращении в Константинополь Палеолог увидел, как непрочно соединение церквей, совершенное при посредстве разных происков и насилия. Те же греческие епископы, которые согласились на У. во Флоренции, по приезде в Константинополь отказались от неё, объясняя, что их там принудили согласиться на соединение с латинянами. Греческое духовенство и народ, узнав об У., пришли в раздражение; униатов считали за еретиков. Вокруг Марка Эфесского сгруппировались все защитники православия. Патриархи александрийский, антиохийский и иерусалимский также были против У. Они составили в 1443 г. в Иерусалиме собор, на котором произнесли отлучение на всех приверженцев У. Хотя Палеолог, в видах распространения У., возводил на патриарший константинопольский престол одного за другим приверженцев У. - Митрофана Кизикского и Григория Мамму, своего бывшего духовника, - но У. мало подвигалась вперед. Сам император, не получив с Запада ожидаемой помощи, охладел к делу У. При его преемнике, незадолго до падения Константинополя, восточные патриархи еще раз произнесли осуждение У., на соборе в Константинополе (1450). Здесь же они низложили униата Григория Мамму и возвели на патриарший престол православного Афанасия. Когда в 1453 г. Константинополь взят был турками, о флорентийской У. не время было уже и думать.

См. иеромонах Владимир Никольский, "Лионская У." ("Православное Обозрение"; 1867, №№ 5, 6, 8, 9); Ив. Остроумов, "История флорентийского собора" (М., 1847); преосв. Макарий, "История русской церкви" (т. V, стр. 340 - 367); архим. Арсений, "Летопись церковных событий" (СПб., 1880); А. Садов , "Виссарион Никейский. Его деятельность на Ферраро-Флорентийском соборе, богословские сочинения и значение в истории гуманизма" (СПб., 1883); А. П. Лебедев, "Очерки история византийско-восточной церкви от конца XI до половины XV в." (М., 1892); Ε. Смирнов, "История христианской церкви" (СПб., 1901).
"Историческое известие о возникшей в Польше У.", Бантыш-Каменского (1 изд. 1805, 2 изд. 1866); "Литовская церковная У.", М. Кояловича (СПб., 1859; здесь дана в примечаниях обширная библиография и приведен хронологический список современной У. полемической литературы); митр. Макарий, "История русской церкви" (т. VIII и след.); С. Т. Голубев, "Петр Могила и его сподвижники"; В. Б. Антонович, "Монографии по истории Западной России" (т. I); В. Г. Васильевский, "Очерк истории города Вильны"; Костомаров, "Подготовка церковной У." ("Монографии", т. III); его же, "О значении У. в Зап. России" (1842); Флеров, "О православных церковных братствах"; А. А. Папков, "Очерк истории западно-русских православных братств"; И. А. Кулиш, "История воссоединения Руси"; И. Сливов, "Иезуиты в Литве"; И. Чистович, "Очерк истории западно-русской церкви"; гр. Д. А. Толстой, "Le catholicisme romain en Russie"; M. Морогакин, "Иезуиты в России"; С. М. Соловьев, "История падения Польши"; Н. И. Костомаров, "Последние годы Речи Посполитой"; Д. И. Иловайский, "Гродненский сейм 1793 г."; М. Коялович, "История воссоединения униатов старых времен"; А. В. Белецкий, "Униатский вопрос в 1772-1827 гг."; М. Морошкин, "Воссоединение У." ("Вестн. Европы", 1872); Ю. Ф. Крачковский, "Пятидесятилетие воссоединения западно-русских униатов с православною церковью"; И. Чистович, "Пятидесятилетие воссоединения с православною церковью западно-русских униатов" ("Архив Юго-западной России", часть I).

Н. Василенко.

