Функции философии. Гуманистическая функция Список использованной литературы

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Гуманистическая функция
Рубрика (тематическая категория) История

Познавательная функция

Функции культуры

Вопр.
Размещено на реф.рф
Структура и функции культуры

Культуру можно структурировать по различным принципам. Один из них был уже найден в XVIII-XIX веках Гердером и братьями Якобом и Вильгельмом Гримм. Собирая народные песни и сказки, они обратили внимание на характерные отличия, которые каждый из европейских народов вносит в свое творчество, и сделали заключение, что по этим отличительным чертам можно выделять культуру Греции или Рима, немецкую или французскую культуру. В XIX веке Данилевский ввел в науку понятие “культурно-исторический тип”, выделив в мировой истории 10 типов культуры, базирующихся на религиозной, художественной, политической и социально-экономической основах. Данилевский рассмотрел такие типы культуры, как египетский, иранский, индийский, китайский, древнегреческий и другие, описал особенности каждого типа и наметил основные тенденции его развития. При этом он не ставил целью рассмотрение многочисленных связей и отношений между различными элементами культуры внутри всœей системы, выяснение ее структуры, нахождение общих элементов, входящих в любую культуру.

Традиционно принято делить системную целостность культуры на два вида - материальную и духовную культуры, при этом каждый из них также делится на определœенные подвиды, обладающие своей спецификой и в то же время несущие в себе всœе качественные характеристики целого.

Адаптивная функция (конспект)

Каждый человек, как и каждое поколение, приходит в мир, находящийся на определœенном уровне развития культуры. Чтобы жить в данном мире, человеку необходимы всœе культурные завоевания, достигнутые обществом. Οʜᴎ адаптируют человека в мире, приспосабливают его к действительности, помогая ему осуществлять свою жизнедеятельность. Культура предлагает каждому систему действий, которые связывают его с окружающей действительностью, пути и способы решения встающих перед ним проблем.

Культура, как носитель и транслятор социального типа памяти (конспект)

Культура, как хранитель особенностей и ментальных черт этноса (конспект)

Мировоззренческая – способствует выработке определœен.мировоззрения (конспект)

Любая деятельность человека становится источником познания. В обществе существуют формы сохранения знания: морал ь хранит знания о человеческих отношениях; искусство и религия делают попытки дать системное знание о мире;наука рассматривает сущностные стороны и связи мира. Культура позволяет успешно осваивать эти формы знания в любой сфере деятельности.

Коммуникативная функция .

коммуникацию понимают как общение-общение между поколениями, народами, эпохами во времени и пространстве. Именно культура делает такое общение возможным и продуктивным. Культура сохраняет в себе формы и способы общения и передача информации, предлагает определœенные традиции, накопленный опыт, нормативы, идеалы и другое.

Регулятивная функция (конспект)

Механизм регулирования отношений между людьми в виде определœенных норм, традиций, обычаев.

Главным объектом и субъектом любой культуры является человек. Культура не существует вне человека, аналогично тому, как и человек - вне культуры.Каждое общество может предложить только два вида организации отношений между людьми: индивидуализацию и социализацию.

В индивидуализации высок интерес к каждой отдельной личности, общество имеет потребность в том, чтобы было как можно больше неповторимых, своеобразных людей, активно способствующих общественному прогрессу. Социализация здесь главное место отводятся обществу. социализация создает царство стандарта͵ инициатива не чересчур одобряема, а часто и наказуема.

Гуманистическая функция - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Гуманистическая функция" 2017, 2018.

Гуманистическая функция

Гуманистическая функция является главной. Все остальные функции так или иначе связаны с этой и даже вытекают из нее.

Главным объектом и субъектом любой культуры является человек. Культура не существует вне человека, так же как и человек - вне культуры. Будучи оторванным от культуры, человек деградирует, история же Робинзона Крузо - не более чем литературный прием, на основании которого Д. Дефо смог прославить силу человеческого разума.

Культурный человек всегда гуманен. Культурный человек может быть в обществе, построенном на подлинно гуманистических началах.

Н.К. Рерих, отмечая это, писал, что культура, возникнув и утвердившись, уже неистребима. Могут быть разные ступени и методы ее выявления, но в существе своем она незыблема и, прежде всего, живет в сердце человеческом. Случайная фаза рассудка может удовлетвориться и механической цивилизацией, тогда как просветленное осознание может дышать лишь в культуре.

