Роберт скотт краткая биография. Роберт Скотт — исследователь Антарктиды. Даты из биографии Роберта Скотта

Роберт Фолкон Скотт (1868-1912) - английский исследователь Антарктиды, моряк, капитан I ранга, национальный герой Великобритании. В 1901-1904 годах руководитель экспедиции, открывшей полуостров Эдуарда VII. В 1911-1912 годах руководитель экспедиции, достигшей 18.01.1912 Южного полюса (на 33 дня позже норвежского полярного путешественника и исследователя Руаля Амундсена). Погиб на обратном пути.

Начало жизненного пути Р. Скотта

Роберт Скотт родился 6 июня 1868 года, в Сток Дамереле, предместье Девонпорта, графство Девон, Англия. Он вырос в многодетной семье

В 1880 году будущий полярник был зачислен на военный флот. С юных лет Роберт Скотт отличался слабым здоровьем, вспыльчивостью и леностью; усиленно занимался спортом, развивая силу и выносливость, воспитывал в себе волю, выдержку и аккуратность. По окончании колледжа в Фэреме (графство Гэмпшир) служил на разных кораблях, а в 1886 году был направлен в Вест-Индию, где познакомился с К. Маркемом, президентом Королевского географического общества.

Экспедиция 1901-1904 годов

Великий Бог! Это страшное место, а нам и без того ужасно сознавать, что труды наши не увенчались завоеванием первенства.

Скотт Роберт

По рекомендации К. Маркема Роберт Скотт возглавил крупную антарктическую экспедицию. В 1902 году он исследовал весь западный гористый берег Земли Виктории, проплыл вдоль всего Ледяного барьера Росса до его западного края и открыл «Землю Эдуарда VII» (оказавшуюся полуостровом).

В конце 1902 года Скотт продолжил открытие шельфового ледника Росса: по его восточной окраине, страдая от голода и цинги, проделал почти 1200 километра в оба конца. На этом пути он проследил Трансантарктические горы на протяжении 600 км и выявил в них шесть глетчеров.

В конце 1903 года Р.Ф. Скотт открыл первый антарктический оазис (свободную от льда и снега долину) и прошел по высокогорному плато Земли Виктории около 500 километров. По возвращении на родину получил звание капитана флота, награжден одним из высших орденов Великобритании и шестью золотыми медалями Географических обществ ряда стран.

«Бороться и искать, найти и не сдаваться»

Заинтересуй мальчика естественной историей, если сможешь; это лучше, чем игры. В некоторых школах это поощряется

Скотт Роберт

С 1905 по 1909 годы Роберт Скотт разъезжал по стране с докладами, командовал четырьмя линкорами, испытывал моторные сани и собирал средства на новую экспедицию (1910-1913). Она закончилась трагически: ценой неимоверных страданий и усилий Скотт и четверо его спутников достигли Южного полюса 17 января 1912 года, на 33 дня позже Р. Амундсена. Из-за нервного потрясения, крайнего утомления и нехватки продуктов, от холода и кислородного голодания все скончались: сначала двое (один за другим), а в 264 км от главной базы - остальные. Скотт умер последним; предсмертная просьба позаботиться о его родных и близких погибших товарищей была выполнена. Вдова Скотта получила льготы, положенные кавалеру Ордена Бани.

Последние три лаконичные записи Роберта Скотта:

Как много я мог бы рассказать тебе об этом путешествии! Насколько оно было лучше спокойного сидения дома в условиях всяческого комфорта! Сколько у тебя было бы рассказов для мальчика! Но какую приходится платить за эту цену!

Скотт Роберт

«Среда, 21 марта. Вчера весь вечер пролежали из-за свирепой пурги. Последняя надежда: Уилсон и Боуэрс сегодня пойдут в склад за топливом».

Четверг, 22 марта. Метель не унимается. Уилсон и Боуэрс не могли идти. Завтра остается последняя возможность. Топлива нет, пищи осталось на раз или два. Должно быть, конец близок. Решили дождаться естественного конца. Пойдем с вещами или без них и умрем в дороге».

«Четверг, 29 марта. С 21-го числа свирепствовал непрерывный шторм. Каждый день мы были готовы идти (до склада всего 11 миль), но нет возможности выйти из палатки, так несет и крутит снег. Не думаю, чтобы мы теперь могли еще на что-то надеяться. Выдержим до конца. Мы, понятно, все слабеем, и конец не может быть далек. Жаль, но не думаю, чтобы я был в состоянии еще писать».

Ниже подпись. Почерк, кажется, совсем не изменился: «Р. Скотт»…

Человеческие качества Роберта Скотта

По отзывам современников, Р.Скотт был небольшого роста (165,5 см), мускулистым, сильным и мужественным, умным, энергичным и целеустремленным. Его отличали самообладание, работоспособность и прекрасная память, железная воля, высоко развитое чувство долга и отзывчивость. Бескорыстный, скромный и искренний, Скотт не терпел высокомерия, пустословия и обмана. Его публичные выступления имели неизменный успех: о серьезных проблемах он рассказывал доходчиво, с юмором. Себя он считал неисправимым романтиком и оптимистом.

Научные результаты и посмертная слава

Боюсь, что нам придётся уйти, а это поставит экспедицию в скверное положение.

