Что такое контраст цвета. Идеальные сочетания цветов. Цветовой контраст внешности

Если мы будем одеваться в соответствии со своим контрастом внешности (как цветовым, так и по светлоте), то таким образом мы только подчеркнем свои достоинства: цвета и тона одежды будут гармонично сочетаться с нашими собственным цветами, подчеркивая либо нашу яркость, либо драматичность, либо нежность, легкость и т.д.
Диссонанс цветов одежды и внешности может привести к тому, что мы станем выглядеть бледнее, взрослее, уставшими и т.д. А этого никому не хочется. Так что давайте разберемся в этом нелегком вопросе.

Пришло время узнать все тайны цветового контраста .

Что такое цветовой контраст во внешности

Прежде всего давайте вспомним, какие типы цветового контраста создают цвета при сочетании друг с другом. Профессионалы обычно пользуются цветовым кругом при создании таких сочетаний, вы также можете его применять, это очень удобно.
.

Итак, сочетания цветов могут быть:

монохромными , когда мы сочетаем разные оттенки одного и того же цвета (пример: сочетание различных оттенков синего на фото ниже) — это наименее контрастное сочетание цветов;

Сочетания аналогичных цветов , которые находятся рядом друг с другом на цветовом круге: синий / голубой + зеленый, зеленый + желтый, желтый + оранжевый и т.д. Это умеренно контрастное, спокойное сочетание цветов;

контрастные сочетания создают цвета, находящиеся через три сектора друг от друга: красный — синий — желтый, зеленый — оранжевый — фиолетовый и т.д. (пример: сочетание красного и синего на фото ниже);

дополняющие цвета создают очень контрастные сочетания, находясь друг напротив друга на цветовом круге: красный + зеленый, синий + желтый и т.д. (пример: красный + зеленый на фото ниже).

В дальнейшем для краткости словом «Цвет» (вот так, с заглавной буквы) я буду называть все цвета, не являющиеся нейтральными (то есть ахроматическими цветами и их производными, либо близкими к ним цветами — черным, белым, серым, бежевым и т.п.). Например, голубой я назову Цветом.
А словосочетанием «нейтральные цвета» в этих статьях я буду обозначать ахроматические цвета (черный, белый, серый, бежевый).

Если цвет ваших глаз очень сильно контрастирует с цветом волос, а также с цветом кожи, то цветовой контраст вашей внешности высокий, если же цвет ваших глаз, кожи и волос не слишком отличаются друг от друга, то цветовой контраст вашей внешности низкий.

То есть, если цвета вашей внешности являются контрастными или дополняющими по отношению друг к другу, то у вас присутствует высокий цветовой контраст . Вам подойдут сочетания различных контрастных / дополняющих Цветов.

Если цвета вашей внешности являются аналогичными по отношению друг к другу, то у вас средний цветовой контраст . Именно сочетания таких аналогичных Цветов, не слишком контрастных, но и не монохромные, вам подойдут больше всего.

Если же цвета вашей внешности монохромные, то для вас наиболее выигрышными будут сочетания различных оттенков одного Цвета ,

Либо сочетания одного Цвета с нейтральными цветами (ниже: сочетание горчичной водолазки с оттенками серого и черным).

Вам подойдет и сочетание нейтральных цветов.

Как определить свой цветовой контраст во внешности

Светлоту цвета (его глубину и насыщенность) сейчас мы не учитываем, за нее отвечает . Для определения цветового контраста мы будем руководствоваться только самим цветом глаз и волос. Посмотрите, как расположены цвета ваших глаз и волос на цветовом круге относительно друг друга.
Цвет кожи нужно учитывать только, если она активно окрашена (имеет ярко выраженный цвет). То же самое касается и цвета губ.

Высокий цветовой контраст

Возьмем для примера шатенку или брюнетку с голубыми глазами.

Найдите голубой цвет на цветовом круге.
Цвет ее волос (коричневый) является глубоким оттенком оранжевого цвета. Голубой на цветовом круге находится напротив оранжевого, значит, цветовой контраст такой женщины будет высокий. В ее внешности присутствуют дополняющие, то есть очень контрастные цвета (голубой + оранжевый).

Зеленые глаза также будут контрастны (удалены на три сектора = контрастное
сочетание) по отношению к подобным волосам (зеленый - оранжевый).


Невооруженным глазом яркий цветовой контраст во внешности также заметен: мы видим, что яркий цвет глаз Кортни Кокс контрастирует с ее насыщенным цветом волос.

То же самое можно сказать про рыжеволосых женщин с зелеными или голубыми глазами (оранжевый и синий противоположны на цветовом круге, а оранжевый и зеленый разделены тремя секторами, то есть они контрастны по отношению друг к другу).

У блондинок с голубыми глазами также высокий цветовой контраст - голубой (глаза) и желтый (волосы).

Если у вас высокий цветовой контраст, вам обязательно нужен Цвет, а лучше сразу несколько.
Вам больше подойдет сочетание различных контрастных (или дополняющих) Цветов, чем монохромные сочетания или сочетания аналогичных Цветов. То есть вы смело можете носить несколько различных контрастных цветов в одном комплекте. Они только подчеркнут вашу красоту.

Необходимо учитывать при подборе одежды и яркость ваших красок. Например, если цвет голубых глаз довольно яркий, то вам подойдут контрастные сочетания .

Примечание: на всех фотографиях с примерами одежды я хочу вам показать именно примеры цветовых сочетаний в одежде. Женщины на этих фото — модели, которые часто не соответствуют обсуждаемому контрасту. Очень трудно найти фото, которые бы содержали и необходимое для демонстрации цветовое сочетание, и подходящую модель. Это можно увидеть на фото с актрисами — их более удачные наряды, и менее удачные. А что касается фотографий с одеждой, то вы сами можете заметить: многие из приведенных ниже сочетаний моделям не идут, так как не соответствуют их типу контраста и колористики.