(церковная) в Австро-Венгрии. - В настоящее время У. существует главным образом в Австро-Венгрии. Среди ее народов, придерживающихся У., первое место принадлежит в численном отношении русинам (украинцам, малороссам), соплеменным с населением юго-западн. России. В австрийской половине монархии они - почти единственные представители У., хотя и не все к ней принадлежат; в венгерской половине они составляют значительную часть униатов. До 1772 г., т. е. до первого раздела Польши, в австрийской части совсем не было униатов, а были они только в Венгрии, так что история греко-католической церкви (как она официально называется), поскольку она касается русинов, связана, главным образом, с историей Галиции - территории, густо заселенной униатами. Население Галиции перешло в У. во второй половине XVII и начале XVIII веков; в 1772 г. православным оставался лишь один монастырь василиан (базилиан) в Маняве. Международный трактат 1772 г. выделил из Польши епархии перемышльскую, львовскую (без части Подолии) и значительную часть холмской и луцкой. Все они принадлежали в киевской митрополии, представитель которой остался в Польше, как и епископы двух последних епархий. После окончательного раздела Польши и урегулирования границ между Австриею и Россией в Австрии было отменено отдельное существование холмской и лупкой епархий, остатки их присоединены к перемышльской и львовской, а от последней был отделен округ Каменец-Подольска, хотя львовские архиепископы и удержали титул епископа каменецкого. Кроме политических мотивов, на эти перемены имела влияние и судьба униатской церкви в России. Когда в России, в 1795 г., была уничтожена униатская митрополия, австрийское правительство восстановило прежний сан галицкого митрополита и дало его львовскому архиепископу (1808). Такое положении остается в Галиции и до сих пор; создано только еще одно епископство, в Станиславове. Территория, приобретенная Австрией в 1772 г., имела около 2700000 жителей, из которых 2/3 составляли русины, т. е. униаты. Национальная и религиозная обособленность большинства населения от поляков для австрийского правительства была новостью. Это обстоятельство было благоприятно для правительственной политики относительно польской шляхты. С другой стороны, австрийское правительство и независимо от этого должно было заняться церковною жизнью новых подданных. Результатом четырехвековой (религиозной, культурной и национальной) борьбы русинов с поляками было то, что при переходе Галиции под власть Австрии греко-католическая церковь находилась в крайнем упадке. По всей территории были рассеяны "латинники" и разные их церковные учреждения. Униатское духовенство находилось в полном духовном, материальном и даже социальном уничижении. Это вызвало со стороны австрийского правительства ряд реформ. Оно уничтожило, прежде всего, обязанность малорусского сельского духовенства наравне с крестьянами отбывать барщину (1777). Плохое материальное положение униатского клира было, главным образом, следствием крайней дробности приходов. Правительство произвело так наз. концентрацию приходов, но проводило ее в таких размерах, что русины начали протестовать, особенно ввиду одновременной децентрализации латинских приходов. Кроме того, правительство назначало денежные субсидии из специально учрежденного (1782) фонда беднейшим священникам и высшему духовенству. Было урегулировано право патроната, в смысле ограничения зависимости духовенства от помещиков (1784). Более всего позаботилось правительство о поднятии образования в среде греко-католического духовенства. Прежде доступ в это сословие был очень легкий, даже для людей едва грамотных. В 1774 г. Мария-Терезия учредила при церкви св. Варвары в Вене так назыв. "Императорскую генеральную греко-католическую семинарию" для униатов всей монархии, в преподаватели которой были приглашены главным образом русины из Венгрии. Этот "Барбареум", как обыкновенно называли Семинарию, имел, во все время своего существования, большое значение для униатской церкви в Австро-Венгрии. Почти все наиболее замечательные представители тамошнего малорусского духовенства были воспитанниками этого заведения. Они вынесли отсюда не только знания, но и дух реформы, которым был одушевлен имп. Иосиф II. В 1784 г. при Львовском университете была учреждена такая же Генеральная семинария для греко-католиков из Галиции и Венгрии, и вместе с тем были закрыты прежние Епископские семинарии во Львове и Перемышле. И здесь преподавание шло в духе реформ Иосифа II, и языком преподавания был главным образом малорусский. Эта Семинария просуществовала до закрытия Львовского университета в 1806 г. В 1817 г. ее восстановили, но только для галичан. Австрийское правительство выступило еще в роли судьи между белым и черным духовенством в Галиции. Еще в польские времена между ними происходила борьба из-за преобладания. Базилиане (монахи ордена св. Василия) овладели управлением епархий. Львовский епископ Лев Шептицкий, с целью избавиться от их преобладания, задумал восстановить прежние "крилошанские соборы", в форме латинских капитулов. Против этого восстали не только базилиане, но и латинское духовенство. Правительство стало на сторону белого духовенства и учредило капитулы во Львове (1786, 1813) и Перемышль (1787, 1816). В 1779 г. было дозволено выбирать в епископы священников, не бывших монахами. Дальнейшим шагом в этой противомонашеской политике было закрытие в 1783 г. с лишком 40 униатских базилианских монастырей и последнего православного, в Маняве; имущество их было отдано в религиозный фонд. Этим надолго было сломлено значение базилиан. Тот же реформационный дух правительства выразился в закрытии всех братств (1782); знаменитое львовское ставропигийское братство должно было изменить название и организацию и превратиться в общество под именем "львовского ставропигиального института". Все эти реформы значительно подняли материальный и духовный уровень греко-католического малорусского духовенства, а назначение особого галицийского митрополита возвысило и престиж униатской церкви. В XIX в. судьба последней в России заставила римскую курию также позаботиться о галицийских греко-католиках. Митрополиту Михаилу Левицкому был дан титул кардинала (1856); подтверждено было запрещение перехода униатов в латинский обряд (1863). Эта защита греко-католического обряда не давала ему, однако, равноправности с латинским; латинское духовенство не переставало смотреть на русинов, как на полуневерных схизматиков, и продолжало свою пропаганду между ними в пользу латинства. Все это обостряло вероисповедный антагонизм. При всем том, вследствие недостатка между русинами первой половины XIX в. национального самосознания высшее образование приводило их духовенство к ополячению. В 1772 г. бедное и невежественное белое духовенство имело еще национальный малорусский характер, но высшее образованное духовенство из базилиан было почти целиком денационализировано. Позже та же участь постигла почти все духовенство. Реакция против