Скотт Роберт

Роберт Скотт выявил гигантский шельфовый ледникЛедники - движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности; образуются в тех районах, где твердых атмосферных осадков отлагается больше, чем стаивает и испаряется. В пределах ледников выделяют области питания и абляции.

Ледники делятся на наземные ледниковые покровы, шельфовые и горные. Общая площадь современных ледников около 16,3 млн. км (10,9% площадь суши), общий объем льдов ок. 30 млн. км. и хребет большой протяженности. Честь открытия высокоприподнятого плато, занимающего огромное пространство от гор до полюса он делит с английским исследователем Антарктики Эрнестом Генри Шеклтоном и уже упомянутым выше Руалем Амундсеном. Метеорологические наблюдения, полученные тремя этими путешественниками, позволили сделать во многом верный вывод о наличии у Южного полюса в летний период антарктического антициклона.

Ледник Бирдмора не труден в прекрасную погоду, но на обратном пути у нас не было ни единого действительно хорошего дня. Это обстоятельство в связи с болезнью товарища невероятно осложнило наше и без того трудное положение.

Скотт Роберт

Скотту поставлено одиннадцать памятников в ряде стран планеты; его имя носят горы, два ледника, остров и две полярные станции. Впрочем, наиболее величественный монумент Скотт воздвиг себе сам: письма, написанные им перед смертью, имеют общечеловеческий смысл и не подвластны времени. Он нашел предельно точные и простые слова, идущие от сердца к сердцу и волнующие каждого, кто читал эти шедевры эпистолярного наследия Скотта, повествующие о мужестве и стойкости его спутников.

Роберт Фолкон Скотт родился 6 июня 1868 года. В тринадцать лет Роберт становится кадетом на учебном корабле «Британия», в пятнадцать - мидшипменом на «Боадише», затем на «Монархе», «Ровере», в двадцать - младшим лейтенантом на «Амфионе».

В двадцать три года Скотт поступил в минно-торпедное училище. В двадцать пять, окончив его, стал лейтенантом, минным офицером на «Вулкане».

В 1894 году семья Роберта Фолкона лишилась всего своего состояния. Через три года умер его отец, еще через год - брат. В тридцать лет лейтенант Роберт Фолкон Скотт остался единственной опорой для матери и четырех своих сестер.

Он был на хорошем счету у начальства - волевой, целеустремленный морской офицер. Но только через десять лет после производства в лейтенанты он должен был получить следующий чин - капитана 2-го ранга. Рассчитывать на протекцию не приходилось.

В 1898 году в Лондоне была издана тоненькая брошюрка «Исследование Антарктики. Призыв к посылке национальной экспедиции», а в июне следующего года лейтенант Скотт случайно встретил на улице автора брошюры - Клементса Маркхема, президента Королевского географического общества. Маркхем сообщил ему, что готовится экспедиция в Антарктику.

Через два дня Скотт подал рапорт о своем желании возглавить экспедицию. Год спустя он был досрочно произведен в капитаны 2-го ранга, стал начальником экспедиции.

Скотт не имел ни малейшего полярного опыта. Но он был настойчив, целеустремлен, честолюбив, умел командовать людьми и умел подчиняться.

Еще перед началом экспедиции, в 1900 году, Скотт специально ездил в Норвегию, где консультировался с Фритьофом Нансеном. Потом посетил Германию, ознакомился с подготовкой антарктической экспедиции Эриха Дригальского.

Лучшие дня

Перед началом экспедиции Скотт закупил в России два десятка ездовых собак. Но первая же попытка использовать их совершенно разочаровала его. Хотя собачьей вины тут не было, сказалось полное отсутствие опыта у англичан.

По официальным документам, экспедиция не ставила своей целью достижение Южного полюса. Но об этом думали и Маркхем, и Скотт. Когда кончилась длинная полярная ночь и наступило лето, попытка была предпринята.

Роберт Скотт, Эдуард Уилсон, Эрнст Шеклтон составляли полюсный отряд. Их сопровождала вспомогательная партия из 12 человек. На нартах вспомогательной партии развевался флаг с надписью «В услугах собак не нуждаемся». Но полюсный отряд все же рассчитывал на собак - другого транспорта не было. И собачья упряжка за несколько часов сумела догнать вспомогательную партию, которая вышла на три дня раньше.

Скотт торжествовал «С верой в себя, в наше снаряжение и в нашу собачью упряжку мы радостно смотрим вперед».

Но когда, достигнув 79-й параллели, вспомогательная партия повернула обратно, собаки отказались везти груз. «Поезд», составленный из пяти нарт, был перегружен. Пришлось разделить поклажу на две части, а потом и на три и, соответственно, каждую милю проходить дважды или трижды.

Зимой собаки питались специальными сухарями из пеммикана (изготовленными для собак лучшими фирмами Англии), но в санном путешествии по совету какого-то «знатока» их перевели на «диету» из мороженой рыбы, которая оказалась подпорченной. Собаки слабели с каждым днем. Через пять недель одна за другой стали умирать...

Мясо погибших или убитых собак уже не могло поддержать силы живых. По утрам, впрягая в нарты, собак зачастую приходилось поддерживать - от слабости у них подкашивались ноги. За день удавалось пройти четыре, потом только две мили.

Паек людей сократился до полутора фунтов в день, и чувство голода не покидало их. Все страдали от снежной слепоты, Уилсон, придерживаясь за нарты, временами брел с завязанными глазами. У Шеклтона появились первые признаки цинги.