Средний цветовой контраст

Теперь возьмем для примера блондинку с карими глазами и светлой кожей. Цвет ее волос можно причислить к желтому сектору на цветовом круге. Коричневый сектор находится рядом (желтый + оранжевый). Значит, у нее во внешности присутствуют аналогичные цвета. Она имеет средний цветовой контраст.

Средний цветовой контраст и у блондинок с зелеными глазами (желтый и зеленый находятся рядом на цветовом круге и являются аналогичными).

То же самое можно сказать и про обладательницу рыжих волос и глаз орехового или золотистого цвета (оранжевый + желтый). На примере Холланд Роден ниже мы видим, что у нее не такой высокий цветовой контраст между цветом глаз (ореховые, золотистые) и рыжих волос, как у зеленоглазой Эммы Стоун выше (см. высокий цветовой контраст).

Точно также, как и у рыжеволосых, средний цветовой контраст и у шатенки или брюнетки с ореховыми или желтыми (золотистыми) глазами (оранжевый (волосы) + желтый (глаза) являются аналогичными цветами).

Если у вас средний цветовой контраст, то вам подойдут не слишком контрастные сочетания Цветов, находящихся близко друг от друга на цветовом круге (аналогичных), то есть вам нужен умеренный цветовой контраст.


Низкий цветовой контраст

Цвета внешности брюнетки с карими глазами и персиковой кожей — монохромные . Можно сказать, что все они являются разными оттенками одного и того же цвета (темные оттенки оранжевого). У нее очень низкий цветовой контраст.

У кареглазых брюнеток со светлой кожей также будет низкий цветовой контраст, так как цвет глаз и волос совпадает.

Монохромными будут и цвета шатенки с карими глазами.

Также цвета кареглазой обладательницы рыжих волос можно причислить к монохромным (оранжевый + коричневый, как глубокий оттенок оранжевого).

То же самое можно сказать и об обладательнице светлых волос и золотистых глаз (желтые, ореховые). Цвет волос (желтый) совпадает с цветом глаз (желтый).

Довольно монохромная внешность и у обладательниц пепельно-русых волос, цвет которых близок к серому, «мышиному» и абсолютно серых глаз.

И невооруженным глазом видно, что цвет глаз и волос вышеперечисленных женщин очень близки.

Примечание: если, при вышеописанной внешности, у вас яркий цвет кожи, и он не совпадает с цветом глаз и волос, то тогда цветовой контраст у вас будет средний, а не низкий. Смотрите рекомендации выше для среднего цветового контраста. Также, если Вы часто пользуетесь яркой помадой, это тоже можно учитывать. Ее наличие добавляет цветовой контраст монохромной внешности.

Если у вас низкий цветовой контраст, то вам больше подойдет однотонная одежда, а также комплект, состоящий из оттенков одного Цвета,

Либо сочетания различных нейтральных цветов.

Хорошо на вас будет смотреться и сочетание одного Цвета с нейтральными цветами.

Если у вас серые глаза

Так как серый — ахроматический цвет, то он не дает цветового контраста с другими цветами. Так что, если у вас абсолютно серые глаза без примеси других цветов (не серо-голубые, серо-зеленые — в этом случае, скорее, рассматривайте их, как разновидность голубого и зеленого цветов), то цветовой контраст определяйте по сочетанию цвета волос и кожи, если цвет кожи хорошо выражен. Либо определяйте контраст по сочетанию цвета волос и губ, если цвет губ хорошо выражен.


Например, у сероглазой шатенки с яркой кожей и / или губами будет средний цветовой контраст, так как розовый (губы, кожа) находится рядом с оранжевым (волосы) на цветовом круге.

Если же цвет вашей кожи и губ довольно нейтрален, не ярко выражен, то тогда ваши краски можно рассматривать, как монохромные (выражен только цвет волос), а серый (цвет глаз) — ахромат, то есть он нейтральный.
В этом случае ориентируйтесь на рекомендации для низкого цветового контраста. То есть вам подойдет однотонная одежда, а также монохромные сочетания разных оттенков одного цвета и различные сочетания нейтральных цветов (можно и с добавлением одного цвета).

Кстати, если у вас гетерохромия (разноцветная радужная оболочка глаза), полная или частичная (как на фото выше), то не забывайте, что это дает дополнительный контраст. Посмотрите, какой контраст между цветами глаза.
Например, голубые глаза с коричневыми вкраплениями или участками сразу относят вас к высокому цветовому контрасту (оранжевый — голубой).
Но дальше ориентируйтесь на сочетание этих цветов с цветом ваших волос.

Например, у Кейт Босуорт на фото выше высокий цветовой контраст: коричневый + голубой (цвета глаз) + желтый (цвет волос).

Как одеваться в соответствии с собственным цветовым контрастом

Яркость и глубина этих цветов зависит от вашего контраста по светлоте и :
  • чем ярче краски вашей внешности, тем более яркие цвета вам идут,
  • чем приглушеннее краски вашей внешности, тем более мягкие, приглушенные, пастельные цвета вам идут,
  • чем темнее краски вашей внешности, тем более глубокие цвета вам идут,
  • чем светлее краски вашей внешности, тем более светлые цвета вам идут.

Например, возьмем высокий цветовой контраст. Всем его обладательницам подходят контрастные сочетания цветов. Но!
Если Вы шатенка или рыжая с яркими голубыми или зелеными глазами, то цвета эти должны быть яркими, например ярко-желтый + ярко-красный.
Кстати, при сочетании контрастных очень ярких цветов старайтесь выбрать один в качестве доминирующего, а остальные пусть дополняют его в меньшей пропорции. Иногда, такие цвета начинают спорить за внимание, если их смешать в равной пропорции.

Брюнеткам с яркими глазами подойдут не только яркие, но и глубокие цвета. В их случае можно сочетать яркие цвета с более насыщенными, глубокими.