такой аномалии началась среди духовенства перемышльской епархии, находившейся под управлением епископа Ивана Снигурского (1818-1847), самого знаменитого деятеля в среде греко-католического духовенства за все австрийское время. Его деятельность не ограничилась одним развитием национального самосознании среди духовенства, но распространилась на все сельское население. Литературное возрождение русинов имело первых своих представителей только в среде духовенства (М. Шашкевич , Я. Головацкий , И. Вагилевич , М. Устянович, и друг.). В 1848 г. русины в первый раз ясно заявили свои национально-политические требования (Гр. Яхимович, Мих. Куземский и др.). С подавлением революции началась в Австрии политическая и религиозная реакция. Благодаря конкордату австрийского правительства с Римом католическое духовенство приобрело небывалые со времен Иосифа II привилегии в областях политики и народного образования (1855-1867). И униатское духовенство приобрело тогда право надзора над народными и средними школами; но оно не особенно ревностно пользовалось своими полномочиями, между тем как латинское духовенство, кроме религиозной пропаганды, занялось распространением полонизации в Галиции и Буковине. В национально-политическом отношении униатское духовенство отличалось тогда узостью взглядов, заскорузлостью и застоем, что стало обозначаться словом "рутенство". И в обрядовом отношении униаты стали мало-помалу приближаться к латинству (введение праздника Божьего тела в 1854 г.). Стремление римской курии обратить в У. православный Восток, заставило, наконец, малорусское духовенство в Галиции приняться за очищение восточного обряда от латинских примесей. Возникла горячая борьба, которая в течение двух десятилетий наполняла всю духовную жизнь галицких русинов. Часть духовенства стала даже прямо заявлять о своей симпатии к православию. Наделавшее в этом смысле много шуму дело Ольги Грабар (1882) побудило римскую курию и австрийское правительство приняться за реформы с целью приближения униатского духовенства и обряда к католицизму. Реформа базилианских монастырей была передана в руки иезуитов (1882). Митрополит Иосиф Сембратович , бывший противником этой меры, должен был удалиться. При его преемнике Сильвестре Сембратовиче, получившем сан кардинала, реформы продолжались в том же духе, особенно в области обрядов. Собор галицкого духовенства 1894 г. возвратился к постановлению Замойского собора, по которому ставиться в епископы должны прежде всего монахи и неженатые. Из монахов вышел и теперешний митрополит граф Андрей Шептицкий (с 1900 г.), который, впрочем, еще мало обозначил свое направление. Однако требование Рима касательно общего безбрачия духовенства упомянутый собор решительно отверг. В 1893 г. был закрыт "Барбареум", вместо которого была учреждена в Риме Коллегия св. Афанасия. Нынешней Генеральной семинарии при Львовском унив. предстоит разделение на три епархиальные. Антагонизм между обоими обрядами и теперь не только не прекращается, но еще более обостряется. Правительство и курия по-прежнему смотрят на У., как на нечто низшее сравнительно с латинством. В настоящее время в Галиции греко-католическая церковь имеет три епархии (в том числе львовская митрополичья) и до 1900 приходов, с 2991299 душами населения (в 1901 г.). Монастырей числится 16, из которых два женских. 16 приходов и более 24000 душ падает на Буковину , где большая часть населения малорусского и румынского принадлежит к православной церкви. Кроме того, в австрийской половине монархии униаты живут еще рассеянными в разных областях, больше всего в Вене, где есть отдельный приход с 3 1/2 тыс. греко-католиков (1890 г.). Это большею частью русины, численность которых (по языку) значительно превышает численность всех австрийских униатов. В Венгрии греко-католическая церковь в настоящее время ничем не связана с австрийскою; русины составляют в ней лишь меньшую часть общего количества униатов. Они приняли У. в 1649 г. и составляли одну мукачевскую (Munk à cs) епархию, подчиненную латинскому архиепископу в Эгере. Австрийское правительство и здесь в последней четверти XVIII в. проводило реформы в смысле улучшения материального быта и просвещения духовенства. "Барбареум" и Львовская генеральная семинарии были некоторое время общими для всей монархии учреждениями. Когда в России была уничтожена униатская митрополия, возникла мысль учредить общую для всех русинов митрополию в Мукачеве: но когда митрополия была установлена во Львове, к ней не присоединили венгерских униатов, ввиду неприязненного положения, занятого мадьярами, и мукачевская епархия осталась в соединении с латинской митрополией. В 1821 г. ее разделили на две, создав новую, прешевскую (Eperjes). В каждой из них возникли отдельные семинарии. До 1873 г. некоторое число духовных доставляла в обе епархии Венская генеральная семинарии, пока мадьяры не положили этому конец. И в Венгрии с середины XIX в. духовенство стояло во главе национально-политического русинского движения, но автономия Венгрии (1867), разрыв с Галицией, преобладание католицизма и недостаток ясных национальных идей довели до того, что малорусское (= угрорусское) духовенство в Венгрии в настоящее время почти совершенно омадьярилось и оторвалось от народа. За этим идет быстрое олатинение и мадьяризация народа, входящие в программу тамошней правительственной политики. В настоящее время в обеих епархиях 576 приходов и 7 монастырей, при 637331 душах населения, из которых одних русинов 475542 (по данным 1896 г.); остальные мадьяры (до 70 тыс.), румыны (более 1000), словаки (более 88 тыс.) и немцы. Под надзором обеих консисторий находятся народные школы в 71 округе. Русины-униаты живут еще в южн. Венгрии и принадлежат к крижевской епархии в Хорватии (учр. 1776 г.). Из 20 тыс. душ они составляют 13 тыс.; остальные - хорваты. Небольшое число русинов-униатов живет в Трансильвании. Наибольший континент греко-католиков составляют в Венгрии румыны , преимущественно в Трансильвании. Половина венгерских румын приняла У. с Римом в 1699 г. и с самого начала имела две епархии: фогарашскую и гроссвардейнскую (1777). В 1853 г. были созданы особая фогарашская митрополии и два новых епископства - лугошское и самош-уйварское. За исключением предпоследнего все имеют отдельные духовные семинарии (до 1872 г. отсюда принимали кандидатов в Барбареум). Во всех этих епархиях числится более 1400 приходов, 2 монастыря и более 1025000 душ. Кроме того есть еще более тысячи душ румын в двух приходах мукачевской епархии. Другая часть венгерских румын (1600000) принадлежит православной церкви. Греко-католики Австро-Венгрии образовали значительное число колоний в Америке (в Соединенных Штатах, в Канаде, в Паране); одних русинов здесь больше 100000. Зависят они от европейских епархий. Отношение тамошних католических епископов к У. и политика Рима привели к тому, что в Америку переселяются только неженатые священники. По этой причине множество униатов, главным образом русинов, принимает православие.