1 января, достигнув широты 82 град. 17`, они повернули обратно. Ветер стал попутным, и они поставили импровизированный парус. Но скорость резко возросла только тогда, когда путешественники окончательно отказались от помощи собак. За этот день они прошли десять миль. Оставшиеся еще в живых собаки трусили рядом. Но собачий корм на нартах был лишним грузом, и 13 января убили последних.

Шеклтон слабел, он кашлял, отхаркивался кровью. Теперь он уже не помогал тянуть сани, не участвовал в лагерных работах. Иногда его даже усаживали или укладывали на сани. У Скотта и Уилсона тоже были явные признаки цинги. Все они тащились из последних сил...

В тот год высвободить судно из ледового плена не удалось, пришлось остаться на повторную зимовку. И весной Скотт возглавил новое санное путешествие - в глубь Земли Виктории. На этот раз без собак. Впрягшись в лямки, они прошли за 59 дней 725 миль. Почти по тринадцать миль в сутки, а бывало и по тридцать! Как писал Скотт, они «развили скорость настолько близкую к скорости полета, насколько это возможно для санной партии».

Проведя в Антарктиде две зимы, английская экспедиция вернулась на родину с триумфом. Двенадцать объемистых томов стали ее итогом - метеорологические, гидрологические, биологические, магнитные наблюдения, работы по физической географии, геологии Антарктиды. Англичане исследовали шельфовый ледник Росса, внутренние части Земли Виктории.

Скотт как начальник экспедиции заслужил общее уважение за решительность - когда пробивался на судне к берегу Антарктиды, за мягкость - во время зимовки и, наконец, за личное мужество. Он получил золотые медали от географических обществ Англии, Америки, Дании, Швеции. Географическое общество России избрало его своим почетным членом. Скотт был произведен в капитаны 1-го ранга. Английский король пригласил его погостить несколько дней в своей резиденции и вручил ему орден Виктории. К чести Скотта, все похвалы в свой адрес он относил на счет экспедиции в целом. «Антарктическая экспедиция - это не спектакль одного, двух или даже десяти актеров. Она требует активного участия всех... мне представляется, что нет причины особо выделять мою персону».

Скотт признавал «Мы были ужасающе невежественны не знали, сколько брать с собой продовольствия и какое именно, как готовить на наших печах, как разбивать палатки и даже как одеваться. Снаряжение наше совершенно не было испытано, и в условиях всеобщего невежества особенно чувствовалось отсутствие системы во всем».

Когда Скотт читал первую публичную лекцию в Альберт-холле, здесь собралось около семи тысяч членов и гостей Королевской академии, Королевского географического общества. А на украшенной флагами трибуне разместилась вся команда «Дискавери»!

Он получил звание капитана 1-го ранга, служил некоторое время помощником начальника военно-морской разведки, командовал линкорами «Викториэс», «Альбемерлен».

Ему было тридцать семь, когда он познакомился с молодой художницей, скульптором Кетлин Брюс и полюбил ее. Через два года решился просить ее руки.

По словам биографа, «Кетлин обладала ясным логическим умом, открытым и искренним характером, была совершенно свободна от претенциозности и чрезмерных потребностей не выносила косметики, драгоценностей и дорогих туалетов».

2 сентября 1908 года они обвенчались, а 14 сентября 1909 года у них родился сын. Его назвали Питером в честь Питера Пэна, героя книжки Дж. Барри - друга Скотта.

Свое будущее Скотт уже навсегда связал с Антарктидой. Накануне рождения сына, 13 сентября 1909 года, он объявил об организации новой антарктической экспедиции.

«Главной целью, - сказал Скотт, - является достижение Южного полюса, с тем чтобы честь этого свершения досталась Британской империи».

В сентябре 1909 года Фредерик Кук и Роберт Пири почти одновременно заявили, что Северный полюс покорен. Но оставался еще другой полюс - Южный.

Летом того же 1909 года из Антарктиды возвратился Эрнст Генри Шеклтон, бывший спутник Скотта. Его попытка достичь полюс закончилась неудачей, хотя экспедиция продвинулась до рекордной широты -88 град. 23". До полюса оставалось 179 километров!

В октябре, уже начав сбор средств на организацию экспедиции, Роберт Скотт выступал в резиденции лондонского лорд-мэра. Газета «Тайме» сообщала «Вопрос был поставлен так желают ли наши соотечественники, чтобы британский подданный первым достиг Южного полюса»

О своем намерении покорить Южный полюс заявляли также Роберт Пири, а затем Руал Амундсен.

Пири так и не смог собрать денег на организацию экспедиции. И Амундсен становился главным конкурентом.

Уже в Антарктиде выяснилось, что Амундсен устроил свою базу на шельфовом леднике Росса, всего в нескольких сотнях километров от мыса Эванс, места зимовки англичан. Скотт записывает в дневнике «...всего разумнее и корректнее будет и далее поступать так, как намечено мною... идти своим путем и трудиться по мере сил, не выказывая ни страха, ни смущения. Не подлежит сомнению, что план Амундсена является серьезной угрозой нашему. Амундсен находится на 60 миль ближе к полюсу, чем мы. Никогда я не думал, чтоб он мог благополучно доставить на Барьер столько собак».