А вот голубоглазым блондинкам больше подойдет сочетание более светлых контрастных оттенков.

Давайте рассмотрим на примере трех довольно темных шатенок с разным цветовым контрастом, как сочетания цветов, подходящих нашей внешности, влияют на восприятие образа в целом.

Возьмем три сочетания: контрастных цветов, аналогичных цветов и монохромные сочетания.

Шатенка с яркими голубыми глазами Алексис Бледел имеет высокий цветовой контраст , ей подойдут сочетания различных контрастных ярких Цветов.

Контрастное сочетание красного, зеленого и желтого цветов подчеркивает яркую красоту Алексис.
В платье с дополняющими цветами (желтый + голубой) она выглядит уже не так ярко, намного бледнее. Почему? Ведь цветовой контраст соблюден, как и в первом случае? Не стоит забывать о насыщенности и яркости цветов девушки, они у нее очень яркие. Вот если бы это платье было более ярким, то, несомненно, оно бы ей больше подошло.
Платье с принтом из аналогичных цветов (синий+зеленый) слишком монохромно для ее ярких красок.

В платье с монохромным принтом Алексис также выглядит менее ярко, хотя синий цвет ей очень идет. Помада спасает положение, но добавить еще какой-нибудь контрастный синему Цвет не помешало бы. Хотя бы даже сумочку (первое фото ниже).
Синее платье смотрится неплохо за счет своего довольно яркого цвета (второе фото), но все же не хватает цветового контраста, чтобы поддержать контраст девушки. Яркость поддержана, контраст — нет.
Наиболее выигрышным для Алексис является сочетание контрастных Цветов (последнее фото) — образ выглядит интереснее, а девушка ярче с внедрением контрастного цвета (красного).

Таким образом, если цвета вашей внешности контрастируют друг с другом, то и сочетание контрастных цветов в одежде будет вас украшать, подчеркивать ваши яркие краски.
Чем ярче сами краски вашей внешности, тем ярче должны быть выбираемые вами Цвета. Не забывайте и о своем , но о сочетании этих двух типов контраста мы поговорим в следующей статье.

Шатенка с глазами золотистого орехового цвета Рашида Джонс имеет средний цветовой контраст , ей подойдут сочетания различных аналогичных Цветов.

Сильный цветовой контраст дополняющих цветов, розового и зеленого (первое фото ниже), немного подавляет Рашиду, ее лицо остается как бы в стороне, платье перетягивает внимание на себя. При том, что Рашида — девушка довольно яркая, такой сильный цветовой контраст ее переигрывает.
Контраст ей необходим, но он должен быть более спокойным.

На втором фото сочетание аналогичных цветов (синего платья и зеленого колье) поддерживает контраст внешности девушки, при этом не подавляет ее. При таком сочетании она выглядит ярко.
Монохромное же сочетание только одних оттенков синего не дотягивает до ее цветового контраста — комплект на ней кажется скучным, да и сама Рашида поблекла.

Если цвета вашей внешности — аналогичные по отношению друг к другу, то вам подойдет и сочетание близких друг к другу на цветовом круге оттенков в одежде (аналогичных). Очень контрастные цветовые сочетания могут быть слишком агрессивны для вас, а монохромные — скучными и безликими.

Шатенка с карими глазами Оливия Палермо имеет низкий цветовой контраст, ей подойдут однотонные наряды, также монохромные сочетания разных оттенков одного Цвета, сочетание Цвета и разных нейтральных цветов, даже просто в одних нейтральных цветах она будет хорошо выглядеть.
Кстати, Оливия иногда перекрашивается в блондинку, а это меняет ее цветовой контраст, он становится средним, что соответственно влияет и на ее гардероб. Но возьмем пример Оливии-шатенки.

Несмотря на яркую внешность Оливии, контрастное сочетание дополняющих цветов желтого и синего несколько «забивает» внешность девушки, а также ее простит.
Цветовой контраст красного и синего также слишком высок для низкого контраста природных красок Оливии. На первых двух фото ниже внимание притягивает одежда, девушка за ней скрыта.
Зато сам по себе желтый (последнее фото), без контрастных цветов в качестве дополнений, смотрится на Оливии хорошо (цветовой контраст отсутствует). Внимание привлекает прежде всего лицо девушки.

Менее контрастное сочетание аналогичных цветов также немного пестровато для Оливии (первое фото ниже), а в однотонном свитере она выглядит гармонично, не создается впечатления, что не хватает какого-то цвета, ничего не хочется добавить — Оливия очень хороша.
То же самое можно сказать и о монохромном принте — девушке он идет. На первый план выступает ее лицо, а затем уже мы обращаем внимание на принт.

Если цвета вашей внешности выдержаны в одной цветовой гамме, и цветовой контраст у вас низкий, то слишком контрастные по цвету сочетания могут вас подавлять, умеренно контрастные сочетания аналогичных цветов также будут смотреться менее выигрышно, чем монохромные принты, сочетания разных оттенков одного цвета или однотонные варианты.
Речь идет только о цвете, а не о контрасте по светлоте «темное + светлое», такой контраст вам может быть даже необходим —

Если при этом краски вашей внешности приглушенные (), то старайтесь выбирать более приглушенные мягкие оттенки цветов. Если же у вас яркий цвет глаз и волос (брюнетки с карими глазами, обладательницы каштановых волос с карими глазами), то вам подойдут яркие либо насыщенные, глубокие цвета.

Давайте посмотрим, как выглядят нейтральные цвета на обладательницах разного цветового контраста.

Яркая по цветам внешность Алексис требует какого-нибудь яркого Цвета, а еще лучше — сразу нескольких. Ахроматические цвета делают ее бледнее, наряд выглядит безлико (и это при том, что фото отретушировано, оно студийное), хочется поддержать цвет ее глаз каким-нибудь Цветом (первое фото ниже).
Обладательницам высокого цветового контраста лучше всего использовать нейтральные цвета, чтобы разбавлять ими сочетания более ярких Цветов . Как вариант, напротив, можно добавить в нейтральный комплект яркий аксессуар, сочетающий контрастные Цвета (второе фото ниже).