Литература.

Самый важный труд по истории У. австрийских русинов - Dr. Julian Pelesz, "Geschichte der Union der ruthenischen Kirche mit Rom von den ä ltesten Zeiten his auf die Gegenwart" (Вена , 1878-80). Метод и научный объективизм этого труда оставляют желать многого, но зато в нем богатый материал. Указаны там также источники и литература предмета до 1880 г. Много материала также в соч. А. Петрушевича, "Сводная летопись" (Львов, 1887 и 1897), и И. Левицкого, "Прикарпатська Русь в XIX вiц ï в биографиях и портретах е ï д ï ятел ï в" (выходит в форме лексикона во Львове с 1898 г.). Последнему автору принадлежит также "Галицко-русская библиографии, 1772-1886". Из новейших исследований см. И. Рудович, "Ун ï я у львiвськiй enapxi ï " (Львов, 1900). Для истории церкви угорских русинов: H. Bidermann, "Die ungarischen Ruthenen" (Иннсбрук, 1862, 1867); его же, "Russische Umtriebe in Ungarn" (Иннсбрук, 1867); Василь Лукич, "Угорська Русь" (в альманахе "Ватра", Стрый Казачий словарь-справочник


  • Уния представляет собой общность государств, которые возглавляются одним монархом. Международное значение унии невелико, порой оно просто ничтожно, более заметно уния воздействует на государственный строй , по крайне мере на форму правления . Политическое значение унии зачастую тоже незаметно, но оно все же ощущается хотя бы в вопросах войны. По юридическим соображениям состояние войны между членами унии немыслимо. Его трудно представить по той причине, что акт об объявлении войны должен быть санкционирован главой государства . Другими словами если член унии вознамерился воевать с другим, королю пришлось бы подписывать акт об объявлении войны одного своего государства другому своему же государству, т.е самому себе…

    Унию нельзя причислить к разряду конфедерации:

    • Конфедерация возникает с участием как республик , так и монархий . Уния возникает только с участием монархических государств.
    • Конфедерацию учреждают договором между государствами, а уния возникает не на основании договора, а в силу принадлежности одному монарху права на престол в двух и более государствах. Договор не является обязательным условием существования унии, хотя и он может быть заключён её участниками.
    • Действительная политическая общность стран - обязательное условие существования конфедерации. Уния, напротив, вполне может существовать и без тесных межгосударственных связей, союзнических обязательств.

    Участники унии сохраняют свою государственность , а суверенитет возглавляющего их монарха удваивается, утраивается и т. д. Другими словами, одно лицо становится обладателем суверенных прав одновременно в нескольких государствах.

    Виды уний

    • Личные унии
    • Реальные унии

    Отличия между ними состоит в условиях участия в униях и выхода из них.

    Личная уния

    Личная уния устанавливается между государствами, в которых условия и порядок престолонаследования различны. Например, в одном государстве женщины отстранены от участия в наследовании трона , а в другом они вправе претендовать на престол. Такие унии возникают случайно, в результате того, что одно и то же лицо становится наследником одновременно двух монархов в разных государствах. Столь же случайно они и распадаются, хотя эта случайность запрограммирована устройством личной унии. Рано или поздно какой-либо из потомков общего монарха в одной из стран займет престол, тогда как по закону другого государства его царствование не состоится

    Реальная уния

    В реальных униях законодательство государств устанавливает единый порядок престолонаследования. Наследник трона в одной стране одновременно является наследником во всех государствах, составляющих унию. Распад реальной унии или выход из нее отдельной страны происходит лишь в результате изменения формы правления в одном из государств, ликвидации в нем монархии

    Уния в современности

    В настоящее время единственным примером реальной унии являются отношения между некоторыми государствами из числа членов Британского Содружества. В его состав входит 49 государств. Основная их часть находится в довольно тесных политико-экономических отношениях с центром Содружества - Великобританией . И только четырнадцать из них (Австралия , Гренада , Канада , Новая Зеландия , Сент-Винсент и Гренадины , Ямайка и другие) объединены еще и в унию под общей короной. Отношения унии дополняются и усложняются другими союзническими связями, скрепляющими Содружество. Надо добавить, что королевская власть установлена не только над федеративными государствами, такими, как Австралия или Канада, но и над субъектами федерации (штатом , провинцией), составляющими территориальное пространство этих стран.