У Амундсена - 120 собак. У Скотта - три мототягача, 19 низкорослых, но выносливых маньчжурских лошадок и 35 ездовых собак. Но один тягач затонул при разгрузке, а осенью и зимой погибли по разным причинам девять лошадей и десяток собак.

План экспедиции сложился давно. Вначале - шельфовый ледник Росса, 700 километров. Затем между широтами 83,5 град. и 85,5 град. предстоит трудный подъем на высоту более трех тысяч метров по рассеченному трещинами леднику Бирдмора. А дальше, вероятно до самого полюса, высокогорное ледяное плато. Еще полтысячи километров.

Весь путь до полюса и обратно составлял около трех тысяч километров. Скотт рассчитывал затратить на него около 145 суток. Мототягачи должны были доставить грузы для склада на широту 80 град. 30". Предполагалось, что лошади и собаки смогут довезти большую часть необходимых грузов, по крайней мере, до ледника Бирдмора.

Капитану Скотту нелегко управлять своим «беспорядочным флотом». Сильные лошади работают с неполной отдачей, на несколько часов меньше, чем слабые. Собачьи упряжки за пару часов легко пробегают те 10 миль, которые лошади преодолевают за день. Бывшая моторная партия, дотащив свой груз до указанной в инструкции широты 80 град. 30", шесть дней вынуждена ждать подхода основной группы и новых указаний. Невосполнимая потеря времени! 21 ноября все три группы, наконец, соединились.

Моторные сани пришлось бросить, пони перебили за 83-й параллелью, когда вышел весь фураж. Вскоре у 84 град. были отправлены обратно собачьи упряжки, и англичане сами тащили тяжело нагруженные сани.

За 85 град. Скотт приказал вернуться четверым участникам экспедиции.

3 января на широте 87 град. 30" Скотт объявляет свое решение. Трое завтра возвращаются. К полюсу пойдут пятеро бакалавр медицины, врач Эдвард Уилсон, квартирмейстер Эдгар Эванс, капитан драгунского полка Лоуренс Ото, лейтенант корпуса морской пехоты Генри Боуэрс и сам Скотт.

Решающий бросок к полюсу - награда. Трое возвращающихся ужасно огорчены. «Бедный Крин расплакался», - записывает Скотт.

Первые дни им сильно мешают поперечные заструги. Кажется, вокруг море острых, мерзлых волн. Температура постоянно держится около минус 30 град. , заструги покрыты щетиной острых ледяных кристаллов, и сани совершенно не скользят по этой ледяной щетине.

«Теперь мы делаем немного больше 14 мили в час, и это результат больших усилий».

9 января позади рекордная широта Шеклтона. Час за часом, день за днем они налегают на лямки. «Ужасно тяжело идти... как видно, чтобы дойти туда и оттуда, потребуется отчаянное напряжение сил... До полюса около 74 миль. Выдержим ли мы еще семь дней Изводимся вконец. Из нас никто никогда не испытывал такой каторги».

13 января достигнута широта 89 град. 9". До полюса - 51 миля. «Если и не дойдем, то будем чертовски близко от него».

Когда до полюса было всего несколько километров, Скотт занес в дневник следующую запись «...разглядели черную точку впереди... [оказавшуюся] черным флагом, привязанным к полозу от саней. Тут же поблизости были видны остатки лагеря... Норвежцы нас опередили. Они первыми достигли полюса. Ужасное разочарование!» 18 января англичане нашли палатку, а в ней - несколько брошенных инструментов, три мешка с «беспорядочной коллекцией рукавиц и носков» и записку на имя капитана Скотта от Амундсена с просьбой доставить от него письма норвежскому королю. Англичане сфотографировали и зарисовали палатку, у полюса водрузили английский флаг, сфотографировались и пустились в обратный путь. «Ужасное разочарование! Мне больно за моих верных товарищей».

Короткое грустное торжество на полюсе «К нашему обычному меню мы прибавили по палочке шоколада и по папиросе».

Впереди обратный путь, полторы тысячи километров.

«Борьба будет отчаянная. Спрашивается, удастся ли победить» - записывает Скотт.

С первых же дней в его дневнике появляются тревожные нотки. У Отса постоянно зябнут ноги. Уилсон мучается с глазами - снежная слепота. Эванс еще по дороге к полюсу сильно порезал руку при переделке саней, вдобавок у него обморожены пальцы рук и нос.

Они не могут позволить себе ни дня отдыха - только шагать и шагать. Девять, десять, двенадцать часов в день. Запаса продуктов на очередном складе хватает лишь на то, чтобы дойти до следующего. День-другой задержки, и весь отряд окажется на грани гибели... Днем 17 февраля, когда сделали привал, Эванс далеко отстал. «Я первый подошел к нему. Вид бедняги меня немало испугал. Эванс стоял на коленях. Одежда его была в беспорядке, руки обнажены и обморожены, глаза дикие. На вопрос, что с ним, Эванс ответил, запинаясь, что не знает, но думает, что был обморок.

Мы подняли его на ноги. Через каждые два-три шага он снова падал. Все признаки полного изнеможения...»

Эванс скончался, не приходя в сознание. Теперь четверо бредут по бесконечной белой пустыне. Можно немного увеличить ежедневные рационы, но спешить надо по-прежнему.