Подлинная культура возвышает человека, делает его существом высоконравственным, делает его личностью. Можно сказать, что истинной целью истинной культуры является сам человек.

Заключение

Культура как форма деятельности в конечном итоге предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т.е. человека. Предназначение культуры, ее «обязанность» или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражены в ее функциях. Все функции осуществляются ради человека как общественного существа. Познает ли он мир или пытается защитить природу, верует ли он в Бога или разделяет высокие идеалы гуманизма - все это он делает ради себя самого. В соответствии с этим и функции культуры призваны обслуживать эгоистические устремления общественного человека.

  • Внимание как высшая психическая функция, по Л.С. Выготскому
  • Внимание как функция умственного контроля, по П.Я. Гальперину
  • Волновая функция многоэлектронной системы в одноэлектронном приближении
  • Одной из важнейших функций культуры является гуманистическая (от лат. humanitas – человеческая природа). Главным субъектом любой культуры является человек. Культура не существует вне человека, так же как и человек – вне культуры. Будучи отдалённым от культурной среды, человек деградирует. Подлинная культура возвышает человека. От того, как произойдет формирование личности, какие моральные принципы она усвоит, на какие ценности будет ориентироваться, зависят её человеческие качества. Именно они являются важнейшим условием благополучия того или иного общества.

    Гуманистическая функция призвана выполнять роль социокультурного фильтра и амортизатора по отношению к негативным проявлениям цивилизационных процессов, которые нередко носят антигуманистический характер. Культура ориентируется на человека, способствуя преодолению прагматически-утилитарных свойств цивилизации. Таким образом, это функция одухотворения жизнедеятельности человека.

    В заключение следует отметить, что в любом культурном явлении обнаруживается единство функций. В реальной жизни все они взаимодействуют друг с другом и не существуют в чистом виде. Каждому из структурных элементов культуры, о которых пойдет речь в следующих главах, могут быть свойственны различные функции.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Что подразумевается под структурой культуры?

    2. Каким образом можно структурировать культуру по субъекту-носителю?

    3. Что такое «субкультура»?

    4. В чём специфика специализированной и обыденной культуры?

    5. Можно ли все явления культуры четко разграничить на материальные и духовные?

    6. Какие функции выполняет культура в обществе?

    ТЕМА: ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

    ПЛАН

    1. Общая характеристика первобытного общества

    2.Особенности культуры

    Еще до того, как появились античные шедевры… человечество восхищалось прекрасными образами, созданными другими людьми и другими цивилизациями.

    Эжен Делакруа

    Эпоха первобытной культуры является наиболее продолжительной в истории человечества. Хотя жизнь древних племен в различных географических регионах имела свои особенности, существуют общие черты, характерные для культуры первобытного периода .

    Важнейшей отличительной особенностью первобытной культуры является синкретизм (греч. suncretis – объединение) – недифференцированность ее форм, признак ее неразвито­го состояния.

    Еще одна особенность – отсутствие письменности, обус­ловившая медленные темпы накопления информации в обществе, а отсюда – и медленные темпы культурного и социального развития.

    На ранних стадиях первобытного общества, когда язык
    был довольно примитивным, а возможности вербальной коммуникации – небольшими, главным информационным каналом культуры, основным средством обучения и обще­ния, помимо естественно-биологической активности, вы­ступала трудовая деятельность. Действия, приносившие полезный эффект, становились образцами для подражания, передавались из поколения в поколение и превращались в устойчивый ритуал, обычай.

    Вся жизнь первобытного человека проходила в выполне­нии определенных ритуальных процедур и обрядов. Значи­тельная их часть имела рационально-неосознанный харак­тер. Поскольку причинно-следственный тип связей между действиями и событиями при отсутствии языковых форм их
    отображения и недостаточно развитом мышлении трудно поддается анализу и осознанию, ритуалы превращались во множество практически бесполезных действий. |

    Итак, мир смыслов, в которых жил человек на первых этапах своей истории, определялся ритуалами. Ритуальные действия становились своеобразными символами, знание которых отражало уровень овладения культурой и соци­альную значимость личности. Действия «по образцу» опре­деляли поведение каждого индивида, что исключало ею творческую самостоятельность. Индивидуальное самосоз­нание в этих условиях развивалось медленно и почти пол­ностью сливалось с коллективным.