    См. также

    Литература

    • Арановский К. В. Государственное право зарубежных стран., Москва, 1988
    • Д. А. Ковачев. Конституционное право государств Европы, Москва, 2005

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :
    • Светлогорский район Гомельской области
    • Хойникский район Гомельской области

    Смотреть что такое "Уния" в других словарях:

      уния - уния, и … Русский орфографический словарь

      УНИЯ - (поздне лат. unio, от unus один). 1) соединение, связь. 2) православные юго западн. края, признававшее папство, под предлогом соединения западной и восточной церквей. 3) крупная жемчужина. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

      УНИЯ Современная энциклопедия

      УНИЯ - (от позднелат. unio единение) ..1) объединение, союз государств: т. н. персональная (личная) уния под властью одного монарха; реальная уния на основе договора или одностороннего акта более сильного государства2)] Уния церковная объединение… … Большой Энциклопедический словарь

      УНИЯ - жен., лат. православные, признавшие папство, под видом соединенья западной и восточной церквей. Униятство осталось еще в Польше, а в западных губерниях оно уже упразднилось. Уния(а)т, уния(а)тка, унит, унитка, принявший это исповедание.… … Толковый словарь Даля

      Уния - (от латинского unio единство, объединение), 1) форма объединения монархических государств под короной одного суверена (например, уния Великобритании и Ганновера в 1714 1837, уния Швеции и Норвегии в 1814 1905). Первые унии возникли в 18 в. 2)… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      УНИЯ - УНИЯ, унии, мн. нет, жен. (от лат. unio единство). 1. Объединение (книжн., полит.). Политическая уния Швеции и Норвегии в 19 веке. Личная уния государств (напр. Польши и Литвы в 15 18 вв. под властью одного короля). 2. Объединение православной… … Толковый словарь Ушакова

      Уния - (от позднелат. unio единение) 1) объединение, союз государств: т. н. персональная (личная) уния под властью одного монарха; реальная уния на основе договора или одностороннего акта более сильного государства; 2) церковная объединение православной … Политология. Словарь.

      Уния - (гос. право). Под У. разумеют такое соединение государств, прикотором два разных государства имеют общего монарха. По самому существусвоему У. мыслима, следовательно, только между монархическимигосударствами. По характеру связи, существующей… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

      уния - Форма объединения монархических государств под короной одного суверена, например, уния Швеции и Норвегии в 18141905 гг … Словарь по географии

      УНИЯ - (лат. unio союз) разновидность сложного государства. Личной У. называется объединение двух или нескольких государств под властью единого главы. Реальная У. возглавляется не только одним лицом, но и имеет общие органы власти и управления.… … Юридический словарь

    Книги

    • Литовская церковная уния , Литовская церковная уния: Исслед. М. Кояловича. Т. 1-M 50/93 W 79/395 E 95/327:Санкт-Петербург: тип. духовного журн.`Странник`, 1861: Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии… Категория: Библиотековедение Издатель: Книга по Требованию , Производитель:

    Уния представляет собой общность государств, которые возглавляются одним монархом. Международное значение унии невелико, порой оно просто ничтожно, более заметно уния воздействует на государственный строй , по крайне мере на форму правления . Политическое значение унии зачастую тоже незаметно, но оно все же ощущается хотя бы в вопросах войны. По юридическим соображениям состояние войны между членами унии немыслимо. Его трудно представить по той причине, что акт об объявлении войны должен быть санкционирован главой государства . Другими словами если член унии вознамерился воевать с другим, королю пришлось бы подписывать акт об объявлении войны одного своего государства другому своему же государству, т.е самому себе…

    Унию нельзя причислить к разряду конфедерации:

    • Конфедерация возникает с участием как республик , так и монархий . Уния возникает только с участием монархических государств.
    • Конфедерацию учреждают договором между государствами, а уния возникает не на основании договора, а в силу принадлежности одному монарху права на престол в двух и более государствах. Договор не является обязательным условием существования унии, хотя и он может быть заключён её участниками.
    • Действительная политическая общность стран - обязательное условие существования конфедерации. Уния, напротив, вполне может существовать и без тесных межгосударственных связей, союзнических обязательств.

    Участники унии сохраняют свою государственность , а суверенитет возглавляющего их монарха удваивается, утраивается и т. д. Другими словами, одно лицо становится обладателем суверенных прав одновременно в нескольких государствах.

    Виды

    Личная уния

    Реальная уния

    Реальная уния создана на основе договора или одностороннего акта более сильного государства.