В нейтральных черно-бело-серых тонах Рашиде Джонс явно не хватает цвета.
А вот сочетание голубого и зеленого (аналогичных цветов) с нейтральным белым поддерживает цветовой конраст девушки.
Если у вас средний цветовой контраст, старайтесь его поддерживать Цветом . Это может быть и внедрение пары Цветов в гамму различных нейтральных оттенков (яркая помада тоже считается!).

А вот на обладательнице низкого цветового контраста Оливии комплекты, составленные полностью из нейтральных цветов, смотрятся изысканно и благородно. Главное — подобрать подходящий вам контраст по светлоте и «ваши» оттенки (соответствующие вашей температуре — теплые или холодные).

Также в этом случае хорошо будет смотреться какой-нибудь Цвет, внедренный в монохромную гамму нейтральных оттенков. Лучше, если это будет один акцентный Цвет, больше уже может выглядеть, как перебор.

Итак, на данном этапе мы определили свой контраст по светлоте, а также свой цветовой контраст . Осталось дело за малым: воспользоваться этими знаниями и объединить их в одно целое. В следующих статьях мы разберемся, как определить свой лидирующий тип контраста, и как им воспользоваться, чтобы умело сочетать цвета в одежде, как профессионал , а также очень подробно остановимся на различных сочетаниях цветов, которые наиболее эффектно будут смотреться на обладательницах КАЖДОГО типа контраста.


: Alexa Chung


Сводный опыт теоретиков и практиков цвета дает нам четыре основных направления в сочетаниях цветов:

    Контрастные сочетания

    Родственные сочетания

    Родственно-контрастные сочетания

    Нейтральные сочетания

Контрастные сочетания:

    Контраст по цвету

    Контраст по площади цветовых пятен

    Контраст светлого и темного

    Контраст теплого и холодного

    Контраст по насыщенности

    Контраст дополнительных цветов

    Симультанный контраст

ЦВЕТОВОЙ КРУГ

Цветовой круг и знание законов составления цветовых комбинаций на его основе, позволяют безошибочно работать с различными палитрами цветов и составлять те или иные цветовые сочетания для достижения определенного эмоционального состояния. Чтобы было проще разобраться в этой схеме взаимоотношений цветов, необходимо иметь перед глазами основной цветовой круг. Чем дальше, тем больше возможных комбинаций, поэтому лучше возвращаться к рисунку и просматривать каждый раз схему. Нужно еще иметь ввиду, что цветопередача дисплеев далека от идеала. Поэтому для особо чувствительных к цветам людям советую делать поправку на сей печальный факт. Но в любом случае, если будет ясна общая схема работы, то проблем в дальнейшем при выборе необходимой цветовой гаммы не возникнет.

красно-оранжевый (шафранный), желто-оранжевый (янтарный), желто-зеленый (цитрусовый), сине-зеленый (бирюзовый), сине-фиолетовый (сиреневый) и красно-фиолетовый (пурпурный) оттенки.

Ниже представлены десять типов цветовых комбинаций, это:

Ахроматические

Здесь используются только оттенки серого, от белого до черного. Как уже говорилось, ахроматические цвета - это цвета, отсутствующие в спектре. Чистые ахроматические цвета (без примесей оттенков цвета) в природе практически не существуют. Всегда черный (или серый) будет иметь тот или иной оттенок.

К черному стремится любой цвет при снижении яркости (например, при уменьшении освещенности до полной темноты). При увеличении яркости любой цвет стремится к белому.


Использование только одних ахроматических цветов дает возможность создать невероятно оригинальный интерьер. Здесь как нигде в других случаях может быть выражена сама фактура используемого материала: блеск, матовость, прозрачность, бархатистость, структура поверхности необычных видов.

Если добавить к ахроматическим цветам один яркий цвет, часто это красный, то получается очень стильное помещение. Такие сочетания могут быть использованы в минимализме с намеком на японский стиль.

Если добавить нежные, еле заметные оттенки, то такое сочетание можно использовать как основу под дизайн в таких современных стилях, как хай-тек.

Основные

Главные, основные, цвета на цветовом круге: красный, желтый, синий. На то они и основные, что составляют основу цветового круга. Имея в руках краски только этих цветов плюс белый и черный, опытный художник создаст все остальные цвета (при условии, что три основных цвета будут радужной чистоты, без примесей).


Составные

Цвета второго порядка: зеленый, фиолетовый, оранжевый. Получаются путем смешивания попарно трех основных цветов: красного, желтого и синего. Например, при смешении желтого и синего - получается зеленый. Составных цветов всего три: оранжевый, зеленый и фиолетовый.


Сложные

Сложные цвета получаются путем смешивания трех составных цветов с рядом лежащими основными. Например: оранжевый плюс желтый: получается желто-оранжевый. Таких цветов уже шесть. Триада сложных цветов может быть одной из этих комбинаций: красно-оранжевый, желто-зеленый и сине-фиолетовый; сине-зеленый, желто-оранжевый и красно-фиолетовый. На цветовом круге все они находятся на одинаковом расстоянии друг от друга, занимая промежуточное положение между составными цветами. Затемняя или осветляя эти цвета в той или иной степени, мы получаем всю возможную гамму цветов. На основном цветовом круге сложные цвета представлены (насколько это возможно) без осветления или затемнения, путем смешивания цветов в равной пропорции. Если же пропорции цветов для смешивания менять по своему усмотрению и дополнительно еще и осветлять либо затемнять цвета, то в итоге мы получим всю градацию цветов, представленную на полном цветовом круге и даже более того. Как пример некоторых сложных цветов:


До сих пор мы рассматривали цвета по принципам их получения путем смешивания трех основных цветов, затем сложных и составных. В итоге можно получить все возможные чистые хроматические цвета. Палитру можно значительно расширить, добавляя в хроматические цвета - ахроматические. Но это лишь начало игры в цвета. Теперь перейдем к типам взаимоотношений между цветами, рассматривая их расположение на цветовом круге. Это уже - руководство к действию. От расположения комбинации выбранных цветов на цветовом круге зависит их влияние на наше восприятие. В зависимости от того, выбрали ли мы рядом стоящие цвета или противоположно расположенные цвета на цветовом круге - будет меняться и воздействие этой комбинации цветов на наше восприятие. Теперь есть смысл обратиться к полному цветовому кругу.

