Псалтырь 56. Толкование на сто пятьдесят псалмов. А. П. Лопухин. Толковая Библия. Псалтирь

56:1-4 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою.
И снова - Давид в бегах. Теперь от Саула. Укрытие его - пещера, упование на Бога и возможность размышлять.
О чём размышляет Давид? О комфорте, в котором ему бы хотелось жить и царских чертогах? О множестве золота, скота, слуг, о прекрасных девах? Нет. Давид размышляет о том, что Бог непременно пошлёт ему милость и истину Свою: о справедливости Божьей - чаяния и размышления его. Давиду не нравится век сей – век случайностей и несправедливости. Он мечтает о будущем, о Божьем миропорядке, где никто не будет устрашаем негодяями. Это только в веке нечестивом - они часто притесняют Божьих служителей. Но времена перемен настанут для всех.

56:5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы - копья и стрелы, и у которых язык - острый меч.
Давид, говоря о том, что душа его среди львов - имеет ввиду себя самого в окружении врагов, охотников за его жизнью, ибо и они - по сути хищники. Только зубы у них - в виде копий и стрел, а язык, которым они ранят Давида – словно острый меч. Все «охотники» за жизнями дождутся своего часа от Бога.

56:6,7 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и [сами] упали в нее.
Давид уверен в этом настолько, что уже словно видит ту самую яму, которую они копают для него, но наполнится она врагами Давида. Хотя в настоящий момент ему очень тяжело терпеть обстоятельства западни. Надежда на освобождение - большая сила и неважно, когда это освобождение наступит, главное, что оно непременно наступит.

56:8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить.
Готово сердце Давида для того, чтобы петь Господу и славить Его – несмотря на стеснённые обстоятельства. Как видим, песня и хвала Богу не изливается из неподготовленного сердца: оно должно быть верующим и любящим Бога, наполненным песней Богу, чтобы было чем изливаться. Но и тесные обстоятельства - не помеха наполнению сердца и переполнения его - любовью к Богу.

56:9,10 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,
Давид сам себе даёт повеление воспрянуть духом и взбодриться: для того, чтобы всё претерпевать и при этом - восхвалять Бога не только словами песни, но и стойкостью к испытаниям – нужен оптимистичный настрой и бодрый дух. Унылый дух не способен ни к чему полезному.

56:11,12 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
Давид желает, чтобы о Боге милости и истины узнали по всей земле, и это непременно однажды произойдёт. Но о Нём не только узнают, Бога Давида превознесут выше небес: признают все, кому надлежит жить в миропорядке Бога, что только он один – достоин чести, хвалы и славы.

Псалом написан Давидом во время пребывания в пещере. Вероятно, здесь разумеется Одолламская пещера, где спасался Давид по возвращении от филистимлян на родную землю от продолжавшихся преследований со стороны Саула (). "Не погуби" , отвечая просительному содержанию псалма, в то же время указывает на мотив песни, по образцу которой должен быть исполняем псалом.

Я взываю к Тебе, Господи, о помощи, находясь среди врагов, дышащих против меня злобой; я верую, что Ты спасешь меня, за что будь превознесен над всею землею! (2–6) Враги расставили мне сети, но я, уверенный в Твоей защите, приготовился встретить эти нападения (7–8). Восстань, Господи! я буду воспевать среди народов все необъятное величие Твоих благодеяний (9–12).

. Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.

«В тени крыл Твоих я укроюсь» . Изображение попечительной заботы Господа о своем праведнике; как под крыльями наседки птенец всегда найдет верную защиту, так и Господь печется и сохраняет преданных Ему.

. Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою.

Господь пошлет «милость Свою и истину Свою» – два свойства, часто указываемые вместе для определения отношений Бога к человеку. "Милость" – Его снисхождение, "истин а» – верность своим обетованиям относительно судьбы праведников, почему Он защищает и покровительствует последним, а таким и был Давид, незаслуженно гонимый от Саула.

. Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы – копья и стрелы, и у которых язык – острый меч.

Характеристика врагов Давида: они дышали пламенем (разумеется злоба), похожи на львов, у которых вместо зубов – копья и стрелы, а язык – меч. Черты, указывающие на силу и степень жестокости преследований.

. Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!

Спасение Давида при таких тяжелых обстоятельствах не может быть достигнуто обыкновенными человеческими усилиями, а потому избавление от них является делом самого Господа, за которое Он должен быть превознесен не только по всей земле, среди людей, но и «выше небес» – выше видимого звездного мира, там, где постоянное присутствие Бога и Его ангелов.

. Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить.

Вера Давида в помощь и защиту Господа изменила его тревожное и понурое настроение духа на твердую уверенность в своем спасении – "сердце его готово" без колебаний и страха встретить все опасности и преследования от врагов.

. Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,

Прославление Давидом Господа среди народов исполнено настоящим составлением псалмов, которые, как и во время Давида, так и после него, вошли в богослужебное и частное употребление, и там, где поется или читается Псалтирь, там воспевается Господь. Псалтирь же нашла распространение среди всех народов.

. ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.

«Милость... до небес» и «истина до облаков» – образы, указывающие на великую степень любви Бога к человеку и на крепость посылаемой Им защиты.

Полное собрание и описание: псалом 56 молитва для духовной жизни верующего человека.

Псалом 56.

1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.

2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.

3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне; 4 Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою.

5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы – копья и стрелы, и у которых язык – острый меч.

6 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!

7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее.

8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить.

9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.

10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен, 11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.

12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!

Псалом 56 – слушать и читать текст. Толкование.

Ветхий Завет

  • Книга Бытие
  • Книга Исход
  • Книга Левит
  • Книга Числа
  • Книга Второзаконие
  • Книга Иисус Навин
  • Книга Судей
  • Книга Руфь
  • 1-я Книга Царств
  • 2-я Книга Царств
  • 3-я Книга Царств
  • 4-я Книга Царств
  • 1 Книга Паралипоменон
  • 2 Книга Паралипоменон
  • Книга Ездры
  • Книга Неемии
  • Книга Есфирь
  • Книга Иова
  • Псалтырь
  • Книга Притчи Соломона
  • Книга Екклесиаст
  • Книга Песня Песней
  • Книга Пророка Исаии
  • Книга Пророка Иеремии
  • Книга Плач Иеремии
  • Книга Пророка Иезекииля
  • Книга Пророка Даниила
  • Книга Пророка Осии
  • Книга Пророка Иоиля
  • Книга Пророка Амоса
  • Книга Пророка Авдия
  • Книга Пророка Ионы
  • Книга Пророка Михея
  • Книга Пророка Наума
  • Книга Пророка Аввакума
  • Книга Пророка Софонии
  • Книга Пророка Аггея
  • Книга Пророка Захарии
  • Книга Пророка Малахии

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 56

Пс. 56 напоминает предыдущий по содержанию своему и построению, хотя ноты торжества и радости звучат в нем более явно. Вводный стих (стих 1) говорит о написании псалма Давидом в дни, когда он убежал от Саула в пещеру (сравните с надписью к Пс. 141); не уточняется, однако, в Одолламской пещере или в Ен-Гадди прятался Давид, когда излил свое душевное состояние в этом псалме (1-Цар. 22,24).

Состоит псалом из двух разделов; каждый из них заканчивается рефреном (стихи 6 и 12), в которых Давид выражает желание "превознести Бога выше небес". Первый раздел – молитва об избавлении от жестоких врагов; второй – радостная песнь победы в уверенном ожидании Божиего вмешательства, в результате которого врагов постигает та участь, которую они уготовили Давиду.

А. Нужда в Божием вмешательстве (56:2-6)

Пс. 56:2-4 . Помилуй меня. Боже, помилуй душу, уповающую на Тебя, взывает псалмопевец. в стихе 2 – образ дающих защиту "крыл Господних", под которыми, как в убежище, "укрывается" верующий, доколе не пройдут беды, угрожающие ему (сравните Пс. 16:8; 35:8; 60:5; 62:8; 90:4). Нет никого, кроме Него, небесного Спасителя, к кому мог бы обратиться в бедственный час Давид.

И он уверен, что Бог, "благодетельствующий ему", не оставит его мольбу без ответа; ибо Ему присущи милость (снисхождение к людям) и истина (в этом контексте – верность тем, кто на Него уповают) – Давид на опыте неоднократно убеждался в том, как действуют в жизни праведников, во благо им и на защиту, два эти свойства Всевышнего.

Пс. 56:5 . Образное описание псалмопевцем его врагов; он уподобляет их львам, они дышат пламенем злобы, зубы их и язык он сравнивает с орудиями войны.

Пс. 56:6 . Спасти от этих яростных врагов может Давида только Бог, и Он спасет его, да будет Он превознесен за это в славе Своей над всею землею и выше небес, которые доступны человеческому зрению, сравните стих 12.

Б. Победная песнь Давида (56:7-12)

Пс. 56:7 . Он все еще в трудном положении сеть, раскинутая врагами, у ног его, и "яма вырытая ими, – перед ним". Но он воззвал к Богу и теперь уверен: враги сами запутаются в этой сети и упадут в яму, которую выкопали для Давида. Для него это как бы уже произошло (грамматическая категория прошедшего времени в окончании стих 7).