Новая беда - топливо. Банки с керосином, которые лежат на складах, почему-то оказываются полупустыми. Топлива едва хватает на приготовление пищи. Нельзя подогреть даже лишнюю кружку воды, и зачастую они грызут мерзлый пеммикан. Обувь не просыхает, безнадежно смерзается за ночь. По утрам они с трудом натягивают ее на ноги, полтора-два часа уходит только на то, чтобы обуться. Теперь даже днем, на ходу они мерзнут. Ветер, кажется, пронизывает насквозь.

Кончилось антарктическое лето. Надвигается зима. Мороз достигает 30- 40 градусов. Поверхность ледника покрыта тонким слоем шершавых кристаллов. Ветер попутный, сильный, но они порой даже не в состоянии сдвинуть сани. При низких температурах снег, как песок... Двенадцать миль в день, затем одиннадцать, шесть, пять с половиной.

«Пятница, 16 марта или суббота, 17. Потерял счет числам... Жизнь наша - чистая трагедия. Третьего дня за завтраком бедный Отс объявил, что дальше идти не может, и предложил нам оставить его, уложив в спальный мешок. Этого мы сделать не могли и уговорили его пойти с нами после завтрака. Несмотря на невыносимую боль, он крепился, мы сделали еще несколько миль. К ночи ему стало хуже. Мы знали, что это - конец... Конец же был вот какой Отс проспал предыдущую ночь, надеясь не проснуться, однако утром проснулся. Это было вчера. Была пурга. Он сказал «Пойду, пройдусь. Может быть, не скоро вернусь». Он вышел в метель, и мы его больше не видели... Мы знали, что бедный Отс идет на смерть, и отговаривали его, но в то же время сознавали, что он поступает как благородный человек и английский джентльмен. Мы все надеемся так же встретить конец, а до конца, несомненно, недалеко...»

К вечеру 19 марта до большого, заложенного еще осенью склада «одной тонны» оставалось всего 11 миль - два десятка километров. У всех обморожены ноги, сам Скотт записывает в дневнике «Лучшее, на что я теперь могу надеяться, это ампутация ноги, но не распространится ли гангрена - вот вопрос».

Последние три лаконичные записи

«Среда, 21 марта. Вчера весь день пролежали из-за свирепой пурги. Последняя надежда Уилсон и Боуэрс сегодня пойдут в склад за топливом».

«Четверг, 22 марта. Метель не унимается. Уилсон и Боуэрс не могли идти. Завтра остается последняя возможность. Топлива нет, пищи осталось на раз или на два. Должно быть, конец близок. Решили дождаться естественного конца. Пойдем с вещами или без них и умрем в дороге».

«Четверг, 29 марта. С 21-го числа свирепствовал непрерывный шторм. Каждый день мы были готовы идти (до склада всего 11 миль), но нет возможности выйти из палатки, так несет и крутит снег. Не думаю, чтобы мы теперь могли еще на что-то надеяться. Выдержим до конца. Мы, понятно, все слабеем, и конец не может быть далек. Жаль, но не думаю, чтобы я был в состоянии еще писать».

Ниже подпись. Почерк, кажется, совсем не изменился «Р. Скотт»...

Восемь месяцев спустя специальная спасательная партия нашла полузасыпанную снегом палатку и их тела.

«Мы отыскали все их снаряжение, - писал доктор Аткинсон, - и откопали из-под снега сани с поклажей. Среди вещей было 35 фунтов очень ценных геологических образцов, собранных на моренах ледника Бирдмора. По просьбе доктора Уилсона они не расставались с этой коллекцией до самого конца, даже когда гибель смотрела им в глаза, хотя знали, что эти образцы сильно увеличивают вес того груза, который им приходилось тащить за собой.

Когда все было собрано, мы покрыли тела наружным полотнищем палатки и прочли похоронную службу. Потом вплоть до следующего дня занимались постройкой над ними огромного гурия. Этот гурий был закончен на следующее утро, и на нем поставлен грубый крест, сделанный из двух лыж...

Одинокие в своем величии, они будут лежать, не подвергаясь телесному разложению, в самой подходящей для себя могиле на свете».

Теперь, конечно, и гурий, и крест давно уже ушли под снег. Их тела лежат в толще ледника Антарктиды.

А на мысе Хижины, на вершине Наблюдательного холма, установлен девятифутовый крест из австралийского красного дерева. На нем - пять фамилий, ниже, как эпитафия, - строка английского поэта. По-русски она звучит так «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Амундсен позднее скажет «Никто лучше меня не может воздать должное геройской отваге наших мужественных английских соперников, так как мы лучше всех способны оценить грозные опасности этого предприятия... Мужества, твердости, силы им было не занимать».

В своей предсмертной записке «Послание обществу» Роберт Скотт говорит

«Причины катастрофы не вызваны недостатками организации, но невезением в тех рискованных предприятиях, которые пришлось предпринимать».

Роберт Скотт - английский полярник и первооткрыватель, значительную часть своей жизни посвятил и Южного полюса. Данный материал посвящается Роберту Фолкону Скотту и его четверым спутникам, весной 1912 года возвращавшимся с Южного полюса и погибшим от голода, неимоверного холода и физического истощения.

Происхождение и детство

Роберт Фолкон Скотт родился 6 июля 1868 года в английском портовом городке Девенпорте. Отец его, Джон Скотт, в отличие от своих братьев, служивших на флоте, имел слабое здоровье, что, возможно, помешало ему осуществить свои мечты. Джон владел пивоваренным производством и не бедствовал, однако он вряд ли был доволен своим существованием, на протяжении долгих лет грезя о более яркой и насыщенной жизни.