Контрастные

Контрастными по отношению друг к другу считаются два цвета, между которыми на цветовом круге

находятся три промежуточных цвета (эти пары выборок часто путают с дополнительными цветами).

Таких пар цветов шесть, по количеству пар цветов в основном цветовом круге.


Подобные пары цветов очень часто использовались в одежде скоморохов, эти сочетания максимально броски и навязчивы.

Надо помнить, что использование насыщенных контрастных цветов - это очень жесткое сочетание, его нельзя использовать в равных по объему плоскостях и массах в интерьере. Но, используя контрастный цвет как небольшой акцент, например, голубые тарелки и полотенца в желтой кухне, мы достигнем ярких, эффектных сочетаний. Они будоражат и повышают жизненный тонус.

Использование контрастных точек и штрихов в интерьере способно придать жизнь и шарм скучному помещению, наподобие тому, как капля перца способна изменить вкус пресного блюда. Но надо помнить, что стоит только переборщить с перцем, и блюдо становится несъедобным.

Совсем иное впечатление возникнет при использовании разбеленных контрастных сочетаний (с добавлением ахроматических цветов), например, таких как кремово-желтый и серо-голубой. Чем более разбелены контрастные цвета, тем меньше ограничений в их использовании в одном пространстве.

Вообще ахроматические цвета способны спасти любую выборку цветов, даже контрастную. Об этом речь пойдет далее.

Дополнительные

Прямо противоположные цвета на цветовом круге называются дополнительными. С дополнительными цветами можно провести один любопытный фокус.

Если мы разделим спектр на две части, например - на красно-оранжево-жёлтую и зелёно-сине-фиолетовую, и соберем каждую из этих групп специальной линзой, то в результате получим два смешанных цвета, смесь которых в свою очередь также даст нам белый цвет.

Если мы удалим из спектра один цвет, например, зеленый, и посредством линзы соберем оставшиеся цвета - красный, оранжевый, желтый, синий и фиолетовый, - то полученный нами смешанный цвет окажется красным, то есть цветом, дополнительным по отношению к удаленному нами зеленому. Если мы удалим желтый цвет, - то оставшиеся цвета - красный, оранжевый, зеленый, синий и фиолетовый - дадут нам фиолетовый цвет, то есть цвет, дополнительный к желтому.

Два цвета, объединение которых дает белый цвет, называются дополнительными цветами. Фактически, идеально чистые дополнительные друг к другу цвета "убивают" друг друга. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра. В смешанном цвете мы не можем увидеть отдельные его составляющие. В этом отношении глаз отличается от уха с хорошим музыкальным слухом, которое может выделить любой из звуков аккорда.

Пример дополнительных цветов:


Это сочетание, используемое в интерьере, так же очень броское, хоть и не такое навязчивое, как контрастные цвета. Оно воспринимается немного мягче, и если использовать один или оба цвета разбеленными, то можно получить неплохие в итоге сочетания.

Но - необходимо быть очень осторожными с дополнительными цветами. Особенно это касается освещения. Об этом - в другой статье.

Монохроматические

Монохроматические цвета - это комбинации яркости и насыщенности в пределах одного и того же цвета.

Такое сочетание называют еще нюансным. В оформлении комнаты используются оттенки одного цвета (составляющие одного и того же сегмента круга). Такая ком­позиция способствует поддер­жанию атмосферы спокойст­вия и отдыха, если для нее выбираются цвета из холодной части круга, и атмосферы мягкой открытости, способствующей общению и активности, если используются цвета из теплой части круга.


Родственные

Любые три следующих друг за другом цвета или их оттенки на цветовом круге называются родственными. Выбирайте любой цвет на круге и добавляйте к нему оба соседних цвета на боковых сегментах. Такая выборка цвета еще называется в некоторых изданиях гармоничной.

Всего может быть 12 троек главных родственных (гармоничных) сочетаний.

Какие бы тройки гармоничных цветов вы не выбрали, интерьер, выполненный с помощью этих цветов, будет смотреться очень хорошо, при этом иметь различный по восприятию характер для каждого из 12 возможных вариантов, в зависимости от того, выбрана палитра из теплых или из холодных цветов. Пример выборки цветов по родственному типу:


Эти 12 вариантов главных троек могут быть расширены за счет использования разной светлоты (разбеленные и затемненные эти же цвета) выбранного цвета (расширяем за счет монохроматических цветов, см. далее) на расширенном цветовом круге. При этом по светлоте каждый из трех цветов может быть аналогичным другому или значительно отличаться друг от друга, один может быть очень осветлен и использован на больших поверхностях: стенах, потолке, другие - затемнены и использованы в качестве отдельных небольших элементов: подушек, декоративных ваз, рамок для картин.

Можно использовать иной, противоположный вариант, когда одна или часть стен выполняется в темном цвете, а мебель, пол и мелкие предметы - в осветленных вариантах гармоничных ему цветов.

Нейтральные

Если взять два рядом расположенных цвета в пределах двух полос цветов на цветовом круге, сгладить один из них добавлением родственных оттенков или "разбавить" ахроматическим (белым или черным), то в итоге мы получим нейтральные цвета. Пример нейтральных цветов:


Родственно-контрастные

Цвета с оттенками, расположенными на круге непосредственно слева и справа от цвета, дополнительного ему на цветовом круге. Пример таких цветов:


Немного о теории цвета.