Пс. 56:8-12 . Эти стихи почти идентичны стихам 2-6 в Пс. 107. В свете упомянутой уверенности Давида в том, что врагов его ожидает поражение, он дает Богу обет петь и славить Его. Сердце его уже готово к этому. Печальное настроение (сравните "душа моя поникла" в стихе 7) сменяется торжеством и радостью: Воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано, чтобы воспевать Господа среди других народов (стихи 9-10), воспевать милость Его и верность (истина Божия, которая до облаков, в контексте этого стиха, как и в контексте стиха 4, есть образ безмерной верности Его тем, которые на Него уповают). В стихе 12 – рефрен (сравните стих 6).

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Псалом 56

В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегдаему отбегати от лица Саулова в пещеру

К исполнению. Не погуби. Давида, для надписи на столбе, когда он убегал от лица Саула в пещеру.

1 Помилуй мя, Боже, помилуй мя, яко на Тя упова душа моя, и на сень крилу Твоею надеюся, дондеже прейдет беззаконие.

1 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я буду надеяться, доколе не минует беззаконие.

2 Воззову к Богу Вышнему, Богу, благодеявшему мне.

2 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствовавшему мне.

3 Посла с Небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя, посла Бог милость Свою и истину Свою,

3 Он послал с небес и спас меня, предал поношению попирающих меня. Послал Бог милость Свою и истину Свою

4 и избави душу мою от среды скимнов. Поспах смущен, сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их меч остр.

4 и избавил душу мою из среды молодых львов. Я уснул встревоженным: сыны человеческие, зубы их – оружие и стрелы, и язык их – острый меч.

5 Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя.

5 Вознесись на небеса, Боже, и по всей земле – слава Твоя.

6 Сеть уготоваша ногам моим и слякоша душу мою, ископаша пред лицем моим яму и впадоша в ню.

6 Сеть приготовили ногам моим и согнули душу мою; выкопали пред лицом моим яму – и упали в неё!

7 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое, воспою и пою во славе моей.

7 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё, буду петь и воспевать во славе моей.

8 Востани слава моя, востани псалтирю и гусли, востану рано.

8 Пробудись, слава моя, пробудись, псалтирь и гусли. Я проснусь с рассветом!

9 Исповемся Тебе в людех, Господи, воспою Тебе во языцех,

9 Буду славить Тебя среди народов, Господи, воспевать Тебя среди племён.

10 яко возвеличися до Небес милость Твоя, и даже до облак истина Твоя.

10 Ибо возвеличилась до небес милость Твоя и до облаков – истина Твоя.

11 Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя.

11 Вознесись на небеса, Боже, и по всей земле – слава Твоя!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя, яко на Тя упова душа моя, и на сень крилу Твоею надеюся, дондеже прейдет беззаконие. Воззову к Богу Вышнему, Богу, благодеявшему мне. Посла с Небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя, посла Бог милость Свою и истину Свою, и избави душу мою от среды скимнов. Поспах смущен, сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их меч остр. Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя. Сеть уготоваша ногам моим и слякоша душу мою, ископаша пред лицем моим яму и впадоша в ню. Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое, воспою и пою во славе моей. Востани слава моя, востани псалтирю и гусли, востану рано. Исповемся Тебе в людех, Господи, воспою Тебе во языцех, яко возвеличися до Небес милость Твоя, и даже до облак истина Твоя. Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя.

Как читать и в чем помогает псалом 56

Тексту православного псалма 56 предшествует надписание «Не погуби». Это обращение псалмопевца, пребывающего на момент написания псалма в изгнании, к Богу. Песнь представляет собой воззвание к Господу укрыть ее автора от преследований врагов, и даровать им ту же участь, которую они уготовили для него. Следующая фраза поясняет нам, с чем связано такое отчаянное настроение автора «Писание Давида, когда он бежал от Саула в пещеру». Итак, согласно толкованию 56 псалма, он написан человеком, пребывающим в отдалении от родного дома, окруженного врагами, которые разыскивают его, чтобы погубить.

Помощь от православной молитвы псалом 56

Состояние пророка Давида, описанное в тексте христианского 56 псалма, можно сравнить с состоянием души верующего человека. Окруженная бесами и демонами, стремящимися увлечь ее за собой и погубить, она вынуждена прятаться в пещере молитвы и покаяния, и единственной ее надеждой остается Господь. В благодарность за защиту и покровительство царь Давид обещает Богу благословить и воспевать Его не только среди еврейского народа, но и среди язычников. Слушать онлайн, читать и смотреть видео с текстом 56 псалма рекомендуется людям, которые слоны к частым волнениям, и оттого страдающим мигренями.

Слушать на видео православную молитву псалом 56 на русском языке

Чтение православного текста псалма 56 на русском языке

Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.

Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды. Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне; Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою. Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы - копья и стрелы, и у которых язык - острый меч. Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя! Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее. Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить. Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано. Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен, ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя. Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!