В детстве Роберт, который так же, как и его отец, не мог похвастаться крепким здоровьем, наслушавшись от своих дядей всевозможных рассказов о море, и сам воспылал романтикой дальних странствий. В своих детских играх он представлял себя бравым адмиралом, уверенно ведущим свое судно навстречу неизведанным землям. Он был упрямым малым, ленивым и даже несколько неряшливым, но по мере своего взросления нашел в себе силы перебороть эти недостатки.

Образование

Изначально Роберт Скотт обучался грамоте у гувернантки, а в восьмилетнем возрасте поступил в школу. Интересно, что в учебное заведение, расположенное в соседнем городке, мальчуган добирался самостоятельно, передвигаясь на пони, которые занимали в его жизни особо место.

Учеба давалась юному Роберту не слишком легко, тем не менее его родители вскоре приняли решение отдать его в военно-морское училище. Возможно, его отец рассчитывал на то, что сын, увлеченный таким образом проявит больше интереса к учебе и сможет получить достойное образование. Но тот все равно так и не стал прилежным учеником, что, впрочем, не помешало ему в 1881 году быть зачисленным в качестве гардемарина в Королевский военно-морской флот.

Юный Скотт ступает на путь моряка. Знакомство с Клементсом Маркемом

Два года Роберт ходил в плавание на учебном корабле Britannia, на котором он заслужил звание мичмана. В последующие годы он плавал на бронированном корвете Boadicea, а в 19-летнем возрасте попал на Rover, являвшийся кораблем учебной эскадры военно-морского флота. Несмотря на то, что Роберт Скотт - путешественник с рождения, множество времени проводил в море, служба не особо привлекала его, и он по-прежнему грезил о плаваниях в дальние края. Зато среди товарищей он пользовался определенным авторитетом и уважением, так как прослыл человеком, обладающим исключительно хорошими качествами.

И вот однажды на корабле эскадры появился Клементс Маркем, в значительной степени повлиявший на дальнейшую жизнь Роберта Скотта. Этот человек являлся секретарем Королевского географического общества, его интересовали молодые и талантливые люди. Тем временем были устроены гонки на шлюпках, победителем в которых вышел Скотт, после чего он познакомился с Маркемом, обратившим на него внимание.

В дальнейшем Роберт Скотт взялся за учебу, что помогло ему успешно сдать экзамены и получить звание лейтенанта. Далее он изучал навигацию и математику, лоцманское и минное дело и даже проходил курсы управления артиллерийским огнем.

В 1899 году умер отец Скотта, поэтому у молодого лейтенанта появилась масса новых забот, которые практически не оставляли ему свободного времени. В этот нелегкий для него период он встречает Маркема и узнает от него о готовящейся экспедиции в Антарктиду. При его содействии Роберт вскоре подает рапорт, в котором изъявляет свое желание возглавить данное предприятие.

Первая экспедиция в Антарктику

При поддержке Маркема в 1901 году Роберт Фолкон Скотт, который к тому моменту уже дослужился до звания капитана 2-го ранга, назначается руководителем Первой Британской Национальной Антарктической экспедиции, совершенной на судне Discovery. В 1902 году путешественникам удается преодолеть пояс и пробиться к побережью Земли Виктории. Так была открыта Земля Короля Экспедиция, длившаяся до 1904 года, провела многочисленные исследования.

Так как результаты этого похода оказываются весьма удовлетворительными, имя Скотта приобретает некоторую известность в определенных кругах. Исследователям удалось собрать массу интересного материала и даже найти окаменелости растений, относящихся к так называемому третичному периоду (65-1,8 млн лет назад), которые стали настоящей научной сенсацией. Одним словом, Роберт Скотт предоставил ученым достаточно много новой работы.

Новый жизненный период

С этих пор имя Роберта Скотта все чаще стало ассоциироваться с Антарктикой, в то время как сам он, набравшись опыта, принялся разрабатывать современные средства, предназначенные облегчить путешествия в полярных условиях. В перерывах между работой Роберт посещал званые обеды, на которые его весьма охотно приглашали. На одном из светских мероприятий он познакомился с Кэтлин Брюс (скульптором), в 1908 году ставшей его женой. В следующем году у них родился первенец, названный Питером Маркемом.

Подготовка новой экспедиции

Практически одновременно с рождением сына было объявлено о подготовке новой экспедиции Скотта, намеревавшегося покорить Южный полюс. Роберт Скотт высказывал предположения, что в недрах Антарктиды могут быть обнаружены полезные ископаемые, а в это же время в Америке происходила подготовка к аналогичному предприятию, однако собрать средства, необходимые для организации этого путешествия, оказалось не так-то просто.

Кампания по сбору средств на экспедицию Скотта оживилась после того, как знаменитый в 1909 году объявивший о покорении высказался о своем намерении достичь и Южного. Кроме того, стало известно, что немцы также намерены двигаться в этом направлении. Подготовка английской экспедиции шла полным ходом, неустанно работал и Роберт Скотт, биография которого, впрочем, рассказывает о нем как о человеке трудолюбивом и целеустремленном. Говорят, что в первую очередь он думал, скорее, о научных перспективах, чем о покорении Южного полюса.