    Уния в современности

    В настоящее время единственным примером реальной унии являются отношения между некоторыми государствами из числа членов Британского Содружества. В его состав входит 53 государства. Основная их часть находится в довольно тесных политико-экономических отношениях с центром Содружества - Великобританией . И только четырнадцать из них (Австралия , Гренада , Канада , Новая Зеландия , Сент-Винсент и Гренадины , Ямайка и другие) объединены ещё и в унию под общей короной. Отношения унии дополняются и усложняются другими союзническими связями, скрепляющими Содружество. Надо добавить, что королевская власть установлена не только над федеративными государствами, такими, как Австралия или Канада, но и над субъектами федерации (штатом , провинцией), составляющими территориальное пространство этих стран.

    Уния в прошлом

    Политическая уния Швеции и Норвегии в 19 веке.

    Личная уния государств (напр. Польши и Литвы в 15 - 18 вв. под властью одного короля).

    Объединение православной церкви с католическою под властью папы римского, происшедшее частично в украинских областях Польши в конце 16 века.

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Уния"

    Литература

    • Арановский К. В. «Государственное право зарубежных стран.», Москва , 1988
    • Д. А. Ковачев. «Конституционное право государств Европы», Москва, 2005

    Отрывок, характеризующий Уния

    В сани Николая сели Наташа, Соня, m me Schoss и две девушки. В сани старого графа сели Диммлер с женой и Петя; в остальные расселись наряженные дворовые.
    – Пошел вперед, Захар! – крикнул Николай кучеру отца, чтобы иметь случай перегнать его на дороге.
    Тройка старого графа, в которую сел Диммлер и другие ряженые, визжа полозьями, как будто примерзая к снегу, и побрякивая густым колокольцом, тронулась вперед. Пристяжные жались на оглобли и увязали, выворачивая как сахар крепкий и блестящий снег.
    Николай тронулся за первой тройкой; сзади зашумели и завизжали остальные. Сначала ехали маленькой рысью по узкой дороге. Пока ехали мимо сада, тени от оголенных деревьев ложились часто поперек дороги и скрывали яркий свет луны, но как только выехали за ограду, алмазно блестящая, с сизым отблеском, снежная равнина, вся облитая месячным сиянием и неподвижная, открылась со всех сторон. Раз, раз, толконул ухаб в передних санях; точно так же толконуло следующие сани и следующие и, дерзко нарушая закованную тишину, одни за другими стали растягиваться сани.
    – След заячий, много следов! – прозвучал в морозном скованном воздухе голос Наташи.
    – Как видно, Nicolas! – сказал голос Сони. – Николай оглянулся на Соню и пригнулся, чтоб ближе рассмотреть ее лицо. Какое то совсем новое, милое, лицо, с черными бровями и усами, в лунном свете, близко и далеко, выглядывало из соболей.
    «Это прежде была Соня», подумал Николай. Он ближе вгляделся в нее и улыбнулся.
    – Вы что, Nicolas?
    – Ничего, – сказал он и повернулся опять к лошадям.
    Выехав на торную, большую дорогу, примасленную полозьями и всю иссеченную следами шипов, видными в свете месяца, лошади сами собой стали натягивать вожжи и прибавлять ходу. Левая пристяжная, загнув голову, прыжками подергивала свои постромки. Коренной раскачивался, поводя ушами, как будто спрашивая: «начинать или рано еще?» – Впереди, уже далеко отделившись и звеня удаляющимся густым колокольцом, ясно виднелась на белом снегу черная тройка Захара. Слышны были из его саней покрикиванье и хохот и голоса наряженных.
    – Ну ли вы, разлюбезные, – крикнул Николай, с одной стороны подергивая вожжу и отводя с кнутом pуку. И только по усилившемуся как будто на встречу ветру, и по подергиванью натягивающих и всё прибавляющих скоку пристяжных, заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится.
    Николай догнал первую тройку. Они съехали с какой то горы, выехали на широко разъезженную дорогу по лугу около реки.
    «Где это мы едем?» подумал Николай. – «По косому лугу должно быть. Но нет, это что то новое, чего я никогда не видал. Это не косой луг и не Дёмкина гора, а это Бог знает что такое! Это что то новое и волшебное. Ну, что бы там ни было!» И он, крикнув на лошадей, стал объезжать первую тройку.
    Захар сдержал лошадей и обернул свое уже объиндевевшее до бровей лицо.
    Николай пустил своих лошадей; Захар, вытянув вперед руки, чмокнул и пустил своих.
    – Ну держись, барин, – проговорил он. – Еще быстрее рядом полетели тройки, и быстро переменялись ноги скачущих лошадей. Николай стал забирать вперед. Захар, не переменяя положения вытянутых рук, приподнял одну руку с вожжами.
    – Врешь, барин, – прокричал он Николаю. Николай в скок пустил всех лошадей и перегнал Захара. Лошади засыпали мелким, сухим снегом лица седоков, рядом с ними звучали частые переборы и путались быстро движущиеся ноги, и тени перегоняемой тройки. Свист полозьев по снегу и женские взвизги слышались с разных сторон.
    Опять остановив лошадей, Николай оглянулся кругом себя. Кругом была всё та же пропитанная насквозь лунным светом волшебная равнина с рассыпанными по ней звездами.
    «Захар кричит, чтобы я взял налево; а зачем налево? думал Николай. Разве мы к Мелюковым едем, разве это Мелюковка? Мы Бог знает где едем, и Бог знает, что с нами делается – и очень странно и хорошо то, что с нами делается». Он оглянулся в сани.
    – Посмотри, у него и усы и ресницы, всё белое, – сказал один из сидевших странных, хорошеньких и чужих людей с тонкими усами и бровями.
    «Этот, кажется, была Наташа, подумал Николай, а эта m me Schoss; а может быть и нет, а это черкес с усами не знаю кто, но я люблю ее».