Русский Псалтырь, текст псалом 56 на церковно славянском языке

Помилуй мя, Боже, помилуй мя; яко на тя упова душа моя, и на сень крилу твоeю надеюся, дондеже прейдет беззаконiе. Воззову к Богу вышнему, Богу благодеявшему мне. Посла с небесе и спасе мя, даде в поношенiе попирающыя мя; посла Бог милость свою и истину свою, и избави душу мою от среды скимнов. Поспах смущен; сынове человечестiи, зубы их oружiя и стрелы, и язык их мечь oстр. Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава твоя. Сеть уготоваша ногам моим, и слякоша душу мою; ископаша пред лицем моим яму, и впадоша в ню. Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое; воспою и пою во славе моей. Востани, слава моя, востани, псалтирю и гусли; востану рано. Исповемся тебе в людех, Господи, воспою тебе во языцех; яко возвеличися до небес милость твоя и даже до облак истина твоя. Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава твоя.

Псалом 56 молитва

Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру .

Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды. Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне; Он пошлёт с небес и спасёт меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлёт Бог милость Свою и истину Свою. Душа моя среди львов; я лежу среди дышащих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы – копья и стрелы, и у которых язык – острый меч. Будь превознесён выше небес, Боже, и над всей землёю да будет слава Твоя! Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мной яму, и [сами] упали в неё. Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить. Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано. Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён, ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя. Будь превознесён выше небес, Боже, и над всей землёю да будет слава Твоя!

А. П. Лопухин. Толковая Библия. Псалтирь

Псалом написан Давидом во время пребывания в пещере. Вероятно, здесь разумеется Одолламская пещера, где спасался Давид по возвращении от филистимлян на родную землю от продолжавшихся преследований со стороны Саула (1 Цар XXII:1). "Не погуби", отвечая просительному содержанию псалма, в то же время указывает на мотив песни, по образцу которой должен быть исполняем псалом.

Я взываю к Тебе, Господи, о помощи, находясь среди врагов, дышащих против меня злобой; я верую, что Ты спасешь меня, за что будь превознесен над всею землею! (2-6) Враги расставили мне сети, но я, уверенный в Твоей защите, приготовился встретить эти нападения (7-3). Восстань, Господи! я буду воспевать среди народов все необъятное величие Твоих благодеяний (9-12).

1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.

2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.

2. "В тени крыл Твоих я укроюсь" . Изображение попечительной заботы Господа о своем праведнике; как под крыльями наседки птенец всегда найдет верную защиту, так и Господь печется и сохраняет преданных Ему.

3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;

4 Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою.

4. Господь пошлет "милость Свою и истину Свою" – два свойства, часто указываемые вместе для определения отношений Бога к человеку. "Милость" – Его снисхождение, "истина" – верность своим обетованиям относительно судьбы праведников, почему Он защищает и покровительствует последним, а таким и был Давид, незаслуженно гонимый от Саула.

5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы – копья и стрелы, и у которых язык – острый меч.

5. Характеристика врагов Давида: они дышали пламенем (разумеется злоба), похожи на львов, у которых вместо зубов – копья и стрелы, а язык – меч. Черты, указывающие на силу и степень жестокости преследований.

6. Спасение Давида при таких тяжелых обстоятельствах не может быть достигнуто обыкновенными человеческими усилиями, а потому избавление от них является делом самого Господа, за которое Он должен быть превознесен не только по всей земле, среди людей, но и "выше небес" – выше видимого звездного мира, там, где постоянное присутствие Бога и Его ангелов.

7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее.

8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить.

8. Вера Давида в помощь и защиту Господа изменила его тревожное и понурое настроение духа на твердую уверенность в своем спасении – "сердце его готово" без колебаний и страха встретить все опасности и преследования от врагов.

9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.

10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,

10. Прославление Давидом Господа среди народов исполнено настоящим составлением псалмов, которые, как и во время Давида, так и после него, вошли в богослужебное и частное употребление, и там, где поется или читается Псалтирь, там воспевается Господь. Псалтирь же нашла распространение среди всех народов.

11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.

11. "Милость до небес" и "истина до облаков" – образы, указывающие на великую степень любви Бога к человеку и на крепость посылаемой Им защиты.

12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

ПСАЛТЫРЬ.

КАФИСМА ОСМАЯ.

Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек, весь день боря стужи ми. Попраша мя врази мои весь день, яко мнози борющии мя с высоты. В день не убоюся, аз же уповаю на Тя. О Бозе похвалю словеса моя, на Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне плоть? Весь день словес моих гнушахуся, на мя вся помышления их на зло. Вселятся и скрыют, тии пяту мою сохранят, якоже потерпеша душу мою. Ни о чесом же отринеши я, гневом люди низведеши. Боже, живот мой возвестих Тебе, положил еси слезы моя пред Тобою, яко и во обетовании Твоем. Да возвратятся врази мои вспять воньже аще день призову Тя, се познах, яко Бог мой еси Ты. О Бозе похвалю глагол, о Господе похвалю слово. На Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне человек? Во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы Твоея, яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез, и нозе мои от поползновения, благоугожду пред Господем во свете живых.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя, яко на Тя упова душа моя, и на сень крилу Твоею надеюся дондеже прейдет беззаконие. Воззову к Богу Вышнему, Богу, благодеявшему мне. Посла с Небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя, посла Бог милость Свою и истину Свою, и избави душу мою от среды скимнов. Поспах смущен, сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы и язык их меч остр. Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя. Сеть уготоваша ногам моим и слякоша Душу мою, ископаша пред лицем моим яму и впадоша в ню. Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое, воспою и пою во славе моей. Востани слава моя, востани псалтирю и гусли, востану рано. Исповемся Тебе в людех, Господи, воспою Тебе вo языцех, яко возвеличися до Небес милость Твоя, и даже до облак истина Твоя. Вознесися на Небеса, Боже и по всей земли слава Твоя.

Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии. Ибо в сердце беззаконие делаете на земли, неправду руки ваша сплетают. Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу. Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои, иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра. Бог сокрушит зубы их во устех их, членовныя львов сокрушил есть Господь. Уничижатся яко вода мимотекущая, напряжет лук свой, дондеже изнемогут. Яко воск растаяв отьимутся, паде огнь на них и не видеша солнца. Прежде еже разумети терния вашего рамна, яко живы, яко во гневе пожрет я. Возвеселится праведник, егда увидит отмщение, руце свои умыет в крови грешника. И речет человек: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли.

Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя. Избави мя от делающих беззаконие и от муж кровей спаси мя. Яко се уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи, ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи. Без беззакония текох и исправих, востани в сретение мое и виждь. И ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки, да не ущедриши вся делающыя беззаконие. Возвратятся на вечер и взалчут, яко пес, и обыдут град. Се тии отвещают усты своими, и меч во устнах их, яко кто слыша? И Ты, Господи, посмеешися им, уничижиши вся языки. Державу мою к Тебе сохраню, яко Ты, Боже, Заступник мой еси. Бог мой, милость Его предварит мя, Бог мой, явит мне на вразех моих. Не убий их, да не когда забудут закон Твой, расточи я силою Твоею и низведи я, Защитниче мой, Господи. Грех уст их, слово устен их, и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине. Во гневе кончины, и не будут и уведят, яко Бог владычествует Иаковом и концы земли. Возвратятся на вечер, и взалчут, яко пес, и обыдут град. Тии разыдутся ясти, аще ли же не насытятся, и поропщут. Аз же воспою Силу Твою и возрадуюся заутра о милости Твоей, яко был еси Заступник мой и Прибежище мое в день скорби моея. Помощник мой еси, Тебе пою: яко Бог Заступник мой еси, Боже мой, милость моя.

Боже, отринул ны еси и низложил еси нас, разгневался еси, и ущедрил еси нас. Стрясл еси землю и смутил еси ю, исцели сокрушение ея, яко подвижеся. Показал еси людем Твоим жестокая, напоил еси нас вином умиления. Дал еси боящымся Тебе знамение, еже убежати от лица лука. Яко да избавятся возлюбленнии Твои, спаси десницею Твоею и услыши мя. Бог возглагола во святем своем: возрадуюся и разделю Сикиму, и юдоль жилищ размерю. Мой есть Галаад, и Мой есть Манассий, и Ефрем – крепость главы Моея, Иуда – царь Мой. Моав – коноб упования Моего, на Идумею простру сапог Мой, Мне иноплеменницы покоришася. Кто введет мя во град ограждения? Или кто наставит мя до Идумеи? Не Ты ли, Боже, отринувый нас? И не изыдеши, Боже, в силах наших? Даждь нам помощь от скорби, и суетно спасение человеческо. О Бозе сотворим силу, и Той уничижит стужающыя нам.

Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей. От конец земли к Тебе воззвах, внегда уны сердце мое, на камень вознесл мя еси, наставил мя еси. Яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия. Вселюся в селении Твоем во веки, покрыюся в крове крил Твоих. Яко Ты, Боже, услышал еси молитвы моя, дал еси достояние боящымся имене Твоего. Дни на дни царевы приложиши, лета его до дне рода и рода. Пребудет в век пред Богом, милость и истину Его кто взыщет? Тако воспою имени Твоему во веки, воздати ми молитвы моя день от дне.