Начало экспедиции Terra Nova

К осени 1910 года Роберту Скотту наконец-таки удалось основательно подготовиться к предстоящему путешествию, и уже 2 сентября корабль Terra Nova вышел в плавание. Судно экспедиции направилось в Австралию, затем прибыло в Новую Зеландию. 3 января 1911 года Terra Nova достигла залива Мак-Мердо, находящегося неподалеку от Земли Виктории. Вскоре путешественники обнаружили лагерь Руаля Амундсена (норвежского полярника-рекордсмена), впоследствии первым достигшего Южного полюса.

2 ноября началось сложнейшее продвижение к полюсу. Моторные сани, на которые путешественники возлагали большие надежды, пришлось оставить, так как они оказались непригодными для продвижения по торосам. Пони также не оправдали возложенных на них надежд, поэтому их пришлось усыпить, а люди были вынуждены тянуть на себе тяжелый груз, необходимый для совершения похода. Роберт Скотт, чувствовавший себя ответственным за своих товарищей, принял решение отправить семерых из них обратно. Дальше пошли пятеро: сам Роберт, офицеры Генри Бауэрс, Лоуренс Отс и Эдгар Эванс, а также врач Эдуард Уилсон.

Достижение цели или проигрыш?

Путешественники достигли своей цели 17 января 1912 года, однако каково же было их разочарование, когда они увидели, что экспедиция Амундсена побывала здесь незадолго до них, а именно - 14 декабря 1911 года. Норвежцы оставили Скотту записку, в которой просили его, чтобы в случае их гибели он сообщил об их достижении. Неизвестно, какие чувства преобладали в сердцах англичан, но нетрудно догадаться, что они были измотаны не только физически, но и морально, о чем писал в своем дневнике Роберт Скотт. Фото, представленное ниже, было сделано 18 января - в день, когда путники отправились в обратный путь. Этот снимок стал последним.

Но нужно было еще преодолеть обратную дорогу, поэтому экспедиция Terra Nova, выполнив все необходимые действия и водрузив английский флаг рядом с норвежским, направилась в северном направлении. Впереди их ждали почти полторы тысячи километров тяжелого пути, на протяжении которых было организовано десять складов с припасами.

Смерть путешественников

Путники продвигались от склада к складу, постепенно обмораживая конечности и теряя силы. 17 февраля погиб Эдгар Эванс, который перед этим упал в трещину и сильно ударился головой. Следующим ушел из жизни Лоуренс Отс, чьи ноги были сильно обморожены, из-за чего он попросту не мог продолжать идти дальше. 16 марта он сказал товарищам, что хочет пройтись, после чего навсегда ушел в темноту, не желая задерживать остальных и быть для них обузой. Его тело так и не нашли.

Скотт, Уилсон и Боуэрс продолжили путь, но всего в 18 км от основного пункта их настиг сильный ураган. Съестные припасы были на исходе, а люди настолько обессилели, что уже не могли двигаться дальше. Метель никак не утихала, и путешественники были вынуждены оставаться и ждать. 29 марта, пробыв в этой точке около девяти дней, все трое погибли от голода и холода. К сожалению, экспедиция Роберта Скотта к Южному полюсу закончилась весьма трагическим образом.

Обнаружение погибшей экспедиции

Спасательная экспедиция, отправившаяся на поиски пропавших полярников, нашла их лишь спустя восемь месяцев. Палатка, укрывавшая их от холода, ветра и снега, в конце концов стала их могилой. То, что увидели спасатели, потрясло их до глубины души: изможденные путники все это время несли с собой ценнейшую геологическую коллекцию, вес которой составлял приблизительно 15 кг. Они так и не решились бросить отягощавшие их экспонаты. Согласно свидетельствам спасателей, Роберт Скотт погиб самым последним.

В последних своих записях в дневнике Скотт призывал не оставлять их близких. Также он просил, чтобы дневник был передан его жене. В последние минуты жизни он понимал, что больше никогда ее не увидит и написал для нее письмо, в котором просил Кэтлин предостерегать их маленького сына от лени. Ведь он сам когда-то был вынужден бороться с этим пагубным состоянием. Впоследствии сын Роберта Питер Скотт добился больших результатов, став известным ученым-биологом.

Заключение

Англичане, узнав о случившейся трагедии, проявили сочувствие к своим геройски погибшим соотечественникам. Посредством сбора пожертвований была собрана сумма, достаточная для того, чтобы обеспечить семьям полярников безбедное существование.

Экспедиции Роберта Скотта описаны в нескольких книгах. Первую из них - «Плавание на Дискавери» - он написал собственноручно. Также были изданы другие, основывающиеся на дневниковых записях Скотта и описывающие его экспедицию к Южному полюсу, например, «Последняя экспедиция Р. Скотта» Хаксли и «Самое ужасное путешествие» Э. Черри-Говарда.

Остается только добавить, что полярники, возглавляемые Робертом Скоттом, совершили поистине геройский подвиг, поэтому их имена всегда останутся в памяти людей.

«Потом Иван Павлыч заговорил о капитане Татаринове, и, немного понизив голос, чтобы не услышала Катя, я рассказал некоторые подробности, о которых не упоминалось в печати…. На письме к Марии Васильевне было написано сперва: «Моей жене», а потом исправлено: «Моей вдове». Узнали цитату? Разумеется - «Два капитана». И письмо с неровной надписью карандашом Вениамин Каверин не выдумал. Только капитана звали иначе: Роберт Фалкон Скотт. Третий капитан - настоящий.