    Незнакомо это слово - уния - православному русскому человеку, живущему в пределах Великороссии. Зато сколько скорбных исторических воспоминаний возбуждает оно в душе малороссиянина, белоруса, жителя Литвы, Подолии и Волыни! Каким тяжелым гнетом лежит уния и доселе на бедных наших братиях,

    живущих на Галиции - этой издревле Русской земле, судьбами Божиими еще и поныне находящейся под властию латинян - немцев и венгерцев! Вот краткий рассказ о том, что такое, откуда и как произошла так называемая уния.

    Еще в то время, когда Русь не знала Бога истинного, когда наш равноапостольный Князь Владимир избирал себе новую веру, являлись к нему послы от немецких папистов с предложением своей веры. Но мудрый Владимир знал властолюбие римских пап и холодно принял этих послов: "Идите себе домой, отцы наши не принимали веры от римского папы". И приняли тогда предки наши святую веру Православную от греков, и свято хранили ее без всяких изменений. Даже самые татары, наполнившие Россию ужасом и разорением, не поколебали святой веры наших предков благочестивых. Страдая под игом татар, они имели полную свободу слушать богослужение и молиться на родном языке в церквах, сиявших древним благолепием, по обрядам, единодушно хранимым во всех концах Руси православной. Бог видимо благословил землю Русскую за ее Православие: повсюду созидались святые храмы Божии и процветали святые обители, из всех сословий выходили крепкие подвижники, которые оставались непоколебимы в своей вере среди самых мучений и совершали чудеса и при жизни своей, и по смерти; самые тела их Бог прославлял нетлением и чудесами. Видели все это предки наши и славили Бога, и все больше и больше проникались любовью и уважением к своей православной родине и стали называть свою землю - Святая Русь.

    Но в XIV столетии Богу угодно было подвергнуть Русскую землю новому испытанию. Киев с южными областями из-под власти татар подпадает власти Литвы; митрополиты Киевские переносят свою кафедру сначала во Владимир, потом в Москву, а литовский князь (в XV столетии) учреждает в Киеве особую митрополию, отдельную от московской. Тогда Польша, опасаясь этого союза Литвы с Южной Русью и усиления Православной веры, предложила князьям литовским свою корону: она надеялась чрез это подчинить себе и Литву, и Русь и распространить там веру латинскую. В 1569 году Литва действительно соединилась с Польшей, и литовские короли стали польскими королями. Так Южная Русь попала под власть Польши. А Польша всегда была покорной дочерью римских пап, которые всячески домогались мирской власти и особенно духовного господства над всем миром христианским.

    Еще раньше того не раз присылали папы римские своих послов к нашим великим князьям, убеждали их признать над собою главенство папы и обещали им за это награды и земные, и небесные. Но князья наши хорошо понимали, какое великое сокровище наше - святая вера Православная, ибо в ней - чистая святая Христова истина без примеси человеческих вымыслов; в ней - залог нашего народного счастия, нашей свободы и целости государственной. Римские папы всем народам, которые принимали веру латинскую, навязывали латинские обряды, латинский язык в богослужении и ото всех требовали себе беспрекословного подчинения. Наши князья видели, что другие славянские племена, подчинившиеся римскому папе, были постепенно лишены возможности слушать богослужение на родном языке, постепенно проникались пренебрежением ко всему родному, теряли свои обычаи, даже свой язык и - или сливались воедино с теми народами, которые были сильнее их, или же становились заклятыми врагами своих же братьев, неподчинившихся римскому папе. Были некогда славяне даже в Италии, в Пруссии, по рекам Одера, Лабы, в Помории или Померании; но они приняли римскую веру и слились с тамошними народами, и не осталось от них и следа. А Польша! Сколько зла принесла она своим братьям по крови - русским! Понимали еще тогда это великое зло наши древние князья и поэтому на все лестные речи и обещания папских послов отвечали решительным отказом.

    Но когда Южная Русь подпала власти Польши, то вере Православной там стала угрожать великая опасность. Поляки, особенно иезуиты (так называются латинские монахи, которые всю свою жизнь обещаются служить беспрекословно римскому папе для распространения его власти, не разбирая никаких средств), стали всячески унижать пастырей Церкви Православной, старались производить в русские архиереи таких людей, которые втайне дружили с поляками, других епископов и знатных людей обольщали хитрым ласкательством, не давали православным дворянам никаких прав, а простой народ всячески притесняли, и все это для того, чтобы ввести на Руси свои нравы, свой язык и свою латинскую веру. Много наших дворян, даже из потомков Великого князя Владимира, перешло тогда в латинство, изменило православной вере и родному народу, лишь бы сохранить свои права. Но простой народ не поддался такому полному отступничеству, он горячо любил свою веру Православную и дорожил ее обрядами.