Не Богу ли повинется душа моя? От Того бо спасение мое. Ибо той Бог мой и Спас мой, Заступник мой, не подвижуся наипаче. Доколе належите на человека? Убиваете вси вы, яко стене преклонене, и оплоту возриновену. Обаче цену мою совещаша отринута, текоша в жажди, усты своими благословляху и сердцем своим кленяху. Обаче Богови повинися, душе моя, яко от Того терпение мое. Ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой, не преселюся. О Бозе спасение мое и слава моя, Бог помощи моея, и упование мое на Бога. Уповайте на Него весь сонм людей, излияйте пред Ним сердца ваша, яко Бог Помощник наш. Обаче суетни сынове человечестии, лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати, тии от суеты вкупе. Не уповайте на неправду и на восхищение не желайте. Богатство аще течет, не прилагайте сердца. Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия, и Твоя, Господи, милость, яко Ты воздаси комуждо по делом его.

Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне, и безводно. Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою. Яко лучши милость Твоя паче живот, устне мои похвалите Тя. Тако благословлю Тя в животе моем, о имени Твоем воздежу руце мои. Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя. Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя. Яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся. Прильне душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя. Тии же всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли: предадятся в руки оружия, части лисовом будут. Царь же возвеселится о Бозе, похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная.

Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе, от страха вражия изми душу мою. Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду. Иже изостриша, яко мечь, языки своя, напрягоша лук свой, вещь горьку, состреляти в тайных непорочна, внезапу состреляют его и не убоятся. Утвердиша себе слово лукавое, поведаша скрыта сеть, реша: кто узрит их? Испыташа беззаконие, исчезоша испытающии испытания, приступит человек, и сердце глубоко, и вознесется Бог. Стрелы младенец быша язвы их, и изнемогоша на ня языцы их. Смутишася вси видящии их, и убояся всяк человек, и возвестиша дела Божия, и творения Его разумеша. Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него, и похвалятся вси правии сердцем.

Таже тропари, глас 5: Во глубины мя греха поползшася, треволнение обуревает отчаяния, но предвари, Христе, яко Всесилен, Управителю всех, и ко пристанищу тихому устреми безстрастия, за благоутробие, Спасе, и спаси мя.

Слава: Душе, яже зде привременна, тамо же вечна, зрю судилище, и на Престоле Судию, и трепещу изречения: прочее, душе, обратися, суд непрощаемь.

И ныне: Надежде ненадеемых, помоще безпомощных, заступление на Тя уповающих, святая Владычице Богородице, помощь Твою низпосли нам.

Господи, помилуй (40) и молитва:

Господи Щедрый и Милостивый, Долготерпеливе и Многомилостиве, внуши молитву н вонми гласу моления моего: сотвори со мною знамение во благо, настави мя на путь Твой, еже ходити во истине Твоей, возвесели сердце мое, во еже боятися имене Твоего Святаго, занеже велий еси, и творяй чудеса. Ты еси Бог Един, и несть подобен Тебе в бозех. Господи, Сильный в милости и Благий в крепости, во еже помогати и утешати, и спасати вся уповающыя на имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Псалтырь. Кафисма. Псалом:

Молитвы перед началом чтения Псалтири

Молитвы по прочтении нескольких кафисм или всей Псалтыри

О чтении Псалтири по усопшим

Порядок чтения псалмов на всякую потребу

Псалтырь как требник

Молитвы по псалтыри

Псалмы на разные случаи

Библия. Псалтырь

Ежедневные молитвы

Молитвы благодарственные каждодневные

Основные евангельские заповеди

Виды и формы православных молитв

Что нужно знать верующему

Молитвы, которые обязательно помогут

Тексту православного псалма 56 предшествует надписание «Не погуби». Это обращение псалмопевца, пребывающего на момент написания псалма в изгнании, . Песнь представляет собой воззвание к Господу укрыть ее автора от преследований врагов, и даровать им ту же участь, которую они уготовили для него. Следующая фраза поясняет нам, с чем связано такое отчаянное настроение автора «Писание Давида, когда он бежал от Саула в пещеру». Итак, согласно толкованию 56 псалма, он написан человеком, пребывающим в отдалении от родного дома, окруженного врагами, которые разыскивают его, чтобы погубить.

Помощь от православной молитвы псалом 56

Состояние пророка Давида, описанное в тексте христианского 56 псалма, можно сравнить с состоянием души верующего человека. Окруженная бесами и демонами, стремящимися увлечь ее за собой и погубить, она вынуждена прятаться в пещере молитвы и покаяния, и единственной ее надеждой остается Господь. В благодарность за защиту и покровительство царь Давид обещает Богу благословить и воспевать Его не только среди еврейского народа, но и среди язычников. Слушать онлайн, читать и смотреть видео с текстом 56 псалма рекомендуется людям, которые слоны к частым волнениям, и оттого страдающим мигренями.

Слушать на видео православную молитву псалом 56 на русском языке

Чтение православного текста псалма 56 на русском языке

Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.

Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды. Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне; Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою. Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч. Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя! Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее. Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить. Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано. Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен, ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя. Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!