    Проблем нарушения установленных норм поведения, непослушания, противоречий между личными и обще­ственными интересами не существовало. Индивид не про­сто должен был вести себя «как все» – он не мог отступать от ритуальных требований, определявших его пове­дение.

    Особую роль в поддержании обычаев, ритуалов играли табу – обязательные запреты, оберегавшие жизненно важ­ные для существования рода правила коллективной жизни (порядок распределения пищи, запрет кровно-родственных половых связей, неприкосновенность вождя и т.п.).

    Культура, таким образом, начинается с введения зап­ретов, направленных на предупреждение асоциальных проявлений животных инстинктов, но сдерживающих лич­ную инициативу. С развитием языка формируется и приоб­ретает возрастающее значение новый информационный ка­нал – устное вербальное общение. Это сопровождается раз­витием мышления и индивидуального самосознания. Ин­дивид перестаёт отождествлять себя с коллективом, у него возникает возможность высказывать различные мысли по поводу происходящих событий, хотя самостоятельность мышления продолжительное время остается еще довольно ограниченной.

    На этом этапе духовной основой первобытной культуры становится мифологическое сознание. Его особенность зак­лючается в том, что человек переносит на окружающий мир свойства, которые он замечает в самом себе: предметы природы представляются ему живыми, одухотворенными существами, также имеющими волю, мысли, желания, ощущения. В мифах неизбежно сочетаются реальность и вымысел. Тем не менее, в них все становится понятным.

    Несмотря на недостаточность реальных знаний, языко­вая символика мифов вливается в ритуалы и придает им смысл (в том числе и тайный – для магических ритуалов; он доступен лишь посвященным – колдунам, магам). В свою очередь, мифотворчество порождает новые магичес­кие ритуалы. Мифы прогнозируют все формы жизнедея­тельности людей и выступают как основные «тексты» пер­воначальной культуры. Их устная трансляция обеспечива­ет единство взглядов всех членов племенного сообщества па окружающий мир. Вера в «свои» мифы укрепляет сообщество и вместе с этим отделяет «своих» от «чужаков», ве­рящих в другие мифы.

    Поэзия мифов – первая форма литературного творче­ства. Но мифологическая символика воплощается не толь­ко в языковую форму – она отражается также в обрядах, песнях, танцах, рисунках, татуировках, оружии, домаш­ней утвари.

    В результате мифология создает атмосферу, в которой рождаются разнообразные виды искусства. В мифах зак­репляются практические знания и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче из поколения в поко­ление, накопленный на протяжении многих веков опыт сохраняется в социальной памяти и образует тот первич­ный уровень знаний и способов мышления, с которого начинается развитие философии и науки. В мифологичес­ких рассказах о божествах, населяющих мир, зарождается религиозное мировоззрение.

    Таким образом, в отличие от искусства эпохи цивили­зации, первобытное искусство не составляло автономной области культуры, а тесно переплеталось с другими вида­ми духовной деятельности. Их неразрывное единство, по­лучившее название синкретического культурного комплек­са, способствовало закреплению и передаче первичных знаний и навыков, упорядочивало систему представлений об окружающем мире, регулировало и направляло соци­альные и психические процессы, выступало средством борьбы с хаосом в самом человеке и человеческом обще­стве.

    Обращение человека к художественному творчеству на­чалось примерно 40 тыс. лет назад с появлением совре­менного вида человека (Homo Sapiens). Этот момент мож­но рассматривать как наибольшее открытие, не имеющее равных в истории по заложенных в нем возможностям.

    В начале позднего палеолита зарождаются основные виды изобразитель­ного искусства:

    Роспись на сте­нах и потолках пещер;

    Рельеф и круг­лая скульптура;

    Рисунок на кам­не, кости, роге.

    Главная тема искусства – изображение животных, человеческих фигур, позднее – много­фигурные сцены военных событий, охота. Высочайший расцвет искусства палеолита приходится на эпоху Мадлен (25-12 тыс. до н.э.).