По данным учёных человеческий глаз способен различать до семи миллионов различных оттенков цвета. Психологами доказано: первое впечатление складывается на основе колористической композиции, которую составляет общий колорит помещения, . Цветовая гамма сохраняется в памяти намного дольше, чем детали или пропорции. Каждый цвет занимает определенное положение на стандартном цветовом круге, который представляет собой непрерывность цветовых переходов. Сектора круга окрашены в различные цветовые тона, размещенные в порядке расположения спектральных цветов. Цветовой спектр. Первичные (основные) цвета - это красный, жёлтый и синий. Первичными они называются потому, что путём их смешивания можно получить все остальные цвета спектра цветового круга, а путём их смешивания с добавлением чёрного и белого цветов – все видимые человеком оттенки цвета. При этом первичные цвета невозможно получить в результате смешивания других цветов. Вторичные (составные) цвета получаются путем попарного смешивания первичных цветов: оранжевый, зелёный и фиолетовый. Третичные цвета получаются путем попарного смешивания первичного и вторичного цветов в равных долях. Хроматические цвета. Все цвета, кроме белого, черного и серого. Ахроматические цвета. Чёрный, серый и белый цвета носят название ахроматических (в буквальном переводе с греческого – бесцветных). Они относятся также к нейтральной цветовой гамме. Это означает, что они могут быть использованы дизайнером-оформителем в работе с минимальным риском нарушения цветового баланса художественного оформления. Ахроматическая (или тоновая) шкала. Шкала серого цвета (от 100% чёрного до 100% белого) – называется ахроматической (бесцветной) или тоновой шкалой. Тёплые и холодные цвета. Цвета делятся на тёплые и холодные. В составе тёплых красок больше жёлтого и красного, в составе холодных велика концентрация синего (к холодным цветам относятся фиолетовый, голубой и некоторые оттенки зелёного). Чёрный и белый цвета – это оттенки одного цвета: серого , который получается путём смешивании чёрного и белого цветов. В этом смысле 100% белый цвет – это серый цвет, в котором составляющая чёрного равна нулю, а 100% чёрный – это серый без добавления белого. Дополнительные (или комплиментарные) цвета. Цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге. Смежные дополнительные цвета. Цвета, расположенные в углах основания равнобедренного треугольника, вписанного в цветовой круг. Цвета являются смежными дополнительными (или смежными комплиментарными) для цвета, представленного в сегменте круга, на который указывает вершина этого треугольника. Цвета диады. Два цвета, находящихся через один сегмент друг от друга на цветовом круге. Пример: красный и оранжевый. Цвета триады. Вершины равностороннего треугольника указывают на три сегмента цветового круга, цвета на которых равноудалены друг от друга. Эти цвета называются цветами триады. (Пример самой контрастной, яркой триады -первичные цвета: красный, жёлтый и синий.) Цвета тетрады. Цвета тех сегментов, на которые указывают углы вписанных в круг прямоугольника и квадрата, называются цветами тетрады. Тетрады - это сочетания цветов четырёх сегментов, равноудалённых (квадратная «тетрада») или практически равноудалённых (прямоугольная «тетрада») на цветовом круге.

Советы: Контрастные сочетания. Цветовые сочетания двух дополнительных. Цветов, цвета с его смежными дополнительными, триадных, а также тетрадных цветов являются контрастными. Особенно яркими и эффектными являются цветовые композиции с использованием сочетаний спектральных цветов. Сочетания помягче получаются с применением оттенков тех же самых цветов. красный – зеленый оранжевый – цвет морской волны яичный желтый – синий желтый – сиреневый лайм – фиолетовый салатовый – розовый и т.д.

Сочетания дополнительных цветов. Использованные в сочетании друг с другом, дополнительные цвета взаимно усиливаются, кажутся более интенсивными и насыщенными. Особенно эффективным является контраст сочетания первичного цвета и дополнительного к нему вторичного. Использование таких сочетаний возможно. Оно может быть очень выразительно, но требует особого умения. Вообще, сочетание дополнительных цветов, даже в форме оттенков – всегда достаточно контрастное. красный - синий оранжевый - голубой желтый - зеленый зеленый - голубой голубой - желтый, оранжевый синий - оранжевый, зеленый фиолетовый - желтый Сочетание цвета со смежными дополнительными цветами. Колористические схемы с использованием смежных дополнительных цветов - достаточно контрастные. Необходимо заметить, правда, что по сравнению с сочетаниями дополнительных цветов в таких сочетаниях цветовой контраст немного сглаживается. Сочетания цветов триады. Нужно сказать, что успешное использование одновременно трёх цветов триады – редкость. Такое сочетание рискует оказаться перенасыщенным цветовыми контрастами, несбалансированным. Сочетания цветов тетрады. Колористические схемы с использованием тетрад довольно контрастны. Глядя на цветовой круг, нетрудно заметить, что в тетрадах сочетаются цвета, являющиеся попарно дополнительными. Контрастность одной из пар при этом гасится контрастностью другой, но всё же использование тетрад потребует достаточно изощрённого чувства цветового баланса. В то же время успешное использование цветов тетрады сделает декор богатым по цвету, насыщенным цветными акцентами Применение контрастных сочетаний требует умения и такта. Тут важно не «переборщить», необходимо искусно сбалансировать цвета. Но всё же, если цветовая композиция получается достаточно гармоничной, но при этом кажется Вам чересчур яркой - нет необходимости обязательно заменять яркие цвета приглушёнными. Можно «разбавить» такую композицию, добавив к ней ахроматические цвета – белый, серый или чёрный, или кремовый цвет, который часто используется как нейтральный. Помимо названных выше типов цветовых сочетаний, возможны смешанные варианты. Допустим, оформление в основном строится на оттенках одного цвета, а акценты выбираются контрастные, с противоположной стороны цветового круга. Гармоничные сочетания.