Русский Псалтырь, текст псалом 56 на церковно славянском языке

Помилуй мя, Боже, помилуй мя; яко на тя упова душа моя, и на сень крилу твоeю надеюся, дондеже прейдет беззаконiе. Воззову к Богу вышнему, Богу благодеявшему мне. Посла с небесе и спасе мя, даде в поношенiе попирающыя мя; посла Бог милость свою и истину свою, и избави душу мою от среды скимнов. Поспах смущен; сынове человечестiи, зубы их oружiя и стрелы, и язык их мечь oстр. Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава твоя. Сеть уготоваша ногам моим, и слякоша душу мою; ископаша пред лицем моим яму, и впадоша в ню. Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое; воспою и пою во славе моей. Востани, слава моя, востани, псалтирю и гусли; востану рано. Исповемся тебе в людех, Господи, воспою тебе во языцех; яко возвеличися до небес милость твоя и даже до облак истина твоя. Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава твоя.

Псалом 56 – Давида – «Готово сердце моё» - размышления.

1. Пс.56:1 «Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру». Перед этим Давид окончательно убежал от царя Саула, затем пришёл к Анхусу, царю гефскому, но там его схватили и хотели убить. Давид испытал сильный страх, но воззвал к Богу – об этом Псалом 33. Он притворился безумным, его выгнали и он убежал в пещеру Адолламскую. В Пс.56 уже нет того страха перед людьми, которым Давид боялся и описывал в Пс.33. Здесь он очень страдает от гонения и одиночества, но при этом после описания тех, кто ищет его смерти, Давид прославляет Бога – в этом и есть его вера, он заранее славит Бога за спасение.

2. Пс.56:2 «Будь милостив ко мне, Боже, будь милостив! Ведь Ты – прибежище для души моей. В тени крыл Твоих я сокроюсь, пока гибель не минует» (пер. под ред.)

· «помилуй меня» - прояви милость ко мне – так просит Давид. В этом мольба о спасении жизни. Только что он был спасён от врагов Израиля (1-Цар.21 гл), теперь нуждается в спасении от близкого человека – тестя, царя Израиля Саула.

· «Прибежище для души» - это звучит как убежище, мы всегда можем укрыться в Боге своим доверием и душой, найти покой у Него. Но Давид ищет спасения не только эмоционального, но и физического.

· Давид был один и уповал только на Бога, поэтическим языком он описывает, как хочет укрыться под крыльями Божьей защиты. В горах он видел орлов, защищавших своих птенцов от бури. Такое же сравнение есть в Пс.90:1-4 «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!". Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его». В 4 стихе Давид также пишет о том, что Бог «пошлет милость Свою и истину Свою» для спасения. Для Давида слова имеют влияние на смерть и жизнь. Истина Божья – для спасения, слова врагов – копья и стрелы, острый меч. Давид не боялся сражений, но слова людей его народа ранили его.

3. Пс.56:3 в пер. под ред. Кулакова «Взываю я к Богу Всевышнему, к Богу, свершившему всё для меня во благо»

· он в бегах, потерял жену, богатство, положение в обществе, почёт и власть, любимое дело и возможность ходить в скинию собрания, внешний покой. Но он благодарит Бога, доверяя Ему. Павел в послании Римл.8:28, сам находясь в гонении пишет подобные слова «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу» (по Кулакову «им Он всё обращает ко благу»). Велика вера Давида! Обратить ко благу – это в силах у Бога.

· Давид уверен, что Бог благодетельствует ему («Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне»), уверен как сын в заботливом отце. Это происходит потому, что всю жизнь перед этим Давид во всех проблемах обращается к Богу, запоминает опыты спасения и воспевает в псалмах, он имеет хорошую память на чудеса Божьи и благодарное сердце. Давид не упрекает Бога в том, что случилось с ним. Бог, помазав Давида на царство, не убрал Саула с его пути, но спас во всех попытках убить Давида. Бог через все обстоятельства воспитывал Давида для будущего царства и тот не стал непослушным и самонадеянным, как Саул.

4. Пс.56: 4 По Кулакову «Ответит Он мне с неба и спасёт меня, преследующих же меня посрамлёнными оставит. Да явит мне Бог любовь Свою неизменную и верность Свою». В синод. Переводе «пошлёт милость и истину», здесь «любовь и верность». У Стронга на это слово несколько значений - надёжность, твёрдость; постоянство, продолжительность, непреложность; верность, истинность; истина, правда

5. Пс.56:6 «Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!». Во всём псалме очень часто говорится о том, что Бог – это Бог небес, им не управляют люди. Он с небес посылает спасение, Его слава превыше небес, а значит все люди в его власти и Он – победитель. Милость Его огромна – до небес.

· «Он пошлет с небес и спасет меня»

· «Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!»

· «ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.