    Синкретизм первобытной культуры, специфические фор­мы первоначальной изобразительной деятельности дают ос­нования считать, что религиозные представления формиро­вались в магико-религиозных обрядах, разворачиваясь вок­руг изображений животных. Возможно, возникновение ани­малистических изображений стимулировало зарождение и развитие охотничьей магии, в основу которой положен прин­цип аналогии, вера в получение власти над духом живот­ных. Поскольку изображения воспринимались как реальность, то ритуалы (танец, имитация охоты), осуществляе­мые с изображением, мыслились как вполне реальные.

    «Философ, - отмечал А. Шопенгауэр, никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука».

    В мировой философии четко просматриваются две тенденции: ее сближают либо с наукой, либо с искусством. О первой мы уже говорили, а представителями второй тенденции являются Къеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Ф. Й. Шеллинг, Хайдеггер, экзистенциалисты: Камю, Ясперс, постмодернисты: М.Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лиотар.

    Итак, речь пойдет о чувственно-эстетической ориентации философии.

    Греческое слово «эстетикос» буквально означает чувственный, чувствующий.

    Почему довольно внушительный ряд философов придерживается не научной, а чувственно-эстетической ориентации?

    Шеллинг, к примеру, считал, что идеалы философии может реализовать лишь тот, кто обладает художественным дарованием. В философии интеллектуальное дополняется эстетическим созерцанием и творчеством. Философия не довольствуется понятийным постижением мира, она еще стремится к возвышенному. В этом смысле искусство ей более сродни, чем наука.

    В основании философии лежит не рациональное мировоззрение, а мироощущение, подъем к наивысшему, где претит забвение иррационального, и всякая попытка предпочесть понятие чувству.

    Сравнение философии с искусством рельефно выявило гуманистическую функцию философии, ее предельно внимательное отношение к человеку. Философия существует не иначе как во имя человека.

    Однако, пока не выявлена действенность философии, ее ориентацию на практику, вопрос «что делать?» все еще остается без ответа.

    Практическая ориентация философии. Моральная функция

    Философии.

    Сфера этики и морали – это в первую очередь представления людей о добре и зле, добродетелях и пороках, должном и недолжном, ценностях и идеалах. В традиции философии, которая пошла от Аристотеля и И. Канта, принято считать этику практической философией.

    Этика возникает там, где философия входит в непосредственный контакт с практической деятельностью людей.

    С тем же энтузиазмом, с каким ведется поиск истины научной философией, а эстетикой – возвышенного и прекрасного, практическая философия заинтересована в достижении добра. Подлинная философия – это всегда поиск добра, сотворение нравственного человека.

    Под практикой принято понимать деятельность человека, направленную на достижение цели.

    Философ-теоретик стремится к достижению истины и к избавлению от заблуждений. Он по своему практичен, но в сфере мысли.

    Философа-эстетика в качестве цели манит возвышенное и прекрасное, и он действует, и он практичен в чувственно-эмоциональной сфере.

    Философ-этик в качестве цели избирает идеалы добра и поэтому он изначально действенен и практичен.

    Таким образом, философия выявляет и вырабатывает смыслы человеческих деяний, поступков, формирует стратегические цели. В этом как раз и реализуется практический потенциал философии.

    Философия вплетена в практическую деятельность человека, а это означает, что она – разновидность этой деятельности.

    Назначение философии.

    Мы рассмотрели научную, чувственно-эстетическую и этическую философии. Во всех трех случаях имело место абстрагирование от целостности философии, которые недопустимо абсолютизировать, иначе философия отождествлялась бы соответственно с наукой, искусством и практическим действием. Философия ориентируется на идеалы науки, искусства и практики, но эти идеалы приобретают в философии специфическое своеобразие.

    Как заметил Шеллинг, философия имеет дело не только с истиной и не исключительно с нравственностью и прекрасным, а с тем, что их всех объединяет.

    Итак, философия есть целое. Но в качестве учения о бытии она выступает как онтология (греч. Он – сущее, логос – учение, понятие, мысль, слово).

    Выделение различных видов бытия – природы, человека, общества, техники – приводит соответственно к философии природы, философии человека или антропологии(греч. Антропос – человек), философии общества или социальной философии.