Другим принципом подбора цветовых сочетаний является принцип гармоничных сочетаний. Аналогичные цвета. Цвета сегментов, расположенных по соседству друг с другом, называемые аналогичными цветами. Если, например, основным цветом у Вас является синий, то палитра оформления может включать и бирюзовый, расположенный по одну сторону от синего, и/или фиолетовый – по другую. Посмотрев на цветовой круг, Вы увидите, что некоторые гармоничные комбинации могут быть мягкими и спокойными, как жёлтый с весенне-зелёным. Другие, например, розовый с оранжевым, весьма эффектны. Каков бы ни был Ваш выбор, результат может получиться интереснее, чем если бы вы использовали оттенки только одного цвета. Сочетания цветов диады. Сочетания цветов, представленных в сегментах, находящихся через один сегмент друг от друга, являются также скорее гармоничными, чем контрастными. Тональные (нюансные) сочетания. Ещё одним принципом подбора цвета является тональный принцип, когда для оформления работы подбирают оттенки одного цвета, представленные в одном сегменте цветового круга. Монохроматические цвета . Эти оттенки называются монохроматическими цветами. К примеру, если для работы Вы выбираете жёлтый, палитра может варьироваться от бледно-жёлтого до тёмно-золотистого цвета. Создаётся цельная уравновешенная цветовая композиция. Еще несколько советов: Освещение заметно влияет на восприятие цветов. Они кажутся теплее и ярче в помещениях с окнами на юг, где больше солнца, в то время как в комнатах на северной стороне освещение обычно холодное, оно приглушает цвета, придавая им сероватый и прохладный «налёт». Электрический свет тоже изменяет цвета. Люминесцентные лампы обычно излучают холодный синеватый свет, а лампы накаливания делают цвета более тёплыми: жёлтый при таком освещении практически теряется, фиолетовый кажется коричневым, а терракотовый – оранжевым. При использовании холодных цветов для оформления изображений необходимо учитывать их способность как бы «отодвигать» изображение вглубь от зрителя, в то время как тёплые цвета изображение к зрителю приближают. Как упоминалось выше, белый, серый и чёрный, а также множество оттенков кремового цвета являются нейтральными. Они могут служить отличным противовесом ярким и сочным цветам, их хорошо включать в контрастную цветовую гармонию – чтобы уравновесить слишком яркие сочетания. В комбинации с различными оттенками коричневого нейтральные цвета создают очень спокойную и приятную, так называемую экологическую гамму.



3.2 контрастный цвет: Цвет для усиления зрительного восприятия и выделения на окружающем фоне знаков безопасности и сигнальной разметки, выполнения графических символов и поясняющих надписей. Источник …

ГОСТ Р 12.4.026-2001: Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний - Терминология ГОСТ Р 12.4.026 2001: Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний оригинал… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

BMW M5, выделенный красным Бампер энергопоглощающее устройство автомобиля (на случай лёгкого удара) в виде бруса, расположенного спереди (часто и сзади). Бампер является разновидностью буфера … Википедия

- (франц. contraste резко выраженная противоположность) в психологии, субъективное преувеличение различий воспринимаемых объектов или отдельных участков поля зрения при их пространственной («одновременный К.») или временной… … Большая советская энциклопедия

Москвич 412 … Википедия

ОКРАСКА МИКРООРГАНИЗМОВ - окраска микроорганизмов, метод бактериологического исследования, применяемый для обнаружения и изучения микробов при микроскопировании препаратов. Последние могут быть приготовлены из культур микробов или нативного материала — тканей органов … Ветеринарный энциклопедический словарь

АРХИТЕКТУРА - учебно воспитательных учреждений, здания, сооружения и их комплексы, формирующие пространств, среду для жизни и деятельности детей и юношесша в соответствии с задачами их образования и воспитания. Эстетич. функциональные и техн. начала в А.… …

АРХИТЕКТУРА учебно-воспитательных учреждений - здания, сооружения и их комплексы, формирующие пространств. среду для жизни и деятельности детей и юношесша в соответствии с задачами их образования и воспитания. Эстетич. функциональные и техн. начала в А. должны соответствовать возрастным… … Российская педагогическая энциклопедия

Петрович, Надежда - (Petrović, Надежда) (12.10.1873, Чачак, Сербия 03.04. 1915, Валево, Югославия) сербский живописец. Родилась в семье, известной культурно патриотической деятельностью. Все дети в ней получили прекрасное гуманитарное образование, а брат… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

- (цветовые измерения), наука о методах измерения и количеств. выражении цвета. В результате цветовых измерений (ЦИ) определяются три числа, т. н. цветовые координаты (ЦК), полностью определяющие цвет при нек рых строго стандартизованных условиях… … Физическая энциклопедия

Из книги И.Иттена "Искусство цвета":

Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-чёрный цвет . В физике два хроматических света, которые при смешивании дают белый свет, также считаются дополнительными. Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они возбуждают друг друга до максимальной яркости и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-чёрный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. В цветовом круге дополнительные цвета расположены диаметрально один другому. Они образуют следующие пары дополнительных цветов:

жёлтый - фиолетовый;
жёлто-оранжевый - сине-фиолетовый;
оранжевый - синий;
красно-оранжевый - сине-зелёный;
красный - зелёный;
красно-фиолетовый - жёлто-зелёный;

Если мы проанализируем эти пары дополнительных цветов, то найдём, что в них всегда присутствуют все три основных цвета: жёлтый, красный и синий:

жёлтый - фиолетовый = жёлтый, красный + синий;
синий - оранжевый - синий, жёлтый + красный;
красный - зелёный = красный, жёлтый + синий.