Сперджен «Наш долг содействовать распространению Божьей славы: «будь превознесён». Мы должны славить не себя, не других людей, не ангелов, а Бога. За славу Божью мы должны подвизаться двумя способами: прославлять Бога и повиноваться Его воле». (Слова Иисуса - Ин.17:4 «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить»).

6. Каким видит Давид Бога:

· Бог милостивый и любящий, Отец (Давид сравнивает Бога с птицей, в тени крыльев которой он укроется (2,4, 11), дающий благо (3)

· Бог Спаси, убежище (2)

· Бог истины (4) – для Давида важно быть правым в глазах Божьих, наверное. Ему хотелось правды и на этой земле относительно себя, особенно когда на него клеветали

· Бог небес, Всевышний, управляющий всем и его жизнью в частности (3, 4, 6, 11, 12)

7. Пс.56:2-4 – здесь описывается процесс «молитвы глазами веры» Давида. В стихе 2 – «помилуй меня» (просит) и говорит, что уповает на Бога. А в 3 и 4 стихе Давид уже благодарит за то, что ещё не свершилось – Бог благодетельствует, пошлёт с небес, спасёт, посрамит преследующего его врага. Это и есть то, что описано в послании Павла Еврееям при описании веры –«осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1).

8. Пс.56:5, 7 – поэтическое описание проблемы - «А я нахожусь среди львов, людей пожирающих. Зубы их – копья и стрелы, языки – мечи острые» (5), «Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и [сами] упали в нее» (7).

· Давид сравнивает людей с дикими животными «а я нахожусь среди львов, людей пожирающих» (по Кулакову). Лев питается зверями. Если лев стал есть людей, то он становится безумным, не управляет собой, ест не ради насыщения, а из жестокости. Таковым стал Саул и часть его людей.

· Давид описывает проблему как охотник – сеть как на зверя, в ловушку загнали его враги. Так он чувствует себя, сидя в пещере.

· «Душа моя поникла» - он честно говорит о своём состоянии Господу. Очень важно быть честным перед Богом.

· «выкопали предо мною яму, и [сами] упали в нее» - этого ещё не произошло, но это слова веры Давида, он верит в справедливость от Бога и закон причины и следствия. В итоге, Саул со своими людьми 2 раза оказывался в руках Давида и его людей, когда Давид мог отнять жизнь у Саула во сне, и когда по нужде тот зашёл в пещеру, где прятался Давид. Но Давид не прикоснулся к Саулу, оставив суд Богу. Самое страшное, что они отвергли Духа Божьего и Его присутствие в своей жизни, поэтому итогом их жизни стала смерть, а итогом жизни Давида – спасение от Бога и царствование над Израилем.

· После каждого описания своих печалей и жестокости людей Давид прославляет Бога, который не таков, как люди.

9. Пс.56:8 -10 «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и псалом слагать. Воспрянь, душа моя, воспрянь, арфа и лира, и я зарю разбужу. Славить буду Тебя, Господь, среди народов и петь о тебе среди племён».

· Готовность петь и славить у Давида есть независимо от угрозы его жизни (обстоятельств), от состояния его эмоций на данный момент (стих перед этим – душа моя поникла). При унынии он всё время утешается надеждой, укрепляет веру, вспоминая прошлые опыты и доверяя Богу, спасающего его. Это является якорем для души. В пер. Кулакова «готово сердце» - «укрепилось в уповании сердце моё». А упование, вера – это наш выбор, а затем состояние сердца и эмоций.

· https://pandia.ru/text/80/381/images/image002_216.gif" width="35" height="18">Благословение" href="/text/category/blagoslovenie/" rel="bookmark">благословением , долгом».

11. Пс.56:11 Милость Божья до небес (Сперджен):

· Милость – это престол Божий. Милость – это лестница в небеса, это любовь и жертва Иисуса.

· Милость – это радуга. Прошлые и настоящие милости доказывают то, что святые избавлены от участи нечестивых.

· Милость – это гора. Её основание на земле, а вершина над облаками. Благословение креста превыше небес. Возможно ли описать великолепие горной вершины, если даже подножье горы исполнено неизреченной славы и величия?

12. Пс.56:12 «Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!».

· Давид желает, чтобы слава Божья была над всею землёю. Он хочет, чтобы все узнали, что его Бог – единственно живой Бог над всеми народами, узнали Его характер, славу Его.

· По Кулакову «и слава Твоя да явится над всею землёю» - мы здесь видим и желание второго Пришествия Христа, ведь явление славы над всею землёю будет при Его Пришествии. Это пророческий Псалом.

Пой Господу, хотя и плоть, и чувство

Грозят взвалить на душу скорбный груз.

Воспой Ему, ведь большей нет измены,

Чем сдерживать горячий пламень уст.

Песни для урока:

1. Прославление. Об уверенности в Боге милостивом, спасающем из любви.

2. О молитве.

3. Псалом о втором пришествии Христа