    К великому несчастию для Южной Руси, был тогда в Луцке епископ Кирилл (по фамилии Терлецкий), опозоривший себя пороками самыми возмутительными: его обвиняли в двоеженстве, смертоубийстве, делании фальшивой монеты, покровительстве ворам... Над ним был наряжен суд от Православного Константинопольского патриарха. Нечестивый епископ, не видя себе спасения, вздумал предаться покровительству папы; мало того, он стал подговаривать и других епископов на свою сторону, и среди их нашлись такие, для которых мирские выгоды оказались дороже чистоты и святости веры Православной. И вот эти изменившие Православию епископы стали созывать соборы (в 1594-1596 годах) в Бресте, Львове, Киеве, опять в Бресте и, наконец, положили: признать римского папу главою христианской Церкви, но с тем, чтобы церковные обряды оставить прежние и богослужение совершать на славянском языке. Этим надеялись привлечь и простой народ на сторону латинской веры. Против этого решения восстали другие православные епископы и князь Константин Константинович Острожский. Они тогда же (1596 г.), в том же Бресте составили великий Собор православных, отвергли соединение с папою и дали обет: твердо стоять за Православие до смерти. Но все их усилия были напрасны, покровительство польского короля не превозмогло, и соединение с Римом состоялось. Вот это соединение с римским папою и называется по латыни униею, а соединившиеся из православных - униатами.

    Как видите, все это было делом обмана, делом врагов наших, поляков и иезуитов, и оттого произошло много зла для Южной Руси. Киевская митрополия, по проискам иезуитов, 25 лет оставалась без архипастыря; Софийский собор в Киеве попал в руки униатов, Печерская Лавра едва-едва спаслась от них; множество русских людей было увлечено в унию и чрез то отторгнуто от своих братьев, рода, Отечества, веры и Богослужения... Правда, на первое время римское духовенство признавало священными обряды униатов, но потом мало-помалу стало изменять эти обряды, вводить вместо древней литургии краткие читанные (без пения) обедни, заменяло голосовое пение звуками органов, перестраивало церкви по латинскому образцу, вводило в них вместо славянского языка польский и латинский. А каким притеснениям подвергали православных - трудно в наше время и поверить... Никому не было пощады, одинаково преследовали и духовенство, и народ, и взрослых, и детей, и мужчин, и женщин... Народ русский был объявлен вероотступником, холопом; города и селения русские были заняты польскими войсками; во всех правительственных местах заседали поляки и творили все, что только хотели, церкви русские насильно обращали в униатские, латинское духовенство разъезжало повсюду для надзора и возить себя от церкви до церкви заставляло людей, запрягая их в повозки по 12 человек и более. А церкви тех, которые не присоединились к унии, отдавали на откуп евреям. Евреи, эти непримиримые враги христианства, эти вселенские бродяги, забирали ключи церковные и веревки колокольные к себе в корчмы и назначали денежную плату за всякую церковную службу, особенно за крестины, свадьбу, похороны, и при всяком случае нагло смеялись над святым богослужением нашим. Сами отступники-архиереи, Кирилл Терлецкий и Инатий Поцей, делали наезды на православных, производили грабежи, убийства, насилия всякого рода. Поцей с своею шайкой вторгался в святые храмы, собственноручно обдирал престолы, грабил церковную утварь, бил и бросал в тюрьмы православных священников...

    Народ терпел-терпел, наконец, взялся за оружие. Начались известные войны казацкие. Но сила польская подавляла казаков, а тех несчастных, которые попадали в плен, сожигали на угольях, терзали железными когтями, сажали на острые спицы, закладывали живых в каменные столбы... Малороссия, беспощадно истребляемая и сожигаемая, казалось, должна была погибнуть, но Бог смиловался над нею: явился знаменитый гетман Богдан Хмельницкий, и по его мысли народ Южной Руси навсегда отвязался от Польши и соединился с единокровным и единоверным народом Великой России. Это произошло в 1654 году, спустя 58 лет после начала унии. А Западная Русь - Подолия, Волынь, Белоруссия, Литва, тогда не могли еще отделиться от Польши и более 100 лет оставались в прежнем положении. Мало того, здесь сама уния подверглась гонению от латинян. Латиняне заставляли униатов переходить в латинскую веру, отнимали у них церкви, монастыри, церковные доходы. Вот что такое была уния! Вот сколько зла принесла она нашим бедным братиям, которые поддались этой лести римской! Слава Богу, эта хитросплетенная сеть иезуитская теперь разорвана! Еще при императрице Екатерине II до трех миллионов русских униатов возвратилось в лоно Православной Церкви. В 1839 году еще воссоединилось более полутора миллиона; В 1875-1876 годах воссоединились и остальные униаты до полумиллиона. Так, отторгнутые насилием, воссоединены были любовию. Видно, русская душа по природе - православна, а русский человек только насилием или же своим собственным гордым невежеством может быть оторван от своей родной Православной Церкви!