Подобно тому, как смесь жёлтого, красного и синего даёт серый, так и смесь двух дополнительных цветов также превращается в вариант серого цвета. Можно вспомнить также опыт из раздела "Физика цвета", когда при исключении одного из цветов спектра все остальные цвета, будучи смешанными, давали его дополнительный цвет. Для каждого из цветов спектра сумма всех остальных образует его дополнительный цвет. Физиологически доказано, что как и явление остаточного изображения, так и симультанный контраст иллюстрируют удивительный и до сих пор необъяснимый факт появления в наших глазах при восприятии того или иного цвета одновременно и другого, уравновешивающего его дополнительного цвета, который в случае его реального отсутствия спонтанно генерируется в нашем сознании. Это явление весьма важно для всех практически работающих с цветом. В разделе "цветовая гармония" было установлено, что закон дополнительных цветов является основой гармоничности композиции, потому что при его соблюдении в глазах создаётся ощущение полного равновесия.

Дополнительные цвета, в их пропорционально правильном соотношении, придают произведению статически прочную основу воздействия. При этом каждый цвет остаётся неизменным в своей интенсивности. Впечатления, производимые дополнительными цветами, идентичны сущности собственно самого цвета. Эта статистическая сила воздействия дополнительных цветов играет особо важную роль для настенной живописи. Однако помимо этого каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями. Так, пара жёлтый-фиолетовый представляет собой не только контраст дополнительных цветов, но и сильный контраст светлого и тёмного. Красно-оранжевый - сине-зелёный это также не только пара дополнительных цветов, но одновременно и чрезвычайно сильный контраст холодного и тёплого.

Красный и дополнительный к нему зелёный одинаково светлы и обладают одинаковой цветовой яркостью. Чтобы яснее усвоить элементарную сущность контраста дополнительных цветов, приведём несколько следующих упражнений.

На рисунках 23-28 представлены три пары дополнительных цветов и их смеси, позволяющие получить серый тон. Цветовая градация полос, образованных при смешении каждой пары дополнительных цветов, определяется постепенным увеличением количества цвета, добавляемого к основному. При этом в центре каждого из этих рядов возникает тот нейтральный серый, который свидетельствует, что данная пара цветов является дополнительной. Если же этого серого не получается, то выбранные цвета не являются дополнительными. Рисунок 29 демонстрирует композицию из красного и зелёного и различных модуляций, возникающих при их смешении. Рисунок 30 составлен из квадратов, образованных смешением двух пар дополнительных цветов: оранжевого и синего и красно-оранжевого и сине-зелёного.

Во многих картинах, построенных на контрастах дополнительных цветов, эти цвета используются не только в их собственно контрастных качествах, но и составляют основу смесей, которые, наоборот, служат средством тонального выравнивания произведений. Природа весьма часто демонстрирует нам подобное цветовое смешение. Его можно видеть на стеблях и листьях кустов красных роз пока ещё не распустились бутоны. Красный цвет будущих роз смешивается здесь с зелёным цветом стеблей и листьев, вследствие чего возникают прекрасные красно-серые и зелено-серые оттенки.

С помощью двух дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые тона. Старые мастера добивались столь цветного серого тона, например, благодаря тому, что на основной цвет полосками накладывали противоположный ему или же покрывали первый цветовой слой тончайшим слоем дополнительного к нему цвета.
Пуантилисты добивались цветного серого тона другим способом. Они наносили чистые цвета мельчайшими точками рядом друг с другом, а появление собственно серого тона происходило уже в глазах зрителя.

Примерами использования контраста дополнительных цветов могут служить следующие картины: "Мадонна канцлера Ролена" Ян ван Эйка (1 390-1441) , Париж, Лувр; "Царь Соломон, встречающий царицу Савскую" в Ареццо и работа Поля Сезанна "Гора Сен-Виктор" , Филадельфия, Музей искусства.

От себя добавлю:

Когда мы выбираем контрастные цвета в одежде, мы должны подбирать контрастный цвет, эквивалентный по тону, светлоте и насыщенности. Т.е., если основной цвет, к которому подбираем контрастный, пастельный, то и контрастный будет противоположный с круга пастельный.

Для смешанных цветов подбираем контраст по следующему принципу:

1) определяем, из каких частей состоит наш цвет, например розовый средней светлоты и насыщенности. Он имеет 2 визуальные составляющие красный плюс белый. Соответственно контрастный ему будет чистый зеленый плюс белый (так называемый мятный цвет), такой же средней светлоты и насыщенности, т.е. пропорция белого в цвете должна быть одинакова.

2) коричневые и бежевые цвета образованы смесью синего, красного и желтого в разных пропорциях. Контрастными для коричневых могут быть либо синие, либо красные, либо желтые цвета в соответствующей коричневому степени светлоты и насыщенности.

3) оливковые цвета есть оптическая смесь желтого и черного. Контрастными для оливковых будут фиолетовые плюс черный в одинаковой с оливковым пропорции, т.е. цвет баклажана и черной оливки. Забегая вперед - это базовые цвета осеннего подтипа "оливки и маслины", который является контрастным типом не только по тону, но и по светлоте (светлая кожа оливкового цвета и темные волосы и глаза цвета маслин).

Вот картинка, которую я уже выкладывала, для смешанных цветов, где можно посмотреть контрастные им (диаметрально противоложные на этом круге):

Контраст всегда подбираем к основному цвету, а подтоны переносим в неизменном виде на противоположный основному в круге цвет.

Также для продвинутого использования можно применять два вида контраста одновременно, если основной наш цвет является либо очень светлым, либо очень темным. Тот же цветотип "оливки и маслины" сочетает в себе два вида контраста - дополнительных цветов и светлого и темного, из осенних контрастных цветотипов это также "эбен и слоновая кость", "вино и виноград" (все эти контрасты заключены уже в самой внешности этих цветотипов).

Задание на дом! Продумать дополнительно-контрастные цвета для всех ваших любимых цветов.