Вот она - дикая, как никакой другой край земли, невиданная и нехоженая".

Боже Всемогущий, какое ужасное место! Может ли быть что-нибудь страшнее, чем эта молчащая, исхлестанная ветром беспредельность?"

Полярная разница впечатлений понятна . Восторг Руала Амундсена, который финишировал у Южного полюса первым. И жестокое разочарование Роберта Фалкона Скотта - после трудного пути к полюсу, он увидел на нем норвежский флаг. Вообще-то говоря, Амундсен в Антарктиду не стремился. Его манил Северный полюс. Но туда он не поспел - опередили американцы Кук и Пири. Тогда Амундсен поменял географическую ориентацию. И тем самым - так вышло - вынес смертный приговор Роберту Скотту.

Опытный Амундсен удачнее выбрал точку старта, лучше просчитал маршрут и на месяц опередил английскую экспедицию.

Не могу сказать - хотя знаю, это прозвучало бы куда эффектнее, - что я достиг цели своей жизни, - писал позже Амундсен, - Это было бы слишком уж явной и откровенной выдумкой. Лучше буду честен и скажу прямо, что, по-моему, еще никогда никто из людей не стоял в точке, диаметрально противоположной цели его стремлений в таком полном смысле слова, как я в этом случае".

14 декабря 1911 года красный флаг с синим крестом взвился над Южным полюсом и обогатил английскую речь выражением "увидеть норвежский флаг", то есть потерпеть фиаско. Офицер военно-морского флота Роберт Фалкон Скотт о Северном полюсе не мечтал. И в Антарктику шел не новичком: за его золочеными эполетами числилась антарктическая экспедиция на деревянном барке "Дискавери". Она обследовала берег Антарктиды в районе моря Росса и открыла антарктические оазисы, то есть области, не покрытые льдом на Земле Виктории.

15 июля 1910 года из Кардиффа отплыл барк "Терра Нова" с амбициозной целью - покорить Южный полюс во славу Британской империи. Скотт взошел на его борт в Южной Африке - задержали бюрократические препоны. В январе 1911 года экспедиция высадилась на берег Антарктиды, назвала место зимовки мысом Эванса в честь капитана корабля, и почти десять месяцев закладывала склады и вела разведку.

Бок о бок с английскими парнями работали двое русских - конюх Антон Омельченко и каюр Дмитрий Гирев, первые наши соотечественники, ступившие на берег Антарктиды. О том, что "Фрам" с командой Амундсена на борту направился в Антарктику, Роберт Скотт знал. Но надеялся, что выиграет полярные гонки.

С мыса Эванса выступили тремя группами. Эванс-лейтенант 24 октября на новейших мотосанях, Скотт 1 ноября на маньчжурских пони, и Мирз на собаках. Но… мотосани сломались, пони отощали и их пришлось пристрелить, собак отправили назад в базовый лагерь. Когда до цели оставалось 150 миль, 7 человек из группы сопровождения покинули основную экспедицию.

К полюсу отправились впятером : врач-художник Эдвард Уилсон, однофамилец лейтенанта, матрос Эдгар Эванс, капитан драгунского полка Лоренс Оутс, лейтенант военно-морского флота Индии Генри Бауэрс. И самый старший - капитан флота Роберт Фалкон Скотт.

16 января, за двое суток до финиша, Скотт и его спутники поняли, что идут по следам норвежцев. Но до последней минуты надеялись на чудо. Его не произошло: на Южном полюсе полоскался норвежский флаг. В палатке под флагом обнаружились записка и письмо. Записка была адресована Скотту: " …поскольку вы, вероятно, будете первыми, кто побывает в этом районе после нас", а письмо - королю Норвегии Хокону - на случай, если Амундсен и спутники погибнут на обратном пути.

Письмо и записку Роберт Скотт взял. Потом их найдут около его тела, и это как раз послужит доказательством, что Южный полюс первым покорил Руал Амундсен. Всю оставшуюся жизнь победитель не мог простить себе своего триумфа:

Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы вернуть его к жизни," - убивался норвежский полярник.

Мы…водрузили наш бедный оскорбленный "Юнион Джек" и сфотографировались - все это на морозе".

И двинулись в обратный путь - он оказался путем на Голгофу. Измученную и морально раздавленную экспедицию добила "оловянная чума". Это теперь о ней известно каждому семикласснику. А Скотт и его спутники не знали, что на морозе олово, которым запаяны банки с горючим, разрушится, и надежда на тепло утечет вместе с содержимым.

Он лежал в ледяной палатке без всякой надежды и из последних сил водил по бумаге карандашом:

Четверг, 29 марта. С 21-го непрерывный шторм с ЗЮЗ и ЮЗ. 20-го у нас было топлива на две чашки чаю и на два дня - сухой пищи. Каждый день мы собирались отправиться к складу, до которого осталось 11 миль, но за палаткой не унимается метель. Не думаю, чтоб мы могли теперь надеяться на лучшее. Будем терпеть до конца, но мы слабеем и смерть, конечно, близка. Жаль, но не думаю, что смогу писать еще. Р. Скотт". Письмо Кэтлин капитан Скотт написать успел. Он начал его словами: "Моей вдове".